Автор: Осипова Марина Александровна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБУ детский сад № 147 "Сосенка"
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: проект
Тема: "Коррекция двигательных нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством организации детско – родительского оздоровительного клуба"
Раздел: дошкольное образование
Проект
«Коррекция двигательных нарушений у детей старшего дошкольного
возраста с ОНР III степени посредством организации детско –
родительского оздоровительного клуба»
«Детям нужны не поучения, а примеры»
Жозеф Жубер
1. Аналитическое обоснование.
Неполноценная
речевая
деятельность
накладывает
отпечаток
на
формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы
детей.
Наряду
с
общей
соматической
ослабленностью
и
замедленным
развитием
локомоторных
функций
детям
с
нарушением
речи
присуще
некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Оно характеризуется
плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения
упражнений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений
по
словесной
и
особенно
многоступенчатой
инструкциям.
Отмечается
недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, обнаруживается
замедленность, застревание на одной позе. Таким образом, у детей с речевой
патологией недостаточно сформированы пространственные представления, с
трудом формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы.Ряд
авторов
отмечают
у
детей
с
ОНР
недостаточные
устойчивость
и
объем
внимания,
ограниченные
возможности
его
распределения
(исследования
Р.Е.Левиной,
Т.Б.Филичевой,
Г.В.Чиркиной,
А.В.Ястребовой).
Все
это
требует определенной специфики проведения физкультурно-оздоровительной
работы.
Чем
меньше
возраст
ребёнка,
тем
эффективнее
и
быстрее
осуществляется
устранение
двигательных
нарушений
и
недостатков
физического развития. Значение двигательной активности очень велико для
развития и формирования биологической основы, на которой в дальнейшем
возникает
всё богатство 24 нормальных поведенческих реакций человека
(Б.П.
Пузанов,
В.И.
Селиверстов,
С.Н.
Шаховская,
Ю.А.
Костенкова).
Двигательная
активность
в
дошкольном
возрасте
является
важнейшим
фактором активизации обменных процессов в организме ребёнка. Хочется
отметить, что именно оптимально организованная и достаточна я по объёму
двигательная
активность
благоприятно
сказывается
на
функциональном
состоянии головного мозга,
способствует увеличению работоспособности,
повышению произвольности в выполнении различных действий ребёнка с
О Н Р.
С п е ц и а л ь н о
п од о б р а н н ы е
ко р р е к ц и о н н ы е
т е х н о л о г и и
здоровьесбережения
способствуют
развитию
координации
движений,
внимания, памяти, восприятия, ориентировки в пространстве, координации
деятельности слухового и зрительного анализаторов. Например, подвижная
игра,
с
ее
выраженным
эмоциональным
характером
–
одно
из
самых
любимых
занятий
дошкольников.
И,
если
она
правильно
подобрана
педагогом с учетом возможностей ребенка (как физических, так и речевых), с
пониманием
каждого
этапа
работы
с
ним
при
правильном,
умелом
руководстве со стороны взрослого, то окажет неоценимую помощь в работе с
детьми.
Значительную
и
решающую
роль
в
коррекционно-развивающем
процессе
играет
семья.
Это
единственное
и
естественное
пространство,
которое окружает ребенка с момента его появления и оказывает решающее
влияние на его комплексное развитие. В силу приоритетной роли семьи в
развитии ребенка, необходимо привлечь родителей в союзники. Зачастую
родители
в
силу
своей
неосведомлённости
в
вопросах
коррекционно
–
развивающей работы не видят большой проблемы в том, что ребёнок не
выговаривает какие - то звуки, не может чётко произнести скороговорку, не
воспроизводит последовательность элементов упражнения. Педагоги, в свою
очередь, ограничиваются традиционными формами работы с родителями,
полагаясь на их личную ответственность за развитие своего ребёнка. А живое
и продуктивное общение получается как раз не во время доклада воспитателя
о «характеристике речевых нарушений»
или при смене консультации в
родительском уголке, а, как показывает практика, в неформальных беседах,
совместных
праздниках,
тренингах
детско-родительских
отношений,
практикумах.
Совместные мероприятия
в
неформальной
обстановке
позволяют
педагогам
привлекать
родителей
к
педагогическому
взаимодействию
с
детьми,
уйдя
при
этом
от
заорганизованности
и
скучных
шаблонов,
не
поощрять позиции потребления образовательных услуг, а помочь им стать
своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. И тогда
родители из сторонних наблюдателей превращаются в активных участников
как образовательного, так и коррекционного процесса: они заинтересованы в
том, чтобы все имеющиеся у ребенка проблемы были решены до момента
поступления в школу.
Сотрудничество
с
родителями
–
важнейшее
звено
концепции
интегрированного
обучения.
Оно
заключается
во
взаимообмене
информацией, консультировании, взаимопомощи и общении. При этом речь
идет о личном общении персонала и родителей, а также родителей друг с
другом.
В
этом
учебном
году
инструктором
по
физической
культуре
и
педагогами старшей логопедической группы был организован и начал свою
работу детско - родительский оздоровительный клуб «Здоровейка». Клуб
создан
с
целью
расширения
возможности
вовлечения
родителей
в
образовательное пространство, обучения их навыкам совместной с детьми
увлекательной
двигательной
деятельности,
повышения
уровня
коммуникабельности,
как
детей,
так
и
родителей,
проведения
просветительской работы по коррекции двигательных нарушений с семьями
воспитанников.
В
работе
клуба
принимают
участие
инструктор
по
физической культуре, учитель – логопед, воспитатели старшей группы детей
с
ОНР,
педагог
–
психолог,
дети
и
родители
данной
группы.
Это
дало
возможность максимально широко использовать опыт работы педагогов
и
удовлетворить потребности большинства родителей.
Исходя
из
выше
изложенного,
нами
была
выбрана тема
проекта
«Коррекция
двигательных
нарушений
у
детей
старшего
дошкольного
возраста с ОНР III степени посредством организации детско – родительского
оздоровительного клуба«Здоровейка».
2. Тип проекта: практико-ориентированный.
3. Длительность проекта: долгосрочный (09.2016 г. – 08.2017 г.).
4.
Участники: инструктор
по
физической
культуре,
дети
с
общим
недоразвитием
речи IIIстепени
(старшая
группа),
родители,
воспитатели,
учитель – логопед, педагог – психолог.
5.
Цель
проекта:
создание
системы
совместной
работы
по
коррекции
нарушений двигательной сферы у детей с ОНР через организацию детско –
родительского оздоровительного клуба «Здоровейка».
Задачи проекта:
1. Привлечь внимание родителей к проблеме сопутствующих нарушений в
двигательной сфере ребёнка с ОНР.
2.
Повысить
педагогическую
компетентность
родителей
в
воспитании
здорового
и
успешного
ребенка
через
вовлечение
их
в
совместную
коррекционную
физкультурно
–
оздоровительную
деятельность
в
рамках
работы клуба.
3. Определить эффективные инновационные методы и формы организации
совместных коррекционных физкультурно – оздоровительных мероприятий.
4. Установить партнерские отношения с семей каждого воспитанника.
6. Содержание проекта.
Этап организации
Мероприятия
Сроки,
ответственные
1.Организационный
(09.2016 г.)
Анализ
научно
–
м етодиче ской
литературы, интернет-ресурсов.
Краткий обзорный доклад по итогам
анализа.
05.09 – 09.09.2016 г. –
и н с т р у к т о р
п о
физической
культуре,
учитель – логопед.
Оценка уровня организации предметно
–
пространственной
развивающей
среды
в
группе
для
осуществления
коррекции двигательных недостатков.
1 2 . 0 9 . 2 0 1 6
г .
–
и н с т р у к т о р
п о
физической культуре.
Этап организации
Мероприятия
Сроки,
ответственные
Анкетирование родителей.
12.09 – 16.09.2016 г. –
воспитатели группы.
Семинар-практикум
для
педагогов
«В и д ы
з д о р о в ь е с б е р е г а ю щ и х
п е д а го г и ч е с к и х
т е х н о л о г и й
и
возможности их применения в детском
саду».
15.09.2016 г. -
и н с т р у к т о р
п о
физической культуре.
П е д а г о г и ч е с к и й
м о н и т о р и н г
физической подготовленности детей.
19.09 – 23.09.2016 г. –
и н с т р у к т о р
п о
физической культуре.
Консультация
для
во с п и т ате ле й
коррекционных
групп
«Особенности
модели
режима
д ви г ате льн о й
активности детей с ОНР».
2 3 . 0 9 . 2 0 1 6
г . -
и н с т р у к т о р
п о
физической культуре.
Заседание
п с и хол о го - м ед и ко -
педагогического консилиума.
3 0 . 0 9 . 2 0 1 6
г.
–
председатель ПМПк.
2.Прогностический
(10.2016 г.)
Групповое
родительское
собрание
с
приглашением
педагога
–
психолога,
инструктора по физической культуре.
Тема «Сотрудничество детского сада и
семьи в вопросах коррекции речевых
нарушений».
07.09.2016 г. -
воспитатели группы.
Планирование
системы
р а б от ы
оздоровительного клуба:
1.
Включение
в
комплексно
–
тематический план группы различных
форм
организации
физкультурно–
оздоровительных
и
коррекционных
м е р о п р и я т и й
с о гл а с н о
п л а н у
м е р о п р и я т и й
п о
с т а н о в л е н и ю
ц е н н о с т е й
З О Ж ,
о в л а д е н и я
элементарными нормами и правилами
в соответствии с ФГОС ДО с детьми
дошкольного
возраст а;
м од е л и
двигательного
режима
для
детей
старшего
дошкольного
возраста,
с
учётом
потребности
в
двигательной
активности детей 5 – 6 лет.
2.
Разработка
тематики
и
плана
встреч с родителями
17.10 – 21.10.2017 г. -
инструктор по
физической культуре,
воспитатели группы.
Круглый стол с участием педагогов и
родителей «Пожелай себе здоровья!»
26.10.2016г. -
инструктор по
физической культуре
Встреча
–
обмен
мнениями
между
педагогами
–
участниками
проекта,
т е м а :
« В н е с е н и е
ко р р е к т и в
в
материалы
проекта,
реализуемого
с
детьми
старшей
логопедиче ской
группы».
28.10.2016 г. –
инструктор по
физической культуре.
Этап организации
Мероприятия
Сроки,
ответственные
3. Практический.
(11.2016 – 05.2017 г.)
Осуще ствление
деятельно сти
в
с о от в е т с т в и и
с
в н е с е н н ы м и
в
комплексно
–
тематический
план
дополнениями и планом деятельности
д е т с к о
–
р о д и т е л ь с к о г о
оздоровительного клуба «Здоровейка».
(Приложение №1, 2, 3).
11.2016 г. – 05.2017 г.
инструктор по
физической культуре,
воспитатели группы,
учитель-логопед.
4. Заключительный
(05 – 08.2017 г.)
Анализ
результатов
мониторинга
физической подготовленности детей на
конец учебного года.
15.05 – 19.05.2017 г.-
инструктор по
физической культуре.
Оценка уровня организации предметно
–
пространственной
развивающей
среды
в
группе,
на
участке
и
с п о р т и в н о м
з а л е
Д О У
д л я
о с у щ е с т в л е н и я
к о р р е к ц и и
двигательных недостатков.
16.05.2017 г.-
инструктор по
физической культуре.
И т о г о в ы й
п с и х о л о г о - м е д и к о -
педагогический консилиум.
24.05.201 г. -
председатель ПМПк.
Анкетирование родителей.
15.05 – 19.05.2017 г. –
воспитатели группы.
Презентация опыта работы по проекту
на педагогическом совете ДОУ.
26.05.2017 г. –
инструктор по
физической культуре.
Презентация опыта работы по проекту
педагогическому сообществу города.
05-08.2017 г. –
инструктор по
физической культуре,
воспитатели группы,
учитель-логопед.
Размещение материалов проекта в сети
интернет.
05-08.2017 г. –
инструктор по
физической культуре,
воспитатели группы,
учитель-логопед.
7. План реализации проекта.
I этап - организационный (09 – 10.2016 г.)
Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогов, работающих
с детьми данной группы и родителей по коррекции двигательных нарушений
воспитанников по организации совместных коррекционных физкультурно –
оздоровительных
мероприятий.
Повышение
профе ссиона льной
компетентности педагогов.
Задачи:
1.
Провести
мониторинг
состояния
работы
по
здоровьесбережению
детей:
- исследование состояния здоровья детей;
- диагностику физической подготовленности дошкольников.
2.
Изучить
уровень
осведомленности
и
мотивации
родителей
в
вопросах
коррекции,
укрепления
и
поддержания
здоровья
дошкольников
(анкетирование родителей).
3. Проанализировать научно-методическую и материальную базу ДОУ
по
данному
направлению;
по
оценке
уровня
организации
предметно
–
пространственной
развивающей
среды
для
коррекции
двигательных
нарушений;
по
подбору
эффективных
методик
и
технологий
по
комплексному исправлению недостатков физического развития; по формам
организации совместных физкультурно – оздоровительных мероприятий; по
подбору новых продуктивных форм работы с родителями.
4.
Повысить
компетентность
педагогов
в
сфере
диагностики
и
коррекции двигательных нарушений у детей с ОНР IIIстепени.
Содержание I этапа:
- анализ научно – методической литературы, интернет – ресурсов;
-
оценка
уровня
организации
предметно
–
пространственной
развивающей
среды
в
спортивном
зале,
группе
и
площадке
для
осуществления коррекции двигательных недостатков;
- заседание психолого-медико-педагогического консилиума;
-
а н а л и з
п ед а го ги ч е с ко го
м о н и то р и н га
п о
ф и з и ч е с ко й
подготовленности;
- анкетирование родителей;
-
создание
материально-технических,
организационных,
научно
-
методических условий.
- организация консультативной
и практической помощи педагогам,
работающим с детьми, имеющими диагноз ОНРIIIстепени.
Ожидаемый результат:
П е д а г о г и
т е о р е т и ч е с к и
п о д г о т о в л е н ы
к
п р о в е д е н и ю
экспериментальной работы (изучена литература, проанализированы ресурсы,
повышена компетентность в сфере коррекции двигательных недостатков у
детей с ОНР, подобраны, использованы и проанализированы диагностические
материалы).
Интерес
родителей
к
проблеме
охраны,
коррекции
и
укрепления
здоровья воспитанников повысился. Родители положительно настроены на
проведение коррекционных физкультурно – оздоровительных мероприятий
совместно с детьми.
II этап – прогностический (11.2016 г.)
Цель:
внедрение
здоровьесберегающих
коррекционных
технологий
через
использование
перспективного
планирования
в
воспитательно-
образовательном процессе старшей группы детей с ОНРи организациюдетско
– родительского оздоровительного клуба «Здоровейка».
Задачи:
1.
Повысить
компетентность
родителей
в
сфере
диагностики
и
коррекции двигательных нарушений у детей с ОНР.
2.
Подобрать
комплекс
эффективных
форм
и
методов
исправления
недостатков в двигательной сфере.
3. Организовать деятельность детско – родительского оздоровительного
клуба «Здоровейка».
3.
Проанализировать
результаты
реализации
пройденных
этапов
и
внести необходимые изменения в план реализации проекта.
Содержание II этапа:
-
повышение
компетентности
родителей
(родительское
собрание
с
приглашением специалистов, консультации учителя – логопеда, педагога –
психолога, инструктора по физической культуре, круглый стол);
- разработка перспективного плана деятельности клуба;
-
непосредственное
участие
и
помощь
родителей
в
разработке
и
организации
системы
коррекционных
физкультурно
–
оздоровительных
мероприятий;
- включение в комплексно – тематический
план группы различных
форм
организации
физкультурно–оздоровительных
мероприятий
согласно
плану мероприятий по становлению ценностей ЗОЖ; коррекционной работы:
упражнений для профилактики нарушения осанки и плоскостопия, занятий
на детских тренажерах; элементов дыхательной гимнастики, гимнастики для
глаз,
комплексов
упражнений
для
развития
общей
моторики
и
мелкой
моторики
рук
с
разнообразными
предметами,
кинезеологических
упражнений, логоритмических упражнений, психогимнастики, самомассажа
с использованием нетрадиционного оборудования, игровых упражнений на
координацию и ориентацию на собственном теле и в пространстве группы,
зала,
участка,
оздоровительных
мероприятий
общей
направленности
(тематическая гимнастика, игровой час, оздоровительный бег, профилактика
простудных заболеваний и т.д.);
-
проведение
рефлексии
по
результатам
реализации
задач
данного
этапа, внесение корректив в материалы проекта.
Ожидаемый результат:
Повысился
интерес
к
научно
–
поисковой
работе
у
педагогов.
Разработана
система
использования
здоровьесберегающих
коррекционных
технологий и различных форм организации физкультурно – оздоровительной
работы в течение дня во всех видах деятельности детей.
Дети
с
удовольствием
принимают
участие
в
коррекционных
физкультурно
–
оздоровительных
мероприятиях
вместе
с
педагогами
и
родителями,
проявляют
самостоятельность
в
организации
свободной
двигательной
деятельности
с
использованием
коррекционного
и
нестандартного
физкультурного
оборудования,
специальных
карт
–
схем
выполнения тех или иных упражнений, и др.
Родители стали более компетентны в вопросах коррекции двигательной
сферы.
Они
выразили
интерес
и
желание
принимать
участие
в
работе
оздоровительного клуба.
III этап – практический (11.2016 – 05.2017г.)
Цель: осуществление деятельности в соответствии с разработанным
планом
организации
совместных
физультурно
-
оздоровительных
мероприятий в детско – родительском клубе «Здоровейка».
Задачи:
1. Поддержать творческую инициативу сотрудников детского сада и
родителей.
2.
Организовать
совместную
работу
педагогов
и
родителей
по
коррекции физического развития старших дошкольников с диагнозом ОНР III
степени в рамках клуба «Здоровейка».
3. Информировать родителей и сотрудников о мероприятиях клуба.
Содержание III этапа:
-
ознакомление
педагогов
и
родителей
с
инновационными
здоровьесберегающими
коррекционными
технологиями
и
формами
физкультурно – оздоровительной работы;
- реализация задач по исправлению нарушений двигательной сферы у
воспитанников
посредством
организации
совместных
физкультурно
–
оздоровительных мероприятий;
-
организация
психологической
поддержки
участников
проекта
(психоэмоциональная составляющая);
Ожидаемый результат.
Дети
способны
проявить
инициативу
и
самостоятельность
в
двигательной
деятельности,
активно
взаимодействуют
со
сверстниками
и
взрослыми в совместных играх. Общеразвивающие упражнения и основные
виды
движений
выполняются
уверенно.
Движения
рук
свободные,
скоординированные. Достаточно хорошо ориентируются на своём теле и в
пространственно
–
временных
параметрах.
Улучшена
способность
последовательно
выполнить
действие,
руководствуясь
словесной
инструкцией.
Педагоги оказывают родителям помощь в вопросах охраны, коррекции
и укрепления их физического и психического здоровья, являются активными
участниками физкультурно – оздоровительных мероприятий.
Предметно
–
пространственная
образовательная
среда
стала
более
разнообразной, насыщенной, пополнилась новыми объектами.
Родители
активно
участвуют
в
деятельности
клуба,
проявляют
инициативу в разработке тем следующих мероприятий. Повысился процент
посещаемости встреч клуба
IV этап - заключительный (05.2017 г.- 08.2017 г.)
Цель:
подведение
итогов
реализации
проекта,
обобщение
опыта
работы.
Задачи:
1.
Провести
мониторинг
состояния
работы
по
здоровьесбережению
детей на конец учебного года:
- исследование состояния здоровья детей;
- диагностику физической подготовленности дошкольников.
2. Изучить мнение родителей о качестве и результатах деятельности
клуба «Здоровейка» (анкетирование родителей).
3. Провести анализ работы педагогического коллектива, реализующего
проект, определить проблемы и пути их решения на итоговом
психолого-
медико-педагогическом консилиуме.
4.
Презентовать
результаты
работы
по
реализуемому
проекту
на
педагогическом совете ДОУ.
Содержание IV этапа:
-
исследование
эффективности
проводимой
работы
в
рамках
деятельности
клуба
на
основе
анализа
результатов
мониторинга
и
анкетирования родителей;
- заседание психолого-медико-педагогического консилиума;
-презентация материалов проекта на педагогическом совете ДОУ;
- представление опыта на семинарах, педагогических ярмарках;
- размещение материалов проекта в сети интернет;
-
ориентирование
на
продолжение
работы
клуба
в
следующей
возрастной группе.
Результативность
Создана и апробирована система работы по оздоровлению, коррекции
недоразвития двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с
ОНР III степени, психолого-педагогического сопровождения детей с данным
диагнозом, основанная на использовании современных здоровьесберегающих
технологий, способствующая гармоничному физическому развитию детей.
Возрос
уровень
компетентности
педагогов
и
родителей
в
вопросах
здоровьесбережения и коррекции. Значительное количество семей настроено
на
активное
сотрудничество
с
детским
садом
в
вопросах
исправления
недостатков физического развития детей.
Полученные ребенком знания, представления о себе, своем здоровье,
возможностях
своего
организма
и
физической
культуре
позволили
найти
эффективные и действенные способы укрепления здоровья и гармоничного
физического развития.
8. Планируемые результаты
У детей:
1. Сформирована уверенность в собственных силах и возможностях.
2. Достигнут средний и высокий уровень развития физических качеств.
3.
Сформировано
умение
ориентироваться
в
про странстве,
последовательно
выполнять
двигательное
действие,
соотносить
его
со
словесной инструкцией.
У родителей:
1. Сформирована активная родительская позиция.
2.
Повышена
компетентность
в
вопросах
коррекции
недостатков
физического развития детей.
3. Активизировано участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
4 . Сформирована личная ответственность за гармоничное физическое
развитие ребёнка.
У педагогов:
1.
Освоены
инновационные
здоровьесберегающие
коррекционные
технологии, используются в работе с детьми эффективные методы и формы
организации физкультурно – оздоровительной работы.
2. Повышена профессиональная компетентность.
3. Повышено качество работы по физическому воспитанию с детьми
старшей логопедической группы ДОУ.
4 . Сформирована
личная
ответственность
за
гармоничное
развитие
детей.
Приложение 1
План работы детско – родительского клуба «Здоровейка»
Дата встреч
Тема мероприятия
Цель мероприятия
Ноябрь
« Н е с к у ч н а я
г и м н а с т и к а »
-
практикум
по
коммуникативно
–
двигательной
деятельности
для
детей и родителей.
Познакомить родителей с техникой
выполнения
парных
физических
упражнений,
с п о с о б с т в о в ат ь
накоплению положительного опыта
с о в м е с т н ы х
д в и г а т е л ь н ы х
действий.
Декабрь
«Влево – вправо – вперёд – назад»,
или
«Морские
приключения
с
отважным пиратом» - совместный
динамический час.
Познакомить родителей с игровыми
приёмами развития ориентировки в
пространстве
у
детей,
развивать
н а в ы к и
в з а и м о д е й с т в и я
и
сотрудничества
для
достижения
общей цели со всеми участниками
игры.
Январь
«Послушные ушки» - двигательная
сказка для детей и взрослых.
Дать
родителям
представление
о
«двигательном
рассказе»,
как
процессе, в котором дети проводят
имитационные,
мимические
и
пантомимические
движения
по
о п р е д е л ё н н о м у
с ю ж е т у
проговариваемой педагогом сказки,
и как методе формирования умения
воспроизводить
действия
по
словесной инструкции.
Февраль
« Ф е с т и в а л ь
н а р од н ы х
и г р »
совместная
двигательно
–
игровая
деятельность по мотивам русского
народного фольклора.
Акцентировать внимание родителей
н а
п о л о ж и т е л ь н о е
в л и я н и е
подвижных
игр
для
развития
речедвигательной координации.
Март
«Школа
мяча»
-
совместное
занятие-тренинг
с
использованием
разных видов мячей
Р аскры т ь
перед
р од и т е л я м и
возможности
использования
мяча
как
тренажёра
для
р а з в и т и я
координации
движений
рук
и
мелкой моторики кисти.
Апрель
«Большое весеннее путешествие» -
маршрутная игра – соревнование, с
элементами тимбилдинга.
Познакомить родителей с приёмами
освоения
работы
по
карте
через
участие
в
командной
маршрутной
игре.
Совершенствовать
навыки
активного
взаимодействия
в
команде.
Май
«Навстречу
лету!»
-
совместный
спортивный праздник.
Обобщить
имеющиеся
знания
о
методах
и
приёмах
исправления
д в и г а т е л ь н ы х
н а р у ш е н и й ,
ориентировать
на
продолжение
совместной
работы
в
следующей
возрастной группе.
Приложение 2
Содержание психолого-педагогической работы
по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни
Цель:
Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе
жизни.
Основные задачи формирования начальных представлений о
здоровом образе жизни в старшей группе (от 5 до 6 лет)
Расширять
представления
об
особенностях
функционирования
и
целостности человеческого организма. Акцентировать внимание детей на
особенностях их организма и здоровья («Мне нельзя есть апельсины — у
меня аллергия», «Мне нужно носить очки»).
Расширять представления о составляющих (важных компонентах) здо-
рового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и
вода — наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих здоровье.
Формировать представления о зависимости здоровья человека от пра-
вильного питания; умения определять качество продуктов, основываясь на
сенсорных ощущениях.
Расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья
человека.
Формировать представления о правилах ухода за больным (заботиться о
нем,
не
шуметь,
выполнять
его
просьбы
и
поручения).
Воспитывать
сочувствие
к
болеющим.
Формировать
умение
характеризовать
свое
самочувствие.
Знакомить детей с возможностями здорового человека.
Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Прививать
интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься физкультурой
и спортом.
Знакомить
с
доступными
сведениями
из
истории
олимпийского
движения.
Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения в
спортивном зале и на спортивной площадке.
*Ежедневно
осуществляется
работа
в
соответствии
с
комплексным
планом физкультурно-оздоровительных мероприятий на учебный год.
Период
Тема из
комплексно-
тематического
планирования
Тематика
ЗОЖ
Задачи
Методические приемы
февраль
1, 2, 3 недели
ОБЖ. Человек
и природа
Как
животные
людей
лечат
Расширять
представления
об
о собенно стях
функционирования
и
целостности
человеческого
о р г а н и з м а .
Р а с ш и р я т ь
п р е д с т а в л е н и я
о
составляющих здорового образа жизни и факторах,
разрушающих
здоровье.
Знакомить
детей
с
возможностями
здорового
человека. Познакомить
детей с анималотерапией. Формировать заботливое
отношение
к
животным
как
к
и с точ н и ку
здоровьесбережения. Ф ормировать
у
д е т е й
потребность в здоровом образе жизни.
1.
Беседа «Наши верные друзья» (о фактах
благотворного влияния животных на здоровье
человека)
2.
Рассматривание иллюстраций, посвящённых
дружбе между людьми и животными.
3.
Создание альбома (плаката) «Пушистый
доктор», «Золотая рыбка» и др.
4.
Проект «Большой секрет для маленькой
компании» (взаимодействие животных и людей)
Доброе
слово
любого
лечит
Знакомить
детей
с
возможностями
здорового
человека.
Формировать
у
детей
потребность
в
здоровом образе жизни. Систематизировать знания
д е т е й
о
д и ко й
п р и р од е ,
е е
о п а с н о с т я х ,
положительном влиянии на здоровье человека
1.
Беседа «О бережном отношении к природе»
2.
Составление плаката (схемы) «Я – часть
природы»
3.
Досуг «Путешествие в лес»
Доктором
быть
хорошо –
пусть меня
научат
Способствовать
формированию
у
детей
знаний
о
профессиях
врача
и
ветеринара. Формировать
представления о правилах ухода за больным. Воспи-
тывать
сочувствие
к
б ол е ю щ и м . Расширять
представления о составляющих компонентах ЗОЖ в
мире людей и животных.
1.
Экскурсия в медицинский кабинет
2.
Беседа с врачом «Чем занимается доктор»
3.
Сюжетно-ролевая игра «Доктор»
4.
Дидактическая игра «Профессии»
февраль
4 неделя
День
защитника
Отечества
Богатырско
е здоровье
Расширять
представления
об
о собенно стях
функционирования
и
целостности
человеческого
организма. Дать детям доступные представления о
воспитании
здоровых,
смелых
и
сильных
людей,
которые
будут
охранять
Родину.
Объяснить
какое
важное
значение
имеет
для
человека
соблюдение
1.
Беседа «Кто такие богатыри и почему говорят
«богатырское здоровье»?»
2.
Мастер-класс «Тренируем силу» (приглашение
спортсменов из спортивных школ)
3.
Физкультурный досуг, посвященный Дню
защитника Отечества
Приложение 3
Модель двигательного режима старшей логопедической группы № 13 на 2016 – 2017 учебный год
Формы организации
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Индивидуальная
работа по развитию
общей и мелкой
моторики рук утром
20 мин.
20 мин.
20 мин.
20 мин.
20 мин.
Утренняя гимнастика
элементами
дыхательной
гимнастики и
самомассажа
10 мин.
10 мин.
10 мин.
10 мин.
10 мин.
Физминутка,
гимнастика для глаз во
время занятия(указать
какие занятия),
Логопедическое
занятие
(3 мин.)
Логопедическое
занятие
(3 мин.)
Лепка – 3 мин.
ФЭМП (3 мин.)
Рисование (3 мин.)
Логопедическое
занятие
( 3 мин.)
Конструирование
( 3 мин.)
Динамическая пауза
между занятиями (если
нет
физо или музо),
упражнения для
профилактики
нарушения осанки
5 – 7 мин.
5 – 7 мин.
5 – 7 мин.
5 – 7 мин.
5 – 7 мин.
Подвижная игра на
прогулке
20 мин.
20 мин.
20 мин.
20 мин.
20 мин.
Индивид.работа по
развитию движений на
прогулке
15 мин.
15 мин.
15 мин.
15 мин.
15 мин.
Динамический
час на прогулке
25 мин.
Спортивные
упражнения:
велосипед, самокат,
лыжи.
15 мин.
15 мин.
15 мин.
15 мин.
15 мин.
Спортивные игры
(элементы, не реже
одного раза в неделю)
20 мин.
Физкультурные занятия
25 мин.
( в бассейне)
25 мин.
( в спортивном зале)
25 мин.
( в спортивном зале)
25 мин.
( в бассейне)
Музыкальные занятия
25 мин.
25 мин.
Гимнастика после
дневного сна,
упражнения для
профилактики
плоскостопия
10 мин.
10 мин.
10 мин.
10 мин.
10 мин.
Занятия на детских
тренажёрах (в
спортивном зале)
20 мин.
20 мин.
20 мин.
20 мин.
20 мин.
Спортивные
развлечения и досуги
30-50 мин.
не реже одного раза в месяц
Спортивные праздники
60 мин.
2 -3 раза в месяц
День здоровья
1 раз в месяц
Логоритмические игры,
упражнения с
предметами для
развития моторики рук
во 2 половине дня
20 мин.
20 мин.
30 мин.
30 мин.
20 мин.
Прогулки, походы
60 мин.
1 раз в квартал
Самостоятельная
двигательная
деятельность
90 мин.
90 мин.
90 мин.
90 мин.
90 мин.
Итого времени
265 мин.
278 мин.
268 мин.
265 мин.
280 мин.