Автор: Каратун Александр Викторович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Арктическая гимназия"
Населённый пункт: поселок Тикси
Наименование материала: доклад
Тема: Развитие научного сознания школьника
Раздел: дополнительное образование
ИЗ ОПЫТА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К НАУЧНО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
ВЫПОЛНИЛ:
Преподаватель истории
и
обществознания
Каратун А .В
ТИКСИ
2008
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Введение
2.
ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ВЫБОРА ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
3.
ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕОБХОДИМЫЕ В
РАСКРЫТИИ ВОПРОСА ПРОЕКТА
4.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5.
ЛИТЕРАТУРА
Введение
Любить
науку,
заниматься
одной
из
ее
отраслей
-
это
одно.
А
вот
взращивать любовь к научным исследованиям, показывать - как это интересно,
искать что-то новое, учить азам научной работы - это совершенно другое. Как
правило, с научной работой, с методами научного поиска человек знакомится в
основном при обучении в высшем учебном заведении. Но в этот период перед
нами
совершенно
или
почти
состоявшаяся
личность,
которая
сознательно
занимается тем, что возможно, будет основой его будущей работы. Заниматься
научной
деятельностью
в
школе
очень
сложно.
Самая
главная
сложность
состоит в том, что школьнику приходиться не только собственно учиться, но
еще и социализироваться. То есть вместо одного вида действий, требующих
внимания, усидчивости, терпения еще выполнять и другой – учиться жить ,
методом
проб,
ошибок,
среди
коллектива,
социальной
группы,
учиться
понимать других и соотносить свои желания со своими возможностями. Таким
образом, занятия научной деятельностью можно считать третьим фактором,
весьма
усложняющим
жизнь
школьника.
Ведь
не
будем
забывать,
что
( особенно в среднем звене и старших классах) в случае успешной учебы и
занятий научной деятельностью, может произойти его частичное отторжение от
такой социальной группы, как класс, где его будут считать ( ведь часто лидеры
класса это школьники с преобладанием отрицательных черт действий) своего
рода « белой вороной», « ботаником» и так далее. То есть задача, стоящая перед
руководителем будущего проекта, стоит весьма непростая. Ведь в процессе
занятий необходимо выработать ( имеется
ввиду занятия над проектом ),
организованность- приучать к выработки способности разумно планировать и
упорядочивать ход своей деятельности. Вырабатывать дисциплинированность-
без этого нет просто самого процесса научной работы. Ведь школьник должен
сознательно
подчиняться
определенным
нормам
поведения
при
работе
над
проектом. И наконец, нужно приучиться ученику к самоконтролю- ведь научная
работа
требует
умения
контролировать
свои
действия
и
подчинять
свое
поведение решению сознательно поставленных задач. Научная работа требует в
этом
случае,
чтобы
высшие
мотивы
преобладали
над
низшими
мотивами.
Кроме
того,
необходимо
выработать
и
навыки
рефлексии
-
умения
самостоятельно проанализировать свои действия, с их детальным разбором, как
положительных, так и отрицательных действий. При этом надо учесть, что
мотивацию и потребность к поисковой интеллектуальной работе надо ещё
взрасти
из
естественной
любознательности
и
любопытства
присущих
ряду
учеников.
Ведь
у
ученика
нужды
(то
есть
объективной
необходимости)
в
изучении более сложных понятий для работы над проектом, причём детальном,
ещё нет. Понятно , что сложностей очень много, что сам тип школьной жизни,
да и той общественной что его окружает, сильно разнятся с теми задачами, что
ставит пред школьниками научный поиск, занятие накой в целом. Сложность
состоит ещё и в том, что нужно проделать очень непростую миссию, исходя из
желаний школьника,
его интересов, склонности к тому, или иному виду
деятельности, выработать общую направленность в сторону науки. При этом не
ломая тех ценностей, идеалов, убеждений, что успел приобрести ученик ранее
и которые для него очень дороги (ведь он сам их приобрел, нашёл). Есть
сложности
в
работе
в
том
плане,
что
школьники
обладают
разным
типом
темперамента, психологическими установками на учёбу, что так же следует
учитывать.
ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ВЫБОРА ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ.
Как общеизвестно, что научные исследования, проводимые в ВУЗе и
школе сильно отличаются друг от друга. В первом случае имеет место быть
исследования
с
использованием
определённых
методик
(которым
студента
заранее
обучали),
с
широким
охватом
всей
доступной
ему
литературы
по
данному исследованию, с её подробным анализом и так далее. Но есть и общее,
что можно применять и в школе и ВУЗе. В целом все исследования можно
разделить на три типа:
o
I
тип
–
это
монопредметное
исследование.
Оно
выполняется по конкретному предмету (где учитываются особенности логики,
структуры этого предмета). Предполагающее привлечение знаний для решения
проблемы именно по тому вопросу, который исследует ученик.
o
II
тип
(на
мой
взгляд
самый
перспективный
и
интересный для школьников) – это междисциплинарное исследование или по
другому
межпредметное.
Этот
тип
исследований
направлен
на
решение
проблемы, требующей привлечения знаний по вопросу исследуемым учеником
из разных учебных предметов или наук.
o
III тип – это надпредметный. В данном случае это самый
распространённый вид иссдледований. Здесь на лицо совместая деятельность
учащегося и преподавателя, которая направлена на исследование конкретных,
личностно значимых для ученика проблем. Но этот тип исследований имеет
свой недостаток. Он может не дать ученику общественно значимый резонанс,
который
помог
бы
ему
утвердиться
т.к.
предмет
исследования
его
интересующий может быть слишком далёк от общего направления научно-
краеведческой работы. Ведь здесь ученик выражает лишь его личную глубокую
заинтересованность.
Поэтому ещё в начале привлечения ученика к научной работе очень
важно чётко определить:
o
Работа
или
рассматриваемый
вопрос
должны
либо
затрагивать, либо жёстко привязаны к региону или району (это важно для
краеведения) проживания как преподавателя, так и ученика.
o
Так же очень важен момент: определить границы своих
возможностей в раскрытии темы.
o
Наличие
нужных
для
исследований
источников
и
архивных данных. В моей практике был случай, когда само исследование (хотя
и краткое по объёму) “Старое кладбище” (В. Базов, С. Рапопорт) уже само по
себе
стало
источником
и
первичным
архивным
документом,
опираясь
на
который
будет
возможным
проводить
последующие
исследовательские
дальнейшие работы.
o
Поиск информации. В данном случае ученик и сам без
руководителя имеет навыки поиска (работа в библиотеке ему уже знакома).
Руководитель
здесь
должен
праильно
определить
диапазон
поисков
и
сам
предварительно изучить возможно ли найти данную литературу.
Есть один аспект работы, которому ученика следует обучить – это набор
статистических данных. Без статистики, без анализа статистических данных нет
ни
одной
науки.
В
данном
случае
руководитель
проекта
должен
раскрыть
необходимость и важность этого типа исследования. Рассказать, что статистика
исследует количественное выражение закономерностей различных форм жизни
общества,
различных
сторон
предмета,
показать,
какие
есть
специальные
приёмы
и
способы
обработки
набранного
материала,
образующие
в
совокупности
статистическую
методологию.
Это
массовые
статистические
наблюдения, метод группировок, средних величин, индексов, в общем всё то
что
необходимо
для
изучения
данного
вопроса.
Подобные
методы
использовались в работе “Влияние солнечной активности на рост преступности,
смертности и рождений в Блунском районе” (К.Каратун, В.Базов, С.Панфилов).
Здесь
очень
важен
и
метод
графических
изображений.
Его
как
правило
учащиеся
осваивают
достаточно
быстро
и
с
успехом
применяют.
В
ряде
исседований очень важен такой статистический метод, как опрос определённых
групп, разбитых по социальным мотивам (возраст, работа, общий интерес и
т.д). В целом тема исследования должна:
o
Отражать интересы самого ученика, учитывать
его
базу
знаний,
как
в
целом
так
и
по
данному
вопросу,
стремление
к
самостоятельному
поиску
и
конечно
же
психические
особенности
его
как
индивидуума.
o
Тема обязательно должна быть
привязана к
месту
проживания
(без
этого
теряется
сам
смысл
научно-краеведческих
конференций).
o
Тема, раскрываемая учащимся, должна быть не
просто
поверхностно
знакомой
ученику,
но
и
самостоятельно
(в
разумных
пределах) им расширена и раскрыта. Желательно, чтобы данная тема была
знакома ему непосредственно в практике. К примеру проект Ю. Хорошевского
“История развития МГГ”. Ученик сам был на полигоне МГГ, сам искал нужный
материал, фотографировал.
o
Раскрыть взаимосвязи (возможные совпадения
в
разных
местах
уже
не
есть
случайность)
скрытые
мотивы,
возможные
последствия и их влияние на человека. Такова работа Д. Гвоздевой “Влияние
рекламы на сознание человека”.
o
Ученик должен понимать, что он собственно
делает, для чего. Видеть цели, задачи, которые он раскроет в ходе своего
совместного с преподавателем исследования.
Всё это выше приведенное, безусловно, не есть инструкция, требующая
жёсткого подчинения. Возможны, конечно, какие-либо варианты, как в выборе
темы, так и в способах её отражения. Но этого мало т.к. без знания теории и
методики раскрытия, какого либо вопроса любой материал, имеющий научную
ценность превращается просто в описание.
ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕОБХОДИМЫЕ В
РАСКРЫТИИ ВОПРОСА ПРОЕКТА
Для понимания своих действий в ходе исследования, одного желания,
понимания важности своего исследования – мало. Нужна база необходимая для
правильного хода исследования. И вот здесь как раз должна быть проведена
большая работа руководителем проекта. Необходимо провести очень большую
планомерную подготовку. Преподавателю нужно в первую очередь ознакомить
и расширить познания ученика о видах знаний, показать как это знание крайне
необходимо
для
его
исследований.
В
своей
работе
при
подготовке
теоретической части я
знакомлю ученика с следующими видами знаний,
которые делятся на:
1.
Термины, лексика. Без них нельзя понять ни одного
высказывания, ни самой проблемы, ни сущности вопроса.
2.
Показать,
что
есть
обыденные
и
научные
факты,
отсутствие знаний которых делает человека невосприимчивым к обобщению
любого
рода,
исключает
убеждённость,
позволяет
манипулировать
как
его
сознанием, так и его действием.
3.
Законы,
раскрывающие
связи
между
разными
историческими явлениями. Они могут помочь при сопоставлении фактов.
4.
Частные
и
общие
теории
объясняющие
различные
явления и их совокупности. Это позволяет систематизировать зания. Придаёт
им необходимый для работы универсальный характер.
5.
Знание о способах деятельности в методах познания.
6.
Знание о нормах отношения к различным явлениям и
оценки их значения в ряду других (это так называемые оценочные действия).
Обычно в своей работе я более глубже (при достаточно общем, обширном
ознакомлении)
знакомлю
ученика
со
знаниями
о
способах
деятельности
и
методах познания. Так как в своей работе я базируюсь именно на исторических
фактах,
то
вместе
с
учеником
выбираю
и
рассматриваю
именно
методы
исторического познания:
1.
Сравнительно исторический. Именно с использованием
этого метода была написана работа А. Аникеева посвящённая нетрадиционным
видам транспорта которые можно развивать в нашем районе.
2.
Метод аналогии.
3.
Статистический метод (выборочный групповой). Почти
все ученики применяли его.
4.
Установление
причин
по
следствиям
(работы
Г.
Юшкевич “Причины возникновения Тикси”, Д.Гвоздевой “Влияние рекламы на
сознание человека’).
5.
Определение цели, действующих людей и групп по их
действиям
и
следствиям
этих
действий
(использовали
Ю.Хорошевский
“История развития МГГ, С. Белова “Влияние компьютерных игр на сознание
школьников”,
С.
Панфилов
и
Д.Трушин
“Интернет
–
как
причина
возникновений новых социальных групп”).
6.
Определение зародыша по зрелым формам.
7.
Метод обратных заключений (Определение прошлого
по существующим пережиткам в настоящем).
8.
Обобщение
формул
т.е.
свидетельств
памятников
обычного и писанного права, анкет, характеризующих массовость тех или иных
явлений.
9.
Реконструкция целого по части.
10.
Определение уровня духовной жизни по памятникам
материальной культуры.
11.
Лингвистический метод.
12.
Исследовательский
метод.
Он
комбинированный
т.к.
использует наблюдения, анализ фактов. Данный метод в той или иной форме
широко употребляли в своих работах почти все школьники.
Важный момент в наборе теоретических знаний составляет знакомство
(пусть краткое и поверхностное) с творчеством Ф. Бэкона, который дал основу
инструмент
для
научной
работы.
Ученики
понимают,
что
научная
работа
разделяется на ряд самостоятельных действий, объединённых общей целью.
Правда Ф. Бэкон разработал свой научный метод на основе математического
понимания природы, но он прекрасно подходит и для истории, краеведения,
экологии человека и т.д. Необходимо заострять внимание на том, что Ф. Бэкон
ввел в научный оборот индукцию, ( наведение) – метод разработанный еще
Сократом (необходимо в процессе обучения рассказать о « круге незнания «,
при помощи которого этот философ показывал бесконечность познания мира ).
Ученик знакомится с тем, что индукция позволяет от изучения отдельных
фактов совершать переход к общим положениям, так как отдельные факты
наводят на нечто объединяющее их. Необходимо знакомить ученика с методами
анализа ( тогда он видит как выявляется строение объекта, исследуемой задачи
по
знанию
частных
структур
отдельных
элементов
–
так
можно
заняться
классификацией.).
Синтеза,
когда
ученик
понимает,
что
знание
частного
позволяет сложить со многими частными и рассматривать объект как целое.
Важно изучать такие методы , которые помогают в раскрытии темы проекта.
Это
сравнение
-
когда
объекты
сопоставляются
с
целью
выявления
черт
сходства, что является важной предпосылкой обобщения. Это наблюдение -
целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира. Здесь задача
руководителя проекта состоит в том , что не просто рассказать теоретически, а
привести ряд частных примеров. Кроме этого показать, что наблюдение может
быть простым, сложным ( с применением оборудования ), непосредственное,
опосредованное.
Объяснить
важность
этого
метода(
состоит
в
отсутствии
воздействия субъекта на объект наблюдения, что является главным, с учетом
чистоты результата ). Важен и такой метод, как эксперимент ( вообще то вещь
довольно редкая в историческом и краеведческом исследовании и применяется
нечасто) – его ценность в том, что проектируется и рассчитывается на основе
теории. Важно подчеркнуть, что все выше перечисленное в целом составляет «
сверхметод»- рациональное познание. На занятиях и встречах с учениками,
которые
разрабатывают
определенный
проект,
очень
важно
перед
началом
работы показать необходимость овладеть также и методом Р. Декарта. Который
считал, что при научном познании нужно использовать ( кроме интуиции и
дедукции ) еще четыре требования. При ознакомлении с этими требованиями ,
ученик ( хотя бы в первом приближении ) гораздо лучше и яснее понимает, чего
он
хочет
добиться
своим
исследованием.
Вот
эти
требования,
которые
в
обязательном
порядке
должен
придерживаться
и
руководитель
проекта
и
учащийся.
1.
Допускать в качестве истинных только такие положения, которые
представляются уму ясно и отчётливо, и не могут вызвать никаких сомнений в
истинности.
2.
Расчленять каждую сложную проблему на составляющие её
частные проблемы.
3.
Методически переходить от известного и доказанного к
неизвестному и недоказанному.
4.
Не допускать никаких пропусков в звеньях исследования.
Также необходимо ознакомить при работе над проектом, что существует в
науке эмпирические и теоретические уровни исследований. Это различие имеет
своим основанием
1.
– Методы познавательной активности (более детально они
рассмотрены выше)
2.
- Сам характер достигаемых результатов.
Ученик узнаёт, что эмпирическое исследование предполагает выработку
программу
исследований,
организацию
наблюдения
и
при
необходимости
экспериментов,
описание
и
обобщение
экспериментальных
данных,
их
классификацию, первичное обобщение. В общем, для эмпирического познания
характерно фактофиксирующая активность. Именно это и необходимо в работе
над проектом. Теоретическое познание – это познание сути, осуществлённое на
уровне
абстракции
высокого
уровня.
Здесь
орудием
выступают
понятия,
категории,
законы,
гипотезы.
Исторически
эмпирическое
сознание
предшествует теоретическому. Понятно и то, что только и эмпирическим путём
нельзя достигнуть полного знания. Теоретическое знание ставит пред собою
проблему не в виде сбора фактов, а попытку решения какой-либо задачи,
постановку
проблемы,
в
основе
которых
всегда
лежит
известное
предположение, догадка, интуитивное понимание. Для теоретического познания
характерна
разработка
исследовательской
программы
(именно
этот
аспект
должен более всего интересовать преподавателя в его работе с учеником над
проектом). Безусловно теоретическое познание нужно в данном случае только
для ознакомления, для развития общего кругозора и понимания проблемы в
целом.
Так
как
просто
бессмысленно
и
не
умно
будет
ставить
перед
школьником те задачи, которые под силу только маститым исследователям. Но
вот
что
является
обязательным
и
необходимым
условием
научного
исследования, так это установление фактов. Здесь учащийся должен сделать
себе
краткий
конспект.
К
примеру,
что
такое
факт?
Факт
–
это
явление
материального
или
духовного
мира,
ставшее
удостоверенным
достоянием
нашего сознания. Зафиксированость какого-либо предмета, явления, свойства
или отношения. И так рассматривать другие понятия.
Самое главное, что
должен
знать
наизусть
ученик,
что
факт
(и
другие
понятия)
должен
быть
достоверным и его надо проверять и перепроверять. Факты сами по себе не
составляют
основы
работы.
Они
должны
быть
подвергнуты
отбору,
классификации,
обобщению,
объяснению.
Ученик
должен
знать,
что
факт
может содержать элемент случайности. Поэтому их надо набрать очень много,
дабы
выявить
какую-либо
общую
тенденцию.
Здесь
можно
и
нужно
законспектировать
такое
понятие
как
объяснение.
Объяснить
–
значит
осмыслить
объект
в
свете
уже
существующих,
исторически
накопленных
знаний, принципов, законов, категорий.
Руководитель проекта и учащийся
совместно для своей работы должны (при необходимости) разработать гипотезу
которую
они
выдвигают
как
предположение,
исходящее
из
набора
фактов,
пытаясь
тем
самым
проникнуть
в
сущность
ещё
недостаточно
изученного
аспекта проблемы. В нашем случае обоснование гипотезы предполагает её
оценку с точки зрения эффективности в объяснении имеющихся фактов и
предвидения
появления
новых.
Конечно,
это
весьма
тяжело,
но
есть
в
совместной работе и надобность выдвижения теории. Как известно теория – это
высшая,
логически
непротиворечивая
система
научного
знания.
Она
даёт
целостный
взгляд
на
существенные
свойства,
закономерности,
причинно-
следственные
связи.
Здесь
заостряется
внимание
на
том,
что
если
теория
необходима,
то
надо
выбрать
тот
тип,
который
больше
подходит
к
исследованию.
Теории
могут
быть
описательные,
математизированные,
интерпретационные,
дедуктивные.
Именно
дедукции
я
более
всего
уделяю
внимания при работе над проектом. Ведь её применение предусматривает:
1.
Исходную базу, совокупность терминов и утверждений.
2.
Использование логических средств (правило вывода и
определения).
3.
Анализ взаимоотношений между отдельными частями
проблемы.
Структура
дедуктивного
метода
многовековой,
практически-
познавательной
деятельностью
человека,
поэтому
её
применение
является
вполне закономерным явлением в работе над проектом. В целом после изучения
теоретической
части
можно
переходить
к
практической.
Предварительно
выводом теоретической части можно считать схему научной работы, которая
подводит итог всему выше перечисленному.
Переходя к практической работе необходимо, чтобы ученик ясно и
чётко представлял цели, задачи своей работы. Это необходимо именно для
самостоятельного осмысления фактов, результатов поиска, компоновки проекта.
Для
сбора
фактов
очень
полезно
научить
ученика
все
собранные
данные
заносить в отдельные карточки. Картотеку в свою очередь разбить по темам
(при
этом
должно
соблюдаться
особенности
восприятия
самого
ученика)
которые необходимо осветить. Таким образом, накапливая фактологический
материал,
учащийся
воочию
увидит
проявляющуюся
закономерность.
Необходимо акцентировать внимание на поиск информации необходимой для
ведения работы, на том, что информация редко бывает собрана в одном месте.
Она может быть “рассыпана”. Главную роль в поисках играет архив. Умение
работать с архивными материалами необычайно дисциплинирует умственную
работу. Но, к сожалению не везде и не всегда есть такая возможность (по самым
разным причинам). Даже архивы предприятий, очень часто разрознены, или
концентрируется
в
одном
(как
правило,
очень
удаленном
от
исследования)
месте. Есть проблема и стой частью работы, что касается эксперимента. Об
этом в частности упоминает Р. Том в своей статье “Экспериментальный метод:
Миф эпистемологов (и учёных)?”
“…Факт должен быть воспроизводимым. Это означает, что протоколы
подготовки и эксперимента должны быть достаточно подробными и точными, с
тем, чтобы результат можно было воспроизвести в другое время и в других
условиях
1”
.
факты
наблюдения
рабочая гипотеза
эксперимент
р
а
б
о
т
а
результаты
объяснение
закономерность
гипотеза
теория
А. Принимается
Б. Изменяется
В. Отвергается
Надо
подготовить
ученика
и
к
такому,
неожиданному
для
него
психологическому
повороту,
когда
тема,
которую
он
разрабатывал
на
ряде
положений и
фактов – может быть просто неинтересна кому-либо и в силу
этого не правильно оценена и об этом также пишет Р.Том, говоря, что факт
должен представлять интерес. И это огромная проблема. Интерес может быть
или практическим или теоретическим. Поэтому необходимо развивать навыки
воздействия на слушателей так, чтобы и им стал вполне понятен интерес
исследователя данной темы. При выборе тем для доклада необходимо обучить
учащегося главному свойству истинного исследователя – обращать внимание на
необычное в обычном. Здесь помощь руководителя будущего проекта должна
быть
ключевой.
Он
обязан
обращать
внимание
при
подборе
темы
для
исследования, на характер самого исследователя, на его общую развитость,
психологическое
состояние,
умение
работать
письменно
и
умение
устно
передать
сущность
какой-либо
проблемы.
Руководитель
обязаны
обратить
внимание на темперамент и мотивацию действий ученика и при необходимости
корректировать их.
Вывод:
1.
Теоретическая
часть
занятий
должна
быть
в
обязательном
порядке, но без нажима на ученика, сдачи зачёта и тому подобное.
Здесь
главное
пробудить
интерес.
Ученик
должен
увидеть,
что
тема
которую
он
разрабатывает нуждается в теории. Главный принцип: “Мы учимся учиться!”
2.
Приучить к мысли, что метод познания может быть разным, но
он обязан присутствовать, иначе не будет ясно выраженной мысли, не понятна
цель и неразличимы решаемые задачи.
3.
Тема исследования должна быть выбрана самим учеником, но
согласно названию места, где он собирается защищать работу. В данном случае
научно-краеведческая конференция предусматривает очень широкий выбор тем,
но с привязкой к месту проживания.
4.
Приглашать
для
работы
над
проектом
нужно
только
такого
учащегося, который уже высказывает определённую склонность к подобного
рода деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как известно для школьников, которые входят (согласно классификации
возрастов
Э.
Эриксона)
в
такую
стадию
развития
как
юность
(12-20
лет).
Наиболее характерной проблемой является перевод знаний о самом себе в
личную идентичность. Это сумма внутреннего опыта, приобретенного во всех
предшествующих
стадиях,
когда
успешная
(или
достаточно
успешная)
идентификация
приводит
к
успешному
уравновешиванию
базисных
потребностей индивидуума с его возможностями и одарённостью. Работа над
каким-либо научным проектом помогает ученику осознать себя, как растущую
личность, которую ценят
И
которой
вполне
доверяют
ведение
весьма
серьезной
работы.
Это
помогает
подростку
преодолеть
весьма
специфичные
для
этого
возраста
конфликты
(испытание
своей
беспомощности,
душевного
разлада,
чувства
одиночества и бесцельности) и избегнуть состояния “ролевой сниженности”.
Помогает
ему
утвердиться
в
своей
значимости,
а
значит,
и
повысить
самооценку и чувство самоуважения. В этом я вижу главную ценность работы
школьника над какой-либо научной проблемой. Далее – это то, что у ученика
просыпается интерес к подобного рода деятельности. После защиты проекта он
уже осознано обдумывает, какую профессию после школы хочет получить, куда
поступить
учиться.
В
какой-то
степени
работа
над
проектом
научного
характера вполне подходит под концепцию дуального образования (т.к. работа
идёт в кружковом варианте, с охватом всех проблем требующих присутствия в
разных местах, что расширяет кругозор). Но здесь есть опасность - ученик уже
получивший навыки в научной работе по определённой теме начинает отдавать
предпочтение тем предметам, которые помогали ему в раскрытии его проекта,
при
одновременной
потере
интереса
к
другим
предметам,
которые
не
затрагивались при работе. И говорить о том, что это плохо я не рискнул бы.
Проблема слишком сложна и многогранна, возможно, что школа будущего, это
школа крайне, узкоспециализированного обучения. По крайней мере, за 16 лет
работы
в
этой
сфере
данная
проблема
вставала
всегда.
Что
характерно,
учащиеся занимавшиеся проектом в школе в гуманитарной сфере как правило
(если
надумывали
поступать)
поступали
в
ВУЗы
связанные
с
изучением
человека, общества, юриспруденции и т.д. Другая проблема – это представление
о
занимательности,
образности.
Есть
работы,
которые
хорошо
поддаются
иллюстрированию проведенного проекта. А если тема очень специфична? Тогда
как
быть?
На
мой
взгляд
современная
тенденция
подачи
материала,
как
своеобразного фильма скорее вредит работе над научным проектом так как это
идёт в ущерб истинно научному поиску. В конечном итоге мы подготавливаем
ведь не режиссёров, сценаристов (для этого есть свои кружки и т.д.), а учим
первичной
научной
работе.
За
чрезмерной
иллюстрированностью
как
раз
теряются навыки именно поиска, понимания фактов, их классификации и т.д.
Плюсом работы учеников над научными проектами я вижу в том, что обучение
в ВУЗе резко отлично от формы обучения применяемой в школе, а работа над
научным
проектом
позволяет
учащемуся
уже
раньше
узнать
чем
он
будет
заниматься в ВУЗе, и том как выглядит форма обучения в университете.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Радугин А.А. Педагогика. М., 2002г.
2.
Ракитов А.И. Историческое познание. М., 1982г.
3.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды М., 1989г.
4.
Философский энциклопедический словарь. М., 1989г.
5.
Российская педагогическая энциклопедия. Т.I М., 1993г.
6.
Вопросы философии № 2 1992г.