Напоминание

Спецкурс "Мастерская сочинений"


Автор: Эверстова Айсидора Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ №35
Населённый пункт: город Якутск
Наименование материала: Программа спецкурса "Мастерская сочинений"
Тема: Спецкурс "Мастерская сочинений"
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 35

Программа спецкурса

«Мастерская сочинений»

Эверстовой Айсидоры Ивановны

учителя русского языка и литературы

Якутск 2016 г.

Актуальность

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются

первостепенной задачей современной образовательной системы

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все

виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых

возможно и целесообразно решение задач их воспитания и

социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса

в школе. Она способствует реализации требований федеральных

образовательных стандартов общего образования. Её

преимущества: предоставление учащимся возможности широкого

спектра занятий, направленных на развитие духовно-нравственных

ценностей.

Не секрет, что многие наши ученики не умеют ясно и

грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли

в свободной творческой интерпретации в устной и письменной

форме, выражать свои эмоции разнообразными интонационными

и речевыми средствами, не соблюдают речевую культуру и не

развивают умение общаться в устной и письменной форме.

Грустно, что у абсолютного большинства людей « мысли

выскакивают растрепанными и полуодетыми, словно спросонья».

Небольшое количество учебных часов, отводимых на развитие

речи, недостаточный тренинг умений и навыков приводят к

тому, что учащиеся обычно знают о возможностях речи, но не

умеют ими пользоваться при создании собственного речевого

продукта

У многих наших учащихся, в силу разных причин, недостаточно

сформированы навыки и умения связного изложения своих мыслей

в устной и письменной форме.

Наши ученики испытывают огромные затруднения в создании

собственного текста ( сочинения), а ведь сочинение является одной

из наиболее сложных форм отчетности в школе и одним из

труднейших составляющих ГВЭ и ЕГЭ по русскому языку и

литературе, а с 2014 г. итоговое выпускное сочинение введено как

допуск к ЕГЭ

Цели и задачи:

1.

Развитие письменной речи учащихся и формирование их

лингвистической компетенции, что позволит им в дальнейшем

успешно сдать выпускные экзамены за 9 или 11 класс.

2. «Важнейшей целью современного образования и одной из

приоритетных задач общества и государства является воспитание,

социально-педагогическая поддержка становления и развития

высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного,

компетентного гражданина России»

3. Активизировать самостоятельную познавательную деятельность

ученика, совершенствовать речевое творчество учащихся.

4. Формировать у учеников навыки как устной, так и письменной речи,

ориентируясь при этом на реальные задачи, которые предстоит

решать ученикам в жизни.

5. Обучать детей умению правильно воспринимать чужой

текст и создавать свой

Общая характеристика спецкурса

Чтобы речевое развитие ребенка проходило эффективно, необходимо

четко представлять механизмы речевой деятельности, закономерности

усвоения родной речи. Психологи рассматривают речь как процесс

восприятия и порождения высказывания.

М.А.Рыбникова создала систему работы над развитием речевой культуры

с учетом возрастных особенностей учащихся. Ей были выделены

различные виды изложений (близкие к тексту, сжатые, усложненные) и

как завершающих этап - творческие самостоятельные работы –

сочинения

Одним из основных элементов процесса порождения речевого

высказывания является внутренняя речь:

О чем говорить? (предмет речи)

Что говорить? (содержание)

Зачем говорить? (мотив речи)

Кому говорить? (адресат)

Вывод из сказанного

Являясь посредником между замыслом и высказыванием,

внутренняя речь –это «мысленный черновик

письменной речи»

Упражнения по развитию связной письменной речи:

Можно выделить следующие ТИПЫ упражнений по развитию

письменной речи учащихся:

Анализ готового, или «чужого» текста

Изложение

Сочинение.

Принципы методики развития связной речи

Коммуникативный принцип

Принцип единства развития речи и мышления

Принцип единства изучения языка и обучения речи

Принцип опоры на синтаксическую модель

Контекстный принцип

Принцип непрерывности работы по развитию речи

Анализ текста и его виды

Речь(в том числе и письменная) – это процесс восприятия и

порождения высказывания.

Первым этапом развития связной письменной речи является работа

с готовым текстом.

На втором этапе проводится работа по по рождению собственной

письменной речи

В основе понимания лежит РЕФЛЕКСИЯ – использование

определенных мыслительных операций, связанных с анализом,

синтезом, сравнением и т.д.

РЕФЛЕКСИЯ, с одной стороны, отражает уровень развития

языковой личности, а с другой – способствует этому развитию.

В процессе восприятия текста развивается эмоциональная сфера

мышления ученика, формируется умение чувствовать, переживать

разнообразные эмоции, воспринимать эмоциональные

коннотации(оттенки).

Содержание спецкурса

Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и

диалогическая

Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-

смысловые типы текстов.

Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура

текста

Основные виды переработки текста: план, конспект, аннотация

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной

и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры,

принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной

функциональной разновидности языка

Овладение основными видами речевой деятельности:

аудированием, говорением, чтением, письмом

Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с

ситуацией и сферой речевого общения

Овладение различными видами чтения: ознакомительным,

изучающим, просмотровым; приемы работы с учебником и другими

информационными источниками, включая ресурсы Интернета

Создание устных монологических и диалогических высказываний

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста

(подробное, сжатое, выборочное)

Написание сочинений, эссе, создание текстов разных стилей и

жанров: тезисов, конспектов, отзывов, рецензий, аннотаций

Основы делопроизводства: написание писем, расписок,

доверенностей, заявлений

Развитие связной речи

Обучение устной и письменной речи в методике издавна называется

развитием связной речи.

При этом под связной речью понимается и процесс, речевая деятельность,

и определенный результат акта коммуникации, т.е. развернутый ответ

ученика по материалу учебной дисциплины, устное и письменное

изложение текста, созданное учеником, реферат, статья в стенгазету,

описание, рассуждение, доклад и т.д., т.е. определенное речевое

произведение, текст.

При этом каждое из обозначенных в программе речевых произведений

выступает и как предмет обучения (т.е. то, чему учат специально), и как

средство, с помощью которого формируются и развиваются

коммуникативные умения. Так, обучая строить текст типа рассуждения-

доказательства, учитель помогает школьникам осознать особенности

этого типа текста, овладеть определенными умениями, и вместе с тем вся

эта работа служит средством развития коммуникативных умений,

коммуникативных способностей человека.

Именно поэтому большое значение имеют четкое осознание содержания

работы по развитию связной речи, ее последовательности и оптимальный,

соответствующий задачам отбор методов и средств обучения.

Основные виды работ

1. Работа со зрительной опорой над изложением на начальном этапе

2. Творческие работы на основе личных впечатлений:

- музыкальные (сочинения под музыку);

- читательские (сочинения-впечатления, рецензии)

- жизненные ( оценочные сочинения)

- фантазийные (сказки, рассказы)

3. Устные дискуссии .

Основная цель этой работы – научить слушать и слышать,

формулировать свои мысли и аргументировать их.

4. Минутки поэзии ( синквейны)

5. Мини-изложения, мини-сочинения.

6. Пересказ художественного текста от лица героя

7. Создание текстов разного стиля

8. Сообщения .

9. Театрализованные сценки, спектакли.

10. Составление алгоритма сочинения-рассуждения

13. Уроки – мастерские

Формы обучения в МОБУ СОШ № 35

Индивидуальное обучение

Классы- реабилитации

Дистанционное обучение

Уроки-мастерские применимы во всех формах обучения и обеспечивают

более высокий уровень применения деятельностных методов обучения,

который предполагает деятельность учителя на уроке на 30-40 %, а ученика

на 60-70 % по новым требованиям ФГОС

Классический алгоритм этапов урока – мастерской

ИНДУКТОР - Включение механизма общения,

заинтересованности и желания работать.

Вспоминая свои переживания ученики « оживляют слово»,

делают его своим и тем самым приближаются к самочувствию

героя драмы, оказываются интересны друг другу.

Происходит мотивация дальнейшей деятельности учащегося.

СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ - Анализ художественного текста .

Актуализация знаний изобразительно-выразительных средств

языка, стилистических фигур речи.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ - Афиширование и чтение текста.

Преодоление личных комплексов.

Развитие речевой деятельности.

Творческий полет мысли.

РАЗРЫВ - Знакомство с авторским текстом позволяет

сравнить и проанализировать свой уровень.

РЕФЛЕКСИЯ – Самоанализ. Осознание того что происходило

с учеником.

Выход на новую систему проблем.

Мотивационные основы обучения на уроках –

мастерских

Изменение мотивов

обучения

Мотивационные основы

деятельности ученика

Деятельность учителя

1. Интерес ориентирован

на внешние признаки:

визуальные и

организационные

«Я не хочу учиться»

« Мне неинтересно учиться»

« Я боюсь наказания»

« Для чего это нужно ?»

«Как мне написать его?»

Формирование у

детей способности к

целеполаганию:

создание проблем ной

ситуации,

организация работы

по алгоритму,

способам действия.

2. Перенос интереса на

результат деятельности.

«Как использовать алгоритм

при выполнении

практической работы?»

«Попробую сделать так»

«Что у меня получается?

Что не получается, почему?»

« Я преодолел трудность!»

«Я преодолел свои

комплексы»

Организация

творческого процесса,

использование

приемов активизации

творческих

способностей.

3.Интерес переносился

на процесс обучения и

творчества

«Мне интересно учиться,

творить на уроке!»

« Я могу учиться, творить на

уроке!»

« Я умею писать

сочинения!» «Я буду писать

лучше!»

Научить вести карту

пробелов, дневник

успеха, где будут

отражены не только

достижения, но и

проблемы, трудности,

с указанием путей их

решения

Учитель создает новое пространство, позволяющее

ученику «творить» в образовательном процессе.

Ученик открывает новый мир для себя – нового себя в этом

мире.

Учитель провоцирует ученика на поисковую или

исследовательскую деятельность.

Ученик испытывает радость от процесса творчества на

уроке - мастерской.

УУД на уроках – мастерских

Планирование и поиск информации:

Поиск в электронных словарях, поисковых системах

Преобразование информации

Извлечение информации:

Мультимедийные справочники

Электронные учебники

Интернет-ресурсы

Обработка информации:

Создание презентации

Обработка графической информации

Рефлексивность

Индивидуальная, групповая форма организации

Проблемные, исследовательские методы обучения

Творческий, продуктивный тип деятельности

Поисково-мыслительная, творческая деятельность как

способ усвоения знаний

Функция учителя только как организатора и консультанта.

Активность через мотивацию, наличие интереса, тяга к

самосовершенствованию, нравственно-духовный

воспитательный процесс у ученика.

Проблемная деятельность – рефлексия - знания-

практическое применение знаний как формула обучения.

Критерии оценки результативности спецкурса

Мнение обучающихся о работе спецкурса, наличие

желания посещать занятия спецкурса

Личностная оценка (наличие личностного прогресса

ученика, поведенческие изменения, духовно-нравственный

и личностный рост)

Метапредметные результаты( умение создавать любой

письменный продукт, сбор и переработка любой

информации)

Предметные результаты (рост качества и объема

письменных работ, повышение результатов промежуточных

и итоговых контрольных работ)

Информационно – методическое обеспечение

Нарушевич А.Г., Нарушевич И.С. Итоговое сочинение

в 11 классе. Ростов н/Д: Легион, 2014

М.Мещерякова Сочинение. Секреты успеха. М; «Айрис»



В раздел образования