Автор: Эверстова Айсидора Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ №35
Населённый пункт: город Якутск
Наименование материала: Программа спецкурса "Мастерская сочинений"
Тема: Спецкурс "Мастерская сочинений"
Раздел: полное образование
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 35
Программа спецкурса
«Мастерская сочинений»
Эверстовой Айсидоры Ивановны
учителя русского языка и литературы
Якутск 2016 г.
Актуальность
•
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются
первостепенной задачей современной образовательной системы
•
Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все
виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых
возможно и целесообразно решение задач их воспитания и
социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса
в школе. Она способствует реализации требований федеральных
образовательных стандартов общего образования. Её
преимущества: предоставление учащимся возможности широкого
спектра занятий, направленных на развитие духовно-нравственных
ценностей.
•
Не секрет, что многие наши ученики не умеют ясно и
грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли
в свободной творческой интерпретации в устной и письменной
форме, выражать свои эмоции разнообразными интонационными
и речевыми средствами, не соблюдают речевую культуру и не
развивают умение общаться в устной и письменной форме.
Грустно, что у абсолютного большинства людей « мысли
выскакивают растрепанными и полуодетыми, словно спросонья».
•
Небольшое количество учебных часов, отводимых на развитие
речи, недостаточный тренинг умений и навыков приводят к
тому, что учащиеся обычно знают о возможностях речи, но не
умеют ими пользоваться при создании собственного речевого
продукта
•
У многих наших учащихся, в силу разных причин, недостаточно
сформированы навыки и умения связного изложения своих мыслей
в устной и письменной форме.
•
Наши ученики испытывают огромные затруднения в создании
собственного текста ( сочинения), а ведь сочинение является одной
из наиболее сложных форм отчетности в школе и одним из
труднейших составляющих ГВЭ и ЕГЭ по русскому языку и
литературе, а с 2014 г. итоговое выпускное сочинение введено как
допуск к ЕГЭ
Цели и задачи:
1.
Развитие письменной речи учащихся и формирование их
лингвистической компетенции, что позволит им в дальнейшем
успешно сдать выпускные экзамены за 9 или 11 класс.
2. «Важнейшей целью современного образования и одной из
приоритетных задач общества и государства является воспитание,
социально-педагогическая поддержка становления и развития
высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного,
компетентного гражданина России»
3. Активизировать самостоятельную познавательную деятельность
ученика, совершенствовать речевое творчество учащихся.
4. Формировать у учеников навыки как устной, так и письменной речи,
ориентируясь при этом на реальные задачи, которые предстоит
решать ученикам в жизни.
5. Обучать детей умению правильно воспринимать чужой
текст и создавать свой
Общая характеристика спецкурса
Чтобы речевое развитие ребенка проходило эффективно, необходимо
четко представлять механизмы речевой деятельности, закономерности
усвоения родной речи. Психологи рассматривают речь как процесс
восприятия и порождения высказывания.
М.А.Рыбникова создала систему работы над развитием речевой культуры
с учетом возрастных особенностей учащихся. Ей были выделены
различные виды изложений (близкие к тексту, сжатые, усложненные) и
как завершающих этап - творческие самостоятельные работы –
сочинения
Одним из основных элементов процесса порождения речевого
высказывания является внутренняя речь:
•
О чем говорить? (предмет речи)
•
Что говорить? (содержание)
•
Зачем говорить? (мотив речи)
•
Кому говорить? (адресат)
•
Вывод из сказанного
Являясь посредником между замыслом и высказыванием,
внутренняя речь –это «мысленный черновик
письменной речи»
Упражнения по развитию связной письменной речи:
Можно выделить следующие ТИПЫ упражнений по развитию
письменной речи учащихся:
•
Анализ готового, или «чужого» текста
•
Изложение
•
Сочинение.
Принципы методики развития связной речи
•
Коммуникативный принцип
•
Принцип единства развития речи и мышления
•
Принцип единства изучения языка и обучения речи
•
Принцип опоры на синтаксическую модель
•
Контекстный принцип
•
Принцип непрерывности работы по развитию речи
Анализ текста и его виды
•
Речь(в том числе и письменная) – это процесс восприятия и
порождения высказывания.
•
Первым этапом развития связной письменной речи является работа
с готовым текстом.
•
На втором этапе проводится работа по по рождению собственной
письменной речи
•
В основе понимания лежит РЕФЛЕКСИЯ – использование
определенных мыслительных операций, связанных с анализом,
синтезом, сравнением и т.д.
•
РЕФЛЕКСИЯ, с одной стороны, отражает уровень развития
языковой личности, а с другой – способствует этому развитию.
•
В процессе восприятия текста развивается эмоциональная сфера
мышления ученика, формируется умение чувствовать, переживать
разнообразные эмоции, воспринимать эмоциональные
коннотации(оттенки).
Содержание спецкурса
•
Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и
диалогическая
•
Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-
смысловые типы текстов.
•
Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура
текста
•
Основные виды переработки текста: план, конспект, аннотация
•
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной
и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры,
принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной
функциональной разновидности языка
•
Овладение основными видами речевой деятельности:
аудированием, говорением, чтением, письмом
•
Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с
ситуацией и сферой речевого общения
•
Овладение различными видами чтения: ознакомительным,
изучающим, просмотровым; приемы работы с учебником и другими
информационными источниками, включая ресурсы Интернета
•
Создание устных монологических и диалогических высказываний
•
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста
(подробное, сжатое, выборочное)
•
Написание сочинений, эссе, создание текстов разных стилей и
жанров: тезисов, конспектов, отзывов, рецензий, аннотаций
•
Основы делопроизводства: написание писем, расписок,
доверенностей, заявлений
Развитие связной речи
Обучение устной и письменной речи в методике издавна называется
развитием связной речи.
При этом под связной речью понимается и процесс, речевая деятельность,
и определенный результат акта коммуникации, т.е. развернутый ответ
ученика по материалу учебной дисциплины, устное и письменное
изложение текста, созданное учеником, реферат, статья в стенгазету,
описание, рассуждение, доклад и т.д., т.е. определенное речевое
произведение, текст.
При этом каждое из обозначенных в программе речевых произведений
выступает и как предмет обучения (т.е. то, чему учат специально), и как
средство, с помощью которого формируются и развиваются
коммуникативные умения. Так, обучая строить текст типа рассуждения-
доказательства, учитель помогает школьникам осознать особенности
этого типа текста, овладеть определенными умениями, и вместе с тем вся
эта работа служит средством развития коммуникативных умений,
коммуникативных способностей человека.
Именно поэтому большое значение имеют четкое осознание содержания
работы по развитию связной речи, ее последовательности и оптимальный,
соответствующий задачам отбор методов и средств обучения.
Основные виды работ
1. Работа со зрительной опорой над изложением на начальном этапе
2. Творческие работы на основе личных впечатлений:
- музыкальные (сочинения под музыку);
- читательские (сочинения-впечатления, рецензии)
- жизненные ( оценочные сочинения)
- фантазийные (сказки, рассказы)
3. Устные дискуссии .
Основная цель этой работы – научить слушать и слышать,
формулировать свои мысли и аргументировать их.
4. Минутки поэзии ( синквейны)
5. Мини-изложения, мини-сочинения.
6. Пересказ художественного текста от лица героя
7. Создание текстов разного стиля
8. Сообщения .
9. Театрализованные сценки, спектакли.
10. Составление алгоритма сочинения-рассуждения
13. Уроки – мастерские
Формы обучения в МОБУ СОШ № 35
•
Индивидуальное обучение
•
Классы- реабилитации
•
Дистанционное обучение
Уроки-мастерские применимы во всех формах обучения и обеспечивают
более высокий уровень применения деятельностных методов обучения,
который предполагает деятельность учителя на уроке на 30-40 %, а ученика
на 60-70 % по новым требованиям ФГОС
Классический алгоритм этапов урока – мастерской
ИНДУКТОР - Включение механизма общения,
заинтересованности и желания работать.
Вспоминая свои переживания ученики « оживляют слово»,
делают его своим и тем самым приближаются к самочувствию
героя драмы, оказываются интересны друг другу.
Происходит мотивация дальнейшей деятельности учащегося.
СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ - Анализ художественного текста .
Актуализация знаний изобразительно-выразительных средств
языка, стилистических фигур речи.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ - Афиширование и чтение текста.
Преодоление личных комплексов.
Развитие речевой деятельности.
Творческий полет мысли.
РАЗРЫВ - Знакомство с авторским текстом позволяет
сравнить и проанализировать свой уровень.
РЕФЛЕКСИЯ – Самоанализ. Осознание того что происходило
с учеником.
Выход на новую систему проблем.
Мотивационные основы обучения на уроках –
мастерских
Изменение мотивов
обучения
Мотивационные основы
деятельности ученика
Деятельность учителя
1. Интерес ориентирован
на внешние признаки:
визуальные и
организационные
«Я не хочу учиться»
« Мне неинтересно учиться»
« Я боюсь наказания»
« Для чего это нужно ?»
«Как мне написать его?»
Формирование у
детей способности к
целеполаганию:
создание проблем ной
ситуации,
организация работы
по алгоритму,
способам действия.
2. Перенос интереса на
результат деятельности.
«Как использовать алгоритм
при выполнении
практической работы?»
«Попробую сделать так»
«Что у меня получается?
Что не получается, почему?»
« Я преодолел трудность!»
«Я преодолел свои
комплексы»
Организация
творческого процесса,
использование
приемов активизации
творческих
способностей.
3.Интерес переносился
на процесс обучения и
творчества
«Мне интересно учиться,
творить на уроке!»
« Я могу учиться, творить на
уроке!»
« Я умею писать
сочинения!» «Я буду писать
лучше!»
Научить вести карту
пробелов, дневник
успеха, где будут
отражены не только
достижения, но и
проблемы, трудности,
с указанием путей их
решения
•
Учитель создает новое пространство, позволяющее
ученику «творить» в образовательном процессе.
•
Ученик открывает новый мир для себя – нового себя в этом
мире.
•
Учитель провоцирует ученика на поисковую или
исследовательскую деятельность.
•
Ученик испытывает радость от процесса творчества на
уроке - мастерской.
УУД на уроках – мастерских
Планирование и поиск информации:
•
Поиск в электронных словарях, поисковых системах
•
Преобразование информации
Извлечение информации:
•
Мультимедийные справочники
•
Электронные учебники
•
Интернет-ресурсы
Обработка информации:
•
Создание презентации
•
Обработка графической информации
•
Рефлексивность
•
Индивидуальная, групповая форма организации
•
Проблемные, исследовательские методы обучения
•
Творческий, продуктивный тип деятельности
•
Поисково-мыслительная, творческая деятельность как
способ усвоения знаний
•
Функция учителя только как организатора и консультанта.
•
Активность через мотивацию, наличие интереса, тяга к
самосовершенствованию, нравственно-духовный
воспитательный процесс у ученика.
•
Проблемная деятельность – рефлексия - знания-
практическое применение знаний как формула обучения.
Критерии оценки результативности спецкурса
•
Мнение обучающихся о работе спецкурса, наличие
желания посещать занятия спецкурса
•
Личностная оценка (наличие личностного прогресса
ученика, поведенческие изменения, духовно-нравственный
и личностный рост)
•
Метапредметные результаты( умение создавать любой
письменный продукт, сбор и переработка любой
информации)
•
Предметные результаты (рост качества и объема
письменных работ, повышение результатов промежуточных
и итоговых контрольных работ)
Информационно – методическое обеспечение
•
Нарушевич А.Г., Нарушевич И.С. Итоговое сочинение
в 11 классе. Ростов н/Д: Легион, 2014
•
М.Мещерякова Сочинение. Секреты успеха. М; «Айрис»