Напоминание

Развитие художественно-творческих способностей посредством продуктивной деятельности в группе компенсирующей направленности"


Автор: Ялунина Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с нода
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №29 "Золушка"
Населённый пункт: город Губкин Белгородской области
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие художественно-творческих способностей посредством продуктивной деятельности в группе компенсирующей направленности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №29 «Золушка»

г. Губкина Белгородской области.

Развитие художественно-творческих способностей

посредством продуктивной деятельности в группе

компенсирующей направленности

Подготовила:

Ялунина Т.И., воспитатель

МАДОУ №29 «Золушка»

2017 г.

Развитие художественно-творческих способностей посредством

продуктивной деятельности в группе компенсирующей направленности

ТВОРЧЕСТВО

учёные

рассматривают

как

деятельность

высшего

уровня

познания

и

преобразования

окружающего

мира

природного

и

социального. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек

– форма и способ его мышления, личные качества.

Развитие

детского

творчества

является

актуальной

проблемой

современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования

основную

цель

-

воспитание

у

подрастающего

поколения

творческого

подхода

к

преобразованию

окружающего

мира,

активности

и

с амо стоятельно сти

мышления,

спо собствующих

д о с т и же н и ю

положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у

наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то

есть качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.

Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на

создание качественно новых материальных и духовных ценностей

.

Поэтому

основной показатель творчества – новизна его результата, которая носит

объективный характер, поскольку создаётся то, что раньше не существовало.

Дети уже в дошкольном возрасте создают интересные, порой оригинальные

рисунки,

подели,

конструкции.

Новизна

это первая

важная

особенность детского творчества.

Процесс создания изделия для детей имеет едва ли не первостепенное

значение.

Его

деятельность

отличается

эмоциональной

включённостью,

стремлением искать и опробовать разные способы, получая от этого особое

удовольствие,

подчас

гораздо

большее,

чем

от

достижения

результата.

Стремление действовать – вторая особенность детского творчества.

Для

взрослых

начало

решения

проблемы

(её

осознание,

поиск

подходов) трудно и мучительно. Ребёнок же не испытывает таких трудностей,

он с лёгкостью начинает действовать. Ребёнок целенаправленно, и часто

путём

экспериментирования,

приходит

к

положительным

результатам.

И

это третья

особенность детского

творчества,

безусловно

связанная

с

первыми двумя.

Исследования последних лет показывают, что из года в год растёт

количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Всем известно,

что

уровень

развития

речи

находится

в

прямой

зависимости

от

степени

сформированности тонких

движений

пальцев

рук.

Работа

с

бумагой,

пластилином,

природным

и

бросовым

материалами

способствует

сенсомоторному

развитию

ребёнка,

его

творческого

воображения,

фантазии, художественного вкуса. А самое главное во время продуктивной

деятельности - развиваются разнообразные действия рук: координация обеих

рук, координация движения руки и глаза, и зрительный контроль.

Я

работаю

в

группе

компенсирующей

направленности,

которую

посещают

дошкольники

разного

возраста

с

нарушением

опорно-

двигательного аппарата и отклонениями в речи. Продуктивная деятельность,

для

таких

детей

является

обязательной

образовательной

деятельностью,

которая планируется как во время занятий, так и в свободное время.

Ребенок,

овладевая разнообразными способами практических действий, приобретает,

так называемую ручную умелость.

Как известно, продуктивную деятельность разделяют на технический и

художественный труд. К последнему относится конструирование из бумаги,

из природного и бросового материалов.

Интерес к художественному труду у детей существенно зависит от того,

насколько условия и организация ручного труда позволяют удовлетворить

основные

потребности

ребёнка,

а

именно

желание

чувствовать

себя

способным сделать нечто такое, что можно использовать и, что способно

вызвать одобрение окружающих.

Художественный труд, как нельзя лучше отвечает этой потребности и

способствует

развитию

пространственных

представлений,

практическому

освоению некоторых физических закономерностей,

познанию

свойств

различных материалов.

Работу по развитию творческих способностей я начала во 2 младшей

группе со знакомства с разными видами бумаги, (картоном, тонкой печатной

бумагой, цветной, гофрированной, бархатной, глянцевой, фольгированной и

т.д.) так как это хорошо знакомый детям материал. Бумага легко поддаётся

изменению формы, дети её сгибали, мяли, рвали, наклевали, я показывала

способы резания и нарезания ножницами. При этом ребенок узнавал не

только свойства бумаги, но учился согласовывать свои действия и усилия.

Работая

с

плотной

бумагой,

детям

приходилось

затрачивать

значительно

большее напряжение, что положительно сказывается на моторных функциях

руки.

Изготовление

бумажных

поделок

«оригами»

я

начала

вводить

со

средней

группы.

Дети

с

большим

удовольствием

мастерили

кораблики,

самолётики, веер, гармошку, животных к сказкам (мышь, лягушку, кота, лису

и других). К празднику Победы 9 мая дети научились складывать тюльпаны.

Художественный труд не возникает сам по себе, он требует специального

руководства, и поэтому я стараюсь участвовать в трудовой деятельности

детей, направлять, подсказывать. У детей не сразу сформировывается умение

видеть

материал,

фантазировать,

создавать

интересные

образы,

изделия,

композиции.

Им

необходима

помощь

взрослого

в

выполнении

работ

из

разного материала. Для этого я использовала схемы, рисунки, фотографии,

модели,

готовые

образцы

поделок.

Работая с

наглядными

пособиями,

ребёнок создаёт своё оригинальное изделие, он видит конечный результат и

знает к чему ему нужно стремиться.

К

художественному

труду

привлекаю

всех

детей

без

исключения.

Дошкольники

очень

любят

участвовать

в

коллективной

работе

по

изготовлению

настольного

кукольного

театра

или

праздничного

плаката,

газеты.

Материалы

и

виды

художественного

труда

я

вводила

исходя

из

возрастных возможностей детей, применяла их с учётом индивидуальных

психофизических возможностей, их ручных умений и навыков.

С природным материалом дети начинают работать со среднего возраста.

Они

хорошо

умеют

сочетать

пластилин

и

различные

крупные

плоды

и

косточки

деревьев.

Например,

из

каштана,

половинки

грецкого

ореха,

косточки персика и абрикоса получаются замечательные паучки, жучки надо

лишь долепить им лапки из пластилина.

В

старшей

и

подготовительной

группе

продолжаю

знакомить

детей

природным

материалом

уже

более

мелким:

семенами

растений,

крупой,

мелкими косточками, сухими цветами и листьями. У дошкольников хорошо,

получается, выкладывать узоры на декоративных пластилиновых кругах, на

морских

камнях.

Они

очень

любят

превращать

обычные

флаконы

или

пузырьки в декоративные вазы. Растягивая пластилин по кругу или флакону,

дети тем самым укрепляют пальцы. Украшая крупой поделку, дети прекрасно

развивают

осязательные

ощущения,

одновременно

получают

массаж

подушечек пальцев.

Учу изобретать поделки не только по образцу, но и из собственного

воображения.

Каждую

осень

мы

в

группе

и

ДОУ

проводим

конкурс

поделок

из

природного материала, овощей и фруктов. Где обязательными участниками

являются родители детей.

В подготовительной группе продолжается работа с бумагой в технике

оригами. Так же я познакомила детей с интересным способом изготовления

игрушек, муляжей - папье-маше. И научила мастерить

яйца к празднику

Пасхи.

Знакомлю дошколят с бросовым материалом. В дело идут флаконы,

катушки,

крышки,

пробки,

упаковки,

коробки,

нитки,

ленты,

шнурки,

проволока, фантики, кусочки кожи, вата.

Благодаря фантазии и изобретательности дети создают удивительные

самоделки из бросового материала. Чтобы не погасить детскую инициативу

навязчивыми предложениями, советую детям самим находить интересные

решения. Но без помощи взрослого им не обойтись, поэтому помогаю им

только

в

работе

с

острыми

и

режущими

инструментами

(прокалываю

отверстия шилом, иглой). Научила детей работать с проволокой: плести

косичкой,

закручивать

спиралькой

вокруг

карандаша.

Затем

на

основе

спиральки

изготавливать

туловище,

руки,

ноги

человечка,

а

также

причудливые

цветы.

Из

спичечных

коробков

дошкольники

с

большим

увлечением мастерят различный транспорт: машины разной модели, танки,

пушки. Из фантиков дети умеют плести косичку, из шариков фольги делать

бусы.

Из

одноразовых

тарелок

и

тонких

ленточек

дети

изготавливают

художественные картины. Замечательный настольный театр получается из

флаконов и стаканчиков из под йогуртов, необходимо только дофантазировать

им рожицы.

Из бросового материала дети делали кукольную мебель, причём сами

подбирали материал для изготовления поделок.

От

самостоятельно

выполненной

работы

дети

всегда

испытывали

радость, чувствовали веру в свои силы и возможности, проявляли волю и

терпение.

В

качестве

эффективного

средства,

стимулирующего

детей

к

проявлению фантазии и творчества, я использую лепку из пластилина. Мои

дети очень любят занятия по лепке. Начиная с колечек и пирамидок дети к

подготовительному

возрасту

научились

лепить

все,

что

их

окружает:

животных, птиц, человека, фрукты и овощи, продукты, деревья и т.д..

В

процессе

работы

с

пластилином

развиваются

сенсорные

представления, воображение, пространственное мышление, ручная умелость,

мелкая

моторика,

синхронизируется

работа

обеих

рук.

При

создании

продуктов творчества у детей формируется умение планировать работу по

реализации

замысла,

предвидеть

результат

и

достигать

его,

при

необходимости

вносить

изменения

в

первоначальный

замысел.

Лепка

из

пластилина, глины, солёного теста является "одним из самых осязаемых

видов

художественного

творчества,

в

котором

ребёнок

видит

не

только

продукт своего труда, но может его обследовать и видоизменить по мере

необходимости. Лепка даёт ребёнку возможность моделировать мир и своё

представление о нём в пространстве пластических образов.

Для воспитания у дошкольников значимости и полезности их труда

использую продукты детского творчества в качестве подарков для родителей

и

младших

воспитанников,

сувениров

к

праздникам,

оборудования

для

театрализованной деятельности, атрибутов к сюжетно-ролевым играм.



В раздел образования