Автор: Ковальчук Раиса Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Усть-Майская СОШ"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Усть-Майский район п. Усть-Мая
Наименование материала: Конспект урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России"
Тема: "Собственные имена существительные"
Раздел: начальное образование
Открытый урок по русскому языку
Класс -2-а
УМК «Школа России»
Учитель: Ковальчук Р.Г.
Тема урока: Собственные имена существительные
Цель
урока:
формирование
образовательных
компетенций
учащихся
(информационных,
коммуникативных,
рефлексивных)
через
реализацию
монопроекта
по
теме:
«Имена
существительные собственные»
Задачи:
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-
развитие
самостоятельности
и
личной
ответственности
за
свои
поступки,
принятые
решения;
-
развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости;
-развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией;
- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е.
формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на
основе имеющегося опыта);
- развитие умения использовать различные способы поиска информации;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа,
синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные
УУД)
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку
зрения и аргументировать ее;
- формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на
основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);
-
формирование
умения
работать
в
статичных
и
мигрирующих
группах
в
режиме
интерактивного обучения;
-
формирование
умения
работать
в
подготовленной
предметно-развивающей,
информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников
информации,
выбор
материалов,
инструментов,
текстов,
разноуровневых
карточек)
(коммуникативные УУД).
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в
соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;
-
овладение
умениями
правильно
читать
и
писать,
участвовать
в
диалоге,
составлять
несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;
-
воспитание
позитивного
эмоционально-ценностного
отношения
к
русскому
языку,
стремления совершенствовать свою речь;
Тип урока: мультимедийный комбинированный
Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные, в группах, парах
Название этапа
Форма работы
Содержание взаимодействия
с учащимися
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые УУД
Организационный Включение в деловой
ритм. Эмоциональный
настрой на работу
«У меня хорошее настроение.
Я могу быть добрым и
терпеливым.
Я успею сделать все!
Я буду предельно внимателен на
уроке».
Мотивирует
обучающихся к
учебной
деятельности,
Контролирует
готовность к уроку
Проявление
интереса.
Эмоциональный
настрой на урок.
- Регулятивные:
контроль
- Личностные:
самоопределение к
деятельности -
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками.
Актуализация
знаний
Наблюдение, постановка
опыта, самостоятельная
работа.
Словарно-орфографическая
работа. Работа с
фразеологическими
оборотами:
«Попасть в
молоко» - промахнуться мимо
цели. «Молочные река,
кисельные берега» - о
сказочном изобилии
.
Чистописание: Мм мя ям му
Организует
повторение знаний,
закрепление умений.
Определяет
типичные
недостатки.
Демонстрируют
знания, умения
-Познавательные:
постановка и решение
проблемы;
- Регулятивные:
постановка учебной
задачи на основе
соотнесения того, что
уже известно и усвоено
учащимися и того, что
еще не известно;
ум
Коза Милка и козлёнок Мушка
пасутся на лугу.
- Личностные:
развитие учебно-
познавательных
мотивации.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками.
Целеполагание
Выход на тему урока.
Учебная дискуссия.
Задание с недостающими
данными.
- Почему я подчеркнула
буквы в словах Милка,
Мушка?
- Сформулируйте тему
урока (обсуждение в парах).
- Чему будем учиться?
Создает
проблемную
ситуацию, ситуацию
познавательных
противоречий.
Выдвигают
варианты
формулировок
цели, участвуют
в их обсуждении.
Анализируют.
Останавливают
свой выбор на
целях, связанных
с поиском ОСД и
личного
совершенствован
ия
- Регулятивные:
умение сотрудничать,
вступать в дискуссию,
умение ставить цели,
планировать свою
работу..
- Познавательные:
Анализировать
доказывать, отстаивать
свое мнение -
Коммуникативные:
умение строить
продуктивное
взаимодействие и
сотрудничество со
сверстниками и
учителем.
Открытие нового
знания.
Частично-поисковая
деятельность, поиск
решения проблемного
вопроса, проблемной
ситуации. Дидактическая
игра. Коллективные
формы работы (в парах).
Учебная дискуссия.
Практическая работа.
Дидактическая игра «Помоги
почтальону».
Теперь прочитаем само
письмо.
«Здравствуй валя! Живу я
хорошо. Я очень рад.
Теперь у меня есть шарик!
Твой брат лев».
-
Всё ли вы поняли из
письма?
- Чему рад автор письма?
Создает
проблемную
ситуацию.
Побуждает учащихся
к обсуждению и
выявлению причин
возникших
затруднений.
Организует работу в
парах. Побуждает к
анализу собственных
действий.
Анализируют
проблемную
ситуацию, ищут
решение,
выдвигают и
проверяют
гипотезу.
- Познавательные:
формирование навыков
поисковой
деятельности.
Способность
анализировать и
действовать с позиции
содержания предмета.
- Личностные:
выражать
положительное
отношение к процессу
познания; проявлять
внимание, желание
узнать больше.
- знание основных
моральных норм
работы в паре
(справедливого
распределения,
взаимопомощи,
КОМУ:
Зайцевой юле
КУДА: г. орел
Ул. пушкина , 5
Психофизическая
тренировка
Релаксация
Читаем приписку.
«Шарик звонко лает».
- О ком же идет речь в
письме?
Исправление ошибок, которые
допустил мальчик
- Какие правила нужно знать,
чтобы наша речь была
понятной?
- Дети называют правила.
Имена собственные пишутся
с большой буквы
-
Сейчас мы поиграем с вами
в интересную игру. Я буду
называть слова. Если это имя
собственное, то вы хлопаете в
ладоши, если какое-то другое
слово – поднимите руки вверх.
Организация
психофизической
тренировки
Выполняют
упражнение
ответственности);
-Коммуникативные:
Формирование умений
учебного
сотрудничества, умение
с достаточной полнотой
и точностью выражать
свои мысли в
соответствии с
задачами и условиями
коммуникации.
- Регулятивные:
предвосхищение
результата и уровня
усвоения знаний, его
временных
характеристик;
Будьте внимательны:
М а м а ,
Е л е н а
Николаевна,
собака,
Жучка,
коза,
воробей,
Мурка,
Дима,
окунь,
Маршак,
со р о ка ,
Петров,
корова,
ш а р и к /
Шарик
(здесь
дети
могут
засомневаться).
-
Р е б я т а ,
к а к
в ы
думаете, почему некоторые из
вас
присели,
а
некоторые
п од н я л и
р у к и ,
ко гд а
я
п р о и з н е с л а
с л о в о
шарик/Шарик?
-
К а к
н а з ы в а ю т с я
с л о в а ,
ко т о р ы е
з в у ч а т
одинаково,
но
имеют
разное
значение?
(Многозначные).
-
Д ействительно,
написание слов шарик/Шарик
зависит от его значения
.
Первичное
закрепление
нового материала
Практическая работа.
Коллективная работа
(фронтально)
Списать текст с карточки,
вставить правильную
букву.
Незнайка затрудняется в
выборе буквы. Помогите
ему.
(фронтальная работа –
комментирование с
проговариванием правила).
.
«У девочки (Л,л) илии
есть братишка (В,в)
асилёк и подруга (Р,р) оза.
Дети решили собрать
букет цветов. В саду (Р,р)
оза сорвала две (Л,л) илии,
Организует
практическую
работу. Организует
проговаривание
нового знания и
способа действия.
Работают по
алгоритму,
излагают,
объясняют
учебный
материал.
- Регулятивные:
Умение организовать
учебную деятельность,
составлять алгоритм
действий.
- Личностные:
формирование
самостоятельности,
ответственности,
уверенности в своих
силах, положительное
отношение к себе.
Формирование
самооценки, анализа
выполненной работы,
вычленение проблем.
- Познавательные:
поиск и выделение
необходимой
Гимнастика для
глаз.
Снятие усталости с глаз
(мультимедийное
упражнение)
а (Л,л) лия – красивую.
(Р,р) озу. В поле ушёл (В,в)
асилёк и принёс (В,в)
асилёк
».
информации,
применение методов
информационного
поиска, в том числе и с
помощью
компьютерных средств;
- Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками;
- умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с
задачами и условиями
коммуникации.
Самостоятельная
работа
Выполнение упражнений
знаний и умений во
взаимосвязи с уже
известными знаниями и
умениями, способами
действий. Практическая
индивидуальная работа.
- Подберите животным
клички и запишите их
рядом с названиями
- Примените изученные
орфограммы. Я уверена,
что вы все справитесь.
Организует
ситуацию выбора в
соответствии с
возможностями,
вариантность.
Использует
приобретенные
знания в
практической
деятельности.
Самооценка.
- Познавательные:
умение использовать
информациюи
вычленять
необходимую для
решения учебной
задачи.
кошка Дружок
собака Мурка
корова Хавронья
конь Зорька
свинья Орлик
Проверка
с
помощью
мультимедийной
презентации.
- С какой буквы написали
клички животных?
-
К а к о е
п р а в и л о
применили?
.
- Личностные:
уточнение собственных
возможностей
- Регулятивные:
формирование
установки на поиск
способов разрешения
трудностей.
Повторение
Действие по обобщению:
- анализ признаков
объекта;
- выделение главных
признаков;
- объединение признаков;
- оформление вывода.
Действия по оценке
знаний умений и навыков.
Восстановление
деформированного текста
(коллективная работа).
- Восстановите текст,
исправьте ошибки и
подчеркните главные члены
предложения
- В каком слове допущена
ошибка? (обсуждение в парах)
спал, крыльце, на, котёнок,
пушок, маленький
- Запись с комментированием
Организует
систематизацию и
обобщение
совместных
достижений.
Организует
индивидуальную
работу.
Выявляют
границы
применимости
нового знания и
выполнения
заданий, в
которых новый
способ действий
предусматривает
ся как
промежуточный
шаг.
- Познавательные:
выбор наиболее
эффективных способов
решения в зависимости
от конкретных условий;
установление
причинно-
следственных связей,
построение логической
цепи рассуждений,
доказательства,
выдвижение гипотез и
их обоснования.
- Коммуникативные:
высказывать сравнения
по результатам
сравнения.
- Личностные:
формирование
собственных
представлений о
предмете изучения;
реализация
личностного
потенциала; анализ
личностного изменения
в процессе учения.
Рефлексия учебной
деятельности (итог
урока)
Беседа
- Какую задачу ставили в
начале урока?
- Удалось ли её решить?
- Что нового узнали на уроке?
- Где можно применить
новые знания?
-
Какие
слова
пишутся
с
большой буквы?
Чтение правила
- Кого хотите поблагодарить?
-
Положите
зеленый
кружок
Создает ситуацию,
связанную с
приятными
эмоциями, чувством
удовлетворения от
работы, ощущением
собственной
компетентности,
самоуважения.
Анализирует
деятельность.
- Регулятивные:
оценка своих
достижений на уроке.
- Личностные:
самоопределение
- Познавательные:
Рефлексия мотивации,
способов деятельности
общения.
тому, кто вам помог (кружки
на парте каждого ребенка)
-
Оцените
свою
работу
на
уроке
(на
парте
каждого
р е б е н к а
с м а й л и к и
с
настроением).