Напоминание

"Развитие познавательных способностей младших школьников"


Автор: Ковальчук Раиса Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Усть-Майская СОШ"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Усть-Майский район п. Усть-Мая
Наименование материала: Творческая работа
Тема: "Развитие познавательных способностей младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Творческая работа

на тему:

«Развитие познавательной самостоятельности младших: школьников»

1 .Вступление

2.Развитие

познавательной

самостоятельности

-

актуальная

проблема

педагогической теории и практики.

3.

Активный

характер

обучения

-

основа

развития

познавательной

самостоятельности младших школьников.

4. Система познавательных заданий как средство развития познавательной

самостоятельности.

5. Методика использования системы познавательных заданий.

Вступление.

Важной проблемой современной школы в перестроечный период является

формирование творческой активности и познавательной самостоятельности

ученика и учителя.

Творчество учителя начальных классов особенное: оно зажигает в детском

сердце огонёк, вызывает удивление окружающим миром, интерес к учёбе,

делает его внутренним постоянно действующим стимулом.

В народе говорят: счастлив тот, кто имеет острый и светлый ум: вдвойне везёт

тому,

кто

имеет

ещё

и

душу

добрую,

сердце

чуткое.

Его

естество

как

подсолнух

к

солнцу

всегда

поворачивается

к

человеческой

боли,

добру,

порядочности. И втройне благословлен тот, у кого ум пытливый и сердце

чуткое.

Задача современной национальной школы - развивать каждого ребёнка как

неповторимую индивидуальность. Исходя из этого, огромное значение имеет

формирование

в

учащихся

творческого

потенциала,

стремление

к

самостоятельной

познавательной

деятельности,

умение

ставить

и

решать

новые

проблемы.

К

важнейшим

научным

и

практическим

проблемам

учительской

работы

относится

широкий

круг

вопросов

с

развития

познавательной

активности

и

самостоятельности

школьников

в

процессе

обучения.

Психолого-педагогические исследования, проведённые в последнее время

в

нашей

стране,

свидетельствуют

о

значительных

положительных

изменениях, которые состоялись в общем, развитии младших школьников под

влиянием развивающего обучения. Это закономерное следствие не только

изменений в содержании обучения, но и постоянной ориентации учителей на

организацию

активной

деятельности

самого

ученика.

Активный

характер

обучения является надёжной основой развития самостоятельности младших

школьников.

У детей 6-9 лет учебная деятельность только начинает формироваться.

Поэтому важную роль в овладении способами познавательной деятельности

играют действия по образцу и аналогии.

В то же время специальные исследования и передовой педагогический

опыт

показывают,

что

при

определённых

условиях

обучения

даже

первоклассники

способны

успешно

выполнять

задания,

которые

требуют

поиска, раздумываний, самостоятельных умственных усилий.

« Внимание к навыкам исследовательской работы в начальных классах,-

И.Я.Лернер,- облегчило бы процесс развития учащихся, дало бы возможность

наращивания новых пластов и элементов развития на то, чего уже достигнуто.

Иначе приходится уделять много времени созданию условий для развития

познавательной самостоятельности, а не самому его развитию».

Итак, проблема развития познавательной самостоятельности младших

школьников — важный резерв интенсификации их учебной деятельности,

необходимое условие последовательности обучения и развития, учащихся в

средних и старших классах.

Развитие познавательной самостоятельности - актуальная проблема

педагогической теории и

практики.

Прогрессивные педагоги прошлого, исследование и опыт системы

развивающего обучения Л.В. Занкова убедительно доказали, что овладеть

прочными знаниями ученики могут только в процессе собственной активной

деятельности. К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал, что ученик может

стать обладателем знаний только тогда, когда проявит самостоятельность в их

приобретении. Основное требование к организации учебного процесса им

было сформулировано так: «Нужно, чтобы дети по возможности трудились

самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал

для него материал». Такое требование является единственно верным. Оно не

утратило своего значения и в настоящее время.

Для того чтобы развить у учащихся самостоятельную познавательную

деятельность в учебном процессе, нужно соблюдать определенные

психологические условия:

1.Необходимо создание на уроке бодрой, эмоциональной атмосферы,

позволяющей ученикам осознать пользу и значимость изучаемого материала и

выполняемой работы, пережить свой личный успех и успех товарищей, а

также чувство радости открытия и познания нового.

2. Необходимо детей учить учиться, то есть развивать их познавательные

силы и способности. На уроке детей надо учить думать и рассуждать, спорить

и доказывать. Таким образом, будет идти развитие познавательной

совместной творческой деятельности.

Один из первых исследователей развития познавательной

самостоятельности, известный дидакт М.О.Данилов доказал, что её суть

лежит в необходимости и умении учеников самостоятельно мыслить, в

способности ориентироваться в новой ситуации, самому видеть вопрос,

задачу и найти подход к её решению. Познавательная самостоятельность

проявляется, например, в умении самостоятельно мыслить, анализировать

сложные учебные задачи и выполнять их без посторонней помощи и

характеризируется определённой критичностью ума школьника,

возможностью изъяснять свою мысль независимо от суждений других.

По мнению Г.О. Люблинской самостоятельность в учебной деятельности

младших школьников, прежде всего, есть способность школьника не только

понимать материал, но и применять его в новых видах самостоятельных

заданий.

Всестороннего рассмотрения вопрос самостоятельной деятельности

школьников, приобрел в трудах П.И.Пидкасистого «Самостоятельная

познавательная деятельность школьников в обучении».

В результате длительного теоретико-экспериментального исследования

учёный разработал модель самостоятельной деятельности ученика, раскрыл в

связи с этим такие исходные понятия, как дидактическая задача, выделил

специфические особенности формирования самостоятельных действий,

разработал классификацию самостоятельных работ. Вследствие проведённой

работы учёные пришли к выводу, что познавательная активность является

предусловием и результатом развития ребёнка. Она может определяться в

различных видах деятельности - игре, обучении, общественной работе, спорте

и т. д. В зависимости от содержания деятельности и уровня развития ребёнка

познавательная активность проявляется по-разному. В психолого-

педагогических исследованиях обозначены разные уровни развития

активности школьников:

1.

Репродуктивно-последовательная активность, при помощи которой

опыт деятельности одной личности накапливается через опыт другой.

Усвоение образцов человеком происходит на протяжении всей жизни,

но уровень личной активности недостаточный.

2.

Поисково-исполнительской активности присуща большая степень

самостоятельности. На этом уровне необходимо воспринимать задачу и

самостоятельно искать пути ее решения.

3.

Творческая активность является высшим уровнем. Потому что задачу

можно поставить школьникам, а пути её решения выбирать новые,

нешаблонные, оригинальные. Активность и самостоятельность

школьника в учебной работе - понятия взаимосвязаны, но не

тождественны. Потому что активность не всегда включает в себя

самостоятельность. Можно привести множество примеров, когда

ученик проявляет активность в работе, не проявляя при этом

самостоятельности, например, неосмысленное чтение, механическое

списывание, копирование изделия на уроках ручного труда и т.д.

В учебной работе самостоятельность проявляется в активности,

нацеленной на усовершенствование знаний, овладение приемами работы.

Последняя связана с формированием познавательных интересов и других

мотивов, которые стимулируют и укрепляют волевые усилия для тех или

иных заданий.

Таким образом, познавательная активность и самостоятельность являются

качественными характеристиками познавательной деятельности, они

взаимообусловлены, взаимосвязаны, но не тождественны.

«Активность - обозначает осмысление, волевое, целеустремлённое

исполнение умственного или физического труда, необходимого для овладения

знаниями, умениями и навыками, включая пользование ими в практической

учебной деятельности».

(Иосипов Б. Б. Самостоятельная работа на уроках ,1961 г.М. с. 67).

Она определяется в характере восприятия, реакции на новые знания,

количестве познавательных вопросов. Познавательная активность

сопровождает какое-либо самостоятельное действие, это, по сути, готовность

(пригодность и стремление) к энергичному, инициативному овладению

знаниями, прикладыванию волевых усилий.

Познавательная самостоятельность всегда направлена на усвоение

новых знаний, предвидит готовность ученика к исследовательской работе, а

познавательная активность имеет место не во время усвоения знаний, а во

время их воспроизведения, закрепления. Познавательная активность и

познавательная самостоятельность взаимно усиливают друг друга:

в

условиях мыслительной активности выделяются самостоятельность ученика,

которая является необходимым внутренним стимулом развития мышления. Но

хотя эти стороны учебной деятельности тесно связаны, каждая из них через

специфику проявлений и формирование является отдельным предметом

исследования.

Рассмотрим суть и структуру познавательной самостоятельности.

Объективная возможность развития познавательной самостоятельности

учащихся обусловлена диалектическим характером учебного процесса.

Учебный процесс, как известно, характеризируется двумя противоположными

тенденциями:

целеустремлённостью и суровой

последовательностью преподавания с одной стороны и непрерывным

возбуждением активности учеников и созданию пространства для творческой

деятельности класса и каждого ученика - с другой.

Именно с этих источников вытекает потребность развития познавательной

активности и самостоятельности учащихся (Дидактика средней школы).

Самостоятельность личности характеризируется двумя факторами: во-

первых, знаниями, умениями и навыками, во-вторых, отношением к процессу

деятельности, результатам и условиям её достижения, а также связям,

которые возникают во время деятельности с другими людьми.

( Педагогическая энциклопедия 1966, т. 3, с. 78)

Самостоятельность - это, прежде всего, сознательное мотивирование

действий и их обоснованность, непопадание под чужое влияние, стремление и

возможность поступать соответственно своим личным убеждениям (С.Л.

Рубинштейн).

Она проявляется неравномерно и специфически в разных видах

деятельности Наивысший уровень самостоятельности в её общем значении -

это не просто отображение образца умственного или физического действия,

но и внесение субъектом в работу своего субъективного нового понимания,

создание собственного способа мышления и действий (Н. Половникова).

Познавательная самостоятельность является сложным комплексным

понятием. Длительное время, почти до 70-х годов, данное качество

полагалось только в развитии самостоятельности мышления. Считалось

достаточным сформировать в учащихся соответственно их возрастным

возможностям методы логического мышления. Однако специальные

исследования и результаты массовой практики всё больше и больше убеждали

педагогов в неполноте и односторонности такой трактовки. Поскольку

познавательная деятельность - это не только работа мысли, она

охватывает и чувственное восприятие, и запоминание, и разные виды

действий, эмоциональное отношение личности и т.д.

«Общее понятие «самостоятельность» - подчёркивает М.И. Махмутов, - не

раскрывает, однако, специфики самостоятельности человека в процессе

обучения, когда могут раскрыться особенные черты самостоятельности

школьника, связанные со спецификой его учебного труда, руководимого

учителем.

Эта самостоятельность и обозначается термином «познавательная

самостоятельность».

В большинстве исследований, проведенных в последнее время,

познавательная самостоятельность ученика определяется как

сформированность стремления и умения познавать в процессе

целеустремленного поиска. Исследователи различают в данном качестве два

аспекта: мотивированный и процессуальный.

Мотивированный аспект обусловливает потребность и стремление

личности к познанию. Это проявляется в активном восприятии

любознательности, познавательных интересах, самостоятельном отношении к

результатам труда, в необходимости самоконтроля. Однако мотивированная

сторона познавательной самостоятельности не обеспечивает и не формирует

сама по себе технологической процессуальной стороны познания, то есть, не

обеспечивает овладение средствами и способами познания...(И. Я. Лернер).

Таким образом, познавательная самостоятельность связана с разными

важными сторонами учебного процесса. В обучении она проявляется

одновременно в разных планах. В процессе формирования всесторонне

развитой личности - это цель обучения, в процессе усвоения знаний, умений

и навыков - как средство повышения сознательности и действенности

усваиваемого материала.

Проблема развития познавательной самостоятельности младших

школьников нашла отображение в действующих учебных программах,

учебниках, творчески действующих учителей. Так, в программе по чтению

стоит требование: научить школьников самостоятельно делить текст на части,

составлять план рассказа, высказывать своё отношение к поступку героя,

подбирать темы чтения отрывка или отдельных абзацев, самостоятельно

различать элементы описания, раздумывания, рассказа, находить

изобразительно- выразительные средства описания героев - точные,

эмоциональные отрывки текста, слова и выражения и др.

Сквозной линией воплощения программных требований изучения

математики является постоянное сравнение и противопоставление общих и

отличительных признаков способов действий, задач, геометрических фигур,

установление взаимосвязи и т. д.. Огромное внимание развитию

самостоятельности учащихся уделяется в программе по природоведению. А

именно, здесь предвидится от класса к классу повышение уровня

самостоятельности в проведении опытов, обобщении результатов работы.

Таким образом, можно сделать итог, что в действующих программах

заметна развивающая устремлённость обучения младших школьников. В то

же время чётко не обозначены и не представлены в определённой системе

приёмы познавательной деятельности, которые следует формировать у

младших школьников во время изучения конкретного материала. Недооценка

специального формирования общих познавательных приёмов в определённой

системе неминуемо обозначается на содержании заданий учебника, которые, в

большинстве, содержат недостаточно заданий продуктивного проверяющего

характера. Много заданий вида: «списать», «закончить», «вставить

пропущенные буквы», то есть, упражнения, рассчитанные на репродуктивную

деятельность. Понятно, что такие упражнения нужны и полезны, без них

невозможно сформировать умения и навыки.

Однако чтобы стимулировать «зону ближайшего развития» необходимо

учеников привлекать к самостоятельным наблюдениям над речевыми

явлениями, находить общие и отличительные признаки, поиск главного,

доказательства и т.д.

Активный характер обучения - основа развития познавательной

самостоятельности.

Дидактические условия развития познавательной самостоятельности

младших школьников, многочисленные исследования, проведённые

известными учёными, психологами и педагогами: Г. Люблинской, П.

Менчинской, М. Скаткиным и другими показали, что только активная

деятельность самого школьника является залогом его успешного развития.

Соответственно этому в современной начальной школе существенно

изменился характер обучения детей:

меньше стало однородного

тренировочного труда, однако возросла роль самостоятельных и творческих

заданий, наблюдений, собственных обобщений.

Положительные сдвиги, которые состоялись в общем, развитии детей 6- 9

лет под влиянием усовершенствования содержания и методов обучения

очевидны. Как известно, младший школьный возраст - это переходный

период, в котором объединяются черты дошкольного детства и типические

особенности школьника, он «богатый спрятанными возможностями развития,

которые очень важно своевременно заметить и поддержать. Основы многих

психических качеств личности закладываются и культивируются в младшем

школьном возрасте. Поэтому особенное внимание учёных сейчас направлено

на обнаруживание тех резервов развития младших школьников,

использование каких даст возможность успешно готовить их к дальнейшей

учебной и трудовой деятельности».

Современной психологией и педагогикой установлено, что есть только

один путь добывания знаний это умственная и физическая деятельность

самих учеников, которой руководит педагог. «От того, как она организована и

какими средствами осуществляется, зависит объем и качество знаний, умений

и навыков, которые ученики приобретают в процессе своей деятельности».

(Г.С.Костюк)

Только беспрерывное привлечение учеников в процесс, который требует

применения самостоятельных усилий мысли, воли, чувств обеспечивает

овладение опытом познавательной самостоятельности. Каковы же условия

создания опыта познавательной самостоятельности? Уже известно, что не всё

сделанное учеником самостоятельно, формирует его познавательную

самостоятельность, её развитие является сложным процессом и зависит от

многих условий, наиболее важным среди которых - использование

развивающих методов обучения.

«Ошибочно думать, - подчеркивает В. П. Стрекозин -,что для развития

познавательной самостоятельности школьников достаточно только увеличить

объём их самостоятельной работы на уроках и во время выполнения

домашних заданий. Решающее значение здесь имеет характер учебной

деятельности: успех придёт тогда, когда ученик, опираясь, на приобретённые

знания, самостоятельно выполняет учебные и трудовые задания, которые

встают перед ним в самых различных ситуациях, когда приобретённые знания

становятся будто «саморастущей стоимостью, инструментом нового

познания»

Рассматривая содержание подготовки учеников к самостоятельному

добыванию знаний, Ю. К. Бабанский выделяет такие условия этого процесса:

самостоятельность мышления, умение выделить существенное, вести

индуктивный и дедуктивный поиск, умение планировать работу, работать в

нужном темпе, контролировать себя.

Какие же дидактические условия развития познавательной

самостоятельности?

Как обнаружилось в процессе обобщения передового педагогического опыта

и проведения исследований, для успешного формирования всех компонентов

готовности младших школьников к поисковой деятельности в организации

учебно-воспитательного процесса необходимо:

1.

Формировать у учащихся познавательные потребности, способствовать

развитию усердия в выполнении самостоятельных заданий.

2.

Добиваться рационального соединения репродуктивной и продуктивной

деятельности учащихся, целесообразно увеличивать весомый вклад

частично-поисковых методов, которые способствуют активного,

преобразовательного характера усвоения знаний и способов их

обработки

3.

Внедрить в содержание начального обучения специальную систему

познавательных заданий (по разным предметам), которая оптимально

обеспечит познавательную и воспитательную функции обучения.

4.

Использовать эффективные способы руководства поисковой

деятельностью школьников через постепенное усложнение

познавательных заданий, а также в результате оперативного

формирования поисковых умений.

5.

Вооружить младших школьников системой интеллектуальных умений,

общих и специальных приемов учебной работы.

Таким образом, познавательная активность школьника формируется не

вследствие какого-нибудь одного эффективного средства, а

являетсязакономерным результатом усовершенствованной системы обучения

и воспитания учеников на уроке, направленной мысли и самостоятельности

как черты характера ребенка.

Первостепенное задание учителя - пробудить в каждом ребенке

познавательную активность, любознательность, стремление мыслить, делать

самостоятельные выводы.

Раскрываем использованную нами методику, вырабатывания у младших

школьников умений ставить познавательные вопросы. Из опыта работы

учителей видно, что форма вопросов, в основном однообразна: Что

называется ...? О ком (о чем) мы читали? Основным условием возникновения

у детей познавательных вопросов - создание такой атмосферы на уроке,

которая настраивает учеников на размышление, анализ, поиск. Это возможно,

если в классе установились доверительные отношения учеников с учителем.

Когда маленький школьник победит стеснительность, нерешительность, он

смелее будет думать и спрашивать. Очень важно найти меру в разъяснении

нового материала, чтобы детям было над, чем подумать, а не просто

«проглотить» готовое, услышанное. Следует проводить работу по обучению

детей, формулировать вопросы.

Первый этап - подготовительный.

На этом этапе учитель предупреждает учеников, что они могут спрашивать о

непонятном или что их интересует. Полезным здесь является такой приём.

Первоклассникам предложили самостоятельно познакомиться с новым

текстом, в котором было одно- два выражения не совсем понятные детям.

Перед чтением учитель давал установку: самостоятельно прочитать текст и

приготовиться спрашивать о том, что непонятно. Аналогический приём

используется и во время использования упражнений перед проведением

опытов.

На конец первого полугодия дети ставят разные вопросы:

1.

Что лучше - зима или лето?

2.

Везде ли есть солнце, где живут люди?

3.

Есть ли земля, где нет солнца?

4.

Растут ли зимой деревья?

5.

Как светится радуга?

Вопросы очень разные, одни связаны с темой урока, другие возникли в

связи с услышанным, увиденным вне урока. Уважение к детским вопросам

необходимо, чтобы сохранилась радость коллективного умственного труда.-

Второй этап в постановке школьниками познавательных вопросов -

учебно-тренировочный. Его задание сосредоточить внимание на

формировании таких вопросов, которые помогают лучше понять учебную

цель урока, научить правильно, выражать вопрос. «Вообще спрашивать умеет

каждый, - указал И. Я. Лернер. Но важно качество самого вопроса. Красивый

вопрос помогает совсем по-другому увидеть суть дела и искать ответы

другими путями, о которых раньше никто не думал ...»: «Что вас здесь

удивило?», «А о чем бы вы хотели еще прочитать?», «Что изменилось, если

бы ...?» и др. Обязательным элементом уроков обобщения и

систематизации знаний была минутка «Почемучки», к которой ученики

готовились заранее по такой ориентировке учителя: «О чем бы вы хотели

узнать в этой теме?». Нередко ученики спрашивают учителя о таких сложных

видах, на которые сложно сразу ответить, потому надо с уважением,

относиться к школьнику: «Вопрос ты предложил сложный и интересный,

будем размышлять все вместе», или «Я подумаю об этом на следующем

уроке».

Прежде всего, стремление спрашивать становиться устойчивой

потребностью ученика. А это является надежным предусловием поистине

активного обучения.

В процессе объяснения нового материала важно так направить работу

детей, чтобы они приходили к выводам сами на основе целевого сравнения

новых знаний с теми, которые приобретены ранее, усваивали бы обобщение в

силу собственного мышления, активизированного учителем. Например, для

ознакомления первоклассников с твердыми и мягкими согласными я

предлагаю ученикам.

Сравните, дети, первый слог в словах мышка и мишка. Какой согласный

слышится в слоге мы?

(Дети отвечают: м)

А какой согласный слышится в слоге ми?

(Дети отвечают: мь повторяют хором отдельно каждый звук: м и мь)

Какое отличие вы заметили в произношении? (В слоге мы звук м

произносится твёрдо, а в слоге ми мягко.) Обобщаю, что звуки мы слышим

разные, а буква «м» у нас одна. Как же на письме показать, какой согласный

твёрдый, а какой мягкий? Умело использованное противопоставление

заинтересовывает детей, ставит посильный проблемный вопрос.

Во время знакомства с новым материалом «Порядок арифметических

действий» (3 класс) на основании сравнения перед учениками встаёт

проблемный вопрос. Я предлагаю детям сравнить два выражения: 44-

11*2=22; (44-11)*2=66. Подумайте, почему эти выражения имеют разные

результаты? Что в них общего? (Одинаковые действия, одинаковые числа)

- Чем они отличаются? (Во втором выражении скобки)

Сравнивая, ученики приходят к выводу, что результаты вычислений

зависят от того, в каком порядке мы выполняем действия. В изучении этой

темы полезны познавательные задания на расстановку знаков действий или

скобок, которые активизируют мышления, развивают способность

логического мышления и комбинирования. Вот некоторые виды таких

заданий:

1.

Поставь между числами знак + или -

38

3

7 = 30

38

3

7 = 42

38

3

7 = 28

38

3

7 = 48

2.

Поставь знаки действий (без скобок), чтобы выражение имело нужное

значение:

12

6

2 = 4 12

6

2 24

12

6

2 70

12

6

2 9

Поставь скобки (где они нужны) так, чтобы выражение имело нужное

числовое значение: 2 4 -4 * 3 + 2 =

1 0

24-4*3

+

2=

13

24-4

*

3

+

2=

12

24-4

*

3

+

2

=

100

3.

Прочитай выражение и подумай можно ли в нём опустить скобки,

чтобы не нарушился порядок действий:

80-(60: 5)

( 9 0 - 7 2 ) + 80: 16

4.

Найти значение выражения, пользуясь самым удобным способом;

16 * ( 1 4 2) =

15 (8 3) =

Большую умственную активность вызывается решение таких заданий,

которые требуют от учеников логических размышлений, комбинирования,

соотношения данных условий и ответов.

Примеры заданий, которые можно использовать на уроках математики в I-

O M

классе.

1)

Как надо переставить фигуры, чтобы они чередовались?

2)

Какие фигуры надо переставить, чтобы треугольники чередовались с

квадратами?

3)

Две матери, две дочки и бабушка с внучкой. Сколько человек в этой

семье?

4)

Какой с данных чисел будет самым большим после перестановки цифр

в каждом?

(24,47,54,65,82)

5)

Среди этих суждений всегда одно верное, найдите его, обосновывая

свой ответ.

Отец старше сына. Один брат старше другого. Мать моложе отца. Внук

старше деда.

6)

Оксана, Митя и Алёнка пошли в лес за ягодами. В руках у них были

ведёрко, банка и корзинка. Оксанка не с ведром. Митя не корзинкой и не

с ведерком. С чем была Аленка?

Самым важным средством активизации учебной деятельности младших

школьников является рациональное соединение дидактической игры и

обучения. В структуре урока место игры обозначается её познавательной

целью и возможностями учебного материала. Каждая дидактическая игра

нацелена на развитие мышления и речи детей. Как известно, различают

предметные, настольно- печатные и словесные игры.

Некоторые виды игр, которые следует шире использовать в

начальных классах.

Прежде всего, это игры, построенные на принципах автодидактизма и

самоорганизации (игры с парными и разрозненными рисунками, с кубиками

лото, геометрическое домино и мозаика, игры в загадывание и отгадывание,

словесные дидактические игры). Ценность таких игр в том, что здесь в

захватывающей форме, без вмешательства учителя происходит обучение

детей: они различают признаки предметов, описывают их, дифференцируют

видовые и родовые признаки, сравнивают, выделяют часть от целого,

складывают целое из части, изымают «лишние» предметы и т. д.

В организации дидактических игр на уроке целесообразно использовать

такие, применение которых не требует от учителя много времени на его

приготовление соответственного оборудования, а от учеников запоминания

громоздких правил. Превосходство следует давать таким играм, какие

предвидят у них участие большинства детей класса, скорый ответ,

сосредоточение свободного внимания.

Примерами подобных игр на уроках математики являются такие: «Кто

быстрее», «Магазин», «Угадай задуманное число», «Что потом?»,

«Геометрическая мозаика», «Где имеется место?», «Дорисуй фигуру»,

«Закончи пример» и т. д.

Огромные развивающие возможности имеет применение игр во время

экскурсий

Очень хорошо воспринимаются игры на такую тематику, как: «Загадай, мы

отгадаем», «Что сначала, а что потом?», «Магазин», «Семена», «Кто, где

живёт?», «Найди дерево по семенам», «Овощи и фрукты» и т. д.

На уроках русского языка в процессе развития устной речи и логического

мышления учеников целесообразно проводить такие игры «Что

изменилось?», «Волшебный мешочек», «Чего здесь не хватает?»

«Продавец и покупатель», «Почтальон принесёт открытку», «Наша

выставка», «Какой предмет (слова, звук) лишний, «Когда это бывает?»,«Для

чего это нужно», «Кто, на чём играет?», «Чьи это инструменты».

Например, на уроках обучения грамоты при помощи игры «Волшебный

мешочек» закрепляю в учащихся разнообразные умения и навыки. Понятно,

что набор предметов в мешочке не случайный, он каждый раз меняется в

зависимости от цели обучения: то это игрушки, слоги, которые изучаются,

мелкие вещи, какие необходимо описать.

Другой пример- создание игровой ситуации. На урок заглянул

«почтальон». Он раздает некоторым детям «письма»- задание для сочинения,

маленьких рассказов по рисункам (или опорным словам) которые лежат в

конвертах.

Чтобы разговорить молчаливых учеников, активизируют их речь и

наблюдательность, можно привести игру «Отгадай». На столе разложено 5- 6

игрушек. Первоклассникам предлагаю внимательно рассмотреть и «выбрать»

одну из них. Дети, сейчас мы узнаем, что кому понравилось. Чтобы игра

вызвала интерес, выбор предметов стоит расширить, усложнять условия игры.

Основным условием эффективности применения игр является

органическое включение их в учебный процесс; обязательность игровых

элементов; захватывающее название; правила, которые нельзя нарушать;

считалки, игровые начала; эмоциальное отношение самого учителя к игровым

действиям; интересные неожиданности детям, слова, движения и т. д. Дети с

удовольствием участвуют в разнообразных играх. Например: Проверим, кто

из вас внимательный и находчивый.

-Какое выражение спрятали эти загадочные птицы.

Очень часто дети на уроках исправляют ошибки. Незнайки, учатся в «Лесной

школе». Радостные улыбки, интерес, который вспыхивает от его творческой

мысли.

При соответствующих дидактических условиях большую познавательную

активность, самостоятельность мышления вызывает применение наглядности.

Это способствует заострению и расширению воображений и понятий детей,

активизации процессов восприятия, памяти, мышления.

Поскольку для детей 6-10 летнего возраста присущее поверхностное

восприятие, выделение наиболее ярких динамических элементов, которые не

всегда являются существенными, учитель, применяя предметную и

иллюстрационную наглядность на разных уроках и во внеурочной работе,

должен приучать детей внимательно рассматривать и видеть объекты

всесторонне .Следует сначала обратить внимание на основное, типичное, а

потом наглядность играет большую активизирующую роль, в её

использовании следует придерживаться чувства меры. Распространённой

ошибкой в использовании картин, рисунков в 1- 4 классах является

стремление учителей самим рассказывать об изображенном, довольствуясь

элементарными ответами детей типа: «Это весна», «Тут нарисован двор»,

«Это праздник» и т. д. При таких условиях активности мышления не

достигается, потому процесс рассматривания оживляется активизирующими

вопросами. Например, почему вы думаете, что здесь изображена весна? С

чего мы видим, что у мальчика радостное настроение? Какие чувства детей

передает эта картина, почему вы так думаете?

Обобщая эффективные средства активизации младших школьников, мы

определяем, что ребенок начинает активно мыслить, если:

- учитель умеет хорошо активизировать предыдущий опыт путем проведения

подготовительных упражнений, предыдущих исследовательских заданий;

-сообщает детям яркие необычные ведомости, факты, привлекает к

сопоставлению известного и неизвестного;

-во вступительной беседе или рассказе показывает практическое значение

новых знаний;

-постановка новой темы или способов её объяснения исполняется через

ситуацию дидактической игры.

-найти место знаниям в системе ранее изученным и т. д.

Таким образом, средств активизации в арсенале учителя начальных классов

много и их необходимо широко и умело применять, учитывая при этом цель

урока, характер материала, уровень подготовки учащихся и собственные

возможности.

Самостоятельной на уроке считается такая работа, которую ученики

выполняют без участия учителя, а только по его заданию в специально

определенное время. При этом они сознательно стремятся достичь

поставленной цели, показывая свои знания в умственных и физических

действиях.

Самостоятельность учеников в обучении является наиважнейшим

предусловием сознательного и прочного овладения знаниями. Часто

применяемая самостоятельная работа развивает сосредоточенность,

целеустремленность, умение размышлять, предупреждает формализм в

овладении знаниями и некоторые черты характера ребёнка. Основными

недостатками в практике организации самостоятельных работ является слабое

руководство процессом и репродуктивный характер многих заданий (списать,

прочитать, выучить, повторить и т. д.) Конечно, подобные задания

необходимы, но ограничивать самостоятельную работу только следственными

действиями невозможно, потому что это тормозит развитие познавательных

способностей учеников.

Существенным недостатком организации самостоятельной работы является

случайность непродуманность самостоятельных заданий, что нарушает

порядок, овладение темой, создаёт бессистемность в усвоении учениками

материала.

Самостоятельная работа на уроке-

Это органическая часть учебного процесса. Потому методы её проведения

обозначаются специфическими особенностями каждого предмета,

содержанием темы, уровнем подготовки учеников.

Планируя самостоятельную работу, учитель должен определить её место на

уроке в зависимости от уровня требований к учащимся на данном этапе

овладением материалом, предвидеть трудности, какие могут возникнуть во

время работы в разных группах детей, содержание и объём заданий, форму, в

какой они будут предложены длительность самостоятельной работы,

дидактический материал, который нужно подготовить, способ проверки

работы. В зависимости от дидактической цели все самостоятельные задания,

которые выполняются в начальных классах, можно разделить на две большие

группы - учебные и проверочные.

Работа учебного содержания включает: упражнения и задания, которые

готовят ребёнка к восприятию нового материала, упражнения и задания,

направленные на усвоение нового материала, расширение и уточнение

приобретенных заданий, тренировочные задания.

Самостоятельным проверочным работам конечно тоже присущи элементы

обучения. Но их основное назначение- это учёт и контроль над качеством

знаний, умений и навыков учащихся.

Самостоятельные задания подготовительного характера.

Дидактические условия активизации ученого процесса требуют, чтоб,

усваивая материал, дети сознательно могли опереться на ранее

приобретенные знания, умения и навыки. Почти на каждом уроке языка,

математики,

природоведения учителя используют разные виды

подготовительных упражнений, с целью актуализировать проблемную

ситуацию для дальнейшей поисковой деятельности, разбудить интерес к теме.

Самостоятельными работами подготовительного характера могут быть

устные и письменные упражнения на повторение, сравнение отдельных

фактов, правил, способов действий, предварительное чтение и наблюдение,

составление описаний, зарисовка определенных объектов, отыскивание

данных и т. д. Хотя дидактическое значение подготовительных заданий

одинаковое на всех уроках, их содержание зависит от специфики предмета.

Рассмотрим

некоторые ситуации

применения

самостоятельных

подготовительных заданий.

Например, на уроках языка младшие школьники изучают последовательное

исполнение сложных умственных действий (правописание безударных

гласных и согласных, звонких и глухих согласных, падежные окончания,

различие приставок и предлогов и т. д.). Очень часто ученик, не может

усвоить правило, только по причине несформированности элементарных

умений. Потому содержание подготовительных упражнений перед изучением

сложных правил должно активизировать такие элементы знаний, умений и

навыков, какие помогут ученикам выполнить систему дальнейших

умственных и практических действий для усвоения правила. Для этого

методисты предлагают шире использовать такие виды подготовительных

упражнений:

1.

Списывание текста с вставлением пропущенных букв или частей слова

(окончания, суффикса, приставки)

2.

Списывание со словообразованием.

3.

Списывание со вставление похожих пропущенных слов (слова

находятся отдельно или ученики подбирают их самостоятельно)

4.

Составление предложение из деформированного текста.

5.

Списывание с определенным стилистическим заданием (расширить

предложение, подобрать слова с противоположным значением, заменить

одно слово другим и т. д.).

6.

Списывание с фонетическим заданием (поставить ударение,

подчеркнуть мягкие согласные, безударные мягкие согласные,

безударные гласные и т. д.).

7.

Выборочное

списывание (только названия растений, только

существительные, только глаголы и т.д.).

Кроме этих упражнений во 2-4 классах нередко целесообразно предлагать

ученикам для самостоятельной работы задания на словообразование и

словоизменение, написание сочинений-миниатюр, составление описаний.

Потом виды работ можно усложнять разными орфографическими и

грамматическими заданиями, в зависимости от цели изучаемого нового

материала.

Сейчас часто на уроках используются печатные и самодельные карточки.

Использование карточек сосредотачивает внимание учеников на нужной

орфограмме или способе её проверки, а учителю помогает своевременно

заметить пробелы в знаниях отдельных учеников, применять

диференциированные задания. Удачной является форма карточек, которая

дает возможность выполнять задания непосредственно на карточке. Чтобы

выработать у учеников умение распознавать и проверять определённую

орфограмму, учитель должен сначала подобрать орфографический материал, а

потом сформировать навыки сознательного применения правила.

Огромное значение имеют самостоятельные подготовительные задания на

уроках математики. Как известно, в начальных классах рекомендуется изучать

новый математический материал в большинстве индуктивным методом, когда

учащиеся, под руководством учителя рассматривая отдельные факты,

анализируют их, выделяют наиболее существенные признаки понятия и на

основании этого анализа приходят к обобщению. Например, во 2-ом классе

перед изучением сложения вида 27+8, самостоятельной подготовительной

работой могут быть упражнения: на замену двузначного числа суммой

разрядных слагаемых, решение примеров разными способами с

использованием деления двузначного числа на двузначное.

Подготовительными упражнениями могут быть упражнения на связь

умножения и деления, умножение круглых чисел на однозначное, нахождение

неизвестного множителя. Подготовительными упражнениями к изучению в 4

классе темы «Умножение многозначных чисел на однозначное» (нули в

середине множителя) могут быть такие самостоятельные задания:

8.

Заменить умножение сложением и решить примеры:

3*5= 0*2=

0*5= 0*9=

9.

Решить примеры:

0+6= 0*9+1=

0+8= 0*2+7=

10.Сравнить выражения, поставить нужный знак:

0+7 0*7

0+6

0+5

0+8 0+8

0*4

0*5

На уроках

природоведения

содержанием

самостоятельных заданий

подготовительного характера чаще всего является обобщение наблюдения.

Так, во время изучения темы «Времена года» возможны предварительные

задания: составить рассказ о природных явлениях, которые наблюдали на этой

неделе, коротко охарактеризовать, какая погода была в данном месяце и т. п.

Иногда перед чтением статьи полезно рассмотреть коллекцию, гербарий,

другое наглядное пособие.

Самостоятельную

работу на начальных

этапах

усвоения

знаний,

формировании умений и навыков, а именно во время изучения нового

материала. На данном этапе самостоятельная работа учащихся приобретает

поискового усвоения новых знаний или способов действий. Процесс

выполнения учениками поисковых заданий требует от учителя

целеустремленного руководства. Рассмотрим конкретные примеры

самостоятельного ознакомления учащихся с новым материалом на разных

уроках. Чтобы этот этап обучения прошел успешно, следует чрезвычайно

внимательно отнестись к содержанию подготовительных упражнений

испособу постановки, последовательности исполнения заданий по новому

материалу, а также глубоко продумать вопросы для закрепления изученного,

которое обязательно состоится под руководством учителя.

В 3-м классе можно предложить ученикам для самостоятельной работы с

использованием учебника такие темы: умножение пяти и деление на пять;

сложение двух сумм; прием сложения по разрядам; решение задач, в которых

известны сумма и одно из слагаемых, а нужно сравнить слагаемые.

В 4 классе доступны для самостоятельного первичного ознакомления

такие темы: изменение разности в зависимости от изменения уменьшаемого;

сложение и вычитание многозначных чисел; умножение многозначного числа

на однозначное; умножение и деление на 10, 100, 1000; умножение чисел,

которые заканчиваются нулями.

Определяя материал для самостоятельной работы, учитель должен быть

убежден, что предыдущие знания, на которых базируется изучение нового,

хорошо усвоенные учащимися. Также внимательно нужно подходить к

способу постановки задания: инструкция должна быть лаконическою, но

точной и полной. Её содержание должно отображать последовательный ход

размышлений и практических действий над новыми понятиями, усвоение

вычислительных приёмов и т. д.. Например, изучая деление многозначного

числа на однозначное, кроме рассматривания примера в учебнике, учитель

предлагает детям подготовить ответы на вопросы, записанные на доске:

1 .Как образовалось первое неполное делимое?

2.Как найти первую цифру частного?

3.Как найти вторую цифру частного?

Потом правило закрепляется решением примеров из учебника. Наконец,

ученики готовы к обобщающему ответу на вопрос: Как разделить

многозначное число на однозначное.

На уроках природоведения для самостоятельного ознакомления учащихся с

новым материалом целесообразно предложить текст описуемого характера с

учебника. Перед чтением статьи учитель за 1 -2 минуты объявляет ученикам

цель работы, выбирает текст, который они должны обработать и обязательно

ставит контрольные вопросы, на которые ученики должны подготовить

ответы в процессе чтения текста. Не всегда нужно брать для самостоятельной

работы учеников весь текст. Если материал объёмный, разноплановый,

целесообразно предложить самостоятельно познакомиться только с

определённой лаконически оконченной частью, предварительно объяснив

детям непонятные слова.

Ко многим текстам учебника помещены вопросы и задания. Вопросы,

которые стоят перед началом текста, имеют, как правило, подготовительный

характер, потому учителю целесообразно разобрать их с учениками перед

самостоятельным чтением текста. Например, перед изучением статьи

«Животные» рекомендуются вопросы: Каких вы знаете домашних и диких

животных? Какое животное живёт у вас дома? Какой у него внешний вид и

повадки? Как вы ухаживаете за этим животным? Эти вопросы

заинтересовывают детей, активизируют их собственный опыт, впечатления.

Ученики 3-4 классов могут выполнять несложные опыты по таким темам:

«Термометр», «Снег и лёд», «Условия жизни растений». В

процессформирования и закрепления таких естественных понятий, как план,

масштаб, карта, родник, река, болото, озеро, важным видом самостоятельных

заданий является схематическое рисование и черчение. Самостоятельное

выполнение рисунков- схем требует от учеников навыков. Потому

целесообразно, чтобы рассказ учителя сопровождался рисованием на доске,

чтобы ученики могли видеть образец правильного выполнения

схематического рисунка.

Огромные возможности для организаций самостоятельной работы

возникают в время закрепления и повторения материала.

Если содержанием самостоятельных работ являются тренировочные

упражнения, то задания, нужно усложнять постоянно. Сначала учитель

объясняет и показывает на примерах, как нужно работать, потом дети

выполняют упражнения под его непосредственным руководством. И только

после этого они самостоятельно работают над аналогическим заданием.

Прежде всего, в каждом классе в пределах как и всей темы, так и

отдельно от урока, задания для самостоятельной работы следует предлагать в

четкой системе. Каждое следующее задание должно логически связываться с

предыдущим материалом, быть направленным на достижение цели данного

урока.

Форму и содержание самостоятельных тренировочных заданий следует

уразнообразить так, чтобы в восприятии материала брали участие разные

виды памяти: зрительная, слуховая, двигательная. Необходимо избегать

перенагрузки какого- нибудь одного вида восприятия.

Рассмотрим на конкретных примерах, как можно уразнообразить содержание

самостоятельных заданий на разных уроках в процессе закрепления знаний,

умений и навыков. Так, на уроках чтения в процессе самостоятельного

перечитывания текста с целью осознания его идейного смысла

художественных образов следует шире использовать разнообразные

самостоятельные задания. Наведем некоторые виды заданий.

1.

Подобрать для чтения отрывок, который более всего понравился.

1.

Подобрать образные выражения.

2.

Составить воображаемую картину прочитанного.

3.

Прочитать и поставить к определённой части текста вопросы.

4.

Прочитать текст и разместить готовые заглавия к разделённому на части

тексту.

5.

Составить план рассказа.

6.

Прочитатьи подобрать к каждой части рассказа пословицы и записать

их в тетрадь.

7.

Подготовить пересказ по данному плану.

9Сравнить поступки разных героев произведения, выделяя при этом

существенные черты их характеров.

7)

Найти и прочитать слова, при помощи которых автор передает своё

отношение к изображаемому.

8)

Прочитать стихотворения (отрывки, описания) и подумать, чем они

похожи меду собой.

12.Прочитать текст и поставить вопросы о самом главном в этом

произведении.

13Прочитать и подобрать отрывки из текста к иллюстрациям.

14.Прочитать часть текста и подумать, о какой черте характера героя

говорится в ней.

На уроке математики, на этапе закрепления материала уразноображиваются

виды заданий, усложняются требования к их применению. Наведем виды

самостоятельных заданий в процессе решения задач.

8.

а.) Прочитать внимательно условие задачи и вопрос к нему.

б.

) Внимательно прочитать условие задачи и ответить на вопрос, что

обозначает число ...

(1 класс)

в.

) Внимательно прочитать условие задачи. Сделать схему или краткую

запись условия.

г.

) Частично самостоятельно решить задачу. Задачу анализируют вместе с

учителем до выяснения основного пункта в её решении. Ученики

заканчивают решение самостоятельно.

д.

) Сформулировать вопросы к каждому действию, к полному её

решению. Выполнить соответствующие действия.

9.

а) Вставить пропущенные данные.

б)

Поставить вопрос.

в)

Превращение сюжетного текста в задачу.

10.Составление задач по краткой записи, схеме (без чисел и с числами),

самостоятельное составление.

а)

Прочитать похожую задачу с этим самым числом, но о ...

б)

На наборном полотне изображены разные предметы и рисунки.

Ученикам предлагается составить задачу о каком-нибудь предмете.

в)

Какой вопрос следует поставить к задаче, чтобы вместо двух действий

она б решалась одним (или наоборот)

г)

Сформулируйте задачу так, чтобы ответ не изменился, а задачу можно

было бы решить двумя действиями.

11.3адания, связанные с изменением условия задач:

а)

Замена вопроса задачи, (чтобы решить задачу двумя действиями: чтоб в

вопросе было слово «больше на ...», «меньше на...», чтоб решить задачу

сначала сложением, потом вычитанием и т. д.)

12.Кроме решения примеров и задач ученики могут самостоятельно

выполнять разнообразные задания, направленные на овладение

геометрическим материалом.

а)

Черчение отрезка данной длины и на несколько сантиметров больше

(меньше) данного;

б)

Разностное и кратное сравнение отрезков;

в)

Измерение отрезка, стороны геометрической фигуры.

д.) Узнавание геометрических фигур (на плакате, карточках), построение

заданных фигур, ломаной линии;

е) Вычисление площади прямоугольника, вычисление и сравнение

периметров фигур.

Для самостоятельной тренировочной работы ученикам полезно давать

посильные задания, которые не требуют большой механической работы, но

требуют напряжения мысли.

Примеры, ориентировочных заданий, которые можно использовать на уроках

математики.

13.Записать номер примера, какой имеет в ответе 0:

0+1=

5+0=

0+5= 6-6=

14.Записать примеры, между которыми можно поставить знак «=»:

2+6= 10-7= 10-2=

10-5=

3+7= 9-0=

15.В каком столбике примеры с одинаковым результатом:

10+4=

12-2= 18+1=

19-6=

8+10=

18-10=

20-1= 12-5=

16.Чему равна сумма всех ответов?

12-1= 27-12=

20-0=

20-12=

12-4= 13-3=

17.Между какими карточками нужно поставить знак « »

18.На сколько в левой фигуре больше треугольников, чем в правой?

Самостоятельность мышления предвидит не только сформированность

систем интеллектуальных приёмов, она тесно связана с развитием

творческого воображения школьников. Для младших школьников присущей

является повторительное, репродуктивное воображение с элементами

творческих переработок. Репродуктивное, повторительное воображение имеет

отражающий характер. Оно опирается на словесное описание, условные

обозначения, комбинирование известного.

Особая роль в самостоятельной познавательной деятельности учащихся

принадлежит развитию их творческих способностей. Творчество и творческая

деятельность определяют ценность человека. Стремление к творчеству

характерно для школы наших дней. Главное в педагогике творчества -не дать

угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести «таинственному цветку» в

душе ребенка. Творчество доступно детям, более того, оно оживляет

познавательный процесс, активизирует личность и формирует её. В

творчестве осуществляются ее самовыражение, самораскрытие личности

ребёнка. Творчество следует развивать на

различных занятиях: на уроках математики, естествознании, ИЗО, трудового

обучения, русского языка. Русский язык всегда был и остается главным

предметом. Ему принадлежит решающая роль в духовной жизни ребёнка.

Это- инструмент познания, мышления, развития. Он обладает богатыми

возможностями творческого обогащения.

Огромные возможности для развития воображения учеников имеют уроки

русского языка и чтения. На основании прочитанного текста ученикам можно

предложить такие творческие работы:

а)

Составить сочинение по аналогии и по противоставлению.

б)

Придумать конец рассказу.

г)

Составить загадки по прочитанному.

д.) Вообразить следствия, какие могли бы состоятся, при изменении времени

описанных событий.

С целью развития творческого воображения младших школьников

целесообразно предложить им такие виды заданий, какие предвидят

свободное сочетание воображаемых и реальных образов, а именно:

19.Составление сочинений- миниатюр по опорным словам, предложениям.

20.Составление сказок.

21.Составление сочинений- описаний по собственным наблюдениям.

Огромную роль играют сочинения. Сочинение - от старого русского

языка «чин», то есть порядок. Сочинять, создавать сочинение - значит

приводить в порядок свои мысли, свои знания. Именно сочинения - высшая

форма проявления творческих способностей ребенка. Дети очень тонко

чувствуют и понимают прекрасное, язык природы. Только надо научить их

видеть, всматриваться в жизнь. В сочинениях дети делятся своими радостями,

тревогами, секретами и надеждами. Детям нравится писать сочинения, даже

тем, чей литературный опыт не совсем удачен. Сочинения дети пишут на

отдельных листочках и по своему желанию могут на них рисовать что-либо,

Придавая им оригинальную форму: листка, снежинки, цветка и т.п. Темы

сочинений разнообразные: «Золотая осень», Первый снег», «Моя любимая

игрушка», «Природа друг человека»

Сочинения в продуманной системе приводят к постепенному овладению

богатством русского языка, к умению пользоваться этим богатством.

Другим средством сознания положительных эмоций, развития творческих

способностей детей являются сказки.

«Через сказку, через неповторимое детское творчество - верная дорога к

сердцу ребёнка»,- утверждал В. А. Сухомлинский.

Слово учителя, его интонация, отношение к таким работам очень остро и

точно воспринимаются воспитанниками. Если вы желаете, чтоб дети

созидали, создавали художественные образы, перенесите с огня своего

творчества хотя бы одну искорку в сознание ребенка. Если вы не умеете

созидать или вам кажется пустой тратой времени опуститься в мир детских

интересов - ничего не выйдет. (Сухомлинский В.А. Избранные сочинения, том

3, стр.181) Таким образом, чтобы понять ребенка, следует самому уметь

воспринимать детский мир, не пренебрегая, а осторожно поддерживать,

раздувать этот огонёк.

Тяга детей к сказкам и в наше время- время бурного возрастания потока

информации - остаётся огромной. Испоконвечная народная мудрость

воплощена в сказках, поговорках, пословицах, загадках, является доступной и

поучительной для детей 6-10 лет.

Прекрасным образцом завлечения детей в мир сказки является методика,

разработанная В. А. Сухомлинским. Говоря о неисчерпаемости детской

фантазии, которая так ярко проявилась у воспитанников, Сухомлинский

писал: «Достаточно ребенку посмотреть на новый предмет, как он уже

связывается в его воображении с другим предметом зарождается

фантастическое воображение, выигрывает, мысль трепыхает, глаза

загораются, речь плывёт плавным потоком ... таким образом можно с

уверенностью сказать, что ребенок научился мыслить.

Система познавательных заданий как развитие познавательной

самостоятельности.

В психолого-педагогической литературе по вопросам организации

проблемного обучения, развития познавательной самостоятельности

учащихся употребляются разные виды заданий, выполнение, которых требует

поисковой деятельности (познавательные задачи, исследовательские задания

проблемные вопросы и т. п.) Но, несмотря на их разнообразие,

педагогическим существом каждого вида заданий является привлечением

учеников к самостоятельной поисковой деятельности, которая требует

оперирования знаниями в новых условиях. В полноценной, как из

дидактического, так и с методического взгляда, системе познавательных

заданий должны быть реализованы три функции.

Реализация познавательных функций нашла отображение в соответствии

содержания познавательных заданий программным требованиям, характеру

материала, уровню подготовленности детей к выполнению заданий данного

типа.

Развивающая функция системы познавательных заданий реализовалась в их

направлении на зону ближайшего развития ребенка с одновременным учётом

имеемого уровня его подготовки. Такой подход к систематизации

предупреждает надмерности однотипных формулировок, в большинстве

заданий одной сложности или наоборот таких, что не соответствуют

принципу доступности. В связи с этим различают такие сложные понятия, как

сложность и трудность относительно познавательных заданий. В психологии

и дидактике сложность считается объективной категорией, которая

характеризует содержание работы, ход и результаты её выполнения.

Трудность рассматривается как субъективная категория, которая

характеризует способность ученика преодолеть эту трудность.

Последняя зависимость от количества данных в условии, которые надо

соотнести во время решения, расстояния между вопросами задачи и

соответственно ей, то есть от количества промежуточных шагов на пути

решения, от количества выводов, которые предвидятся задачей.

Учитываемый аспект систематизации познавательных заданий предвидел

формирование в учащихся элементов материалистического мировоззрения. В

частности, решение заданий на установление причинно-следственных связей,

доказательства, выделение оценочных суждений направляли мысли учеников

на материалистическое понимание мира. Решая познавательные задания,

ученики «открыли» элементарные, доступные их пониманию связи между

предметами и явлениями природы и общества, переубеждались, что все в

окружающем мире не остается без изменений, которые происходят под

влиянием природных причин и действий человека, а это - основа

формирования научно-материалистического мировоззрения.

Как правило, у учеников, которые быстро и верно решают проблемные и

познавательные задания, высокая техника чтения, прочносформированные

орфографические и вычислительные навыки.

Методика использования системы познавательных

заданий.

(Задания на сравнение)

Познавательная суть сравнения лежит в отображении таких связей и

отношений объективной действительности, как подобность и отличие,

тотожность и противоположность.

Сравнение происходит в двух основных формах сопоставление и

противопоставление. Под сопоставлением понимают процесс сравнения,

направленный на выделение существенных признаков, а противопоставление

- процесс, который имеет противоположную цель. Познание какого-нибудь

предмета и явления психологически и логически начинается с того, что мы

отличаем его от всех других предметов и одновременно устанавливаем

подобие с близкими ему объектами.

Учебные программы 1-4 классов предвидят широкое использование в

процессе объяснения, обобщения и систематизация разнообразного учебного

материала. Содержание учебных предметов в начальных классах включает

множество подобных и противоположных понятий, которые ученики должны

не только глубоко усвоить, но и четко представить, в чем их существенное

подобие или несущественное различие.

Применение познавательных заданий на сравнение целесообразно на всех

уроках, где формируются взаимосвязанные понятия. Разнообразное

применение этих заданий и на уроках грамматики, правописания, и развития

речи. Наведу пример по теме «Состав слова». Изучение состава слова,

предвидит постоянное сравнение признаков каждой морфемы. Сравнивая

разные части слова, ученики приходят к выводу, что только окончание

является изменяемой частью и этим отличается от других частей слова.

Иногда некоторые ученики считают, что окончание - это то, чем слово

оканчивается. Чтобы предупредить такие неправильные представления

полезно сравнивать слова, которые оканчиваются на основание или суффикс,

со словами которые имеют окончание. Тогда дети убедятся: хотя окончание

стоит в конце слова, но это не является основным признаком Основной

признак окончания - его изменяемость.

Сравнивая корень с приставкой, суффикс с окончанием, ученики чётко

представляют их роль в структуре слова, существенные признаки, замечают

черты подобия и отличия. Например, выполняя задания на сравнения

приставки и суффикса, ученики замечают, что при их помощи

образовываются новые слова, а отличаются приставка и суффикс местом в

слове, при помощи суффикса могут образоваться новые части речи, а

изменение приставки не изменяет часть речи, к которой принадлежит слово.

Интересными познавательными заданиями на сравнение являются такие,

которые требуют от учеников распределения предметов по их существенным

признакам или выделения определённой закономерности и т. д.

На геометрическом материале предлагают детям такие задания:

1.

Каких фигур тут больше всего?

2.

3десь изображено две группы фигур. Как их назвать? Сколько фигур в

каждой?

3.

Какую фигуру следует «исключить», чтоб в каждом ряде были только

четырехугольники?

Понаблюдаем ход размышлений второклассников в процессе сравнения задач

с одинаковыми условиями, но разными вопросами.

Задача 1. В одной коробке 10 карандашей, а во второй - 8. Сколько

карандашей в двух коробках?

Задача 2. В одной коробке 10 карандашей, а во второй - 8. На сколько

карандашей в первой коробке больше, чем во второй?

Сравниваются краткая запись и решение задачи.

1 - 1 0 1 - 1 0

2 - 8 2 - 8

Сколько всего карандашей?

10+8=18 (к.)

На сколько больше карандашей в первой коробке, чем во второй?

10-8=2 (к.)

Что общего в условии? (Одинаковые числа и в каждой говорится о коробках с

карандашами).

Чем отличаются задачи? (Вопросами и решением).

Развивается самостоятельность мышления, логичность мысли младших

школьников сравнением задач, в которых вопрос формируется по-разному, но

решаются одинаковыми действиями, и в условиях есть слова

противоположного значения «привезли - увезли», «подарил - забрал» и т. д.

Близкими к заданиям на сравнение являются познавательные задания на

выводы по аналогии. Они представляют собой суждения о свойствах одного

предмета на основании его подобия к другому.

Интересные задания по аналогии можно предложить на уроках

природоведения. Наведу примеры,

- Вы познакомились со свойством воды растворять соль. Проведите такой же

точно опыт с сахаром.

-Что вы заметили? Какой можно сделать вывод? Какие свойства имеют эти

вещества?

(3 класс)

Вспомните, как образовались капли на крышке кастрюли с кипящей водой.

Подумайте и приготовьтесь ответить, какие явления в природе можно

объяснить этим опытом, почему? Какой вывод можно сделать?

Для успешного обучения большое значение для младших школьников имеет

умение выделять главное в изучаемом материале.

Познавательные задания на выделение главного должны быть широко

представлены на разных уроках, а особенно огромной является их роль в

процессе усвоения новых понятий, обобщений, систематизации знаний.

Подчёркиваю, что на каждом уроке, на этапе подведения итогов необходимо

ставить перед учениками задания на нахождение главного результата,

которого они достигли. Меньше полезны, если учитель за 1-1,5 минуты

подытоживает урок двумя- тремя стандартными фразами (что мы изучали,

кто, как работал на уроке). Для итогов целесообразно выделить 2-3 минуты,

чтобы несколько учеников ответили, о чём новом они узнали. При этом

следует приучать детей к выделению главного в виде четкого считывания

существенных признаков понятия, или краткого пересчета основных

положений. Всё это должно привести к одному результату: постепенно дети

должны привыкнуть выделять главную цель урока, дифференцировать

существенные и несущественные признаки усваиваемых понятий.

Наиболее выразительную работу учеников над выделением главного можно

наблюдать на уроках чтения. Например, умение составить план.

Некоторые учителя, к сожалению, требуют составление плана ранее, чем дети

научились выделять главную мысль. Следует помнить, что это сложное

умение развивается постепенно. В первых и вторых классах дети отвечают на

вопросы по содержанию прочитанного, по вопросам учителя, учатся

самостоятельно передавать содержание и делить текст на части, находить при

помощи учителя основную мысль. В 3- классе младшие школьники должны

овладеть умением, самостоятельно делить текст на части. В 4- классе дети

должны составлять план текста, кратко и выборочно пересказывать.

Мы, учителя, хорошо знаем с какими трудностями и нежеланием младшие

школьники готовят стилистический пересказ прочитанного. Детям, с их

хорошей памятью, легче пересказать дословно, нежели выполнить сложную

аналитическую работу, потому что для сжатого пересказа необходимо связать

в одну цепочку главные мысли каждой части произведения.

Часто на уроках можно услышать, как дети вместо главной мысли называют

какое-нибудь предложение. А наше задание состоит в том, чтобы ученик

внимательно вчитывался в текст, понимал, о чём в нём идет речь, выделял

основное, существенное. Как объяснить детям, что такое существенное,

главное? Достаточным для младших школьников будет понимание вывода,

что без существенного предмет, явление не могут существовать, это

обязательный признак. Так, море всегда солёное, Лимон - кислый, зима

холодная и т. д. Таким образом, в каждом объекте можно выделить основные

признаки, которые всегда ему присущи и второстепенные, которые при

определённых условиях присущи объекту, а при других - нет. Так же и при

составлении плана дети должны осознать, что не нужно придумывать какое -

нибудь название, а следует размышлять над тем, какую главную мысль хотел

передать писатель в том или другом отрывке произведения.

«Умение работать над планом формируется в условиях рационального

сочетания анализа и синтеза. Дети наблюдают над логической связью

предложений в тексте, осознают, что каждый рассказ состоит из отдельных

предложений, а в каждом из них выражается определенная мысль, учатся

ставить вопросы ко всем предложениям несложного текста» (Скрипченко Н.

Ф. Развитие познавательной активности и самостоятельности на уроках

чтения).

Следующие виды работы над текстом (постановка учениками вопросов,

деление текста по плану учителя, нахождение частей текста по заглавиям и т.

д.) готовят младших школьников к самостоятельному составлению плана.

Если обобщить методические рекомендации что касается обучения детей

самостоятельно составлять план,

то они приводят к такой

последовательности действий ученика:

4.

Прочитать весь рассказ, разделяя его для себя на части.

5.

Разделить рассказ на части, обозначить начало и конец каждой части

точкой (одна часть от другой отличается содержанием).

6.

Прочитать первую часть, выделяя в ней главное.

7.

Придумать название для этой части и записать её в тетрадь.

8.

Аналогическую работу выполнить и во время чтения других частей.

б.Проверить себя: прочитать, пересмотреть рассказ, убедиться в том, что план

отображает главное, не пропущены ли основные события, не повторяются ли

пункты плана, можно ли по пунктам плана восстановить рассказ.

В процессе усвоения новых знаний ученики нередко склонны считать

существенными повторяющиеся второстепенные признаки, и поэтому

сформированное в них обобщение проявляется или очень узким, или

неправомерно широким. Здесь необходимо применить такие познавательные

задания, которые направляют учеников не только на установление

существенных признаков связей, особенностей, но и осмысленное

отбрасывание случайных, несущественных. Наведу примеры таких заданий,

какие целесообразно использовать на уроках русского языка в процессе

изучения темы «Родственные слова» (2 класс)

9.

Прочитайте предложения:

На горе растёт сосна.

Всем не горе дождь лил целую ночь.

Что интересного вы заметили в этом предложении?

(Есть два одинаковых слова: ) Можно ли их считать одинаковыми?

Однокоренными?

10.Прочитать ряд слов: вода, водитель, водит, водичка, водяной,

проводить. На какие группы их можно разделить? По какому признаку?

9)

Какое слово «лишнее» в каждом ряду?

Весна

Весна

Солнце

Весло

Весёлый

Солнечный

Весенний Весенний Сон

10)

Поймай корень:

ГОР: горка, горный, гиря, гараж.

Серед: середина, сердитый, сердечный, серёдка.

Коз: коза, козлёнок, сказать, сказание.

7. Записать три столбика родственных слов.

Весело, берёза, весёлый, смеётся, берёзовый, летчик, пролетает, лето,

весенний.

Какие слова остались? Почему?

Усваивая знания из разделов «Предложение», « Слово и текст», ученики

всегда учатся дифференцировать виды предложений, затрудняются в

выделении главных и второстепенных членов предложения. Часто путают

словосочетание с предложением, если оно состоит из двух слов (подлежащее

и сказуемое.), смешивают понятия «слово как член предложения», «слово как

часть речи». Во всех этих случаях полезно применять схематическую

наглядность, выделять главное на основе сравнения существенных признаков

этих понятий, подвести учеников к полному выводу- обобщению.

Одной из важнейших тем курса математики в начальных классах является

«Нумерация». Начиная от первичных обобщений в 1- м классе о способе

образования натурального ряда чисел и до изучения системы нумерации в 3-

м классе, ученики постоянно синтезируют, обобщают учебный материал. В

ходе изучения нумерации целесообразно использовать разнообразные

познавательные задания на обобщение и систематизацию заданий:

1.

Найти, при помощи какого числа построены эти ряды чисел:

1,3,7,5.

10,12,14,16...

4,6,8,10.

2.

Заполнить пропуски в ряде чисел:

11)

.. 4,...8,...12.

3.

При ознакомлении с однозначными и двузначными числами:

28,7,40,64,32.

53,19,8,37,81.

21,22,9,23,24.

-Выпишите из каждого ряда лишнее число, какое отличается от других.

-Придумайте название к выписанным числам.

-Как назвать числа, что остались в рядах?

4.

Прочитайте числа. В какие группы их можно объединить?

8.1.

5.9.70.60.90.80.52.45.

(1 группа- 5,9,8,0; 2 группа- 70,60,90,80; Згруппа- 52,45)

Как можно назвать числа первой группы, второй, третьей? Какие группы

чисел можно объединить в одну? Почему?

Наведу примеры познавательных заданий, какие целесообразно использовать

с целью обобщения и вычисление действий:

1.

Увеличить 7,на 7,10,13,16,19. Записать образованный ряд

чисел( 14,17,20,23,26) Какую особенность вы заметили в построении

этих рядов чисел?

2.

Уменьшить в 5 раз 15,20,25,30. Записать, образованный ряд чисел

(3,4,5,6) Как назвать эти числа?

3.

На сколько единиц числа верхнего ряда больше чисел нижнего ряда?

48

48

48

48

21

25

32

12

Сравнить ответы.

Важной является роль познавательных заданий на обобщение для понимания

детьми изменяемости окружающего движения. Полезными здесь могут быть

познавательные задания на обобщение и систематизацию длительных

наблюдений за природными явлениями. Например: Сравните, какой вид

имеют деревья в разные времена года? Как изменяется продолжительность

дня в течении года? Какие общие признаки имеют осень и весна? Чем

отличаются весенние и осенние полевые работы? Какой вывод можно с этого

сделать?

Большое значение для развития самостоятельного мышления имеют

познавательные задания на уроках, когда повторяются, систематизируются,

расширяются знания, а дети приобретают важнейшие умственные операции:

они абстрагируют, повторяют, синтезируют, делают выводы.

Применение системы познавательных заданий являет собой определённую

сложность на обобщающих уроках чтения. Это объясняется, прежде всего,

тем, что уроки обобщения требует особенно старательной подготовки учителя

соответственно уровня сформированности знаний учеников, умения

систематизировать материал. Потому методисты рекомендуют учителям

готовиться к этим урокам в такой последовательности:

Во-первых, необходимо выделить в теме главные, узловые вопросы,

разместить их в определённом порядке так, чтобы они были органически

связаны между собой. Это предупреждает перегрузку урока учебным

материалом, чётко обозначают логику беседы и структуру урока, сделает его

содержательным и целеустремлённым.

Во-вторых, необходимо найти точную формировку вопросов к беседе. Эти

вопросы должны быть тесно связаны с литературными текстами и в тоже

время, иметь обобщающий характер.

Наведу типические примеры познавательных заданий на обобщение, которые

используется в 1-4 классах на уроках чтения.

1.

Тема:«Народные сказки». С какими новыми сказками вы

познакомились? Чему вы научились? Чему вас научили сказки? (1-2 класс)

2.

Тема: «Люблю природу русскую». Как человек должен относиться к

природе? О каких новых признаках осеннего времени вы узнали из

этого раздела?

В развитии образного мышления учеников 1-4 классов важную роль играет

вдумчивая и систематическая работа над смысловым и художественным

значением слова. Научить младших школьников чувствовать многоцветность

родного языка, показать, как словом можно создать в нашем воображении

яркую картину- это задание огромного познавательного и воспитательного

значения.

В курсе современной начальной школы, соответственно программе по

чтению, в учеников формируют умение выделить образные слова и выводы,

какие могут быть использованы для передачи смысла, описания явления,

поступка, образа, объяснить значение и оттенки значений слов (переносное

значение, эмоциально - оценочные элементы, образные выражения и др.);

употреблять в своей речи образные слова и выражения.

Речь большинства произведений, которые предлагают детям в учебниках по

чтению, богатая, образная. Время самостоятельно овладеть этим богатством

младшим школьникам не под силу, поскольку дети только начинают познавать

слова, которые выражают морально- этические представления, эстетические

оценки явлений природы, взаимоотношений между людьми, отображают

разнообразные оттенки чувств людей. Кроме того, в каждом учебнике

употреблено множество фразеологических оборотов, пословиц и поговорок.

Мы не ставим своим заданием раскрыть все виды работы над словом на

уроках чтения. Наша цель - показать, как использовать некоторые типы

познавательных заданий, что предвидят переосмысление, перенесение

обыкновенного значения слова в новую ситуацию, а также раскрыть связь

содержательной и художественной роли речевых средств. Как известно,

художественный образ в литературном произведении нельзя представить

только логическим путем рационально. Он всегда обращён к нашим чувствам.

Его грани раскрываются во взаимосвязи с другими образами и событиями.

Поэтому в начальных классах объектом познавательных заданий, прежде

всего, стают образные средства, какие передают основное содержание

произведения.

Как показали исследования, развитию познавательной самостоятельности

младших школьников способствуют такие познавательные задания данного

типа: найти слово или выражение, что рассказывает новую черту в образе

героя, новое качество действий; объяснить значение образного выражения в

словесной картине.

Наведу типичные формулировки познавательных заданий на определение

образной и содержательной роли слов и словосочетаний, которые можно

использовать на уроках чтения в 1-4 классах. Основная цель этих

познавательных заданий - обратить внимание детей на художественные

детали произведения, практически убедить их в том, что в художественных

произведениях случайных слов не бывает, каждое слово имеет определённое

смысловое и художественное значение.

Взаимосвязь познавательной самостоятельности с разными аспектами

учебного процесса разнообразна. Поэтому в обучении она проявляется

разнопланово : в процессе формирования всесторонне развитой личности -

как цель обучения; в процессе усвоения знаний, умений и навыков- как

средство повышения осмысленности и действенности усваиваемого

материала.

При изучении развивающих целей ориентируюсь на задания раздела

программы «Формирование общеучебных умений и навыков», приучаю детей

осознавать не только то, что усваивается, а как это сделать лучше. Мышление

детей постоянно стимулирует не только то, что усваивается, а как это лучше

сделать. Мышление детей постоянно стимулируется вопросами: «Где это

можно применить?», «Можно ли это сделать по-другому?» Содержание

самостоятельных работ имеет творческий характер, предвидит

индивидуальные задания, содержание которых учитывает уровень развития

школьников. Дети учатся самостоятельно ставить вопросы один другому к

прослушанному, увиденному во время вопроса. Для сильных учеников есть

резервные задания, которые требуют гибкости, скорости мысли. Для слабых

есть ситуации программного успеха.

Для успешного развития познавательной самостоятельности младших

школьников необходимо формировать в учащихся познавательные

потребности, развивать желание и умение работать самостоятельно, упорно в

выполнении самостоятельных работ.

Большое внимание уделяю общению с природой. Осенью и весной - это

школьный двор, участок, цветник, поле, лес. Наблюдая за цветами на клумбе,

дети обогащают свой словарь названиями частей растения, знакомятся с их

назначением: для чего нужны корень, стебель, листья, что нужно для роста

растений. Дети описывают цветок, не вспоминая его названия, другие

отгадывают, о каком цветке идёт речь, дают свои дополнения к описанию.

Во время экскурсии в лес дети учатся различать деревья по коре на стволе,

форме листьев. Школьники прислушиваются к голосам птиц, различают

отдельных из них по форме, цвету перьев, наблюдают за их поведением.

Спрашиваю:

-Почему птицы улетают?

-Какие птицы остаются зимовать?

-Как готовятся к зиме еж и белочка?

Дети самостоятельно делают выводы, что зимой нужно подкармливать птиц.

Непосредственное наблюдение детей за окружающим обогащает словарь

детей новыми понятиями, способствуют определённому осознаниюэтих

понятий с проверкой на практике. Уделяю большое внимание разным видам

сжатого пересказа, поскольку здесь от школьников требуется выделить самое

главное. Практикую написание сочинений по данному началу. Интересное

начало стимулирует творческое развитие сюжета на основе личного опыта

прочитанных книг.

На уроках чтения даю такие задания, которые учат их ставить познавательные

вопросы к прочитанному, увиденному. Всегда подытоживаю самостоятельную

деятельность учеников. Отмечаю слабые стороны в ней.

В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к

творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в

воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Развитие

творческих способностей учащихся важно на всех этапах школьного

обучения, но особое значение имеет формирование их в младшем школьном

возрасте.

«Формирование человека,- пишет Л.В. Занков,- проходит множество

ступеней. Начальные ступени формирования очень далеки от той

перспективной цели, к которой стремится воспитатель. Но если эти ступени

достигнуты путем самостоятельной мысли и живого чувства, в этом - верный

залог достижения цели. Следовательно, чем раньше будем формировать этот

опыт, тем успешнее будет развиваться личность ребёнка».

Список использованной литературы

1.Закон Российской Федерации «Об образовании».

3.

Программы общеобразовательной школы.

Начальные классы 1 и 2 ч. М. «Просвещение» 2001 г.

4.

В. А. Лебедев «Как помочь ребёнку стать самостоятельным»

(Начальная школа №4 (94)).

5.

«Самостоятельная познавательная деятельность учащихся, развитие

творческих способностей»

(Начальная школа №38 (2000).)

6.

Н. Ф. Талызина «Формирование познавательной деятельности младших

школьников».

7.

Г. С. Щукина «Активизация познавательной деятельности учеников в

учебном процессе». М. 1979 г.

8.

Н. Плюхина « Формирование умения учиться как один из факторов

развития творческих способностей учеников».

(Начальная школа № 12 1997 г.)

9.

Н. Лазаренко «Развитие познавательной активности первоклассников в

период обучения грамоте».

(Начальная школа №5 1989 г.)

10.В. Богочковский « Развитие познавательных интересов».

11.Обучение в 1 классе. (Методические рекомендации для учителя)

11 .Н.Д. Шевченко «Развитие познавательного интереса, мышления и речи на

уроках чтения, русского языка, риторики...»

(Начальная школа №4 1998г.)



В раздел образования