Напоминание

Возрастные особенности детей средней группы


Автор: Попкова Юлия Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №11"Умка"
Населённый пункт: Камчатский край г.Елизово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Возрастные особенности детей средней группы
Раздел: дошкольное образование





Назад





ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

В

ОЗРАСТ

ОТ

ЧЕТЫРЕХ

ДО

ПЯТИ

ЛЕТ



ПЕРИОД

ОТНОСИТЕЛЬНОГО

ЗАТИШЬЯ

.

Р

ЕБЕНОК

ВЫШЕЛ

ИЗ

КРИЗИСА

И

В

ЦЕЛОМ

СТАЛ

СПОКОЙНЕЕ

,

ПОСЛУШНЕЕ

,

ПОКЛАДИСТЕЕ

. В

СЕ

БОЛЕЕ

СИЛЬНОЙ

СТАНОВИТСЯ

ПОТРЕБНОСТЬ

В

ДРУЗЬЯХ

,

РЕЗКО

ВОЗРАСТАЕТ

ИНТЕРЕС

К

ОКРУЖАЮЩЕМУ

МИРУ

.

В

ЭТОМ

ВОЗРАСТЕ

У

ВАШЕГО

РЕБЕНКА

АКТИВНО

ПРОЯВЛЯЮТСЯ

:

• С

ТРЕМЛЕНИЕ

К

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

. Р

ЕБЕНКУ

ВАЖНО

МНОГОЕ

ДЕЛАТЬ

САМОМУ

,

ОН

УЖЕ

БОЛЬШЕ

СПОСОБЕН

ПОЗАБОТИТЬСЯ

О

СЕБЕ

И

МЕНЬШЕ

НУЖДАЕТСЯ

В

ОПЕКЕ

ВЗРОСЛЫХ

. О

БРАТНАЯ

СТОРОНА

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ



ЗАЯВЛЕНИЕ

О

СВОИХ

ПРАВАХ

,

ПОТРЕБНОСТЯХ

,

ПОПЫТКИ

УСТАНАВЛИВАТЬ

СВОИ

ПРАВИЛА

В

ОКРУЖАЮЩЕМ



ЕГО

МИРЕ

.

• Э

ТИЧЕСКИЕ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

. Р

ЕБЕНОК

РАСШИРЯЕТ

ПАЛИТРУ

ОСОЗНАВАЕМЫХ

ЭМОЦИЙ

,

ОН

НАЧИНАЕТ

ПОНИМАТЬ

ЧУВСТВА

ДРУГИХ

ЛЮДЕЙ

,

СОПЕРЕЖИВАТЬ

. В

ЭТОМ



ВОЗРАСТЕ

НАЧИНАЮТ

ФОРМИРОВАТЬСЯ

ОСНОВНЫЕ

ЭТИЧЕСКИЕ

ПОНЯТИЯ

,



ВОСПРИНИМАЕМЫЕ

РЕБЕНКОМ

НЕ

ЧЕРЕЗ

ТО

,

ЧТО

ГОВОРЯТ

ЕМУ

ВЗРОСЛЫЕ

,

А

ИСХОДЯ

ИЗ

ТОГО

,

КАК

ОНИ

ПОСТУПАЮТ

.

• Т

ВОРЧЕСКИЕ

СПОСОБНОСТИ

. Р

АЗВИТИЕ

ВООБРАЖЕНИЯ

ВХОДИТ

В

ОЧЕНЬ



АКТИВНУЮ

ФАЗУ

. Р

ЕБЕНОК

ЖИВЕТ

В

МИРЕ

СКАЗОК

,

ФАНТАЗИЙ

,

ОН

СПОСОБЕН



СОЗДАВАТЬ

ЦЕЛЫЕ

МИРЫ

НА

БУМАГЕ

ИЛИ

В

СВОЕЙ

ГОЛОВЕ

. В

МЕЧТАХ

,

РАЗНООБРАЗНЫХ

ФАНТАЗИЯХ

РЕБЕНОК

ПОЛУЧАЕТ

ВОЗМОЖНОСТЬ

СТАТЬ

ГЛАВНЫМ



ДЕЙСТВУЮЩИМ

ЛИЦОМ

,

ДОБИТЬСЯ

НЕДОСТАЮЩЕГО

ЕМУ

ПРИЗНАНИЯ

.

• С

ТРАХИ

КАК

СЛЕДСТВИЕ

РАЗВИТОГО

ВООБРАЖЕНИЯ

. Р

ЕБЕНОК

ЧУВСТВУЕТ

СЕБЯ

НЕДОСТАТОЧНО

ЗАЩИЩЕННЫМ

ПЕРЕД

БОЛЬШИМ

МИРОМ

. О

Н

ЗАДЕЙСТВУЕТ

СВОЕ

МАГИЧЕСКОЕ

МЫШЛЕНИЕ

ДЛЯ

ТОГО

,

ЧТОБЫ

ОБРЕСТИ

ОЩУЩЕНИЕ

БЕЗОПАСНОСТИ

.

• О

ТНОШЕНИЯ

СО

СВЕРСТНИКАМИ

. У

РЕБЕНКА

ПОЯВЛЯЕТСЯ

БОЛЬШОЙ

ИНТЕРЕС

К

РОВЕСНИКАМ

,

И

ОН

ОТ

ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ

ОТНОШЕНИЙ

ВСЕ

БОЛЬШЕ

ПЕРЕХОДИТ

К

БОЛЕЕ

ШИРОКИМ

ОТНОШЕНИЯМ

С

МИРОМ

. С

ОВМЕСТНАЯ

ИГРА

СТАНОВИТСЯ

СЛОЖНЕЕ

,

У

НЕЕ

ПОЯВЛЯЕТСЯ

РАЗНООБРАЗНОЕ

СЮЖЕТНО

-

РОЛЕВОЕ

НАПОЛНЕНИЕ

(

ИГРЫ

В

БОЛЬНИЦУ

,

В

МАГАЗИН

,

В

ВОЙНУ

,

РАЗЫГРЫВАНИЕ

ЛЮБИМЫХ

СКАЗОК

). Д

ЕТИ

ДРУЖАТ

,

ССОРЯТСЯ

,

МИРЯТСЯ

,

ОБИЖАЮТСЯ

,

РЕВНУЮТ

,

ПОМОГАЮТ

ДРУГ

ДРУГУ

.

О

БЩЕНИЕ

СО

СВЕРСТНИКАМИ

ЗАНИМАЕТ

ВСЕ

БОЛЬШЕЕ

МЕСТО

В

ЖИЗНИ

РЕБЕНКА

,

ВСЕ

БОЛЕЕ

ВЫРАЖЕННОЙ

СТАНОВИТСЯ

ПОТРЕБНОСТЬ

В

ПРИЗНАНИИ

И

УВАЖЕНИИ

СО

СТОРОНЫ

РОВЕСНИКОВ

.

• А

КТИВНАЯ

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

,

КОТОРАЯ

ЗАСТАВЛЯЕТ

ДЕТЕЙ

ПОСТОЯННО

ЗАДАВАТЬ

ВОПРОСЫ

ОБО

ВСЕМ

,

ЧТО

ОНИ

ВИДЯТ

. О

НИ

ГОТОВЫ

ВСЕ

ВРЕМЯ

ГОВОРИТЬ

,

ОБСУЖДАТЬ

РАЗЛИЧНЫЕ

ВОПРОСЫ

. Н

О

У

НИХ

ЕЩЕ

НЕДОСТАТОЧНО

РАЗВИТА


ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ

,

ТО

ЕСТЬ

СПОСОБНОСТЬ

ЗАНИМАТЬСЯ

ТЕМ

,

ЧТО

ИМ

НЕИНТЕРЕСНО

,

И

ПОЭТОМУ

ИХ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ

ИНТЕРЕС

ЛУЧШЕ

ВСЕГО

УТОЛЯЕТСЯ

В

УВЛЕКАТЕЛЬНОМ

РАЗГОВОРЕ

ИЛИ

ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ

ИГРЕ

.

ФЭМП

1. Р

ЕБЕНОК

МОЖЕТ

УМЕТЬ

ОПРЕДЕЛЯТЬ

РАСПОЛОЖЕНИЕ

ПРЕДМЕТОВ

:

СПРАВА

,

СЛЕВА

,

ПОСЕРЕДИНЕ

,

ВВЕРХУ

,

ВНИЗУ

,

СЗАДИ

,

СПЕРЕДИ

.

2. Р

ЕБЕНОК

МОЖЕТ

ЗНАТЬ

ОСНОВНЫЕ

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ

ФИГУРЫ

(

КРУГ

,

ОВАЛ

,

КВАДРАТ

,

ТРЕУГОЛЬНИК

И

ПРЯМОУГОЛЬНИК

)

3. Р

ЕБЕНОК

МОЖЕТ

ЗНАТЬ

ВСЕ

ЦИФРЫ

(0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). С

ЧИТАТЬ

ПРЕДМЕТЫ

В

ПРЕДЕЛАХ

ДЕСЯТИ

,

СООТНОСИТЬ

КОЛИЧЕСТВО

ПРЕДМЕТОВ

С

НУЖНОЙ

ЦИФРОЙ

.

4. Р

ЕБЕНОК

МОЖЕТ

УМЕТЬ

РАССТАВЛЯТЬ

ЦИФРЫ

ОТ

1

ДО

5

В

ПРАВИЛЬНОЙ

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ

И

В

ОБРАТНОМ

ПОРЯДКЕ

.

5. Р

ЕБЕНОК

МОЖЕТ

УМЕТЬ

СРАВНИВАТЬ

КОЛИЧЕСТВО

ПРЕДМЕТОВ

,

ПОНИМАТЬ

ЗНАЧЕНИЕ

:

БОЛЬШЕ

-

МЕНЬШЕ

,

ПОРОВНУ

.





Л

ОГИЧЕСКОЕ

МЫШЛЕНИЕ



АЗВИТИЕ

М

ЫШЛЕНИЯ

, П

АМЯТИ

, В

НИМАНИЯ

1. Р

ЕБЕНОК

МОЖЕТ

УМЕТЬ

НАХОДИТЬ

ОТЛИЧИЯ

И

СХОДСТВА

МЕЖДУ

ДВУМЯ



КАРТИНКАМИ

(

ИЛИ

МЕЖДУ

ДВУМЯ

ИГРУШКАМИ

).

2. Р

ЕБЕНОК

МОЖЕТ

УМЕТЬ

СКЛАДЫВАТЬ

ПО

ОБРАЗЦУ

ПОСТРОЙКИ

ИЗ

КОНСТРУКТОРА

.

3. Р

ЕБЕНОК

МОЖЕТ

УМЕТЬ

СКЛАДЫВАТЬ

РАЗРЕЗАННУЮ

КАРТИНКУ

ИЗ

2-4

ЧАСТЕЙ

.

4. Р

ЕБЕНОК

МОЖЕТ

УМЕТЬ

СКЛАДЫВАТЬ

ПИРАМИДКУ

(

ЧАШЕЧКИ

,

ВКЛАДЫВАЯ

ИХ

ДРУГ

В

ДРУГА

)

БЕЗ

ПОСТОРОННЕЙ

ПОМОЩИ

.

5. Р

ЕБЕНОК

МОЖЕТ

УМЕТЬ

НАЗЫВАТЬ

ОБОБЩАЮЩИМ

СЛОВОМ

ГРУППУ

ПРЕДМЕТОВ

(

КОРОВА

,

ЛОШАДЬ

,

КОЗА

-

ДОМАШНИЕ

ЖИВОТНЫЕ

;

ЗИМА

,

ЛЕТО

,

ВЕСНА

-

ВРЕМЕНА

ГОДА

).

6. Р

ЕБЕНОК

МОЖЕТ

УМЕТЬ

ПОДБИРАТЬ

ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ

СЛОВА

:

СТАКАН

ПОЛНЫЙ

-

СТАКАН

ПУСТОЙ

,

ДЕРЕВО

ВЫСОКОЕ



ДЕРЕВО

НИЗКОЕ

,

ИДТИ

МЕДЛЕННО



ИДТИ

БЫСТРО

,

ПОЯС

УЗКИЙ



ПОЯС

ШИРОКИЙ

,

РЕБЕНОК

ГОЛОДНЫЙ

-

РЕБЕНОК

СЫТЫЙ

,

ЧАЙ

ХОЛОДНЫЙ



ЧАЙ

ГОРЯЧИЙ

И

Т

.

Д

.

7. Р

ЕБЕНОК

МОЖЕТ

УМЕТЬ

ЗАПОМИНАТЬ

ПАРЫ

СЛОВ

,

ПОСЛЕ

ПРОЧТЕНИЯ

ВЗРОСЛЫМ

:

СТАКАН

-

ВОДА

,

ДЕВОЧКА

-

МАЛЬЧИК

,

СОБАКА

-

КОШКА

И

Т

.

Д

.

Р

АЗВИТИЕ

Р

ЕЧИ

1. Р

ЕБЕНОК

МОЖЕТ

ИСПОЛЬЗОВАТЬ

ТЫСЯЧУ

СЛОВ

,

СТРОИТЬ

ФРАЗЫ

ИЗ

6-8

СЛОВ

.

П

ОНИМАТЬ

РЕБЕНКА

ДОЛЖНЫ

ДАЖЕ

ПОСТОРОННИЕ

ЛЮДИ

,

А

НЕ

ТОЛЬКО

РОДИТЕЛИ

.

2. Р

ЕБЕНОК

МОЖЕТ

ПОНИМАТЬ

,

ЧЕМ

ОТЛИЧАЕТСЯ

СТРОЕНИЕ

ЧЕЛОВЕКА

ОТ

СТРОЕНИЯ

ЖИВОТНЫХ

,

НАЗЫВАТЬ

ИХ

ЧАСТИ

ТЕЛА

(

РУКИ

-

ЛАПЫ

,

НОГТИ

-

КОГТИ

,

ВОЛОСЫ

-

ШЕРСТЬ

).

3. Р

ЕБЕНОК

МОЖЕТ

УМЕТЬ

НАХОДИТЬ

ПРЕДМЕТ

ПО

ОПИСАНИЮ

(

ЯБЛОКО

-

КРУГЛОЕ

,

СЛАДКОЕ

,

ЖЕЛТОЕ

). У

МЕТЬ

САМОСТОЯТЕЛЬНО

СОСТАВЛЯТЬ

ОПИСАНИЕ

ПРЕДМЕТА

.

4. Р

ЕБЕНОК

МОЖЕТ

ЗНАТЬ

,

КАКИЕ

БЫВАЮТ

ПРОФЕССИИ

,

ЧЕМ

ЗАНИМАЮТСЯ

ЛЮДИ

ЭТИХ

ПРОФЕССИЙ

.


5. Р

ЕБЕНОК

МОЖЕТ

УМЕТЬ

ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ

СОДЕРЖАНИЕ

УСЛЫШАННОЙ

СКАЗКИ

,

РАССКАЗА

. Р

АССКАЗАТЬ

НАИЗУСТЬ

НЕСКОЛЬКО

СТИХОВ

,

ПОТЕШЕК

.

6. Р

ЕБЕНОК

МОЖЕТ

НАЗЫВАТЬ

СВОЕ

ИМЯ

,

ФАМИЛИЮ

,

СКОЛЬКО

ЕМУ

ЛЕТ

,

НАЗЫВАТЬ

ГОРОД

В

КОТОРОМ

ЖИВЕТ

.

7. Р

ЕБЕНОК

МОЖЕТ

УМЕТЬ

ОТВЕЧАТЬ

ВОПРОСЫ

,

КАСАТЕЛЬНО

НЕДАВНО

ПРОИЗОШЕДШИХ

СОБЫТИЙ

: Г

ДЕ

ТЫ

БЫЛ

СЕГОДНЯ

? К

ОГО

ВСТРЕТИЛ

ПО

ДОРОГЕ

?

Ч

ТО

МАМА

КУПИЛА

В

МАГАЗИНЕ

? Ч

ТО

БЫЛО

НА

ТЕБЕ

ОДЕТО

?

ФЦКМ

1. Р

ЕБЕНОК

МОЖЕТ

УМЕТЬ

РАЗЛИЧАТЬ

ОВОЩИ

,

ФРУКТЫ

И

ЯГОДЫ

,

ЗНАТЬ

КАКИМИ

ОНИ

БЫВАЮТ

,

КОГДА

СОЗРЕВАЮТ

.

2. Р

ЕБЕНОК

МОЖЕТ

ЗНАТЬ

НАЗВАНИЯ

НАСЕКОМЫХ

,

УМЕТЬ

РАССКАЗЫВАТЬ

О

ТОМ

,

КАК

ОНИ

ПЕРЕДВИГАЮТСЯ

(

БАБОЧКА

ЛЕТАЕТ

,

УЛИТКА

ПОЛЗЕТ

,

КУЗНЕЧИК

ПРЫГАЕТ

)

3. Р

ЕБЕНОК

МОЖЕТ

ЗНАТЬ

ВСЕХ

ДОМАШНИХ

ЖИВОТНЫХ

И

ИХ

ДЕТЕНЫШЕЙ

.

4. Р

ЕБЕНОК

МОЖЕТ

УМЕТЬ

УГАДЫВАТЬ

ПО

КАРТИНКАМ

ВРЕМЕНА

ГОДА

. З

НАТЬ

ПРИМЕТЫ

КАЖДОГО

ИЗ

НИХ

.

В

АМ

КАК

ЕГО

РОДИТЕЛЯМ

ВАЖНО

:

• П

ОНЯТЬ

,

КАКОВЫ

В

ВАШЕЙ

СЕМЬЕ

ПРАВИЛА

И

ЗАКОНЫ

,

КОТОРЫЕ

РЕБЕНКУ

НЕ

ПОЗВОЛЕНО

НАРУШАТЬ

.

• П

О

ВОЗМОЖНОСТИ

ВМЕСТО

ЗАПРЕТОВ

ПРЕДЛАГАТЬ

АЛЬТЕРНАТИВЫ

.

ФОРМУЛИРУЯ

ИХ

ТАК

: «Т

ЕБЕ

НЕЛЬЗЯ

РИСОВАТЬ

НА

СТЕНЕ

,

НО

МОЖНО

НА

ЭТОМ

КУСКЕ

БУМАГИ

».

П

РОСТО

ЗАПРЕТЫ

РОЖДАЮТ

В

РЕБЕНКЕ

ЛИБО

ЧУВСТВО

ВИНЫ

,

ЛИБО

ЗЛОСТЬ

И

ПРОТЕСТ

.

• Г

ОВОРИТЬ

РЕБЕНКУ

О

СВОИХ

ЧУВСТВАХ

,

ЧТОБЫ

ОН

ЛУЧШЕ

ПОНИМАЛ

,

КАКУЮ

РЕАКЦИЮ

В

ДРУГОМ

ЧЕЛОВЕКЕ

РОЖДАЮТ

ТЕ

ИЛИ

ИНЫЕ

ЕГО

ПОСТУПКИ

. Б

ЫТЬ

ГОТОВЫМИ

К

ТОМУ

,

ЧТОБЫ

РАЗОБРАТЬСЯ

ВМЕСТЕ

С

НИМ

В

СЛОЖНОЙ

ЭТИЧЕСКОЙ

СИТУАЦИИ

.

• П

РЕДОСТАВЛЯТЬ

РЕБЕНКУ

ВОЗМОЖНОСТИ

ДЛЯ

ПРОЯВЛЕНИЯ

ЕГО

ТВОРЧЕСТВА

И

САМОВЫРАЖЕНИЯ

.

• О

БЕСПЕЧИТЬ

РЕБЕНКУ

ВОЗМОЖНОСТЬ

СОВМЕСТНОЙ

С

ДРУГИМИ

ДЕТЬМИ

ИГРЫ

,

ОСОЗНАВАЯ

,

ЧТО

ТАКАЯ

ИГРА

НЕ

ТОЛЬКО

РАЗВИВАЕТ

ЕГО

ВООБРАЖЕНИЕ

И

ОБРАЗНОЕ

МЫШЛЕНИЕ

,

НО

И

СОВЕРШЕННО

НЕОБХОДИМА

ДЛЯ

ЗДОРОВОГО

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ

.

• Б

ЫТЬ

ОТКРЫТЫМИ

К

ВОПРОСАМ

РЕБЕНКА

,

ИНТЕРЕСОВАТЬСЯ

ЕГО

МНЕНИЕМ

,

ПРЕВРАЩАЯ

ЕГО

ЖАЖДУ

ЗНАНИЯ

В

СПОСОБНОСТЬ

САМОМУ

НАЙТИ

ОТВЕТЫ

НА

ИНТЕРЕСУЮЩИЕ

ЕГО

ВОПРОСЫ

.

С

ЛЕДУЕТ

ОБРАТИТЬ

ВНИМАНИЕ

НА

ТО

,

ЧТО

В

ВОЗРАСТЕ

4-5-

ТИ

ЛЕТ

НЕДОСТАТКИ

ВОСПИТАНИЯ

РЕБЕНКА

НАЧИНАЮТ

ПОСТЕПЕННО

УКОРЕНЯТЬСЯ

И

ПЕРЕХОДИТЬ

В

УСТОЙЧИВЫЕ

НЕГАТИВНЫЕ

ЧЕРТЫ

ХАРАКТЕРА

.


В раздел образования