Возрастные особенности детей средней группы
Автор: Попкова Юлия МихайловнаДолжность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №11"Умка"
Населённый пункт: Камчатский край г.Елизово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Возрастные особенности детей средней группы
Раздел: дошкольное образование
Назад
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
В
ОЗРАСТ
ОТ
ЧЕТЫРЕХ
ДО
ПЯТИ
ЛЕТ
—
ПЕРИОД
ОТНОСИТЕЛЬНОГО
ЗАТИШЬЯ
.
Р
ЕБЕНОК
ВЫШЕЛ
ИЗ
КРИЗИСА
И
В
ЦЕЛОМ
СТАЛ
СПОКОЙНЕЕ
,
ПОСЛУШНЕЕ
,
ПОКЛАДИСТЕЕ
. В
СЕ
БОЛЕЕ
СИЛЬНОЙ
СТАНОВИТСЯ
ПОТРЕБНОСТЬ
В
ДРУЗЬЯХ
,
РЕЗКО
ВОЗРАСТАЕТ
ИНТЕРЕС
К
ОКРУЖАЮЩЕМУ
МИРУ
.
В
ЭТОМ
ВОЗРАСТЕ
У
ВАШЕГО
РЕБЕНКА
АКТИВНО
ПРОЯВЛЯЮТСЯ
:
• С
ТРЕМЛЕНИЕ
К
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
. Р
ЕБЕНКУ
ВАЖНО
МНОГОЕ
ДЕЛАТЬ
САМОМУ
,
ОН
УЖЕ
БОЛЬШЕ
СПОСОБЕН
ПОЗАБОТИТЬСЯ
О
СЕБЕ
И
МЕНЬШЕ
НУЖДАЕТСЯ
В
ОПЕКЕ
ВЗРОСЛЫХ
. О
БРАТНАЯ
СТОРОНА
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
—
ЗАЯВЛЕНИЕ
О
СВОИХ
ПРАВАХ
,
ПОТРЕБНОСТЯХ
,
ПОПЫТКИ
УСТАНАВЛИВАТЬ
СВОИ
ПРАВИЛА
В
ОКРУЖАЮЩЕМ
ЕГО
МИРЕ
.
• Э
ТИЧЕСКИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
. Р
ЕБЕНОК
РАСШИРЯЕТ
ПАЛИТРУ
ОСОЗНАВАЕМЫХ
ЭМОЦИЙ
,
ОН
НАЧИНАЕТ
ПОНИМАТЬ
ЧУВСТВА
ДРУГИХ
ЛЮДЕЙ
,
СОПЕРЕЖИВАТЬ
. В
ЭТОМ
ВОЗРАСТЕ
НАЧИНАЮТ
ФОРМИРОВАТЬСЯ
ОСНОВНЫЕ
ЭТИЧЕСКИЕ
ПОНЯТИЯ
,
ВОСПРИНИМАЕМЫЕ
РЕБЕНКОМ
НЕ
ЧЕРЕЗ
ТО
,
ЧТО
ГОВОРЯТ
ЕМУ
ВЗРОСЛЫЕ
,
А
ИСХОДЯ
ИЗ
ТОГО
,
КАК
ОНИ
ПОСТУПАЮТ
.
• Т
ВОРЧЕСКИЕ
СПОСОБНОСТИ
. Р
АЗВИТИЕ
ВООБРАЖЕНИЯ
ВХОДИТ
В
ОЧЕНЬ
АКТИВНУЮ
ФАЗУ
. Р
ЕБЕНОК
ЖИВЕТ
В
МИРЕ
СКАЗОК
,
ФАНТАЗИЙ
,
ОН
СПОСОБЕН
СОЗДАВАТЬ
ЦЕЛЫЕ
МИРЫ
НА
БУМАГЕ
ИЛИ
В
СВОЕЙ
ГОЛОВЕ
. В
МЕЧТАХ
,
РАЗНООБРАЗНЫХ
ФАНТАЗИЯХ
РЕБЕНОК
ПОЛУЧАЕТ
ВОЗМОЖНОСТЬ
СТАТЬ
ГЛАВНЫМ
ДЕЙСТВУЮЩИМ
ЛИЦОМ
,
ДОБИТЬСЯ
НЕДОСТАЮЩЕГО
ЕМУ
ПРИЗНАНИЯ
.
• С
ТРАХИ
КАК
СЛЕДСТВИЕ
РАЗВИТОГО
ВООБРАЖЕНИЯ
. Р
ЕБЕНОК
ЧУВСТВУЕТ
СЕБЯ
НЕДОСТАТОЧНО
ЗАЩИЩЕННЫМ
ПЕРЕД
БОЛЬШИМ
МИРОМ
. О
Н
ЗАДЕЙСТВУЕТ
СВОЕ
МАГИЧЕСКОЕ
МЫШЛЕНИЕ
ДЛЯ
ТОГО
,
ЧТОБЫ
ОБРЕСТИ
ОЩУЩЕНИЕ
БЕЗОПАСНОСТИ
.
• О
ТНОШЕНИЯ
СО
СВЕРСТНИКАМИ
. У
РЕБЕНКА
ПОЯВЛЯЕТСЯ
БОЛЬШОЙ
ИНТЕРЕС
К
РОВЕСНИКАМ
,
И
ОН
ОТ
ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ
ОТНОШЕНИЙ
ВСЕ
БОЛЬШЕ
ПЕРЕХОДИТ
К
БОЛЕЕ
ШИРОКИМ
ОТНОШЕНИЯМ
С
МИРОМ
. С
ОВМЕСТНАЯ
ИГРА
СТАНОВИТСЯ
СЛОЖНЕЕ
,
У
НЕЕ
ПОЯВЛЯЕТСЯ
РАЗНООБРАЗНОЕ
СЮЖЕТНО
-
РОЛЕВОЕ
НАПОЛНЕНИЕ
(
ИГРЫ
В
БОЛЬНИЦУ
,
В
МАГАЗИН
,
В
ВОЙНУ
,
РАЗЫГРЫВАНИЕ
ЛЮБИМЫХ
СКАЗОК
). Д
ЕТИ
ДРУЖАТ
,
ССОРЯТСЯ
,
МИРЯТСЯ
,
ОБИЖАЮТСЯ
,
РЕВНУЮТ
,
ПОМОГАЮТ
ДРУГ
ДРУГУ
.
О
БЩЕНИЕ
СО
СВЕРСТНИКАМИ
ЗАНИМАЕТ
ВСЕ
БОЛЬШЕЕ
МЕСТО
В
ЖИЗНИ
РЕБЕНКА
,
ВСЕ
БОЛЕЕ
ВЫРАЖЕННОЙ
СТАНОВИТСЯ
ПОТРЕБНОСТЬ
В
ПРИЗНАНИИ
И
УВАЖЕНИИ
СО
СТОРОНЫ
РОВЕСНИКОВ
.
• А
КТИВНАЯ
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
,
КОТОРАЯ
ЗАСТАВЛЯЕТ
ДЕТЕЙ
ПОСТОЯННО
ЗАДАВАТЬ
ВОПРОСЫ
ОБО
ВСЕМ
,
ЧТО
ОНИ
ВИДЯТ
. О
НИ
ГОТОВЫ
ВСЕ
ВРЕМЯ
ГОВОРИТЬ
,
ОБСУЖДАТЬ
РАЗЛИЧНЫЕ
ВОПРОСЫ
. Н
О
У
НИХ
ЕЩЕ
НЕДОСТАТОЧНО
РАЗВИТА
ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ
,
ТО
ЕСТЬ
СПОСОБНОСТЬ
ЗАНИМАТЬСЯ
ТЕМ
,
ЧТО
ИМ
НЕИНТЕРЕСНО
,
И
ПОЭТОМУ
ИХ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ
ИНТЕРЕС
ЛУЧШЕ
ВСЕГО
УТОЛЯЕТСЯ
В
УВЛЕКАТЕЛЬНОМ
РАЗГОВОРЕ
ИЛИ
ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ
ИГРЕ
.
ФЭМП
1. Р
ЕБЕНОК
МОЖЕТ
УМЕТЬ
ОПРЕДЕЛЯТЬ
РАСПОЛОЖЕНИЕ
ПРЕДМЕТОВ
:
СПРАВА
,
СЛЕВА
,
ПОСЕРЕДИНЕ
,
ВВЕРХУ
,
ВНИЗУ
,
СЗАДИ
,
СПЕРЕДИ
.
2. Р
ЕБЕНОК
МОЖЕТ
ЗНАТЬ
ОСНОВНЫЕ
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ
ФИГУРЫ
(
КРУГ
,
ОВАЛ
,
КВАДРАТ
,
ТРЕУГОЛЬНИК
И
ПРЯМОУГОЛЬНИК
)
3. Р
ЕБЕНОК
МОЖЕТ
ЗНАТЬ
ВСЕ
ЦИФРЫ
(0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). С
ЧИТАТЬ
ПРЕДМЕТЫ
В
ПРЕДЕЛАХ
ДЕСЯТИ
,
СООТНОСИТЬ
КОЛИЧЕСТВО
ПРЕДМЕТОВ
С
НУЖНОЙ
ЦИФРОЙ
.
4. Р
ЕБЕНОК
МОЖЕТ
УМЕТЬ
РАССТАВЛЯТЬ
ЦИФРЫ
ОТ
1
ДО
5
В
ПРАВИЛЬНОЙ
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
И
В
ОБРАТНОМ
ПОРЯДКЕ
.
5. Р
ЕБЕНОК
МОЖЕТ
УМЕТЬ
СРАВНИВАТЬ
КОЛИЧЕСТВО
ПРЕДМЕТОВ
,
ПОНИМАТЬ
ЗНАЧЕНИЕ
:
БОЛЬШЕ
-
МЕНЬШЕ
,
ПОРОВНУ
.
Л
ОГИЧЕСКОЕ
МЫШЛЕНИЕ
-Р
АЗВИТИЕ
М
ЫШЛЕНИЯ
, П
АМЯТИ
, В
НИМАНИЯ
1. Р
ЕБЕНОК
МОЖЕТ
УМЕТЬ
НАХОДИТЬ
ОТЛИЧИЯ
И
СХОДСТВА
МЕЖДУ
ДВУМЯ
КАРТИНКАМИ
(
ИЛИ
МЕЖДУ
ДВУМЯ
ИГРУШКАМИ
).
2. Р
ЕБЕНОК
МОЖЕТ
УМЕТЬ
СКЛАДЫВАТЬ
ПО
ОБРАЗЦУ
ПОСТРОЙКИ
ИЗ
КОНСТРУКТОРА
.
3. Р
ЕБЕНОК
МОЖЕТ
УМЕТЬ
СКЛАДЫВАТЬ
РАЗРЕЗАННУЮ
КАРТИНКУ
ИЗ
2-4
ЧАСТЕЙ
.
4. Р
ЕБЕНОК
МОЖЕТ
УМЕТЬ
СКЛАДЫВАТЬ
ПИРАМИДКУ
(
ЧАШЕЧКИ
,
ВКЛАДЫВАЯ
ИХ
ДРУГ
В
ДРУГА
)
БЕЗ
ПОСТОРОННЕЙ
ПОМОЩИ
.
5. Р
ЕБЕНОК
МОЖЕТ
УМЕТЬ
НАЗЫВАТЬ
ОБОБЩАЮЩИМ
СЛОВОМ
ГРУППУ
ПРЕДМЕТОВ
(
КОРОВА
,
ЛОШАДЬ
,
КОЗА
-
ДОМАШНИЕ
ЖИВОТНЫЕ
;
ЗИМА
,
ЛЕТО
,
ВЕСНА
-
ВРЕМЕНА
ГОДА
).
6. Р
ЕБЕНОК
МОЖЕТ
УМЕТЬ
ПОДБИРАТЬ
ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ
СЛОВА
:
СТАКАН
ПОЛНЫЙ
-
СТАКАН
ПУСТОЙ
,
ДЕРЕВО
ВЫСОКОЕ
–
ДЕРЕВО
НИЗКОЕ
,
ИДТИ
МЕДЛЕННО
–
ИДТИ
БЫСТРО
,
ПОЯС
УЗКИЙ
–
ПОЯС
ШИРОКИЙ
,
РЕБЕНОК
ГОЛОДНЫЙ
-
РЕБЕНОК
СЫТЫЙ
,
ЧАЙ
ХОЛОДНЫЙ
–
ЧАЙ
ГОРЯЧИЙ
И
Т
.
Д
.
7. Р
ЕБЕНОК
МОЖЕТ
УМЕТЬ
ЗАПОМИНАТЬ
ПАРЫ
СЛОВ
,
ПОСЛЕ
ПРОЧТЕНИЯ
ВЗРОСЛЫМ
:
СТАКАН
-
ВОДА
,
ДЕВОЧКА
-
МАЛЬЧИК
,
СОБАКА
-
КОШКА
И
Т
.
Д
.
Р
АЗВИТИЕ
Р
ЕЧИ
1. Р
ЕБЕНОК
МОЖЕТ
ИСПОЛЬЗОВАТЬ
ТЫСЯЧУ
СЛОВ
,
СТРОИТЬ
ФРАЗЫ
ИЗ
6-8
СЛОВ
.
П
ОНИМАТЬ
РЕБЕНКА
ДОЛЖНЫ
ДАЖЕ
ПОСТОРОННИЕ
ЛЮДИ
,
А
НЕ
ТОЛЬКО
РОДИТЕЛИ
.
2. Р
ЕБЕНОК
МОЖЕТ
ПОНИМАТЬ
,
ЧЕМ
ОТЛИЧАЕТСЯ
СТРОЕНИЕ
ЧЕЛОВЕКА
ОТ
СТРОЕНИЯ
ЖИВОТНЫХ
,
НАЗЫВАТЬ
ИХ
ЧАСТИ
ТЕЛА
(
РУКИ
-
ЛАПЫ
,
НОГТИ
-
КОГТИ
,
ВОЛОСЫ
-
ШЕРСТЬ
).
3. Р
ЕБЕНОК
МОЖЕТ
УМЕТЬ
НАХОДИТЬ
ПРЕДМЕТ
ПО
ОПИСАНИЮ
(
ЯБЛОКО
-
КРУГЛОЕ
,
СЛАДКОЕ
,
ЖЕЛТОЕ
). У
МЕТЬ
САМОСТОЯТЕЛЬНО
СОСТАВЛЯТЬ
ОПИСАНИЕ
ПРЕДМЕТА
.
4. Р
ЕБЕНОК
МОЖЕТ
ЗНАТЬ
,
КАКИЕ
БЫВАЮТ
ПРОФЕССИИ
,
ЧЕМ
ЗАНИМАЮТСЯ
ЛЮДИ
ЭТИХ
ПРОФЕССИЙ
.
5. Р
ЕБЕНОК
МОЖЕТ
УМЕТЬ
ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ
СОДЕРЖАНИЕ
УСЛЫШАННОЙ
СКАЗКИ
,
РАССКАЗА
. Р
АССКАЗАТЬ
НАИЗУСТЬ
НЕСКОЛЬКО
СТИХОВ
,
ПОТЕШЕК
.
6. Р
ЕБЕНОК
МОЖЕТ
НАЗЫВАТЬ
СВОЕ
ИМЯ
,
ФАМИЛИЮ
,
СКОЛЬКО
ЕМУ
ЛЕТ
,
НАЗЫВАТЬ
ГОРОД
В
КОТОРОМ
ЖИВЕТ
.
7. Р
ЕБЕНОК
МОЖЕТ
УМЕТЬ
ОТВЕЧАТЬ
ВОПРОСЫ
,
КАСАТЕЛЬНО
НЕДАВНО
ПРОИЗОШЕДШИХ
СОБЫТИЙ
: Г
ДЕ
ТЫ
БЫЛ
СЕГОДНЯ
? К
ОГО
ВСТРЕТИЛ
ПО
ДОРОГЕ
?
Ч
ТО
МАМА
КУПИЛА
В
МАГАЗИНЕ
? Ч
ТО
БЫЛО
НА
ТЕБЕ
ОДЕТО
?
ФЦКМ
1. Р
ЕБЕНОК
МОЖЕТ
УМЕТЬ
РАЗЛИЧАТЬ
ОВОЩИ
,
ФРУКТЫ
И
ЯГОДЫ
,
ЗНАТЬ
КАКИМИ
ОНИ
БЫВАЮТ
,
КОГДА
СОЗРЕВАЮТ
.
2. Р
ЕБЕНОК
МОЖЕТ
ЗНАТЬ
НАЗВАНИЯ
НАСЕКОМЫХ
,
УМЕТЬ
РАССКАЗЫВАТЬ
О
ТОМ
,
КАК
ОНИ
ПЕРЕДВИГАЮТСЯ
(
БАБОЧКА
ЛЕТАЕТ
,
УЛИТКА
ПОЛЗЕТ
,
КУЗНЕЧИК
ПРЫГАЕТ
)
3. Р
ЕБЕНОК
МОЖЕТ
ЗНАТЬ
ВСЕХ
ДОМАШНИХ
ЖИВОТНЫХ
И
ИХ
ДЕТЕНЫШЕЙ
.
4. Р
ЕБЕНОК
МОЖЕТ
УМЕТЬ
УГАДЫВАТЬ
ПО
КАРТИНКАМ
ВРЕМЕНА
ГОДА
. З
НАТЬ
ПРИМЕТЫ
КАЖДОГО
ИЗ
НИХ
.
В
АМ
КАК
ЕГО
РОДИТЕЛЯМ
ВАЖНО
:
• П
ОНЯТЬ
,
КАКОВЫ
В
ВАШЕЙ
СЕМЬЕ
ПРАВИЛА
И
ЗАКОНЫ
,
КОТОРЫЕ
РЕБЕНКУ
НЕ
ПОЗВОЛЕНО
НАРУШАТЬ
.
• П
О
ВОЗМОЖНОСТИ
ВМЕСТО
ЗАПРЕТОВ
ПРЕДЛАГАТЬ
АЛЬТЕРНАТИВЫ
.
ФОРМУЛИРУЯ
ИХ
ТАК
: «Т
ЕБЕ
НЕЛЬЗЯ
РИСОВАТЬ
НА
СТЕНЕ
,
НО
МОЖНО
НА
ЭТОМ
КУСКЕ
БУМАГИ
».
П
РОСТО
ЗАПРЕТЫ
РОЖДАЮТ
В
РЕБЕНКЕ
ЛИБО
ЧУВСТВО
ВИНЫ
,
ЛИБО
ЗЛОСТЬ
И
ПРОТЕСТ
.
• Г
ОВОРИТЬ
РЕБЕНКУ
О
СВОИХ
ЧУВСТВАХ
,
ЧТОБЫ
ОН
ЛУЧШЕ
ПОНИМАЛ
,
КАКУЮ
РЕАКЦИЮ
В
ДРУГОМ
ЧЕЛОВЕКЕ
РОЖДАЮТ
ТЕ
ИЛИ
ИНЫЕ
ЕГО
ПОСТУПКИ
. Б
ЫТЬ
ГОТОВЫМИ
К
ТОМУ
,
ЧТОБЫ
РАЗОБРАТЬСЯ
ВМЕСТЕ
С
НИМ
В
СЛОЖНОЙ
ЭТИЧЕСКОЙ
СИТУАЦИИ
.
• П
РЕДОСТАВЛЯТЬ
РЕБЕНКУ
ВОЗМОЖНОСТИ
ДЛЯ
ПРОЯВЛЕНИЯ
ЕГО
ТВОРЧЕСТВА
И
САМОВЫРАЖЕНИЯ
.
• О
БЕСПЕЧИТЬ
РЕБЕНКУ
ВОЗМОЖНОСТЬ
СОВМЕСТНОЙ
С
ДРУГИМИ
ДЕТЬМИ
ИГРЫ
,
ОСОЗНАВАЯ
,
ЧТО
ТАКАЯ
ИГРА
НЕ
ТОЛЬКО
РАЗВИВАЕТ
ЕГО
ВООБРАЖЕНИЕ
И
ОБРАЗНОЕ
МЫШЛЕНИЕ
,
НО
И
СОВЕРШЕННО
НЕОБХОДИМА
ДЛЯ
ЗДОРОВОГО
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ
.
• Б
ЫТЬ
ОТКРЫТЫМИ
К
ВОПРОСАМ
РЕБЕНКА
,
ИНТЕРЕСОВАТЬСЯ
ЕГО
МНЕНИЕМ
,
ПРЕВРАЩАЯ
ЕГО
ЖАЖДУ
ЗНАНИЯ
В
СПОСОБНОСТЬ
САМОМУ
НАЙТИ
ОТВЕТЫ
НА
ИНТЕРЕСУЮЩИЕ
ЕГО
ВОПРОСЫ
.
С
ЛЕДУЕТ
ОБРАТИТЬ
ВНИМАНИЕ
НА
ТО
,
ЧТО
В
ВОЗРАСТЕ
4-5-
ТИ
ЛЕТ
НЕДОСТАТКИ
ВОСПИТАНИЯ
РЕБЕНКА
НАЧИНАЮТ
ПОСТЕПЕННО
УКОРЕНЯТЬСЯ
И
ПЕРЕХОДИТЬ
В
УСТОЙЧИВЫЕ
НЕГАТИВНЫЕ
ЧЕРТЫ
ХАРАКТЕРА
.
В раздел образования