Напоминание

"Инновационные формы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО"


Автор: Травина Оксана Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 4"
Населённый пункт: г,Бийск, Алтайский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Инновационные формы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья «Инновационные формы работы с родителями в условиях реализации

ФГОС ДО»

Автор: ст. воспитатель МБДОУ «Детский сад №4», Травина О.А.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем

экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция

самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и

личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере

знанием возрастных и интеллектуальных особенностей развития ребёнка,

порой осуществляют воспитание вслепую. Всё это, конечно, не приносит

позитивных результатов. И мы, педагоги, знаем – всё из семьи, главные

воспитатели детей – это родители!

Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее

поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется к 7 годам, в

детском саду. Часто нам, педагогам, и родителям наших воспитанников не

всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, даже времени, чтобы

услышать и понять друг друга и это всё отражается на воспитании наших

детей. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием или

чистотой одеждой. Многие считают, что детский сад – место, где только

присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, часто

испытываем трудности в общении с родителями по этим причинам.

• Как заинтересовать родителей в совместной работе?

• Как сделать их участниками воспитательного процесса?

Ведь положительный результат, может быть достигнут только в рамках

единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие,

сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на

протяжении всего дошкольного детства.

При

реализации

Федерального

государственного

образовательного

стандарта дошкольного образования стал актуальным вопрос поиска таких

форм и методов работы, которые позволят учесть потребности родителей,

будут способствовать формированию активной родительской позиции.

Необходимость

тесного

взаимодействия

семьи

и

детского

сада

обусловлена также тем, что в настоящее время дошкольное образование в

целом испытывает значительные трудности. Увеличивается число детей в

группах

и

уменьшается

количество

ставок

специалистов,

но

при

этом

возрастают требования к качеству образования. В подобной ситуации участие

родителей

в

воспитательно-образовательном

процессе становится

необходимым.

В

соответствии

с

ФГОС

в

функции дошкольной организации

входит:

Информирование

родителей

(законных

представителей)

и

общественности относительно целей дошкольного образования, общих для

всего

образовательного

пространства

Российской

Федерации,

а

также

о

Программе, всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную

деятельность;

Обеспечение открытости дошкольного образования;

Создание условий для участия родителей (законных представителей) в

образовательной деятельности;

Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей,

охране и укреплении их здоровья;

Обеспечение вовлечения семей в образовательную деятельность, в

том числе посредством создания образовательных проектов совместно с

семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных

инициатив семьи;

Создание

условий

для

обсуждения

с

родителями

(законными

представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным,

поэтому детский сад должен проводить планомерную целенаправленную

работу с родителями, в которой будут решаться следующие приоритетные

задачи:

Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

Объединение усилий для развития и воспитания детей;

Создание

атмосферы

взаимопонимания,

общности

интересов,

эмоциональной взаимоподдержки;

Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое

пространство

детского

развития

в

ДОУ

работа

должна

вестись в

трех

направлениях:

1. Работа

с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей.

Развитие

профессиональной

компетентности

педагогов

в

вопросах

взаимодействия

с

родителями

осуществляется

в различных

формах

методической работы.

2 . П о в ы ш е н и е

п е д а г о г и ч е с к о й

к у л ь т у р ы

р о д и т е л е й .

3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену

опытом.

В

процессе

сотрудничества

детского

сада

и

семьи

разрабатываются

разнообразные формы взаимодействия, которые условно можно разделить на

три группы: коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

Высоко оцениваются такие формы, которые позволяют решать проблемы

настоящего

времени,

внимательно,

с

уважением

относится к

каждому

субъекту образовательных отношений (ребенок, родители, педагоги).

Помимо

традиционных

форм: собрания, семинары-практикумы, дни

открытых

дверей, совместные экскурсии, консультации, тесты и опросы,

активно используются инновационные формы и методы работы:

- «Круглый стол» по любой теме;

- тематические выставки;

- соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;

- консультации специалистов;

- семейные спортивные встречи;

- почта доверия, телефон доверия;

- открытые занятия для просмотра родителей;

- музыкальный театральный фестиваль

- спортивные праздники и развлечения

- неделя самоупрвления;

- сайт ДОУ.

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей

неоспоримы;

- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на

совместную работу по воспитанию детей.

- Это учет индивидуальности ребенка.

- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в

дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка,

- Это укрепление внутрисемейных связей,

- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития

ребенка в ДОУ и семье.

- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

Педагог,

определив

тип

семьи

воспитанника,

сможет

найти

правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с

родителями.

При

реализации

новой

системы

взаимодействия

с

семьей

удается

избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас

можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов

с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще

недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная.

Таким образом, использование разнообразных форм работы, с семьями

обучающихся позволило достичь следующих результатов:

Педагоги

стали

более

инициативны,

смелее

во взаимодействии

с

родителями.

Стремятся

проявлять

творчество,

фантазию

в

организации

форм совместной деятельности;

Родители активно участвуют в мероприятиях ДОО, в работе органов

общественного управления;

По степенно

меняет ся

общение

педагогов

и

р од и т е л е й :

взаимоотношения

становятся партнерскими.

Родители

и

воспитатели

советуются друг с другом, составляют сценарии совместных мероприятий.

Формальное общение исчезает;

Положительная оценка родителями деятельности дошкольной

организации;

Вовлечение

родителей в

образовательную

деятельность,

заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно

не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для

развития

их

собственного

ребенка.

Только

сотрудничество

родителей

и

педагогов создает оптимальные условия для вхождения маленького человека

в большой мир.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями

воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей

работой

сотрудники

ДОУ

доказывают

родителям,

что

их

вовлечение

в

педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-

образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а

потому,

что

это

необходимо

для

развития

их

собственного

ребенка.

Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов

позволяет

организовать

совместную

деятельность

детского

сада

и

семьи

более эффективно

Литература:

1

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования

(приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155)



В раздел образования