Автор: Травина Оксана Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 4"
Населённый пункт: г,Бийск, Алтайский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Инновационные формы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
Статья «Инновационные формы работы с родителями в условиях реализации
ФГОС ДО»
Автор: ст. воспитатель МБДОУ «Детский сад №4», Травина О.А.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем
экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция
самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и
личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере
знанием возрастных и интеллектуальных особенностей развития ребёнка,
порой осуществляют воспитание вслепую. Всё это, конечно, не приносит
позитивных результатов. И мы, педагоги, знаем – всё из семьи, главные
воспитатели детей – это родители!
Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее
поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется к 7 годам, в
детском саду. Часто нам, педагогам, и родителям наших воспитанников не
всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, даже времени, чтобы
услышать и понять друг друга и это всё отражается на воспитании наших
детей. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием или
чистотой одеждой. Многие считают, что детский сад – место, где только
присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, часто
испытываем трудности в общении с родителями по этим причинам.
• Как заинтересовать родителей в совместной работе?
• Как сделать их участниками воспитательного процесса?
Ведь положительный результат, может быть достигнут только в рамках
единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие,
сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на
протяжении всего дошкольного детства.
При
реализации
Федерального
государственного
образовательного
стандарта дошкольного образования стал актуальным вопрос поиска таких
форм и методов работы, которые позволят учесть потребности родителей,
будут способствовать формированию активной родительской позиции.
Необходимость
тесного
взаимодействия
семьи
и
детского
сада
обусловлена также тем, что в настоящее время дошкольное образование в
целом испытывает значительные трудности. Увеличивается число детей в
группах
и
уменьшается
количество
ставок
специалистов,
но
при
этом
возрастают требования к качеству образования. В подобной ситуации участие
родителей
в
воспитательно-образовательном
процессе становится
необходимым.
В
соответствии
с
ФГОС
в
функции дошкольной организации
входит:
Информирование
родителей
(законных
представителей)
и
общественности относительно целей дошкольного образования, общих для
всего
образовательного
пространства
Российской
Федерации,
а
также
о
Программе, всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную
деятельность;
Обеспечение открытости дошкольного образования;
Создание условий для участия родителей (законных представителей) в
образовательной деятельности;
Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей,
охране и укреплении их здоровья;
Обеспечение вовлечения семей в образовательную деятельность, в
том числе посредством создания образовательных проектов совместно с
семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных
инициатив семьи;
Создание
условий
для
обсуждения
с
родителями
(законными
представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным,
поэтому детский сад должен проводить планомерную целенаправленную
работу с родителями, в которой будут решаться следующие приоритетные
задачи:
Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
Объединение усилий для развития и воспитания детей;
Создание
атмосферы
взаимопонимания,
общности
интересов,
эмоциональной взаимоподдержки;
Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое
пространство
детского
развития
в
ДОУ
работа
должна
вестись в
трех
направлениях:
1. Работа
с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей.
Развитие
профессиональной
компетентности
педагогов
в
вопросах
взаимодействия
с
родителями
осуществляется
в различных
формах
методической работы.
2 . П о в ы ш е н и е
п е д а г о г и ч е с к о й
к у л ь т у р ы
р о д и т е л е й .
3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену
опытом.
В
процессе
сотрудничества
детского
сада
и
семьи
разрабатываются
разнообразные формы взаимодействия, которые условно можно разделить на
три группы: коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
Высоко оцениваются такие формы, которые позволяют решать проблемы
настоящего
времени,
внимательно,
с
уважением
относится к
каждому
субъекту образовательных отношений (ребенок, родители, педагоги).
Помимо
традиционных
форм: собрания, семинары-практикумы, дни
открытых
дверей, совместные экскурсии, консультации, тесты и опросы,
активно используются инновационные формы и методы работы:
- «Круглый стол» по любой теме;
- тематические выставки;
- соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
- консультации специалистов;
- семейные спортивные встречи;
- почта доверия, телефон доверия;
- открытые занятия для просмотра родителей;
- музыкальный театральный фестиваль
- спортивные праздники и развлечения
- неделя самоупрвления;
- сайт ДОУ.
Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей
неоспоримы;
- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на
совместную работу по воспитанию детей.
- Это учет индивидуальности ребенка.
- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в
дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка,
- Это укрепление внутрисемейных связей,
- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития
ребенка в ДОУ и семье.
- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.
Педагог,
определив
тип
семьи
воспитанника,
сможет
найти
правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с
родителями.
При
реализации
новой
системы
взаимодействия
с
семьей
удается
избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.
Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас
можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов
с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще
недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная.
Таким образом, использование разнообразных форм работы, с семьями
обучающихся позволило достичь следующих результатов:
Педагоги
стали
более
инициативны,
смелее
во взаимодействии
с
родителями.
Стремятся
проявлять
творчество,
фантазию
в
организации
форм совместной деятельности;
Родители активно участвуют в мероприятиях ДОО, в работе органов
общественного управления;
По степенно
меняет ся
общение
педагогов
и
р од и т е л е й :
взаимоотношения
становятся партнерскими.
Родители
и
воспитатели
советуются друг с другом, составляют сценарии совместных мероприятий.
Формальное общение исчезает;
Положительная оценка родителями деятельности дошкольной
организации;
Вовлечение
родителей в
образовательную
деятельность,
заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно
не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для
развития
их
собственного
ребенка.
Только
сотрудничество
родителей
и
педагогов создает оптимальные условия для вхождения маленького человека
в большой мир.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями
воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей
работой
сотрудники
ДОУ
доказывают
родителям,
что
их
вовлечение
в
педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-
образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а
потому,
что
это
необходимо
для
развития
их
собственного
ребенка.
Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов
позволяет
организовать
совместную
деятельность
детского
сада
и
семьи
более эффективно
Литература:
1
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования
(приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155)