Напоминание

Создание условий для формирования у ребенка позиции субъекта деятельности, культуры труда


Автор: Винокурова Виктория Кузьмовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - Ножовский детский сад"
Населённый пункт: с.Ножовка, Частинский район, Пермский край
Наименование материала: Статья
Тема: Создание условий для формирования у ребенка позиции субъекта деятельности, культуры труда
Раздел: дошкольное образование





Назад




Винокурова Виктрия Кузьмовна

Воспитатель МБДОУ

«ЦРР – Ножовский детский сад»

Создание условий для формирования у ребенка позиции субъекта

деятельности, культуры труда

В основе предисловия к раскрытию темы о трудовом воспитании могут

быть

слова

А.

С.

Макаренко:

«Труд

-

это

могучий

воспитатель,

в

педагогической системе воспитания». В дошкольном возрасте нужно уделять

особое внимание развитию трудолюбия, т. к. в последующие годы приучить

ребенка к труду будет намного сложнее. Ребенок должен осознавать, что есть

нравственные

качества

человека,

такие,

как

трудолюбие,

чувство

долга,

ответственность за порученное ему дело.

Ребенок-дошкольник наиболее полно развивается в собственно детских

видах деятельности. Вместе с тем, исследования последних лет доказывают,

что

очень

важно,

чтобы

в

детской

деятельности

у

дошкольника

формировались

субъектные

проявления,

чтобы

он

мог

занять

позицию

субъекта деятельности.

Субъектная позиция ребёнка будет проявляться в самостоятельности

целеполагания и мотивации деятельности, нахождении путей и способов ее

осуществления,

самоконтроле

и

самооценке,

способности

получить

результат.

Требуются

определенные

условия

организации

педагогического

процесса.

Освоение

ребенком

позиции

субъекта

деятельности

требует

специальной

педагогической

технологии,

реализации

определенных

педагогических

условий

и

в

первую

очередь,

«развертывании

перед

ребенком» палитры разнообразной детской деятельности».

Другое

важнейшее

условие

развитие

субъектной

позиции

ребенка

связано

с

развитием

самостоятельности

и

творчества

детей

при

выборе

содержания

деятельности

и

средств

ее

реализации.

Условием

такой

организации

деятельности

будет

эмоциона льно-положительная

направленность

в

общении

с

дошкольниками,

развитие

стремления

к

взаимодействию

и

сотрудничеству.

Т.О.

освоение

ребенком

субъектной

позиции

во

многом

зависит

от

организации

педагогического

процесса

взрослым.

Педагогические усилия воспитателя направлены на создание условий

для организации различных видов труда, центров для их реализации уголок

экспериментирования, уголок природы, уголок художественного творчества.

Мы стимулируем переживание ребенком радости труда, воспитывам

эмоциональное, заинтересованное, активное отношение к элементарной

трудовой деятельности. При этом мы используем игровую мотивацию

(«Наш огород»,

«Умелые ручки»)

и ролевую идентификацию (ты —

огородник); используем комплекс методов стимулирования радости труда

(раскрытие радостных перспектив, прием эмоционального моделирования,

опора на трудовую активность ребенка, создаём ситуацию успеха и др.).

Используем

разнообразные

формы

поощрения

и

оценки

самостоятельности,

творческого

отношения

к труду, сформированности

общетрудовых и специальных навыков. Создаем условия для формирования у

ребенка позиции субъекта деятельности, культуры труда, навыков и способов

деятельности. Для этого ставим ребенка в позицию творца, преобразователя,

обучаем

навыкам

планирования,

поощряем

активность,

инициативность

детей

в

труде,

способствуем

воспитанию

личностных

каче ств

(ответственность, организованность, трудолюбие и т.п.).

Нами созданы условия для организации трудовой деятельности:

1. Систематическое приобщение к труду каждого ребенка.

2. Учет нагрузки на ребенка.

3. Трудовая деятельность должна учитываться ими как необходимая.

4.

Трудовая

деятельность,

предлагаемая

детям,

должна

быть

интересной

и

привлекать

процессом

действий,

будущим

результатом,

игровыми моментами.

5. Руководя деятельностью детей, мы одновременно решаем две задачи:

и обучение приемам работы, и воспитание отношения к ней, нравственно-

волевых качеств.

6. При организации труда детей учитываем еще одну особенность -

воспитание коллективизма.

Дети получают возможность отстаивать свою

правоту или соглашаться с мнением сверстников, оценивать справедливость

замечаний.

Организуем труд детей в трех основных формах: в форме поручений,

индивидуальных

и

коллективных,

дежурств

и

коллективной

трудовой

деятельности, в которой одновременно участвует вся группа детей.

В содержании труда дежурных по столовой входит полная сервировка

стола,

уборка

после

еды.

Увеличиваются

требования

к

темпу

работы,

проявлению

организованности

в

ее

процессе,

самостоятельности.

При

организации

дежурств

уделяем

внимание

еще

одному

вопросу

это

сочетания

работы

дежурных

с

самообслуживанием

детей.

Какую

часть

работы, например, по подготовке к занятиям должны выполнить дежурные, а

что должен приготовить каждый ребенок сам?

В старшей группе д/сада систематически организуется общая трудовая

деятельность, объединяющая сразу всех детей группы: например, как уборка

групповой

комнаты

или

участка,

оформление

зала,

разбивка

огорода,

цветника.

Определяя

содержание

общей

работы,

воспитатель

включает

только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо, и

стремиться к тому, чтобы занять всех детей.

В старшей группе с учетом требования программы оборудован уголки

труда:

хозяйственно-бытовой

труд:

клеенка,

тазы,

ведерки,

тряпочки,

фартуки клеенчатые, щетки, полотенце, совочки, веник.;

труд

в

уголке

природы:

фартуки,

клеенки,

тряпочки,

губки,

кисточки, пульверизатор, лейки, палочки для рыхления, грабельки, совочки,

ящики для посадки семян, колышки, альбомы для наблюдений, ножницы,

оборудование для мытья аквариума и ухода за животными;

труд на участке: ведра, лейки, лопаты, грабли, метелки, совки;

Выполняя

с детьми разные виды труда, мы используем

модели

последовательности выполнения трудовой деятельности (одевание, умывание

и т. д.), схемы по уходу за растениями.

Задача педагога в старшей группе – помочь ребенку освоить позицию

субъекта

в

элементарной

трудовой

деятельности,

т.

е.

научиться

видеть

необходимость повседневного труда, самостоятельно выполнять трудовые

процессы целостно – от постановки цели до получения результатов и уборки

рабочего места, осуществляя самоконтроль..

От понимания результативности и полезности своей работы ребенок

испытывает радость. Он начинает осознавать значимость своего труда.

Великий педагог " В.А. Сухомлинский" писал, что радость труда –

могучая

воспитательная

сила.

В

годы

детства

ребенок

должен

глубоко

пережить

это

благородное

чувство.

Труд

для

народа

является

не

только

жизненной

необходимостью,

без

которой

не

мысленно

человеческое

существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни,

духовного

богатства

личности.

В

труде

распространяется

богатство

человеческих

отношений.

Воспитать

любовь

к

труду

невозможно,

если

ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности

народ

видит

важнейшее

средство

самовыражения,

самоутверждения

личности.

Без

труда

человек

становится

пустым

местом.

Важная

воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной

гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе.



В раздел образования