Напоминание

"Подвижные игры как средство формирования двигательной активности младших школьников"


Автор: Шевчук Наталья Петровна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГОКУ "СКШИ г. Черемхово"
Населённый пункт: г.Черемхово, Иркутской области
Наименование материала: cтатья
Тема: "Подвижные игры как средство формирования двигательной активности младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




ГОКУ «СКШИ г. Черемхово»

СТАТЬЯ

«Подвижные игры как средство формирования

двигательной активности младших школьников»

Подготовила и прочитала

учитель физической культуры

Шевчук Н.П.

Природа дала ребёнку врожденное стремление к движению, снабдив ценнейшим

чувством – чувством мышечной радости, которое испытывает, двигаясь.

Двигательная активность - одна из основных, генетически обусловленных

биологических потребностей человеческого организма, которая дарует человеку

жизнь. Бегающий, играющий и прыгающий ребёнок глубоко и часто дышит, сердце

его сильно бьется, разгораются щеки, он приходит в приятное возбужденное

состояние. Чем активнее работают мышцы, тем более жизнеспособен человек. В

период интенсивного роста и развития ребёнка ведущей для организма является

костно-мышечная система, а все остальное развивается в прямой зависимости от

неё, в том числе и головной мозг. Развитие движения у ребёнка начинается с первых

дней его жизни и происходит на протяжении многих лет. Ученики специальной

(коррекционной) школы особенно нуждаются в повышении двигательной

активности, потому что малая подвижность отражается на функционировании

многих систем организма школьника, особенно на сердечно – сосудистой и

дыхательной, приводит к истощению организма, а в последствии к заболеваниям.

Из-за недостаточной двигательной активности снижается сопротивляемость

организма к инфекционным заболеваниям.

У школьников отмечаются недостатки в развитии основных движений: неточность

движений в пространстве и времени, неумение выполнять ритмичные движения,

грубые ошибки при дифференциации мышечных усилий, низкий уровень развития

функции равновесия, напряженность, скованность движений, нарушение

координации. В связи с имеющимися трудностями младшие школьники нуждаются

в специальном подходе в формировании двигательной активности, это могут быть

подвижные игры.

Подвижная игра – это сложная двигательная, эмоционально – окрашенная

деятельность, обусловленная установленными правилами. Подвижные игры

закрепляют сформированные умения и навыки, стимулируют подвижность,

активность детей, развивают способность к сотрудничеству с взрослыми и детьми,

создают условия для формирования у детей ориентировки в пространстве, умения

согласовывать свои движения с движениями других играющих детей. Подвижные

игры требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости движений.

Ребёнок должен в кратчайшее время увидеть создавшуюся обстановку

(расположение партнёров и противника, положение мяча), выбрать наиболее

правильные действия и применить их. Всё это требует от играющих развития

определенных умений и навыков. Недостаток игры как средства и метода

физического воспитания состоит в том, что физическая нагрузка в игре не поддается

точной и индивидуальной дозировке. Поэтому игры должны подбираться с учетом

физической подготовленности и двигательного опыта ребенка.

О характере физической нагрузке и её влиянии на организм ребенка можно судить

по внешним признакам.

Основой программы по физкультуре остается урок, который

служит фундаментом для всех форм внеклассной работы по развитию у детей

необходимых знаний, умений, навыков и качеств. Игры - обязательный компонент

каждого урока. Подвижные игры на уроках физкультуры я применяю

целенаправленно, с учетом задач урока, его содержания, во взаимосвязи с

изучаемым на уроках учебным материалом. Нужно правильно организовать игру,

определить место выбранной игре среди других упражнений, заданий и учитывать

её длительность. Объясняя новые игры, меньше разъясняю основные требования

играющим, а более подробно рассказываю о значении, технике выполнения, тактике

данной игры. В некоторых случаях предварительное объяснение новой игры

сопровождаю показом технических приёмов. При разучивании новой игры,

начинаю её в несколько упрощенном варианте, а затем постепенно добавляю новые

правила (например: игра «В свой домик» на начальном этапе игры дети просто

бегут в свой домик (домик заменяет флажок, кегля разного цвета и дети бегут на

свой цвет…), усложняем игру: дети бегут на свой цвет, но ещё меняется место

домика. То есть нужно найти свой цвет и сориентироваться.

Правила – обязательное требование в игре. Они обуславливают расположение и

перемещение игроков, уточняя права и обязанности играющих, приемы и условия

учета её результатов. Схема построения физкультурных уроков традиционна. Урок

состоит из трех частей: вводной, основной, заключительной. На своих уроках, в

подготовительной части я использую игры, которые способствует увлеченному

выполнению детьми физических упражнений. Интерес детей вызывает

воображаемая ситуация, представленная в образной, яркой форме (как медведь,

заяц). Игры первой части занятия обеспечивают активизацию внимания, памяти,

мышления, разминку мышц, повышают функциональные возможности организма.

Основная часть урока вариативна и направлена на развитие всех физических

качеств: ловкости, силы, точности, выносливости. Можно полностью посвятить

основную часть игре, можно взять как элемент урока, это на усмотрения учителя.

Вообще в этой части урока игры берут с интенсивной нагрузкой.

В заключительной части урока планирую, игры спокойного характера,

восстанавливающие дыхание

и расслабляющие организм от нагрузки такие как

«Дерево качается, тряпичные куклы…»

Обучение двигательным действиям в подвижных играх и их применение должны

проходить в разных условиях, поэтому игровые уроки проводятся как в спортивном

зале, так и на открытых площадках. Это обеспечивает оздоровительный,

общеукрепляющий эффект.



В раздел образования