Автор: Шевчук Наталья Петровна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГОКУ "СКШИ г. Черемхово"
Населённый пункт: г.Черемхово, Иркутской области
Наименование материала: cтатья
Тема: "Подвижные игры как средство формирования двигательной активности младших школьников"
Раздел: начальное образование
ГОКУ «СКШИ г. Черемхово»
СТАТЬЯ
«Подвижные игры как средство формирования
двигательной активности младших школьников»
Подготовила и прочитала
учитель физической культуры
Шевчук Н.П.
Природа дала ребёнку врожденное стремление к движению, снабдив ценнейшим
чувством – чувством мышечной радости, которое испытывает, двигаясь.
Двигательная активность - одна из основных, генетически обусловленных
биологических потребностей человеческого организма, которая дарует человеку
жизнь. Бегающий, играющий и прыгающий ребёнок глубоко и часто дышит, сердце
его сильно бьется, разгораются щеки, он приходит в приятное возбужденное
состояние. Чем активнее работают мышцы, тем более жизнеспособен человек. В
период интенсивного роста и развития ребёнка ведущей для организма является
костно-мышечная система, а все остальное развивается в прямой зависимости от
неё, в том числе и головной мозг. Развитие движения у ребёнка начинается с первых
дней его жизни и происходит на протяжении многих лет. Ученики специальной
(коррекционной) школы особенно нуждаются в повышении двигательной
активности, потому что малая подвижность отражается на функционировании
многих систем организма школьника, особенно на сердечно – сосудистой и
дыхательной, приводит к истощению организма, а в последствии к заболеваниям.
Из-за недостаточной двигательной активности снижается сопротивляемость
организма к инфекционным заболеваниям.
У школьников отмечаются недостатки в развитии основных движений: неточность
движений в пространстве и времени, неумение выполнять ритмичные движения,
грубые ошибки при дифференциации мышечных усилий, низкий уровень развития
функции равновесия, напряженность, скованность движений, нарушение
координации. В связи с имеющимися трудностями младшие школьники нуждаются
в специальном подходе в формировании двигательной активности, это могут быть
подвижные игры.
Подвижная игра – это сложная двигательная, эмоционально – окрашенная
деятельность, обусловленная установленными правилами. Подвижные игры
закрепляют сформированные умения и навыки, стимулируют подвижность,
активность детей, развивают способность к сотрудничеству с взрослыми и детьми,
создают условия для формирования у детей ориентировки в пространстве, умения
согласовывать свои движения с движениями других играющих детей. Подвижные
игры требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости движений.
Ребёнок должен в кратчайшее время увидеть создавшуюся обстановку
(расположение партнёров и противника, положение мяча), выбрать наиболее
правильные действия и применить их. Всё это требует от играющих развития
определенных умений и навыков. Недостаток игры как средства и метода
физического воспитания состоит в том, что физическая нагрузка в игре не поддается
точной и индивидуальной дозировке. Поэтому игры должны подбираться с учетом
физической подготовленности и двигательного опыта ребенка.
О характере физической нагрузке и её влиянии на организм ребенка можно судить
по внешним признакам.
Основой программы по физкультуре остается урок, который
служит фундаментом для всех форм внеклассной работы по развитию у детей
необходимых знаний, умений, навыков и качеств. Игры - обязательный компонент
каждого урока. Подвижные игры на уроках физкультуры я применяю
целенаправленно, с учетом задач урока, его содержания, во взаимосвязи с
изучаемым на уроках учебным материалом. Нужно правильно организовать игру,
определить место выбранной игре среди других упражнений, заданий и учитывать
её длительность. Объясняя новые игры, меньше разъясняю основные требования
играющим, а более подробно рассказываю о значении, технике выполнения, тактике
данной игры. В некоторых случаях предварительное объяснение новой игры
сопровождаю показом технических приёмов. При разучивании новой игры,
начинаю её в несколько упрощенном варианте, а затем постепенно добавляю новые
правила (например: игра «В свой домик» на начальном этапе игры дети просто
бегут в свой домик (домик заменяет флажок, кегля разного цвета и дети бегут на
свой цвет…), усложняем игру: дети бегут на свой цвет, но ещё меняется место
домика. То есть нужно найти свой цвет и сориентироваться.
Правила – обязательное требование в игре. Они обуславливают расположение и
перемещение игроков, уточняя права и обязанности играющих, приемы и условия
учета её результатов. Схема построения физкультурных уроков традиционна. Урок
состоит из трех частей: вводной, основной, заключительной. На своих уроках, в
подготовительной части я использую игры, которые способствует увлеченному
выполнению детьми физических упражнений. Интерес детей вызывает
воображаемая ситуация, представленная в образной, яркой форме (как медведь,
заяц). Игры первой части занятия обеспечивают активизацию внимания, памяти,
мышления, разминку мышц, повышают функциональные возможности организма.
Основная часть урока вариативна и направлена на развитие всех физических
качеств: ловкости, силы, точности, выносливости. Можно полностью посвятить
основную часть игре, можно взять как элемент урока, это на усмотрения учителя.
Вообще в этой части урока игры берут с интенсивной нагрузкой.
В заключительной части урока планирую, игры спокойного характера,
восстанавливающие дыхание
и расслабляющие организм от нагрузки такие как
«Дерево качается, тряпичные куклы…»
Обучение двигательным действиям в подвижных играх и их применение должны
проходить в разных условиях, поэтому игровые уроки проводятся как в спортивном
зале, так и на открытых площадках. Это обеспечивает оздоровительный,
общеукрепляющий эффект.