Напоминание

Коммуникативное развитие младшего школьника в учебной и внеурочной деятельности


Автор: Алексеенко Галина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Духовщинская средняя школа им.П.К.Козлова
Населённый пункт: г.Духовщина, Смоленская область
Наименование материала: Статья
Тема: Коммуникативное развитие младшего школьника в учебной и внеурочной деятельности
Раздел: начальное образование





Назад




Г. А. Алексеенко

МБОУ ДСШ им. П.К.Козлова,

Духовщина Смоленская область

КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В УЧЕБНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Задача, стоящая перед школой, в условиях быстрого развития окружаю-

щего нас мира – формирование человека, который бы смог самостоятельно при-

нимать решения, отвечать за них и их реализовывать. Решение этой задачи на-

чинается в начальных классах. В требованиях к результатам начального образо-

вания среди универсальных учебных действий выделен блок коммуникативных

умений, дана ориентация на формирование коммуникативно–речевой компе-

тентности выпускника начальной школы.

К коммуникативным умениям младших школьников относятся: потреб-

ность общения, умение вести диалог, умение слышать и слушать, вести спор,

беседу, вставать на точку зрения другого, умение работать сообща. Основой это-

го является речь учащихся. Речь человека – это показатель его интеллекта и

культуры. И именно с развития речи мы начинаем формировать коммуникатив-

ные умения учащихся. Развивая речь в учебной и внеурочной деятельности, мы

развиваем ребенка.

1 класс. Дети пришли в школу. Они так малы, так мало знают. Нам нужно

уважать их незнание и развивать их. С приходом в школу изменяется состав

окружающих ребенка людей. И у многих детей большой трудностью является

умение общаться. С 1 класса мы развиваем такие коммуникативные умения как

общительность,

дружелюбие,

уступчивость,

сдержанность,

внимательность,

стремление помочь друг другу. Дети приходят в школу «домашние» и «детса-

довские», с разным уровнем речевого развития. Но все они хотят общаться.

Формирование коммуникативных умений происходит на всех уроках. «Что по-

могает нам общаться, понимать друг друга?» - спрашиваю я. Воспользовавшись

опытом

Л.И.Лежневой,

провожу

занятие.

Вызываются

двое

желающих.

Им

предлагается рассказать что-нибудь интересное (содержание мультфильма). При

разговоре надо стоять, повернувшись, друг к другу спиной. Весь класс с интере-

сом наблюдает за происходящим. Но разговор у ребят не получился. Выясняем

причину. Оказалось, что трудно рассказывать, когда не видишь собеседника.

Один такой практический пример заменяет несколько устных лекций учи-

теля. Используя практические занятия, гораздо эффективнее идет процесс фор-

мирования коммуникативных умений. Большое влияние на этот процесс оказы-

вает речь учителя. Она должна быть яркой, эмоциональной, правильной, краси-

вой. Процесс формирования речевых умений управляемый. Зная стадии обще-

ния, учителю легко управлять этим процессом.

Очень эффективными являются задания в парах. Здесь универсальным

учебным действием служат коммуникативные действия, которые обеспечивают

возможность сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера,

планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять

роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

На уроках литературного чтения, при обсуждении произведений мы ис-

пользуем таблички с началом фразы: «Я думаю…», «Я считаю…». Начиная

фразу такими словами, ученики учатся высказывать свое мнение по разным во-

просам. Урок может строиться в дискуссионной форме. Если приучить детей к

тому, что есть только одна истина (та, которую сообщает учитель), а все осталь-

ное – недомыслие, леность и невыученный урок, то дискуссия будет убита в за-

родыше. И развивать коммуникативные умения будет очень сложно. Такие дети

будут пассивными в поиске информации, в желании высказывать свою точку

зрения. Ш.А. Амонашвили сказал: «Педагогу надо не только пойти навстречу

ситуациям, когда школьнику предоставляется возможность в процессе познава-

тельной деятельности возражать ему, выдвигать свою мысль, но и специально

планировать возникновение таких ситуаций и управлять ими». [1, с 194]

У младших школьников преобладает информационный монолог, а умение

вести диалог развитии слабо. Нам, педагогам, важно знать и изучать ценност-

ные ориентации, целенаправленно обучать школьников умениям общаться в

паре, группе, коллективе. При отсутствии целенаправленной работы по фор-

мированию коммуникативных умений в учебной и внеурочной деятельности

дети многие годы учатся рядом, а не вместе. От успешности формирования ком-

муникативных умений учащихся зависит успешность в общении, в обучении,

эмоциональное отношение к школьной жизни. Организуя на разных уроках сов-

местную работу в парах, группах, мы создаем благоприятную почву для фор-

мирования коммуникативных умений, для развития коммуникативной компе-

тентности учащихся. Создавая возможность взаимодействовать и общаться с

одноклассниками, мы отрабатываем навыки совместной деятельности. Взаимо-

действуя в паре, ученики совместно решают учебную задачу; договариваются

об очередности, способах и последовательности выполнения заданий; получают

совместный результат; вместе оценивают и вдвоем отвечают за его правиль-

ность. Контроль за всем этим осуществляем мы – учителя. Для нас это очень

кропотливая, напряженная, но нужная и необходимая работа. Нам нужно уметь

отбирать содержание обучения, применять такие методы и формы организации

учебной и внеурочной деятельности, которая способствует развитию коммуни-

кативной компетентности учащихся. Одна из целей нашей работы состоит в

том, чтобы направлять и регулировать активность учащихся через организацию

сотрудничества учеников друг с другом.

Эффективность формирования коммуникативных умений зависит от сло-

варного запаса ребенка, умения связно высказывать свои мысли, точно форму-

лировать их и передавать. Коммуникативные умения – это общение, т.е. прояв-

ление способностей убеждать, выражать согласие или одобрение, дополнять

сказанное, уточнять, выражать свое отношение к услышанному. По каждому из

этих направлений мы проводим определенную систему упражнений. Творче-

ская мысль учителя позволяет интерпретировать и варьировать упражнения, до-

полнять и развивать их. Для таких упражнений мы ставим целевые установки,

которые организуют деятельность учащихся, их общение, вовлекают их в ком-

муникацию.

Например, учимся спорить. А можно ли научиться спорить? Оказывается

можно. Мы вводим правила спора: во-первых, в споре надо заинтересовать со-

беседника; во-вторых, надо уметь его выслушать; в-третьих, предложить реше-

ние; в-четвертых, оценить личность товарища, его достоинства. В процессе обу-

чения спорить ученики конструируют определенные фразы, которые более точ-

но выражают главную мысль. Обучая детей общению, мы ставим перед собой

задачу: показать детям, что внутренние качества человека соответствуют внеш-

ним проявлениям отношения к человеку. Многие коммуникативные свойства

речи мы рассматриваем в нравственном аспекте.

Система работы по формированию коммуникативных умений строится

под повседневным контролем учителя, им организуется, направляется и регули-

руется. Каждый учитель понимает, что применение форм организации обуче-

ния, которые способствуют развитию коммуникативных умений, является ба-

зисным способом развития коммуникативной компетентности школьников в

процессе их совместной деятельности.

Формирование коммуникативных умений – дело непростое, но сегодня –

это требование времени. Перед нами, как педагогами, стоит задача создать усло-

вия для позитивного формирования коммуникативных умений.

Список литературы

1.

Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функция

оценки учения школьников / Ш.А.Амонашвили // – М., 1984. – С.

300.

2.

Лежнева, Л.И. Учимся общаться. / Л.И.Лежнева // Начальная школа.

– 1990. - №12. – С. 15.

3.

Львов, М.Р. Школа творческого мышления / М.Р. Львов // М., 1993. –

С. 250.



В раздел образования