Автор: Алексеенко Галина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Духовщинская средняя школа им.П.К.Козлова
Населённый пункт: г.Духовщина, Смоленская область
Наименование материала: Статья
Тема: Коммуникативное развитие младшего школьника в учебной и внеурочной деятельности
Раздел: начальное образование
Г. А. Алексеенко
МБОУ ДСШ им. П.К.Козлова,
Духовщина Смоленская область
КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
В УЧЕБНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Задача, стоящая перед школой, в условиях быстрого развития окружаю-
щего нас мира – формирование человека, который бы смог самостоятельно при-
нимать решения, отвечать за них и их реализовывать. Решение этой задачи на-
чинается в начальных классах. В требованиях к результатам начального образо-
вания среди универсальных учебных действий выделен блок коммуникативных
умений, дана ориентация на формирование коммуникативно–речевой компе-
тентности выпускника начальной школы.
К коммуникативным умениям младших школьников относятся: потреб-
ность общения, умение вести диалог, умение слышать и слушать, вести спор,
беседу, вставать на точку зрения другого, умение работать сообща. Основой это-
го является речь учащихся. Речь человека – это показатель его интеллекта и
культуры. И именно с развития речи мы начинаем формировать коммуникатив-
ные умения учащихся. Развивая речь в учебной и внеурочной деятельности, мы
развиваем ребенка.
1 класс. Дети пришли в школу. Они так малы, так мало знают. Нам нужно
уважать их незнание и развивать их. С приходом в школу изменяется состав
окружающих ребенка людей. И у многих детей большой трудностью является
умение общаться. С 1 класса мы развиваем такие коммуникативные умения как
общительность,
дружелюбие,
уступчивость,
сдержанность,
внимательность,
стремление помочь друг другу. Дети приходят в школу «домашние» и «детса-
довские», с разным уровнем речевого развития. Но все они хотят общаться.
Формирование коммуникативных умений происходит на всех уроках. «Что по-
могает нам общаться, понимать друг друга?» - спрашиваю я. Воспользовавшись
опытом
Л.И.Лежневой,
провожу
занятие.
Вызываются
двое
желающих.
Им
предлагается рассказать что-нибудь интересное (содержание мультфильма). При
разговоре надо стоять, повернувшись, друг к другу спиной. Весь класс с интере-
сом наблюдает за происходящим. Но разговор у ребят не получился. Выясняем
причину. Оказалось, что трудно рассказывать, когда не видишь собеседника.
Один такой практический пример заменяет несколько устных лекций учи-
теля. Используя практические занятия, гораздо эффективнее идет процесс фор-
мирования коммуникативных умений. Большое влияние на этот процесс оказы-
вает речь учителя. Она должна быть яркой, эмоциональной, правильной, краси-
вой. Процесс формирования речевых умений управляемый. Зная стадии обще-
ния, учителю легко управлять этим процессом.
Очень эффективными являются задания в парах. Здесь универсальным
учебным действием служат коммуникативные действия, которые обеспечивают
возможность сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера,
планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять
роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
На уроках литературного чтения, при обсуждении произведений мы ис-
пользуем таблички с началом фразы: «Я думаю…», «Я считаю…». Начиная
фразу такими словами, ученики учатся высказывать свое мнение по разным во-
просам. Урок может строиться в дискуссионной форме. Если приучить детей к
тому, что есть только одна истина (та, которую сообщает учитель), а все осталь-
ное – недомыслие, леность и невыученный урок, то дискуссия будет убита в за-
родыше. И развивать коммуникативные умения будет очень сложно. Такие дети
будут пассивными в поиске информации, в желании высказывать свою точку
зрения. Ш.А. Амонашвили сказал: «Педагогу надо не только пойти навстречу
ситуациям, когда школьнику предоставляется возможность в процессе познава-
тельной деятельности возражать ему, выдвигать свою мысль, но и специально
планировать возникновение таких ситуаций и управлять ими». [1, с 194]
У младших школьников преобладает информационный монолог, а умение
вести диалог развитии слабо. Нам, педагогам, важно знать и изучать ценност-
ные ориентации, целенаправленно обучать школьников умениям общаться в
паре, группе, коллективе. При отсутствии целенаправленной работы по фор-
мированию коммуникативных умений в учебной и внеурочной деятельности
дети многие годы учатся рядом, а не вместе. От успешности формирования ком-
муникативных умений учащихся зависит успешность в общении, в обучении,
эмоциональное отношение к школьной жизни. Организуя на разных уроках сов-
местную работу в парах, группах, мы создаем благоприятную почву для фор-
мирования коммуникативных умений, для развития коммуникативной компе-
тентности учащихся. Создавая возможность взаимодействовать и общаться с
одноклассниками, мы отрабатываем навыки совместной деятельности. Взаимо-
действуя в паре, ученики совместно решают учебную задачу; договариваются
об очередности, способах и последовательности выполнения заданий; получают
совместный результат; вместе оценивают и вдвоем отвечают за его правиль-
ность. Контроль за всем этим осуществляем мы – учителя. Для нас это очень
кропотливая, напряженная, но нужная и необходимая работа. Нам нужно уметь
отбирать содержание обучения, применять такие методы и формы организации
учебной и внеурочной деятельности, которая способствует развитию коммуни-
кативной компетентности учащихся. Одна из целей нашей работы состоит в
том, чтобы направлять и регулировать активность учащихся через организацию
сотрудничества учеников друг с другом.
Эффективность формирования коммуникативных умений зависит от сло-
варного запаса ребенка, умения связно высказывать свои мысли, точно форму-
лировать их и передавать. Коммуникативные умения – это общение, т.е. прояв-
ление способностей убеждать, выражать согласие или одобрение, дополнять
сказанное, уточнять, выражать свое отношение к услышанному. По каждому из
этих направлений мы проводим определенную систему упражнений. Творче-
ская мысль учителя позволяет интерпретировать и варьировать упражнения, до-
полнять и развивать их. Для таких упражнений мы ставим целевые установки,
которые организуют деятельность учащихся, их общение, вовлекают их в ком-
муникацию.
Например, учимся спорить. А можно ли научиться спорить? Оказывается
можно. Мы вводим правила спора: во-первых, в споре надо заинтересовать со-
беседника; во-вторых, надо уметь его выслушать; в-третьих, предложить реше-
ние; в-четвертых, оценить личность товарища, его достоинства. В процессе обу-
чения спорить ученики конструируют определенные фразы, которые более точ-
но выражают главную мысль. Обучая детей общению, мы ставим перед собой
задачу: показать детям, что внутренние качества человека соответствуют внеш-
ним проявлениям отношения к человеку. Многие коммуникативные свойства
речи мы рассматриваем в нравственном аспекте.
Система работы по формированию коммуникативных умений строится
под повседневным контролем учителя, им организуется, направляется и регули-
руется. Каждый учитель понимает, что применение форм организации обуче-
ния, которые способствуют развитию коммуникативных умений, является ба-
зисным способом развития коммуникативной компетентности школьников в
процессе их совместной деятельности.
Формирование коммуникативных умений – дело непростое, но сегодня –
это требование времени. Перед нами, как педагогами, стоит задача создать усло-
вия для позитивного формирования коммуникативных умений.
Список литературы
1.
Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функция
оценки учения школьников / Ш.А.Амонашвили // – М., 1984. – С.
300.
2.
Лежнева, Л.И. Учимся общаться. / Л.И.Лежнева // Начальная школа.
– 1990. - №12. – С. 15.
3.
Львов, М.Р. Школа творческого мышления / М.Р. Львов // М., 1993. –
С. 250.