Автор: Бикмеева Нурия Анваровна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУДО ДШИ МР Чишминский район Республики Башкортостан
Населённый пункт: пос. Чишмы РБ
Наименование материала: Лекция-концерт
Тема: "Джаз.История возникновения"
Раздел: дополнительное образование
Лекция-концерт.
Тема: Джаз. История возникновения.
Где: Чишминская ДШИ
Когда: 22.03.2013
Слушатели: учащиеся СОШ №1 п. Чишмы
Здравствуйте,
дорогие
ребята!
Сегодня
мы
с
вами
отправимся
в
путешествие в очень далекую страну - Америку, а по времени это будет конец
19 века - начало 20 в. Мы познакомимся с одним из пластов музыкальной
культуры США - с джазом. Кто-нибудь знает, что означает это слово? Кто
слышал?
Джаз - род профессионального музыкального искусства, возникший на
основе фольклора американских негров и африканских народных ритмов,
обогащенных
элементами
европейской
мелодии
и
гармонии.
Само
слово
«джаз» происходит от:
1)
Французского слова «болтать, трещать»
2)
Английского слова «преследовать, погоня»
3) От
имени
негритянского
музыканта
Джазбо
Брауна,
который
организовал и руководил первым джазовым ансамблем в Нью-Йорке
в 1915 году.
Истоки джаза - в полуимпровизационных формах народного творчества,
в трудовых, религиозных, светских песнях негритянского населения, а также
в танцевально-бытовой музыке белых поселенцев США.
Так что же способствовало возникновению джаза, почему именно в
Америке
родился
джаз?
Давайте
попробуем
разобраться.
Для
этого
мы
заглянем вглубь веков. В 15-16 веках развитие науки и мореплавания
привело к великим географическим открытиям. Интересы торговли заставили
европейцев искать новые земли. Как известно, континент Америку открыл
Христофор
Колумб,
но
назвали
ее
Америкой
в
честь
другого
первооткрывателя - Америго Веспуччи, потому что Колумб думал, что нашел
Индию, а не новый континент.
Когда открываются новые земли, то открываются и богатства новых
земель, и людьми движет жажда наживы и обогащения. Местное население
(аборигены - индейцы различных племен: ирокезы, делаверы, апачи, ацтеки и
т.д.) - даже не подозревало, что белых людей заинтересуют залежи золота и
других драгоценных металлов и камней. Началась золотая лихорадка. Белым
переселенцам
приходилось
отбиваться
от
местного
населения,
они
их
попросту истребляли. Для работ на плантациях требовалась рабочая сила,
которую привозили в виде рабов из Африки. Они-то и выполняли самую
тяжелую физическую работу.
Кроме
этого,
белые
переселенцы
насаждали
свою
религию,
они
строили церкви и заставляли негров молиться не своим идолам, а Иисусу
Христу.
Так какие же музыкальные течения и стили повлияли на возникновение
джаза? Остановимся подробнее на музыке африканских рабов.
Африканская
музыка
неотделима
от
движений
человеческого
тела:
связана с хлопками в ладоши, притоптываниями, пением. Любой африканец
поет как солист даже в группе, например во время коллективного труда, и
чаще всего в унисон. Самих музыкальных инструментов у африканцев очень
немного - их музыка носит ритмический характер. Лучший способ понять их
(ритм африканской музыки) - равномерно отбить ногой два удара, а руками за
то же время сделать три хлопка. А теперь, сохраняя постоянный ритм ударов
ногой,
постарайтесь
удвоить
или
утроить
каждый
хлопок
руками,
или
чередовать двойной и тройной хлопки, или синкопировать. Африканец
делает это очень легко, причем на фоне не единичного метрического
пульса, а сразу нескольких. Такая игра с использованием «перекрестных
ритмов» - основа африканской музыки. «В создании ритмических конфликтов
он
находит
наслаждение»
-
сказал
музыковед-африканист
А.М.
Джонс.
Африканский
звукоряд
тоже
отличается
от
европейского:
отсутствие
полутонов, тяготение к нечеткому, грубоватому тембру звучания, характерны
звуки с неопределенной и неустойчивой высотой. Точность воспроизведения
фиксированной высоты звука для африканца не имеет того значения, какое
придает ей музыкант из Европы. Кроме африканской культовой музыки,
негры исполняли бытовые песни: уорк-сонг - при совершении какой-либо
монотонной
работы,
стрит-край
-
песни
уличных
торговцев.
Есть
также
церковные
песни:
спиричуэлзы
-
духовные
песни
афроамериканцев,
источником
которых
являются
духовные
гимны,
завезенные
в
Америку
белыми
переселенцами.
Тематику
спиричуэлз
составляли
библейские
сюжеты, которые приспосабливались к условиям жизни и быта негров и
подвергались
фольклорной
обработке.
Спиричуэлз
сочетают
в
себе
характерные
элементы
африканских
исполнительских
традиций
(коллективная импровизация, характерная ритмика с полиритмией, особая
эмоциональность)
со
стилистическими
чертами
американских
гимнов.
Спиричуэлз имеют вопросо-ответную структуру и выражаются в диалоге
проповедника
с
прихожанами.
В
основе
спиричуэлз
-
доступная
и
выразительная мелодия, своеобразная в ладовом и ритмическом отношениях,
часто
используются
нетемперированные
звуки,
глиссандирование.
Исполняются
хором a capella (с хлопками и танцевальными движениями),
образуя сложную ткань или солистом с сопровождением. Спиричуэлз имеет
африканские и англо-кельтские истоки от протестантского хорала. В середине
19 века эта песня приобрела широкую популярность.
Исполнение пьесы Д.Гершвина «Любимый мой»
Госпел
-
церковные
песнопения,
основанные
на
декламировании
баптистских молитв и аранжированные под популярные песни.
Блюз - от английского меланхолия, грусть - сольная лирическая песня
американских
негров
второй
половины
19
века.
В
20-е
годы
20
века
сформировался классический блюз, в основе формы которого 12-тактовый
период,
соответствующий
трехстрочной
стихотворной
строфе,
с
общей
схемой гармонической последовательности: 4 такта-Т,4 такта- S-T,4 такта- D-
Т. Для мелодии характерны вопросо- ответная структура и использование
блюзового лада: не мажор и не минор, а пониженные 7, 3, 5 ступени.
Вначале блюз исполнялся на банджо, гитаре, губной гармонике, затем
на фортепиано или инструментальным ансамблем. В лирических текстах
блюза нашла отражение тема социального и расового угнетения. Слова песен
обычно грустные, лирические; поется об одиночестве и несчастной любви.
Блюз сложился из таких проявлений, как рабочая песня, холер -ритмические
вскрики, сопровождающие работу в поле, выкрики в ритуалах африканских
религиозных культов.
Исполнение пьесы М.Шмитца «Госпел - блюз»
В от
т а к и м
о б р а зом
н а
п р отя же н и и
ве ко в
п р о и с ход и л о
взаимопроникновение
двух
культур.
В
Европе
в
19
веке
господствовал
романтизм,
в
музыкальных
залах
звучали
произведения
Ф.
Шуберта,
Ф.Шопена, Ф.Листа Этот репертуар звучал и в Америке, но в интерпретации
афроамериканских
негров.
Он
приобрел
сложный
ритм,
динамичность,
интенсивность.
Послушайте,
как
звучит
произведение
П.
И.Чайковского
«Октябрь» в двух вариантах.
Исполнение пьесы «Октябрь» Чайковского
в
оригинале.
Исполнение пьесы «Октябрь. Осенняя песнь» в джазовой обработке
Ю.Маркина.
Ребята, вы слышите, как одна и та же пьеса звучит совершенно по-
разному. Параллельно с вокальной развивалась и танцевальная музыка. В 19
веке существовал среди прислуги танец - кэк-уок - городской бытовой танец-
пародия
на
лакея,
неловко
подающего
пирог.
Этот
танец
является
предшественником регтайма. После 1-ой мировой войны регтайм был моден
как салонный танец - это форма на 2 или 4 четверти, в которых бас звучит на
нечетных,
а
аккорды
на
четных
долях
такта,
что
придает
звучанию
«маршевый» ритм, а мелодия сильно синкопированная. Само слово регтайм
означает
«рваное,
разорванное
время»,
то
есть
звуки
появляются
между
долями такта. Самый яркий композитор, писавший регтаймы негр Скотт
Джоплин.
Исполнение регтайма И. Хисамутдинова «Давай сыграем»
В
то
время
в
быту
чрезвычайно
популярны
были
механические
пианино,
так
называемые
фисгармонии.
В
кинотеатрах
таперы
часто
озвучивали кадры из кино музыкой бытовых танцев, таким образом, регтайм
стал
не
только
танцем,
но
и
выделился
в
инструментальную
пьесу
танцевального характера, стал стилем фортепианной игры, основанной на
сочетании
остросинкопированной,
полуимпровизационной
темы
и
ритмически четкого аккомпанемента.
В
начале
30-х
годов
20-го
века
получила
особую
популярность
специфическая
форма
исполнения
блюза
на
фортепиано,
которая
носит
название «буги-вуги». Большинство композиций в стиле буги-вуги построено
на
блюзовой
последовательности
аккордов
с
остинатным
повторением.
Характерно чувство восьми ударов в такте - визитная карта этого стиля.
Напряженность достигается сочетанием остинатных фигур в левой руке и
синхронной мелодией восьмушек в правой руке.
Сам термин буги-
вуги вошел в обиход как обозначение танца под аккомпанемент фортепиано.
Ударная
манера
звукоизвлечения
была
заимствована
пианистами
у
исполнителей
на
банджо,
гитаре.
Отказ
от
педали,
преобладание
непрерывного движения в виде ровных восьмушек, триолей и пунктирного
«шаркающего» ритма дали толчок для появления новой, не менее виртуозной
техники исполнения. Виртуозы Льюис, Пит Джонсон превратили буги-вуги
из танцевальной в концертную музыку. Впоследствии буги-вуги дадут жизнь
новым танцам - спортивному и акробатическому рок-энд-роллу.
Исполнение пьесы М. Шмитца «Заводные буги-вуги».
Кроме инструментального воплощения существовала и оркестровая
форма джаза. Сначала это были диксиленды - небольшие джаз-оркестры (от
5-ти до 10-ти исполнителей). Впервые это слово появилось в 1915 году на
афише
ансамбля
Тома
Брауна
и
стало
использоваться
для
обозначения
небольших танцевальных оркестров, которые затем переросли в биг-бэнды с
крупными секциями медных и деревянных духовых инструментов. Наиболее
известны и популярны оркестры Дюка Эллингтона, Каунта Бейси, Гленна
Миллера, Бенни Гудмена.
Джаз всегда вызывал интерес среди
музыкантов
по
всему
миру
независимо
от
их
государственной
принадлежности.Трубач Д.Гиллеспи и его синтез с кубинской мелодией в 40-
е годы, соединение джаза с японской, евроазиатской и восточной музыкой в
творчестве
пианиста
Д.Брубека;
блестящий
композитор
и
лидер
джаз-
оркестра
Д.Эллингтон
комбинировал
музыкальное
наследие
Африки,
Латинской
Америки,
Дальнего
Востока;
флейтист
П.Хорн
добавлял
запутанные ритмы и инструменты Индии. Глобализация мира продолжается,
в джазе постоянно ощущается воздействие других музыкальных традиций.
Джаз - это стиль импровизации. Важнейшим видом импровизации является
фольклор, но в отличие от джаза, он замкнут и сохраняет традиции. В джазе
преобладает творческое начало, которое в сочетании с импровизацией дало
развитие множеству стилей и направлений, так песни афроамериканских
негров
попали
в
Европу
и
превратились
в
сложные
оркестровые
произведения в стиле блюз, рег-тайм, буги-вуги. Джаз стал источником идей
и методов, активно действующих на все виды музыки: от популярной до
академической. Джаз - мировая культура!
Исполнение пьесы Д. Гершвина «Хлопай в такт».
Джазу
свойственны
неакадемические
способы
звукоизвлечения
и
интонирования,
импровизационный
характер
изложения
мелодии
и
ее
разработки,
регулярная
ритмиче ская
пульсация,
повыш енная
эмоциональность. Думаю, вы убедились в этом, прослушав нашу лекцию-
концерт. Джазовую музыку не спутаешь, очень уж она оригинальна. До
свидания, ребята!