"Воспитание духовно-нравственных ориентиров подрастающего поколения в рамках музыкальной деятельности в детском саду"
Автор: Слесаренко Лариса Владимировна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 20 "Алиса" Населённый пункт: г.Димитровград Ульяновской области Наименование материала: статья Тема: "Воспитание духовно-нравственных ориентиров подрастающего поколения в рамках музыкальной деятельности в детском саду" Раздел: дошкольное образование
поколения в рамках музыкальной деятельности в детском саду»
Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом –
угроза
духовного
оскудения
личности,
опасность
утраты
нравственных
ориентиров.
Поэтому
воспитанию нашего подрастающего поколения необходим поворот
к жизненно-важным проблемам
современного
общества,
обеспечение
нравственного
воспитания,
противостояние
бездуховности,
потребительству,
возрождению
в
детях
желания
и
потребности
в
активной
интеллектуальной
деятельности.
Дошкольный
возраст
–
важнейший
этап
развития
и
воспитания
личности.
Это
период
приобщения ребенка к познанию окружающего мира. Период его начальной социализации. Именно в
этом возрасте активизируется самостоятельность мышления,
развивается познавательный интерес
детей
и
любознательность.
В
связи
с
этим
особую
актуальность
приобретает
воспитание
у
дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознания ими чувства
прекрасного, воспитания у них музыкальной культуры.
П о н я т и е
м у з ы к а л ь н а я
к у л ь т у р а
общества, первостепенное по своему значению
для музыкальной социологии. До сих пор оно
нередко смешивается с понятием музыка – хотя
их различие четко обрисовал еще Р. Груббер,
отметивший, что музыкальная культура гораздо
шире
собственно
музыки,
т.е.
музыкальных
п р о и з в е д е н и й ,
и б о
« в
н е е
в х о д я т
многоразличные проявления как самой музык в
ее социальном обнаружении, так и область ее
в о з д е й с т в и я ,
с л о в о м
–
в с я
с ф е р а
музицирования, вся сфера музыкальной практики».
Музыкальная культура общества есть единство музыки и ее социального функционирования. Это –
сложная система, в которую входят:
1) музыкальные ценности, создаваемые или охраняемые в данном обществе,
2) все виды деятельности по созданию, хранению, воспроизведению, распространению, восприятию и
использованию музыкальных ценностей,
3) все субъекты такого рода деятельности вместе с их знаниями, навыками и другими качествами,
обеспечивающими ее успех,
4) все учреждения и социальные институты, а также инструменты и оборудование, обслуживающие эту
деятельность.
В свою очередь музыкальная культура выступает как подсистема по отношению к системе более
высоких уровней : художественной культуре общества, его духовной культуре и, наконец, культуре в
целом.
Музыкальная культура ребенка — это интегративное личностное качество. Оно формируется в
процессе
систематического,
целенаправленного
воспитания
и
обучения
на
основе
эмоциональной
отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, образного мышления и
воображения, накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной
деятельности,
развития
всех
компонентов
музыкально-эстетического
сознания
—
эмоций,
чувств,
интересов,
потребностей,
вкуса,
представлений
об
идеале
(в
доступных
возрасту
границах),
рождающего эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке, актуализирующееся в проявлениях
эстетической и творческой активности.
Развитие эмоциональной отзывчивости в дошкольном возрасте ведет к появлению положительного
отношения детей к музыке, основанного преимущественно на эмоциональных оценках. Постепенно
совершенствуется
опосредованное
процессами
мышления
и
воображения эмоционально-оценочное
отношение, выражающееся в проявлении формируемого музыкально-эстетического сознания ребенка.
Накопление
интонационного
опыта
восприятия
высокохудожественных
произведений
музыкального
искусства
и
развитие
эмоциональной
отзывчивости
—
необходимое
условие
формирования музыкальной культуры детей. Этот ценностный опыт переживаний, в свою очередь,
основа формирования положительного эмоционально-оценочного отношения детей к музыке.
Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка, мы формируем основы его
музыкально-эстетического
сознания
и
музыкальной
культуры
в
целом.
Дошкольный
возраст
чрезвычайно
важен
для
последующего
овладения
музыкальной
культурой.
Именно
в
детстве
формируются эталоны красоты, от которых во многом зависит музыкальное и общее развитие детей.
Чем
раньше
ребенок
получает
возможность
накапливать
опыт
восприятия
шедевров
мировой
музыкальной классики разных эпох и стилей и народной музыки, тем богаче его эмоции, тем более
успешным становится его развитие. Если эстетическое сознание ребенка обогащается с помощью
музыки, это не пройдет бесследно для его духовного становления.
В результате развития основ музыкальной культуры у ребенка формируются первоначальные
ценностные ориентации — способности ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие
музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Дети имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни.
Музыка, передавая всю гамму чувств и их оттенков, расширяет эти представления. Слушая народные
мелодии и классическое музыкальное наследие прошлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный
культурный
опыт
поколений.
Восприятие
произведений
музыкального
искусства
постепенно
ориентирует человека на выявление важных для него мыслей, чувств, значимого для него содержания.
Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с
воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Музыка
занимает
особое,
уникальное
место
в
воспитании
детей
дошкольного
возраста.
Это
объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольника.
Б.М. Теплов называл музыку «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием», «моделью
человеческих эмоций»: она отражает отношение человека к миру, ко всему что происходит в нем и в
самом человеке.
А
наше
отношение
–
это,
как
известно,
наши
эмоции.
Значит,
эмоции
являются
главным
содержанием
музыки,
что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования
эмоциональной сферы человека.
Среди
многих
видов
искусства
музыка
по
праву
занимает
особое
место
в
эстетическом
и
художественном воспитании и во всей системе формирования всесторонне и гармонически развитого
человека, прежде всего ребёнка.
Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет
решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших психических функций, а также
поведения
в
целом.
Только
полноценное
формирование
эмоциональной
сферы
ребенка
дает
возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта и аффекта».
Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребенок – сама эмоция, и
потому значение его
встречи с высокохудожественной музыкой трудно переоценить. Музыка, кроме того, способствует
становлению познавательной и нравственной сфер. Формирует «творческость» как качество личности.
Однако
наши
дети
живут
и
развиваются
в
непростых
условиях
музыкального
социума.
Современную
поп,
рок-музыку,
которая
звучит
повсюду
и
культивируется
средствами
массовой
информации (хотим мы этого или не хотим), слушают и наши дети. Ее шаманские ритмы, сверхвысокие
частоты, невыносимая громкость, минуя сознание, попадают в область подсознания, таким образом,
оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние ребенка, разрушая его
душу, интеллект, личность.
Палитра же классической музыки богата, язык ее гибок и многообразен. Все, что не подвластно
слову, не находит в нем своего выражения, находит отражение в музыке. Особенно ярко воспевает она
великую гармонию природы.
Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в
посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке,
правильное
восприятие
ее
содержания,
структуры,
формы,
а
также
пробуждение
потребности
постоянного общения с ней и желания активно проявлять себя в этой сфере.
Известно,
что
дошкольное
детство
-
период,
на
протяжении
которого
ведущую
роль
в
психическом развитии ребёнка играет эмоциональная сфера, а музыка - искусство эмоциональное по
самому своему содержанию. Взаимосвязь и взаимозависимость прогрессивных изменений личности и
музыкально-эмоционального развития, роль музыки в эстетическом, интеллектуальном, нравственном
развитии детей доказана исследователями в области педагогики, психологии, музыкознания, теории и
практики музыкального воспитания (Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец,
Л.П.
Печко,
В.И.
Петрушин,
Б.М.
Теплов,
и
др.)
Необходимость
приобщения
ребёнка
к
миру
музыкальной культуры, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку подчеркивается в трудах Н.А.
Ветлугиной, Д.Б.Кабалевского, А.Г. Костюка, В.А. Мясищева, В.А. Петровского, О.П. Радыновой, В.А.
Сухомлинского, Т.Н. Тарановой, Г.С. Тарасова, В.Н. Шацкой и др. Взгляды учёных сходятся в том, что
развитие эмоциональной отзывчивости на музыку должно осуществляться на основе активизации
эмоциональной сферы детей с ранних лет жизни. Исследования Т.С. Бабаджан, В.М. Бехтерева, А.В.
Запорожца, Р.В. Оганджанян, В.А. Разумного, Б.М. Теплова и др. показали, что наиболее важным в
развитии эмоциональной отзывчивости является период старшего дошкольного возраста, отличающийся
высокой эмоциональностью детей, потребностью в ярких впечатлениях.
Музыкальное
искусство
представляет
неисчерпаемые
возможности
для
расширения
и
обогащения эмоционального опыта. В музыке кристаллизуется богатство интонаций, выражающих
разнообразные оттенки человеческих чувств и переживаний. Музыка наиболее глубоко захватывает
человека и организует его эмоциональное существо, в общении с ней ребенок легко находит выход
своей эмоциональной активности и творческой инициативе.
Активность эмоциональной сферы личности дошкольника является условием его успешного
музыкально - творческого развития. Именно эмоциональная активность дает ребёнку возможность
реализовать свои музыкальные способности, становится средством эмоционального общения, важным
условием развития эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников.
Современные взгляды на процесс формирования детской личности характеризуются опорой не
только
на
приобретение
новых
знаний
и
умений,
но
и
на
выработку
определенных
ценностных
ориентации
человека,
составляющих
базис
личностной
культуры.
Если
передача
знаний
требует
главным образом обращения к интеллекту личности, то выработка ценностных ориентации связана,
прежде всего, с воздействием на эмоции и чувства человека, которые, в свою очередь, способствуют
превращению ценностных установок в его убеждения. Видный отечественный ученый, психолог Г.С.
Тарасов отмечает, что высокое искусство, в частности, музыкальная классика, являясь самым желанным
руководителем
психического
развития
детей,
выполняет
"множество
жизненно
важных
задач...
и
призвана решать ...самую главную - воспитать в детях чувство внутренней причастности к духовной
культуре
человечества,
воспитать
жизненную
позицию
ребят
в
мире
музыки.
...В
эмоциональной
атмосфере увлеченности формируются взгляды, позиции детей, складываются общественные связи".
Влияние музыки в развитии нравственно-эстетического вкуса детей велико. Музыка, как и любое
другое
искусство,
способно
воздействовать
на
всестороннее
развитие
ребенка.
Побуждать
к
нравственно-эстетическим переживаниям, к активному мышлению. Через приобщение к мировому
музыкальному
искусству
в
человеке
активизируется
творческий
потенциал,
идет
развитие
интеллектуального и чувственного начала, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет
их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется
эмоциональная
сфера,
совершенствуется
мышление,
развиваются
музыкальные
способности.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что формирование музыкальной культуры
нужно начинать с дошкольного возраста.
Литература:
1.
Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240с., нот. –
(Б-ка воспитателя дет. сада).
2.
Комоссарова Л.Н. «Ребенок в мире музыки // Ребенок в детском саду». – 2005г. № 1, 13-18с.
3.
Матонис В.П. “Музыкально-эстетическое воспитание личности”. / В.П. матонис. – Л.: Музыка,
1988г.
4.
На пути к музыке: Методические рекомендации для музыкальных руководителей и воспитателей
дошкольных учрежденией/ Т.Ю.Кулагина, Т.А. Серде. – Ульяновск: ИПК ПРО, !999 – 72с.
5.
Праслова Г.А. «Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста».:
учебник для студентов высших пед. Учебных заведений. – СПб.: Детство-Пресс, 2005г. – 384с.
6.
Рыданова О.П. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методич.рекомендации. – М.:
«Издательство ГНОМ и Д», 2000г. – 80с. (музыка для дошкольников и младших школьников
7.
Тарасова К.В., Петрова М.Л., Рубан Т.Г. «Синтез». Программа развития музыкального восприятия
на основе трех видов искусств. – М.: «Мозаика-Синтез», 2001г. – 128с.
8.
Форраи К. Влияние музыкального воспитания на развитие личности ребенка дошкольного возраста
// Музыкальное воспитание в современном мире //, - М.: Центр «Гармония». 1973г.