Напоминание

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА


Автор: Титова Нина Ивановна
Должность: учитель русского языка, директор школы
Учебное заведение: МБОУ "Верхососенская СОШ"
Населённый пункт: село Верхососна, Красногвардейский район, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Раздел: полное образование





Назад




Н.И. Титова

МБОУ «Верхососенская СОШ»,

учитель русского языка и литературы,

директор

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА В РАМКАХ

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Российский

учёный

Александр

Григорьевич

Асмолов

сказал:

«Задача

системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы

научить

учиться.

При

этом

становление

учебной

деятельности

означает

становление духовного развития личности. Кризис образования заключается в

обнищании души при обогащении информацией». [1]

Вопрос о качестве в системе образования всегда был самым актуальным.

На

современном

этапе

оно

понимается

как

уровень

умений,

связанных

с

самоопределением

и

самореализацией

личности.

Знания

приобретаются

в

контексте

модели

будущей

деятельности.

Федеральный

государственный

образовательный стандарт основного общего образования фиксирует не только

новые результаты образования, но и требования к этим результатам. Они не

ограничиваются

только

предметными,

к

ним

присоединяются

еще

метапредметные и личностные результаты.

В

условиях

перехода

общеобразовательных

школ

на

ФГОС

перед

педагогами возникают новые задачи - формирование универсальных действий

для

всех

учебных

предметов,

формирование

компетенций,

необходимых

ученикам для деятельности в новой обстановке и на качественно высоком

уровне.

Реализации

данных

задач

в

полной

мере

способствует

системно-

деятельностный

подход

в

обучении,

который

базируется

на

положениях

концепции П.Я. Гальперина, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина,

придерживается

основных

психологических

закономерностей

процесса

обучения и воспитания, раскрывает структуру образовательной деятельности

учащихся с учетом условий их возрастного развития.

В чём же сущность деятельностного подхода?

Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности

ученика

продвижение

его

в

развитии

осуществляется

не

тогда,

когда

он

воспринимает

знания

в

готовом

виде,

а

в

процессе

его

собственной

деятельности, направленной на раскрытие нового знания. Китайская мудрость

гласит: «Я слышу - я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю - я усваиваю».

Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания

посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь

на

приобретенные

знания,

самостоятельно

обнаруживают

и

осмысливают

учебную

проблему.

Обучение

должно

быть

организовано

так,

чтобы

целенаправленно

вести

за

собой

развитие.

Так

как

основной

формой

организации

обучения

является

урок,

то

необходимо

знать

принципы

построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока

в рамках системно-деятельностного подхода.

Системный

подход

-

это

подход,

при

котором

любая

система

рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть

задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого

целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать

целостную картину, - будет помогать не только на уроках, но и в обычной

жизни.

Реализация

технологии

деятельностного

метода

в

практическом

преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания

не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы

своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно

участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному

формированию

его

общекультурных

и

деятельностных

способностей,

общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми

ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с

учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3)

Принцип

целостности

предполагает

формирование

учащимися

обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом

себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки

в системе наук).

4)

Принцип

минимакса

заключается

в

следующем:

школа

должна

предложить

ученику

возможность

освоения

содержания

образования

на

максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития

возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально

безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех

стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках

доброжелательной

атмосферы,

ориентированной

на

реализацию

идей

педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6)

Принцип

вариативности

предполагает

формирование

учащимися

способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию

решений в ситуациях выбора.

7)

Принцип

творчества

означает

максимальную

ориентацию

на

творческое

начало

в

образовательном

процессе,

приобретение

учащимся

собственного опыта творческой деятельности.

Типология уроков А. К. Дусавицкого определяет формирование того или

иного учебного действия в структуре учебной деятельности.[2]

1. Урок постановки учебной задачи.

2. Урок решения учебной задачи.

3. Урок моделирования и преобразования модели.

4. Урок решения частных задач с применением открытого способа.

5. Урок контроля и оценки.

В поисках путей более эффективного использования структуры уроков

разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной

деятельности учащихся на уроке.

Форма - характер ориентации деятельности, в основе, которой лежит

ведущий метод.

В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном

три формы: фронтальная - предполагает совместные действия всех учащихся

класса

под

руководством

учителя;

индивидуальная

предполагает

самостоятельную работу каждого ученика в отдельности; групповая - учащиеся

работают в группах из 3-6 человек или в парах.

Задания для групп могут быть одинаковыми или разными.

Уроки

деятельностной

направленности

по

целеполаганию

можно

распределить

на

четыре

группы:

уроки

«открытия»

нового

знания;

уроки

рефлексии; уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего

контроля.[3]

Урок «открытия» нового знания предполагает формирование способности

учащихся к новому способу действия, расширение понятийной базы за счет

включения в нее новых элементов.

Урок рефлексии предполагает формирование у учащихся способностей к

рефлексии

коррекционно-контрольного

типа

и

реализации

коррекционной

нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их

причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т. д.).

Урок

общеметодологиче ской

направленно сти

п р ед п ол а г а е т

формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с

построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Урок развивающего контроля направлен на формирование способности

учащихся к осуществлению контрольной функции.

Деление учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с

ведущими

целями

не

должно

разрушать

его

непрерывности,

а

значит,

необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при

построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться

деятельностный

метод

обучения

и

обеспечиваться

соответствующая

ему

система дидактических принципов как основа для построения структуры и

условий взаимодействия между учителем и учеником.

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны

быть

критерии

результативности

урока,

вне

зависимости

от

того,

какой

типологии мы придерживаемся.

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к

ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное

действие

(оценивать

свою

готовность,

обнаруживать

незнание,

находить

причины затруднений и т.п.)

3.

Используются

разнообразные

формы,

методы

и

приемы

обучения,

повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и

адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную

и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6.

На

уроке

задаются

задачи

и

четкие

критерии

самоконтроля

и

самооценки

(происходит

специальное

формирование

контрольно-оценочной

деятельности у обучающихся).

7.

Учитель

добивается

осмысления

учебного

материала

всеми

учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика,

поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную

позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11.

Стиль,

тон

отношений,

задаваемый

на

уроке,

создают

атмосферу

сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель

– ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Системно - детельностный подход на уроках осуществляется через анализ

жизненных ситуаций и моделирование, посредством использования активных и

интерактивных

методик

обучения,

участия

в

проектной,

исследовательской

деятельности, через вовлечение учащихся в оценочно-дискуссионную, игровую,

рефлексивную

деятельность,

что

обеспечивает

свободный

поиск

подхода

к

решению учебной задачи.

Важным

условием

реализации

системно-деятельностного

подхода

являются личностная позиция и профессиональная подготовка учителя, его

готовность

к

работе

по

новым

образовательным

стандартам.

Основными

показателями

владения

педагогом

системно-деятельностными

технологиями

обучения

являются

такие

составляющие,

как:

гуманистическая

позиция

по

отношению

ко

всем

детям;

способность

создавать

мотивационно-целевое

пространство уроков на основе развития личностных потребностей учеников;

системно

видеть

школьные

дисциплины

в

иерархии

внутрипредметных

и

межпредметных связей и отношений; способность организовать поисковую и

проектную деятельность детей; умение формировать у школьников навыки

самоконтроля

и

самооценки

своей

деятельности

в

соответствии

с

выработанными

критериями;

владение

способами

организации

рефлексии,

осуществления

самоанализа

своей

педагогической

деятельности

с

позиции

достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.

От учителей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего,

понимания, что обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся) ,

которая основана на сотрудничестве и взаимопонимании. Система «учитель-

ученик»

достигает

эффективных

показателей

только

тогда,

когда

наступает

согласованность, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика,

что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности в

проектной и исследовательской деятельности.[4]

Таким

образом,

проектирование

урока

в

рамках

системно-

деятельностного

подхода

позволяет

развивать

мышление

ученика

через

обучение

деятельности

(самоопределение,

самореализация,

рефлексия),

формировать систему культурных ценностей и ее проявлений в личностных

качествах, формировать целостную картину мира, адекватную современному

уровню научного знания.

Литература

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов

нового поколения/ №4, М.: Педагогика, 2009.

2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в

развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

3. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в

начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые

образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

4. Хуторской А.В. Эксперимент и инновации в школе // №6 (2010) Раздел:

Теория инновационной и экспериментальной деятельности. - 2010.



В раздел образования