Автор: Павлова Екатерина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа - интернат № 6
Населённый пункт: г. Санкт -Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Использование дидактических игр на уроках русского языка посредством ИКТ
Раздел: начальное образование
Е.А. Павлова
Использование дидактических игр на уроках русского языка посредством ИКТ.
Дидактическая игра – это средство обучения (соответствующее силам и возможностям учащихся со
сниженным интеллектом), которое повышает эффективность обучения и помогает побудить интерес к
изучаемому материалу. Дидактические игры дают прекрасные возможности для коррекции и развития
высших
психических
функций.
Они
активизируют
мыслительную
деятельность:
учат
анализировать,
сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять лишнее.
Применение дидактических игр на уроках русского языка вызывает у учащихся с ограниченными
возможностями здоровья интерес к предмету, побуждает к активности на уроках, развивает речь, повышает
орфографическую
грамотность.
Поэтому
на
уроках
русского
языка
систематически
использую
коррекционные приёмы и упражнения, направленные на развитие мыслительных операций (анализа и
синтеза, сравнения, классификации и др.) на разных этапах урока.
В соответствии с внедрением в образовательный процесс ИКТ стало целесообразно подготавливать
и использовать дидактические игры с помощью компьютерных презентаций, выполненные в Microsoft
PowerPoint. Все игры, которые использую в демонстрационных презентациях, составляю с учетом:
возрастных особенностей учащихся;
учебно – воспитательных целей и задач урока;
доступности материала;
состояния психического и соматического здоровья школьников.
Увлекательные и доступные дидактические игры, оформленные в виде красочных слайдов, дают
прекрасные
возможности
для
коррекции
и
развития
высших
психических
функций,
активизируют
мыслительную деятельность, способствуют мотивации. Вид игры определяется целью и задачами урока. По
времени
они
занимают
небольшую
часть
урока
(от
1
до
5
мин.),
но
приносят
большую
пользу
и
эффективность.
В
структуре
урока
русского
языка
выделяют
несколько
этапов:
организационный
момент,
повторение, подведение к теме урока, словарная работа, изучение нового материала, закрепление.
Начало
урока
должно
быть
интересным,
настраивающим
на
работу,
Поэтому
на
этапе
подведения к теме урока использую следующие дидактические игры:
1)
Словесные лабиринты;
2)
Изменение направления текста;
3)
«Перевертыши»;
4)
Слова с «зашумлением».
Часто мною используются слайды презентаций с загадками и ребусами, как организационный
момент. Они помогают учащимся снять усталость, поднять эмоциональный тонус, сконцентрировать
внимание на предстоящем уроке. Эффективнее использовать эти дидактические игры с картинками.
Например: на слайде написан текст загадки, когда учащиеся отгадывают её, появляется картинка-
ответ. Если же у учащихся появляются затруднения с ответом, то картинка им всегда поможет
ответить правильно.
В виде загадки, ребуса, может быть дана и тема урока. Например, отгадав загадку, вы узнаете,
какую букву мы будем изучать сегодня на уроке. (На слайде написаны загадки, отгадав которые
учащиеся выделяют первую букву, с которой им предстоит детально познакомиться на данном уроке).
На этапе повторения пройденной темы: «Гласные и согласные» мною использовались
следующие дидактические игры: «Третий лишний», «Согласные заболели», «Отыщи все
гласные», «Какие буквы потерялись?».
Поскольку словарный запас учащихся школы VIII вида невелик, и у каждого ребенка
он индивидуален, необходимо уточнить понимания слов. Например, на слайде отдельные
объекты – набор рисунков и набор слов. Учащимся предлагается подобрать к словам
рисунки.
Ребенок,
выходя
к
доске,
соединяет
объекты
и
озвучивает
свои
действия.
Ошибиться в такой ситуации ребенок не боится, потому что ошибку легко исправить, кроме
того всё что происходит на доске можно не просто увидеть, но и «потрогать». Например:
Можно
предложить
и
другой
вариант
дидактической
игры,
например:
«Научи
Незнайку писать слова из словаря и расставлять ударения».
На этапе закрепления нового материала по теме «Дифференциация ж-ш» можно
использовать такую игру: «Фрукты и ягоды» (поможем красной шапочке разложить слова по
корзиночкам).
В процессе этой игры учащиеся тренируются в дифференциации звуков, уточняется
понимание детьми слов посредством картинок, а так же закрепляются навыки написания
трудных слов.
На обобщающем уроке можно предложить учащимся такую дидактическую игру, как
кроссворд, вспоминая и уточняя при этом словарные слова. При правильных ответах по
горизонтали появляется обобщающее слово – название изучаемой темы. Например, тема
урока: «Ударение»:
От желающих ответить нет отбоя. Каждому ребёнку хочется выйти к доске, самому
выполнить задание, и даже сложное для наших детей озвучивание своих действий при
таком способе проверки, становится игрой, забавой, а не нудным повторением.
Как мы видим, с помощью ИКТ несложно создавать необходимые дидактические игры
для уроков русского языка с учетом особенностей конкретного класса.
Таким образом, дидактические игры, сделанные в виде презентаций, помогают мне в
разнообразной форме проверить знания всех учащихся класса, сделать урок интересным,
запоминающимся, так как материал, представленный в зрительных образах, усваивается
быстрее. Так же использование компьютерных технологий помогает мне лучше оценить
способности и знания учеников, побуждает искать новые нетрадиционные формы и
методы обучения, значительно сокращает время на подготовку к уроку, а учащимся,
несомненно, помогает в усвоении программного материала.