Напоминание

Использование дидактических игр на уроках русского языка посредством ИКТ


Автор: Павлова Екатерина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа - интернат № 6
Населённый пункт: г. Санкт -Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Использование дидактических игр на уроках русского языка посредством ИКТ
Раздел: начальное образование





Назад




Е.А. Павлова

Использование дидактических игр на уроках русского языка посредством ИКТ.

Дидактическая игра – это средство обучения (соответствующее силам и возможностям учащихся со

сниженным интеллектом), которое повышает эффективность обучения и помогает побудить интерес к

изучаемому материалу. Дидактические игры дают прекрасные возможности для коррекции и развития

высших

психических

функций.

Они

активизируют

мыслительную

деятельность:

учат

анализировать,

сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять лишнее.

Применение дидактических игр на уроках русского языка вызывает у учащихся с ограниченными

возможностями здоровья интерес к предмету, побуждает к активности на уроках, развивает речь, повышает

орфографическую

грамотность.

Поэтому

на

уроках

русского

языка

систематически

использую

коррекционные приёмы и упражнения, направленные на развитие мыслительных операций (анализа и

синтеза, сравнения, классификации и др.) на разных этапах урока.

В соответствии с внедрением в образовательный процесс ИКТ стало целесообразно подготавливать

и использовать дидактические игры с помощью компьютерных презентаций, выполненные в Microsoft

PowerPoint. Все игры, которые использую в демонстрационных презентациях, составляю с учетом:

возрастных особенностей учащихся;

учебно – воспитательных целей и задач урока;

доступности материала;

состояния психического и соматического здоровья школьников.

Увлекательные и доступные дидактические игры, оформленные в виде красочных слайдов, дают

прекрасные

возможности

для

коррекции

и

развития

высших

психических

функций,

активизируют

мыслительную деятельность, способствуют мотивации. Вид игры определяется целью и задачами урока. По

времени

они

занимают

небольшую

часть

урока

(от

1

до

5

мин.),

но

приносят

большую

пользу

и

эффективность.

В

структуре

урока

русского

языка

выделяют

несколько

этапов:

организационный

момент,

повторение, подведение к теме урока, словарная работа, изучение нового материала, закрепление.

Начало

урока

должно

быть

интересным,

настраивающим

на

работу,

Поэтому

на

этапе

подведения к теме урока использую следующие дидактические игры:

1)

Словесные лабиринты;

2)

Изменение направления текста;

3)

«Перевертыши»;

4)

Слова с «зашумлением».

Часто мною используются слайды презентаций с загадками и ребусами, как организационный

момент. Они помогают учащимся снять усталость, поднять эмоциональный тонус, сконцентрировать

внимание на предстоящем уроке. Эффективнее использовать эти дидактические игры с картинками.

Например: на слайде написан текст загадки, когда учащиеся отгадывают её, появляется картинка-

ответ. Если же у учащихся появляются затруднения с ответом, то картинка им всегда поможет

ответить правильно.

В виде загадки, ребуса, может быть дана и тема урока. Например, отгадав загадку, вы узнаете,

какую букву мы будем изучать сегодня на уроке. (На слайде написаны загадки, отгадав которые

учащиеся выделяют первую букву, с которой им предстоит детально познакомиться на данном уроке).

На этапе повторения пройденной темы: «Гласные и согласные» мною использовались

следующие дидактические игры: «Третий лишний», «Согласные заболели», «Отыщи все

гласные», «Какие буквы потерялись?».

Поскольку словарный запас учащихся школы VIII вида невелик, и у каждого ребенка

он индивидуален, необходимо уточнить понимания слов. Например, на слайде отдельные

объекты – набор рисунков и набор слов. Учащимся предлагается подобрать к словам

рисунки.

Ребенок,

выходя

к

доске,

соединяет

объекты

и

озвучивает

свои

действия.

Ошибиться в такой ситуации ребенок не боится, потому что ошибку легко исправить, кроме

того всё что происходит на доске можно не просто увидеть, но и «потрогать». Например:

Можно

предложить

и

другой

вариант

дидактической

игры,

например:

«Научи

Незнайку писать слова из словаря и расставлять ударения».

На этапе закрепления нового материала по теме «Дифференциация ж-ш» можно

использовать такую игру: «Фрукты и ягоды» (поможем красной шапочке разложить слова по

корзиночкам).

В процессе этой игры учащиеся тренируются в дифференциации звуков, уточняется

понимание детьми слов посредством картинок, а так же закрепляются навыки написания

трудных слов.

На обобщающем уроке можно предложить учащимся такую дидактическую игру, как

кроссворд, вспоминая и уточняя при этом словарные слова. При правильных ответах по

горизонтали появляется обобщающее слово – название изучаемой темы. Например, тема

урока: «Ударение»:

От желающих ответить нет отбоя. Каждому ребёнку хочется выйти к доске, самому

выполнить задание, и даже сложное для наших детей озвучивание своих действий при

таком способе проверки, становится игрой, забавой, а не нудным повторением.

Как мы видим, с помощью ИКТ несложно создавать необходимые дидактические игры

для уроков русского языка с учетом особенностей конкретного класса.

Таким образом, дидактические игры, сделанные в виде презентаций, помогают мне в

разнообразной форме проверить знания всех учащихся класса, сделать урок интересным,

запоминающимся, так как материал, представленный в зрительных образах, усваивается

быстрее. Так же использование компьютерных технологий помогает мне лучше оценить

способности и знания учеников, побуждает искать новые нетрадиционные формы и

методы обучения, значительно сокращает время на подготовку к уроку, а учащимся,

несомненно, помогает в усвоении программного материала.



В раздел образования