Автор: Короткова Ирина Юрьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Верхнепашинский детский сад №8
Населённый пункт: п. Вехнепашино
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Создание центра сюжетно-ролевой игры, как средства развития детской инициативы и самостоятельности"
Раздел: дошкольное образование
ПРОЕКТ
«СОЗДАНИЕ ЦЕНТРА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ,
КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ»
Предмет проекта: совместная деятельность педагогов с родителями по
организации РППС в детском саду.
Продукт проектной деятельности: центр сюжетно – ролевой игры,
соответствующий ФГОС ДО
Вид проекта: практико-ориентированный.
Проект является долгосрочным (сентябрь 2016 г. – май 2017 г.)
В проекте участвуют: администрация детского сада, воспитатели группы,
воспитанники, родители воспитанников.
Актуальность
Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми
дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной
особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети,
а их игровая деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и
творческий характер. Дети самостоятельно выбирают тему, время, место,
линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное.
Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Используя
воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему
самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в
реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-
ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают
игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения.
При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер
перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом
играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов. Дети
проявляют большую изобретательность, подбирая игрушки, предметы,
необходимые для игры, старшие дошкольники сами мастерят игрушки,
помогающие полностью реализовывать замысел, лучше справиться с ролью.
Проблема: Оснащение центра сюжетно – ролевой игры не в полном объёме
отвечает требованиям для создания социальной ситуации развития детей
Цель – результат: Создание центр сюжетно – ролевой игры в группе,
способствующего развитию детской инициативы и самостоятельности,
посредством тесного сотрудничества с родителями.
При создании предметно-игровой среды в группе мы поставили перед собой
следующие задачи:
1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации РППС,
обеспечивающие полноценное развитие дошкольников.
2. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности
дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной,
творческой, художественной, театрализованной), их интеграция и творческая
организация .
3. Организовать РППС, способствующую эмоциональному и психическому
благополучию в своевременном всестороннем развитии каждого ребенка с
учетом их потребностей, наклонностей и интересов.
4. Совершенствовать РППС в соответствии с возрастными особенностями,
охрана и укрепление их здоровья с учетом особенностей и коррекции
недостатков их развития.
5. В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО
развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для
развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей,
уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна
быть:
• содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе
технические, материалы )
• трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в
зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся
интересов и возможностей детей;
• полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного
использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов,
мягких модулей, ширм) в разных видах детской активности;
• доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников к играм,
игрушкам, материалам,пособиям, обеспечивающим все основные виды
детской активности;
• безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по
обеспечению надежности и безопасность их использования.
Стараемся создать атмосферу не только уюта и комфорта, но и делаем
пребывание детей в детском саду радостным. Ведь если создать в ДОУ
развивающую предметно-пространственную среду, адекватную реализуемой
программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и
творческому характеру деятельности ребенка, то это будет эффективно
способствовать формированию базиса личностной культуры детей, развитию
их индивидуальности. Так как наш детский сад не имеет достаточной
материальной базы приходится самим мастерить и изготавливать атрибуты
для игр. Такие самодельные игрушки и макеты лекгопереносимые,
мобильные, полифункуциональные.
Работа по реализации проекта проводится в три этапа:
I.
Подготовительный этап
1.
Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор
оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных
научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного
возраста – сентябрь 2016г.
2.
Разработка проекта: « Создание центра сюжетно – ролевой игры, как
средства развития детской инициативы и самостоятельности». Составление
рабочего плана реализации проекта – сентябрь 2016г.
II.
Основной этап
1.
Проведение консультации родителей на тему: «РППС в соответствии
ФГОС ДО». Сотрудничество с родителями – октябрь – декабрь 2016г.
2.
Работа по созданию развивающей среды в группе январь - апрель 2017г.
III.
Заключительный этап
1. Обобщение положительного опыта. Презентация проекта. Представление
результатов работы в учреждении – май 2017г.
Организация и размещение предметов развивающей среды должны отвечать
возрастным особенностям детей и их потребностям. У ребёнка дошкольного
возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании.
Среда организуется так, чтобы у ребёнка был самостоятельный выбор: с кем
и где, как во что играть. Подбор оборудования и материалов для группы
определяется особенностями развития детей.