Напоминание

Модифицированная программа по хореографии


Автор: Устян Анжела Аршаковна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДТ "Дагомыс" г.Сочи
Населённый пункт: Краснодарский край
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа объединения "Наири"
Тема: Модифицированная программа по хореографии
Раздел: дополнительное образование





Назад




Принято

на заседании педагогического сове-

та

Протокол от «» 2015г.

«Утверждаю»:

Директор_______________.

приказ от «___»______________ 2015г.

№ ___

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

объединения «Наири»

Cрок реализации: 3 года

Тип программы: модифицированная

Возраст обучающихся: 10 - 14 лет

Составитель: педагог дополнительного об-

разования. Устян Анжела Аршаковна

Сочи

2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика программы:

-образовательная направленность, в рамках которой реализуется программа

- художественная

-возраст обучающихся- 10-14лет;

- срок реализации данной программы – 3 года.

Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего об-

разования, которая выходит за рамки государственных образовательных

стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных

программ и услуг.

Искусство танца родилось в глубокой древности. Издавна чело-

век привык в движениях передавать волнующие его чувства. Об этом сви-

детельствуют многочисленные памятники народного творчества – старин-

ные песни, народные мелодии и танцы.

Языком танца может быть глубоко раскрыт духовный мир человека,

показано его отношение к труду, к людям, к различным событиям.

Что же такое танец? Откуда идут его истоки? Как овладеть этим ис-

кусством?

С давних времен народный танец был одним из самых любимых видов ис-

кусства. Отношение к нему не изменилось и сегодня. В наши дни народные

танцы можно увидеть в исполнении любителей и профессионалов, детей и

взрослых – людей самых разных возрастов и профессий. Рожденные наро-

дом, сохраняемые в течение веков, народные танцы продолжают волновать

и исполнителей, и зрителей. Они развлекают, завораживают, воспитывают,

заставляют переживать или смеяться, радоваться или грустить, словом не

оставляют равнодушным никого. Народные танцы, рожденные талантом

народа, передаются из поколения в поколение.

Некоторые из них под воздействием времени и условий жизни видоизменя-

ются, а порой и совсем исчезают, другие же наоборот, становятся традици-

онными на длительное время.

Народный танец – результат коллективного творчества. Переходя от

исполнителя к исполнителю, из поколения в поколение, из одной местно-

сти в другую, он обогащается, достигая в ряде случаев высокого художе-

ственного уровня, виртуозной техники. У каждого народа сложились свои

танцевальные традиции, пластический язык, особая координация движе-

ний, приемы соотношения движения с музыкой.

Важнейшей частью культуры и традиций Кавказа являются кавказские тан-

цы. С танцами в этого народа связанные самые знаменательные события в

жизни. Кавказские танцы являются огромным культурным пластом, кото-

рый, формировался не одним поколением хореографов, постановщиков,

народа. Танец собирался по движениям, которые заимствовали в отдельных

народов, аулах, тухумах.

Содержание дополнительной общеобразовательной программы объ-

единения «Наири» (далее – Программа) направлена на формирование у

обучающихся танцевальной культуры, творческого отношения к исполняе-

мым танцевальным композициям, на развитие знаний и умений, связанных

с историей и культурой Кавказа, воспитание любви к танцу, эстетическому

вкусу, способности наслаждаться красотой, испытывать чувства радости от

общения с прекрасным.

Новизна программы. В настоящее время в развитии образовательного

процесса появляются новые средства и методы обучения, ориентированные

на использование информационных технологий. В связи с этим становится

актуальным новое направление деятельности педагога, такое как разра-

ботка информационных технологий обучения, применяемых в искусстве.

Применение ИКТ во внеурочной деятельности, в частности обуче-

нию кавказскому танцу, представляет собой набор разнообразных техниче-

ских и информационных средств, направленных на достижение значитель-

ного образовательного результата.

Актуальность данной программы состоит в том, что она дает ребен-

ку возможность войти в мир подлинной художественной культуры, постичь

опыт танцевального искусства, раскрывает для него в доступной форме се-

креты основ хореографии, прививает любовь к музыке. Занимаясь в танце-

вальной группе, дети приобретают опыт совместной творческой работы,

опыт участия в концертной деятельности на разных уровнях. Содержание

программы расширяет представления обучающихся о танцевальном искус-

стве, знакомит с традициями и обычаями кавказского народа.

Педагогическая

целесообразность. Программа является универсаль-

ным механизмом развития личности ребенка, обеспечивающая его вхожде-

ние в мир культуры и адаптации к существованию в современном мире. В

программе учитываются основные принципы педагогики: от простого – к

сложному, постепенность накапливаемых знаний, простота изложения ма-

териала, преемственность знаний и т.д.

В основу образовательного процесса программы положены следующие

принципы: гуманизации; демократизации; системности; сотрудничества, а

также детского центризма, увлекательности и творчества, учет возрастных

и индивидуальных особенностей.

Программа разработана на основании Федерального Закона об образо-

вании от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ. Глава 10, статья 75, пункт 4 (До-

полнительное образование).

Порядком организации и осуществления образовательной деятельно-

сти по дополнительным общеобразовательным программам, утвержден-

ным Приказом Министерства образования Российской Федерации от 29

августа 2013 г. №1008. И в соответствии локальных актов Центра вне-

школьной работы г. Сочи.

Цель программы - привить обучающимся любовь к танцу, научить их не

просто танцевать, а уметь выражать свои чувства посредством движения,

демонстрировать их правильно и умело.

Задачи:

Образовательные:

сформировать устойчивые практические танцевальные навыки;

обучить основам хореографии;

сформировать

навыки

выразительного

исполнения

хореографических

композиций.

Развивающие:

развивать музыкальные способности обучающихся: хореографическую

память, чувство ритма, чувство такта;

развивать интерес к творчеству, приобщать к культуре исполнительского

мастерства;

развивать навыки самоорганизации и самоконтроля.

Воспитательные:

создать условия для усвоения нравственных гуманистических норм жиз-

ни и поведения;

воспитывать трудолюбие, целеустремлённость и упорство в достижении

поставленных целей.

Отличительная

особенность

программы от существующих

это

поэтапное становление профессиональной направленности детей на всех

возрастных этапах, начиная с дошкольного возраста и заканчивая выпус-

ком, даёт возможность обучающимся не только развить свои творческие

способности, но и приобрести конкретные умения и навыки в области хо-

реографического искусства. В ходе реализации программы «Наири» проис-

ходит:

- усложнение тем;

- формирование самостоятельности к учебной деятельности;

- ориентация на интеллектуальную инициативу воспитанника;

- в процессе обучения используются мультимедийные программы и видео-

записи, которые помогают детям с интересом освоить изучаемый на заня-

тиях материал

- использование современных средств, форм и методов усвоения материа-

ла.

Возраст обучающихся.

Программа рассчитана на два года обучения с 10 до 14 лет.

Группы обучающихся формируются по 12-15 человек для первого

года обучения, 10-12 человек для второго года обучения, 10-12 человек для

третьего года обучения с учетом возрастных рамок.

Формы и режим занятий:

Для обучающихся 1-го и 2-го года обу-

чения предусмотрено 216 часов учебных занятий, занятия проводятся 2

раза в неделю по 3 часа (или 3 раза в неделю по 2 часа).

Формы организации деятельности детей на занятии:

- индивидуальная,

-групповая,

-работа по подгруппам, звеньям (работа над дуэтом, трио и т.д.)

Важным

элементом

учебного

процесса

является

систематический

контроль успеваемости учащихся.

Виды контроля

Основными видами контроля успеваемости учащихся являются:

текущий контроль успеваемости,

промежуточная аттестация учащихся;

открытый урок в конце года;

фестивали,

конкурсы.

Текущий контроль успеваемости направлен на поддержание учеб-

ной дисциплины, выявление отношения обучающегося к изучаемому пред-

мету, повышение уровня усвоения текущего учебного материала. Он имеет

воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические осо-

бенности учащегося. Текущий контроль осуществляется регулярно в рам-

ках расписания занятий.

Промежуточная аттестация определяет уровень и успешность разви-

тия учащегося и усвоения им образовательной программы на определён-

ном этапе обучения.

Открытый урок определяет уровень и качество освоения образова-

тельной программы.

По завершению первого года обучения учащиеся будут:

знать значение таких понятий как:

- port de bras

- plie по 1, 2, 3, 5 п.

- положение корпуса epoulman

- уметь правильно исполнять каждый элемент; выделять в музыке силь-

ную долю такта; сохранять равновесие во время вращения; показывать в

движении образ слышимый в музыке; умело ориентироваться в направле-

ниях en dehor, en dedan.

Высокий уровень

- battement tendu

- battement tendus jete

- demi-rond de jambe par terre

- battement tendus c pur le pied

- battement tendus jete pique

- battement frappe

- releve

- battement fondu

- grand plie

- «Двель»

- «Манрук»

- прыжки

Средний уровень: - уметь выполнять все вышеперечисленные

элементы но не уметь правильно их назвать

- знать название всех вышеперечисленных

элементов, но исполнять их с недостаточной

точностью.

Низкий уровень: - не знать название исполняемых элементов и

не уметь их продемонстрировать.

По завершению второго года обучения учащиеся будут:

- знать значение таких понятий как:

- связующий элемент

- комбинированное движение

- уметь правильно выполнять каждый элемент; сохранять равновесие во

время вращения; повторить комбинацию после первого показа.

Высокий

- связующий элемент

- комбинированное движение

Средний уровень - уметь выполнять все элементы, но не уметь

правильно их назвать

- знать название всех элементов, но испол-

нить их с недостаточной точностью

Низкий уровень - не знать название исполняемых элементов и

не уметь их продемонстрировать

По завершению третьего года обучения учащиеся будут:

- знать значение таких понятий как:

- элемент народного танца

- элемент классического танца

- связующий элемент

- комбинированное движение

- уметь правильно выполнять каждый элемент; сохранять равновесие во

время вращения; повторить комбинацию после первого показа.

Высокий уровень

- battement tendu

- battement tendus jete

- demi-rond de jambe par terre

- battement tendus c pur le pied

- battement tendus jete pique

- battement frappe

- releve

- battement fondu

- grand plie

- связующий элемент

- комбинированное движение

Средний уровень - уметь выполнять все элементы, но не уметь

правильно их назвать

- знать название всех элементов, но испол-

нить их с недостаточной точностью

Низкий уровень - не знать название исполняемых элементов и

не уметь их продемонстрировать

Форма подведения итогов реализации данной программы:

- открытый урок;

- концертные выступления.

Учебно-тематический план

1 год

п\п

Название разделов и тем

Кол-

во

часов

Теория

Практика

1

Основы народного и класси-

ческого танца

40

10

30

2

Танцевальные элементы на-

родных танцев

40

8

32

3

Элементы партерных движе-

ний

28

3

25

4

Танцевальные композиции

40

5

35

5

Ансамбль

68

10

58

Всего в год:

216

36

180

Тематический план

2 год

п\п

Название разделов и тем

Кол-

во

часов

Теория

Практика

1

Ритмопластические и разми-

ночные упражнения

30

10

20

2

Основы классического танца

40

10

30

3

Основные движения народ-

ных танцев

40

10

30

4

Элементы партерных движе-

ний

20

5

15

5

Прыжки и прыжковые комби-

нации

20

5

15

6

Вращения

20

5

15

7

Ансамбль

46

10

36

Всего в год:

216

55

161

Cодержание программы

1

Год

1. Основы народного и классического танца – 40 часов.

Постановка корпуса – корпус находится в вертикальном положении, позво-

ночник вытянут, талия удлинена, плечи и грудная клетка раскрыты, лопат-

ки несколько оттянуты вниз к пояснице, голову следует держать прямо.

Бедра подтянуты вверх, соответственно подтягиваются коленные чашечки,

ягодичные мышцы собраны. Стопы всей подошвой свободно расположены

на полу, соприкасаясь с ним тремя точками: мизинцем, пяткой и большим

пальцем.

Позиции рук, ног, поклон – позиции рук исходят из четырех направлений:

подготовительное положение рук -руки опущены вниз; 1-я позиция –руки

направлены вперед; 2-я позиция –руки направлены в стороны; 3-я позиция

–руки направлены вверх. Первая позиция ног –ступни ног, соприкасаясь

пятками, развернуты носками наружу, образуя прямую линию на полу; 2-я

позиция –сохраняется прямая линия первой позиции, но пятки выворотных

ног отстоят одна от другой примерно на одну длину стопы; 3-я позиция –в

том же выворотном положении ног ступни, плотно прилегая, закрывают

друг друга наполовину; 4-я позиция –стопы параллельны друг другу на

расстоянии стопы; 5-я позиция - ступни закрывают друг друга: пятка од-

ной ноги соприкасается с носком другой; 6-я позиция – обе стопы располо-

жены рядом, параллельно одна

другой и сомкнуты, так что носок соприкасается с носком, пятка с пят-

кой.

Поклон исполняется дважды за один урок – первый раз в начале урока

как

приветствие, второй раз в конце урока как прощание.

Port de bras – это движение лежит в основе великой науки рук в танце.

Виды port de bras очень разнообразны, особых названий каждая форма не

имеет. Это различные движения рук по позициям.

Plie – общепринятое название для движения ног, которое обозначается

cловом “приседание”. Движение исполняется не поднимая пятки от пола

(demi-plie) и отрывая пятки от пола (grand-plie).

Стопы плотно прижаты к полу. Plie исполняется по всем позициям.

Понятие Epoulmant – обозначает разворот плеч по направлению корпуса.

Battement tendus – отведение и приведение ноги. Он характеризуется сколь-

зящим отведением и приведением выворотной ноги из 1, 2, 4, 5п. Мышцы

ноги и колена напряжены, и вся нога выворотна от паха. Движение может

исполняться как в сторону так вперед и назад.

Понятие направлений en dehor и en dedan – направление движений en

dehor (наружу) встречается в любых вращательных движениях «от себя»;

en dedan (внутрь) встречается во вращательных движениях «к себе».

Rond de jambe par terre en dehor , en dedan – Круг ногой по полу от себя и к

себе.

Battement tendu jete – Нога выбрасывается в воздух вперед, в сторону или

назад на 45%.

Battement tendu jete demi-plie – выбрасывание ноги в воздух в сочетании с

полуприседанием.

Battement tendu doubles toundu – отведение и приведение ноги с опускани-

ем пятки, из 1, 5 позиции во 2 позицию.

Battement tendu jete pigue – выбрасывание ноги на воздух , с «колющим»

опусканием носка в пол.

Положение ноги sur le cou-de-pied спереди – нога, согнутая в колене, об-

хватывает вытянутой стопой щиколотку опорной ноги спереди. Движение

выполняется как связующий элемент для battement frappe.

Battement frappe – подведение работающей ноги к опорной резким и силь-

ным движением. Открывать ногу более резко и четко.

Battement fondu – отведение и приведение работающей ноги в положение

sur le cou-de-pued сзади или спереди к опорной ноге. Движение исполняет-

ся медленно, плавно, «тающее».

Форма контроля – открытый урок.

2. Танцевальные элементы народных танцев – 40 часов.

Отмечать в движении сильную долю такта – исполнять какое-либо

движение только на сильную долю в музыке.

Ходить и бегать ритмично – Различные шаги и бег в соответствии с темпом

музыкального произведения (быстрая музыка – быстрые движения,

медленная музыка – медленные движения).

Повороты по диагонали – вращательное движение из одного класса в дру-

гой. Движение выполняется на всей стопе и на полупальцах с удержанием

«точки» (фиксированная остановка головы).

Переводы рук в три позиции – Переводы рук осуществляются строго по

позициям в различной последовательности. «Цалк» - легкий рывок средне-

го пальца вверх, исполняется во время переводов рук из одной позиции в

другую позицию. Форма контроля: открытый урок.6 часов.

Прививать навыки выразительного движения – на выбранную педагогом

мелодию, дети самостоятельно должны исполнить танцевальное движе-

ние, в характере музыкального звучания.

Ходы с непрерывным и интенсивным продвижением по кругу и по пря-

мой. «Двели»

«Двель» №1 – Девочка делает шаг с носка на всю ступню, мяг-

ко и

спокойно. Мальчик делает шаг с пятки на всю

ступню энергично, сильно.

«Двель» №2 - Переменный ход. Девочки шаг с носка, мальчики

шаг с пятки, затем два коротких шага на

полупальцах.

«Двель» №3 – Ход назад исполняется на низких полупальцах,

колени свободны, ноги передвигаются легко и

плавно, но не скользя по полу, а переступая.

«Двель» №4 – девочка делает три шага вперед на всю ступню,

после чего свободная нога проскальзывает

подушечкой стопы по полу и поднимается

невысоко вперед.

«Двель» №5 - исполнитель делает три шага вперед на всю

ступню, после чего свободная нога выносится

вперед на носок.

«Двель» №6 – исполнитель делает три шага на всю ступню,

после чего свободная нога ставится назад на

носок, затем невысоко поднимается от пола.

«Арташаты» - исполнитель резко выносит ногу вперед на пятку,

затем сгибает ногу в колене с одновременным

подскоком на опорной ноге.

Мелкие движения на месте.

«Манрук» - Мелкие боковые и перекрестные шаги исполняю

три мелких боковых шага на низких полупальцах,

затем три раза переступить на месте, одна нога

накрест другой.

«Манрук» - Шаги попеременно вперед и назад исполняются:

три шага вперед и свободная нога ставится

вперед на каблук; затем три шага назад и

свободная ног ставится назад на носок.

« Манрук» - переступания одной ногой накрест другой

Исполнитель делает небольшой шаг одной ногой

вперед накрест другой, затем переступает на

месте одной и другой ногой.

«Манрук» - продвижение в сторону. Исполнитель

продвигается в сторону путем перевода в сторону

пятки одной ноги и носка другой, причем

попеременно соединяются то носки, то пятки

обеих ног.

«Манрук» - «Силла» 1-й вид:

Подскоки с проскальзыванием на опорной ноге

вперед и одновременным коротким и резким

ударом подушечкой стопы работающей ноги об

пол.

Форма контроля – открытый урок.

3.

Элементы партерных движений – 28 часов

Винтообразные движения и прыжки

1 – высокий прыжок с подгибанием ног от колена назад.

2 – винтообразное движение на полупальцах одна нога

накрест другой исполняется: с небольшого подскока

опуститься на полупальцы, одна накрест другой, затем,

как бы ввинчиваясь полупальцами в пол, сделать ногами

как бы ввинчиваясь резкие повороты вправо и влево на

на четверть круга.

3 – Прыжки в длину выполняются вперед, в сторону и назад.

по выполнению они напоминают перепрыгивание через

канаву.

4 – Поворот с ударами пяткой работающей ноги перед собой

Исполняется: передвигать пятку по ходу вращения,

работающая нога то поднимается вперед, то опускается на

пятку.

Присядки - «Чатма» – Присядка с поочередным выбрасыванием то одной,

то другой ноги вперед накрест опорной ноги.

Прыжки – небольшие подскоки на одной ноге, во время которых другая

нога то отбрасывается в сторону, то, сгибаясь в колене

приближается к опорной ноге попеременно то спереди, то сзади

- высокие перескоки на месте. Исполнитель делает высокий

перескок с ноги на ногу, затем дважды переступает на месте,

одна нога накрест другой.

- винтообразное движение на пятках

Форма контроля – открытый урок.

4.

Танцевальные композиции – 40 часов. Отработка отдельных движе-

ний и связок, для будущих хореографических постановок. Форма контроля:

открытый урок.

5.

Ансамбль – 68 часов. Сочинение и постановка танца. Соединение

всех проученных движений в этюды. Репетиционный момент, отработка

всей композиции. Форма контроля: концертные выступления.

Содержание программы

2 год

1. Ритмопластические и разминочные упражнения – 30 часов.

- разминка (диагональ, круг);

- шаг с носочка (сценический);

- шаг на полупальцах;

- легкий бег;

- бег с поджатыми коленями;

- бег с выносом ноги на 45”;

- боковой шаг с подъёмом ноги на 90”;

- Grand jete.

Форма контроля: открытый урок.

2.Основы классического танца – 40 часов.

- Повторение всего изученного материала пройденного за предыдущий

год: основы классического танца

Увеличение темпа исполнения:

- арабеск 1, 2, 3.

- Battement tendu крестом;

- Demi u grand plié

- Rond de jamb par terre

- battement tendu jete

- battement frappe

- battement fondu adajio

- grand battement jete

- releves по 1, 2, 5 п.

-перегибы корпуса

- растяжка

Форма контроля: открытый урок.

3. Основные движения народных танцев – 40 часов.

«Двели» - все изученные «двели» в увеличенном темпе исполнения.

«Манруки» - все изученные «манруки» в увеличенном темпе исполнения.

- основные движения адыгского танца (увеличение темпа)

- основные движения чеченского танца (увеличение темпа)

- основы рутульского танца.

Форма контроля: открытый урок.

4. Элементы партерных движений – 20 часов.

- повороты на полу (вращения на коленях) – все изученные движения ис-

полнять в увеличенном темпе исполнения.

- упражнения для укрепления мышц брюшного пресса.

- растяжка.

Форма контроля: открытый урок.

5. Прыжки и прыжковые комбинации – 20 часов.

- cote по 1,2,5 п.

- eсhappe

- chasсhman de pied

- прыжки по 6 позиции с поджатыми ногами

- прыжки с разножкой в воздухе.

- подскок с винтообразным движением ( увеличение темпа)

Форма контроля: открытый урок.

6. Вращения – 20 часов.

- chene по 1 позиции

- chene по 5 позиции

- вращения в высоком прыжке.

Форма контроля: открытый урок.

7. Ансамбль - 68 часов.

- танцевальные композиции (отработка отдельных движений и связок)

- сочинение и постановка танца.

- соединение всех проученных движений в этюды.

- репетиционный момент,

- отработка всей композиции.

Форма контроля: открытый урок, концертное выступление.

Содержание программы

3

год

1. Ритмопластические и разминочные упражнения – 30 часов.

- разминка (диагональ, круг);

- шаг с носочка (сценический);

- шаг на полупальцах;

- легкий бег;

Форма контроля: открытый урок.

2.Основы классического танца – 40 часов.

- Повторение всего изученного материала пройденного за предыдущий

год: основы классического танца

Увеличение темпа исполнения:

- арабеск 1, 2, 3.

- Plie

- Battement tendu крестом;

- Demi u grand plié

- Rond de jamb par terre

- battement tendu jete

- battement frappe

- battement fondu adajio

- grand battement jete

- releves по 1, 2, 5 п.

-перегибы корпуса

- растяжка

Форма контроля: открытый урок.

3. Основные движения народных танцев – 40 часов.

Движения дагестанского танца – ход вперед; движение рук (закрывание и

открывание ладоней); закрывание рук поочередно, то правая впереди левая

сзади, то левая впереди правая сзади; резкие выпады из стороны в сторну с

отрыванием и сгибом в колене задней ноги; плавные движения рук;

Движения адыгского танца – ход на месте и в движении вперед (акцент на

правую ногу); движения рук ( поочередное выдвижение вперед то одной

руки то другой, одновременное движение вперед двух рук)

Форма контроля: открытый урок.

4. Элементы партерных движений – 20 часов.

- повороты на полу (вращения на коленях) – все изученные движения ис-

полнять в увеличенном темпе исполнения.

-

- упражнения для укрепления мышц брюшного пресса.

- растяжка.

Форма контроля: открытый урок.

5. Прыжки и прыжковые комбинации – 20 часов.

- cote по 1,2,5 п.

- eсhappe

- chasсhman de pied

- вращения в прыжке на месте на 180̊

- вращения в прыжке с поджатыми ногами

- прыжки с разножкой в воздухе.

- подскок с винтообразным движением ( увеличение темпа)

Форма контроля: открытый урок.

6. Вращения – 20 часов.

- вращение с переменой позиций рук

- chene по 1 позиции

- chene по 2 позиции

- вращения в высоком прыжке.

Форма контроля: открытый урок.

7. Ансамбль - 68 часов.

- танцевальные композиции (отработка отдельных движений и связок)

- сочинение и постановка танца.

- соединение всех проученных движений в этюды.

- репетиционный момент,

- отработка всей композиции.

Форма контроля: открытый урок, концертное выступление.

Методическое обеспечение программы

Уроки хореографии могут проводиться в танцевальном или спортив-

ном зале Наличие специальных станков в хале необязательно, но желатель-

но. Хорошо, чтобы одна из стен зала была оборудована зеркалами, но при

этом педагогу следует во время занятий периодически менять направление

движения учащихся, с тем, чтобы поворачиваясь то лицом, то спиной к

зеркалу, они научились контролировать себя через ощущение. Постоян-

ные занятия лицом к зеркалу не дадут возможности почувствовать свое

тело и мышцы, а впоследствии затруднят ориентацию при выступлении на

сценической площадке.

Обучение танцевальным движениям происходит путем практического

показа и словесных объяснений. Педагогу необходимо четко определять

баланс в сочетании этих двух методов. Излишнее и подробное объяснение

может привести к потере внимания учащихся, вызовет скуку на занятии. В

то же время нельзя ограничиваться только практическим показом, в этом

случае дети воспринимают материал подражательно и неосознанно.

При изучении нового и повторении пройденного материала следует

как можно чаще менять построение детей в зале, менять в последователь-

ном порядке линии, по которым выстроены дети. Например, через каждые

3-4 движения ученики, стоящие в первой линии, переходят в последнюю

(«едут на Камчатку»), соответственно, вторая линия становится первой и т.

д. В противном случае, дети, постоянно находящиеся в последних линиях,

привыкнув смотреть на ноги впереди стоящих, никогда не научатся мыс-

лить и работать самостоятельно. Кроме того, при перестроении создается

оживленная, игровая атмосфера, происходит своеобразная разрядка.

Как известно, двигательные навыки человека формируются и развива-

ются с первых дней его жизни: вначале ребенок учится ходить, бегать,

прыгать и т. д. Любое движение представляет собой рефлекс, и на овладе-

ние любым танцевальным движением требуется время. Таким образом,

двигательно-танцевальный навык вырабатывается не сразу, а постепенно и

процесс усвоения материала предполагает поэтапность с учетом возраст-

ных особенностей.

Хореографическая тренировка (экзерсис) – это достаточно длительный

процесс выработки большого числа все усложняющихся музыкально-дви-

гательных навыков. Позы, положения, движения и их комбинации в раз-

личных вариантах – это новые для организма двигательные навыки, новая

психологическая и психическая нагрузка. При этом педагогу следует все

время помнить, что овладение двигательными навыками всегда должно со-

провождаться

определенным

эмоциональным

настроением,

что

нельзя

учить только движениям, а эмоциональную выразительность откладывать

на более поздний срок (это самая распространенная ошибка в педагогиче-

ской практике у начинающих руководителей детских хореографических

коллективов).

Формы, приемы и методы организации учебно-воспитательного процес-

са

- увлекательный, эмоциональный рассказ (наглядность, образность);

- вызов удивления, восхищения (просмотр концертных выступле-

ний, профессиональных коллективов и собственные выступления);

- вызов заинтересованности в изучении языка танца (опрос у

обучающихся, какому танцу они хотели бы научиться)

Обеспечение программы:

- конкурсы;

- фестивали;

- концертные выступления.

Материально - техническое оснащение занятий:

- хореографический класс;

- раздевалка;

- костюмерная;

- зеркала;

- хореографический станок.

Список литературы

Радченко Л.Н. «Методика классического танца»

Рогозин И.В. «Танец в коллективе

художественной

самодеятельности»

Ткаченко Т. «Народный танец»

Гусев Г.П. «Методика преподавания

народного танца»

Литература для детей

Г. Пожидаев «Повесть о танце»

Г.П. Гусев «Народный танец»

Э.Петросян «Армянский народный танец»



В раздел образования