Автор: Устян Анжела Аршаковна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДТ "Дагомыс" г.Сочи
Населённый пункт: Краснодарский край
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа объединения "Наири"
Тема: Модифицированная программа по хореографии
Раздел: дополнительное образование
Принято
на заседании педагогического сове-
та
Протокол от «» 2015г.
№
«Утверждаю»:
Директор_______________.
приказ от «___»______________ 2015г.
№ ___
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
объединения «Наири»
Cрок реализации: 3 года
Тип программы: модифицированная
Возраст обучающихся: 10 - 14 лет
Составитель: педагог дополнительного об-
разования. Устян Анжела Аршаковна
Сочи
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика программы:
-образовательная направленность, в рамках которой реализуется программа
- художественная
-возраст обучающихся- 10-14лет;
- срок реализации данной программы – 3 года.
Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего об-
разования, которая выходит за рамки государственных образовательных
стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных
программ и услуг.
Искусство танца родилось в глубокой древности. Издавна чело-
век привык в движениях передавать волнующие его чувства. Об этом сви-
детельствуют многочисленные памятники народного творчества – старин-
ные песни, народные мелодии и танцы.
Языком танца может быть глубоко раскрыт духовный мир человека,
показано его отношение к труду, к людям, к различным событиям.
Что же такое танец? Откуда идут его истоки? Как овладеть этим ис-
кусством?
С давних времен народный танец был одним из самых любимых видов ис-
кусства. Отношение к нему не изменилось и сегодня. В наши дни народные
танцы можно увидеть в исполнении любителей и профессионалов, детей и
взрослых – людей самых разных возрастов и профессий. Рожденные наро-
дом, сохраняемые в течение веков, народные танцы продолжают волновать
и исполнителей, и зрителей. Они развлекают, завораживают, воспитывают,
заставляют переживать или смеяться, радоваться или грустить, словом не
оставляют равнодушным никого. Народные танцы, рожденные талантом
народа, передаются из поколения в поколение.
Некоторые из них под воздействием времени и условий жизни видоизменя-
ются, а порой и совсем исчезают, другие же наоборот, становятся традици-
онными на длительное время.
Народный танец – результат коллективного творчества. Переходя от
исполнителя к исполнителю, из поколения в поколение, из одной местно-
сти в другую, он обогащается, достигая в ряде случаев высокого художе-
ственного уровня, виртуозной техники. У каждого народа сложились свои
танцевальные традиции, пластический язык, особая координация движе-
ний, приемы соотношения движения с музыкой.
Важнейшей частью культуры и традиций Кавказа являются кавказские тан-
цы. С танцами в этого народа связанные самые знаменательные события в
жизни. Кавказские танцы являются огромным культурным пластом, кото-
рый, формировался не одним поколением хореографов, постановщиков,
народа. Танец собирался по движениям, которые заимствовали в отдельных
народов, аулах, тухумах.
Содержание дополнительной общеобразовательной программы объ-
единения «Наири» (далее – Программа) направлена на формирование у
обучающихся танцевальной культуры, творческого отношения к исполняе-
мым танцевальным композициям, на развитие знаний и умений, связанных
с историей и культурой Кавказа, воспитание любви к танцу, эстетическому
вкусу, способности наслаждаться красотой, испытывать чувства радости от
общения с прекрасным.
Новизна программы. В настоящее время в развитии образовательного
процесса появляются новые средства и методы обучения, ориентированные
на использование информационных технологий. В связи с этим становится
актуальным новое направление деятельности педагога, такое как разра-
ботка информационных технологий обучения, применяемых в искусстве.
Применение ИКТ во внеурочной деятельности, в частности обуче-
нию кавказскому танцу, представляет собой набор разнообразных техниче-
ских и информационных средств, направленных на достижение значитель-
ного образовательного результата.
Актуальность данной программы состоит в том, что она дает ребен-
ку возможность войти в мир подлинной художественной культуры, постичь
опыт танцевального искусства, раскрывает для него в доступной форме се-
креты основ хореографии, прививает любовь к музыке. Занимаясь в танце-
вальной группе, дети приобретают опыт совместной творческой работы,
опыт участия в концертной деятельности на разных уровнях. Содержание
программы расширяет представления обучающихся о танцевальном искус-
стве, знакомит с традициями и обычаями кавказского народа.
Педагогическая
целесообразность. Программа является универсаль-
ным механизмом развития личности ребенка, обеспечивающая его вхожде-
ние в мир культуры и адаптации к существованию в современном мире. В
программе учитываются основные принципы педагогики: от простого – к
сложному, постепенность накапливаемых знаний, простота изложения ма-
териала, преемственность знаний и т.д.
В основу образовательного процесса программы положены следующие
принципы: гуманизации; демократизации; системности; сотрудничества, а
также детского центризма, увлекательности и творчества, учет возрастных
и индивидуальных особенностей.
Программа разработана на основании Федерального Закона об образо-
вании от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ. Глава 10, статья 75, пункт 4 (До-
полнительное образование).
Порядком организации и осуществления образовательной деятельно-
сти по дополнительным общеобразовательным программам, утвержден-
ным Приказом Министерства образования Российской Федерации от 29
августа 2013 г. №1008. И в соответствии локальных актов Центра вне-
школьной работы г. Сочи.
Цель программы - привить обучающимся любовь к танцу, научить их не
просто танцевать, а уметь выражать свои чувства посредством движения,
демонстрировать их правильно и умело.
Задачи:
Образовательные:
сформировать устойчивые практические танцевальные навыки;
обучить основам хореографии;
сформировать
навыки
выразительного
исполнения
хореографических
композиций.
Развивающие:
развивать музыкальные способности обучающихся: хореографическую
память, чувство ритма, чувство такта;
развивать интерес к творчеству, приобщать к культуре исполнительского
мастерства;
развивать навыки самоорганизации и самоконтроля.
Воспитательные:
создать условия для усвоения нравственных гуманистических норм жиз-
ни и поведения;
воспитывать трудолюбие, целеустремлённость и упорство в достижении
поставленных целей.
Отличительная
особенность
программы от существующих –
это
поэтапное становление профессиональной направленности детей на всех
возрастных этапах, начиная с дошкольного возраста и заканчивая выпус-
ком, даёт возможность обучающимся не только развить свои творческие
способности, но и приобрести конкретные умения и навыки в области хо-
реографического искусства. В ходе реализации программы «Наири» проис-
ходит:
- усложнение тем;
- формирование самостоятельности к учебной деятельности;
- ориентация на интеллектуальную инициативу воспитанника;
- в процессе обучения используются мультимедийные программы и видео-
записи, которые помогают детям с интересом освоить изучаемый на заня-
тиях материал
- использование современных средств, форм и методов усвоения материа-
ла.
Возраст обучающихся.
Программа рассчитана на два года обучения с 10 до 14 лет.
Группы обучающихся формируются по 12-15 человек для первого
года обучения, 10-12 человек для второго года обучения, 10-12 человек для
третьего года обучения с учетом возрастных рамок.
Формы и режим занятий:
Для обучающихся 1-го и 2-го года обу-
чения предусмотрено 216 часов учебных занятий, занятия проводятся 2
раза в неделю по 3 часа (или 3 раза в неделю по 2 часа).
Формы организации деятельности детей на занятии:
- индивидуальная,
-групповая,
-работа по подгруппам, звеньям (работа над дуэтом, трио и т.д.)
Важным
элементом
учебного
процесса
является
систематический
контроль успеваемости учащихся.
Виды контроля
Основными видами контроля успеваемости учащихся являются:
текущий контроль успеваемости,
промежуточная аттестация учащихся;
открытый урок в конце года;
фестивали,
конкурсы.
Текущий контроль успеваемости направлен на поддержание учеб-
ной дисциплины, выявление отношения обучающегося к изучаемому пред-
мету, повышение уровня усвоения текущего учебного материала. Он имеет
воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические осо-
бенности учащегося. Текущий контроль осуществляется регулярно в рам-
ках расписания занятий.
Промежуточная аттестация определяет уровень и успешность разви-
тия учащегося и усвоения им образовательной программы на определён-
ном этапе обучения.
Открытый урок определяет уровень и качество освоения образова-
тельной программы.
По завершению первого года обучения учащиеся будут:
знать значение таких понятий как:
- port de bras
- plie по 1, 2, 3, 5 п.
- положение корпуса epoulman
- уметь правильно исполнять каждый элемент; выделять в музыке силь-
ную долю такта; сохранять равновесие во время вращения; показывать в
движении образ слышимый в музыке; умело ориентироваться в направле-
ниях en dehor, en dedan.
Высокий уровень
- battement tendu
- battement tendus jete
- demi-rond de jambe par terre
- battement tendus c pur le pied
- battement tendus jete pique
- battement frappe
- releve
- battement fondu
- grand plie
- «Двель»
- «Манрук»
- прыжки
Средний уровень: - уметь выполнять все вышеперечисленные
элементы но не уметь правильно их назвать
- знать название всех вышеперечисленных
элементов, но исполнять их с недостаточной
точностью.
Низкий уровень: - не знать название исполняемых элементов и
не уметь их продемонстрировать.
По завершению второго года обучения учащиеся будут:
- знать значение таких понятий как:
- связующий элемент
- комбинированное движение
- уметь правильно выполнять каждый элемент; сохранять равновесие во
время вращения; повторить комбинацию после первого показа.
Высокий
- связующий элемент
- комбинированное движение
Средний уровень - уметь выполнять все элементы, но не уметь
правильно их назвать
- знать название всех элементов, но испол-
нить их с недостаточной точностью
Низкий уровень - не знать название исполняемых элементов и
не уметь их продемонстрировать
По завершению третьего года обучения учащиеся будут:
- знать значение таких понятий как:
- элемент народного танца
- элемент классического танца
- связующий элемент
- комбинированное движение
- уметь правильно выполнять каждый элемент; сохранять равновесие во
время вращения; повторить комбинацию после первого показа.
Высокий уровень
- battement tendu
- battement tendus jete
- demi-rond de jambe par terre
- battement tendus c pur le pied
- battement tendus jete pique
- battement frappe
- releve
- battement fondu
- grand plie
- связующий элемент
- комбинированное движение
Средний уровень - уметь выполнять все элементы, но не уметь
правильно их назвать
- знать название всех элементов, но испол-
нить их с недостаточной точностью
Низкий уровень - не знать название исполняемых элементов и
не уметь их продемонстрировать
Форма подведения итогов реализации данной программы:
- открытый урок;
- концертные выступления.
Учебно-тематический план
1 год
№
п\п
Название разделов и тем
Кол-
во
часов
Теория
Практика
1
Основы народного и класси-
ческого танца
40
10
30
2
Танцевальные элементы на-
родных танцев
40
8
32
3
Элементы партерных движе-
ний
28
3
25
4
Танцевальные композиции
40
5
35
5
Ансамбль
68
10
58
Всего в год:
216
36
180
Тематический план
2 год
№
п\п
Название разделов и тем
Кол-
во
часов
Теория
Практика
1
Ритмопластические и разми-
ночные упражнения
30
10
20
2
Основы классического танца
40
10
30
3
Основные движения народ-
ных танцев
40
10
30
4
Элементы партерных движе-
ний
20
5
15
5
Прыжки и прыжковые комби-
нации
20
5
15
6
Вращения
20
5
15
7
Ансамбль
46
10
36
Всего в год:
216
55
161
Cодержание программы
1
Год
1. Основы народного и классического танца – 40 часов.
Постановка корпуса – корпус находится в вертикальном положении, позво-
ночник вытянут, талия удлинена, плечи и грудная клетка раскрыты, лопат-
ки несколько оттянуты вниз к пояснице, голову следует держать прямо.
Бедра подтянуты вверх, соответственно подтягиваются коленные чашечки,
ягодичные мышцы собраны. Стопы всей подошвой свободно расположены
на полу, соприкасаясь с ним тремя точками: мизинцем, пяткой и большим
пальцем.
Позиции рук, ног, поклон – позиции рук исходят из четырех направлений:
подготовительное положение рук -руки опущены вниз; 1-я позиция –руки
направлены вперед; 2-я позиция –руки направлены в стороны; 3-я позиция
–руки направлены вверх. Первая позиция ног –ступни ног, соприкасаясь
пятками, развернуты носками наружу, образуя прямую линию на полу; 2-я
позиция –сохраняется прямая линия первой позиции, но пятки выворотных
ног отстоят одна от другой примерно на одну длину стопы; 3-я позиция –в
том же выворотном положении ног ступни, плотно прилегая, закрывают
друг друга наполовину; 4-я позиция –стопы параллельны друг другу на
расстоянии стопы; 5-я позиция - ступни закрывают друг друга: пятка од-
ной ноги соприкасается с носком другой; 6-я позиция – обе стопы располо-
жены рядом, параллельно одна
другой и сомкнуты, так что носок соприкасается с носком, пятка с пят-
кой.
Поклон исполняется дважды за один урок – первый раз в начале урока
как
приветствие, второй раз в конце урока как прощание.
Port de bras – это движение лежит в основе великой науки рук в танце.
Виды port de bras очень разнообразны, особых названий каждая форма не
имеет. Это различные движения рук по позициям.
Plie – общепринятое название для движения ног, которое обозначается
cловом “приседание”. Движение исполняется не поднимая пятки от пола
(demi-plie) и отрывая пятки от пола (grand-plie).
Стопы плотно прижаты к полу. Plie исполняется по всем позициям.
Понятие Epoulmant – обозначает разворот плеч по направлению корпуса.
Battement tendus – отведение и приведение ноги. Он характеризуется сколь-
зящим отведением и приведением выворотной ноги из 1, 2, 4, 5п. Мышцы
ноги и колена напряжены, и вся нога выворотна от паха. Движение может
исполняться как в сторону так вперед и назад.
Понятие направлений en dehor и en dedan – направление движений en
dehor (наружу) встречается в любых вращательных движениях «от себя»;
en dedan (внутрь) встречается во вращательных движениях «к себе».
Rond de jambe par terre en dehor , en dedan – Круг ногой по полу от себя и к
себе.
Battement tendu jete – Нога выбрасывается в воздух вперед, в сторону или
назад на 45%.
Battement tendu jete demi-plie – выбрасывание ноги в воздух в сочетании с
полуприседанием.
Battement tendu doubles toundu – отведение и приведение ноги с опускани-
ем пятки, из 1, 5 позиции во 2 позицию.
Battement tendu jete pigue – выбрасывание ноги на воздух , с «колющим»
опусканием носка в пол.
Положение ноги sur le cou-de-pied спереди – нога, согнутая в колене, об-
хватывает вытянутой стопой щиколотку опорной ноги спереди. Движение
выполняется как связующий элемент для battement frappe.
Battement frappe – подведение работающей ноги к опорной резким и силь-
ным движением. Открывать ногу более резко и четко.
Battement fondu – отведение и приведение работающей ноги в положение
sur le cou-de-pued сзади или спереди к опорной ноге. Движение исполняет-
ся медленно, плавно, «тающее».
Форма контроля – открытый урок.
2. Танцевальные элементы народных танцев – 40 часов.
Отмечать в движении сильную долю такта – исполнять какое-либо
движение только на сильную долю в музыке.
Ходить и бегать ритмично – Различные шаги и бег в соответствии с темпом
музыкального произведения (быстрая музыка – быстрые движения,
медленная музыка – медленные движения).
Повороты по диагонали – вращательное движение из одного класса в дру-
гой. Движение выполняется на всей стопе и на полупальцах с удержанием
«точки» (фиксированная остановка головы).
Переводы рук в три позиции – Переводы рук осуществляются строго по
позициям в различной последовательности. «Цалк» - легкий рывок средне-
го пальца вверх, исполняется во время переводов рук из одной позиции в
другую позицию. Форма контроля: открытый урок.6 часов.
Прививать навыки выразительного движения – на выбранную педагогом
мелодию, дети самостоятельно должны исполнить танцевальное движе-
ние, в характере музыкального звучания.
Ходы с непрерывным и интенсивным продвижением по кругу и по пря-
мой. «Двели»
«Двель» №1 – Девочка делает шаг с носка на всю ступню, мяг-
ко и
спокойно. Мальчик делает шаг с пятки на всю
ступню энергично, сильно.
«Двель» №2 - Переменный ход. Девочки шаг с носка, мальчики
шаг с пятки, затем два коротких шага на
полупальцах.
«Двель» №3 – Ход назад исполняется на низких полупальцах,
колени свободны, ноги передвигаются легко и
плавно, но не скользя по полу, а переступая.
«Двель» №4 – девочка делает три шага вперед на всю ступню,
после чего свободная нога проскальзывает
подушечкой стопы по полу и поднимается
невысоко вперед.
«Двель» №5 - исполнитель делает три шага вперед на всю
ступню, после чего свободная нога выносится
вперед на носок.
«Двель» №6 – исполнитель делает три шага на всю ступню,
после чего свободная нога ставится назад на
носок, затем невысоко поднимается от пола.
«Арташаты» - исполнитель резко выносит ногу вперед на пятку,
затем сгибает ногу в колене с одновременным
подскоком на опорной ноге.
Мелкие движения на месте.
«Манрук» - Мелкие боковые и перекрестные шаги исполняю
три мелких боковых шага на низких полупальцах,
затем три раза переступить на месте, одна нога
накрест другой.
«Манрук» - Шаги попеременно вперед и назад исполняются:
три шага вперед и свободная нога ставится
вперед на каблук; затем три шага назад и
свободная ног ставится назад на носок.
« Манрук» - переступания одной ногой накрест другой
Исполнитель делает небольшой шаг одной ногой
вперед накрест другой, затем переступает на
месте одной и другой ногой.
«Манрук» - продвижение в сторону. Исполнитель
продвигается в сторону путем перевода в сторону
пятки одной ноги и носка другой, причем
попеременно соединяются то носки, то пятки
обеих ног.
«Манрук» - «Силла» 1-й вид:
Подскоки с проскальзыванием на опорной ноге
вперед и одновременным коротким и резким
ударом подушечкой стопы работающей ноги об
пол.
Форма контроля – открытый урок.
3.
Элементы партерных движений – 28 часов
Винтообразные движения и прыжки
1 – высокий прыжок с подгибанием ног от колена назад.
2 – винтообразное движение на полупальцах одна нога
накрест другой исполняется: с небольшого подскока
опуститься на полупальцы, одна накрест другой, затем,
как бы ввинчиваясь полупальцами в пол, сделать ногами
как бы ввинчиваясь резкие повороты вправо и влево на
на четверть круга.
3 – Прыжки в длину выполняются вперед, в сторону и назад.
по выполнению они напоминают перепрыгивание через
канаву.
4 – Поворот с ударами пяткой работающей ноги перед собой
Исполняется: передвигать пятку по ходу вращения,
работающая нога то поднимается вперед, то опускается на
пятку.
Присядки - «Чатма» – Присядка с поочередным выбрасыванием то одной,
то другой ноги вперед накрест опорной ноги.
Прыжки – небольшие подскоки на одной ноге, во время которых другая
нога то отбрасывается в сторону, то, сгибаясь в колене
приближается к опорной ноге попеременно то спереди, то сзади
- высокие перескоки на месте. Исполнитель делает высокий
перескок с ноги на ногу, затем дважды переступает на месте,
одна нога накрест другой.
- винтообразное движение на пятках
Форма контроля – открытый урок.
4.
Танцевальные композиции – 40 часов. Отработка отдельных движе-
ний и связок, для будущих хореографических постановок. Форма контроля:
открытый урок.
5.
Ансамбль – 68 часов. Сочинение и постановка танца. Соединение
всех проученных движений в этюды. Репетиционный момент, отработка
всей композиции. Форма контроля: концертные выступления.
Содержание программы
2 год
1. Ритмопластические и разминочные упражнения – 30 часов.
- разминка (диагональ, круг);
- шаг с носочка (сценический);
- шаг на полупальцах;
- легкий бег;
- бег с поджатыми коленями;
- бег с выносом ноги на 45”;
- боковой шаг с подъёмом ноги на 90”;
- Grand jete.
Форма контроля: открытый урок.
2.Основы классического танца – 40 часов.
- Повторение всего изученного материала пройденного за предыдущий
год: основы классического танца
Увеличение темпа исполнения:
- арабеск 1, 2, 3.
- Battement tendu крестом;
- Demi u grand plié
- Rond de jamb par terre
- battement tendu jete
- battement frappe
- battement fondu adajio
- grand battement jete
- releves по 1, 2, 5 п.
-перегибы корпуса
- растяжка
Форма контроля: открытый урок.
3. Основные движения народных танцев – 40 часов.
«Двели» - все изученные «двели» в увеличенном темпе исполнения.
«Манруки» - все изученные «манруки» в увеличенном темпе исполнения.
- основные движения адыгского танца (увеличение темпа)
- основные движения чеченского танца (увеличение темпа)
- основы рутульского танца.
Форма контроля: открытый урок.
4. Элементы партерных движений – 20 часов.
- повороты на полу (вращения на коленях) – все изученные движения ис-
полнять в увеличенном темпе исполнения.
- упражнения для укрепления мышц брюшного пресса.
- растяжка.
Форма контроля: открытый урок.
5. Прыжки и прыжковые комбинации – 20 часов.
- cote по 1,2,5 п.
- eсhappe
- chasсhman de pied
- прыжки по 6 позиции с поджатыми ногами
- прыжки с разножкой в воздухе.
- подскок с винтообразным движением ( увеличение темпа)
Форма контроля: открытый урок.
6. Вращения – 20 часов.
- chene по 1 позиции
- chene по 5 позиции
- вращения в высоком прыжке.
Форма контроля: открытый урок.
7. Ансамбль - 68 часов.
- танцевальные композиции (отработка отдельных движений и связок)
- сочинение и постановка танца.
- соединение всех проученных движений в этюды.
- репетиционный момент,
- отработка всей композиции.
Форма контроля: открытый урок, концертное выступление.
Содержание программы
3
год
1. Ритмопластические и разминочные упражнения – 30 часов.
- разминка (диагональ, круг);
- шаг с носочка (сценический);
- шаг на полупальцах;
- легкий бег;
Форма контроля: открытый урок.
2.Основы классического танца – 40 часов.
- Повторение всего изученного материала пройденного за предыдущий
год: основы классического танца
Увеличение темпа исполнения:
- арабеск 1, 2, 3.
- Plie
- Battement tendu крестом;
- Demi u grand plié
- Rond de jamb par terre
- battement tendu jete
- battement frappe
- battement fondu adajio
- grand battement jete
- releves по 1, 2, 5 п.
-перегибы корпуса
- растяжка
Форма контроля: открытый урок.
3. Основные движения народных танцев – 40 часов.
Движения дагестанского танца – ход вперед; движение рук (закрывание и
открывание ладоней); закрывание рук поочередно, то правая впереди левая
сзади, то левая впереди правая сзади; резкие выпады из стороны в сторну с
отрыванием и сгибом в колене задней ноги; плавные движения рук;
Движения адыгского танца – ход на месте и в движении вперед (акцент на
правую ногу); движения рук ( поочередное выдвижение вперед то одной
руки то другой, одновременное движение вперед двух рук)
Форма контроля: открытый урок.
4. Элементы партерных движений – 20 часов.
- повороты на полу (вращения на коленях) – все изученные движения ис-
полнять в увеличенном темпе исполнения.
-
- упражнения для укрепления мышц брюшного пресса.
- растяжка.
Форма контроля: открытый урок.
5. Прыжки и прыжковые комбинации – 20 часов.
- cote по 1,2,5 п.
- eсhappe
- chasсhman de pied
- вращения в прыжке на месте на 180̊
- вращения в прыжке с поджатыми ногами
- прыжки с разножкой в воздухе.
- подскок с винтообразным движением ( увеличение темпа)
Форма контроля: открытый урок.
6. Вращения – 20 часов.
- вращение с переменой позиций рук
- chene по 1 позиции
- chene по 2 позиции
- вращения в высоком прыжке.
Форма контроля: открытый урок.
7. Ансамбль - 68 часов.
- танцевальные композиции (отработка отдельных движений и связок)
- сочинение и постановка танца.
- соединение всех проученных движений в этюды.
- репетиционный момент,
- отработка всей композиции.
Форма контроля: открытый урок, концертное выступление.
Методическое обеспечение программы
Уроки хореографии могут проводиться в танцевальном или спортив-
ном зале Наличие специальных станков в хале необязательно, но желатель-
но. Хорошо, чтобы одна из стен зала была оборудована зеркалами, но при
этом педагогу следует во время занятий периодически менять направление
движения учащихся, с тем, чтобы поворачиваясь то лицом, то спиной к
зеркалу, они научились контролировать себя через ощущение. Постоян-
ные занятия лицом к зеркалу не дадут возможности почувствовать свое
тело и мышцы, а впоследствии затруднят ориентацию при выступлении на
сценической площадке.
Обучение танцевальным движениям происходит путем практического
показа и словесных объяснений. Педагогу необходимо четко определять
баланс в сочетании этих двух методов. Излишнее и подробное объяснение
может привести к потере внимания учащихся, вызовет скуку на занятии. В
то же время нельзя ограничиваться только практическим показом, в этом
случае дети воспринимают материал подражательно и неосознанно.
При изучении нового и повторении пройденного материала следует
как можно чаще менять построение детей в зале, менять в последователь-
ном порядке линии, по которым выстроены дети. Например, через каждые
3-4 движения ученики, стоящие в первой линии, переходят в последнюю
(«едут на Камчатку»), соответственно, вторая линия становится первой и т.
д. В противном случае, дети, постоянно находящиеся в последних линиях,
привыкнув смотреть на ноги впереди стоящих, никогда не научатся мыс-
лить и работать самостоятельно. Кроме того, при перестроении создается
оживленная, игровая атмосфера, происходит своеобразная разрядка.
Как известно, двигательные навыки человека формируются и развива-
ются с первых дней его жизни: вначале ребенок учится ходить, бегать,
прыгать и т. д. Любое движение представляет собой рефлекс, и на овладе-
ние любым танцевальным движением требуется время. Таким образом,
двигательно-танцевальный навык вырабатывается не сразу, а постепенно и
процесс усвоения материала предполагает поэтапность с учетом возраст-
ных особенностей.
Хореографическая тренировка (экзерсис) – это достаточно длительный
процесс выработки большого числа все усложняющихся музыкально-дви-
гательных навыков. Позы, положения, движения и их комбинации в раз-
личных вариантах – это новые для организма двигательные навыки, новая
психологическая и психическая нагрузка. При этом педагогу следует все
время помнить, что овладение двигательными навыками всегда должно со-
провождаться
определенным
эмоциональным
настроением,
что
нельзя
учить только движениям, а эмоциональную выразительность откладывать
на более поздний срок (это самая распространенная ошибка в педагогиче-
ской практике у начинающих руководителей детских хореографических
коллективов).
Формы, приемы и методы организации учебно-воспитательного процес-
са
- увлекательный, эмоциональный рассказ (наглядность, образность);
- вызов удивления, восхищения (просмотр концертных выступле-
ний, профессиональных коллективов и собственные выступления);
- вызов заинтересованности в изучении языка танца (опрос у
обучающихся, какому танцу они хотели бы научиться)
Обеспечение программы:
- конкурсы;
- фестивали;
- концертные выступления.
Материально - техническое оснащение занятий:
- хореографический класс;
- раздевалка;
- костюмерная;
- зеркала;
- хореографический станок.
Список литературы
Радченко Л.Н. «Методика классического танца»
Рогозин И.В. «Танец в коллективе
художественной
самодеятельности»
Ткаченко Т. «Народный танец»
Гусев Г.П. «Методика преподавания
народного танца»
Литература для детей
Г. Пожидаев «Повесть о танце»
Г.П. Гусев «Народный танец»
Э.Петросян «Армянский народный танец»