Формирование профессиональной ориентации у глухих учащихся, как условие успешной социализации в обществе.
Автор: Глоба Александр Викторович Должность: воспитатель Учебное заведение: КГБОУ Минусинская общеобразовательная школа-интернат Населённый пункт: город Минусинск Красноярского края Наименование материала: Статья Тема: Формирование профессиональной ориентации у глухих учащихся, как условие успешной социализации в обществе. Раздел: среднее образование
Формирование профессиональной ориентации у глухих учащихся, как
условие успешной социализации в обществе.
Глоба Александр Викторович, воспитатель
КГБОУ «Минусинская общеобразовательная школа-интернат»
г. Минусинск.
Профессиональная подготовка в специальной (коррекционной) школе
для детей с нарушениями слуха имеет свои особенности. Во-первых, глухие
учащиеся приступают к курсу профессиональной подготовки позднее, чем
слышащие, и на прохождение этого курса им требуется больше времени. Во-
вторых, специфика профессионального обучения неслышащих обусловлена
недостаточным уровнем развития речи. В-третьих, значительно ограничен
круг специальностей, по которым могут учиться лица с нарушениями слуха,
поэтому
специальная
школа
зачастую
является
заключительным
звеном
образования рассматриваемой категории учащихся. В-четвертых, учащиеся с
нарушенным
слухом
слабо
ознакомлены
о
разнообразии
видов
труда
и
профессий, недостаточно осведомлены о содержании, условиях труда, что
приводит к однообразию в выборе профессии, недостаточной устойчивости
интересов.
В
связи
с
этим
первоочередной
задачей
школы
является
ознакомление
глухих учащихся со значительно большим количеством
профессий, особенно с теми, которые им вполне доступны.
Преобладающей профессиональной направленностью
глухих учащихся
является тип «Человек-Человек» - 50% . При этом дети не всегда адекватно
оценивают
свои
физические
возможности,
уровень
развития
речи
и
произношения
в
частности.
16,7%
учащихся
склонны
к
типу
профессии
«человек – техника», труд
которых направлен на технические объекты
(машины, механизмы, материалы). В 16,7% случаев подростки с нарушением
слуха склонны к типу профессии «человек – знак», труд которых направлен
на
обработку
информации
(сведений).
16,6%
учащихся
склонны
к
типу
профессии «человек – художественный образ», учащиеся отмечали у себя
творческие способности, которые активно развивают на секциях, кружках и
хотели
бы
связать
с
этими
увлечениями
свою
дальнейшую
профессию.
Никто из учащихся не поставил для себя на первое место тип профессии
«человек – природа».
Профессиональные
намерения
подростков
формируются
на
основе
недостаточных
сведений
о
мире
профессий
в
целом,
о
характеристиках
выбранного профессионального труда, о степени соответствия выбранной
профессии своим способностям и наклонностям. Причем сами школьники
редко осознают свою малую информированность в этих вопросах. Так, 83,3%
старшеклассников
считают,
что
хорошо
осведомлены
о
путях
получения
профессионального образования, хотя реально лишь 16,7 % из них имеют
достаточный уровень информированности по этому вопросу. Среди 41,7%
учащихся,
полагающих,
что
обладают
достаточными
сведениями
об
основных
характеристиках
своей
будущей
профессии
(содержание
труда,
условия труда и т.д.), лишь16,7% действительно владеют этими сведениями.
83,3%
учащихся
планируют
продолжить
образование
по
окончании
средней школы, ориентируются на среднее специальное образование.
Профессиональные
намерения
подростков
формируются
на
основе
малоосознанных и малодифференцированных мотивов профессионального
выбора. Ведущее место среди этих мотивов занимает интерес (50%), причем
профессиональные
интересы
учащихся
расположены
преимущественно
в
сфере "Человек - Человек". Однако практически все подростки оказались не в
состоянии раскрыть своего интереса к выбранной профессии, обосновать его.
Присутствовавшие
в
нашей
выборке
другие
мотивы
профессионального
выбора менее выражены, хотя и более осознаны (возможность общения,
материальная выгода).
Одна
из
важнейших
задач
специальной (коррекционной) школы -
интерната заключается
в
подготовке
учащихся
старших
классов
к
профессиональному
самоопределению.
Профессиональная
ориентация
-
сложная,
многогранная
проблема:
государственная
по
масштабам,
экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая
по методам. Учитывая характерную для нашего времени тенденцию развития
многоуровнего
профе ссионального
образования,
с п е ц и а л ь н а я
(коррекционная)
общеобразовательная
школа
обязана
п омочь
старшекласснику
с
нарушениями
слуха
сориентироваться
в
выборе
послешкольного
обучения,
в
адекватном
выборе
профессии,
исходя
из
возможностей
и
способностей
самого
старшеклассника
и
требований
о б щ е с т в а .
С о в р е м е н н о е
с о с т оя н и е
р о с с и й с ко й
э ко н о м и к и ,
характеризующейся
быстрой
сменой
пользующихся
спросом
профессий,
требует
от
неслышащей
молодежи
не
только
повышенного
уровня
профессиональной
подготовки,
профессиональной
мобильно сти,
конкурентоспособности, оперативного получения новых специальностей, но
и умения самостоятельно принимать решения, умение тактически мыслить,
стремиться
к
выполнению
поставленных
задач,
совершенствовать
свои
способности, умения подать себя работодателю, работать в коллективе и т.п.
Библиографический список:
1.
Туджанова К.И. Некоторые формы профориентационной
работы
в
школах
для
детей
с
недостатками
слуха
//
Проблемы
обучения и воспитания детей с нарушением слуха / К.И Туджанова -
МПГУ, 1994. С.51-64.
1.
Еремина О.П. Профессионально-трудовая подготовка лиц
с
нарушением
слуха.
Учебно-методический
комплекс. Санкт-
Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.С.10