Напоминание

Формирование профессиональной ориентации у глухих учащихся, как условие успешной социализации в обществе.


Автор: Глоба Александр Викторович
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГБОУ Минусинская общеобразовательная школа-интернат
Населённый пункт: город Минусинск Красноярского края
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование профессиональной ориентации у глухих учащихся, как условие успешной социализации в обществе.
Раздел: среднее образование





Назад





Формирование профессиональной ориентации у глухих учащихся, как

условие успешной социализации в обществе.
Глоба Александр Викторович, воспитатель КГБОУ «Минусинская общеобразовательная школа-интернат» г. Минусинск. Профессиональная подготовка в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями слуха имеет свои особенности. Во-первых, глухие учащиеся приступают к курсу профессиональной подготовки позднее, чем слышащие, и на прохождение этого курса им требуется больше времени. Во- вторых, специфика профессионального обучения неслышащих обусловлена недостаточным уровнем развития речи. В-третьих, значительно ограничен круг специальностей, по которым могут учиться лица с нарушениями слуха, поэтому специальная школа зачастую является заключительным звеном образования рассматриваемой категории учащихся. В-четвертых, учащиеся с нарушенным слухом слабо ознакомлены о разнообразии видов труда и профессий, недостаточно осведомлены о содержании, условиях труда, что приводит к однообразию в выборе профессии, недостаточной устойчивости интересов. В связи с этим первоочередной задачей школы является ознакомление глухих учащихся со значительно большим количеством профессий, особенно с теми, которые им вполне доступны. Преобладающей профессиональной направленностью глухих учащихся является тип «Человек-Человек» - 50% . При этом дети не всегда адекватно оценивают свои физические возможности, уровень развития речи и произношения в частности. 16,7% учащихся склонны к типу профессии «человек – техника», труд которых направлен на технические объекты (машины, механизмы, материалы). В 16,7% случаев подростки с нарушением слуха склонны к типу профессии «человек – знак», труд которых направлен на обработку информации (сведений). 16,6% учащихся склонны к типу профессии «человек – художественный образ», учащиеся отмечали у себя
творческие способности, которые активно развивают на секциях, кружках и хотели бы связать с этими увлечениями свою дальнейшую профессию. Никто из учащихся не поставил для себя на первое место тип профессии «человек – природа». Профессиональные намерения подростков формируются на основе недостаточных сведений о мире профессий в целом, о характеристиках выбранного профессионального труда, о степени соответствия выбранной профессии своим способностям и наклонностям. Причем сами школьники редко осознают свою малую информированность в этих вопросах. Так, 83,3% старшеклассников считают, что хорошо осведомлены о путях получения профессионального образования, хотя реально лишь 16,7 % из них имеют достаточный уровень информированности по этому вопросу. Среди 41,7% учащихся, полагающих, что обладают достаточными сведениями об основных характеристиках своей будущей профессии (содержание труда, условия труда и т.д.), лишь16,7% действительно владеют этими сведениями. 83,3% учащихся планируют продолжить образование по окончании средней школы, ориентируются на среднее специальное образование. Профессиональные намерения подростков формируются на основе малоосознанных и малодифференцированных мотивов профессионального выбора. Ведущее место среди этих мотивов занимает интерес (50%), причем профессиональные интересы учащихся расположены преимущественно в сфере "Человек - Человек". Однако практически все подростки оказались не в состоянии раскрыть своего интереса к выбранной профессии, обосновать его. Присутствовавшие в нашей выборке другие мотивы профессионального выбора менее выражены, хотя и более осознаны (возможность общения, материальная выгода). Одна из важнейших задач специальной (коррекционной) школы - интерната заключается в подготовке учащихся старших классов к профессиональному самоопределению. Профессиональная ориентация - сложная, многогранная проблема: государственная по масштабам,
экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам. Учитывая характерную для нашего времени тенденцию развития многоуровнего профе ссионального образования, с п е ц и а л ь н а я (коррекционная) общеобразовательная школа обязана п омочь старшекласснику с нарушениями слуха сориентироваться в выборе послешкольного обучения, в адекватном выборе профессии, исходя из возможностей и способностей самого старшеклассника и требований о б щ е с т в а . С о в р е м е н н о е с о с т оя н и е р о с с и й с ко й э ко н о м и к и , характеризующейся быстрой сменой пользующихся спросом профессий, требует от неслышащей молодежи не только повышенного уровня профессиональной подготовки, профессиональной мобильно сти, конкурентоспособности, оперативного получения новых специальностей, но и умения самостоятельно принимать решения, умение тактически мыслить, стремиться к выполнению поставленных задач, совершенствовать свои способности, умения подать себя работодателю, работать в коллективе и т.п.
Библиографический список:
1. Туджанова К.И. Некоторые формы профориентационной работы в школах для детей с недостатками слуха // Проблемы обучения и воспитания детей с нарушением слуха / К.И Туджанова - МПГУ, 1994. С.51-64. 1. Еремина О.П. Профессионально-трудовая подготовка лиц с нарушением слуха. Учебно-методический комплекс. Санкт- Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.С.10


В раздел образования