Напоминание

Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой - системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения


Авторы: Верминская Ирина Владимировна, Образцова Елена Сергеевна
Должность: учитель информатики, учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 им. М.Ю. Лермонтова г. Пятигорска
Населённый пункт: г. Пятигорск, Ставропольский край
Наименование материала: Статья
Тема: Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой - системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения
Раздел: полное образование





Назад




«Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться

информационно-образовательной средой - системой информационно-

образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия

реализации основной образовательной программы образовательного

учреждения».

Уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что новые технологии

предъявляют совершенно новые требования к образованию. Они формируют

новые условия, при которых образование развивается.

Это, безусловно, так, особенно если учесть, что помимо традиционного

предметного

содержания

образования,

сейчас

это

содержание

должно

охватывать

все

основные

компоненты

социализации:

систему

духовно-

нравственных ценностей, систему научных представлений по предмету о

природе, обществе, человеке и систему универсальных учебных действий.

Причем все эти аспекты мы должны формировать у учеников, детей, которые

выходить в интернет начинают раньше, чем научатся ходить.

Получается, что данная посылка требует от учителей работать, так

сказать, на территории, более привычной учащимся, чем самим учителям.

Бесспорным на наш взгляд является и то, что учителя, всегда, во все

времена, возможно, более всех других элементов общества, были открыты

новому, были готовы учиться тому, что интересно их подопечным.

На данном этапе учителя активно участвуют в создании элементов

единого информационного пространства школы.

Любая

информационно

образовательная

среда

образовательного

учреждения должна включать в себя стандартный набор компонентов, таких

как:

компоненты

на

бумажном

носителе

(учебник, рабочая

тетрадь,

методическое пособие, тетрадь-тренажер)

компоненты на съёмных носителях: флеш-карты, CD,

DVD и др.

(электронные приложения к учебнику, электронные наглядные пособия,

электронный тренажёр);

Интернет-среда

(мультимедиа

коллекция,

методическая

поддержка

учителя (справочники, энциклопедии, программы, конструктор уроков),

Интернет-школа и т.д.).

Взаимодействие этих компонентов, эффективность их использования в

образовательном

процессе,

направленном

на

формирование

творческой,

интеллектуально и социально развитой личности зависит, на наш взгляд, в

основном

от

человеческого

фактора.

От

того

насколько

активно

все

участники образовательного процесса понимают свои задачи и стремятся к

их выполнению.

С этой точки зрения, наиболее интересным элементом информационно

образовательной

среды

учреждения и

одним

из

основных

элементов

практики реализации элементов Единой информационной образовательной

среды

образовательной

организации

является

личная

информационно

образовательная среда каждого участника образовательного процесса.

В

данном

случае

мы

делаем

акцент

на

личной

информационно

образовательной среде учителей–предметников и учеников.

Рассмотрим

основные

составляющие

личной

информационно

образовательной среды учителей – предметников.

Начнем с достаточно неоднозначного пункта.

Как

известно,

одним

из

элементов

единого

информационного

пространства школы является электронный журнал и электронные дневники.

Можно

много

и

долго

говорить

о

том,

что

учителям

приходится

выполнять

двойную

работу,

заполняя

и

электронный

журнал,

и

журнал

бумажный. Это, действительно, так. Еще одно замечание – электронный

журнал находится на стадии активной апробации со всеми вытекающими

последствиями: он виснет некстати, стирает уже набранные сведения и т.д…

Но,

выбора у нас нет. Мы должны действовать на «территории детей».

Только так мы сможем найти то, что заинтересует учеников и позволит

объяснить им и предметную область, и аспекты социализации. Причем, на

наш взгляд, это утверждение справедливо для всех учебных предметов, как

гуманитарных, так и естественно - научных.

Необходимость

формирования

и

активного

использования

информационно образовательной среды

в школе обусловлена еще одним

требованием времени.

«До недавнего времени каждый учитель был носителем информации

«последней инстанции». То, что он говорил для ученика было незыблемо, не

подвергалось сомнению, потому что практически те же самые определения

читал в учебнике и у него не было возможности выйти за пределы этой

«жёсткой триады» - учебник, рабочая тетрадь, методические разработки.»

[ видеолекция Дронова В.П.]

Итак, установка «учитель всегда прав», которую, наверняка,

помнят

многие из наших читателей, перестала быть аксиомой.

Бесспорно,

это утверждение вызывало бурю негодования в детских

сердцах, но, так же бесспорно, что это же утверждение спасало учеников от

необдуманных поступков!

На

данный

момент

этот

постулат

перешел

в

область

моральных

установок.

Любой

ученик

сейчас

ставит

под

сомнение

информацию,

передаваемую

ему

учителем.

Причем,

это

происходит

даже

в

таких

незыблемых дисциплинах, как математика! Что уж тут говорить учителям

информатики и ИКТ, где прогресс явно на стороне учеников.

Исходя из вышесказанного, с нашей точки зрения, следующий элемент

личной информационно образовательной среды

учителей – предметников,

входящий в единое информационное образовательное пространство школы

это дистанционные олимпиады, в которых участвуют наши ученики.

Дистанционные олимпиады, как элемент образовательного процесса

полностью соответствуют всем требованиям ФГОС.

«В условиях насыщенной разнообразными ресурсами и разнообразным

содержанием

информационно

образовательной

среды,

задача

учителя

организовать

деятельность

ученика

по

освоению

информации,

структуризации,

презентации

этой

информации.

Ученик

же,

под

руководством учителя, осуществляет поиск, выбор, анализ этой информации,

что и обеспечивает новое качество образования. Именно такой подход и

создаёт

мотивацию

к

обучению

на

разных

этапах

развития

личности

обучающего ся.

Ученик

ст ановит ся

творче ским

ком п о н е н т ом

образовательного процесса. Он не просто усваивает что-то, транслируемое

ему учителем, а сам осуществляет активный поиск и работу с информацией.

В

условиях

информационного

века,

в

котором

мы

живём,

это

качество,

которое

должна

формировать

у

ученика

школа,

становится

жизненно-

важным, жизненно-необходимым». [ видеолекция Дронова В.П.]

Безусловно,

у

каждой

дистанционной

олимпиады

есть

свои

Организаторы, своя информационная поддержка и т.д. Но, до тех пор, пока

дистанционные олимпиады не будут включены учителями – предметниками в

свои

информационно

образовательные

среды,

они

останутся

только

красивыми проектами.

Ученики нашей школы участвуют регулярно в олимпиадах «КИТ»,

«Кенгуру»,

«Медвежонок»,

«Полиатлон»,

«Строим IT-будущее

вместе»,

«Инфоурок»,

олимпиады

«Снейл»

и

т.д.

предоставляют

возможность

учителям и ученикам совместно достигать задач обучения на территории

единого

информационного

пространства

Интернет,

интегрируя

его

в

образовательный процесс школы.

Следует обратить внимание на то, что Интернет содержит огромное

количество различной информации. Информация эта отличается по уровню,

качеству и, даже, по достоверности.

В

задачу

каждого

учителя

входит

отбор

наиболее

качественных

информационных

ресурсов.

Ресурсов,

способных

разъяснить

ученику

определённое содержание, помочь усвоить это содержание и сформировать

различного рода учебные навыки. Это могут быть таблицы, хрестоматии,

карты,

рисунки,

фотографии,

анимации.

В

помощь

учителям

сейчас

организованы различные информационные объединения, например «СУП».

На таких специализированных сайтах можно найти много полезной и

хорошо подобранной наглядной информации. Но, только учитель должен

отобрать необходимый с его точки зрения материал для включения его в свою

информационно образовательную среду.

Любая информационно образовательная среда

педагога не имеет

смысла без применения ее на практике.

На

практике

мы

имеем

большое

количество

информационно

образовательных

сред

наших

учеников.

Причем

информационно

образовательная

среда

любого

ученика

сейчас

это

огромный

высокотехнологичный и пресыщенный информационно мир, в котором дети

чувствуют себя намного комфортнее своих педагогов. Более того, у учеников

нет потребности в «пересечении», они самодостаточны.

Задача педагога расширить сферу интересов учащихся, показать цель,

направить и объяснить, как правильно двигаться к этой цели.

Таким образом, основная задача учителя, стремящегося к новому

качеству образования, сейчас заключается в том, чтобы найти, а чаще всего,

сформировать,

области

пересечения

их

информационно

образовательных

сред с информационно образовательными средами своих учеников. Только

так

мы

сможем

сформировать

ученика

готового

стать

творческим

компонентом

образовательного

процесса.

Ученика,

осуществляющего

активный поиск и работу с той информацией, которая методически выверена

и может стать для ученика знаниями, а не бесполезным шумом.



В раздел образования