Автор: Вахрушева Оксана Викторовна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад присмотра и оздоровления № 10 "Орлёнок"
Населённый пункт: город Коряжма, Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование технологии интеллектуально - творческого развития дошкольников В.В.Воскобовича в работе педагога - психолога"
Раздел: дошкольное образование
Использование технологии интенсивного интеллектуального развития
В.В.Воскобовича в работе педагога-психолога.
Процесс модернизации всей системы образования, предъявляет высокие требования
к
организации
дошкольного
образования,
интенсифицирует
поиск
новых,
более
эффективных
психолого-педагогических
подходов
к
процессу
образования
детей
дошкольного возраста.
Выделение системы дошкольного образования в самостоятельную образовательную
ступень
и
принятие
ФГОС
ДО
является
важным
этапом
модернизации
всей
образовательной системы, обеспечивающим преемственность детского сада и школы.
Проанализировав
данные
нормативные
документы,
пришла
к
выводу,
что
профессиональное педагогическое сообщество предъявляет к выпускнику детского сада
достаточно высокие требования. Следовательно, успешность ребенка в будущей школьной
жизни во многом будет зависеть от того, насколько развитие, воспитание и образование
воспитанников в детском саду будет эффективным.
Система дошкольного образования на современном этапе ищет пути достижения
высоких и стабильных результатов в работе с детьми.
Реагируя на все изменения
социальных условий и требований, дошкольная педагогика осуществляет поиск и создает
все новые и новые подходы к воспитанию, обучению детей дошкольного возраста. При
организации образовательной деятельности мы в первую очередь обращаем внимание на
выбор
методов,
методик
и
технологий,
а
также
опираемся
на
их
эффективность
в
практической деятельности. Практика дошкольного образования
показывает, что на
успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма
его подачи, которая способна вызывать заинтересованность ребенка и его познавательную
активность.
Необходимыми условиями качественного обновления общества является умножение
и интенсивное развитие интеллектуального потенциала молодого поколения, выявление,
поддержание и развитие одаренных детей. Развитие активных форм мышления детей
дошкольного возраста в единстве с креативностью, может дать импульс на создание
мощного ресурса, своего рода «интеллектуальной бомбы» будущих поколений.
Поскольку
мы
–
дошкольники,
являемся
важным
звеном
в
подготовке
детей
к
обучению в школе, нам необходимо знать, на что ориентировать выпускников, насколько
меняется подход к обучению в школе, что ожидает в будущем сегодняшних дошколят.
Сегодня каждый педагог и руководитель осознает, что современных детей надо учить по-
новому.
Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса и
применяемых развивающих технологиях в ДОУ. Педагогическая практика подтверждает,
что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением
научно-выверенных
игровых
методик,
дети
уже
в
дошкольном
возрасте
могут
без
перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться
только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду
даже
не
количество
накопленных
знаний,
а
именно
готовность
к
мыслительной
деятельности, зрелость ума, - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало
этого очень важного для человека периода – школьного детства.
Существует
несколько
видов
технологий:
педагогические
технологии
деятельностного
подхода,
игровые
педагогические
технологии,
педагогические
технологии
обучения
и
развития.
Проанализировав
эти
технологии,
свой
выбор
остановила на игровой педагогической технологии, а именно на Технологии интенсивного
развития
интеллектуальных
способностей
детей
дошкольного
возраста
«Сказочные
лабиринты игры» В.В.Воскобовича.
Меня привлекло, что основная идея технологии заложена в основу игр и становится
максимально действенной, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым,
самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или
приглашения
к
приключениям.
Особенность
ее
в
том,
что
в
этой
игре
реально
выстраивается почти весь процесс обучения ребенка и у нее широкий возрастной диапазон
участников игры от 2-3 лет до средней школы.
Технология
интенсивного
развития
интеллектуальных
способностей
детей
дошкольного
возраста
(авторы
В.В.Воскобович,
Т.Г.Харько,
Т.И.
Балацкая)
отвечает
современным требованиям воспитания и образования детей.
В основу технологии положена идея направленности интеллектуально – игровой
деятельности дошкольников на результат, который достигается при решении проблемных
и творческих задач.
Целевыми
ориентирами
технологии
является
формирование
интеллектуально
–
игровой деятельности детей дошкольного возраста, направленной на решение проблемных
и творческих задач, ее доминирующая цель – развитие интеллектуальных способностей
дошкольников.
В
качестве задач выступает комплекс психолого – педагогических проблем, таких
как:
1.
Формирование познавательных интересов, желания и потребности узнать новое.
2.
Развитие наблюдательности, организации исследовательского подхода к явлениям
и объектам окружающей действительности.
3.
Развитие воображения,
креативности мышления (умения гибко, оригинально
мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).
4.
Гармоничное,
сбалансированное
развитие
у
детей
эмоционально-образного
и
логического начал.
5.
Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических),
речевых умений.
6.
Построение
педагогического
процесса,
способствующего
интеллектуально-
творческому развитию детей в игре.
Концептуальные
основы
п еда гог и ч е с кой
т ехн олог и и
р а з р а б о т а н ы
П.Я.Гальпериным, Д.Б.Элькониным, Н.Ф.Талызиной и др.
Автором
технологии
интенсивного
развития
интеллектуальных
способностей
детей
является Вячеслав Владимирович Воскобович.
Вячеслав
Владимирович
Воскобович
никогда
специально
не
связывал
свою
жизнь
с
педагогикой. По профессии он инженер-физик. Но так сложились обстоятельства в родной
стране, что молодому отцу Воскобовичу пришлось углубиться в педагогику с головой.
Когда
у
Вячеслава
Владимировича
появились
дети,
он
всерьез
задумался
о
их
всестороннем развитии. К сожалению, в те годы не было большого выбора среди х игр, а
те
педагоги-новаторы,
кто
предлагал
методику
раннего
обучения,
советовали
изготавливать все игры из подручных материалов. Вдохновившись работами Зайцева и
Никитина, Воскобович решил создать что-то совершенно новое, что было бы интересно не
только
его
детям,
но
и
их
сверстникам.
Пусть
у
Вячеслава
Воскобовича
не
было
педагогического образования, но интуиция в выборе методов для воспитания своих детей,
открыла перед ним двери настоящего педагогического творчества. Создавая свою первую
игру, он придумал интересную сказку, в ходе которой герои должны вместе с ребятами
разгадать загадку новой игры и сделать интересное открытие. Позднее в своей технологии
Воскобович скажет о том, что ни одна игра не может быть одноразовой, что она нуждается
в хорошем сюжетном сопровождении. Создание сказочного, методического пространства
к каждому развивающему и обучающему пособию в технологии Воскобовича носит
ключевой характер. Главной особенностью его технологии является то, что ее легко
внедрить в обычный игровой процесс, не меняя и не перестраивая привычные рамки. А
взрослый в этих сказочных сюжетах становится полноправным партнером ребенка, без
оглядки на возраст и опыт.
Эффективное
развитие
психических
процессов
внимания,
памяти,
воображения,
мышления, речи и раннее творческое развитие детей дошкольного возраста являются
содержанием технологии «Сказочные лабиринты игры».
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из
актуальных
проблем
современности.
Дошкольники
с
развитым
интеллектом
быстрее
запоминают
материал,
более
уверены
в
своих
силах,
легче
адаптируются
в
новой
обстановке, лучше подготовлены к школе.
Разработаны
и
доказаны
на
практике
теории,
утверждающие,
что
психические
процессы
можно
тренировать
и
совершенствовать
через
организованную
по
особым
правилам
внешнюю
деятельность.
Развивающее
обучение
способствует
не
только
психическому развитию, но и ускоренному созреванию мозга, совершенствованию его
функций.
Если
удается
найти
ключ
к
управлению
развитием
мышления
ребенка-
дошкольника, то открываются возможности для совершенствования всех познавательных
процессов.
Технология «Сказочные лабиринты игры» - это модель развивающего обучения
детей
дошкольного
возраста
с
поэтапным
использованием
игр
и
постепенным
усложнением образовательного материала.
Работа
по
интеллектуальному
развитию
дошкольников
посредством
игровой
технологии В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» осуществляется мной в рамках
работы кружка «Школа будущих первоклашек». Она включала в себя несколько этапов:
1 этап. Подготовительный (методический).
Цель: разработка методического обеспечения реализации технологии и организация
предметно-развивающей среды.
Для
эффективного
решения
образовательных
задач
по
технологии
«Сказочные
лабиринты игры» очень важно оснащение предметно – пространственной среды играми и
игровым материалом.
В нашем дошкольном учреждении создана благоприятная предметно-развивающая
среда.
Помимо
просторного
кабинета
педагога-психолога,
имеется
темная
сенсорная
комната, оснащенная современным оборудованием и разнообразным игровым материалом.
Одна
из
зон
данной
комнаты
оформлена
панно
«Фиолетовый
лес»,
«населенный»
персонажами сказок-методик к развивающим играм Воскобовича. Фиолетовый лес – это
своего рода виртуальный, несуществующий мир. По сути, это сенсомоторная зона, в
которой
дошкольники
активно
действуют
с
развивающими
играми
в
горизонтальной
плоскости.
Сказочность
развивающей
среды
способствует
релаксации
детей,
создает
дополнительную
игровую
мотивацию.
Имеется
и
комплект
развивающих
игр
Воскобовича,
часть из которых – авторские, приобретены, часть - изготовлена своими
руками.
В текущем учебном году мы приняли участие в конкурсе проектов БФ «ИЛИМ -
ГАРАНТ».
Наш
проект
по
оснащению
центра
развивающих
игр
сенсорной
комнаты
развивающими
играми
и
оборудованием
получил
поддержку.
В
2017
году
будет
профинансирован.
Появятся
дополнительные
возможности
для
осуществления
развивающего
обучения
по
технологии
интенсивного
интеллектуального
развития
дошкольников.
2 этап. Диагностический.
Цель:
проведение
первичного
мониторинга
(изучение
уровня
интеллектуального
развития дошкольников, участвующих в эксперименте).
Качественная реализация технологии «Сказочные лабиринты игры» невозможна без
определения уровня развития детей. Я ее проводила, используя «Экспресс-диагностику в
детском саду», авторы Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко. Комплект материалов предназначен для
экспресс - диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста.
Для диагностики используются классические методики, позволяющие выявить уровень
интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы.
Дополнительно
для
измерения
интеллекта
дошкольников
используются
Прогрессивные матрицы Дж. Равена.
Результаты первичного мониторинга (до начала работы по технологии) представлены
на слайде:
Уровень интеллектуального развития
Количество, %
Высокий
27
Средний
73
Низкий
0
3 этап. Практический.
Кружок
педагога
–
психолога
«Школа
будущих
первоклашек»
посещают
воспитанники старших, подготовительных групп.
Периодичность встреч – 1 раз в неделю.
Продолжительность занятия кружка – 30-40 минут.
Перечень развивающих игр, используемый мной в работе кружка «Школа будущих
первоклашек»
соответствует
примерному
распределению
развивающих
игр
В.В.Воскобовича для старшей, подготовительной групп детского сада, представлен в
программе дополнительного образования.
С
помощью
данных
игр
В.Воскобовича
можно
решать
большое
количество
образовательных задач. Незаметно для себя дети осваивают цифры; узнают и запоминают
цвет
и
форму;
учатся
считать,
ориентироваться
в
пространстве;
тренируют
мелкую
моторику
рук;
совершенствуют
речь,
мышление,
внимание,
память,
воображение.
К
каждой
игре
разработано
большое
количество
разнообразных
игровых
заданий
и
упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Развивающие игры
дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и
взрослым.
Помимо работы с детьми, осуществляется работа с педагогами и родителями.
Информационно – просветительская работа.
Цель: познакомить педагогов и родителей с развивающими играми В.В.Воскобовича,
рассказать о роли игр в обучении детей, привлечь к оснащению интеллектуально-игрового
центра сенсорной комнаты.
4 этап. Заключительный.
Цель: проведение заключительного мониторинга, оценка эффективности работы.
Заключительный мониторинг проводился с использование того же диагностического
инструментария, что и первичный. Количество и состав участников не изменился.
Результаты заключительного мониторинга представлены на слайде:
Уровень интеллектуального развития
Количество, %
Высокий
64
Средний
36
Низкий
0
Наглядно
проследить
эффективность
проделанной
работы
можно
с
помощью
рисунков (диаграмм):
первичный мониторинг
высокий
уровень
средний
уровень
низкий уровень
заключительный мониторинг
высокий
уровень
средний
уровень
низкий уровень
Таким
образом,
исходя
из
полученных
результатов
мониторинга
уровня
интеллектуального
развития
дошкольников
–
участников
эксперимента,
можно
с
уверенностью говорить о том, что работа по технологии «Сказочные лабиринты игры»
В.Воскобовича – эффективна. Зафиксированы положительные результаты диагностики
уровня развития детей.
Сегодня, можно твердо сказать, что данная технология соответствует принципу
«развивающего обучения», а ее внедрение позволяет выстроить процесс обучения на
адекватных
возрасту
дошкольников
видах
деятельности
–
игровой,
познавательно-
исследовательской.
Действительно,
неплохо,
когда
у
детей,
можно
сказать
на
глазах,
развивается
понятливость
и
формируется
довольно
высокий
уровень
познавательного
развития,
поскольку
полноценное
развитие
интеллектуальных
способностей
детей
дошкольного
возраста
остается
актуальным
всегда.
Известно,
что
комплексное
развитие
интеллектуальной сферы в дошкольном возрасте повышает успешность обучения детей и
играет большую роль в образованности взрослого человека.
Дошкольники с развитыми мыслительными операциями, процессами и функциями
быстрее запоминают материал, более уверенны в собственных силах, легче адаптируются
в новой обстановке.
Важное достоинство игровой деятельности – это внутренний характер ее мотивации.
Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.
Развивающая технология В.Воскобовича делает учение интересным занятием для
каждого
ребенка,
снимает
проблемы
мотивационного
плана,
порождает
интерес
к
приобретаемым знаниям, умениям, навыкам, а значит, помогает в реализации основной
цели
образовательной
деятельности
любого
педагога
–
создание
условий
для
полноценного развития воспитанника.
О качественных результатах проделанной работы могут свидетельствовать дипломы
победителей Всероссийского конкурса «Маленький гений», дипломы (1,2 место) Детской
Международной Олимпиады «KIDOLIMP», полученные кружковцами.