Автор: Козаева Елена Александровна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ТОГБПОУ "Аграрно-технологический техникум"
Населённый пункт: Тамбовская обл., Тамбовский р-н, пос. совхоза "Селезневский"
Наименование материала: статья
Тема: Метод проектирования в преподавании информационных технологий как условие формирования общих и профессиональных компетенций студентов
Раздел: среднее профессиональное
Метод проектирования в преподавании информационных технологий
как условие формирования общих и профессиональных компетенций
студентов
Автор: Козева Е.А., преподаватель специальных дисциплин ТОГБПОУ «Аграрно-
технологический техникум
В современном профессиональном образовании происходят существенные изменения,
обусловленные развитием основных тенденций. Во-первых, профессиональное образование
приобретает деятельностную направленность и нацелено на конкретную профессиональную
деятельность
согласно
запросам
работодателей,
на
реализацию
которой
федеральным
государственным образовательным стандартом определена вариативная часть. Во-вторых,
профессиональное образование направлено на реализацию идеи «образование в течение всей
жизни»,
обеспечивающей
конкурентоспособность
специалистов.
И
соответственно,
педагогическое
сообщество
переходит
на
качественно
новый
уровень
инновационной
деятельности.
Известно, что понятие «инновация» применятся во всех сферах деятельности, в том
ч и с л е
и
н ашей
повседневной
педагогической.
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
выдвинуты
требования
к
условиям
реализации
основной
профессиональной образовательной программы по применению активных и интерактивных
форм
проведения
занятий
в
сочетании
с
внеаудиторной
работой
для
формирования
у
обучающихся общих и профессиональных компетенций. В традиционной педагогической
практике активные формы занятий (деловые и ролевые игры, семинары, дискуссии) широко
используются и, безусловно, такие формы занятий не допускают того, о чем писал В.А.
Сухомлинский:
«Страшная
это
опасность
-
безделье
за
партой,
безделье
шесть
часов
ежедневно, безделье месяцы и годы. Это разрушает морально, калечит человека... Все наши
замыслы, поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться».
Проблема повышения мотивации обучающихся остается, на мой взгляд, самой важной
и основополагающей в реализации поставленных целей и задач любого учебного занятия.
Как заставить студента мыслить, творить и создавать? Этот вопрос ставит каждый педагог.
Полагаю, именно от правильного выбора методов и форм обучения зависит достижение
поставленных
задач,
в
том
числе
повышение
познавательного
интереса
к
дисциплине.
Изучение дисциплин и профессиональных модулей по направлениям подготовки «Экономика
и бухгалтерский учет (по отраслям)», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного
транспорта»,
«Механизация
сельского
хозяйства»
основывается
на
базовых
умениях,
навыках работы с компьютерной техникой, которая является сегодня одним из основных
рабочих инструментов для каждого человека и которая динамично развивается. Вместе с тем
выпускник должен обладать определенными профессиональными и общими компетенциями:
осуществлять поиск и использование информации, анализировать и оценивать информацию,
применять
информационно-коммуникационные
технологии,
работать
в
команде,
быть
ответственным за результат выполнения заданий и др.
Полагаю,
что
эффективного
сочетания
концептуальных
идей
педагогической
деятельности и требований к профессиональному уровню выпускника можно достичь с
использованием метода проектов. И в связи с этим в моей педагогической деятельности
метод проектов занимает одно из ведущих мест. Этот метод направлен на достижение
ожидаемого проектного продукта, а результат может быть известен в ходе проведенного
исследования - одного из этапов проектной деятельности.
Главной особенностью метода проектов, наряду с образовательными целями, является
обучение на активной основе через совместную деятельность педагога со студентами по
темам,
соответствующим
личным
интересам
студентов.
Именно
метод
проектирования
обеспечивает личностно центрированный подход в образовании: во-первых, при определении
темы проекта учитываются интересы студента, его возможности; во-вторых, в ходе работы
над проектом формируется команда и студент чувствует ответственность за результат; в-
третьих, метод проектов ориентирован на разработку нового и более эффективного продукта,
и студент является автором, он чувствует свою социальную значимость; в-четвертых, в ходе
выполнения заданий проекта у него есть возможность опережающего обучения.
Таким образом, основными целями проектной деятельности являются:
1)
повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности,
его самореализации и рефлексии;
2)
развитие
осознания
значимости
коллективной
работы,
сотрудничества
для
получения результатов выполнения творческих заданий;
3)
развитие исследовательских умений.
В проектной деятельности от педагога требуется большая подготовительная работа:
это
выбор
актуальной
темы
или
по-другому
постановка
проблемы,
ее
сочетание
с
образовательными целями дисциплины, умелая интеграция аудиторной и вне аудиторной
работы, поиск источников информации, определение междисциплинарных связей, то есть
планирование работы над проектом.
Достаточно сложный, но в то, же время творческий процесс работы над проектом - это
практическая часть работы, когда педагога и студента объединяет одна цель - достижение
конечного
проектного
продукта.
Завершающим
и
ответственным
этапом
работы
над
проектом является защита или представление содержания работы, обоснование выводов, этот
этап зависит от предварительной работы студентов по самообразованию, то есть изучения
дополнительной литературы или повторения пройденного теоретического материала.
Таким
образом,
при
выполнении
проекта
студент
попадает
в
ситуацию,
когда
необходимы
поиск
дополнительной
информации,
ее
обработка
и
передача,
а
также
востребовано умение работать в сотрудничестве.
В своей педагогической деятельности использую 3 вида проектов.
Исследовательский
проект
по
структуре
напоминает
подлинно
научное
исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач
исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение
полученных результатов. Примерными проектами являлись проект «Информатика помогает
математике», цель которого решить задачи, не решаемые математическими методами или
имеющие длинное и сложное решение, но решаемые довольно легко и быстро за счет
возможност е й MS
Excel;
«Соотношение
минимальных
затрат
студентов
техникума
и
стипендии»,
целью
которого
являлось
сравнить
размер
получаемой
стипендии
с
минимальными затратами (питание, проезд) для студентов техникума на месяц (25 дней),
результаты исследования могут служить стимулом студентам техникума в стремлении учить-
ся и получать стипендию хотя бы с целью того, чтобы помочь родителям в их минимальных
затратах.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте,
явлении с целью ее анализа, обобщения, обработки и представления для широкой аудитории.
Проекты данного вида используются при подготовке докладов, реферативных, домашних
работ определенной тематики, к самообразованию. Кроме того, на занятиях дисциплины
«Информатика
и
ИКТ»
при
изучении
возможностей MS
Excel
студенты
создают
интерактивные кроссворды, тесты с помощью макросов, предусматривая проверку данных.
На занятиях дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
при изучении веб-документов студентам можно предложить создавать портфолио группы или
свое личное в виде сайтов, что актуально в современном обществе.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход
к
оформлению
результатов.
При
работе
с MS
Power
Point
совместно
с
графическими
редакторами
предлагаю
студентам
создавать
слайд-шоу
проекты
со
всеми
возможными
элементами редактора на примере «Виртуальное путешествие по достопримечательностям г.
Тамбова»; при работе с системами управления базами данных - создание базы данных
группы, включающей сведения на каждого студента, посещаемость, успеваемость и т.д.
2
В основу любого проекта положена идея о направленности учебно-познавательной
деятельности
студентов
на
результат,
который
достигается
при
решении
той
или
иной
практически или теоретически значимой проблемы. По итогам проектной деятельности
студент получает внешний результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в ре-
альной практической деятельности, и внутренний результат - опыт деятельности, который
становится бесценным достоянием студента, соединяя в себе знания и умения, компетенции
и ценности, повышение самооценки. Все эти результаты дают студентам возможность, выйдя
из стен техникума, стать успешной, саморазвивающейся, самодостаточной личностью, а
педагогам - повышение профессионализма.
Подводя итог, можно сказать, что применение метода проектов сегодня является
актуальным в реализации ФГОС и выполнения требований к современным выпускникам.
Литература
1.
Захаров И. Г. Информационные технологии в образовании. / И.Г. Захаров. М.: Академия,
2008. 192 с.
2.
Асевова Г.Б. Использование информационных технологий в обучении. / Г.Б. Асевова. //
Среднее профессиональное образование. 2011. № 8. - С. 128-130.
3.
Решетникова Ю.Л. Формирование профессиональной компетентности. / Ю.Л. Решетова.
// Среднее профессиональное образование. 2012. №1. - С.26-30.
3