Напоминание

Значение уроков изобразительного искусства в инклюзивном образовании


Автор: Зеленова Нина Константиновна
Должность: учитель изо
Учебное заведение: ЧОУ "Христианская Гимназия"
Населённый пункт: г.Тула, Тульская область
Наименование материала: статья
Тема: Значение уроков изобразительного искусства в инклюзивном образовании
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Значение уроков изобразительного искусства в инклюзивном

образовании

Направление

на

развитие

инклюзивного

образования

стало

одним

из

основных

в

российской

образовательной

политике.

Ведь

совместное

(инклюзивное)

обучение

признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное.

Положения

об

инклюзивном

образовании

закреплены

в

российских

государственных

документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года,

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2013 г. и т. д.).

Инклюзивное (франц. inclusif – «включающий в себя») или включенное образование -

термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в

общеобразовательных

(массовых)

школах.

Основной

принцип

инклюзивного

образования

это

обучение

детей

с

особыми

образовательными

потребностями

в

независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей,

в обычных

образовательных учреждениях, при условии, что этим образовательным

учреждениям создаются все условия для удовлетворения специальных образовательных

потребностей таких детей.

Инклюзия – это раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы,

которая

достаточно

сложна,

но

соответствует

его

способностям.

Нужно

ежедневно

создавать ситуацию успеха, отмечать каждое достижение, опираясь на индивидуальный

уровень развития ребенка. Полученные знания помогают ему чувствовать себя уверенным

и сильным. А значит быть счастливым.

Одним из самых главных и необходимых моментов в развитии и воспитании любого

ребенка

является

занятие

изобразительной

деятельностью.

Она

отражает

уровень

интеллектуального и эмоционального развития детей.

Ребенок, который умеет рисовать, облегчает себе изучение других общеобразовательных

предметов, ведь от рисования он получает огромную пользу, особенно развитие своего

собственного логического мышления. В работу включаются двигательные и зрительные,

мускульные

и

осязаемые

анализаторы.

Помимо

этого,

рисование

помогает

ребенку

развивать

память

и

внимание,

учит

его

правильно

воспринимать

и

анализировать

ситуацию, сочинять и воображать. Изобразительная деятельность способствует развитию

пространственных представлений, мелкой моторики и зрительно-моторной координации.

Расширение запаса собственных знаний очень хорошо влияет на умственное развитие у

детей.

Особенно значимыми занятия

изобразительной деятельностью являются для детей с

ограниченными возможностями здоровья.

В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное коррекционно-

развивающее

действие

на

учащихся

с

особенностями

в

интеллектуальном

развитии:

влияют

на

его

интеллектуальную,

эмоциональную

и

двигательную

сферы

(главным

образом

моторику

рук),

развитие

личностных

качеств.

Способствуют

формированию

эстетического восприятия, помогают в решении проблем

социализации и адаптации

«особого» ребенка.

На уроках ИЗО развивается

целый комплекс качеств, умений и навыков ребёнка. Во-

первых, он обращает пристальное внимание на формы, светотени и цветные оттенки. Во-

вторых, он развивает у себя глазомер, понимает перспективу и отношение частей целого,

их взаимосвязь и общее представление. В-третьих, у ребенка вырабатывается отчетливая

зрительная память, которая побуждает его к исследованию, развитию эстетического вкуса

и взгляда. Он воспитывает в себе благородный вкус, развивает чувство прекрасного,

одухотворяет свои взгляды и свою жизнь. Изобразительная деятельность развивает в нем

психологическую оценку выражения лица, значение поз и движений. И, несомненно,

ученик

получает

огромное

наслаждение,

создавая,

фантазируя,

осознавая

глубокие

понятия жизни и творчества.

На начальном этапе занятия с детьми с ОВЗ проводят на основе совместной деятельности

детей и учителя. Дети работают с готовыми элементами, выполняя разные учебные задачи

(дорисовать, повторить изображение, раскрасить и т.п.). Целью таких занятий является

выработка эмоционально-положительного отношения к ИЗО деятельности. На следующем

этапе детей учат техническим приемам изображения предмета в рисунке, учат правильно

располагать элементы относительно друг друга, выстраивать композицию на листе.

Параллельно

урокам

ИЗО

операциональные

предпосылки

ИЗО

деятельности

формируются

на

коррекционно-развивающих

занятиях

учителя-дефектолога,

логопеда,

психолога.

На

занятии

по

ИЗО

деятельности

решаются

не

только

традиционные

задачи

по

формированию

изобразительных

умений

и

навыков,

но

и

специфические

задачи

по

коррекции

и

развитию

эмоциональной

и

познавательной

сферы

ребенка.

Большое

значение ИЗО деятельность имеет для формирования навыков планирования. Детей на

уроках

учат

составлять

план

предстоящей

деятельности,

проговаривать

всю

последовательность действий, а затем поэтапно ее выполнять и сравнивать полученный

результат с запланированным. Учащиеся, постоянно опираясь на зрительные эмоции и

впечатления, при объяснении учителя и демонстрации последовательной работы при

рисовании получают представление об изученном материале, легко воспринимают

этапы

выполнения,

осмысливают и усваивают тему урока.

В соответствии с принципом наглядности, педагогу необходимо преподнести учащимся

учебный материал так, чтобы понятия и представления детей стали наиболее образными,

конкретными,

ясными.

Каким

по

виду

не

было

бы

учебное

занятие:

декоративно

прикладное, натурное рисование, или рисование на заданную тему, беседы по искусству,

учителю

всегда

требуется

наглядный

материал.

При

обучении

рисованию

с

натуры

учитель

должен

обратить

первостепенное

внимание

на

конструкцию

предмета,

особенности

светотени,

на

верную

передачу

перспективных

отношений,

на

точное

изображение натуры. Основным приёмом работы для достижения вышеизложенных задач

является установка проволочной или картонной модели рядом с натурой. Это поможет

детям с ОВЗ хорошо понять и изучить конструкцию формы предмета и его отличительные

особенности.

Другой

хорошо

зарекомендовавший

себя

результативный

прием

педагогический рисунок.

Педагогический рисунок –

как основной вид наглядного изображения на уроках рисования.

Практика доказала, что одним из эффективных и наилучших средств обучения с

помощью наглядности является рисунок учителя на доске, в альбомах учеников, а также

на листе бумаге, демонстрирующим всем выполнение задания.

1 вид - рисунок на учебной доске - это основной демонстрационный метод обучения

учителя ИЗО с использованием наглядности.

Этот способ наглядного обучения оказывает

огромное

влияние

на

развитие

ребенка

с

ОВЗ,

его

пространственное

мышление,

восприятие, развитие умственных способностей, логичность и правильность суждений и,

конечно же, способствует развитию речи.

Приоритетным

качеством

педагогического

рисунка можно

назвать

предельную

простоту,

лаконичность

и

ясность.

Благодаря

педагогическому

рисунку

реализуется

возможность

дать

ученикам

ясно

понять

и

воспринять

сказанное,

уяснить

методику

выполняемого задания. Педагогический рисунок, выполненный учителем на классной

доске, передает главную мысль задания урока и должен опустить все второстепенное и

случайное.

Рисунок должен

выполняться

учителем

достаточно

крупно,

чтобы

все

присутствующие в классе могли его видеть.

2 вид - это зарисовка учителя на учебном рисунке ученика (на полях рисунка). Данные

зарисовки, наброски используются в том случае, когда замечена ошибка у отдельных

учеников в классе и не стоит отвлекать весь класс от выполнения задания, так как

внимание учащихся, сконцентрированное на выполнении рисунка, является гарантией

качественного выполнения творческой работы.

3 вид-

коррекция

учителем

допущенных

ошибок

в

работах

учеников.

Огромное

образовательное значение имеет личное исправление и коррекция педагогом - художником

рисунка ученика. Корректируя рисунок, учитель показывает ученику, как можно исправить

допущенные ошибки и не повторять их в будущем, ученик имеет возможность видеть, как

именного его рисунок исправляют. Ученик запоминает все особенности исправления

ошибок, изучает технику выполнения, что немаловажно для детей с ОВЗ, и в дальнейшем

сможет

выполнить

рисунок

так,

как

объяснял

ему

учитель

-

используя

последовательность выполнения работы.

Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному, изобразительное искусство можно

рассматривать не только как один из любимых детьми видов учебной деятельности, но и

как инструмент коррекции и развития.

Ведь изобразительная деятельность не просто

способствует развитию ребенка и связывает между собой важнейшие функции: зрение,

двигательную координацию, речь и мышление, но и определяет духовное становление и

психологическое развитие личности.



В раздел образования