Автор: Самойлова Татьяна Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 269
Населённый пункт: г. Снежногорск ЗАТО Александровск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование технологии проблемного обучения как средства формирования познавательной активности младших школьников"
Раздел: начальное образование
Использование технологии
проблемного обучения
как средства формирования
познавательной активности
младших школьников
Самойлова Татьяна Алексеевна,
учитель высшей квалификационной категории
МБОУ ООШ № 269 г. Снежногорск
ЗАТО Александровск
Мурманск, март 2017 г.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание
необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого
ребенка,
формирования
активной
позиции,
субъективности
учащегося
в
учебном процессе. Ее решение особенно актуально для начального звена
школьного
обучения,
поскольку
учебная
деятельность
в
данный
период
является ведущей в психическом развитии детей 7 – 10 лет.
Задача
школы
сегодня
состоит
в
том,
чтобы
научить
детей
ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать
в виде знания, рационально подходить к процессу познания, то есть научить
учиться.
Переход работы по федеральным государственным образовательным
стандартам
поставил
на
первое
место
не
предметный,
а
личностный
результат,
к
которому,
наряду
с
метапредметными
и
предметными
результатами,
установлены
определённые
требования.
На
первый
план
выходят
и
оцениваются
не
столько
сами
знания,
сколько
средства,
инструменты
самостоятельного
приобретения,
углубления
и
обновления
знаний, независимо от того, к какой предметной области они принадлежат.
Для
меня
работа
по
ФГОС
-
это
создание
условий
для
активного
познания и получения детьми практического опыта.
Для моих учеников - это активный поиск информации, критическое ее
осмысление, использование на практике.
Считаю,
что
эффективно
активизировать
учебно-познавательную
деятельность
учащихся,
овладевать
опытом
творческой
деятельности,
используя
потребность
ребенка
открывать
новое,
позволяет
технология
проблемного обучения.
Под
технологией
проблемного
обучения
понимается
такая
организация
учебных
занятий,
которая
предполагает
создание
под
руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную
деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит
творческое
овладение
знаниями,
навыками,
умениями
и
развитие
мыслительных способностей.
Проблемное обучение реализуется успешно лишь при определенном
стиле
общения
между
учителем
и
учеником,
когда
возможна
свобода
выражения
своих
мыслей
и
взглядов
учениками
при
пристальном
и
доброжелательном
внимании
преподавателя
к
мыслительному
процессу
ученика.
Проблемный урок отличается от других именно этапами введения и
воспроизведения знаний.
Структура проблемного урока
Этапы урока
Деятельность учащихся
I. Создание проблемной
ситуации
Формулирование
вопроса:
«Почему
не
получается?»
II. Постановка учебной задачи
Формулирование темы урока и его задачи
III. Поиск решения
Открытие
субъективно
нового
знания,
путем выдвижения и анализа гипотез
IV. Выражение решения
Выражение
нового
знания
в
доступной
форме. Моделирование.
V. Реализация продукта
Представление продукта учителю и классу.
Из структуры проблемного урока видно, что его центральным звеном
является проблемная ситуация.
Проблемная ситуация, я считаю, действительно возникла, если у класса
появился
эмоциональный
отклик:
ученики
широко
распахивают
глаза,
открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на
учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два
больших типа: «с удивлением» и «с затруднением».
Приёмы создания проблемной ситуации по Е. А. Мельниковой
Тип
проблемной
ситуации
Тип противоречия
Приёмы создания
проблемной ситуации
С удивлением
Между двумя (или более)
фактами
Одновременно предъявить
противоречивые факты,
теории
Столкнуть разные мнения
учеников вопросом или
практическим действием
Между житейским
представлением учеников
и научным фактом
а) обнажить житейское
представление учеников
вопросом или практическим
заданием с “ловушкой”;
б) предъявить научный факт
сообщением, экспериментом,
презентацией
С
затруднением
Между необходимостью
и невозможностью
выполнить задание
учителя
Дать практическое задание, не
выполнимое вообще
Дать практическое задание, не
сходное с предыдущим
а) дать невыполнимое
практическое задание, сходное
с предыдущим;
б) доказать, что задание
учениками не выполнено
Пример
приёма
с
«удивлением». Сущность
приёма:
одновременное
предъявление двух противоречивых фактов
Урок математики, 2 класс.
Цель:
ввести
скобки
как средство обозначения
порядка
действий.
Учащиеся
выполняют
вычисления
двумя
способами,
приводящим
к
одинаковым выражениям, но различным результатам.
1 способ: Из числа 8 вычесть 3. К полученной разности прибавить 4. (8-
3+4=9).
2 способ: К числу 3 прибавить 4. Из числа 8 вычесть полученную сумму.
(8-3+4=1).
–
Что
вы
замечаете?
–
Выражения
в
левой
части
обоих
равенств
одинаковые, а их значение, разные.
– Почему получились разные ответы?
– Сравните выражения. Чем они похожи? Чем отличаются?
– Какое действие выполняли первым в 1 выражении, какое вторым? (Дети
устанавливают, что разные ответы получились из-за порядка действий.)
– Как вы определите цель нашего урока?
Пример
приема
«с
удивлением».
Сущность
приема:
одновременное
предъявление двух противоречивых фактов.
Урок русского языка, 4 класс.
Тема. Сложные слова. На этапе актуализации опорных знаний учащимся
предлагается
выделить
корень
в
слове
«оленевод».
В
ходе
обсуждения
возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети
приходят к выводу, что слова могут образовываться путём сложения корней.
И такие слова называются сложными.
Пример
приема
«с
удивлением».
Сущность
приёма:
обнаружить
житейское
представление
учащихся
вопросом
или
практическим
заданием «с ловушкой» («на ошибку»)
Урок окружающего мира.
Тема:
Масштаб.
Учащимся
предлагается
изобразить
в
тетради
яблоко,
карандаш в натуральную величину. Затем учитель дает задание изобразить
дом
в
натуральную
величину.
Так
как
это
невозможно,
учащиеся
под
руководством
учителя
приходят
к
выводу,
что
необходимо
использовать
масштаб.
Пример
приёма
«с
затруднением».
Сущность
приёма:
противоречие
между
необходимостью
и
невозможностью
выполнить
требования
учителя.
Урок математики, 2 класс.
Цель:
ввести
новое
арифметическое
действие
–
умножение.
Учащимся
предлагают
выполнить
ряд
заданий,
решение
которых
сводится
к
вычислению сумм одинаковых слагаемых. «В стакан входит 2 чашки воды, а
в банку – 4 стакана. Сколько чашек воды входит в банку?» 2+2+2+2=8 (ч)
«На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на
80 рубашек?»
– Ребята, а вы можете записать выражение к этой задаче?
– А почему, в чем затруднение?
– Получается слишком длинная запись.
– Значит, что нам надо сегодня «открыть»?
– Надо придумать новый короткий способ записи.
Столкновение разных мнений учеников вопросом или практическим
заданием.
Окружающий мир, 1 класс.
Тема: «Тепловые пояса»
Учитель: Лена и мама на зимние каникулы поедут в Санкт-Петербург, а
Миша и папа в Австралию. Помогите им собрать вещи. (Класс разбивается на
группы. Завершив работу, каждая группа знакомит со списком собранных
вещей.) Посмотрим, как группы выполнили задание. (Разные мнения
вызывают реакцию удивления.) Задание я вам дала одно. А как вы его
выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Почему так вышло?
Чего мы не знаем? (Побуждение к формулированию проблемы.) Какая сейчас
погода в Австралии? (Проблема как вопрос.)
Задачи
с
недостаточными
или
избыточными
исходными
данными,
задачи,
в
которых
нет
вопроса,
задачи
с
заведомо
допущенными
ошибками. Такие задачи полезны для формирования умения внимательно
изучать текст задачи и анализировать его.
Пример мотивирующего приёма «актуализация»
Урок математики. Тема: Правило проверки решения уравнения.
- За 5 секунд (короткое, ограниченное время) найдите правильно решённое
уравнение:
2 + х = 6 2 + х = 6 2+ x =6
х = 6 + 2 х = 6 - 2 x = 6-2
х = 8 х = 3 x = 4
- Почему не все справились с заданием? (Не хватило времени)
- Почему? (Пытался проследить правильность хода решения и не успел
вычислить)
- А надо ли было вычислять? (Нет, т.к. есть результат)
- Что же надо было сделать? (Подставить вместо x значение)
- Подставьте. Теперь все нашли правильно решённое уравнение?
-
Какова
будет
цель
нашего
урока?
(Учиться
выполнять
проверку
уравнения)
Я
считаю,
что
проблемный
урок
обеспечивает
более
качественное
усвоение
знаний,
он
приучает
детей
творчески
мыслить,
развивает
их
интеллектуальные
способности
и
активность.
Кроме
того,
в
работу
включается
практически
весь
класс,
что
гарантирует
усвоение
нового
материала большинством учеников. При выходе из проблемной ситуации
учитель побуждает ребят осознать противоречие и сформулировать проблему,
в результате развиваются творческие способности и, конечно, речь.
Итак, я на собственном опыте убедилась, что открывать новые знания
надо совместно с детьми, и надо воплощать это на своих уроках. Я считаю,
что проблемное обучение – это сегодняшний и завтрашний день нашего
образования,
поэтому
владеть
этой
технологией
необходимо
каждому
педагогу.
Литература
1.
Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1983
2.
Мельникова Е.А. Проблемный урок, или Как открывать знания с
учениками. – М., 2012
3.
Ковалева Г. Я. Использование технологии проблемного обучения на
уроках в начальных классах // Учительский журнал. - 2009. - № 4. - С.
32-37
4.
Тимофеева Л.Л. Когда хочется учиться // Начальная школа.- 2007- № 10
- С.41-46
5.
Туникова А.В. Приемы активизации учащихся 3-4-ых классов //
Начальная школа.- 2007- № 4 - С. 73-78
6.
Щербаков А. На занятии - проблемные ситуации // Учитель. - 2010. - №
6. - С. 82-83
7.
Ягодко Л. И. Использование технологии проблемного обучения в
начальной школе // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 1. -
С. 36-38