Напоминание

Контрольные диктанты с грамматическим заданием


Автор: Тимашева Зиля Фидратовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Старокалмашево
Населённый пункт: Чекмагушевского района Республики Башкортостан
Наименование материала: Диктанты
Тема: Контрольные диктанты с грамматическим заданием
Раздел: среднее образование





Назад




Диктанты с грамматическим заданием

5-й класс

Диктант 1 (после изучения темы «Синтаксис»)

ЧТО ЗА ЗВЕРЬ?

Выпал первый снег. И все кругом стало белым. Деревья, земля, крыши – все

белое.

Девочке Кате захотелось по снежку погулять. Вышла она на крыльцо. Вдруг

видит в снегу на ступеньках следы.

– Что за зверек тут ходит? – подумала девочка.

Бросила Катя на крыльцо котлетку и убежала. День прошел, ночь прошла.

Проснулась Катя утром – и скорей на крыльцо. Котлетка цела! А следов стало

еще больше. Бросила Катя косточку из супа. Утром смотрит – зверек

косточки не трогал. Может быть, это зайчик? Тогда Катя почистила красную

морковку и оставила ее на крыльце. Утром глядит, а морковки нет. Зверек

приходил и всю морковку съел. Что это за зверек?

(По Е.Чарушину)

Грамматические задания

I вариант

1) Найдите и выпишите одно предложение с однородными сказуемыми,

подчеркните грамматическую основу.

2) Найдите и выпишите односоставное предложение.

3) Выпишите словосочетание со связью согласование.

II вариант

1) Найдите и выпишите одно сложное предложение, подчеркните

грамматические основы.

2) Найдите и выпишите безличное предложение.

3) Выпишите словосочетание со связью управление.

Диктант 2 (за I четверть)

ТЫКВА

Тыквы, которые растут в Азии и Африке, бывают различной формы. Есть

тыквы вытянутые, как бутылки, плоские, как тарелка, и круглые, как шар.

В Средней Азии из тыкв делают различную посуду: миски, ведра, ложки. В

больших тыквах хранят зерно и крупу.

В Африке путешественники во время дождя прятали в тыквах свою одежду.

В Индии используют тыкву для ловли обезьян. В тыкве просверливают

маленькое отверстие и насыпают в нее риса или других семян. Такие тыквы

разбрасывают под деревьями, на которых сидят обезьяны. Любопытные

обезьяны бросаются к тыквам, запускают в отверстие лапку. Лапка находит

зерна риса и зажимает их в горсти. Разжать кулачок и выпустить зерна жалко.

Даже когда прибегают люди, обезьяны продолжают держать кулачок в тыкве.

Грамматические задания

1) Выпишите предложение, в котором 4 служебных слова (I вариант);

выпишите предложение, в котором 1 служебное слово (II вариант).

2) Выпишите 3 имени собственных и 3 нарицательных.

3) Выпишите 4 местоименных слова.

Диктант 3 (тема «Лексика»)

Солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и

скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид. Вот

задрожала осиновая роща. Листья становятся мутного цвета. Верхушки

деревьев качаются, и пучки сухой травы летят через дорогу. Стрижи и

ласточки пролетают низко над землей. Вспыхивает молния, ослепляет зрение

и освещает нас. Над самой головой раздается оглушительный гул, который

заставляет нас трепетать.

Но вот молния освещает местность шире и бледнее. Туча разделяется на

волнистые облака, светлеет. Сквозь ее большие края виднеется ясная лазурь.

(По Л.Н. Толстому)

Грамматические задания

I вариант

1) Найдите в трех первых предложениях слова в переносном значении,

выпишите их в составе словосочетаний.

2) Выпишите многозначное слово и объясните его значения.

3) Найдите и выпишите сложное предложение и подчеркните в нем

грамматическую основу.

II вариант

1) Придумайте синонимы ко всем словам 4-го предложения.

2) Выпишите многозначное слово и объясните его значения.

3) Выпишите предложение с однородными членами и подчеркните их.

Диктант 4 (тема «Лексика»)

ПОЧЕМУ МЫ ТАК ГОВОРИМ?

Иногда говорят: «Уж он покажет, где раки зимуют». Где же зимуют раки?

С наступлением холодов большинство живых существ, населяющих

водоемы, прячутся на дно.

Прячутся и раки. В твердых берегах озера или реки осенью самки речных

раков роют норки. В них сидят они всю холодную пору года.

Раки-самцы собираются в большом количестве в глубоких ямах на дне

водоемов. Недоступность мест зимовки раков послужила причиной

возникновения поговорки.

Грамматические задания

1) Найдите синонимы и выпишите их.

2) Найдите и выпишите слово в переносном значении и дайте его толкование.

3) Выпишите предложение, в котором нет подлежащего.

Диктант 5 (тема «Фонетика»)

Погода стала меняться. Из-за далекого горизонта неслись и приближались

низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и

исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в

воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдет», – проговорила Нина.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал

камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась

пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь.

Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!».

(По В.Астафьеву)

Грамматические задания

I вариант

1) Из 1-го абзаца выпишите 3 слова с согласной фонемой в слабой позиции

по глухости – звонкости. Напишите проверку.

2) Из 1-го абзаца выпишите 3 слова с согласной фонемой в сильной позиции

по твердости – мягкости.

3) Затранскрибируйте слова: меняться, листья.

II вариант

1) Из 2-го абзаца выпишите 3 слова с согласной фонемой в слабой позиции

по глухости – звонкости. Напишите проверки.

2) Из 2-го абзаца выпишите 3 слова с согласной фонемой в сильной позиции

по твердости – мягкости.

3) Затранскрибируйте слова: налетает, неслись.

Диктант 6 (тема «Фонетика»)

РОДНИК

У каждого есть своя река. Она привлекает тихими заводями омутов, дарит

удачную поклевку, радует светлым журчанием на каменистых перекатах. И

кто не мечтал найти ее исток?! С трудом пробираешься сквозь густые заросли

ивняка, стараешься пройти по узкому ручью. Куда же девалась богатырская

ширь голубой речки? Останавливаешься в изумлении перед чистым

зеркальцем родника и с наслаждением пьешь из него воду.

Грустно становится, когда видишь наши родники. Многим людям дарят они

отдых. Но попробуй напиться из родника, если вода в нем мутная, дно забито

мусором. Тут только разведешь руками и долго будешь ждать, пока отстоится

вода. Но пить ее уже нельзя.

(Из журнала «Юный натуралист»)

Грамматические задания

1) Выпишите 3 слова с традиционным написанием, подчеркните эту букву. (I

вариант – из 1-го абзаца, II вариант – из 2-го абзаца.)

2) Выпишите из текста 3 слова с фонемным написанием согласной и 3 слова с

фонемным написанием гласной. Докажите правильность вашего выбора.



В раздел образования