Автор: Тимашева Зиля Фидратовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Старокалмашево
Населённый пункт: Чекмагушевского района Республики Башкортостан
Наименование материала: Диктанты
Тема: Контрольные диктанты с грамматическим заданием
Раздел: среднее образование
Диктанты с грамматическим заданием
5-й класс
Диктант 1 (после изучения темы «Синтаксис»)
ЧТО ЗА ЗВЕРЬ?
Выпал первый снег. И все кругом стало белым. Деревья, земля, крыши – все
белое.
Девочке Кате захотелось по снежку погулять. Вышла она на крыльцо. Вдруг
видит в снегу на ступеньках следы.
– Что за зверек тут ходит? – подумала девочка.
Бросила Катя на крыльцо котлетку и убежала. День прошел, ночь прошла.
Проснулась Катя утром – и скорей на крыльцо. Котлетка цела! А следов стало
еще больше. Бросила Катя косточку из супа. Утром смотрит – зверек
косточки не трогал. Может быть, это зайчик? Тогда Катя почистила красную
морковку и оставила ее на крыльце. Утром глядит, а морковки нет. Зверек
приходил и всю морковку съел. Что это за зверек?
(По Е.Чарушину)
Грамматические задания
I вариант
1) Найдите и выпишите одно предложение с однородными сказуемыми,
подчеркните грамматическую основу.
2) Найдите и выпишите односоставное предложение.
3) Выпишите словосочетание со связью согласование.
II вариант
1) Найдите и выпишите одно сложное предложение, подчеркните
грамматические основы.
2) Найдите и выпишите безличное предложение.
3) Выпишите словосочетание со связью управление.
Диктант 2 (за I четверть)
ТЫКВА
Тыквы, которые растут в Азии и Африке, бывают различной формы. Есть
тыквы вытянутые, как бутылки, плоские, как тарелка, и круглые, как шар.
В Средней Азии из тыкв делают различную посуду: миски, ведра, ложки. В
больших тыквах хранят зерно и крупу.
В Африке путешественники во время дождя прятали в тыквах свою одежду.
В Индии используют тыкву для ловли обезьян. В тыкве просверливают
маленькое отверстие и насыпают в нее риса или других семян. Такие тыквы
разбрасывают под деревьями, на которых сидят обезьяны. Любопытные
обезьяны бросаются к тыквам, запускают в отверстие лапку. Лапка находит
зерна риса и зажимает их в горсти. Разжать кулачок и выпустить зерна жалко.
Даже когда прибегают люди, обезьяны продолжают держать кулачок в тыкве.
Грамматические задания
1) Выпишите предложение, в котором 4 служебных слова (I вариант);
выпишите предложение, в котором 1 служебное слово (II вариант).
2) Выпишите 3 имени собственных и 3 нарицательных.
3) Выпишите 4 местоименных слова.
Диктант 3 (тема «Лексика»)
Солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и
скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид. Вот
задрожала осиновая роща. Листья становятся мутного цвета. Верхушки
деревьев качаются, и пучки сухой травы летят через дорогу. Стрижи и
ласточки пролетают низко над землей. Вспыхивает молния, ослепляет зрение
и освещает нас. Над самой головой раздается оглушительный гул, который
заставляет нас трепетать.
Но вот молния освещает местность шире и бледнее. Туча разделяется на
волнистые облака, светлеет. Сквозь ее большие края виднеется ясная лазурь.
(По Л.Н. Толстому)
Грамматические задания
I вариант
1) Найдите в трех первых предложениях слова в переносном значении,
выпишите их в составе словосочетаний.
2) Выпишите многозначное слово и объясните его значения.
3) Найдите и выпишите сложное предложение и подчеркните в нем
грамматическую основу.
II вариант
1) Придумайте синонимы ко всем словам 4-го предложения.
2) Выпишите многозначное слово и объясните его значения.
3) Выпишите предложение с однородными членами и подчеркните их.
Диктант 4 (тема «Лексика»)
ПОЧЕМУ МЫ ТАК ГОВОРИМ?
Иногда говорят: «Уж он покажет, где раки зимуют». Где же зимуют раки?
С наступлением холодов большинство живых существ, населяющих
водоемы, прячутся на дно.
Прячутся и раки. В твердых берегах озера или реки осенью самки речных
раков роют норки. В них сидят они всю холодную пору года.
Раки-самцы собираются в большом количестве в глубоких ямах на дне
водоемов. Недоступность мест зимовки раков послужила причиной
возникновения поговорки.
Грамматические задания
1) Найдите синонимы и выпишите их.
2) Найдите и выпишите слово в переносном значении и дайте его толкование.
3) Выпишите предложение, в котором нет подлежащего.
Диктант 5 (тема «Фонетика»)
Погода стала меняться. Из-за далекого горизонта неслись и приближались
низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и
исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в
воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдет», – проговорила Нина.
Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал
камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась
пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь.
Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!».
(По В.Астафьеву)
Грамматические задания
I вариант
1) Из 1-го абзаца выпишите 3 слова с согласной фонемой в слабой позиции
по глухости – звонкости. Напишите проверку.
2) Из 1-го абзаца выпишите 3 слова с согласной фонемой в сильной позиции
по твердости – мягкости.
3) Затранскрибируйте слова: меняться, листья.
II вариант
1) Из 2-го абзаца выпишите 3 слова с согласной фонемой в слабой позиции
по глухости – звонкости. Напишите проверки.
2) Из 2-го абзаца выпишите 3 слова с согласной фонемой в сильной позиции
по твердости – мягкости.
3) Затранскрибируйте слова: налетает, неслись.
Диктант 6 (тема «Фонетика»)
РОДНИК
У каждого есть своя река. Она привлекает тихими заводями омутов, дарит
удачную поклевку, радует светлым журчанием на каменистых перекатах. И
кто не мечтал найти ее исток?! С трудом пробираешься сквозь густые заросли
ивняка, стараешься пройти по узкому ручью. Куда же девалась богатырская
ширь голубой речки? Останавливаешься в изумлении перед чистым
зеркальцем родника и с наслаждением пьешь из него воду.
Грустно становится, когда видишь наши родники. Многим людям дарят они
отдых. Но попробуй напиться из родника, если вода в нем мутная, дно забито
мусором. Тут только разведешь руками и долго будешь ждать, пока отстоится
вода. Но пить ее уже нельзя.
(Из журнала «Юный натуралист»)
Грамматические задания
1) Выпишите 3 слова с традиционным написанием, подчеркните эту букву. (I
вариант – из 1-го абзаца, II вариант – из 2-го абзаца.)
2) Выпишите из текста 3 слова с фонемным написанием согласной и 3 слова с
фонемным написанием гласной. Докажите правильность вашего выбора.