Автор: Тимашева Зиля Фидратовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Старокалмашево
Населённый пункт: Чекмагушевский район Республики Башкортостан
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Открытый урок по литературе на тему: "Книги - корабли мысли".
Раздел: среднее образование
Доброе утро, уважаемые учителя и дорогие ребята!
2015 год - Год литературы в России
13 июня 2014 года Владимир Путин подписал указ о проведении
Года литературы в России в 2015 году.
Полный текст Указа:
В целях привлечения внимания общества к литературе и чтению
постановляю:
1. Провести в 2015 году в Российской Федерации Год литературы.
2 .
П р а в и т е л ь с т в у
Р о с с и й с к о й
Ф е д е р а ц и и :
а)
образовать
организационный
комитет
по
проведению
в
Российской Федерации Года литературы и утвердить его состав;
б)
обеспечить
разработку
и
утверждение
плана
основных
мероприятий
по
проведению
в
Российской
Федерации
Года
литературы.
3.
Рекомендовать
органам
исполнительной
власти
субъектов
Российской Федерации осуществлять необходимые мероприятия в
рамках
проводимого
в
Российской
Федерации
Года
литературы.
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Год литературы – это продолжение Года культуры и его
смысловые ориентиры для духовного развития человека, его
нравственных основ. Продвижение чтения и просветительство в
Год литературы должны стать объединяющим общество проектом,
направленным на культурное развитие каждого человека, его
систему ценностей.
Главной целью проведения Года литературы является
привлечение внимания общества к классической и современной
литературе и чтению. Реализация роли литературы как духовно-
нравственной основы развития личности, привлечение внимания
общества к вопросам литературы и литературного творчества,
развитие и продвижение литературного наследия региона,
обеспечения максимальной доступности книжной культуры,
повышение роли русской литературы и русского языка в
современном мире.
Беседы о русской литературе.
Давайте сегодня вместе поговорим о том, почему так важно
работать над такими большими проектами как Международный
писательский форум "Литературная Евразия", проект
"Литературная карта России", "Библионочь - 2015", проекты "Книги
в больницы" и "Лето с книгой", пилотный проект "Всемирный День
Книги", конкурс "Литературная столица России".
Когда-то наша страна была самой читающей в мире. Сейчас, к
сожалению, между человеком и книгой властно встали
компьютеры, мобильные телефоны, телевидение, отодвинув
главный источник знаний – книгу – на второй план. А ведь книга –
это настоящее чудо. Она лежит всегда под рукой, и как преданный
друг, готова в любую минуту прийти на помощь, научить,
посоветовать, ободрить, рассказать об интересных событиях
многовековой давности.
Основа каждой книги – слово. Это одно из главных средств
человеческого общения. Знания, добытые на протяжении веков,
могли бы исчезнуть, если бы не возможность сохранения их в
книгах.
Невозможно перечислить все книжные богатства, окружающие
нас. Мы открываем переплет, перелистываем страницы книги и
происходит удивительное… Книга начинает говорить с нами своим,
особым языком. Она переносит нас за тридевять земель,
рассказывая о событиях тысячелетней давности, заставляет людей
переживать, сочувствовать, смеяться и страдать.
Умение читать вдумчиво и с пользой приходит не сразу, его
надо развивать. Великие писатели, политики, ученые придавали
чтению огромное значение. Вот что писал Алексей Пантелеев”:
“Какую роль сыграла в моей жизни книга? А ведь это похоже на то,
как если бы спросили: какую роль играет в вашей жизни воздух?”
Французскому философу XIX века принадлежат знаменитые слова:
“Без книг мы остались бы дикарями”.
О книгах сказано много замечательных слов. Самое известное
изречение звучит так: “Книги обретают свою судьбу в головах
читателей”. Жизнь книги зависит от того, как ее воспринимают
люди. Сопереживают ли героям и событиям, радуются или грустят,
перелистывая страницу за страницей, или остаются равнодушными
к происходящему. Хорошая книга всегда будит чувства, разум,
эмоции, находит отклик в сердце и является лекарством для души.
ратура — это совесть общества
А лекарство для души это и есть Художественная литература –
самый гибкий инструмент духовной связи между поколениями,
нациями и социальными слоями. Нельзя обойти и познавательную
функцию чтения художественной литературы. Большую часть
информации о себе и окружающем мире мы получаем из книг,
причем по большей части, художественных.
В художественных произведениях мы находим немало
парадоксальных, неожиданных и неочевидных для современной
научной мысли открытий. Так, к примеру, в начале XIV в. великий
итальянский поэт Данте Алигьери в своей «Божественной комедии»
силой поэтического прозрения угадал и адекватно описал
ощущения, которые испытывают современные космонавты в
состоянии невесомости.
Эффективно осуществляет художественная литература и свою
воспитательную функцию. Она учит читателя любить добро и
ненавидеть зло, прививает ему инстинкт прекрасного, вселяет тоску
по идеалу, по гармоничной жизни в таком дисгармоничном мире.
Ну, и наконец, художественная литература считается основным
инструментом, формирующим разговорный, литературный и
поэтический язык нации. Собственно, язык художественной
литературы принято называть поэтическим и его основная функция
– эстетическая. Правильный нормированный язык как средство
общественной коммуникации именуется литературным.
«Словом можно убить - и оживить, ранить – и излечить,
посеять сомнения и безнадежность – и одухотворить»,- писал
талантливый педагог В.А. Сухомлинский.
И мы не имеем право забывать, что художественная литература
поднимает вечные вопросы нравственности, борьбы добра со злом.
В любой литературе мы найдем произведения, в которых они тем
или иным образом затронуты. Даже спустя десятилетия и столетия
мы снова и снова обращаемся к образам Дон Кихота, Гамлета,
Фауста и других героев мировой литературы.
Проблемы нравственности и духовности, добра и зла волновали
и русских писателей. Надо было быть очень смелым человеком,
чтобы говорить так, как это сделал неизвестный автор «Слова о
полку Игореве»; как делал это один из первых русских
проповедников киево-печерский игумен Феодосий, за что навлек на
себя княжеский гнев. В последующие времена передовые русские
писатели продолжали осознавать себя независимыми от воли
князей и царей. Они понимали свою ответственность перед
народом и отечественной историей, ощущали себя более высокими
по своему призванию, чем сильные мира сего. Стоит вспомнить
Радищева, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Льва Толстого,
Достоевского, многие другие имена русских писателей нового
времени.
В нынешнее время, когда мы только-только вступили в XXI век,
когда в повседневной жизни буквально на каждом шагу приходится
сталкиваться с аморальностью и бездуховностью, нам как никогда
прежде нужно со всей ответственностью обратиться к урокам
нравственности.
В книгах замечательного писателя Ч. Айтматова герои всегда
ищут свое место в жизни. Они способны «изо дня в день восходить
к сияющему совершенству духа». Например, в романе «Плаха»
писатель попытался «отразить всю сложность мира, чтобы читатель
вместе с ним прошел через духовные пространства и поднялся на
более высокую ступень».
Главный герой произведения — сын священника Авдий
Каллистратов. По словам духовных наставников семинарии, он
еретик. Авдий стремится к тому, чтобы нести доброту и
справедливость в мир, полный жестокости и равнодушия. Он верит,
что может оказать влияние на юнцов, собирающих анашу, очистить
их души от черствости и безразличия к самим себе и тем, кто
находится рядом с ними. Авдий стремится к любви и правде и
совсем не догадывается, какая бездна безнравственности, жестокос-
ти и ненависти откроется перед ним.
Встреча героя с собирателями анаши становится своеобразной
проверкой сил и возможностей. Авдий как может старается до-
нести им светлые идеи справедливости. Но этих идей не могут
понять ни главарь «анашистов» Гришан, ни его напарники. Они
собирают коноплю ради денег, а остальное для них не важно. Они
считают Авдия сумасшедшим чужим в их кругу.
Авдий наивно полагает, что главным оружием в борьбе за
человеческие души, за нравственность в отношениях между
людьми является слово. Но постепенно выясняется, что
«анашисты» и обер-кандаловцы говорят с ним на разных языках. В
результате анашисты выбрасывают его из вагона поезда, а обер-
кандаловцы распинают на саксауле. С наивной верой в
возможность очищения мира от зла и безнравственности искренним
душевным словом Авдий взошел на свою плаху.
Что заставляет человека сворачивать с правильного пути? В чем
кроются причины перемен, происходящих с ним? К большому
сожалению, на подобные вопросы литература не может дать
однозначного ответа. Литературное произведение лишь
представляет типичные проявления нравственных болезней
времени. Главный же выбор остается за нами — реальными
людьми, живущими в реальном времени.
Было бы очень правильно, если мы будем читать и
перечитывать книги, искать именно в книгах, в произведениях
писателей своих учителей и наставников, научились понимать что
такое добро и зло, что такое настоящее и лживое, да и просто своих
настоящих друзей.
И я не раз говорила и повторяю еще раз ХОРОШИЙ
ЧИТАТЕЛЬ – ЭТО ПЕРЕЧИТЫВАТЕЛЬ. Не забывайте об этом.
1.
Открой заветный фолиант -
Возникнет новый мир из фраз.
Читать – прекраснейший талант,
Но дан не каждому из нас.
2.
Открой скорее толстый том,
В нем сотни разных тайн, чудес:
С Чеширским встретишься котом
И попадешь в волшебный лес.
Узнаешь, как живут моря,
Любых проблем очертишь круг,
Откроешь книгу – и не зря
Потратишь время ты, мой друг!
3.
Ты с нею воплотишь мечты,
Узнаешь про зверей, Китай,
Богаче с книгой станешь ты,
Но только не ленись – читай!
4.
С ней в космос устремишься ты,
В другие страны, города…
Для всех нас книжные листы
Как кладезь знаний на года.
5.
Нам предлагают ТВ и компьютер.
Век технологий, стремительный век.
Но утверждали Вольтер и Лютер:
Будь славен читающий человек!
6.
Мы обожаем сейчас сериалы,
Забыты сказки, Гайдар, “Чук и Гек”,
А книгу любили и гунны, и галлы,
Будь славен читающий человек!
7.
Мы бредим мобильником и Интернетом,
Но книга начнет свой новый разбег
Вернется ко всем ослепительным светом,
Будь славен читающий человек!
8.
Хочешь не бродить, как тень,
По дому скучающий?
Хочешь одолеть ты
Глупость, косность, лень.
Да здравствует, да здравствует
Человек читающий,
Книгу открывающий каждый день!
Я надеюсь, что вы сегодня поняли о значении литературы и
чтения художественной литературы
.
Руководство нашей страны делает все возможное для того,
чтобы вернуть былую славу самой читающей страны. И мы должны
понять, что только чтение книги делает человека грамотным и
достойным уважения.
В связи с Годом литературы, на уровне министерства
образования и науки, был разработан план мероприятий, которые
будут проходить в течение 2015 года. Опираясь на этот план,
разработали свой план мероприятий. И мы надеемся, что никто не
останется равнодушным. Ведь будущее России это вы, наши
дорогие учащиеся.
Кроме всех запланированных мероприятий у меня есть еще
одно предложение – провести акцию
. Акция “Почитай мне” - учащиеся 5,6,7,8 классов в костюмах
сказочных героев проводят уроки литературного чтения,
викторины, литературные игры, показывают отрывки из лучших
детских книг учащимся начальных классов (1-4 классы). Форму
работы выбирайте сами.
Активность будет поощряться.
Позвольте сегодня и в нашей школе Год литературы считать
открытым.
Спасибо за внимание!
СКАЗОЧНАЯ ВИКТОРИНА
◘ Самый лучший знаток и рассказчик сказок - это... Кто?
(Бабушки.)
◘ Чем все очень разные сказки похожи друг на друга?
(В любой сказке обязательно побеждает Добро.)
◘ У этой «народной» русской сказки автор всё-таки есть - Владимир
Иванович Даль. Что это за сказка, героиней которой является домашняя
птица?
(«Курочка-Ряба».)
◘ Какая сказка Ю.К. Олеши стала художественным фильмом, балетом и
мультфильмом?
(«Три толстяка».)
◘ Какую сказку сочинил Антоний Погорельский для своего племянника
Алёши, ставшего впоследствии писателем Алексеем Константиновичем
Толстым?
(«Чёрная курица, или Подземные жители».)
◘ Какой весёлый и жизнерадостный детский писатель-сказочник родился в
День Смеха?
(Корней Иванович Чуковский, родился 1 апреля 1882 года.)
◘ Появлению какой сказки мы обязаны маленькой дочке К.И. Чуковского,
которая не желала умываться?
(«Мойдодыр».)
◘ Назовите писателя, придумавшего сказочных персонажей Винтик и
Шпунтик?
(Н. Носов.)
◘ Поляки называют её Едзина, чехи - Езинка, словаки - Ежи Баба, а как
называем её мы?
(Баба-Яга.)
◘ Назовите грозное оружие Соловья-разбойника.
◘ Назовите жаркое место рождения Колобка.
(Печь.)
◘ Назовите популярную русскую народную сказку с тремя покушениями
на убийство и одним убийством?
(«Колобок».)
◘ Какая зверюга жаловалась Айболиту, что её укусила оса; не смогла
пообедать у журавля; наказала Колобка за хвастовство?
(Лиса.)
◘ В какой сказке рассказывается о деятельности экспериментального
крестьянского хозяйства, где недостаток техники компенсируется
количеством рабочих рук и лап?
(Русская народная сказка «Репка».)
◘ Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам
известно.
(Жучка.)
◘ Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи.
(Царевна-лягушка.)
◘ Назовите деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и
другие элементы окружающей среды.
(Рукава платья Царевны-лягушки.)
◘ Какое настоящее имя у Царевны-лягушки?
(Василиса Премудрая.)
◘ Назовите имя сказочного царя-долгожителя.
(Кащей Бессмертный.)
◘ Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная
опасность для сказочных персонажей, славящихся своим долголетием?
(Игла.)
◘ Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать?
(Сказочную шапку-невидимку.)
◘ Какие сказочные персонажи А.С. Пушкина прожили вместе «тридцать
лет и три года»?
(Старик и старуха.)
◘ Какому сказочному герою принадлежат слова: «Не печалься, ступай себе
с богом...»?
(Золотой рыбке.)
◘ Как звали персонажа сказки А.С. Пушкина, который превращался в
шмеля, муху и комара?
(Князь Гвидон.)