Автор: Ермилова Нвталья Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Старокиструсская СШ"
Населённый пункт: село Старый Киструс Спасского района Рязанской области
Наименование материала: статья
Тема: "Как сохранить здоровье ученика начальной школы"
Раздел: начальное образование
КАК СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЬЕ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
В наше время обучение неизбежно. Без образования невозможно получить хорошую
профессию и работу. Между тем образовательные стандарты требуют от учащихся все
большего
времени
и
сил,
усвоения
огромной
по
объему
информации,
большой
усидчивости
и
напряжения
зрения,
усидчивости,
или,
проще
говоря
нахождения
практически в одной позе (сидящего, со склоненной головой) и это не только в течение
уроков, но и дома, в библиотеке. Если добавить сюда компьютер, то получается вообще
«бомба замедленного действия» способная разрушить здоровье даже самого сильного
человека. Учитывая же современную статистику мы знаем, что процент совершенно
здоровых детей в стране около 10%. Что же ожидает нашего несчастного ребенка, когда он
встанет на дорогу знаний и величайших открытий?
Понятие «школьные болезни» было введен немецким врачом Р.Вирховым в 1870 г. Уже
тогда
для
«устранения
главнейших
причин
школьных
болезней»
предлагалось
использовать
в
образовательных
учреждениях
игры,
танцы,
гимнастику
и
все
виды
изобразительного искусства. Тем самым на место «пассивно-воспринимающего обучения»
должно было прийти обучение «наблюдательно-изобразительное». «Словесная школа»
заменялась «школой действия».
Основы концепции здоровьесбережения в России были заложены еще в 1904 г., когда
съезд Российских врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний со стороны школы
на
состояние
здоровья
и
физическое
развитие
учащихся.
Причем
несмотря
на
многочисленные
попытки
модернизировать
школу
на
разных
этапах
истории
нашего
государства основы этой концепции практически не менялись, а, значит, поставленные
задачи по сохранению здоровья подрастающего поколения не были выполнены.
В отечественной практике сохранения здоровья детского коллектива одним из первых
примеров (если не самым первым) можно считать опыт работы Павлышской средней
школы
под
руководством
ее
директора,
выдающегося
советского
педагога
А.В.
Сухомлинского.
Страсбургская
конференция
1990
г.
решением
Всемирной
организации
здравоохранения
(ВОЗ)
и
Европейского
экономического
сообщества
(ЕЭС)
одобрила
создание так называемых «школ здоровья» для реализации разработанной в середине
1980-х гг. новой, более расширенной, модели здоровьесбережения. В нее вошли служба
питания с расширенным ассортиментом здоровой пищи; проведение мероприятий по
физическому
воспитанию
подрастающего
поколения
и
«служба
здоровья
персонала
школы» с привлечением родителей и помощи широкой общественности.
За прошедшее время в этом проекте приняло участие более 500 школ из 40 государств
и
эта
сеть
непрерывно
расширяется.
В
нее
уже
вошли
многие
образовательные
учреждения Польши, Чехии, Словакии, Болгарии, Германии и других стран.
В России образовательные учреждения, получившие статус «школы здоровья»,
работают сегодня в республиках Башкортостан, Татарстан и Карелия, в ряде городов и
областей России.
Каждой школе, которая начинает работать в здоровьесберегающем эксперименте,
предстоит проделать большую работу от постановки проблемы и выработки собственной
концепции до ее реализации. И быть готовой, что надеяться на поддержку извне не
придется.
Надо
изыскивать
собственные
возможности
и
ресурсы.
Тем
более,
что
отсутствие полноценного гражданского общества, недостаточно высокий уровень личной
культуры населения, приоритеты родителей обусловили передачу некоторых функций
общества
и
семьи
государству
и
были
им
делегированы
школе
как
важнейшему
социальному институту.
Нашей основной задачей мы видим не только формирование у учащихся системы знаний
учебных
дисциплин,
но
и
содействие
социализации
выпускников
средней
общеобразовательной школы в сложных и динамично меняющихся условиях современной
действительности.
Личностно-ориентированная
педагогика
направлена
на
развитие
у
каждого ученика качеств, необходимых для его успешной самореализации. Проблемная
экология, социальная напряженность, размывание нравственных ценностей части социума
усложняют традиционные задачи школы. Несмотря на то, что здоровье подрастающего
поколения всегда было в центре внимания школы и общественности, сегодня как никогда
здоровьесбережение становится актуальным.
По данным диспансеризации, проведенной Министерством здравоохранения в 2002 г.
около
60
%
учащихся
страдают
хроническими
заболеваниями.
За
период
школьного
обучения у детей в 5 раз возрастает частота нарушения органов зрения, в 3 раза –
патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз – нарушение осанки, в 4 раза –
нервно-психических расстройств. Отмечена прямая связь между школьными нагрузками и
состоянием здоровья: у многих учащихся ухудшается самочувствие к концу учебного дня,
более 60 % учащихся плохо засыпают (сказываются учебные перегрузки: после 6 – 7, а в
старших
классах
зачастую
и
8
уроков
на
выполнение
домашних
заданий
многие
школьники тратят 2,5 – 3 часа ежедневно). На лицо нервное переутомление, которое
хронически накапливаясь приводит и к подрыву здоровья, и к падению интереса к учебе.
Анализ динамики нервно-психического здоровья детей в школьный период показывает,
что
абсолютно
здоровыми
и
оптимально
адаптированными
можно
считать
1/3
первоклассников, к шестому году обучения таких детей становится около
22 %.
Стоит отметить, что речь идет о детях из благополучных семей.Но реальное количество
таких семей трудно определить, так как общий уровень материального, социального,
морально-психологического благополучия современного российского общества вряд ли
вообще поддается определению.
"Забота о здоровье ребенка- это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и
правил... и не свод требований к режиму,
питанию, труду, отдыху.
Это прежде всего
забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии
является радость творчества»
В. А. Сухомлинский.
Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов
зрения, в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение
осанки,
в
4
раза
-
нервно-психических
расстройств.
За
последние
годы
в
20
раз
увеличилось количество низкорослых детей. Ежегодно более 35% юношей не способны
нести
воинскую
службу
по
медицинским
показателям.
Также
в
результате
изучения
состояния
здоровья
учащихся
было
выявлено,
что
к
концу
занятий
ухудшается
самочувствие учащихся, многие на подготовку домашних заданий тратят более 2,5- 3
часов,
более
60%
ребят
не
могут
сразу
заснуть,
что
свидетельствует
о
нервном
переутомлении. Все эти данные говорят о том, что учащиеся подвержены серьезным
учебным перегрузкам. Анализ динамики нервно-психического здоровья детей в школьный
период жизни показывает, что если абсолютно здоровыми и оптимально адаптированными
можно считать около 1/3 первоклассников, в уже к 6 классу количество таких учащихся
снижается до 22 %.Связано это не только со школой, но и с тем, в каких семьях живут
дети.
Поэтому
в
настоящее
время,
здоровье
человека
становится
самой
актуальной
проблемой
для
многих
отраслей
знаний,
среди
которых
особое
место
отводится
педагогической
науке,
призванной
через
систему
образования
путем
формирования
культуры населения развивать и сохранять здоровье человека.
Одной из главных задач является рациональная организация учебного процесса. Это
не просто составление расписания уроков и дополнительных занятий, процесс внедрения
инновационных
технологий,
использования
методов
и
методик
обучения,
адекватных
возрастным возможностям и способностям учащихся. Противоречие между содержанием
и
объемом
учебной
нагрузки
и
предельно
допустимыми
санитарно-гигиеническими
нормами, по имеющимся данным, проводит к тому, что нагрузка учащихся 1 классов до 20
%
и
в
средней
школе
от
20
до
40
%
превышает
существующие
гигиенические
и
физиологическим
нормативы.
Это
накладывает
особую
ответственность
на
учителя.
Безусловно, что качество знаний – это особая характеристика работы школы, и снижать
его показатели мы не имеет права. Это самое большое противоречие и самая большая
трудность в моей работе: оптимизировать учебный процесс и повысить качество знаний
учащихся, используя при этом здоровьесберегающие технологии.
Цель, которую я ставлю перед собой
– переход от эпизодического применения до
широкого систематического внедрения этих технологий в свою работу.
Администрация
школы
и
педагогический
коллектив
уделяет
большое
внимание
укреплению и сохранению здоровье обучающихся , строго следит за соблюдением норм
СанПинов, обеспечивает режим проветривания учебных классов, следит за двигательной
активностью детей, уделяют внимание детям с ослабленным здоровьем. В системе работы
школы. Дни Здоровья, , соревнования по различным видам спорта. Кроме регулярных
уроков физической культуры учащиеся школы могут развиваться физически на занятиях в
спортивной
секциях
общей
физической
подготовки.
Высокий
уровень
спортивно-
оздоровительной работы обеспечивают высококвалифицированный учитель физической
культуры.
Просветительно-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование
ценности здоровья и здорового образа жизни, ведется
параллельно с просветительной
работой
с
родителями.
В
школе
регулярно
проводятся
конкурсы
плакатов
"Нет
наркотикам!", "Нет сигарете!", экологические конкурсы и викторины.
Определяя это направление работы, исхожу их того, что школа – не медицинское
учреждение и подменять собой функции врачей не может и не имеет права. Однако
необходимо установить тесное взаимодействие с медицинскими работниками , исключить
ситуацию, когда медицинская служба – сама по себе, учителя - сами по себе. Я, как
учитель,
работающий
с
детьми,
должна
быть
хорошо
информирована
о
состоянии
здоровья
конкретных
учеников
и
использовать
эту
информацию
при
организации
индивидуальной и деффиренцированной работы с учащимся. При таком малочисленном
составе у меня не возникает проблем. У меня тесный контакт как с родителями так и с
медработниками.
Всегда в центре внимания - факторы школьного риска:
Стрессовая
педагогическая
тактика;
стессогенные
(дидактические)
технологии
проведения урока и оценивания знаний учащихся;
Интенсификация учебного процесса
Несоответствие
методик
и
технологий
обучения
возрастным
и
функциональным
возможностям школьников.
Преждевременное начало дошкольного систематического обучения.
Несоблюдение
элементарных
физиологических
и
гигиенических
требований
к
организации учебного процесса.
Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья.
Массовая неграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Частичное разрушение служб школьного врачебного контроля.
Провалы
в
существующей
системе
физического
воспитания.
Недостаток
физической
активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья.
Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа
жизни (в том числе профилактике вредных привычек, полового воспитания и сексуального
просвещения, недостаточное использование средств физического воспитания и спорта и
т.д.)
Сила школьных факторов риска (ШФР) определяется тем, что они действуют:
в период интенсивного роста, развития и формирования всех систем организма;
комплексно и системно;
длительно и непрерывно (в течение 10 – 11 лет, ежедневно).
Учитывая
это
я
должна
строить
работу
по
сдоровьесбережению
планомерно,
последовательно, постоянно.
Так физминутки на уроке я провожу постоянно. Это и гимнастика для глаз, и мышечная
релаксация, и музыкальные паузы. Не по конкретному времени, хотя и этот способ тоже
практику., а по мере утомляемости учащихся и в зависимости от вида работы (если дети
писали, то гимнастика для глаз и мышц спины и шеи и т.д.) Кроме того я стараюсь
подбирать такие виды работ, которые заставляют детей перемещаться по классу (выходить
к доске, подходить к стенду и словарю и т.д.) У нас на уроке заведено так, что ребенок
может встать, постоять без моего разрешения, поточить карандаш и т.д.
Кроме того дети постоянно меняют свое рабочее место. Начнем с того, что сидят они
буквой «П». Каждый день перемещаясь по кругу. В конце каждой четверти – меняются
рядами. Это позволят смотреть на доску с разных точек, поворачиваться в разные стороны,
нагружая соответственно разные мышцы.
На уроке присутствует свободный диалог учитель – ученик, дети спокойно могут
высказывать свое мнение по любому вопросу, сами анализируют свой ответ, ставят оценку.
Это помогает мне избежать стрессового воздействия на психику ученика.
Сейчас научно доказано воздействии разных видов музыки на организм человека.
Самое положительное воздействие имеет музыка Моцатрта, которую я тоже успешно
использую в своей работе.
С прохождением школьной программы приходится сложнее. Но я стараюсь найти
оптимальные варианты ее решения. Это постоянное и многочисленное повторение, с
использованием
разнообразных
видов
работы,
чтобы
детям
как
можно
меньше
приходилось заучивать дома.
Провожу беседы с родителями о рациональном использовании свободного времени,
контролем за временем пребывания перед телевизором и компьютером.
У нас есть большой плюс: во- первых это экологическая обстановка поселения(близость
соснового
леса,
удаленность
от
заводов,
сравнительно
небольшой
по
численности
транспорт), во- вторых дети в школу и из школы ходят пешком, на лыжах, велосипедах
( 1,5 – 2 км ежедневно) это, скажем так прибавляет им бодрости и здоровья.
Другим важным направление работы стало изучение и внедрение в практику новых
образовательных технологий (развитие критического мышления через чтение и письмо)
Большое внимание в системе здоровьесберегающей работы школы имеет проектная
деятельность учащихся. Так традиционной стала работа по проекту «Словарик». В конце
учебного года дети защищают свой проект.
Моя
программа
плюс
работа
по
сдоровьесбережнию
в
школе,
должна
дать
положительные результаты.
Даже недолгое время освоения и применения всех способов и методов по
сдоровьесбережению на собственном опыте убедило , что это позволяет оптимизировать
учебно-познавательный и воспитательный процесс, способствуют повышению мотивации
учащихся к обучению, активизируют познавательную и творческую активность учащихся,
формируют их новый взгляд на окружающий мир, который теперь предстает для них не
через
призму
отдельных
предметов,
а
как
единой
целое.
Применение
открытых
образовательных технологий повышает самооценку учащихся, дает учащимся хороший
опыт социализации, укрепляет коллектив. Существенно меняются отношения учитель –
ученик.
Приоритет
учительской
позиции
меняется
на
подлинное
партнерское
сотрудничество. Урок стал интереснее не только для учеников, но и для меня, как учителя.
По-новому
раскрылись
учащиеся,
которые
раньше
были
пассивны.
Уроки
проходят
продуктивно,
быстро,
интересно.
Применение
отрытых
технологий
нейтрализует
стрессогенный школьный фактор, способствует эмоциональной разрядке. И все это не в
ущерб учебной программе и качеству знаний.
Я не ставлю перед собой сверхзадач. Да этого ,думаю, и не надо.Мне важно только одно:
по мере возможности СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ, ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПРИШЕДШИЕ КО
МНЕ УЧЕНИКИ , ПРИШЛИ
ИУШЛИ ПОСЛЕ
ОКОНЧАНИЯ НАЧАЛЬНОЙ СО
ЗДОРОВЬЕМ, то есть не испортили, зрение, осанку и психику. Вот это эталон к которому
я
стремлюсь
всеми
известными
мне
способами
и
методами.
Изучаю
опыт
других
учителей, школ. По мере возможности стараюсь использовать в своей работе. Здоровье
самое главное в жизни человека, быть умным грамотным, но больным это по меньшей
мере глупо. Стараюсь сделать все возможное для сохранения здоровья моих учеников.
Ермилова Н.И. учитель начальных классов