Автор: Жиздюк Марина Борисовна Должность: зам. директора по УВР, методист Учебное заведение: МКУ ДО "Городской центр детского и юношеского творчества" Населённый пункт: Кабардино-Балкарская республика, г. Нальчик Наименование материала: Парциальная программа Тема: "Сабий" Раздел: дошкольное образование
МКУ «Департамент образования Местной администрации г.о. Нальчик»
муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Городской центр детского и юношеского творчества»
«Принята» «Утверждаю»
Педагогическим советом Директор МКУ ДО «ГЦДиЮТ»
Протокол №___ _____________/С.Ш. Бицуева/
от «31» августа 2016 год Приказ № ___
от «02» сентября 2016 год
Парциальная программа
«Сабий»
по реализации ООП студии раннего развития
:
«Малышок» - ГКПД
образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
«Хореография»
Срок реализации: 3 года
Возрастной состав: 3 - 4 года;
5 - 6 лет;
6 - 7 лет
Составитель:
зам. директора по УВР, методист
Жиздюк Марина Борисовна
Исполнитель:
ПДО Керефов Казбек Султанович
1
г. Нальчик, 2016 год
Содержание
I.
Целевой раздел
1.1.
Пояснительная записка
3 – 4
1.2.
Педагогические принципы
4 – 5
1.3.
Целостность процесса обучения
5 – 6
1.4.
Основные цели и задачи реализации программы
6 – 7
1.5.
Связь с другими образовательными областями
7 – 8
1.6.
Направления образовательной работы
8 – 11
1.7.
Целевые ориентиры и показатели эффективности освоения
программы дополнительного образования
11 – 12
II.
Содержательный раздел
2.1.
Содержание программы: 3 – 4; 4 – 5лет
Возрастные и индивидуальные особенности детей 3 – 4; 4 – 5 лет
12 – 14
2.2.
Содержание программы: 6 – 5; 6 – 7 лет
Возрастные и индивидуальные особенности детей: 5 –6; 6 – 7 лет
14 – 16
2.3.
Тематическое планирование образовательных отношений
16
2.4.
Ожидаемы результаты
17
2.5.
Тематическое планирование образовательных отношений:
3 – 4 года – первый год
18
2.6.
Тематическое планирование образовательных отношений:
5 – 6 лет – второй год
19
2.7.
Тематическое планирование образовательных отношений:
6 – 7 лет – третий год
20
2.8.
Содержание программы
21
2.9.
Репертуар
21
III.
Организационный раздел
3.1.
Работа с родителями
22 – 23
3.2.
Методическое обеспечение программы
23 – 25
IV.
Литература
26
V.
Приложение
Приложение № 1 Результаты освоения программы
Приложение № 2 Диагностика выявления результатов
27 – 31
32
I.
Целевой раздел
1.1.
Пояснительная записка
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Тип программы: модифицированная, по блочно-модульный технологии.
2
Хореография, а именно изучение национальных танцев в студии раннего
развития «Малышок» – групп кратковременного пребывания детей (далее ГКПД)
- это одно из любимейших детских занятий. Малыши настолько переполнены
жизненной энергией, что абсолютно не могут усидеть на месте и обязательно всем
видам деятельности предпочитают ту, где нужно двигаться. Поэтому и занятия
национальными танцами в ГКПД, которые обычно проходит под веселую,
зажигательную музыку (живое сопровождение – гармонь), кажется малышам
заманчивым и привлекательным.
Хореография в ГКПД имеет довольно обширную программу - воспитанников
обучают базовым движениям, развивается пластика, грация, координация
движений. Здесь закладываются азы, и если у ребенка есть наклонность к танцам,
обычно это видно уже на 1 этапе.
Разумеется, занятия национальными танцами в ГКПД не ставят целью
превратить детишек в профессиональных танцоров – программа предполагает
только обучить детей базовым движениям, объяснить понятия танцевальных
позиций и обучить первичному пониманию сути танца. Именно поэтому
хореография в ГКПД не может полностью заместить посещение дополнительных
курсов танцев, если ваш ребенок действительно тянется к освоению этого умения.
К тому же, эти занятия ни к чему не обязывают и не являются путем к развитию в
сфере танцев.
Только если вы отдадите ребенка в специализированный кружок хореографии
и танцев для детей, ваш сын или дочь смогут действительно отточить какие-либо
умения и принимать участие в различных танцевальных соревнованиях и
выступлениях.
Разумеется, национальные танцы для детей 3 лет еще не предполагает такие
перспективы на ближайшее будущее, но приблизительно после семи лет детей
активно привлекают на городские мероприятия. Если же ваш ребенок посещает
национальные танцы для детей 7 лет и не теряет интереса на протяжении
нескольких лет, вероятно, в вашей семье растет действительно талантливый
танцор, и нужно поддерживать и поощрять его развитие.
Танцы донесли до нас веками выработанные народом понятия красоты,
гармонии, совершенства формы, пластичности движений, представления адыгов о
красоте человеческого тела и, конечно, еще то, что мы называем душой,
психологией нации.
Танцы помогали в воспитании молодых воинов в их физическом
становлении. Может, оттуда и подчеркнуто почтительное отношение адыгов к
танцам, как и к проявлению мужества, воинской доблести и вообще
благовоспитанности.
1.2.
Педагогические принципы
3
В данной программе используются следующие педагогические принципы:
Наглядность. Показ физических упражнений, образный рассказ,
подражание, имитация известных детям движений.
Доступность.
Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к
неизвестному, учитывая степень подготовленности ребенка, соответствие
содержания возрастным особенностям обучающихся.
Систематичность.
Регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества
упражнений, усложнение техники их исполнения.
Закрепление навыков.
Многократное выполнение упражнений. Умение выполнять их
самостоятельно, вне занятий.
Индивидуальный подход.
Учет особенностей возраста, особенностей каждого ребенка.
Воспитание интереса к занятиям, активности ребенка. Сознательность и
понимание пользы упражнений. Потребность их выполнения в домашних
условиях.
Формирование творчества в танце – при использовании всех перечисленных
методов обучения, необходимыми являются следующие условия:
Чтобы дети не теряли интереса к изучаемому материалу, не следует работать
над каждым упражнением или этюдом дольше 2 – 4 занятия – непосредственно
образовательной деятельностью подряд (далее НОД). Даже если за это время
выполнены не все поставленные задачи, лучше обратиться к новому материалу, а
к прежнему вернуться некоторое время спустя.
В процессе обучения используются игрушки, атрибуты с целью побуждения
детей к более выразительному исполнению движений. В связи с этим нужно
отбирать яркий, эстетически – выразительный игровой материал в том количестве,
которое необходимо для НОД.
На НОД должна быть доброжелательная обстановка, искренний и чуткий
интерес педагога к любым, малейшим находкам, успехам своих воспитанников;
поддержка и поощрение их самостоятельности. Чрезвычайно важно воспитывать
такое же внимательное отношение у детей друг к другу, их умение искренне
радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении
встречающихся трудностей. Все это создает действительно творческую атмосферу
на НОД, без которой невозможно становление и развитие творчества.
В рабочей программе «Сабий» используются методы поощрения, интеграции,
игровой, исследовательский, беседа, показ.
4
В совершенстве овладеть огромным разнообразием движений, комбинаций и
целых комплексов упражнений, входящих в программу, возможно лишь при
условии правильной методики обучения.
1.3. Целостный процесс обучения можно условно разделить на три этапа:
1. Начальный этап – обучение упражнению (отдельному движению).
2. Этап углубленного разучивания упражнений.
3. Этап закрепления и совершенствования упражнения.
Начальный этап
Этап углубленного
разучивания
Этап закрепления и
совершенствования
название
упражнения;
показ;
объяснение техники;
опробования
упражнений
уточнение двигательных
действий;
понимание
закономерностей
движения;
усовершенствование
ритма;
свободное и слитное
выполнение упражнения
закрепление двигательного
навыка;
выполнение упражнений
более высокого уровня;
использование упр. в
комбинации с другими
упражнениями;
формирование
индивидуального стиля
Первостепенную роль на НОД по национальным танцам играет музыкальное
сопровождение. Музыкальные произведения, используемые для сопровождения
НОД очень разнообразны: по жанру, стилю, форме, размеру, темпу и т.д. Но при
всем этом, музыкальные произведения доступны пониманию детей, музыкальны,
выразительны, пробуждают у детей фантазию и воображение.
Все это позволяет сформировать у детей наиболее полное представление о
разнообразии музыкальных произведений, обогатить их эмоциональными и
эстетическими переживаниями, помогает в воспитании музыкального вкуса.
Чтобы учебный процесс у детей 3-7 лет был эффективным, на НОД
максимально используется ведущий вид деятельности ребенка - дошкольника–
игра.
Используя игровые упражнения, имитационные движения, сюжетно-
творческие зарисовки усиливают эмоциональное восприятие музыки детьми и
помогают полнее и всестороннее решить поставленные задачи. Отдельные
игровые упражнения могут быть использованы на НОД в качестве динамических
пауз для отдыха – если всё занятие проводится в достаточно большом темпе и
подразумевает много движений.
Комплексы игровых упражнений включаются в различные части НОД: в
разминку или в занятие целиком. Комплексы объединяются сюжетом, темой или
предметом - атрибутом, с которым выполняются движения.
5
1.4. Цели и задачи:
Сохранять и укреплять здоровье детей, формировать у них привычку к
здоровому образу жизни.
Способствовать физическому развитию.
Формировать основы здорового образа жизни
Способствовать своевременному и полноценному психическому развитию
каждого ребенка.
Способствовать становлению деятельности.
Способствовать становлению сознания.
Закладывать основы личности
Обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно
прожить период дошкольного детства.
Создавать атмосферу эмоционального комфорта.
Создавать условия для творческого самовыражения.
Создавать условия для участия родителей в жизни ребенка.
Цель:
дальнейшее развитие народной хореографии, усиление интереса
воспитанников к истокам танцевальной культуры народов Кабардино-
Балкарской республики.
Задачи:
Научить детей владеть своим телом, обучить культуре движения, основам
классического, народного и детского бального танца.
Музыкальной грамоте и основам актерского мастерства, научить детей
вслушиваться в музыку, различать выразительные средства, согласовывать
свои движения с музыкой.
Развитие музыкальных и физических данных детей, образного мышления,
фантазии и памяти, формирование творческой активности и интереса к
танцевальному искусству.
Развитие творческого потенциала.
Профессиональная ориентация и самоопределение ребёнка.
Нравственного восприятия детей и любви к прекрасному, трудолюбия,
самостоятельности, аккуратности, целеустремленности в достижении
поставленной цели, умение работать в коллективе и в парах.
Первоначальная хореографическая подготовка, выявить склонности и
способности воспитанников.
Способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка.
Прививать интерес к хореографии, любовь к танцам.
Гармонически развивать танцевальные и музыкальные способности, память
и внимание.
Воспитывать умение работать в коллективе.
6
Развивать психические познавательные процессы.
Память, внимание, мышление, воображение.
Прививать умение содержательно проводить свой досуг.
Укреплять здоровье, корректировать осанку детей за счет систематического
и профессионального проведения НОД, основанного на классических
педагогических принципах обучения и внедрению инновационных форм и
методов воспитания дошкольников.
1.5.
Связь с другими образовательными областями
«Социально-коммуникативное
развитие» «Социализация»
«Безопасность»
Формирование представления о танце
как художественной деятельности,
виде искусства
Развитие игровой деятельности;
формирование гендерной, семейной,
гражданской принадлежности,
патриотических чувств
Формирование основ безопасности
собственной жизнедеятельности в
непосредственно образовательной
деятельности по хореографии
«Познавательное развитие»
Расширение кругозора детей в
области хореографического искусства
Воспитывает вкус ребёнка и
обогащает его разнообразными
музыкальными впечатлениями,
формирование целостной картины
мира в сфере искусства танца,
развивается способности к
самостоятельному творческому
самовыражению
«Речевое развитие»
Развитие свободного общения
совзрослыми и детьми в области
хореографии
Выражение собственных ощущений,
используя язык хореографии, музыки,
литературы, фольклора
7
«Художественно – эстетическое
развитие»
Художественное творчество
Привить детям любовь к танцу,
соразмерно сформировать их
танцевальные способности: развить
чувство ритма, эмоциональную
отзывчивость на музыку,
танцевальную выразительность,
координацию движений,
ориентировку в пространстве,
воспитать художественный вкус,
интересы.
Развитие детского творчества,
приобщение к различным видам
искусства, закрепления результатов
восприятия музыки через движение и
пластику.
Формирование интереса к
эстетической стороне окружающей
действительности.
Развитие детского творчества,
использование танца с целью
усиления эмоционального
восприятия художественных
произведений
«Физическое развитие»
Развитие физических качеств, для
хореографической деятельности,
использование музыкальных
произведений в качестве
музыкального сопровождения
различных видов детской
деятельности и двигательной
активности сохранение и укрепление
физического и психического здоровья
детей, формирование представлений
о здоровом образе жизни, укрепление
физического и психологического
здоровья
1.6. Направление образовательной работы
Раздел № 1:
Укрепление здоровья детей, развитие двигательных качеств и умений.
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя
перечисленные ниже виды движений.
Основные:
8
ходьба - бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках,
пружинящим, топающим шагом, «с каблучка», вперед и назад (спиной), с
высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках,
«гусиным» шагом, с ускорением и замедлением;
бег - легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий,
широкий, острый, пружинящий бег;
прыжковые движения - на одной, на двух ногах на месте и с различными
вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой
галоп, боковой галоп), поскок «легкий» и «сильный» и др.
Общеразвивающие упражнения:
на различные группы мышц и различный характер, способ движения
(упражнения на плавность движений, махи, пружинность);
упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости
движений, координации рук и ног.
Имитационные движения:
различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ,
настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или
легкости, разной среды – «в воде», «в воздухе» и т.д.
Плясовые движения:
элементы национальных танцев и детского бального танца, доступные по
координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из
современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук
и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с
притопом и др.
Раздел № 2:
Развитие нравственно - коммуникативных качеств личности:
воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая
музыкальный образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая
их в пластике;
формирование чувства такта (например, не танцевать и не шуметь в
помещении, если кто-то отдыхает или занимается, сочувствовать, если кто-
то упал или что-то уронил во время движения);
воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми
и взрослыми, привычки выполнять необходимые правила самостоятельно:
пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на
танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло
нечаянное столкновение и т.д.
Раздел № 3:
Развитие музыкальности, творческих способностей:
9
воспитание интереса и любви к. музыке, потребности слушать знакомые и
новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это
за произведения и кто их написал;
обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру
музыкальными сочинениями;
развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение,
передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;
развитие умения передавать основные средства музыкальной
выразительности: темп - разнообразный, а также ускорения и замедления;
динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических
оттенков);
регистр (высокий, средний, низкий);
метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы);
различать 2-3-частную форму произведения (с малоконтрастными по
характеру частями), а также вариации, рондо;
развитие способности различать жанр произведения - плясовая
(национальный танец, вальс, полька, старинный и современный танец);
песня (песня-марш, песня-танец и др.),марш, разный по характеру, и
выражать это в соответствующих движениях;
развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;
формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях,
под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно
создавая пластический образ;
развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные
движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои
творческие проявления и давать оценку другим детям.
Раздел № 4:
Развитие и тренировка психических процессов:
тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов - умение
изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой
музыкального произведения - по фразам;
развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления - на основе
усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности
звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.);
развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике:
радость, грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру
настроения, например: «Рыбки легко и свободно резвятся в воде», «Кукла не
хочет быть марионеткой, она мечтает стать настоящей балериной» и т.д.
Раздел № 5:
Развитие умений ориентироваться в пространстве:
10
самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг,
становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны,
самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций
(«змейка», «воротики», «спираль» и др.).
1.7 Целевые ориентиры и показатели эффективности освоения
программы дополнительного образования
Дети знают о назначении отдельных упражнений хореографии.
Желают двигаться, танцевать под музыку, передавать в движениях, пластике
характер музыки, игровой образ.
Умеют выполнять простейшие построения и перестроения, ритмично
двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и
притопами простейший ритмический рисунок; ставить ногу на носок и на
пятку.
Умеют выполнять танцевальные движения: прямой галоп, пружинка,
подскоки, кружение по одному и в парах.
Знают основные танцевальные позиции рук и ног.
Умеют выполнять простейшие двигательные задания творческие игры,
специальные задания, используют разнообразные движения в импровизации
под музыку.
Дети выразительно, свободно, самостоятельно двигаются под музыку.
Умеют точно координировать движения с основными средствами
музыкальной выразительности.
Владеют навыками по различным видам передвижений по залу и
приобретают определённый «запас» движений в общеразвивающих и
танцевальных упражнениях.
Выполняют танцевальные движения: поочерёдное выбрасывание ног вперёд
в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперёд,
кружение; приседание с выставлением ноги вперёд; шаг на всей ступне на
месте, с продвижением вперёд.
Владеют основными хореографическими упражнениями по программе этого
года обучения.
Выполняют танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с
приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг;
выразительно и ритмично исполняют танцы, движения с предметами
(шарами, обручами, цветами).
Занимающиеся дети могут хорошо ориентироваться в зале при проведении
музыкально - подвижных игр.
Выразительно исполняют движения под музыку, могут передать свой опыт
младшим детям, организовать игровое общение с другими детьми.
Способны к импровизации с использованием оригинальных и
разнообразных движений.
11
II. Содержательный раздел
2.1.
Содержание программы: 3 – 4; 4 – 5лет
Возрастные и индивидуальные особенности детей 3 – 4; 4 – 5 лет.
Стремление к самостоятельности.
Ребенку важно многое делать самому, он уже меньше нуждается в опеке взрослых.
Обратная сторона самостоятельности - заявление о своих правах, потребностях,
попытки установить свои правила в своем близком окружении. Ребенок начинает
понимать чувства других людей и сопереживать. Начинают формироваться
основные этические понятия, которые ребенок воспринимает не через то, что ему
говорят взрослые, а исходя из того, как они поступают.
Творческие способности.
Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире
сказок, фантазий, мечтаний, где он получает возможность стать главным героем,
добиться недостающего признания и т.п. Ребенок чувствует себя недостаточно
защищенным перед большим миром. Но безудержность фантазий может
порождать самые разнообразные страхи. Интерес к ровесникам. От внутри
семейных отношений ребенок переходит к более широким отношениям со
сверстниками. Совместные игры становятся сложнее с сюжетно - ролевым
наполнением. Все более выраженной становится потребность в признании и
уважении со стороны ровесников. Активная любознательность заставляет детей
задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить и
обсуждать различные вопросы. Их познавательный интерес лучше всего
утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.
Цели и задачи:
Цель: приобщение обучающихся к искусству хореографии посредством занятий
ритмикой.
Задачи:
Дать первоначальное представление и знания о искусстве хореографии.
Способствовать формированию навыков свободного владения
пространством.
Развивать двигательную активность и координацию движений.
Развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на
музыку, слуховые представления, чувство ритма).
Воспитывать художественный вкус и эмоциональную отзывчивость.
Воспитывать интерес к хореографическому искусству, раскрыв его
многообразие и красоту.
Формы работы:
Обучение по программе предполагает использование приоритетных форм
занятий: репетиции (индивидуальные и коллективные).
Программа также включает разные виды занятий:
12
учебное занятие;
занятие - игра;
открытое занятие.
Формы проведения занятий:
коллективная;
групповая, в которой обучение проводится с группой воспитанников (три и
более), имеющих общее задание и взаимодействующих между собой;
индивидуальная, используемая для работы с воспитанником по усвоению
сложного материала и подготовки к сольному номеру.
Количественный состав группы по годам обучения:
первый год:12 – 15 человек;
второй год: 10 – 12 человек;
третий год: 8 – 10 человек.
Продолжительность одного занятия для дошкольников:
Непосредственно образовательная деятельность проводится в форме
разучивания движений, репетиций и игр, 1/2 раза в неделю продолжительностью:
1-ый год: 15 мин., 1/2 раза в неделю, с игровыми моментами 10 мин.;
2-ой год: 20 – 25 мин.,1/2 раза в неделю с игровыми моментами 10 мин;
3-ий год: 30мин., 1/2 раза в неделю с игровыми моментами 10 мин.,
в соответствии с СанПин 2.4.1. 3049-13, Уставом и локальными актами МКУ ДО
«ГЦДиЮТ».
Срок реализации программы: 36/72 часа за год.
Целевые ориентиры:
1. Уметь двигать в соответствии с характером музыки.
2. Согласовывать движения с эмоциональным содержанием музыки.
3. Уметь реагировать на начало и окончание музыки.
4. Переходить от одного движения к другому.
5. Самостоятельно ориентироваться в пространстве.
6. Передавать хлопками динамический и ритмический рисунок музыки.
7. Уметь изменять движения с изменением характера музыки.
8. Уметь создавать музыкально - двигательный образ.
9. Исполнять плясовые движения, действовать с воображаемыми предметами.
10.Выполнять движения с предметами.
11.Уметь выполнять пространственные задания по замыслу.
12.Уметь выполнять роль ведущего по замыслу.
13. Уметь видоизменять одно и тоже движение в зависимости от характера
музыки.
14. Уметь изменять направление движения в соответствии с характером музыки.
15.Уметь импровизировать под любое музыкальное сопровождение.
2.2. Содержание программы: 6– 5; 6 – 7 лет
Возрастные и индивидуальные особенности детей: 5 –6; 6 – 7 лет.
13
Постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде.
Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и
на той, которая дается с некоторым волевым усилием.
К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется
познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться,
и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным
делом.
Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то
неожиданное, новое, привлекательное. Но полная психологическая готовность
ребенка к школе определяется не только его мотивационной готовностью, но и
интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть
способностью сосредотачиваться на 30 – 40 минут, выполняя какую-либо череду
задач.
Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам. Очень
ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение
о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в
свой адрес.
Цели и задачи:
Цель : развитие творческой личности ребёнка средствами танцевального искусства
Задачи:
Научить детей владеть своим телом, обучить культуре движения, основам
классического, народного и детского бального танца.
Научить детей вслушиваться в музыку, различать выразительные средства,
согласовывать свои движения с музыкой.
Развитие музыкальных и физических данных детей, образного мышления,
фантазии и памяти, формирование творческой активности и интереса к
национальному танцевальному искусству.
Развитие творческого потенциала.
Первоначальная хореографическая подготовка, выявить склонности и
способности воспитанников.
Способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка.
Прививать интерес к хореографии, любовь к танцам.
Гармонически развивать танцевальные и музыкальные способности, память
и внимание.
Воспитывать умение работать в коллективе.
Развивать психические познавательные процессы.
Память, внимание, мышление, воображение.
Укреплять здоровье, корректировать осанку детей за счет систематического
и профессионального проведения НОД, основанного на классических
педагогических принципах обучения и внедрению инновационных форм и
методов воспитания дошкольников.
14
Формы работы:
Форма и режим занятий:
Обучение по программе предполагает использование приоритетных форм
занятий: индивидуальные и коллективные.
Программа также включает разные виды занятий:
учебное занятие;
занятие – игра;
открытое занятие.
Формы проведения занятий:
коллективная, в которой обучающиеся рассматриваются как целостный
коллектив, имеющий своих лидеров (при самостоятельной постановке
хореографических композиций);
групповая, в которой обучение проводится с группой воспитанников (три и
более), имеющих общее задание и взаимодействующих между собой;
парная, предполагающая общение с двумя воспитанниками при постановке
дуэтных танцев;
индивидуальная, используемая для работы с воспитанником по усвоению
сложного материала и подготовки к сольному номеру.
Целевые ориентиры:
1. Уметь двигать в соответствии с характером музыки.
2. Согласовывать движения с эмоциональным содержанием музыки.
3. Уметь реагировать на начало и окончание музыки.
4. Переходить от одного движения к другому.
5. Самостоятельно ориентироваться в пространстве.
6. Передавать хлопками динамический и ритмический рисунок музыки.
7. Уметь изменять движения с изменением характера музыки.
8. Уметь создавать музыкально – двигательный образ.
9. Исполнять плясовые движения, действовать с воображаемыми предметами.
10.Выполнять движения с предметами.
11.Уметь выполнять пространственные задания по замыслу.
12.Уметь выполнять роль ведущего по замыслу.
13. Уметь видоизменять одно и тоже движение в зависимости от характера
музыки.
14. Уметь изменять направление движения в соответствии с характером музыки.
15.Уметь импровизировать под любое музыкальное сопровождение.
2.3.
Тематическое планирование образовательных отношений
Программа объединения по национальным танцам «Сабий» в условиях
дополнительного образования детей в ГКПД ориентирована на обучение детей
национальным танцам.
15
Состав хореографического объединения формируется с учётом желания
детей.
Работа объединения строится на единых принципах и обеспечивает
целостность педагогического процесса.
Непосредственно образовательная деятельность в объединении проводятся в
соответствии с СанПин 2.4.1. 3049-13:
продолжительностью режимных моментов длядошкольных возрастных
групп;
объёмом учебной нагрузки с учётом требований
№ Возрастная группа
Количество учебных
занятий
в неделю
Продолжительность
занятия
1
3 – 4 года
1 – 2 раза
15 минут
2
5 – 6 лет
1 – 2 раза
20 – 25 минут
3
6 – 7 лет
1 – 2 раза
30 минут
Диагностика детей (метод наблюдений) проводится в начале и в конце
учебного года.
В течение учебного года планируется ряд творческих показов: участие в
мероприятиях МКУ ДО «ГЦДиЮТ», конкурсных выступлениях, на различных
уровнях.
2.4.
Ожидаемы результаты:
Первый год обучения:
Разучивание основных позиций ног, положений рук, корпуса, головы.
Разучивание основных элементов и ходов танцев, приобретение
элементарных навыков физического воспитания и закалки.
Ведущая роль ритма, метроритмическое начало в танцах, имитирующее
характер трудового процесса, свидетельствующее о наличии игровых
элементов изобразительно - выразительного характера воспроизводящих
трудовой процесс.
Второй год обучения:
Освоение разнообразия и техники исполнения движений ног, движений на
«носках», прыжков, поворотов и вращений, требующие не только силы,
ловкости и изобразительности, но и строгой манеры исполнения.
Разучивание движений танцев «Кафа», «Исламей», «Девичий танец».
Этюды танцев, постановочная работа.
Третий год обучения:
16
Развитие двигательного аппарата, всего организма обучаемого;
Развитие подвижности суставов, воспитание эластичности и укрепление
связок, формирование мышц, их силы и выносливости;
Физическое развитие и художественное воспитание, повышение техники
исполняемых упражнений, развитие выразительности, привитие навыков
исполнения характерных особенностей танца.
Разучивание этюдов танцев: «Удж пух», «Абзех» и «Тегеректепсеу»,
дагестанские, аварский и лакский танцы, постановка обрядовой
композиции.
Сформированный интерес к национальной хореографии;
Исполнение программных танцев.
2.5. Тематическое планирование образовательных отношений:
3 – 4 года – первый год
Первый блок
№
п/п
Название тем
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие
Инструктаж по ТБ, ПДД, ППБ.
1/1
1/1
-/-
2
Танец, музыка, ритм
8/4
2/1
6/3
3
Разучивание основных положений
рук, корпуса, головы
12/6
1/-
11/6
4
Тренаж - позиции рук, ног, выпады
6/3
-/-
6/3
5
Общность и различия некоторых
элементов и положений танцев
4/2
2/1
2/1
17
народов Кавказа
6
Разучивание движений, этюдов
5/2
-/-
5/2
Итого:
36/18
6/3
30/15
Второй блок
Постановочная работа
1
Разучивание основных элементов и
фигур танца «Кафа»
8/4
-/-
8/4
2
Разучивание элементов и положений
танца «Девичий танец»
10/5
-/-
10/5
3
Закрепление элементов и положений
танца «Девичий танец»
10/5
-/-
10/5
4
Выпуск «Девичий танец» -
репетиции
8/4
-/-
8/4
Итого:
Практика
1
Вводное занятие
Инструктаж по ТБ, ПДД, ППБ
1/1
1/1
-/-
18
2
Танец, музыка, ритм
8/4
4/2
4/2
3
Разучивание основных положений рук,
корпуса, головы
2/2
-/-
2/2
4
Тренаж - позиции рук, ног, выпады
5/1
1/-
5/1
5
Общность и различия некоторых
элементов и положений танцев народов
Кавказа
4/2
-/-
4/2-
6
Разучивание движений, этюдов
16/8
-/-
16/8
Итого:
36/18
6/3
30/15
7
Основные элементы и фигуры танца
«Кафа».
8/4
-
8/4
8
Основные элементы и фигуры танца
«Уджхэш».
8/4
-
8/4
9
Элементы и фигуры танца «Исламей».
8/4
-
8/4
10
Основные элементы и фигуры танцев
«Абзех» и «Тегерек-тепсеу».
12/6
-
12/6
Итого:
Практика
1
Вводное занятие
Инструктаж по ТБ, ПДД, ППБ.
2
2
-
2
Танец, музыка, ритм
4
4
-
3
Разучивание основных положений рук,
корпуса, головы
6
-
6
4
Тренаж - позиции рук, ног, выпады
48
-
48
5
Общность и различия некоторых
элементов и положений танцев народов
4
4
-
19
Кавказа
6
Разучивание движений, этюдов
16
-
16
Итого:
36/18
6/3
30/15
Второй блок
Постановочная работа
7
Основные элементы и фигуры танцев
«Исламей» и «Кафа».
8/4
-
8/4
8
Основные элементы и фигуры танцев
«Уджхэш» и «Уджпыху».
8/4
-
8/4
9
Элементы и фигуры танцев «Лакский
девичий», «Абзех» и «Тегерек-тепсеу».
8/4
-
8/4
10
Постановка фольклорной обрядовой
композиции.
12/6
-
12/6
Итого:
36/18
-/-
36/18
Всего:
72/36
6/3
66/33
2.8. Содержание программы
Тема 1 . Вводное занятие. Зарождение, развитие и становление адыгской народной
хореографии.
Тема 2 . Танец, музыка, ритм. Взаимовлияние и значение музыки и ритма в
раскрытии духовного состояния человека. Музыкальные размеры 2/4, 3/4, 4/4.
Тема 3 . Разучивание основных положений рук, корпуса, головы. Знакомство с
основными ритмическими рисунками. Танцы: «Кафа», «Уджхэш», «Уджпыху»,
«Исламей», «Абзех» и «Тегерек-тепсеу», лакский, аварский и др. танцы
республики Дагестан.
20
Тема 4 . Тренаж: позиции рук, ног, выпады, ковырялки, закладки, подъемы на
полупальцы, пальцы, «ножницы», вращения, прыжки.
Развитие опорно - двигательного аппарата.
Тема 5 . Общность и различия некоторых элементов и положений танцев народов
Кавказа. Ознакомление с основными требованиями к манере исполнения танцев.
Тема 6 . Разучивание движений, этюдов танцев Кавказа: Адыгский, Абхазский,
Балкарский, Дагестанский, Осетинский.
Тема 7- 10 . Постановочная работа.
Постановка танцев «Кафа», «Исламей», «Уджхэш», «Уджпыху», «Абзех» и
«Тегерек-тепсеу», танцы народностей Дагестана- акушинский, лакский, аварский
и др., фольклорной обрядовой композиции.
2.9. Репертуар:
Первый год занятий:
Первое полугодие:
1.
«Кафа» - элементы национального танца.
Второе полугодие.
1.
«Девичий танец» - народный кабардинский танец.
Второй год занятий:
Первое полугодие:
1.
«Девичий танец».
2.
«Исламей» - элементы национального танца.
Второе полугодие.
1.
«Исламей» - народный кабардинский танец-
Третий год занятий:
Первое полугодие:
1.
«Кафа» - элементы национального танца – первое полугодие.
Второе полугодие:
1.
«Кафа» - народный кавказский танец – второе полугодие.
III. Организационный раздел
3.1. Работа с родителями
Мероприятие
Дата
Ответственные
Анкетирование с целью
выявления уровня осведомления
родителей об объединении
«Сабий» - региональный
компонент – национальные танцы
Сентябрь
ПДО
ПО
Родительские собрания по
ознакомлению родителей с
работой объединения «Сабий»,
цели и задачи, форма одежды
Октябрь
ПДО
ПО
21
Распространение
информационных материалов:
«Консультативный пункт»,
памятки, буклеты
В течение
года
Зам. директора по УВР
ПДО
ПО
Консультации в рамках
консультационного пункта
В течение
года
ПДО
ПО
Оказание информационной
поддержки родителям и
заинтересованность в проявлении
таланта детей
В течение
года
ПДО
ПО
Участие в совместных
праздниках, выступлениях и
конкурсах
В течение
года
ПДО
ПО
Семинар – практикум
«Ритмические игры» Совместное
посещение с родителями
отчетных концертов
Февраль
Зам. директора по УВР
ПДО
ПО
Знакомство родителей с
разноплановыми
хореографическими
композициями, расширение
представлений о национальном
танце, как о виде искусства и ее
связи с окружающей их жизнью
март
Привлекать родителей к
изготовлению костюмов к
праздникам и конкурсам
Март
ПДО
ПО
Родители
Привлекать родителей к
изготовлению костюмов к
праздникам и конкурсам
ПДО
ПО
Родители
Вовлечение родителями ребенка в
процесс музицирования для
развития ритмических
способностей детей.
Поощрение движений под музыку
в семье (домашний концерт,
оркестр)
Апрель
ПДО
ПО
Родители
Отчетный концерт объединения
«Сабий» в итоговом мероприятии:
«Вместе весело шагать!»
Май
ПДО
ПО
Родители
3.2. Методическое обеспечение Программы
22
С первых минут занятий очень важно заинтересовать детей, вызвать у них
желание
заниматься.
Для
этого
следует
тщательно
продумать
методические
приемы, которые помогут решить поставленные задачи.
Прежде, чем заставить ребенка танцевать, нужно научить его красиво и
осознанно двигаться под музыку, научить связывать музыку с движением. Для
этого
в
занятия
нужно
включать
простые,
интересные
упражнения,
не
вызывающие особых затруднений для их восприятия и исполнения. Движения
показывает педагог. Надо следить, чтобы дети не повторяли сразу за педагогом, а
внимательно следили за его исполнением.
Обучение движению начинается с его названия, показа, объяснения техники.
Это необходимо для создания зрительного образа и последующего осмысления
движений.
Все
новые
движения
необходимо
изучать
в
«чистом»
виде.
Если
движение трудное и достичь его правильного исполнения сразу нельзя, то изучают
сначала элементы, подготовительные упражнения. Систематическое повторение
одного упражнения значительное число раз позволит добиться лучшей техники
исполнения.
Но нужно помнить, что нельзя долго задерживать внимание детей на одном
упражнении, занятие не должно быть моторным. Нужно разнообразить задания,
что бы они всегда оставались занимательными для воспитанников. Для обучения
танцам детей дошкольного возраста необходимо использовать игру. «Дети должны
жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества», – писал
Сухомлинский. Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха, а
о необходимости пронизать занятие игровым началом, сделать игру его
органическим компонентом.
Игра должна быть средством достижения намеченной педагогической цели,
требовать для своего осуществления волевых усилий, упорного труда. Тогда игра
будет способом обучения воспитанника умению трудиться, и при этом даже
рутинная, скучная для детей работа покажется интересной.
Кроме танцевальных элементов на занятиях в объединение дети знакомятся с
различными упражнениями связанные с отчетом ритма, что дает ребенку
возможность безошибочно начать движение на указанную долю музыкального
такта и развивает чувство музыкального ритма.
Одним из самых слабых мест в исполнительской практике является
невыразительность лица, поэтому с первого занятия нужно обращать внимание
детей на активность мышц лица.
23
И поэтому для развития у детей выразительности, артистичности, фантазии
следует включать в занятия музыкальные этюды и игры. Целесообразно включать
в занятие импровизацию. В качестве музыкального оформления лучше выбирать
доступные для восприятия детей произведения. Они должны быть
разнообразными и качественными. Музыка подбирается к каждой части занятия,
определяется ее структура, темп, ритмический рисунок, характер.На протяжении
всех занятий, особенно на их начальном этапах, очень важно следить за
формированием правильной осанки детей.С этой целью рекомендуются задания
на укрепление мышц спины.
Успешное решение поставленных задач на занятиях в объединении « Сабий»
в ГКПД возможно только при использовании педагогических принципов:
принцип доступности и индивидуальности (учет возрастных особенностей,
возможностей ребенка, индивидуальный подход к каждому воспитаннику);
принцип постепенного повышения требований (выполнение ребенком все
более трудных, новых заданий, постепенное увеличение объема и
интенсивности нагрузок);
принцип систематичности (непрерывность, регулярность занятий);
игровой принцип (занятие стоится на игре);
принцип сознательности, активности (сознательное, заинтересованное
отношение ребенка к своим действиям);
принцип повторяемости материала (повторение вырабатываемых
двигательных навыков;
принцип наглядности (практический показ движений).
Ведущими методами обучения детей танцам являются:
наглядная демонстрация формируемых навыков (практический показ);
объяснение методики исполнения движения.
Таким образом, основные методы, применяемые при обучении:
качественный показ;
словесное (образное) объяснение;
повторение.
Итогом занятий является танец. Танец, поставленный на основе выученных
движений, помогает развить танцевальность.
Преодолевая технические трудности, дети приобретают свободу сценического
поведения, проявляют свою индивидуальность.
Технические средства обучения
Фортопияно
Музыкальный центр
Компьютер
24
Мультимедийное оборудование
Зал
Зеркала
Национальная гармонь
Барабан (доул)
Магнитофон
Учебно- наглядные пособия
Плакаты
Схемы
Иллюстрации
Игрушки
Дидактические игры
Детские музыкальные инструменты
СД и ДВД диски
Видео и аудио записи
Презентации
Атрибутика к танцам
Форма одежды
Девочкам:
лосины, купальники, юбка, чешки.
Мальчикам: лосины, футболки, чешки.
IV. Литература
1
Г.Х. Мамбетов «Традиционная культура кабардинцев и балкарцев»,
г. Нальчик, изд., «Эльбрус», 1994 г.
2.
Р.В. Захаров «Слово о танце», г. Москва,1979 г.
3.
Ш. Шу. «Народные танцы адыгов», г. Нальчик, изд., «Эльбрус»,1992 г.
4.
М. Бешкок «Адыгейский фольклорный танец», г. Майкоп, АКИ,1990 г.
5.
Л. Ногайцева «Адыгские народные танцы», г. Нальчик, изд., «Эльбрус»,1986
г.
25
6.
С.Х. Мафедзев «О народных играх адыгов», г. Нальчик, изд., «Эльбрус»,
1986 г.
V. Приложение
Приложение № 1
Результаты освоения программы.
Цель диагностики : выявление уровня освоения программы ребенком.
Метод диагностики : наблюдение за детьми в процессе движения под музыку
в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий. При
определении уровня развития ребенка, за основу взяты следующие программные
задачи:
Чувство музыкального ритма.
26
способность воспринимать и передавать разные ритмические рисунки,
основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с
музыкальными фразами. Темпом и ритмом. Оценивается соответствие
исполнения движений музыке.
Эмоциональная отзывчивость.
выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах
разнообразную гамму чувств, исходя из музыкии содержания композиции.
Танцевальное творчество.
Способность правильно и «музыкально» исполнять танцевальные движения,
комбинации, умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на
основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные
оригинальные «па».
Комплексная оценка:
1 - 1,7 низкий уровень (требуется корректирующая работа педагога);
1,8 – 2, 5 средний уровень;
2,6 – 3 высокий уровень.
Первый год занятий
Чувство музыкального ритма
.
Начало года
Конец года
Хлопки под музыку.
3 балла – самостоятельно выполняет
хлопки под музыку.
2 балла – выполняет хлопки под
музыку с небольшими неточностями.
1 балл – Хлопает под музыку с
помощью педагога.
0 баллов – не может хлопать под
музыку.
Выделить хлопками сильные доли в музыке.
3 балла – самостоятельно выделяет
сильные доли в музыке.
2 балла – выделяет сильные доли в
музыке с небольшими неточностями.
1 балл – выделяет сильные доли в
музыке с помощью педагога.
0 баллов – не может выделить сильные
доли в музыке.
Смена движений со сменой частей музыки.
3 балла – самостоятельно меняет
движение со сменой частей музыки.
2 балла – меняет движение со сменой
частей музыки с небольшими
неточностями.
1 балл – меняет движение со сменой
частей музыки при помощи педагога.
0 баллов – не слышит части музыки.
Прохлопать ритмический рисунок под музыку.
3 балла – самостоятельно выполняет
хлопки под музыку.
2 балла – выполняет хлопки под музыку
с небольшими неточностями.
1 балл – Хлопает под музыку с
помощью педагога.
0 баллов – не может хлопать под
музыку.
При помощи движений выделить смену частей
музыки.
3 балла – самостоятельно меняет
движение со сменой частей музыки.
27
2 балла – меняет движение со сменой
частей музыки с небольшими
неточностями.
1 балл – меняет движение со сменой
частей музыки при помощи педагога.
0 баллов – не слышит части музыки.
Эмоциональная отзывчивость.
Начало года
Конец года
Упражнение «О чем рассказывает музыка».
3 балла – выразительно передает
заданные образы.
2 балла – не очень выразительно
передает заданные образы.
1 балл – передает заданный образ при
помощи педагога.
0 баллов – не может передать
заданные образы.
Упражнение «Листок».
3 балла – выразительно передает
заданный образ.
2 балла – не очень выразительно
передает заданный образ.
1 балл – передает заданный образ при
помощи педагога.
0 баллов – не может передать
заданный образ.
1.
Упражнение «Птичий двор».
3 балла – выразительно передает
заданный образ.
2 балла – не очень выразительно
передает заданный образ.
1 балл – передает заданный образ при
помощи педагога.
0 баллов – не может передать заданный образ.
2.
Упражнение «В гостях у сказки».
3 балла – выразительно передает
заданные образы.
2 балла – не очень выразительно
передает заданные образы.
1 балл – передает заданный образ при
помощи педагога.
0 баллов – не может передать
заданные образы.
Танцевальное творчество.
Начало года
Конец года
Повторить за педагогом танцевальные
движения.
3 балла – правильно и «музыкально»
исполняет танцевальные движения.
2 балла – «музыкально» исполняет
танцевальные движения, допуская
небольшие неточности.
1 балл – исполняет танцевальные
движения, допуская значительные
неточности.
0 баллов – не может выполнить
танцевальные движения.
Исполнить танцевальную комбинацию.
3 балла – правильно и «музыкально»
исполняет танцевальную комбинацию.
2 балла – «музыкально» исполняет
танцевальную комбинацию, допуская
небольшие неточности.
1 балл – исполняет, танцевальную
комбинацию при помощи педагога.
0 баллов – не может выполнить
танцевальную комбинацию.
Выбрать движения согласно музыкальному
материалу.
3 балла – правильно выбирает движения.
2 балла – выбирает движения, допуская
небольшие неточности.
1 балл – выбирает движения при помощи
педагога.
0 баллов – не может выбрать движения.
28
Придумать танцевальную комбинацию на
заданную музыку.
3 балла – легко придумывает комбинацию, не
путает стили музыки.
2 балла – придумывает комбинацию, но
иногда требуется подсказка педагога.
1 балл – затрудняется в придумывании
танцевальной комбинации.
0 баллов – не может придумать комбинацию.
Второй - третий годы занятий
Чувство музыкального ритма
.
Начало года
Конец года
Прохлопать и протопать ритмический
рисунок под музыку.
3 балла – самостоятельно выполняет
ритмический рисунок под музыку.
2 балла – выполняет ритмический рисунок
под музыку с небольшими неточностями.
1 балл – выполняет ритмический рисунок
под музыку с помощью педагога.
0 баллов – не может выполнить
ритмический рисунок под музыку.
Упражнение «Круг друзей»
3 балла – самостоятельно выделяет сильные и
слабые доли в музыке, может безошибочно
начать движение на указанную долю
музыкального такта.
2 балла – выделяет сильные и слабые доли в
музыке с небольшими неточностями.
1 балл – выделяет сильные и слабые доли в
музыке с помощью педагога.
1
баллов – не может выделить сильные и
слабые доли в музыке.
Выделить хлопками сильные доли в музыке.
3 балла – самостоятельно выделяет
сильные доли в музыке.
2 балла – выделяет сильные доли в музыке
с небольшими неточностями.
1 балл – выделяет сильные доли в музыке
с помощью педагога.
1баллов – не может выделить сильные
доли в музыке.
Прохлопать ритмический рисунок под музыку.
3 балла – самостоятельно выполняет
ритмический рисунок под музыку.
2 балла – выполняет ритмический рисунок под
музыку с небольшими неточностями.
1 балл – выполняет ритмический рисунок под
музыку с помощью педагога.
0 баллов – не может выполнить ритмический
рисунок под музыку.
Выделить фразы и части музыкального
материала.
3 балла – самостоятельно выделяет фразы
и части музыки.
2 балла - выделяет фразы и части музыки
с небольшими неточностями.
1 балл – выделяет фразы и части музыки
с помощью педагога.
1
абллов – не может выделить фразы и
части музыки.
Упражнение «Угадай».
3 балла – самостоятельно различает
музыкальные размеры – 2/4, 4/4, 3/4.
2 балла – различает музыкальные размеры –
2/4, 4/4, 3/4
с небольшими неточностями.
1 балл – различает музыкальные размеры –
2/4, 4/4, ¾ при помощи педагога.
0 баллов – не различает музыкальные размеры.
Эмоциональная отзывчивость
Начало года
Конец года
Упражнение «Грустно - весело»
3 балла – самостоятельно,
выразительно передает заданные
образы, характер музыки.
2 балла – не очень выразительно
Упражнение «Подснежник».
3 балла – самостоятельно,
выразительно передает заданные
образы, характер музыки.
2 балла – не очень выразительно
29
передает заданные образы, характер
музыки.
1 балл - передает заданные образы,
характер музыки.
При помощи педагога.
0 баллов – не может передать
заданный образ, характер музыки.
передает заданные образы, характер
музыки.
1 балл - передает заданные образы,
характер музыки.
При помощи педагога.
0 баллов – не может передать
заданный образ, характер музыки.
Упражнение «На витрине магазина».
3 балла – самостоятельно,
выразительно передает заданные
образы, характер музыки.
2 балла – не очень выразительно
передает заданные образы, характер
музыки.
1 балл - передает заданные образы,
характер музыки.
При помощи педагога.
0 баллов – не может передать
заданный образ, характер музыки.
Упражнение «О чем рассказывает музыка».
3 балла – самостоятельно,
выразительно передает заданные
образы, передает характер музыки
при помощи движений и эмоций.
2
балла
–
не
очень
выразительно
передает
заданные
образы,
передает
характер
музыки
при
п ом о щ и
движений и эмоций.
1
балл
-
передает
заданные
образы,
характер
музыки
при
п ом о щ и
педагога.
0 баллов – не может передать
заданный образ, характер музыки.
Танцевальное творчество
Начало года
Конец года
Повторить за педагогом танцевальную
комбинацию.
3 балла – правильно и «музыкально»
исполняет танцевальную комбинацию.
2 балла – «музыкально» исполняет
танцевальную комбинацию, допуская
небольшие неточности.
1 балл – исполняет, танцевальную
комбинацию при помощи педагога
1
баллов – не может выполнить
танцевальную комбинацию.
Исполнить танцевальную композицию.
3 балла – правильно и «музыкально»
исполняет танцевальную композицию.
2 балла – «музыкально» исполняет
танцевальную композицию, допуская
небольшие неточности.
1 балл – исполняет, танцевальную
композицию при помощи педагога
0 баллов – не может выполнить
танцевальную композицию.
В зависимости от характера и вида
музыкального материала выбрать
танцевальные движения.
3 балла – правильно выбирает
движения.
2 балла – выбирает движения,
допуская небольшие неточности.
1 балл – выбирает движения при
помощи педагога.
0 баллов – не может выбрать
движения.
Импровизация под музыку.
3 балла – легко и свободно
импровизирует под музыку.
2 балла – не уверенно импровизирует
под музыку.
1 балл – с трудом импровизирует под
музыку.
0 баллов – не может
импровизировать.
30
31