Автор: Мороз Ольга Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования по экологии
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 147"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПРИРОДЫ К ЧИСТОТЕ ДУШИ
Раздел: дополнительное образование
ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПРИРОДЫ К ЧИСТОТЕ ДУШИ
Экологические проблемы современного мира можно рассматривать как результат
болезни всего человечества, а причина этой болезни – неуёмные желания «общества
массового потребления».
Ограниченность ресурсов и неограниченность желания всё
время что-то потреблять порождает множество проблем, результат которых,
преобладание нравственных установок «на мой век хватит, а дальше хоть потоп».
Современный человек овладел технологиями, облегчающими повседневные заботы.
Достаточно нажать на кнопку прибора и всё готово. Мы живём в век техногенной
реальности.
Сегодня всё работает на индивида, на его попытки продлить жизнь,
сохранить молодость, удовлетворить желания.
Человек желает жить вечно и теперь его
волнует не "смысл жизни", а количество благ – удовольствий которые он получит в
этой жизни.
Можно сделать вывод, что экологическая проблематика напрямую связана с
антропологическим вопросом. Стало очевидным, что проблема экологии – это
проблема чистоты души.
В средствах масс-медиа, на телевиденье и страницах прессы, блогах и
педагогических форума возникают дебаты и экологические движение за защиту и
сохранение органичности, естественности всех окружающих сред, питающих своей
энергией душу человека. Постепенно сформировалось в экологическом сознание (с
характерными для него установками, ценностями и символами, образным строем) и
стало достаточно очевидным необходимость сбережения наследуемых нравственных,
художественных и духовных традиций, образа жизни народа. Возникла необходимость
внедрения этно - экологических знаний в образовательный процесс.
Внутри современных традиционных культур исследователи выделяют большой блок,
так называемых традиций неразрушающего природопользования, чьё знание прямо
экологично. Это, закреплённые в общественных нормах и представлениях,
природосберегающие формы хозяйствования, максимально учитывающие специфику
местной природы. Кроме этого для традиционной культуры характерно особенное,
символическое, восприятие всех объектов и явлений мира. Сущность такого
восприятия - многозначность: всякий природный объект в традиционной культуре
может иметь несколько смыслов, назначений, ипостасей. Для каждого из них
характерны определённые личностно - эмоциональные отношения и традиционные
представления человека, и даже, мифологические существа. Таким образом, формы
хозяйствования и отношения к природе в традиционной культуре, выверены,
гармоничны, наиболее оптимальны, учитывают особенности и нюансы местного
природного пространства. Грамотное изучение и популяризация конкретных
традиционных культур - важнейший путь в преодолении кризисных экологических
ситуаций.
Всё вышеизложенное приводит к выводу – человеку общества потребления
необходимо духовное преображение, позволяющее преодолеть установки времени и
выйти на новый виток к содружеству природы и человеческого рода.