Напоминание

Работа Ъ и Ь.


Автор: Муравьева Анна Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа №24"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Работа Ъ и Ь.
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: Работа Ъ и Ь.

Цель: закрепить знания новых букв, не обозначающих звуков, которые служат для

разделительного произношения согласного и гласного звуков, а также для обозначения

твердости (мягкости) согласного звука.

Задачи:

образовательные: формировать представление об употреблении разделительного мягкого

знака и правописании слов с разделительным мягким знаком;

развивающие: развивать умение сравнивать, умение обобщать, делать выводы, развивать

память, логическое мышление, коммуникативные способности;

воспитательные: воспитывать внимание, взаимовыручку, доброжелательность;

социальные: формировать умение работать в группах, в коллективе, анализировать свою

деятельность и работу своих товарищей.

УУД:

Личностные – проявлять положительное отношение к изучению русского языка, интерес к

исследовательской работе.

Регулятивные – демонстрировать умение решать предложенные задания, выполнять их в

соответствии с указанием учебника и учителя.

Познавательные – осознавать разделительную функцию ъ и ь, проводить сравнение и

анализ объекта.

Коммуникативные – воспринимать мнения одноклассников, принимать участие в работе

парами, группами.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, самостоятельная, групповая.

1.

Приветствие.

Давайте начнем урок с традиционной разминки,

открываем словарики.

Сл.сл: КОРАБЛЬ, ЯКОРЬ, КОМЕТА.

Что объединяет все эти слова?

2.

Актуализация знаний.

Для того, чтобы разгадать тему сегодняшнего урока, я предлагаю

вам послушать стихотворение.

Что за буквы, кто узнает:

Звуков не обозначают.

Могут только показать,

Как согласную читать.

А вот какой спор завязался у этих букв:

- Не чересчур ли ты добряк? –

Так знаку мягкому промолвил твёрдый знак.

- Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.

Нет, в алфавит ты не годишься!

-Кто б говорил, но ты б уж помолчал! –

Знак Ь твёрдому на это отвечал.

- Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.

Давным-давно пора, как букву ять, тебя из азбуки изъять!..

- Друзья! Ваш разговор – никчёмные слова, -

Услышав этот спор, сказала буква А.

- Вы оба хороши, достойны чести,

Когда стоите в нужном месте.

Их объединяет, то

что опасные места

на месте буквы О.

Их нужно

запомнить.

Буквы Ъ и Ь

Что буквы Ъ и Ь

важны в русском

Как вы думаете, что имела в виду буква А?

3.

Работа по теме урока.

Приведите примеры, как изменится смысл слов, если из них

убрать Ъ или Ь знак. Я начну : уголь-угол.

Действительно, без букв Ъ и Ь знаков в русском языке не

обойтись, ведь без них смысл слова теряется. Поэтому важно

писать правильно слова,в которых есть такие буквы.

Но еще каждая из этих букв выполняет свою работу. А чтобы

разобраться какую, предлагаю вам выполнить задание в парах.

Итак, какую пропущенную букву вы обнаружили и какую работу

она совершает?

А что же происходит с теми звуками, которые всегда твердые?

Они тоже станут мягкими, если после них поставить Ь??

Назовите звуки, которые всегда твердые.

4. Физ.минутка.

5.

Закрепление знаний.

Значит Ь знак выполняет целых две работы! Разделяет

согласный и гласный звук и смягчает согласный.

А какую работу выполняет Ъ?

Есть одна хитрость у Ъ и Ь знаков. Чтобы узнать об этой хитрость

вам нужно выполнить работу в группах. Напоминаю, что мнение

каждого члена группы надо выслушать и принять во внимание.

Скажите, кто то обнаружил хитрость?

А в каких еще случаях эти буквы разделяться на 2 звука?

Молодцы! Чтобы закрепить наши знания, выполним задание в

тетрадях. Открываем тетради , записываем число.

6. 0Рефлексия.

Чем мы занимались на уроке? Какие знания закрепили? Если

было сложно и осталось много непонятного то топните ногой, а

если было легко и понятно то хлопните в ладоши. Спасибо за

урок.

языке. Они нужны,

чтобы слова не

потеряли свой

смысл.

Съели-сели, полет-

польет, перо-пьеро,

солю-солью.

Работают в парах

на карточках.

Ь знак совершает

две работы-

Разделяет

согласный и

гласный звук и

смягчает

согласный.

Такие звуки так и

останутся

твердыми

(Ж,Ц,Ш.)

Ъ знак выполняет

разделительную

работу. Он

разделяет

согласный и

гласный звук

.

Работают в

группах.

Если после ъ или ь

знака стоят буквы

е,ё,я,ю то они

разделяться на 2

звука.

Если они стоят в

слове первыми.

Работа в тетрадях,

с доской.

Ответы детей.

Карточки для парной работы.

Вставьте пропущенную букву в словах. Подумайте, какую работу

совершает Ь в этих словах и разделите их на две группы.

Разделяет

гласный

звук

и

согласный

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

Смягчает согласный звук

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

Друз…я, пал…то, печен…е, п…ёт, капел…ка, мал…чик, сол…,

в

ю

г

а

.

Карточки для парной работы.

Вставьте пропущенную букву в словах.

Подумайте, какую работу совершает Ь в этих словах и разделите

их на две группы.

Разделяет

гласный

звук

и

согласный

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

Смягчает согласный звук

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

Друз…я, пал…то, печен…е, п…ёт, капел…ка, мал…чик, сол…,

в

ю

г

а

.

Карточки для групповой работы

Посчитайте сколько букв и звуков в каждом слове. Если нужно,

сделайте звуковые схемы к словам.

Съел_____________________________________________

Илья_____________________________________________

Съемка___________________________________________

Тень______________________________________________

Карточки для групповой работы

Посчитайте сколько букв и звуков в каждом слове. Если нужно,

сделайте звуковые схемы к словам.

Съел_____________________________________________

Илья_____________________________________________

Съемка___________________________________________

Тень______________________________________________

Карточки для групповой работы

Посчитайте сколько букв и звуков в каждом слове. Если нужно,

сделайте звуковые схемы к словам.

Съел_____________________________________________

Илья_____________________________________________

Съемка___________________________________________

Тень______________________________________________



В раздел образования