Напоминание

Социально-педагогическое взаимодействие с семьёй


Автор: Чехова Светлана Владимировна
Должность: учитель математики, социальный педагог
Учебное заведение: МКОУ Новобелянская сош
Населённый пункт: с.Новобелая Кантемировский район Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: Социально-педагогическое взаимодействие с семьёй
Раздел: среднее образование





Назад




Социально педагогическое знакомство с семьёй.

Семья - малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных

потребностях людей в союзе друг с другом. Семью отличают от других групп по единой

экономической платформе, общему быту, эмоциональных и нравственных связях. Семья – это

основа социализации ребёнка, именно с неё начинается знакомство ребёнка с окружающим

социумом. Именно с семьи начинается у ребёнка процесс усвоения культурных ценностей и

общественных норм. Проведя ряд исследований, социологи пришли к выводу. Что семья влияет на

ребёнка намного сильнее, чем школа, улица, средства массовой информации. Поэтому именно от

внутрисемейного климата зависит становление и разите ребёнка, его духовное и физическое

развитие, его социализация в обществе.

Действуя в интересах ребёнка, социальный педагог должен оказывать необходимую помощь и

поддержку семье. В связи с эти в задачи социального педагога входит установление контакта с

семьёй; обнаружения проблем и трудностей в семье; активизации семьи и её членов для

совместной деятельности; оказание услуг в установлении связей с необходимыми специалистами

– психологами, социальными работниками, врачами, юристами, с представителями органов

власти, общественностью. Для того чтобы реализовать эти задачи прежде всего необходимо

провести диагностику семьи, то есть осуществить социально – педагогический мониторинг семьи.

Социально – педагогический мониторинг семьи - это научно обоснованная система

периодического сбора, обобщения и анализа социально – педагогической информации о

процессах протекающих внутри семьи. И принятие на этой основе стратегических и тактических

решений.

Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, правдивость полученной

информации; оперативность и систематическая актуализация полученных сведений,

сопоставимость полученных данных, которая обеспечивается Единством выбранных позиций при

сборе и анализе данных; сочетание обобщающих и дифференцированных выводов.

Сущность социально – педагогического мониторинга состоит в том, чтобы комплексно

использовать данные из всех источников о процессах и событиях происходящих в семье. Это

может быть информация от самих членов семье, итоги наблюдения за семьёй, данные

полученные в результате опроса, анкетирования, различных психологических исследований и

методик. Таким образом, важную роль в социально – педагогическом мониторинге играет роль

умение социального педагога правильно систематизировать полученную информацию.

Поскольку семья – это сложная система, социальному педагогу необходимо обратить внимание на

отношения внутри семьи. Важно видеть какие взаимоотношения складываются внутри семьи

между мужем и женой. Как они оценивают и поддерживают друг друга. Это во многом

определяет микроклимат семьи и в дальнейшем влияет на выстраивание ребёнком полоролевых

взаимоотношений. Так же необходимо обратить внимание на то какие в семье приняты нормы

взаимоотношений: мать – отец, мать – дети, отец – дети, стиль родительского отношения. Во

многом воспитательный потенциал семьи определяется взаимоотношениями между родителями

и между родителями и детьми. Именно ошибки, которые допускают родители в процессе

воспитания, в дальнейшем оказывают десоциализирующее влияние на ребёнка. Социальному

педагогу необходимо выделить определённые черты, характеризующие взаимоотношения между

родителями и детьми, границы власти, свободы и ответственности, которые становятся нормой в

этих отношениях. Во взаимодействии и в отношениях ребёнка с родителями скрыт источник

большинства конфликтов нарушающих как течение семейной жизни, так и жизнедеятельности

самого ребёнка как отдельного существа.

Важно так же отметить взаимоотношения в семье между детьми, братьями – сестрами.

Отношения между детьми в семье – драгоценный опыт общения и взаимодействия длительного

характера, когда необходимо проявить терпимость, умение разрешать конфликты и избегать их

появления, распределять обязанности, делить внимание и заботу родителей. Для многих детей

данные отношения приобретают характер наиболее значимых. Но в таких отношениях скрытии и

десоциализирующий потенциал, это может быть и семейная дедовщина, и отношения

подчинения , и моральное и психологическое насилие. Для изучения взаимоотношений между

детьми также могут быть использованы различные психологические и педагогические методики

межличностного общения.

Необходимо учитывать также и роль родственников, которые могут проживать и вне семьи. Это

дедушки и бабушки, дяди и тёти и так далее, а также лиц, не являясь родственниками, могут

оказывать большое влияние на семью и её отдельных членов.

После того как социальный педагог изучил отдельно взятую семью, можно составить так

называемую « карту семьи» куда можно включить:

- список всех членов семьи, с именами, датами рождения;

- краткие характеристики членов семьи;

- анализ внутрисемейных отношений, то на чём держится семья;

- описать и проанализировать внешнюю среду ( жилищные условия, соседство, местная

демография, экономическая ситуация и так далее);

- сведения о социальном статусе семьи и её членов, об их образовательном и социокультурном

статусе, их религиозной и национальной принадлежности;

- анализ проблем и потребностей семьи;

- оценка и заключение, почему семья нуждается в социальной помощи, и в какой именно.

Таким образом, собранная и проанализированная информация позволяет осуществлять

дифференциацию семей, и помогает разработать тактику и стратегию социально – педагогической

работы в отношении конкретной семьи и с семьями в целом. Обеспечить адресность и

результативность социально – педагогической помощи и поддержки.

Конечно объектом социальной поддержки может стать любая семья, но в основном социальным

педагогам приходится работать с многодетными или малообеспеченными семьями, а за частую

это одно и тоже, с семьями социального риска, с семьями находящимися в трудной жизненной

ситуации, будто развод или потеря одного из родителей или обоих родителей, когда воспитание

ложится на плечи бабушки и дедушки или других родственников. Отдельно хотелось бы выделить

семьи с детьми находящимися под опекой.

Проанализировав проблемы многодетных семей можно выделить следующие:

- материальные проблемы;

- проблемы с обеспечением полноценным питанием, одеждой , жильём;

- проблемы со здоровьем;

- проблемы в сфере образования;

- индивидуальные проблемы ребёнка, связанные со спецификой многодетной семьи

- моральные проблемы, связанные с отношением к многодетным семьям в обществе;

- проблемы с воспитанием детей;

- рост числа разводов в сложных социально – экономических условиях.

К основным направлениям работы социального педагога с многодетной семьёй можно отнести:

составление комплексной характеристики семьи,

- определение основных потребностей и проблем у семьи;

- оказание посильной помощи в получении различных пособий и льгот; предоставление

информации о пособиях и социальных льготах, действующих для многодетных семей;

- консультирование и педагогическая помощь;

- социальный патронаж детей, контроль за успеваемостью и межличностными отношениями;

- наблюдение за состоянием здоровья детей и других членов многодетной семьи;

- организация благотворительных акций в ползу многодетных семей.

Малообеспеченные семьи также нуждаются в помощи и поддержке со стороны социального

педагога. К основным направлениям работы социального педагога с малообеспеченными

семьями можно отнести:

- выявление таких семей, наблюдение за ними, изучение их состояния;

- организация юридической помощи;

-оказание в случае необходимости психологической помощи;

- организация досуга и отдыха детей;

- оказание помощи в трудоустройстве;

- трудоустройство несовершеннолетних.

Мне как социальному педагогу, приходится работать с различными семьями. В основном это

полные семьи с одним или двумя детьми. Также имеется две многодетные семьи, в каждой

воспитывается по трое детей. К счастью это полные, обеспеченные хорошие семьи, в которых дети

имеют всё необходимое и даже больше. Имеется одна семья, в которой ребёнка воспитывает

один отец, но девочка в этом году уже заканчивает одиннадцатый класс, хорошо учиться и

общается с мамой, хотя она и проживает на территории другого государства. Есть одна семья, где

бабушка взяла под опеку внучку, ребёнок инвалид. Такой семье очень хочется оказать как можно

больше внимания и поддержки.

Конечно, можно подумать, что на первый взгляд работа с семьёй на селе намного проще, ведь

здесь все всех и про всех всё знают. Но я считаю, что это наоборот накладывает на социального

педагога дополнительную моральную нагрузку. Потому, что нужно уметь так организовать работу,

чтобы не нарушить добрососедские отношения между людьми. Сегодня село переживает не

лучшие времена. Большая безработица, что вынуждает людей оставлять семьи и уезжать на

заработки. Ограничены возможности в получении образовательных, медицинских, бытовых услуг.

Молодёжь стремится уехать из села. Но хочется надеяться, что всё изменится в лучшую сторону и

социальных проблем станет меньше.

Литература:

Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М., 1999.

Бреева Е.Б. Программа социальной работы с многодетными семьями. – М., 1992.

Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика. – Минск., 2000.

Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2007.



В раздел образования