Напоминание

формирование коммуникативной компетенции выпускников


Автор: Карытко Лариса Павловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ Лицей №40 Приморского района
Населённый пункт: Санкт- Петербург
Наименование материала: статья
Тема: формирование коммуникативной компетенции выпускников
Раздел: полное образование





Назад




Формирование коммуникативной компетенции

выпускников (из опыта работы учителя русского

языка и литературы Карытко Л.П.)

В связи с тем, что перед выпускником стоит задача успешной сдачи ЕГЭ,

учителю, работающему в старших классах, необходимо спланировать

свою работу при подготовке выпускников к экзамену. Надо помнить о том,

что если ученик не приступит к выполнению задания части С, то высоких

результатов ожидать не придется. Поэтому предлагаю вашему вниманию

свой скромный опыт в подготовке уч-ся к ЕГЭ.

Памятка «Как писать сочинение»

Ваше сочинение должно иметь следующий план:

1.

Введение в проблему.

2.

Формулировка проблемы, поставленной в предложенном тексте.

3.

Комментирование обозначенной проблемы.

4.

Формулировка авторской позиции.

5.

высказывание собственного мнения и подкрепление его аргументами.

Прежде, чем начать сочинение , продумайте его композицию

(построение).

ВВЕДЕНИЕ

При написании введения можно использовать следующие приёмы:

- цепь вопросительных предложений, несколько риторических вопросов

в начале сочинения позволят зафиксировать внимание на ключевых

понятиях исходного текста, выделить главное в нём, а также помогут

сделать логичный и плавный переход к основной части сочинения;

- небольшое обобщение, покажите, что проблема текста актуальна;

- цитата в качестве зачина, однако цитата должна быть не очень

объёмной, должна иметь прямое отношение к проблеме, это может быть

пословица или мудрое изречение.

Введение должно быть небольшим, составлять вместе с заключением 1/3

объёма работы (3-5 предложений).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Чтобы правильно определить тему текста, подумайте, почему предложен

для эссе именно этот текст. Вероятно потому, что поднимается

общечеловеческая проблема или наболевшая тема. Проблемой текста

считается вопрос, который поднимает автор и пытается дать ответ на него

Условно тематику текстов можно разделить на группы:

Тема

Проблема

Человек и природа

1.Бездумное, жестокое отношение

человека к природе.

2. Неспособность замечать красоту

природы.

3. Уничтожение природы ведёт к

гибели человечества.

4. Природа способна облагородить

человеческую душу, раскрыть его

лучшие человеческие качества.

5. Влияние научно-технического

прогресса на взаимоотношения

человека и природы.

Человек и общество

1.

Личность как субъект

отношений и сознательной

деятельности.

2.

Свобода и необходимость в

человеческой деятельности.

3.

Соотношение мировой

цивилизации и национальной

самобытности.

4.

Ценность семейных традиций.

Человек и история

1.

Роль личности в истории

2.

Человечество не должно

забывать уроков истории

3.

Ответственность человека перед

будущими поколениями.

4.

Нельзя переписать историю,

надо пресечь эти попытки.

Человек и культура

1.

Национальная культурная память.

2.

Природа тв-ва и познания

3.

Самая большая ценность народа –

его язык.

4.

Созидательная миссия культуры.

5.

Личная ответственность каждого

человека за сохранение культуры.

Человек и лит-ра

1.

Проблема воздействия лит-ры

на судьбы людей.

2.

Роль книги в истории

современного об-ва.

Человек и искусство

1.

Истинное и наносное в

искусстве.

2.

Благотворное и очищающее

влияние искусства на душу

человека.

3.

Преклонение перед волшебной

силой искусства.

Человек и родина

1.

Проблема патриотизма,

истинный и ложный

патриотизм.

2.

Утрата патриотического

сознания в современном об-ве.

3.

Как воспитать патриота?

4.

Настоящий патриотизм

начинается с любви к своему

дому, семье.

Личностные качества человека

1.

Соотношение добра и зла в

душе человека.

2.

Благородство и душевность.

3.

Зависть и трусость.

4.

У каждого человека есть талант.

Взаимоотношения людей

1.

Готовность прийти на помощь.

2.

Терпимость и милосердие.

3.

Проблемы любви, дружбы,

верности, ненависти.

4.

Проблемы этикета.

Чтобы правильно определить проблему текста, нужно внимательно

прочитать его и найти предложения и слова, несущие основную

смысловую нагрузку текста. Как правило, все тексты относятся к

публицистическому стилю речи.

НЕ НУЖНО ОПИСЫВАТЬ ВСЕ ПРОБЛЕМЫ, ДОСТАТОЧНО

ОСТАНОВИТЬСЯ НА ОДНОЙ, ГЛАВНОЙ.

Комментирование проблемы

Прокомментировать проблему – это значит объяснить, в чём заключается

её важность, почему именно эту проблему поднимает автор. При

комментарии не допускайте пересказа текста, а также помните, что

нужно комментировать проблему, поднятую именно в данном тексте.

Аргументация

При высказывании своего мнения помните, что оно должно быть

корректным и аргументированным, не стоит использовать фразы типа: я

абсолютно не согласен с автором, автор не прав и т.п.

Выразить своё несогласие можно тактично: трудно не согласиться с

автором, но всё же….. Автор, безусловно, прав, но, с другой стороны…..

Для обеспечения логической связи между предложениями можно

использовать следующие слова и словосочетания:

1.

Слова-организаторы: поэтому, потому что, вот почему, из этого

следует, следовательно и т.д.

2.

Водные слова: во-первых, итак, наконец, таким образом и т.п.

3.

Слова, резюмирующие высказывание: подведём итог, в заключение

хочу сказать и т.д.

Если вы не знаете, как сделать плавный переход от одной мысли к

другой, то можете использовать риторические вопросы.

Аргументы

Факты

Ссылка на авторитеты

Цифры

Научные

аксиомы

Авторитет

автора

из худ.

литературы

из жизни

конкретные

Примеры

Законы

Народная

мудрость

Цитаты

Мнения

очевидцев

Высказыва

ния

ииииииизвес

тных людей

При написании основной части сочинения вам помогут следующие приёмы:

1.

Если вы аргументируете то или иное положение своего размышления, то

не забывайте привлекать примеры из анализируемого текста, но помните,

что пересказ не разрешается!

2.

Не стесняйтесь использовать свой опыт, если это уместно и связано с

темой текста, расскажите о своих переживаниях и мыслях.

3.

Используйте свой читательский опыт, не бойтесь сравнить героя сгероем

эпоху с эпохой, автора с автором.

4.

Попробуйте использовать такой приём, как внутренняя полемичность,

т.е. отстаивайте свои выводы, споря с воображаемым оппонентом.

5.

Постарайтесь заранее создать «блок аргументов» по предложенным

темам.

Заключение

В заключении обязательно должны присутствовать сжато сформулированные

выводы. Постарайтесь, чтобы эти выводы совпали с раскрываемой

проблемой. Можно показать значимость проблемы текста. Предлагаю один из

таких уроков, который проведен в 11-а классе.

Тема урока:

«Тайна русского слова»

Цель урока: определить значение русского слова в жизни нашего

государства;

раскрыть причины неоправданных заимствований в русском

языке;

пробудить интерес и желание у уч-ся бережно относиться к

родному языку.

Ход урока

1.

Вступительное слово учителя о значении слова в жизни человека, о

становлении русского языка, о роли языка в жизни государства.

Назовите имена тех, кто создал русскую грамоту. ( слайд №2)

2.

Чтение стихотворения Я.Смелякова «Русский язык». (слайд №3)

3.

Беседа по содержанию стихотворения.

- Как возник русский язык?

- Как он развивался? Приведите примеры рождения слов.

( ямщик, крылечко, кольцо)

4.

Наблюдения за словами

Начальник господин

Здравствуйте личность

Стремиться просвещение

Порядок Отечество

Богатырь образование

Богатый воспитание

5.

Беседа о значении языка для нации ( слайд №4)

Какую роль играет язык в жизни нации?

Какую роль, на ваш взгляд, сыграл русский язык в становлении

русского государства? Докажите свою точку зрения примерами.

Нужны ли заимствования языку? Докажите свою точку зрения,

приведите примеры.

Как в современном обществе идёт развитие языка? Всегда ли это

развитие позитивное?

Позитивные заимствования

Негативные заимствования

Композитор

Позиционирует ( представляют)

Филолог

Консенсус (согласие)

Галстук

Лингвистика (языкознание)

Телефон

Консультант (советник)

Телевизор

Жалюзи

Как современные технологии влияют на развитие языка?

Приведите примеры недопустимого общения? (Слайд №5)

6.

Обращение к текстам ЕГЭ о русском языке.

Прочитайте тексты и определите основную проблему его, позицию

автора по данной проблеме и дайте свою оценку, используя материалы

нашего разговора. Приведите аргументы согласия или несогласия с

автором текста. ( Тексты даны по рядам -3 варианта).

7.

Подведение итогов урока.

Так в чем же заключается тайна русского слова? (слайд №6).

8 . Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение по данному

тексту.



В раздел образования