Автор: Кузьмина Дарья Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с общеразвивающего вида №18 "Теремок" Ступинского муниципального района
Населённый пункт: город Ступино, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
дошкольников в соответствии с ФГОС ДО
Материал подготовила Кузьмина Дарья Олеговна
Основными
принципами
дошкольного
образования
в
соответствии
с
федеральный
государственным
образовательным
стандартом
является
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в
различных
видах
деятельности.
Кроме
того,
стандарт
направлен
на
развитие
интеллектуальных
качеств
дошкольников.
Согласно
ему,
программа
должна
обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах
деятельности.
Наукой
доказано,
что
сензитивным
периодом
развития
личности,
ее
личностных качеств является дошкольный возраст. Этот период жизни ребенка
является
наиболее
благоприятным
для
формирования
познавательной
деятельности,
ребенок
-
исследователь,
проявляет
интерес
ко
всему,
что
его
окружает.
Он
познает
предметы
в
ходе
взаимодействия
и
действий
с
ними,
осуществляя
при
этом
познавательную,
исследовательскую
деятельность,
раскрывая содержание изучаемого предмета.
Познавательно-исследовательская деятельность проходит ряд стадий (Б.Г.
Ананьев,
Л.И.
Божович,
А.Н.
Леонтьев):
любопытство,
любознательность,
собственно исследовательская деятельность.
Любопытство
представляет
собой
избирательное
отношение
к
объекту
действительности,
вызванное
его
новизной,
привлекательностью,
что
может
послужить началом процесса познания. Любознательность как черта личности
характеризуется
стремлением
узнать
что-то
новое,
получая
при
этом
положительные эмоции в виде радости от процесса познания, удовлетворенности
от
проделанной
работы,
активизируется
мышление
и
процесс
поиска.
Исследовательская деятельность способствует получению новых знаний.
ФГОС
ДО
особое
внимание
уделяет
познавательно-исследовательской
деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование
с
ними).
Характерными
видами
деятельности
для
реализации
данного
направления работы являются:
– организация решения познавательных задач;
– применение экспериментирования в работе с детьми;
– использование проектирования.
Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста
является
экспериментирование,
которое
рассматривается
как
практическая
деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств
предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.
В
экспериментировании
дошкольник
выступает
в
роли
исследователя,
который
самостоятельно
и
активно
познаёт
окружающий
мир,
используя
разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования
ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.
Типы исследования, доступные и интересные детям старшего дошкольного
возраста (по И.М. Коротковой):
Опыты
ориентированы
на
освоение
причинно-следственных
связей
и
отношений;
способствуют
привлечению
внимания,
предоставляют
детям
свободно
поэкспериментировать
и
обсудить
полученный
эффект,
дают
возможность формулировать причинно-следственные связи (если..., то...; потому...,
что...) и самостоятельно использовать оборудование в свободной деятельности.
Коллекционирование
ориентировано
на
освоение
родовидовых
отношений; направлено на поиск черт сходства и различия между объектами в
ходе
обсуждения
–
рассуждения,
поиск
возможных
оснований
для
их
группировки.
Различные путешествия, ориентированы на освоение пространственных
схем
и
отношений;
обеспечивают
обсуждение
и
выбор
пункта
назначения,
подходящего для путешествия вида транспорта; возможный маршрут путешествия
и т.д.
В
работе
с
дошкольниками
используются
познавательные
задачи,
под
которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых
знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении
связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает
весь
процесс
обучения,
который
состоит
из
последовательных,
постепенно
усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.
После
принятия
детьми
познавательной
задачи
под
руководством
воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В
результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления
природы
и
его
причинах.
Их
предположения
бывают
правильными
и
ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать и учесть
все предположения, обратить внимание на их противоречивость. Если дети не
выдвигают никаких идей, их должен выдвинуть сам воспитатель.
К
эффективным
методам
познавательного
развития
дошкольников
относится
проектная
деятельность,
обеспечивающая
развитие
познавательных
интересов
детей,
умений
самостоятельно
конструировать
свои
знания
и
ориентироваться
в
информационном
пространстве,
развитие
критического
мышления.
На основе анализа литературы можно выделить несколько основных этапов
организации познавательно-исследовательской деятельности.
Подготовительный этап. На этом этапе осуществляется подготовка детей
дошкольного возраста к проведению исследовательской деятельности, знакомство
детей с предстоящей деятельностью.
Основной этап направлен на приобретение детьми специальных знаний и
развитию умений исследовательского поиска.
Заключительный
этап
предполагает
анализ
полученных
результатов
деятельности детей и анализ собственных действий педагогов.
Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
способствует развитию познавательного интереса и познавательной активности,
творческих
способностей,
а
также
в
этой
деятельности
формируются
исследовательские
умения,
умения
самостоятельного
поиска,
происходят
открытия и усвоения нового.