Напоминание

"Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"


Автор: Кузьмина Дарья Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с общеразвивающего вида №18 "Теремок" Ступинского муниципального района
Населённый пункт: город Ступино, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие познавательно-исследовательской деятельности

дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

Материал подготовила Кузьмина Дарья Олеговна

Основными

принципами

дошкольного

образования

в

соответствии

с

федеральный

государственным

образовательным

стандартом

является

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в

различных

видах

деятельности.

Кроме

того,

стандарт

направлен

на

развитие

интеллектуальных

качеств

дошкольников.

Согласно

ему,

программа

должна

обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах

деятельности.

Наукой

доказано,

что

сензитивным

периодом

развития

личности,

ее

личностных качеств является дошкольный возраст. Этот период жизни ребенка

является

наиболее

благоприятным

для

формирования

познавательной

деятельности,

ребенок

-

исследователь,

проявляет

интерес

ко

всему,

что

его

окружает.

Он

познает

предметы

в

ходе

взаимодействия

и

действий

с

ними,

осуществляя

при

этом

познавательную,

исследовательскую

деятельность,

раскрывая содержание изучаемого предмета.

Познавательно-исследовательская деятельность проходит ряд стадий (Б.Г.

Ананьев,

Л.И.

Божович,

А.Н.

Леонтьев):

любопытство,

любознательность,

собственно исследовательская деятельность.

Любопытство

представляет

собой

избирательное

отношение

к

объекту

действительности,

вызванное

его

новизной,

привлекательностью,

что

может

послужить началом процесса познания. Любознательность как черта личности

характеризуется

стремлением

узнать

что-то

новое,

получая

при

этом

положительные эмоции в виде радости от процесса познания, удовлетворенности

от

проделанной

работы,

активизируется

мышление

и

процесс

поиска.

Исследовательская деятельность способствует получению новых знаний.

ФГОС

ДО

особое

внимание

уделяет

познавательно-исследовательской

деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование

с

ними).

Характерными

видами

деятельности

для

реализации

данного

направления работы являются:

– организация решения познавательных задач;

– применение экспериментирования в работе с детьми;

– использование проектирования.

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста

является

экспериментирование,

которое

рассматривается

как

практическая

деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств

предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

В

экспериментировании

дошкольник

выступает

в

роли

исследователя,

который

самостоятельно

и

активно

познаёт

окружающий

мир,

используя

разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования

ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.

Типы исследования, доступные и интересные детям старшего дошкольного

возраста (по И.М. Коротковой):

Опыты

ориентированы

на

освоение

причинно-следственных

связей

и

отношений;

способствуют

привлечению

внимания,

предоставляют

детям

свободно

поэкспериментировать

и

обсудить

полученный

эффект,

дают

возможность формулировать причинно-следственные связи (если..., то...; потому...,

что...) и самостоятельно использовать оборудование в свободной деятельности.

Коллекционирование

ориентировано

на

освоение

родовидовых

отношений; направлено на поиск черт сходства и различия между объектами в

ходе

обсуждения

рассуждения,

поиск

возможных

оснований

для

их

группировки.

Различные путешествия, ориентированы на освоение пространственных

схем

и

отношений;

обеспечивают

обсуждение

и

выбор

пункта

назначения,

подходящего для путешествия вида транспорта; возможный маршрут путешествия

и т.д.

В

работе

с

дошкольниками

используются

познавательные

задачи,

под

которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых

знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении

связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает

весь

процесс

обучения,

который

состоит

из

последовательных,

постепенно

усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

После

принятия

детьми

познавательной

задачи

под

руководством

воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В

результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления

природы

и

его

причинах.

Их

предположения

бывают

правильными

и

ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать и учесть

все предположения, обратить внимание на их противоречивость. Если дети не

выдвигают никаких идей, их должен выдвинуть сам воспитатель.

К

эффективным

методам

познавательного

развития

дошкольников

относится

проектная

деятельность,

обеспечивающая

развитие

познавательных

интересов

детей,

умений

самостоятельно

конструировать

свои

знания

и

ориентироваться

в

информационном

пространстве,

развитие

критического

мышления.

На основе анализа литературы можно выделить несколько основных этапов

организации познавательно-исследовательской деятельности.

Подготовительный этап. На этом этапе осуществляется подготовка детей

дошкольного возраста к проведению исследовательской деятельности, знакомство

детей с предстоящей деятельностью.

Основной этап направлен на приобретение детьми специальных знаний и

развитию умений исследовательского поиска.

Заключительный

этап

предполагает

анализ

полученных

результатов

деятельности детей и анализ собственных действий педагогов.

Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

способствует развитию познавательного интереса и познавательной активности,

творческих

способностей,

а

также

в

этой

деятельности

формируются

исследовательские

умения,

умения

самостоятельного

поиска,

происходят

открытия и усвоения нового.



В раздел образования