Авторы: Ткаченко Ольга Александровна, Луценко Елена Николаевна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: МОУ Гимназии №4
Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе начальной школы
Раздел: начальное образование
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
начальной школы".
Авторы: Ткаченко Ольга Александровна,
Луценко Елена Николаевна,
учителя начальной школы
МОУ Гимназии №4 Волгограда.
Здоровье человека – тема для разговоров достаточно актуальная для всех
времён и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. В сегодняшних
условиях
мы
сталкиваемся
с
существенным
общим
ухудшением
состояния
здоровья
детей,
что
связано
с
экономическим
и
социальным
неблагополучием
многих
молодых
семей,
ослаблением
иммунитета,
генетических
нарушений,
плохой экологической обстановкой и т.д.
«Одной из современных задач начального образования является сохранение
и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность
сохранения
здоровья
за
период
обучения
в
школе,
сформировать
у
него
необходимые
знания,
умения
и
навыки
по
здоровому
образу
жизни,
научить
использовать
эти
знания
в
повседневной
жизни.»
ФГОС
второго
поколения
определяет эту задачу как одну из приоритетных. Результатом решения этой задачи
должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды.
Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное
про странство:
гарантирующее
охрану
и
укрепление
ф и з и ч е с ко го ,
психологического, духовного и социального здоровья обучающихся. Именно такое
образовательное
пространство
является
комфортным
по
отношению
к
обучающимся и педагогическим работникам.
Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких
составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное
здоровье.
Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья.
Здоровьесбережение
может
выступать
как
одна
из
задач
образовательного
процесса.
Только
благодаря
комплексному
подходу
к
обучению
могут
быть
успешно решены задачи формирования и укрепления здоровья школьников.
В Примерной образовательной программе начального общего образования
четко обозначены цели и задачи
деятельности образовательного учреждения по
данному направлению. Эта деятельность должна:
· сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих
на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций,
получаемых
от
общения
с
компьютером,
просмотра
телепередач,
участия
в
азартных играх;
·
дать представление с учётом принципа информационной безопасности о
негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность,
инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах
возникновения
зависимостей
от
табака,
алкоголя,
наркотиков
и
других
психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
· сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и
здорового образа жизни;
· научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их
использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
· сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме,
структуре, полезных продуктах;
· сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы
и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и
контролировать свой режим дня;
· обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
· сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
·
научить
учащихся
делать
осознанный
выбор
поступков,
поведения,
позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
· сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым
вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и
развития. ( Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
М.: «ВАКО»,2004. – 296)
Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков
здорового
образа
жизни,
создание
условий,
направленных
на
укрепление
и
сохранение физического, психического и духовного здоровья, очень актуальны
сегодня.
Следует
обеспечить
школьнику
возможность
сохранения
здоровья
за
период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и
навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в
повседневной
жизни.
Почему
в
начальной
школе
важно
реализовывать
здоровьесберегающие технологии?
Проблема воспитания культуры здорового образа жизни у младших школьников
рассматривается
в
исследованиях
Г.Л.
Апанасенко,
М.В.
Антроповой,
В.Ф.
Базарного, Н.В. Смирнова и других.
Таким образом, проблема исследования заключается в том, какие
педагогические условия будут способствовать реализации здоровьесберегающих
технологий в начальной школе.
Творческий характер образовательного процесса, как считает Л.С. Выготский
(Выготский
Л.С.
Педагогическая
психология
/Под
ред.
В.В.Давыдова.//
-М.:
Педагогика, -1991.), крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение
ребёнка в творческий процесс не только природосообразно, служит реализацией
той
поисковой
активности,
от
которой
зависит
развитие
человека,
его
адаптационный
потенциал,
способствует
достижению
цели
работы
школы
-
развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы, как указывают в
своих работах Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина (Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Уроки
здоровья. / Начальная школа// 2002. - № 6) - это рациональная организация урока.
От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения
урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе
учебной деятельности.
Центральным в категориальном аппарате психологии здоровья является
понятие здоровья. На сегодняшний день существует множество определений этого
понятия. Так, в словаре С.И. Ожегова под здоровьем понимается «правильная,
нормальная
деятельность
организма,
его
полное
физическое
и
психическое
и
психическое
благополучие»
(Ожегов
С.И.
Словарь
русского
языка.-М.:-1988).
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это
состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не
только отсутствие болезней или физических дефектов.
По мнению Т.В. Карасевой, здоровье - это комплексное и, при этом, целостное,
многомерное
динамическое
состояние,
развивающееся
в
процессе
реализации
генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической
среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его социальные
функции (Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих
технологий / Начальная школа// - 2005. -№11). Н.К. Смирнов дает следующее
определение:
«Здоровьесберегающие
образовательные
технологии
это
комплексная,
построенная
на
единой
методологической
основе,
система
организационных
и
психолого-педагогических
приемов,
методов,
технологий,
направленных на охрану и укрепление здоровья учащихся, формирования у них
культуры здоровья, а также на заботу о здоровье педагогов» ( Смирнов Н.К.
Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.
/Н.К. Смирнов // М.:АРКТИ.-2005).
Н.И. Соловьева под здоровьесберегающей образовательной технологией
понимает
функциональную
систему
организационных
способов
управления
учебно-познавательной
и
практической
деятельностью,
учащихся,
научно
и
инструментально
обеспечивающая
сохранение
и
укрепление
их
здоровья
(Соловьева Н.И. Концепция здоровьесберегающей технологии в образовании и
основы организационно-методические подходы ее реализации. /Н.И. Соловьева//
ЭКО.-2004. - № 17).
В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья
(Кучма В.Р., Куинджи Н.Н., Степанова М.И. «Здоровье сберегающие технологии в
школе». /Просвещение, Хрипкова А.Г., Экхольм Э. Окружающая среда и здоровье
человека. Перевод М.А. Богусловский.// - М.: Прогресс. - 1980
):
Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма
человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального
развития,
опосредованная
базовыми
потребностями,
доминирующими
на
различных
этапах
онтогенетического
развития.
Эти
потребности,
во-первых,
являются пусковым механизмом развития человека, а, во-вторых, обеспечивают
индивидуализацию этого процесса.
Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма,
основу
которого
составляют
функциональные
резервы,
обеспечивающие
адаптационные реакции.
Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которого
составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную
поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и
социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.
Нравственное
здоровье
-
комплекс
характеристик
мотивационной
и
потребностно-информационной
сферы
жизнедеятельности,
основу
которого
определяет
система
ценностей,
установок
и
мотивов
поведения
индивида
в
обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как
оно связано с общечеловеческими истинами добра и красоты.
Под здоровьесберегающими технологиями будем понимать систему мер по
охране
и
укреплению
здоровья
учащихся,
учитывающую
важнейшие
характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на
здоровье.
Цель современной школы, считает Т. Григорьева (Григорьева Т. Пути
формирования здоровья школьников младшего возраста. - М., Знание, -1990), -
подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы
знания,
которые
будут
востребованы
им
в
дальнейшей
жизни.
Достижение
названной
цели
в
сегодняшней
школе
может
быть
достигнуто
с
помощью
технологий
здоровьесберегающей
педагогики,
которые
рассматриваются
как
совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса
без
ущерба
для
здоровья
школьников
и
педагогов.
Здоровьесберегающие
технологии
предполагают
совокупность
педагогических,
психологических
и
медицинских
воздействий,
направленных
на
защиту
и
обеспечение
здоровья,
формирование ценного отношения к своему здоровью.
Для того чтобы отобрать принципы здоровьесберегающих образовательных
технологий
обучения,
были
определены
критерии
отбора:
принципы
должны
способствовать
профилактике,
диагностике
и
коррекции
здоровья
учащихся
в
учебном процессе; развитию познавательной деятельности младших школьников;
гуманизации образования.
Принципы выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую
входят общедидактические принципы и специфические принципы, выражающие
специфические закономерности педагогики оздоровления.
По мнению Н.К. Смирнова - общедидактические принципы - это основные
положения,
определяющие
содержание,
организационные
формы
и
методы
учебного
процесса
в
соответствии
с
общими
целями
здоровьесберегающих
образовательных
технологий.
Среди
специфических
принципов,
выражающих
специфические
закономерности
педагогики
оздоровления,
важнейшим
можно
назвать принцип «Не навреди!» - одинаково актуальный как для медиков, так и для
педагогов.
Усвоение
пользы
здоровьесберегающих
мероприятий
требуют
их
повторяемости.
Так же Н.К. Смирнов выделяет средства и методы здоровьесберегающих
технологий.
. Средства двигательной направленности;
. Оздоровительные силы природы;
. Гигиенические факторы.
Комплексное
использование
этих
средств
позволяет
решать
задачи
педагогики
оздоровления.
К
средствам
двигательной
направленности
относятся
такие
двигательные
действия,
которые
направлены
на
реализацию
задач
здоровьесберегающих
образовательных технологий обучения. Это движение; физические упражнения;
физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и «минутки
покоя»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая,
дыхательная), для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная
физкультура;
подвижные
игры;
специально
организованная
двигательная
активность
ребенка
(занятия
оздоровительной
физкультурой),
своевременное
развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика;
тренинги и др.
Использую оздоровительные силы природы. Это оказывает существенное
влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий
обучения.
Проведение
занятий
на
свежем
воздухе
способствует
активизации
биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую
работоспособность организма, замедляет процесс утомления.
К
гигиеническим
средствам
достижения
целей
здоровьесберегающих
образовательных технологий обучения, содействующим укрепления здоровья и
стимулирующих развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение
санитарно
-
гигиенических
требований,
регламентированных
СанПиНами.
Осуществляется
постоянный
контроль
по
таким
требованиям:
личная
и
общественная
гигиена
(чистота
тела,
чистота
мест
занятий,
воздуха
и
т.
д.);
проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня,
режима
двигательной
активности,
режим
питания
и
сна;
привитие
детям
элементарных навыков при мытье рук, использование носового платка при чихании
и кашле и т. д.; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни
(ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах,
ушибах, ожогах, укусах,; организация порядка проведения прививок учащимся с
целью
предупреждения
инфекций;
ограничение
предельного
уровня
учебной
нагрузки во избежание переутомления.
Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает
положительный
эффект
здоровьесберегающих
образовательных
технологий
обучения.
Под методами здоровьесберегающих технологий обучения понимаются способы
применения
средств,
позволяющих
решать
задачи
педагогики
оздоровления:
рассказ,
беседа,
дискуссия,
работа
с
книгой,
демонстрация,
иллюстрация,
упражнения, наглядность, практический метод, познавательная игра, обучающий
контроль, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения,
воспитательные, просветительские и образовательные программы.
Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими
принципами
может
обеспечить
успешную
реализацию
комплекса
задач
здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.
Таким образом, многообразие концептуальных идей здоровьесберегающих
технологий,
рассмотренных
нами,
определяет
значимость
данной
проблемы
в
педагогической науке.