Напоминание

" Царство Нептуна"


Автор: Иванова Ольга Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУДО "ДЭБЦ"
Населённый пункт: Город Стрежевой, Томской области
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная программа детского объединения
Тема: " Царство Нептуна"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Центр экологического воспитания детей

городского округа Стрежевой

Утверждена «Утверждаю»:

Методическим советом «____» _________20_____ г.

Протокол № _________ Директор МБОУ ДОД ЦЭВД

от «____» ___________ _______________________

В.Н. Постернак

М.П.

Дополнительная

общеобразовательная программа

«Царство Нептуна»

для учащихся 11-14лет

(4часа в неделю

1годобучения-128ч.

2года обучения-136ч.)

Автор: Иванова Ольга Михайловна,

Педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД ЦЭВД

Программа разработана в 2015г.

Г.Стрежевой

Информационно-концептуальный модуль образовательной программы

1.1.

Информационная карта.

Кружок – «Царство Нептуна» -Иванова Ольга Михайловна

Образовательная программа – рабочая

Тип программы - интегрированная

Вид программы - авторская

Форма организации детских формирований - групповые

Широта обхвата-модульная

Степень реализации-среднесрочная

Масштаб реализации-программа- детского учреждения

Уровень содержания-ознакомительный

Механизм реализации-общие

Приоритетности целеполагания-развивающие

Способ реализации - эврестические

Возрастной диапазон - среднее звено – 11-14 лет

Продолжительность реализации -двухгодичная

1.2.

Концепция автора образовательной программы.

Полюбить природу можно только путём её познания. В. А. Сухомлинский говорил:

«чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь

её

богатства,

нужно

прививать

ему

эти

чувства

с

раннего

детства».

Человек

издавна

стремился познать тайны загадочного подводного мира. Во все времена его притягивала

прохладная, таинственная

синева морей и океанов, озер и рек. Не каждому из нас дано

проникнуть в глубины водной среды, однако каждый может иметь « небольшое озеро» у себя

дома, наблюдать за его обитателями, открывать для себя его тайны.

Изучение и наблюдение за обитателями аквариума заряжает ребенка положительной

энергией,

вызывает

их

удивление,

возбуждает

любознательность.

Аквариум

является

объектом эстетического наслаждения, учит наблюдательности и любви к животным, а также

помогает снять стресс, улучшает состояние нервной системы.

Для реализации образовательной программы « Царство Нептуна», зоологический отдел

оснащен

достаточной

материально-технической

базой.

Самым

востребованным

и

необходимым для обучения воспитанников Центра являются выставочный зал: «Аквариум»,

более 90 видов экзотических рыб. Учащиеся нашего Центра, имеет огромную возможность

изучать жизнь и повадки экзотических рыб и рыб местных водоемов.

1.3.

Пояснительная записка к образовательной программе

Цель:

Формирование у учащихся экологической культуры, любви к природе родного края.

Расширение знаний в области биологии и экологии животных.

Формирование

системы

навыков

практической,

самостоятельной

научно-

исследовательской работы.

Задачи:

Обучающие:

Ознакомить учащихся с жизнью и повадками рыб.

Научить первым навыкам по уходу за аквариумными рыбами.

Научить

учащихся

работать

с

литературой,

вести

наблюдения

и

умение

правильно

их

излагать в дневниках.

Расширять познания в экологии и биологии животных.

Расширить знания в области охраны и природопользования.

Воспитательные:

Умение вести себя в мире природы, стараясь не причинять ей ущерба, учить добру.

Умение правильного обращения с животными.

Развивающие:

Развивать

имеющиеся

у

детей

представления

о

мире

аквариума,

умение

наблюдать,

сопоставлять, делать выводы, развивать воображение, творческие способности, логическое

мышление;

Ухаживать за своими питомцами;

Развивать навыки, смекалку, чувство ответственности, повышать уровень познавательной

деятельности.

Новизна:

Программа

может

меняться,

в

зависимости

от

набора

детей:

уровня

знаний,

разновозрастности, нестандартность индивидуальных результатов обучения и воспитания.

Главной

особенностью

данной

программы

является

непосредственное

общение

с

обитателями аквариумов. В данной программе большое внимание уделяется практической

работе,

где

учащиеся

имеют

возможность

заняться

селекцией

рыб,

что

способствует

пополнению и сохранению коллекции ЦЭВД.

Актуальность:

По существу, эта программа позволяет, как можно раньше выявить одарённых детей,

помочь им адаптироваться в научно-исследовательской, экспериментальной деятельности,

создать условия для коммуникации и продуктивной жизнедеятельности.

После

выявления

способностей

у

учащихся

к

исследовательской

деятельности,

проводится индивидуальная работа педагога с учеником. Результатом данной работы могут

являться:

доклад,

реферативная

работа,

законченного

эксперимента

с

анализом

и

обобщением результатов, научной статьи и пр. Эта программа будет актуальна

пока,

существуют реки, озера, моря и океаны, ведь человека во все времена волновало загадочное и

не опознанное.

Педагогическая целесообразность:

Программа позволяет сделать обучение как целостный процесс трехсторонней деятельности

педагога,

учащихся

и

родителей.

Это

формирует

у

детей

способность

к

коллективной

деятельности, стимулируют активность, волевые и нравственные качества.

Программа

является

авторской.

Общеобразовательная

программа

«

Царство

Нептуна»

разработана для учащихся младшего звена.

Срок реализации данной программы 2года. В процессе обучения, дети получают первые азы

по уходу и содержанию аквариумных рыб и растений, учатся самостоятельно ухаживать за

своими

питомцами.

С

помощью

педагога,

учащиеся

учатся,

как

необходимо

правильно

создать дизайн аквариума. По окончанию учебного процесса многие кружковцы завели у

себя

дома

пусть

не

большие,

но

созданные

своими

руками

аквариумы.

Это

является

показателем эффективности данной программы.

Отличительные особенности:

Некоторые дети могут посещать занятия по индивидуальному расписанию. Это зависит от их

индивидуальных особенностей. Может быть ускоренное развитие, когда любознательность

ребёнка опережает его школьное образование, а интерес к конкретному виду деятельности

обеспечивает высокий темп освоения содержания и методов деятельности.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

По

окончанию

курса

изучения

программы

дети

должны

правильно

и

четко

ориентироваться

в

рыбах,

как

местных

водоемах,

так

и

в

экзотических

рыбах.

Уметь

правильно

содержать

рыб

в

домашних

условиях.

Способы

проверки-

выполнение

практических лабораторных, тестирование.

2. Образовательный стандарт программы 1г. обучения.

Раздел

программы

Основные термины

и понятия

Необходимо знать

Необходимо уметь

1

Вводные

занятия.

Инструкция по ТБ и

ПБ, огнетушитель.

Правила по ТБ и ПБ.

Ориентироваться в здании.

2

Введение.

Понятие

аквариумистика.

Происхождение рыб.

Древние рыбы.

Первых основателей

аквариумистики.

Первоначальное

происхождение рыб.

Иметь представление о

древних рыбах.

3

Рыбы

местных

водоёмов.

Обитатели рек и озер.

Рыб местных водоёмов.

Уметь различать рыб

пресноводных и морских.

4

Типы

аквариумов.

Виды аквариумов,

стеклянные,

пластиковые. Формы

аквариума.

Оформление.

Месторасположение.

Какой материал

используют для

изготовления аквариумов.

Какие формы аквариумов

наиболее часто

используют в

аквариумистике. Как

правильно оформить

аквариум, и установить.

Соблюдать правила

безопасности при работе с

аквариумом. Уметь правильно

выбрать аквариум для рыб.

5

Аквариумное

оборудование.

Обогреватели,

фильтры, аэрация.

Назначение аквариумного

оборудования. Правила

ухода за аквариумным

оборудованием. Значение

аэрации, фильтров.

Соблюдать личную гигиену.

Знать правила безопасности

при обращении с

электрическими приборами.

По назначению применять

аквариумный инвентарь.

6

Грунт.

Виды грунтов.

Отличие грунта.

Цветовая гамма

грунта, размер частиц

грунта. Обработка.

Типы и виды грунта,

значение грунта для

аквариумных животных.

Методы обработки грунта.

Соблюдать личную гигиену.

Обрабатывать грунт,

укладывать в аквариум, уметь

выбирать грунт по размерам

частиц.

7.

Оформление

аквариума.

Устройство и

оборудование

аквариума

Обогреватели,

освещение,

внутренние фильтры.

Декоративные

материалы для

аквариума.

Как правильно

подготовить аквариум до

заселения рыб.

Соблюдать личную гигиену.

Правила пользования с

электрическими приборами.

8

Обитатели

аквариума.

Цветовая гамма.

Размер рыб.

Правила личной гигиены,

каких рыб можно

содержать в одном

аквариуме.

Соблюдать личную гигиену.

Подбирать рыб.

3. Образовательный стандарт программы 2г. обучения.

Раздел

программы

Основные термины

и понятия

Необходимо знать

Необходимо уметь

1

Вводные

занятия.

Инструкция по ТБ и

ПБ, огнетушитель.

Правила по ТБ и ПБ.

Ориентироваться в здании.

2

Анатомическо

е строение

рыб.

Форма тела рыб,

скелет, органы

пищеварения, органы

дыхания.

Почему рыбы имеют ту

или иную форму тела.

Строение рыб, систему

пищеварения, из чего

состоят органы дыхания.

Ориентироваться в строении

рыб.

3

Содержание

рыб в

аквариуме.

Холодноводные,

тепловодные, подбор

рыб.

К какому виду относится

рыба, как правильно

подобрать по

совместимости рыб.

Соблюдать личную гигиену.

Различать хищных от мирных

рыб.

4

Кормление

рыб.

Живые корма. Сухие

корма, искусственные,

консервированные.

Растительная пища.

Правила личной гигиены.

Каким образом разводить

живые корма. Заготовка

растительного корма.

Соблюдать личную гигиену.

Ухаживать, кормить. Нормы

кормов.

5

Разведение

рыб.

Производители, икра,

нерест. Селекционная

работа.

Время нереста рыб,

численность групп

производителей, возраст

производителей.

Создать условия для нереста,

определять пол рыб, уход за

икрой.

6

Болезни рыб.

Заразные и

незаразные

заболевания рыб,

диагностика и лечение

рыб.

Правила личной гигиены.

Классификацию

заболеваний. Порядок

выявления заболевания.

Знать причину заболевания,

оказание первой помощи

больной рыбе. Принципы

профилактики заболеваний.

7

Лечение рыб.

Карантинное

оборудование.

Медицинские

препараты.

Правила личной гигиены.

Время лечения рыб.

Способы лечения.

Вовремя увидеть больную

рыбу.Лечить рыб.

8

Аквариумные

растения.

Аквариумные

растения, виды

растений, посадка.

Роль растений. Способы

посадки. Уход за

растениями.

Определять виды растений.

Различать поверхностные и

донные растения. Способы

посадки.

3.Учебно-тематический план образовательной программы 1 г.о.

Темы занятий

Всег

Тео

рия

Пра

кти

1. Введение /ТБ, ТПБ/

2. Вводное занятие

3.

Рыбы местных водоёмов

4. Типы аквариумов

5. Аквариумное оборудование

6. Грунт

7. Оформление аквариума. Устройство и оборудование аквариума

8. Обитатели аквариума

2

6

12

10

20

18

40

30

1

2

8

4

6

6

10

10

1

4

12

6

14

12

20

20

Итого:

128

47

81

4.Учебно-тематический план образовательной программы 2 г.о.

Темы занятий

Всего

/час/

Теория

/час/

Практика

/час/

1.Вводное занятие

2. Анатомическое строение рыб

3.Содержание рыб

4 .Кормление рыб

5. Разведение рыб

6. Болезни рыб

7. Лечение рыб

8. Аквариумные растения

2

20

18

20

20

20

18

18

1

8

6

6

6

6

8

6

1

12

12

14

14

14

10

12

Итого:

136

47

89

4.1. Описание содержания разделов программы 1г.о.

1.

Вводное занятие

В данном занятии проводится знакомство с правилами по ТБ и ПБ, с учебной программой:

сообщается учащимся сведения, материал, основные задачи, которые ставит перед собой

учитель при преподавании этой программы. Знакомство с кабинетом, посещение экскурсий,

знакомство с выставочными залами. Ознакомительное занятие для знакомства в коллективе.

Игровое занятие для проверки имеющихся знаний.

2.Введение.

История происхождение рыб, прародители рыб. Экскурсия по аквариумной выставке ЦЭВД.

3.Рыбы местных водоёмов.

В данном раздели, учащиеся должны правильно ориентироваться в рыбах Родного края и

уметь отличать их от рыб других водоемов.

4. Типы аквариумов.

Правила

техники

безопасности

при

работе

с

аквариумом.

Виды

и

формы

аквариумов,

размеры аквариумов. Правильное месторасположение аквариума в помещение. Оформление

внутренней части аквариума, посадка водных растений. Освещение.

4. Аквариумное оборудование.

Правила техники безопасности при работе с электроприборами. Виды и предназначение

аквариумного оборудования. Аквариумный инвентарь.

5. Грунт.

Виды грунта, способы обработки, размер частиц грунта. Предназначение грунта, способы

укладки грунта, роль значение грунта в аквариуме.

6. Оформление аквариума. Устройство и оборудование аквариума.

Правила

безопасности

при

работе

с

электроприборами.

Назначение

аквариумного

оборудования. Фильтры, компрессоры помпы, нагревательные устройства, виды и способы

работы аквариумного оборудования.

3.2. Описание содержания разделов программы 2г.о.

7. Обитатели аквариума. Цветовая гамма, размер и виды рыб. Правила личной гигиены,

каких рыб можно содержать в одном аквариуме.

8. Анатомическое строение рыб.

Анатомическое строение рыб. Форма тела, органы пищеварения, органы дыхания, скелет

рыб.

9. Содержание рыб.

Умения

подбирать

рыб

для

совместного

существования

в

аквариуме,

количество

рыб

допустимые в одном аквариум.

10. Кормление рыб.

Умение выбирать корма для рыб, заготовка живого корма и растительного. Норма кормления

рыб, периодичность кормления.

11.Разведение рыб.

Подбор производителей, создание оптимальных условий для нереста, уход за икрой, уход за

молодью.

12.Болезни рыб.

Правила личной гигиены. Виды заболевания рыб, диагностика.

13.Лечение рыб.

Правила личной гигиены. Лечение больной рыбы. Способы лечения, медикаменты.

14.Аквариумные растения.

Виды аквариумных растений, посадка растений и уход. Значение и роль аквариумных

растений для рыб.

5. Проект организации образовательного процесса 1г.о.

№п/

п

Раздел тема

Форма

заняти

й

Методы

Дидактическ

ий материал

и ТСО

Форма

проведения

итогов

1.

Вводное

занятие

Семина

р

Объяснительно-

иллюстрированный

Иллюстрации,

фотографии,

специальная

литература

Беседа

2.

Введение.

История

аквариумисти

ки

Семина

р

Объяснительно -

иллюстрированный

Иллюстрации,

фотографии,

специальная

литература

Беседа,

экскурсия

3.

Рыбы местных

водоёмов.

Занятие

Объяснительно –

иллюстрированный( по

каз фильмов).

Продуктивный

(выполнение заданий)

Иллюстрации,

фотографии,

специальная

литература

Беседа.

Ознакомительн

ая экскурсия

4.

Типы

аквариумов.

Занятие

Объяснительно –

иллюстрированный( по

каз фильмов).

Продуктивный

(выполнение заданий)

Иллюстрации,

фотографии,

специальная

литература

Беседа.

Ознакомительн

ая экскурсия.

Практическая

работа

5.

Аквариумное

оборудование.

Занятие

Объяснительно -

иллюстрированный(по

каз фильмов).

Продуктивный

(выполнение заданий)

Иллюстрации,

фотографии,

специальная

литература

Беседа.

Ознакомительн

ая экскурсия.

Практическая

работа

6.

Грунт.

Занятие

Объяснительно –

иллюстрированный( по

каз фильмов).

Продуктивный

(выполнение заданий)

Иллюстрации,

фотографии,

специальная

литература

Беседа.

Ознакомительн

ая экскурсия.

Практическая

работа

7.

Оформление

аквариума.

Устройство и

оборудование

аквариума

Занятие

Объяснительно –

иллюстрированный(по

каз фильмов).

Продуктивный

(выполнение заданий)

Иллюстрации,

фотографии,

специальная

литература

Беседа.

Ознакомительн

ая экскурсия.

Практическая

работа

8.

Обитатели

аквариума.

Занятие

Объяснительно –

иллюстрированный(по

каз фильмов).

Продуктивный

(выполнение заданий)

Иллюстрации,

фотографии,

специальная

литература

Беседа.

Ознакомительн

ая экскурсия.

Практическая

работа

6. Проект организации образовательного процесса 2г.о.

№п/

п

Раздел тема

Форма

заняти

й

Методы

Дидактическ

ий материал

и ТСО

Форма

проведения

итогов

1.

Вводное

занятие

Семина

р

Объяснительно -

иллюстрированный

Иллюстрации,

фотографии,

специальная

литература

Беседа

2.

Анатомическо

е строение

рыб.

Занятие

Объяснительно -

иллюстрированный

Продуктивный

(выполнение заданий)

Иллюстрации,

фотографии,

специальная

литература

Беседа,

экскурсия.

Лабораторная

работа

3.

Содержание

рыб в

аквариуме.

Занятие

Объяснительно –

иллюстрированный( по

каз фильмов).

Продуктивный

(выполнение заданий)

Иллюстрации,

фотографии,

специальная

литература

Беседа.

Ознакомительн

ая экскурсия.

Практическая

работа

4.

Кормление

рыб.

Занятие

Объяснительно –

иллюстрированный( по

каз фильмов).

Продуктивный

(выполнение заданий)

Иллюстрации,

фотографии,

специальная

литература

Беседа.

Ознакомительн

ая экскурсия.

Практическая

работа

5.

Разведение

рыб.

Занятие

Объяснительно -

иллюстрированный(пок

аз фильмов).

Продуктивный

(выполнение заданий)

Иллюстрации,

фотографии,

специальная

литература

Беседа.

Ознакомительн

ая экскурсия.

Практическая

работа

6.

Болезни рыб.

Занятие

Объяснительно –

иллюстрированный( по

каз фильмов).

Продуктивный

(выполнение заданий)

Иллюстрации,

фотографии,

специальная

литература

Беседа.

Ознакомительн

ая экскурсия.

Практическая

работа

7.

Лечение рыб.

Занятие

Объяснительно –

иллюстрированный(пок

аз фильмов).

Продуктивный

(выполнение заданий)

Иллюстрации,

фотографии,

специальная

литература

Беседа.

Ознакомительн

ая экскурсия.

Практическая

работа

8.

Аквариумные

растения.

Занятие

Объяснительно –

иллюстрированный(пок

аз фильмов).

Продуктивный

(выполнение заданий)

Иллюстрации,

фотографии,

специальная

литература

Беседа.

Ознакомительн

ая экскурсия.

Практическая

работа

Литература для педагога.

1.Астафьев Ю.Ф., « На кромке океана»- М.: 1986-236с

2. Аксельрод Г.Р., «Энциклопедия аквариумиста»- М.: Колос, 1993-639с

3.Алфимова Н., « Мой аквариум», 1992-45с

4. Фрей Г., « Твой аквариум». Перевод с англ. Афанасьева В.А., 1991-128с

5.Белов Н.В., «10000 советов аквариумисту»- Мн.: Современный литератор,2000-608с

6. Рычкова Ю.В., « Устройство и дизайн аквариума». – М.: Вече, 2004-160с

7. Ганс И. Майланд, « Аквариум и его обитатели», 1999г-287с

8. Махлин М.Д., « Путешествие по аквариуму». Ленинград « Колос» 1993-303с

9.Невил Каррингтон., « Аквариум без болезней» Ростов Н/Д: Феникс, 2002-144с

10.Васильков Г.В., Грищенко Л.И., Енгашев В. Г. Справочник « Болезни рыб» М: «

Агропромизд» 1989-288с

11. Демьянчик В.Т., « Как ухаживать за аквариумными рыбами и рептилиями». Минск: «

Современный литератор» 1999-336с

12. Ефремов А.В., « Аквариум и его обитатели». Новосибирск: « Новосибирское книжное

издательство» 1992-286с

13. Жданов В. С., « Аквариумные растения». М « лесная промышленность» 1981-312с

14. Кочетов А., « Декоративное рыболовство». М: « Просвещение» 1991- 384с

15. Кочетов А. М., « Подводный калейдоскоп». М: « Спутник» 1993 – т36с

16. Кочетов С., « Пестрый мир аквариума» / цихлиды/ буклет М: « Планета»1991- 78с

17. Корзюков Ю.А., Болезни аквариумных рыб» М: « Колос» 1979- 423с

18. Махлин М.Д., Солоницына Л.П., « Аквариум в школе». М6 « Просвещение» 1984-144с

19. Цирлинг М.Б., « Аквариум и водные растения». С/Пб «Гидрометеоиздат» 1991-256с

20. « Пресноводные рыбы». /справочник/М «Астрель» 2001-288с

21.Голдино Д. «Беспозвоночные» - М: изд. «Мир»:1998–588с

22. Горностаев Г.Н. Определитель отрядов и семейств насекомых фауны России. – М.:

Издательская корпорация «Логос», 1999 – 176с.

23.Гуревич А.А. «Пресноводные водоросли»: определитель, пособие для учителя. – М.:

Издательство «Просвещение», 1966. – 110с.

24.Давыдова

М.А.,

Агапова

И.А.

"Праздник

в

школе:

Игры,

турниры,

сценарии".:

Для

учащихся 1 - 5 классов. - М.: Айрис - пресс: 2004 - 256с

Литература для обучающихся.

1.Алексеев С.В. "Экология"-: С-П.: Наука: 2000-237с

2.Алексеев

В.Н.

"Простейшие.

Губки.

Кишечнополостные.

Плоские

черви.

Круглые

черви"./ Алексеев, В.Г. Бабенко, В.И. Сивоглазов. - М.: Дрофа: 2005- 74с

3. Мягков Н.А. Атлас-определитель рыб: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1994 –

282с

4.Майоров Т.С. География. "Справочник школьника." - Москва : Слово:1997 - 576 с

5. Алешунин В.И., Бочарова Н.Г., Вишняков Г.А., Вишнакова С.М. " Экология и охрана

окружающей

среды

"//толковый

терминологический

словарь.

Москва:

Всемирный

следопыт:1998 - 480 с

6.

Баксис Д., Самервиль Б., - М.: ООО "Аквариум - Принт", К.: ОАО "Дом печати -

ВЯТКА": 2005 - 64с

7.

Баландинин Р.К. "Природа и цивилизация"- М.,Мысль:1988-391с

8.

Барбара Корк, Элен Джилкс. "Энциклопедия живой природы." – М.: АСТ—Пресс: 1999

- 324 с

9."Биологический

энциклопедический

словарь".

М.,

1995.

«География

Томской

области»// под ред. Земцова А.А.: учебное пособие. – Томск: ВИЗАН: 1991 - 138с

10.

Дмитриев Ю.Д., Пожарицкая Н.М. "Твоя красная книга", - М: "Молодая гвардия":

1986-110с

11. Зайцева Е.Ю. Скворцов П.М. Школьный практикум /7-8 классы/: М "ДРОФА" 1998-96с

12. Зайцева Е.Ю., Скворцов П.М. "Школьный практикум". Биология. Животные. 7-8 класс. -

М.: Дрофа, 2000 - 96с

13. Колобовский Е.Ю. "Экология для любознательных, или о чём не узнаешь на уроке". -

Ярославль: "Академия развития", "Академия К": 1998 - 256с

14.Стронов В.В., Дмитриев Ю.Д. «На чужих этажах» с 84 - 85 "Лес и человек" 1986 М., «

Лесная промышленность» 1985-191с

15.Строков В.В."Леса и их обитатели". – М.: Лесная промышленность:1966 - 264 с

16.Парфилова Л.Д. "Уроки биологии в 6-7 классах". Книга для чтения. - М.: ТЦ Сфера:

2003 - 96с



В раздел образования