Напоминание

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО" "ДОМРА"


Автор: Каткова Ольга Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ"
Населённый пункт: г. Благовещенск, РБ
Наименование материала: образовательная программа
Тема: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО" "ДОМРА"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИССКУСТВ»

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

СОГЛАСОВАНО

ПРИНЯТО

Заместитель директора по УВР На заседании педагогического совета

Арефьева О.Н.______________ ПРОТОКОЛ № 1 от 27 августа 2015г

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО «ДШИ»

__________________Г.М. Мазитова

«______» ________________ 2015г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ

«МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»

«ДОМРА»

СРОК ОБУЧЕНИЯ ПЯТЬ ЛЕТ

Автор-составитель: преподаватель

отделения народные инструменты

О.Н. Арефьева

г. Благовещенск, 2015г

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

-

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета/

II. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

- Методическая литература

- Учебная литература;

I.

Пояснительная записка

1.

Характеристика

учебного

предмета,

его

место

и

роль

в

образовательном процессе

Настоящая

образовательная

программа

является

программой

муниципального

бюджетного

учреждения

дополнительного

образования

«Детской

школы

искусств»

г.Благовещенск

РБ,

определяющая

приоритетные

ценности

и

цели,

особенности

содержания,

организации,

учебно-методического

обеспечения

образовательного

процесса

в

данной

школе.

Программа является адаптированной и составлена на основе следующих

нормативных документов:

• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Рос-

сийской Федерации»;

• Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного об-

разования детей (Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.06.2012 г.

№ 504);

• Федеральные государственные требования, установленные к минимуму со-

держания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессио-

нальных общеобразовательных программ в области музыкального искусства от

12.03.2013 г. (№№161-165);

• Примерные учебные планы образовательных программ по видам музыкаль-

ного искусства для детских школ искусств (новая редакция) (письмо Федераль-

ного Агентства

по культуре и кинематографии Министерства культуры и

массовых коммуникаций Российской Федерации от 02.06.2005 г. № 1814-18-

07.4);

• Примерные учебные планы образовательных программ по видам ис-кусств

для детских школ искусств (письмо Министерства культуры Российской Феде-

рации от 23.06.2003 г. № 66-01-16/32);

• Устав школы.

Учебный предмет «Специальность (домра)» направлен на приобретение детьми

знаний, умений и навыков игры на домре, получение ими художественного

образования, а также на эстетическое воспитание и духовно - нравственное

развитие ученика.

Обучение

детей

в

области

музыкального

искусства

ставит

перед

педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных

вопросов

в

этой

сфере

образования

направлены

на

раскрытие

и

развитие

индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них - на

их дальнейшую профессиональную деятельность.

Примерный учебный план по дополнительной

общеобразовательной

программе в области искусства «Народные инструменты (домра)» направлен на

приобретение обучающимися музыкально - исполнительских знаний, умений,

навыков.

2.

Срок реализации учебного предмета «Специальность (домра)» для

детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте:

-

с 7 лет до 10 лет, составляет 5 лет.

3.

Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательного

учреждения

на

реализацию

учебного

предмета

«Специальность (домра)»:

Таблица 1

Срок обучения

5 лет

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

788

Количество часов на аудиторные занятия

361

Количество часов на внеаудиторную

(самостоятельную) работу

427

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий.

Индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока – 35-45 минут.

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика,

его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические

особенности.

5. Цели и задачи учебного предмета «Специальность (домра)»

Цели:

-

развитие

музыкально-творческих

способностей

учащегося

на

основе

приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать,

осваивать и исполнять на домре произведения различных жанров и форм;

- определение наиболее одаренных детей.

Задачи:

-

выявление

творческих

способностей

ученика

в

области

музыкального

искусства

и

их

развитие

в

области

исполнительства

на

домре

до

уровня

подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;

- овладение знаниями, умениями и навыками игры на домре, позволяющими

выпускнику

приобретать

собственный

опыт

музицирования;

приобретение

- обучающимися опыта творческой деятельности;

- формирование навыков сольной исполнительской практики и коллективной

творческой деятельности, их практическое применение;

-

достижение

уровня

образованности,

позволяющего

выпускнику

самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;

- формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к продолжению

профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в

профессиональное образовательное учреждение.

6.

Обоснование

структуры

программы

учебного

предмета

«Специальность (домра)».

Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

2. Распределение учебного материала по годам обучения;

3. Описание дидактических единиц учебного предмета;

4. Требования к уровню подготовки обучающихся;

5. Формы и методы контроля, система оценок;

6. М

етодическое обеспечение учебного процесса.

В соответствие с данными направлениями строится основной раздел

программы «Содержание учебного предмета».

7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются

следующие методы обучения:

- словесный (рассказ, беседа, объяснение);

- метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика,

работа над художественно-образной сферой произведения);

- метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес

с использованием многообразных вариантов показа);

- объяснительно - иллюстративный (педагог играет произведение ученика и

попутно объясняет);

- репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу

учителя);

-

метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему,

показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);

- частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной

задачи).

Выбор

методов

зависит

от

возраста

и

индивидуальных

особенностей

учащегося.

8.

Описание

материально-технических

условий

реализации

учебного

предмета.

Материально-техническая

база

образовательного

учреждения

должна

соответствовать

санитарным

и

противопожарным

нормам,

нормам

охраны

труда.

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность

(домра)»

должны

иметь

площадь

не

менее

9

кв.м,

наличие

фортепиано,

пюпитра. В образовательном учреждении должны быть созданы условия для

содержания,

своевременного

обслуживания

и

ремонта

музыкальных

инструментов.

Образовательное

учреждение

должно

обеспечить

наличие

инструментов обычного размера.

II.

Содержание учебного предмета

1.

Сведения

о

затратах

учебного

времени,

предусмотренного

на

освоение

учебного

предмета

«Специальность

(домра)»,

на

максимальную,

самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Таблица 2

Срок обучения 5 лет

Класс

Распределение по годам обучения

1

2

3

4

5

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

32

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

2

2

2

2

3

Общее количество часов на аудиторные занятия

361

Количество часов на внеаудиторные (самостоятельные)

занятия в неделю

2

2

3

3

3

Общее количество часов на внеаудиторные

(самостоятельные) занятия

427

Максимальное количество часов на занятия в неделю

4

4

5

5

6

Общее максимальное количество часов по годам

128

132

165

165

198

Общее максимальное количество часов на весь период

обучения

788

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый

класс

имеет

свои

дидактические

задачи

и

объем

времени,

данное

время

направлено на освоения учебного материала.

Виды внеаудиторной работы:

- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;

- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;

- подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;

-

посещение

учреждений

культуры

(филармоний,

театров,

концертных

залов, музеев и др.),

-

участие

обучающихся

в

творческих

мероприятиях

и

культурно-

просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

2. Годовые требования по классам

Срок обучения - 5 лет

Первый класс (2 часа в неделю)

I полугодие

Значение

«донотного»

периода

в

работе

с

начинающими,

опора

на

слуховые представления. Активное слушание музыки (игра педагога, домашнее

прослушивание музыки по желанию ученика) с последующим эмоциональным

откликом ученика (в виде рисунка, рассказа).

Упражнения

без

инструмента,

направленные

на

освоение

движений,

используемых в дальнейшем на домре.

Знакомство

с

инструментом.

Основы

и

особенности

при

посадке,

постановке игрового аппарата. Принципы звукоизвлечения. Постановка правой

руки.

Индивидуальный

выбор

медиатора

(форма,

материал,

размер).

Индивидуальный подход в определении сроков применения медиатора в игре

на

домре.

Освоение

приемов

игры:

пиццикато

большим

пальцем,

ПУ.

Постановка

левой

руки.

Игра

упражнений,

песенок-прибауток

на

отдельно

взятой

ноте,

освоение

мажорных

и

минорных

тетрахордов.

Принцип

индивидуального подхода в освоении грифа (при маленькой и слабой правой

руке, начинать следует с игры в IV позиции).

Знакомство с элементами музыкальной грамоты. Освоение музыкального

ритма в виде простых ритмических упражнений, связанных с иллюстрацией на

домре

ритма

слов.

Игра

ритмических

рисунков

на

открытых

струнах

и

с

чередованием извлекаемых звуков на грифе.

Подбор по слуху небольших попевок, народных мелодий, знакомых песен.

Воспитание в ученике элементарных правил сценической этики, навыков

мобильности, собранности при публичных выступлениях.

В течение I полугодия обучения ученик должен пройти:

8-12 песен-прибауток на открытых струнах;

2 этюда;

4-6 небольших пьес различного характера.

Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия

Считалочки

«Андрей-воробей»,

«Сорока-сорока»,

«Паровоз»,

«Дождик»

и др.

1. Русская народная песня «Как под горкой, под горой»

Метлов Н. «Паук и мухи»

Русская народная песня «Не летай, соловей»

2. Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»

Филиппенко А. «Цыплятки»

Ильина Р. «Козлик»

II полугодие

Продолжение «донотного» периода: освоение мажорных и минорных

тетрахордов, игра по слуху (транспонирование попевок, знакомых мелодий от 2

до

7

позиций).

Продолжение

освоения

нотной

грамоты.

Игра

по

нотам.

Развитие первоначальных навыков игры на инструменте, освоение

игры медиатором. Знакомство с основой динамики - форте, пиано.

Игра гамм

C-dur,

G-dur,

A-dur,

E-dur - начиная с открытой струны.

Чтение нот с листа. Упражнения на развитие координации.

В течение 2-го полугодия обучения ученик должен пройти: гаммы C-

dur, G-dur ударом П, переменный удар ПУ, дубль штрих;

2 этюда;

8-10

песен

и

пьес

различного

характера,

включая

переложения

зарубежных и отечественных композиторов.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху. Игра в ансамбле с педагогом.

За учебный год учащийся должен исполнить:

I полугодие

II полугодие

Декабрь – академический концерт (2

произведения)

Май – академический концерт

(2 произведения)

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета):

1. Моцарт В. А. Allegretto

Украинская народная песня «Ой, джигуне, джигуне»

Шаинский В. Песенка про кузнечика

2. Гайдн Й. Песенка Калинников В. Журавель

Русская народная песня «Вы послушайте, ребята»

Второй класс (2 часа в неделю)

Работа

над

дальнейшей

стабилизацией

посадки

и

постановки

исполнительского

аппарата,

координацией

рук.

Освоение

технологии

исполнения основных штрихов (стаккато, легато). Освоение приема «Тремоло».

Дальнейшее освоение игры медиатором. Освоение более сложных ритмических

рисунков. Контроль над свободой исполнительского аппарата.

Освоение I, II, III позиций. Освоение переходов в смежные позиции.

Применение

динамики

как

средства

музыкальной

выразительности

для

создания

яркого

художественного

образа.

Контроль

над

свободой

игровых

д в и ж е н и й .

С л у х о в о й

к о н т р о л ь

н а д

к а ч е с т в о м

з в у к а .

Знакомство с основными музыкальными терминами.

Игра

хроматических,

динамических,

ритмических

упражнений,

охватывающих освоенный учеником диапазон инструмента.

В течение 2 года обучения ученик должен пройти:

мажорные и минорные однооктавные гаммы: F-dur, B-dur, a-moll, c-moll от

1-го пальца (на двух струнах);

штрихи в гаммах: ПП,УУ, ПУ, дубль штрих, пунктирный ритм, пиццикато

большим пальцем, тремоло (по возможности.), пунктирный ритм и элементы

тремоло (по возможности);

2-4 этюда;

10-12 пьес различных по характеру, стилю, жанру.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

За учебный год учащийся должен исполнить:

I полугодие

II полугодие

Декабрь – академический концерт (2

произведения)

Март - технический зачет (две гаммы, один

этюд)

Май – академический концерт

(2 произведения)

Примерный репертуарный список в конце первого полугодия:

1. Бах И. С. Гавот

Шаинский В. «Антошка», обработка Олейникова Н.

Римский-Корсаков Н. Мазурка

2.

Бетховен

Экосез

2

Чайковский

П.

Камаринская

Глинка

М.

«Ты, соловушка, умолкни»

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

1. Моцарт В. А. «Майская песня»

Чайковский П. «Марш деревянных солдатиков»

У к р а и н с к а я

н а р о д н а я

п е с н я

« О й ,

п о д

в ишнею»

2. Перселл Г. «Ария»

Гречанинов А. «Вальс»

Кабалевский Д. «Клоуны»

Третий класс (2 часа в неделю)

Вся работа педагога:

Объяснения,

показ

отдельных

деталей

и

иллюстрирование

пьес,

критерии

оценок, контроль над самостоятельной работой - приобретает качественно иной

характер и должна быть более критично направлена на достижение учеником

свободной и осмысленной игры. Закрепление освоенных терминов, изучение

новых терминов.

Работа

над

тремоло.

В

программу

включаются

пьесы

кантиленного

характера.

Включение

в

программу

произведений

крупной

формы

(сюита,

цикл,

соната, вариации).

Эпизодическое знакомство с принципами исполнения двойных нот.

Развитие в ученике творческой инициативы. Более активное привлечение

ученика во все этапы обучения (обозначение аппликатуры, динамики, поиск

приема, штриха, создание художественного образа).

Исполнение этюдов и пьес с более сложными ритмическими рисунками

(триоли, секстоли, синкопы, двойные ноты).

Освоение мелизмов: форшлаг (одинарный, двойной), мордент, трель.

Освоение красочных приемов (игра у подставки, игра на грифе, игра на

полуприжатых струнах).

Освоение натуральных флажолет. Освоение приемов: «пиццикато средним

пальцем», игра за подставкой.

В течение 3 года обучения ученик должен пройти:

- хроматические упражнения, упражнения различных авторов;

- мажорные однооктавные гаммы в четвертой и пятой позициях на трех

струнах от 1-2-3-го пальцев и их арпеджио: A-dur, B-dur, H-dur, C-dur, a-moll,

c- moll, h-moll.

Играть

всеми

штрихами,

пройденными

во 2 классе,

и

ритмическими

группировками

(дуоль,

триоль,

квартоль)

хроматические

гаммы

на

2-х

струнах от звуков E, F,G.

Кроме того, в течение 3 года обучения ученик должен пройти:

4-6 этюдов до трех знаков при ключе, на различные виды техники;

10-12 пьес

различного

характера,

включая

переложения

зарубежных

и

отечественных композиторов.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

За учебный год учащийся должен исполнить:

I полугодие

II полугодие

Декабрь – зачет (2 произведения)

Март - технический зачет (две гаммы, один

этюд)

Май – академический концерт

(2 произведения)

Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия

1. Муффат Г. Бурре

Дербенко Е. Сюита «Приключения Буратино» (2 и 3части)

Русская народная песня «Сама садик я садила», обработка Красева М.

2. Моцарт В.А. Сюита «Маленькая ночная серенада» (Немецкий танец или

Менуэт)

Чайковский П. Трепак из балета «Щелкунчик»

Дьяконова И. «Былина»

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

1. Бах И.С. Весной

Рахманинов С. Русская песня

2. Чекалов П. Сюита «Васька-футболист» («Маскарадный марш», Песня,

«Васька-футболист»).

Четвертый класс (2 часа в неделю)

Дальнейшее

последовательное

совершенствование

освоенных

ранее

приемов игры, штрихов. Более тщательная работа над игровыми движениями

обеих рук в отдельности и их координацией. Работа, направленная на развитие

мелкой техники. Усовершенствование приема «тремоло», а также перехода от

тремоло к удару и наоборот. Освоение двойных нот в исполнении «тремоло».

Работа над техникой перехода из позиции в позицию. Работа над развитием

музыкально-образного мышления, творческого художественного воображения.

В программе основное внимание уделяется работе над крупной формой.

В

пьесах-миниатюрах

необходимо

добиваться

конкретики

штриха,

соответствующего ему приема, яркой, широкой по диапазону динамики, четкой

артикуляции.

Контроль педагогом самостоятельной работы ученика: поэтапность работы

над произведением, умение вычленить технический эпизод, трансформировать

его в упражнение и довести до качественного исполнения и т.д.

Упражнения на разные виды техники.

В

течение

4

года

обучения

ученик

должен

пройти:

хроматические

упражнения, упражнения различных авторов; двухоктавные гаммы: в первом

полугодии мажорные, во втором - минорные (натуральный вид) - F-dur,

G-dur,

A-dur, e-moll, g-moll, a-moll, тонические трезвучия в них;

4-6 этюдов до трех знаков при ключе на различные виды техники;

10-12 пьес

различного

характера,

включая

переложения

зарубежных

и

отечественных композиторов.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

За учебный год учащийся должен исполнить

I полугодие

II полугодие

Декабрь – академический концерт (2

произведения)

Март - технический зачет (две гаммы, один

этюд)

Май – ак (2

разнохарактерных произведения,

включая произведение крупной формы)

Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия

1.

Бах И. С. Рондо из сюиты h-moll

Андреев В. Вальс «Бабочка», обработка Нагорного В., перелож.

Дьяконовой

И. Русская народная песня «Ах вы, сени, мои сени», обработка Дителя В.

2. Госсек Ф. Тамбурин или Бетховен Л. Полонез

Русская

народная

песня

«Соловьем

залетным»,

обработка

Камалдинова В.

Рахманинов С. Итальянская полька

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

1. Вивальди А. Концерт для скрипки a-moll (1-я или 2-я, 3-я части)

Варламов А. «Что ты рано, травушка, пожелтела»

Цыганков А. «Веселая прогулка»

2. Гайдн Й. Венгерское рондо

Григ Э. Норвежский танец

Русская народная песня «У зари-то, у зореньки», обработка Городовской В.

Пятый класс (2 часа в неделю)

Развитие

и

совершенствование

всех

ранее

освоенных

музыкально-

исполнительских навыков игры на инструменте. Более тщательная работа над

качеством звукоизвлечения, формирование объективной самооценки учащимся

собственной игры, основанной на слуховом самоконтроле.

Особое внимание преподавателя должно быть направлено на составление

программ

с

учетом

ясной

дифференциации

репертуара

на

произведения

инструктивные,

хрестоматийно-академические,

концертные,

конкурсные

и

другие.

Освоение

техники

исполнения

искусственных

флажолет.

Освоение

аккордовой техники.

В течение 5 года обучения ученик должен пройти:

упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования

игры;

при повторении ранее освоенных гамм по программе 4 класса особое место

необходимо уделить игре минорных гамм гармонического и мелодического

видов, а также освоению в них более сложных приемов: чередование штрихов

legato,

staccato,

триоли, чередование длительностей (восьмые-шестнадцатые);

особое внимание направить на динамическое развитие;

гаммы E-dur, H-dur, B-dur, f-moll, fis-voll, h- moll;

хроматические гаммы от звуков E, F, G;

2 этюда до четырех знаков при ключе на различные виды техники;

8 - 1 0 пьес

различного

характера,

включая

переложения

зарубежных

и

отечественных композиторов.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

За учебный год обучающийся должен исполнить:

Таблица 7

I полугодие

II полугодие

Декабрь - зачет (2 разнохарактерных

произведения).

февраль - прослушивание выпускной

программы

Март -

прослушивание выпускной программы

Апрель -

прослушивание выпускной программы

Май — выпускной экзамен

Примерный репертуарный список выпускного экзамена:

1. Линике И. «Маленькая соната»

Хандошкин И. Канцона

Русская народная песня «Светит месяц», обработка Цыганкова А.

2. Моцарт В. А. «Турецкое рондо»

Глиэр Р. «Вальс»

Сапожнин В. «Веселая скрипка»

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

1. Данкля Ш. Концертное соло

Лаптев В. Импровизация

Русская народная песня «Веселая голова», обработка Лаптева

2. В.Бортнянский Д. Соната C-dur

Римский-Корсаков Н. «Песня индийского гостя» из оперы «Садко»

Дмитриев В. «Старая карусель»

III.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую

направленность,

а

также

демонстрирует

возможность

индивидуального

подхода

к

каждому

ученику.

Содержание

программы

направлено

на

обеспечение

художественно-эстетического

развития

учащегося

и

приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения

должен:

- знать основные исторические сведения об инструменте;

- знать конструктивные особенности инструмента;

-

знать

элементарные

правила

по

уходу

за

инструментом

и

уметь

их

применять при необходимости;

- знать оркестровые разновидности инструмента домра;

- знать основы музыкальной грамоты;

- знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;

- знать основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика,

штрих, темп и т. д.);

-

знать

основные

жанры

музыки

(инструментальный,

вокальный,

симфонический и т. д.);

- знать технические и художественно-эстетические особенности, характерные

для сольного исполнительства на домре;

-

знать

функциональные

особенности

строения

частей

тела

и

уметь

рационально использовать их в работе игрового аппарата;

- уметь самостоятельно настраивать инструмент;

-

уметь

самостоятельно

определять

технические

трудности

несложного

музыкального произведения и находить способы и методы в работе над ними;

- уметь самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать

наиболее удобную и рациональную;

-

уметь

самостоятельно,

осознанно

работать

над

несложными

произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также на

освоенную в классе под руководством педагога методику поэтапной работы над

художественным произведением;

- уметь творчески подходить к созданию художественного образа, используя

при этом все теоретические знания и предыдущий практический опыт в

о своении

штрихов,

приемов

и

других

музыкальных

с р ед с т в

выразительности;

-

уметь

на

базе

приобретенных

специальных

знаний

давать

грамотную

адекватную оценку многообразным музыкальным событиям;

- иметь навык игры по нотам;

- иметь навык чтения с листа несложных произведений, необходимый для

ансамблевого и оркестрового музицирования;

- приобрести навык транспонирования и подбора по слуху, так необходимых

в дальнейшем будущему оркестровому музыканту;

- приобрести навык публичных выступлений, как в качестве солиста, так и в

различных ансамблях и оркестрах.

Реализация программы обеспечивает:

-

наличие

у

обучающегося

интереса

к

музыкальному

искусству,

самостоятельному музыкальному исполнительству;

-

комплексное

совершенствование

игровой

техники

домриста,

которая

включает

в

себя

тембровое

слушание,

вопросы

динамики,

артикуляции,

интонирования,

а

также

организацию

работы

игрового

аппарата,

развитие

крупной и мелкой техники;

-

с ф о р м и р о в а н н ы й

к о м п л е к с

и с п о л н и т е л ь с к и х

з н а н и й ,

умений

и

навыков,

позволяющий

использовать

м ногооб ра з ны е

во зможн о с т и

д омр ы

д л я

д о с т и же н и я

н а и б ол е е

у б е д и т е л ь н о й

интерпретации авторского текста;

- знание художественно-исполнительских возможностей домры;

- знание музыкальной терминологии;

-

знание

репертуара

для

домры,

включающего

п р о и з в ед е н и я

р а з н ы х

с т и л е й

и

ж а н р о в ,

п р о и з в е д е н и я

к р у п н о й

ф о р м ы

(концерты,

сонаты,

сюиты,

циклы)

в

соответствии

с

программными

требованиями;

в

старших,

ориентированных

на

профессиональное

обучение классах, умение самостоятельно выбрать для себя программу;

- наличие навыка по чтению с листа музыкальных произведений;

- умение транспонировать и подбирать по слуху;

- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом

исполнения музыкального произведения;

-

н а в ы к и

п о

и с п о л ь з о в а н и ю

м у з ы к а л ь н о - и с п о л н и т е л ь с к и х

средств

выразительности,

выполнению

анализа

исполняемых

произведений,

в л а д е н и ю

р а з л и ч н ы м и

в и д а м и

т е х н и к и

и с п о л н и т е л ь с т в а ,

использованию художественно оправданных технических приемов;

- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике

разучивания

музыкальных

произведений

и

приемах

работы

над

исполнительскими трудностями;

- наличие навыков репетиционно - концертной работы в качестве солиста.

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои

цели, задачи и формы.

Оценки качества знаний по «Специальности (домра)» охватывают

все виды контроля:

- Текущий контроль успеваемости;

- Промежуточная аттестация учащихся;

- Итоговая аттестация учащихся.

Цель промежуточной аттестации - определение уровня подготовки

Вид контроля

Задачи

Формы

Текущий

контроль

-

поддержание учебной

дисциплины,

-

выявление отношения

учащегося к изучаемому

предмету,

-

повышение уровня освоения

текущего учебного материала.

Текущий контроль

осуществляется преподавателем

по специальности регулярно (с

периодичностью не более чем

через 2, 3 урока) в рамках

расписания занятий и

предлагает использование

различной системы оценок.

Контрольные уроки,

академические концерты,

прослушивание к

конкурсам,

отчетным концертам

Результаты текущего контроля

учитываются при выставлении

четвертных, полугодовых,

годовых оценок.

Промежуточная

аттестация

Определение успешности

развития обучающегося и

усвоения им программы на

определенном этапе обучения

Зачеты (показ части

программы, технический

зачет), академические

концерты, переводные

экзамены

Итоговая

аттестация

определяет уровень и качество

освоения программы учебного

предмета

Экзамен проводится в

выпускном классе

учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному

материалу.

Т а б л и ц а

5

Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и

навыков

учащихся

в

классе

по

специальности.

Они

не

требуют

публичного

исполнения

и

концертной

готовности.

Это

своего

рода

проверка

навыков

самостоятельной

работы

учащегося,

проверка

технического

роста,

проверка

степени

овладения

навыками

музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование),

проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой

аттестации.

Контрольные

прослушивания

проводятся

в

классе

в

присутствии комиссии, включая в себя элементы беседы с учащимся, и

предполагают обязательное обсуждение рекомендательного характера.

Также

преподаватель

может

сам назначать и проводить контрольные уроки в течение четверти в

зависимости

от

индивидуальной

успеваемости

ученика,

от

этапности

изучаемой

программы

с

целью

повышения

мотивации

в

ученике

к

учебному процессу.

Контрольные

уроки

проводятся

в

счет

аудиторного

времени,

предусмотренного на учебный предмет.

Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях

в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и

предполагают публичное исполнение технической или академической

программы

или

ее

части

в

присутствии

комиссии.

Зачеты

дифференцированные,

с

обязательным

методическим

обсуждением,

носящим

рекомендательный

характер.

Зачеты

проводятся

в

счет

аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Академические концерты предполагают те же

требования, что и зачеты, но они представляют собой публичное (на

сцене)

исполнение

учебной

программы

или

ее

части

в

присутствии

комиссии,

родителей,

учащихся

и

других

слушателей.

Для

академического концерта преподаватель должен подготовить с учеником

2-3

произведения.

Выступление

ученика

обязательно

должно

быть

с

оценкой.

П е р е в о д н ы е

э к з а м е н ы

проводятся

в

конце

каждого

учебного

года.

Исполнение

полной

программы демонстрирует уровень освоения программы данного года

обучения.

Переводной

экзамен

проводится

с

применением

дифференцированных

систем

оценок,

завершаясь

обязательным

методическим

обсуждением.

Экзамены

проводятся

за

пределами

аудиторных учебных занятий. Учащийся, освоивший в полном объеме

программу, переводится в следующий класс.

Итоговая

аттестация

(экзамен)

определяет

уровень

и

качество освоения образовательной программы. Экзамен проводится в

выпускном классе, в соответствии с действующими учебными планами.

Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором школы

расписанию.

2. Критерии оценок

Для

аттестации

обучающихся

создаются

фонды

оценочных

средств,

включающие методы контроля, позволяющие оценить приобретенные

знания, умения, навыки. По итогам исполнения выставляются оценки

по пятибалльной шкале.

Оценка

Критерии оценивания исполнения

5 («отлично»)

Яркая, осмысленная игра, выразительная

динамика; текст сыгран безукоризненно.

Использован богатый арсенал выразительных

средств, владение исполнительской техникойи

звуковедением позволяет говорить о высоком

художественном уровне игры.

4 («хорошо»)

Игра с ясной художественно-музыкальной

трактовкой, но не все технически проработано,

определенное количество погрешностей не дает

возможность оценить «отлично». Интонационная

и ритмическая игра может носить неопределенный

характер.

3 («удовлетворительно»)

Средний технический уровень подготовки,

бедный, недостаточный штриховой арсенал,

определенные проблемы в исполнительском

аппарате мешают донести до слушателя

художественный замысел произведения. Можно

говорить о том, что качество исполняемой

программы в данном случае зависело от времени,

потраченном на работу дома или отсутствии

интереса у ученика к занятиям музыкой.

2 («неудовлетворительно»)

И с п о л н е н и е

с

ч а с т ы м и

о с т а н о в к а м и ,

однообразной

динамикой,

без

эл е ме н то в

фразировки, интонирования, без личного участия

самого ученика в процессе музицирования.

Зачет (без оценки)

Отражает

достаточный

уровень

подготовки

и

исполнения на данном этапе обучения.

Данная

система

оценки

качества

исполнения

является

основной.

В

зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с

учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена

системой

«+»

и

«-»,

что

даст

возможность

более

конкретно

отметить

выступление учащегося.

Фонды

оценочных

средств

призваны

обеспечивать

оценку

качества

приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень

готовности

учащихся

выпускного

класса

к

возможному

продолжению

профессионального образования в области музыкального искусства.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитываются следующие

параметры:

1. Оценка годовой работы учащегося.

2. Оценки за академические концерты, зачеты или экзамены.

3. Другие выступления учащегося в течение учебного года.

При

выведении

оценки

за

выпускные

экзамены

должны

быть

учтены

следующие параметры:

1.

Учащийся

должен

продемонстрировать

достаточный

технический

уровень владения инструментом.

2.

Убедительно

раскрытый

художественный

образ

музыкального

произведения.

3.

Понимание

и

отражение

в

исполнительской

интерпретации

стиля

исполняемого произведения.

При

выпускных

экзаменах

оценка

ставится

по

пятибалльной

шкале

(«отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

Оценки выставляются по окончании четвертей и полугодий учебного года.

Фонды

оценочных

средств

призваны

обеспечивать

оценку

качества

приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности

выпускников к возможному продолжению профессионального образования в

области музыкального искусства.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

1. Методические рекомендации педагогическим работникам

В

работе

с

учащимся

преподаватель

должен

следовать

основным

принципам

дидактики:

последовательность,

систематичность,

доступность,

наглядность в освоении материала.

Процесс

обучения

должен

протекать

с

учетом

индивидуальных

психических особенностей ученика, его физических данных. Педагог должен

неустанно контролировать уровень развития музыкальных способностей своих

учеников.

Работа педагога по специальности будет более продуктивной в тесной

связи с педагогами по другим предметам: музыкальная литература, слушание

музыки, сольфеджио. Итогом такого сотрудничества могут быть: открытые

уроки, концерты классов для родителей, участие в концертах отделов, школы.

В

начале

каждого

полугодия

преподаватель

составляет

для

учащегося

индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце

учебного

года

преподаватель

представляет

отчет

о

его

выполнении

с

приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении

индивидуального

плана

следует

учитывать

индивидуально-личностные

особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо

включать

произведения,

доступные

по

степени

технической

и

образной

сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю,

жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших учеников

обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального

ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.

Необходимым

условием

для

успешного

обучения

на

домре

является

формирование

у

ученика

уже

на

начальном

этапе

правильной

посадки,

постановки рук, целостного исполнительского аппарата.

Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и

т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и

этюдами.

При

освоении

гамм,

упражнений,

этюдов

и

другого

вспомогательного

инструктивного

материала

рекомендуется

применение

различных вариантов - штриховых, динамических, ритмических и т.д. При

работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и

регулярно проверять их выполнение.

При

выборе

этюдов

следует

учитывать

их

художественную

и

техническую

значимость.

Изучение

этюдов

может

принимать

различные

формы в зависимости от их содержания и учебных задач (ознакомление,

чтение нот с листа, разучивание до уровня показа на техническом зачете).

Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими

вариантами, динамикой (средствами музыкальной выразительности) должна

последовательно

проводиться

на

протяжении

всех

лет

обучения

и

быть

предметом

постоянного

внимания

педагога.

В

этой

связи

педагогу

необходимо

научить

ученика

слуховому

контролю

и

контролю

по

распределению мышечного напряжения.

Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной

художественной и технической связи.

Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной

работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об

основных

этапах

в

работе

над

произведением

можно

порекомендовать

ученику

выучить

самостоятельно

произведение,

которое

по

трудности

должно быть легче произведений, изучаемых по основной программе.

Большое

значение

в

воспитании

музыкального

вкуса

отводится

изучаемому репертуару. Помимо обработок народных мелодий, органично

звучащих на народных инструментах и составляющих основу репертуара,

необходимо включать в учебные программы переложения лучших образцов

зарубежной

и

отечественной

классики,

произведений,

написанных

для

других инструментов или для голоса. Рекомендуется исполнять переложения,

в которых сохранен замысел автора и в то же время грамотно, полноценно

использованы характерные особенности данного инструмента - домры.

В

классе

домры

при

работе

над

гаммами,

этюдами

и

пьесами

для

достижения чистоты интонации и технической свободы необходимо искать,

находить и использовать различные варианты аппликатуры.

Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно

обоснованный

характер

и

строиться

на

базе

имеющейся

методической

литературы. Педагоги-домристы, в связи с определенной проблемой в этой

области,

вынуждены

обращаться

к

методикам

и

методиче ским

исследованиям других специальностей (скрипка, фортепиано и др.).

2

. Методические

рекомендации

по

организации

самостоятельной

работы:

- самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;

- периодичность занятий - каждый день;

- объем самостоятельных занятий в неделю - от 2 до 4 часов.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат

на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы

начального

и

основного

общего

образования,

с

опорой

на

сложившиеся

в

учебном

заведении

педагогиче ские

т радиции

и

м е тод и ч е с ку ю

целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

Ученик

должен

быть

физически

здоров.

Занятия

при

повышенной

температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий

всегда будет отрицательным.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и

должна

строиться

в

соответствии

с

рекомендациями

преподавателя

по

специальности.

Необходимо

помочь

ученику

организовать

домашнюю

работу,

исходя

из

количества

времени,

отведенного

на

занятие.

В

самостоятельной

работе

должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений,

гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это

примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более

легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста,

необходимого

на

данном

этапе

работы;

работа

над

звуком

и

конкретными

деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение

произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед

зачетом

или

концертом;

повторение

ранее

пройденных

произведений.

Все

рекомендации

по

домашней

работе

в

индивидуальном

порядке

дает

преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

1. Методическая литература

1.

Александров А. Азбука домриста. М., 1963

2.

Аппликатура начального этапа обучения домриста. Методическая разработка

для преподавателей ДМШ. Составитель Чунин В.М., 1988

3.

Климов Е. Совершенствование игры на трехструнной домре. М., 1972

4.

Круглов В. Новые приемы игры в оригинальном репертуаре для домры. В сб.

музыкальная педагогика и исполнительство на народных инструментах. Вып.74

М., 1984

5.

Методика обучения беглому чтению нот с листа. Методическая разработка

для

преподавателей

исполнительских

отделов

музыкальных

училищ.

Составитель Терликова Л. М., 1989

6.

О пластике движений домриста (техника правой руки). В сб. Проблемы

педагогики и исполнительства на русских народных инструментах. Вып. 95. М.,

1987

7.

Пересада А. Справочник домриста. Краснодар, 1993

8.

Примерная

программа

к

базисному

учебному

плану

для

детских

школ

искусств г. Санкт - Петербурга

9.

Развитие художественного мышления домриста. Методическая разработка

для педагогов ДМШ и ДШИ. Составитель Чунин В.М.. 1988

10.

Ритмика. Методические рекомендации для преподавателей ДМШ, ДШИ.

Составитель Франио Г.С., 1989

11.

Свиридов Н. Основы методики обучения игре на домре. Л., 1968

12.

Ставицкий 3. Начальное обучение игре на домре. Л., 1984

13.

Шитенков

И.

Специфика

звукоизвлечения

на

домре.

В

сб.

методика

обучения игре на народных инструментах. Л., 1975

2. Учебная литература

1.

Бурдыкина Н. Школа игры на домре. М., 2011

2.

Александров А. Гаммы и арпеджио. М., 1967

3.

Альбом юного домриста. Младшие и средние классы ДМТТТ. С-

Петербург, 2002

4.

Альбом для детей. Вып. 1/ Составитель Евдокимов В., М., 1986

5.

Альбом для детей. Вып. 2 / Составитель Демченко Л. М.,1988

6.

Альбом для детей и юношества / Составитель Цыганков А.М., 1996

7.

Альбом для детей и юношества Вып. 1/ Составитель Круглов В.М., 1984

8.

Альбом для детей и юношества Вып. 2/ Составитель Круглов В.М., 1985

9.

Альбом для детей и юношества Вып. 3/ Составитель Чунин В.М., 1987

10.

Альбом начинающего домриста. Вып.1. М., 1969

11.

Альбом начинающего домриста. Вып.2/ Составитель Фурмин С.М., 1970

12.

Альбом начинающего домриста. Вып.3/ Составитель Фурмин С.М., 1971

13.

Альбом начинающего домриста. Вып.4/ Составитель Фурмин С.М., 1972

14.

Альбом начинающего домриста. Вып.5/ Составитель Фурмин С.М., 1973

15.

Альбом начинающего домриста. Вып.6/ Составитель Фурмин С.М., 1975

16.

Альбом начинающего домриста. Вып.7/ Составитель Фурмин С.М., 1975

17.

Альбом начинающего домриста. Вып.8/ Составитель Фурмин С.М., 1976

18.

Альбом начинающего домриста. Вып.9/ Составитель Фурмин С.М., 1977

19. Альбом начинающего домриста. Вып.10/ Составитель Фурмин С.М., 1978

20.

Альбом начинающего домриста. Вып.11/ Составитель Фурмин С.М., 1979

21.

Альбом начинающего домриста. Вып.12/ Составитель Фурмин С.М., 1980

22.

Альбом начинающего домриста. Вып.13/ Составитель Фурмин С.М., 1981

23.

Альбом начинающего домриста. Вып.14/ Составитель Фурмин С.М., 1983

24.

Альбом начинающего домриста. Вып.15/ Составитель Фурмин С.М., 1984

25.

Альбом начинающего домриста. Вып.16/ Составитель Фурмин С.М., 1985

26.

Альбом начинающего домриста. Вып.17/ Составитель Фурмин С.М., 1986

27.

Альбом начинающего домриста. Вып.18/ Составитель Фурмин С.М., 1987

28.

Альбом ученика - домриста. Вып. 1. / Составители Герасимов В.,

Литвиненко С.Киев, 1971

29.

Альбом ученика - домриста. Вып. 2. / Составители Герасимов В.,

Литвиненко С. Киев, 1973

30.

Бейгельман Л. 50 этюдов для трехструнной домры. М., 2000

31.

Бейгельман Л. 60 этюдов для трехструнной домры. М., 2001

32.

Белов Р. Гаммы, арпеджио и упражнения для трехструнной домры. М., 1996

33.

Библиотека домриста. Вып. 31, М., 1960

34.

Библиотека домриста. Вып. 35, М., 1960

35.

Библиотека домриста. Вып. 40, М., 1961

36.

Библиотека домриста. Вып. 44, М., 1961

37.

Библиотека домриста. Вып. 51, М., 1962

38.

Библиотека домриста. Вып. 53, М.,1962

39.

Библиотека домриста. Вып. 58, М., 1962

40.

Библиотека домриста. Вып. 59, М., 1963

41.

Библиотека домриста. Вып. 61, М., 1963

42.

Библиотека домриста. Вып. 62, М., 1963

43.

Библиотека домриста. Вып. 65, М., 1964

44.

Библиотека домриста. Вып. 68, М., 1964

45.

Библиотека домриста. Вып. 74, М., 1965

46.

Будашкин Н. Концерт для домры с оркестром. М., 1963

47.

Вольская Т., Гареева И. Технология исполнения красочных приемов игры

на домре. Екатеринбург, 1995

48.

Городовская В. Новые сочинения для трехструнной домры. М.,1996

49.

Джоплин С. Регтаймы для трехструнной домры и фортепиано. С-

Петербург, 2002

50.

Домра с азов. / Составитель Потапова А., С-Петербург, 2003

51.

Домристу - любителю. Вып.1/Составитель Дроздов М.М., 1977

52.

Домристу - любителю. Вып.2. М., 1978

53.

Домристу - любителю. Вып.3 /Составитель Шелмаков И.М., 1979

54.

Домристу - любителю. Вып.4. М., 1980

54.

Домристу - любителю. Вып.5. М., 1981

55.

Домристу - любителю. Вып.6. М., 1982

56.

Домристу - любителю. Вып.7. М., 1983

57.

Домристу - любителю. Вып.8. М., 1984

58.

Домристу - любителю. Вып.9. М., 1985

59.

Домристу - любителю. Вып.10. М., 1986

60.

Ефимов В. «Музыкальные картинки». Пьесы для трехструнной домры. М.,

2002

61.

Зверев А. Сборник пьес для трехструнной домры. С-Петербург, 1998

62.Знакомые мелодии. Вып. 1/Составитель Александров А.М., 1969

63.Знакомые мелодии. Вып. 2/Составитель Лачинов А.М., 1970

64.

Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка домриста.

Тетрадь 1, 2, 3, 4. Составитель Чунин В., 2003

65.

Камалдирнов Г. Пьесы и этюды. М., 1983

66.

Клебанов Д. Концерт для домры с оркестром. М., 1958

67.

Концертные пьесы. Вып. 1. М., 1961

68.

Концертные пьесы. Вып. 2. М., 1967

69.

Концертные пьесы. Вып. 3. М., 1968

70.

Концертные пьесы. Вып. 4. М., 1971

71.

Концертные пьесы. Вып. 5/Составитель Евдокимов В.М., 1972

72.

Концертные пьесы. Вып. 6. М., 1973

73.

Концертные пьесы. Вып. 7. М., 1975

74.

Концертные пьесы. Вып. 8. М., 1980

75.

Концертные пьесы. Вып. 9. М., 1981

76.

Концертные пьесы. Вып. 10. М., 1982

77.

Концертные пьесы. Вып. 11. М., 1983

78.

Концертные пьесы. Вып. 12. М., 1984

79.

Концертные пьесы. Вып. 13/Составитель Чунин В.М., 1985

80.

Концертные пьесы. Вып. 14/Составитель Крючков А.М., 1987

81.

Концертные пьесы. Вып. 15/Составитель Чунин В.М., 1987

82.

Концертный репертуар домриста. М.,1962

83.

Концертный репертуар. М.,1967

84.

Концертный репертуар. М.,1981

85.

Концертный репертуар. Вып. 2. М.,1983

86.

Концертный репертуар. Вып. 3/Составитель Цыганков А. М.,1984

87.

Концертный репертуар. Вып. 4 /Составитель Цыганков А. М.,1991

88.

Концерты для трехструнной домры и фортепиано. Вып. 1. М., 2006

89.

Концертные произведения для домры и фортепиано. Вып.4 /

Составитель Семаков С. Петрозаводск, 2006

90.

Круглов В. Пьесы для трехструнной домры. М., 1998

91.

Курченко А. «Детский альбом». Пьесы для трехструнной домры. М., 1999

92.

Лаптев В. Концерты для домры. М.,1997

93.

Легкие пьесы. Вып. 1/ Составитель Лачинов А.М., 1958

94.

Легкие пьесы. Вып 2. М., 1959

95.

Легкие пьесы. Вып 3 / Составитель Лачинов А.М., 1961

96.

Легкие пьесы. Вып 4/ Составитель Лачинов А.М., 1961

97.

Легкие пьесы. Вып 5 / Составитель Лачинов А.М., 1961

98.

Легкие пьесы. Вып 6. М., 1963

99.

Легкие пьесы. Вып 7/ Составитель Лачинов А.М., 1964

100.

Легкие пьесы западноевропейских композиторов. С-Петербург, 200

101.

Мироманов В. Пьесы для трехструнной домры и фортепиано. М., 2006

102.

Меццакапо Е. Пьесы для домры и фортепиано. / Составитель Иванов В.,

С- Петербург, 2002

103.

На досуге. Вып. 1/ Составитель Рузаев Е.М., 1982

104.

На досуге. Вып. 2/ Составитель Гарцман Г.М., 1984

105.

На досуге. Вып. 3/ Составитель Чунин В.М., 1985

106.

Начинающему домристу. Вып.1. М.,1969

107.От классики до джаза. Пьесы для трехструнной домры и фортепиано. С-

Петербург, 2007

108.

Педагогический репертуар. Вып.1 / Составитель Климов Е.М.,1967

109.

Педагогический репертуар. Вып.2 / Составитель Климов Е.М., 1967

110.

Педагогический репертуар. Вып.3 / Составитель Шелмаков И.М., 1968

111.

Педагогический репертуар. Вып.4 / Составитель Климов Е.М., 1968

112.

Педагогический репертуар. Вып.5/ Составитель Александров А.М., 1969

113.

Педагогический репертуар.1-2 классы ДМШ. Вып. 1/ Составитель

Климов Е.М.,1972

114.

Педагогический репертуар.1-2 классы ДМШ. Вып. 2/ Составитель

Александров А.М., 1977

115.

Педагогический репертуар.1-2 классы ДМШ. Вып. 3/ Составитель

Александров А.М., 1979

116.

Педагогический репертуар.1-2 классы ДМШ. Вып. 4/ Составитель

Александров А.М., 1981

117.

Педагогический репертуар.1-2 классы ДМШ. Вып. 5/ Составитель

Александров А.М., 1982

118.

Педагогический репертуар. 3-5 классы ДМШ. Вып. 1/ Составители

Александров А. и Климов Е.М., 1973

119.

Педагогический репертуар. 3-5 классы ДМШ. Вып. 2/ Составитель

Александров А.М., 1977

120.

Педагогический репертуар. 3-5 классы ДМШ. Вып. 3/ Составитель

Александров А.М., 1979

121.

Педагогический репертуар. 3-5 классы ДМШ. Вып. 4/ Составитель

Александров А.М., 1981

122.

Педагогический репертуар. 3-5 классы ДМШ. Вып. 5/ Составитель

Красноярцев В. М., 1982

123.

Педагогический репертуар. 3-5 классы ДМШ. М. ,1982



В раздел образования