Автор: Фролова Анна Сергеевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МДОУ ДСКВ №3 "Радуга"
Населённый пункт: Г.о. Подольск, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Средства природы в социальной адаптации ребенка"
Раздел: дошкольное образование
Средства природы в социальной адаптации ребенка.
Социальная адаптация ребенка в детском саду – это период великих
перемен в жизни ребенка, так как происходит переход из знакомой и обычной
для него среды в особую микросреду, которая значительно отличается от
прежних условий.
Несмотря на все трудности не стоит забывать, что дошкольники очень
любят играть, им интересно все вокруг и они с удовольствием делают новые
открытия, самые притягательные из которых являются из области
естествознания.
Поэтому, чтобы процесс адаптации проходил более успешно, я предлагаю
начать активно изучать природу вокруг вместе с ребятами. В этом процессе
необходимо задействовать все виды восприятия (зрительные, тактильные,
слуховые и т. д.), так как непосредственный контакт с изучаемым предметом
создает вовлеченность и стимулирует любопытство всех детей, а также
сближает и помогает попутно решить еще одну задачу – это воспитание
экологической культуры.
Ботаника
Находить различия, сравнивать растения и их свойства, строение, формы
и рост с ребятами.
Посмотреть, чем отличаются деревья и кустарники. Насколько разной
формы могут быть стволы, кора, ветви, листья. И какие функции они
выполняют.
Осенний сбор урожая, посадка и выкопка растений перед зимой —
отличная возможность изучить типы корневой системы.
Пожелтение листьев и начинающийся листопад — повод рассказать о
фотосинтезе и причинах сезонных изменений.
Для того, чтобы ребята учились взаимодействовать друг с другом
необходимо создать микрогруппы, распределить между ними обязанности по
наблюдению и уходу за разными растениями, даже выделить собственные
грядки, чтобы они могли самостоятельно и посадить растения, ухаживать и
получить урожай. Наблюдения за растениями можно начать даже в группе,
наблюдая в течение года весь цикл развития растений: как из семечка
появляется росток, как он выпускает первые листья, развивается в большое
растение, цветет, завязывает плод, созревает и дает новые семена. Это
хороший повод обсудить непрерывность естественных процессов,
воспроизводство, передачу сортовых свойств и их развитие и адаптацию
видов.
Попробуйте в следующем сезоне вырастить с детьми живую беседку из
однолетних лиан — хмеля, настурции, фасоли. Радостное ожидание и восторг
от зеленого игрового домика вам обеспечены.
Можно сделать с ребятами «альбомы» для сбора гербария, в дальнейшем эти
растения можно изучать (предварительно подписав) или использовать в
продуктивной деятельности.
Зоология
Многих животных легко увидеть в естественной среде, много разных
животных живут и у ребят дома. Попросите понаблюдать за повадками
животных и их рационом. Для знакомства с ними, можно попросить принести
их на участок. Чтобы привлечь зверей, птиц и насекомых на участок,
постройте скворечники, кормушки, искусственные укрытия и «гостиницы»
для насекомых, которые предоставят вам пространство для наблюдений. Дети
постарше примут в их создании активное участие.
География
Пойти с ребенком в дальний поход решится не каждый родитель, а тем
более воспитатель, но прогулки по участкам и территории детского сада
доступны абсолютны всем. Было бы здорово создать мини ландшафты, чтобы
с детьми начать изучать географию. Они дают прекрасную возможность
изучить типы ландшафтов, поговорить о природных зонах, определять
стороны света по компасу и без него.
Разноцветное многообразие гальки на дне искусственного водоема рядом
с огромными валунами на его берегах, мелкий песок и плодородная почва
приглашают к изучению геологии: минералогии, тектоники и других
увлекательных дисциплин.
Физика и химия
Классическая механика и основы оптики (например, показать работу
лупы), физические процессы и химические реакции — это то, что на участке
можно изучать наглядно и в ходе самой обычной деятельности.
Последовательные лотки и системы сообщающихся сосудов
продемонстрируют текучесть воды и ее свойство заполнять собой пустующее
пространство. Вообще опыты с водой просто созданы для участка в летне-
оздоровительный период, где можно не бояться вымокнуть и залить все
вокруг.
Наглядные физические эксперименты и химические опыты сделают эти
науки гораздо понятней и увлекательней в будущем и сплотит ребят по
интересам.
Литература и история
Читать на участке можно где угодно и как угодно, даже в выращенной
беседке, подбирая книги под погоду и настроение. Но можно не просто
читать, а заняться, например, исторической реконструкцией прочитанного —
поиграть в пиратов или устроить рыцарский турнир. Можно нарисовать
карту, заложить клад и попробовать посоревноваться с несколькими
командами соседей по участкам. Дети любого возраста будут в восторге от
перспективы что-либо найти на скорость.
Творчество
Песок самый любимый материал у ребят на улице, совсем немного их
направить и вырастают целые города. А помните все эти поделки из шишек и
желудей в собственном детстве — ваш ребята в группе уже сделали свою
порцию «лесных человечков»? Если нет, то тогда вперед.
Новые знания и открытия ждут нас на участках повсюду — копошатся
под камнями, свисают с кустов и деревьев. Следуйте за своим
любопытством! Не только детям, но и нам с вами здесь есть, что изучить.
Самое главное, что совместная работа помогает нам сплотить детей,
адаптировать к новым условиям и научить:
- внимательно относиться друг к другу;
- договариваться;
- прислушиваться к мнению партнёра;
- оказывать взаимопомощь;
- согласовывать свои действия с партнёром по общению;
- гибко использовать в общении мимику, жесты;
- понимать интонацию.