Напоминание

"Средства природы в социальной адаптации ребенка"


Автор: Фролова Анна Сергеевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МДОУ ДСКВ №3 "Радуга"
Населённый пункт: Г.о. Подольск, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Средства природы в социальной адаптации ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Средства природы в социальной адаптации ребенка.

Социальная адаптация ребенка в детском саду – это период великих

перемен в жизни ребенка, так как происходит переход из знакомой и обычной

для него среды в особую микросреду, которая значительно отличается от

прежних условий.

Несмотря на все трудности не стоит забывать, что дошкольники очень

любят играть, им интересно все вокруг и они с удовольствием делают новые

открытия, самые притягательные из которых являются из области

естествознания.

Поэтому, чтобы процесс адаптации проходил более успешно, я предлагаю

начать активно изучать природу вокруг вместе с ребятами. В этом процессе

необходимо задействовать все виды восприятия (зрительные, тактильные,

слуховые и т. д.), так как непосредственный контакт с изучаемым предметом

создает вовлеченность и стимулирует любопытство всех детей, а также

сближает и помогает попутно решить еще одну задачу – это воспитание

экологической культуры.

Ботаника

Находить различия, сравнивать растения и их свойства, строение, формы

и рост с ребятами.

Посмотреть, чем отличаются деревья и кустарники. Насколько разной

формы могут быть стволы, кора, ветви, листья. И какие функции они

выполняют.

Осенний сбор урожая, посадка и выкопка растений перед зимой —

отличная возможность изучить типы корневой системы.

Пожелтение листьев и начинающийся листопад — повод рассказать о

фотосинтезе и причинах сезонных изменений.

Для того, чтобы ребята учились взаимодействовать друг с другом

необходимо создать микрогруппы, распределить между ними обязанности по

наблюдению и уходу за разными растениями, даже выделить собственные

грядки, чтобы они могли самостоятельно и посадить растения, ухаживать и

получить урожай. Наблюдения за растениями можно начать даже в группе,

наблюдая в течение года весь цикл развития растений: как из семечка

появляется росток, как он выпускает первые листья, развивается в большое

растение, цветет, завязывает плод, созревает и дает новые семена. Это

хороший повод обсудить непрерывность естественных процессов,

воспроизводство, передачу сортовых свойств и их развитие и адаптацию

видов.

Попробуйте в следующем сезоне вырастить с детьми живую беседку из

однолетних лиан — хмеля, настурции, фасоли. Радостное ожидание и восторг

от зеленого игрового домика вам обеспечены.

Можно сделать с ребятами «альбомы» для сбора гербария, в дальнейшем эти

растения можно изучать (предварительно подписав) или использовать в

продуктивной деятельности.

Зоология

Многих животных легко увидеть в естественной среде, много разных

животных живут и у ребят дома. Попросите понаблюдать за повадками

животных и их рационом. Для знакомства с ними, можно попросить принести

их на участок. Чтобы привлечь зверей, птиц и насекомых на участок,

постройте скворечники, кормушки, искусственные укрытия и «гостиницы»

для насекомых, которые предоставят вам пространство для наблюдений. Дети

постарше примут в их создании активное участие.

География

Пойти с ребенком в дальний поход решится не каждый родитель, а тем

более воспитатель, но прогулки по участкам и территории детского сада

доступны абсолютны всем. Было бы здорово создать мини ландшафты, чтобы

с детьми начать изучать географию. Они дают прекрасную возможность

изучить типы ландшафтов, поговорить о природных зонах, определять

стороны света по компасу и без него.

Разноцветное многообразие гальки на дне искусственного водоема рядом

с огромными валунами на его берегах, мелкий песок и плодородная почва

приглашают к изучению геологии: минералогии, тектоники и других

увлекательных дисциплин.

Физика и химия

Классическая механика и основы оптики (например, показать работу

лупы), физические процессы и химические реакции — это то, что на участке

можно изучать наглядно и в ходе самой обычной деятельности.

Последовательные лотки и системы сообщающихся сосудов

продемонстрируют текучесть воды и ее свойство заполнять собой пустующее

пространство. Вообще опыты с водой просто созданы для участка в летне-

оздоровительный период, где можно не бояться вымокнуть и залить все

вокруг.

Наглядные физические эксперименты и химические опыты сделают эти

науки гораздо понятней и увлекательней в будущем и сплотит ребят по

интересам.

Литература и история

Читать на участке можно где угодно и как угодно, даже в выращенной

беседке, подбирая книги под погоду и настроение. Но можно не просто

читать, а заняться, например, исторической реконструкцией прочитанного —

поиграть в пиратов или устроить рыцарский турнир. Можно нарисовать

карту, заложить клад и попробовать посоревноваться с несколькими

командами соседей по участкам. Дети любого возраста будут в восторге от

перспективы что-либо найти на скорость.

Творчество

Песок самый любимый материал у ребят на улице, совсем немного их

направить и вырастают целые города. А помните все эти поделки из шишек и

желудей в собственном детстве — ваш ребята в группе уже сделали свою

порцию «лесных человечков»? Если нет, то тогда вперед.

Новые знания и открытия ждут нас на участках повсюду — копошатся

под камнями, свисают с кустов и деревьев. Следуйте за своим

любопытством! Не только детям, но и нам с вами здесь есть, что изучить.

Самое главное, что совместная работа помогает нам сплотить детей,

адаптировать к новым условиям и научить:

- внимательно относиться друг к другу;

- договариваться;

- прислушиваться к мнению партнёра;

- оказывать взаимопомощь;

- согласовывать свои действия с партнёром по общению;

- гибко использовать в общении мимику, жесты;

- понимать интонацию.



В раздел образования