Напоминание

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Консультация для родителей старшей группы.


Автор: Изергина Алена Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №51
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Консультация для родителей старшей группы.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нетрадиционные методы развития мелкой моторики

у детей дошкольного возраста. Консультация для

родителей старшей группы.

С

введением

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

(

ФГОС

)

образование

в

ДОУ

рассматривается

не

как

предварительный

этап

перед

обучением

в

школе

,

а

как

самостоятельный

важный

период

в

жизни

ребёнка

,

как

важная

веха

на

пути

непрерывного

образования

в

жизни

человека

.

Проблема

развития

мелкой

моторики

у

детей

младшего

дошкольного

возраста

отражена

в

«

Федеральном

государственном

стандарте

дошкольного

образования

».

Представлена

в

целевых

ориентирах

на

этапе

завершения

дошкольного

образования

«

У

ребенка

развита

мелкая

моторика

»

Проблема

развития

ручной

умелости

и

мелкой

моторики

рук

важна

и

для

личностного

развития

самого

ребенка

.

Владея

рукой

,

ребенок

в

процессе

своего

развития

становится

более

самостоятельным

,

автономным

и

независимым

от

взрослого

,

что

способствует

становлению

его

инициативы

в

разных

видах

детской

деятельности

.

Новые

образовательные

программы

для

ДОУ

нацелены

,

прежде

всего

,

на

всестороннее

развитие

ребёнка

на

основе

особых

,

специфичных

видов

деятельности

,

присущих

дошкольникам

.

Мелкая

(

тонкая

)

моторика

рук

это

способность

выполнять

точные

скоординированные

действия

пальцами

и

кистями

.

Навыки

мелкой

моторики

необходимы

не

только

в

быту

,

они

оказывают

большое

влияние

на

процесс

обучения

ребенка

.

Именно

поэтому

при

диагностике

готовности

к

школе

большое

внимание

обращают

на

то

,

как

развита

мелкая

моторика

дошкольников

.

В

быту

нам

ежеминутно

приходится

совершать

действия

мелкой

моторики

:

застегивать

пуговицы

,

завязывать

шнурки

,

держать

столовые

приборы

.

Навыки

мелкой

моторики

важны

при

обучении

письму

и

рисованию

:

от

степени

развития

этих

навыков

будет

,

в

частности

,

зависеть

почерк

человека

.

Кроме

того

,

развитие

мелкой

моторики

тесно

связано

с

развитием

речи

,

так

как

зоны

коры

головного

мозга

,

отвечающие

за

эти

функции

,

расположены

очень

близко

друг

от

друга

.

Именно

в

дошкольном

возрасте

на

развитие

мелкой

моторики

следует

обращать

особое

внимание

:

к

тому

моменту

,

когда

ребенок

пойдет

в

школу

,

его

моторные

навыки

должны

быть

развиты

на

достаточном

уровне

,

иначе

обучение

в

школе

будет

представлять

для

него

сложности

.

Работая

с

детьми

дошкольного

возраста

,

я

сталкиваюсь

с

такими

проблемами

детей

,

как

слабое

развитие

кисти

рук

,

слабое

запоминание

цвета

,

формы

,

нарушение

моторики

рук

,

у

таких

детей

преобладает

медлительность

выполнения

движений

,

наблюдается

скованность

.

Ребенок

при

выполнении

заданий

начинает

капризничать

,

у

него

ухудшается

настроение

.

Понимая

важность

этой

проблемы

,

я

поставила

перед

собой

цель

:

развивать

мелкую

моторику

и

координацию

движений

рук

у

детей

дошкольного

возраста

через

различные

виды

деятельности

,

посредством

дидактических

игр

и

игрушек

.

В

группе

создана

необходимая

предметно

развивающая

среда

,

приобретены

игры

и

пособия

для

развития

мелкой

моторики

,

многие

сделаны

своими

руками

.

На

начальном

этапе

жизни

именно

мелкая

моторика

отражает

то

,

как

развивается

ребенок

,

свидетельствует

о

его

интеллектуальных

способностях

.

Дети

с

плохо

развитой

ручной

моторикой

неловко

держат

ложку

,

карандаш

,

не

могут

застегивать

пуговицы

,

шнуровать

ботинки

.

Им

бывает

трудно

собрать

рассыпавшие

детали

конструктора

,

работать

с

пазлами

,

счетными

палочками

,

мозаикой

.

Они

отказываются

от

любимых

другими

детьми

лепки

и

аппликации

,

не

успевают

за

ребятами

на

занятиях

.

Таким

образом

,

возможности

освоения

мира

детьми

оказываются

обедненными

.

Дети

часто

чувствуют

себя

несостоятельными

в

элементарных

действиях

,

доступных

сверстникам

.

Это

влияет

на

эмоциональное

благополучие

ребенка

,

на

его

самооценку

.

С

течением

времени

уровень

развития

формирует

школьные

трудности

.

И

,

конечно

,

в

дошкольном

возрасте

работа

по

развитию

мелкой

моторики

и

координации

движений

руки

должна

стать

важной

частью

развития

детской

речи

,

формирования

навыков

самообслуживания

и

подготовки

к

письму

.

От

того

,

насколько

ловко

научится

ребенок

управлять

своими

пальчиками

,

зависит

его

дальнейшее

развитие

.

Наряду

с

развитием

мелкой

моторики

развиваются

память

,

внимание

,

а

также

словарный

запас

.

В

образовательной

деятельности

для

развития

мелкой

моторики

я

использую

:

пластилин

,

при

помощи

пластилина

ребёнок

само

выражается

не

только

творчески

,

но

и

развивает

гибкость

и

подвижность

своих

пальцев

,

что

,

в

свою

очередь

,

способствует

улучшению

речи

;

Рисунок

из

фасоли

.

На

кусочке

картона

ребенок

рисует

простое

изображение

,

например

,

человечка

.

После

этого

наносит

клей

на

линии

от

карандаша

и

наклеивает

фасоль

.

Работа

с

такими

мелкими

предметами

как

фасоль

тренирует

мышцы

кисти

и

пальцев

.

Мозаику

-

заранее

готовлю

тонкие

полоски

цветной

бумаги

.

Ребенок

рвет

их

руками

на

мелкие

кусочки

и

выкладывает

из

них

мозаику

,

предварительно

смазав

их

клеем

.

Это

упражнение

особенно

хорошо

подходит

детям

,

которые

еще

не

умеют

пользоваться

ножницами

.

Цветная

манная

крупа

Пусть

ребенок

нарисует

простой

контурный

рисунок

на

листе

бумаги

и

смажет

его

клеем

.

После

этого

,

захватывая

пальцами

крупу

,

заполнит

ей

рисунок

.

Даст

клею

подсохнуть

.

В

конце

надо

стрясти

лишнюю

крупу

с

картинки

.

Лепка

из

глины

и

пластилина

.

Рисование

или

раскрашивание

картинок

Изготовление

поделок

из

бумаги

.

Например

,

вырезание

самостоятельно

ножницами

геометрических

фигур

,

составление

узоров

,

выполнение

аппликаций

.

Ребёнку

нужно

уметь

пользоваться

ножницами

и

клеем

.

Изготовление

поделок

из

природного

материала

:

шишек

,

желудей

,

соломы

и

других

доступных

материалов

.

Кроме

развития

мелкой

моторики

рук

эти

занятия

развивают

также

и

воображение

,

фантазию

ребенка

.

Нетрадиционные

техники

рисования

:

кистью

,

пальцем

,

зубной

щеткой

,

свечкой

.

В

свободное

время

,

вечерами

мы

играем

с

детьми

в

:

Сортировка

семян

(

требуется

рассортировать

различные

виды

семян

с

помощью

пинцета

);

переливание

жидкостей

и

не

только

(

начинать

лучше

с

"

переливания

"

семян

,

например

,

гороха

.

После

этого

можно

учиться

"

переливать

"

песок

,

и

только

потом

воду

);

застёгивание

и

расстёгивание

пуговиц

,

кнопок

,

крючков

(

хорошая

тренировка

для

пальчиков

,

совершенствуется

ловкость

и

развивается

мелкая

моторика

рук

);

завязывание

и

развязывание

лент

,

шнурков

,

узелков

на

верёвке

(

каждое

такое

движение

оказывает

огромное

влияние

на

развитие

мелкой

моторики

рук

ребенка

);

закручивание

и

раскручивание

крышек

банок

,

пузырьков

и

т

.

д

. (

также

улучшает

развитие

мелкой

моторики

и

ловкость

пальчиков

ребенка

);

Начинать

работу

по

развитию

мелкой

моторики

нужно

с

самого

раннего

возраста

.

Возьмите

яркий

поднос

.

Тонким

равномерным

слоем

рассыпьте

по

подносу

любую

мелкую

крупу

.

Проведите

пальчиком

ребенка

по

крупе

.

Получится

яркая

контрастная

линия

.

Важной

работой

по

развитию

ручной

умелости

являются

пальчиковые

игры

,

они

эмоциональны

,

понятны

,

доступны

и

очень

увлекают

детей

.

Эти

игры

способствуют

развитию

речи

,

творческой

деятельности

и

укреплению

здоровья

.

Я

создала

накопительную

папку

пальчиковых

игр

,

стараясь

подбирать

упражнения

,

опираясь

на

перспективное

планирование

образовательной

деятельности

,

по

сезонности

и

с

большим

разнообразием

движением

пальцев

рук

.

Провожу

пальчиковую

гимнастику

не

только

в

образовательной

деятельности

,

но

и

в

режимных

моментах

,

на

прогулке

.

Например

,

всем

известная

игра

для

малышей

«

Сорока

-

ворона

кашку

варила

.»,

есть

пример

массажа

ладоней

ребенка

.

Именно

«

Сорока

-

ворона

»

с

ее

круговыми

движениями

по

ладони

воздействует

на

пищеварение

,

а

несильные

нажатия

на

кончики

пальцев

стимулируют

развитие

речи

.

Интересно

и

то

,

что

большое

внимание

уделяется

мизинцу

,

и

это

тоже

неспроста

.

Мизинец

предполагается

помассировать

тщательнее

других

,

так

как

считается

,

что

на

мизинце

расположены

точки

,

отвечающие

за

сердце

,

печень

и

почки

.

Игры

с

пальчиками

и

ладошками

,

которые

сопровождаются

стихами

,

положительно

влияют

на

развитие

речи

,

развития

ритма

у

ребенка

.

Важно

все

игры

проводить

и

на

правой

руке

,

и

на

левой

.

Для

детей

такие

игры

остаются

хорошей

забавой

.

В

процессе

игры

дети

легко

заучили

движения

и

стихи

.

И

,

конечно

,

игра

«

Камень

,

ножницы

,

бумага

»,

которая

пришла

к

нам

из

Китая

.

Дети

с

четырех

лет

прекрасно

понимают

правила

игры

и

с

удовольствием

играют

в

нее

.

Стоит

отметить

,

что

эта

игра

является

самой

любимой

для

многих

детей

.

Слова

:

камень

,

ножницы

,

бумага

.

Цу

-

е

-

фа

.

На

последние

слова

выкидывается

ладонь

,

которая

показывает

определенный

знак

.

Камень

затупит

ножницы

,

ножницы

режут

бумагу

,

а

бумага

заворачивает

камень

.

Продемонстрируйте

ребенку

,

как

это

происходит

,

чтобы

он

не

запутался

.

Не

мало

важным

вкладом

в

развитие

мелкой

моторики

являются

занятия

родителей

и

детей

в

домашних

условиях

.

Пока

мама

на

кухне

что

то

готовит

,

рядом

сидящий

малыш

может

порисовать

мукой

или

манкой

на

столе

.

Дайте

ему

перебрать

крупу

в

контейнеры

или

отдельные

чашки

.

Пусть

сделает

бусы

из

старых

пуговиц

или

бусинок

.

Вариантов

великое

разнообразие

.

Упражнение

с

пипеткой

Для

этого

упражнения

вам

понадобится

пипетка

и

небольшие

емкости

для

наливания

жидкости

.

Всасывание

пипеткой

воды

.

Развивает

мелкие

движения

пальчиков

и

улучшает

общую

моторику

рук

.

Упражнение

с

пинцетом

В

емкость

пинцетом

дети

накладывают

бусинки

,

горох

,

пуговицы

.

Сортировка

мелких

предметов

Сортировка

по

цвету

,

форме

,

размеру

мелких

предметов

,

например

,

бусинок

,

пуговиц

.

Помпоны

и

щипцы

Требуется

сложить

при

помощи

щипцов

помпоны

в

бутылку

.

Кукольная

одежда

на

прищепках

Развешивание

кукольной

одежды

и

лоскутков

ткани

на

веревочке

с

помощью

прищепок

также

замечательное

упражнение

для

развития

мелкой

моторики

.

Данный

вид

деятельности

популярен

не

только

у

девочек

,

но

и

у

мальчиков

.

Коробочка

с

прищепками

Прищепки

можно

цеплять

не

только

на

веревочку

,

но

и

на

картонную

коробку

.

Для

этих

целей

я

использовала

коробку

из

-

под

обуви

.

Чтобы

сделать

это

упражнение

более

интересным

и

полезным

я

вырезала

из

картона

геометрические

фигуры

и

к

ним

цепляем

прищепки

.

Упражнение

с

дыроколом

Нужно

вырезать

из

картона

какую

-

нибудь

фигурку

,

после

чего

проделать

дыроколом

отверстия

по

краю

этой

фигурки

.

Теперь

нужно

взять

цветной

шнурок

или

ленточку

и

продеть

ее

в

отверстия

.

Трубочки

для

коктейля

Разрежьте

на

мелкие

кусочки

разноцветные

пластиковые

трубочки

для

коктейля

.

Упражнение

состоит

в

том

,

чтобы

нанизывать

на

ниточку

эти

кусочки

в

определенной

последовательности

.

Уважаемые

коллеги

,

я

познакомила

Вас

с

наиболее

известными

формам

и

методами

работы

по

развитию

мелкой

моторики

рук

у

детей

дошкольного

возраста

.

Но

для

своей

работы

я

выделила

еще

несколько

нетрадиционных

и

малоизвестных

метода

,

о

которых

Вам

сейчас

расскажу

.

Пуговичная

терапия

.

Любой

педагог

знает

:

чтобы

завоевать

доверие

ребенка

,

надо

обладать

чем

-

то

сокровенным

и

недоступным

для

него

в

обычной

жизни

.

И

таким

предметом

в

нашей

группе

стала

обыкновенная

пуговица

.

Большое

разнообразие

пуговиц

позволяет

нам

использовать

их

для

коррекционных

и

развивающих

игр

по

ознакомлению

и

закреплению

таких

понятий

,

как

цвет

,

форма

,

величина

.

Упражняясь

с

пуговицами

,

ребенок

развивает

координацию

движений

,

добиваясь

точного

выполнения

;

развивает

усидчивость

и

произвольность

психических

процессов

,

развивает

аудиальный

,

визуальный

и

кинестетический

каналы

восприятия

,

так

как

упражнения

выполняются

в

режиме

:

услышал

,

увидел

,

сделай

.

Пуговичная

терапия

проста

в

применении

,

манипуляции

с

пуговицами

не

образуют

пыль

,

не

вызывают

аллергии

,

не

пачкаются

,

ими

нельзя

порезаться

или

уколоться

.

Пуговицы

легко

моются

,

обрабатываются

как

все

пластмассовые

игрушки

в

детском

учреждении

,

а

помощников

по

мытью

пуговиц

долго

ни

искать

,

не

упрашивать

не

придется

.

Приведу

несколько

примеров

игр

с

пуговицами

.

Поднимание

пуговиц

.

С

помощью

двух

пальцев

разных

рук

переложить

пуговицы

из

коробки

на

стол

,

при

этом

в

процессе

должны

участвовать

все

пары

одноимённых

пальцев

обеих

рук

(

по

очереди

).

Усложнение

:

сочетать

в

парах

разные

пальцы

обеих

рук

,

например

пара

казательный

палец

правой

руки

и

мизинец

левой

руки

.

Игра

на

время

:

кто

за

определенное

время

соберет

больше

пуговиц

?

Расти

,

пальчик

!

Большим

пальцем

двигаем

пуговицу

по

фаланге

пальца

от

ногтя

к

ладони

и

обратно

,

заставляя

«

расти

»

каждый

пальчик

.

Усложнение

:

выполнение

упражнения

двумя

руками

одновременно

.

Кто

быстрее

?

Положите

пуговицу

на

указательный

палец

ребенка

.

Задача

его

товарища

будет

в

том

,

чтобы

переложить

пуговицу

на

свой

палец

без

использования

других

.

Проигрывает

тот

,

кто

уронил

предмет

.

Если

детей

достаточно

много

,

можно

разделить

их

на

команды

и

устроить

соревнования

.

Передай

пуговицу

.

Передавать

пуговицу

из

рук

в

руки

по

кругу

.

Усложнение

:

менять

способ

передачи

пуговицы

.

Подбери

пуговицу

.

Подобрать

пуговицу

по

размеру

и

цвету

к

соответствующему

ей

месту

на

картинке

шаблоне

.

Криотерапия

.

Криотерапия

дословно

это

лечение

холодом

.

Но

в

нашем

случае

,

положительный

эффект

дает

не

столько

холод

,

сколько

контраст

температур

,

т

.

е

.

воздействие

на

кисти

рук

холода

и

тепла

попеременно

,

контрастная

терапия

.

От

холода

происходит

сокращение

мышц

,

а

от

тепла

расслабление

.

Нормализуется

мышечный

тонус

,

сократительная

способность

мелких

мышц

кисти

возрастает

.

Всё

это

способствует

совершенствованию

более

тонких

движений

кисти

руки

,

ведёт

к

выполнению

чётких

дифференцированных

движений

,

соответственно

развивается

двигательная

зона

коры

головного

мозга

и

,

как

следствие

,

улучшает

процесс

развития

речи

.

Проведение

криотерапии

не

требует

специального

оборудования

.

Необходимы

кусочки

льда

,

которые

заранее

готовят

.

Проведение

криотерапии

с

детьми

имеет

свои

противопоказания

и

свою

методику

.

Противопоказания

.

Нельзя

проводить

криотерапию

детям

с

эписиндромом

;

Осторожно

применять

криотерапию

с

длительно

и

часто

болеющими

детьми

.

Криотерапия

проводится

в

три

этапа

.

1.

Криоконтраст

.

Дети

берут

кусочки

льда

из

миски

и

перебирают

их

10-15

секунд

.

Затем

разогревают

руки

,

это

делается

в

тазу

с

тёплой

водой

или

на

пластиковых

бутылках

с

горячей

водой

.

Снова

опускают

руки

в

лёд

.

Криоконтраст

проводят

три

раза

.

Затем

насухо

вытирают

руки

полотенцем

.

Эту

работу

можно

разнообразить

,

добавив

в

лед

аромомасло

,

цвет

.

2.

Пальчиковая

гимнастика

(

в

основном

на

растягивание

мышц

).

3.

Развитие

тактильной

чувствительности

:

-

массаж

руки

с

помощью

шишек

,

Су

-

Джок

шариков

,

щеток

,

поглаживание

предметов

разных

фактур

.

Методы

развития

мелкой

моторики

криотерапия

,

иглотерапия

и

пуговичная

терапия

позволили

достичь

определенных

результатов

:

-

дети

легче

усваивают

и

самостоятельно

выполняют

сложные

пальчиковые

упражнения

и

их

комбинации

;

-

у

детей

легче

происходит

развитие

изобразительных

и

графических

умений

;

-

развиваются

внимание

и

память

,

которые

тесно

связаны

с

речевым

развитием

;

-

повышается

интерес

детей

к

занятиям

с

логопедом

,

психологом

.

Кроме

того

,

оба

эти

методы

изначально

имеют

медицинскую

направленность

.

А

это

значит

,

что

положительный

эффект

от

их

использования

подтвержден

не

только

в

процессе

педагогического

наблюдения

,

но

и

в

процессе

различных

медицинских

исследований

.

Я

представила

вашему

вниманию

совсем

малую

часть

игр

,

которые

использую

в

своей

работе

.

Провожу

работу

по

совершенствованию

сенсорного

восприятия

и

развитию

руки

на

прогулке

.

Это

,

конечно

же

,

игры

с

песком

и

снегом

.

Нравится

ребятам

рисовать

палочкой

на

песке

,

но

и

ставить

отпечатки

ладошками

,

изображая

цветочки

или

бабочки

.

Рисовать

следы

животных

,

автомобильные

дороги

,

мир

,

который

видит

ребенок

своими

глазами

.

Это

разнообразно

,

интересно

и

поучительно

.

Заключение

Таким

образом

,

развивая

мелкую

моторику

и

координацию

движений

рук

у

детей

дошкольного

возраста

через

различные

виды

деятельности

,

совершенствуя

условия

для

развития

мелкой

моторики

пальцев

рук

детей

дошкольного

возраста

,

я

добилась

следующих

результатов

:

улучшилась

координация

и

точность

движений

руки

и

глаза

,

гибкость

рук

,

ритмичность

;

мелкая

моторика

пальцев

,

кистей

рук

;

улучшилось

развитие

воображения

,

логического

мышления

,

произвольного

внимания

,

зрительного

и

слухового

восприятия

,

творческая

активность

;

создана

эмоционально

-

комфортная

обстановка

в

общении

со

сверстниками

и

взрослыми

..



В раздел образования