Автор: Изергина Алена Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №51
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Консультация для родителей старшей группы.
Раздел: дошкольное образование
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики
у детей дошкольного возраста. Консультация для
родителей старшей группы.
С
введением
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
(
ФГОС
)
образование
в
ДОУ
рассматривается
не
как
предварительный
этап
перед
обучением
в
школе
,
а
как
самостоятельный
важный
период
в
жизни
ребёнка
,
как
важная
веха
на
пути
непрерывного
образования
в
жизни
человека
.
Проблема
развития
мелкой
моторики
у
детей
младшего
дошкольного
возраста
отражена
в
«
Федеральном
государственном
стандарте
дошкольного
образования
».
Представлена
в
целевых
ориентирах
на
этапе
завершения
дошкольного
образования
«
У
ребенка
развита
мелкая
моторика
»
Проблема
развития
ручной
умелости
и
мелкой
моторики
рук
важна
и
для
личностного
развития
самого
ребенка
.
Владея
рукой
,
ребенок
в
процессе
своего
развития
становится
более
самостоятельным
,
автономным
и
независимым
от
взрослого
,
что
способствует
становлению
его
инициативы
в
разных
видах
детской
деятельности
.
Новые
образовательные
программы
для
ДОУ
нацелены
,
прежде
всего
,
на
всестороннее
развитие
ребёнка
на
основе
особых
,
специфичных
видов
деятельности
,
присущих
дошкольникам
.
Мелкая
(
тонкая
)
моторика
рук
—
это
способность
выполнять
точные
скоординированные
действия
пальцами
и
кистями
.
Навыки
мелкой
моторики
необходимы
не
только
в
быту
,
они
оказывают
большое
влияние
на
процесс
обучения
ребенка
.
Именно
поэтому
при
диагностике
готовности
к
школе
большое
внимание
обращают
на
то
,
как
развита
мелкая
моторика
дошкольников
.
В
быту
нам
ежеминутно
приходится
совершать
действия
мелкой
моторики
:
застегивать
пуговицы
,
завязывать
шнурки
,
держать
столовые
приборы
.
Навыки
мелкой
моторики
важны
при
обучении
письму
и
рисованию
:
от
степени
развития
этих
навыков
будет
,
в
частности
,
зависеть
почерк
человека
.
Кроме
того
,
развитие
мелкой
моторики
тесно
связано
с
развитием
речи
,
так
как
зоны
коры
головного
мозга
,
отвечающие
за
эти
функции
,
расположены
очень
близко
друг
от
друга
.
Именно
в
дошкольном
возрасте
на
развитие
мелкой
моторики
следует
обращать
особое
внимание
:
к
тому
моменту
,
когда
ребенок
пойдет
в
школу
,
его
моторные
навыки
должны
быть
развиты
на
достаточном
уровне
,
иначе
обучение
в
школе
будет
представлять
для
него
сложности
.
Работая
с
детьми
дошкольного
возраста
,
я
сталкиваюсь
с
такими
проблемами
детей
,
как
слабое
развитие
кисти
рук
,
слабое
запоминание
цвета
,
формы
,
нарушение
моторики
рук
,
у
таких
детей
преобладает
медлительность
выполнения
движений
,
наблюдается
скованность
.
Ребенок
при
выполнении
заданий
начинает
капризничать
,
у
него
ухудшается
настроение
.
Понимая
важность
этой
проблемы
,
я
поставила
перед
собой
цель
:
развивать
мелкую
моторику
и
координацию
движений
рук
у
детей
дошкольного
возраста
через
различные
виды
деятельности
,
посредством
дидактических
игр
и
игрушек
.
В
группе
создана
необходимая
предметно
–
развивающая
среда
,
приобретены
игры
и
пособия
для
развития
мелкой
моторики
,
многие
сделаны
своими
руками
.
На
начальном
этапе
жизни
именно
мелкая
моторика
отражает
то
,
как
развивается
ребенок
,
свидетельствует
о
его
интеллектуальных
способностях
.
Дети
с
плохо
развитой
ручной
моторикой
неловко
держат
ложку
,
карандаш
,
не
могут
застегивать
пуговицы
,
шнуровать
ботинки
.
Им
бывает
трудно
собрать
рассыпавшие
детали
конструктора
,
работать
с
пазлами
,
счетными
палочками
,
мозаикой
.
Они
отказываются
от
любимых
другими
детьми
лепки
и
аппликации
,
не
успевают
за
ребятами
на
занятиях
.
Таким
образом
,
возможности
освоения
мира
детьми
оказываются
обедненными
.
Дети
часто
чувствуют
себя
несостоятельными
в
элементарных
действиях
,
доступных
сверстникам
.
Это
влияет
на
эмоциональное
благополучие
ребенка
,
на
его
самооценку
.
С
течением
времени
уровень
развития
формирует
школьные
трудности
.
И
,
конечно
,
в
дошкольном
возрасте
работа
по
развитию
мелкой
моторики
и
координации
движений
руки
должна
стать
важной
частью
развития
детской
речи
,
формирования
навыков
самообслуживания
и
подготовки
к
письму
.
От
того
,
насколько
ловко
научится
ребенок
управлять
своими
пальчиками
,
зависит
его
дальнейшее
развитие
.
Наряду
с
развитием
мелкой
моторики
развиваются
память
,
внимание
,
а
также
словарный
запас
.
В
образовательной
деятельности
для
развития
мелкой
моторики
я
использую
:
•
пластилин
,
при
помощи
пластилина
ребёнок
само
выражается
не
только
творчески
,
но
и
развивает
гибкость
и
подвижность
своих
пальцев
,
что
,
в
свою
очередь
,
способствует
улучшению
речи
;
•
Рисунок
из
фасоли
.
На
кусочке
картона
ребенок
рисует
простое
изображение
,
например
,
человечка
.
После
этого
наносит
клей
на
линии
от
карандаша
и
наклеивает
фасоль
.
Работа
с
такими
мелкими
предметами
как
фасоль
тренирует
мышцы
кисти
и
пальцев
.
•
Мозаику
-
заранее
готовлю
тонкие
полоски
цветной
бумаги
.
Ребенок
рвет
их
руками
на
мелкие
кусочки
и
выкладывает
из
них
мозаику
,
предварительно
смазав
их
клеем
.
Это
упражнение
особенно
хорошо
подходит
детям
,
которые
еще
не
умеют
пользоваться
ножницами
.
•
Цветная
манная
крупа
Пусть
ребенок
нарисует
простой
контурный
рисунок
на
листе
бумаги
и
смажет
его
клеем
.
После
этого
,
захватывая
пальцами
крупу
,
заполнит
ей
рисунок
.
Даст
клею
подсохнуть
.
В
конце
надо
стрясти
лишнюю
крупу
с
картинки
.
•
Лепка
из
глины
и
пластилина
.
•
Рисование
или
раскрашивание
картинок
•
Изготовление
поделок
из
бумаги
.
Например
,
вырезание
самостоятельно
ножницами
геометрических
фигур
,
составление
узоров
,
выполнение
аппликаций
.
Ребёнку
нужно
уметь
пользоваться
ножницами
и
клеем
.
•
Изготовление
поделок
из
природного
материала
:
шишек
,
желудей
,
соломы
и
других
доступных
материалов
.
Кроме
развития
мелкой
моторики
рук
эти
занятия
развивают
также
и
воображение
,
фантазию
ребенка
.
•
Нетрадиционные
техники
рисования
:
кистью
,
пальцем
,
зубной
щеткой
,
свечкой
.
В
свободное
время
,
вечерами
мы
играем
с
детьми
в
:
Сортировка
семян
(
требуется
рассортировать
различные
виды
семян
с
помощью
пинцета
);
переливание
жидкостей
и
не
только
(
начинать
лучше
с
"
переливания
"
семян
,
например
,
гороха
.
После
этого
можно
учиться
"
переливать
"
песок
,
и
только
потом
воду
);
застёгивание
и
расстёгивание
пуговиц
,
кнопок
,
крючков
(
хорошая
тренировка
для
пальчиков
,
совершенствуется
ловкость
и
развивается
мелкая
моторика
рук
);
завязывание
и
развязывание
лент
,
шнурков
,
узелков
на
верёвке
(
каждое
такое
движение
оказывает
огромное
влияние
на
развитие
мелкой
моторики
рук
ребенка
);
закручивание
и
раскручивание
крышек
банок
,
пузырьков
и
т
.
д
. (
также
улучшает
развитие
мелкой
моторики
и
ловкость
пальчиков
ребенка
);
Начинать
работу
по
развитию
мелкой
моторики
нужно
с
самого
раннего
возраста
.
Возьмите
яркий
поднос
.
Тонким
равномерным
слоем
рассыпьте
по
подносу
любую
мелкую
крупу
.
Проведите
пальчиком
ребенка
по
крупе
.
Получится
яркая
контрастная
линия
.
Важной
работой
по
развитию
ручной
умелости
являются
пальчиковые
игры
,
они
эмоциональны
,
понятны
,
доступны
и
очень
увлекают
детей
.
Эти
игры
способствуют
развитию
речи
,
творческой
деятельности
и
укреплению
здоровья
.
Я
создала
накопительную
папку
пальчиковых
игр
,
стараясь
подбирать
упражнения
,
опираясь
на
перспективное
планирование
образовательной
деятельности
,
по
сезонности
и
с
большим
разнообразием
движением
пальцев
рук
.
Провожу
пальчиковую
гимнастику
не
только
в
образовательной
деятельности
,
но
и
в
режимных
моментах
,
на
прогулке
.
Например
,
всем
известная
игра
для
малышей
«
Сорока
-
ворона
кашку
варила
.»,
есть
пример
массажа
ладоней
ребенка
.
Именно
«
Сорока
-
ворона
»
с
ее
круговыми
движениями
по
ладони
воздействует
на
пищеварение
,
а
несильные
нажатия
на
кончики
пальцев
стимулируют
развитие
речи
.
Интересно
и
то
,
что
большое
внимание
уделяется
мизинцу
,
и
это
тоже
неспроста
.
Мизинец
предполагается
помассировать
тщательнее
других
,
так
как
считается
,
что
на
мизинце
расположены
точки
,
отвечающие
за
сердце
,
печень
и
почки
.
Игры
с
пальчиками
и
ладошками
,
которые
сопровождаются
стихами
,
положительно
влияют
на
развитие
речи
,
развития
ритма
у
ребенка
.
Важно
все
игры
проводить
и
на
правой
руке
,
и
на
левой
.
Для
детей
такие
игры
остаются
хорошей
забавой
.
В
процессе
игры
дети
легко
заучили
движения
и
стихи
.
И
,
конечно
,
игра
«
Камень
,
ножницы
,
бумага
»,
которая
пришла
к
нам
из
Китая
.
Дети
с
четырех
лет
прекрасно
понимают
правила
игры
и
с
удовольствием
играют
в
нее
.
Стоит
отметить
,
что
эта
игра
является
самой
любимой
для
многих
детей
.
Слова
:
камень
,
ножницы
,
бумага
.
Цу
-
е
-
фа
.
На
последние
слова
выкидывается
ладонь
,
которая
показывает
определенный
знак
.
Камень
затупит
ножницы
,
ножницы
режут
бумагу
,
а
бумага
заворачивает
камень
.
Продемонстрируйте
ребенку
,
как
это
происходит
,
чтобы
он
не
запутался
.
Не
мало
важным
вкладом
в
развитие
мелкой
моторики
являются
занятия
родителей
и
детей
в
домашних
условиях
.
Пока
мама
на
кухне
что
то
готовит
,
рядом
сидящий
малыш
может
порисовать
мукой
или
манкой
на
столе
.
Дайте
ему
перебрать
крупу
в
контейнеры
или
отдельные
чашки
.
Пусть
сделает
бусы
из
старых
пуговиц
или
бусинок
.
Вариантов
великое
разнообразие
.
Упражнение
с
пипеткой
Для
этого
упражнения
вам
понадобится
пипетка
и
небольшие
емкости
для
наливания
жидкости
.
Всасывание
пипеткой
воды
.
Развивает
мелкие
движения
пальчиков
и
улучшает
общую
моторику
рук
.
Упражнение
с
пинцетом
В
емкость
пинцетом
дети
накладывают
бусинки
,
горох
,
пуговицы
.
Сортировка
мелких
предметов
Сортировка
по
цвету
,
форме
,
размеру
мелких
предметов
,
например
,
бусинок
,
пуговиц
.
Помпоны
и
щипцы
Требуется
сложить
при
помощи
щипцов
помпоны
в
бутылку
.
Кукольная
одежда
на
прищепках
Развешивание
кукольной
одежды
и
лоскутков
ткани
на
веревочке
с
помощью
прищепок
также
замечательное
упражнение
для
развития
мелкой
моторики
.
Данный
вид
деятельности
популярен
не
только
у
девочек
,
но
и
у
мальчиков
.
Коробочка
с
прищепками
Прищепки
можно
цеплять
не
только
на
веревочку
,
но
и
на
картонную
коробку
.
Для
этих
целей
я
использовала
коробку
из
-
под
обуви
.
Чтобы
сделать
это
упражнение
более
интересным
и
полезным
я
вырезала
из
картона
геометрические
фигуры
и
к
ним
цепляем
прищепки
.
Упражнение
с
дыроколом
Нужно
вырезать
из
картона
какую
-
нибудь
фигурку
,
после
чего
проделать
дыроколом
отверстия
по
краю
этой
фигурки
.
Теперь
нужно
взять
цветной
шнурок
или
ленточку
и
продеть
ее
в
отверстия
.
Трубочки
для
коктейля
Разрежьте
на
мелкие
кусочки
разноцветные
пластиковые
трубочки
для
коктейля
.
Упражнение
состоит
в
том
,
чтобы
нанизывать
на
ниточку
эти
кусочки
в
определенной
последовательности
.
Уважаемые
коллеги
,
я
познакомила
Вас
с
наиболее
известными
формам
и
методами
работы
по
развитию
мелкой
моторики
рук
у
детей
дошкольного
возраста
.
Но
для
своей
работы
я
выделила
еще
несколько
нетрадиционных
и
малоизвестных
метода
,
о
которых
Вам
сейчас
расскажу
.
Пуговичная
терапия
.
Любой
педагог
знает
:
чтобы
завоевать
доверие
ребенка
,
надо
обладать
чем
-
то
сокровенным
и
недоступным
для
него
в
обычной
жизни
.
И
таким
предметом
в
нашей
группе
стала
обыкновенная
пуговица
.
Большое
разнообразие
пуговиц
позволяет
нам
использовать
их
для
коррекционных
и
развивающих
игр
по
ознакомлению
и
закреплению
таких
понятий
,
как
цвет
,
форма
,
величина
.
Упражняясь
с
пуговицами
,
ребенок
развивает
координацию
движений
,
добиваясь
точного
выполнения
;
развивает
усидчивость
и
произвольность
психических
процессов
,
развивает
аудиальный
,
визуальный
и
кинестетический
каналы
восприятия
,
так
как
упражнения
выполняются
в
режиме
:
услышал
,
увидел
,
сделай
.
Пуговичная
терапия
проста
в
применении
,
манипуляции
с
пуговицами
не
образуют
пыль
,
не
вызывают
аллергии
,
не
пачкаются
,
ими
нельзя
порезаться
или
уколоться
.
Пуговицы
легко
моются
,
обрабатываются
как
все
пластмассовые
игрушки
в
детском
учреждении
,
а
помощников
по
мытью
пуговиц
долго
ни
искать
,
не
упрашивать
не
придется
.
Приведу
несколько
примеров
игр
с
пуговицами
.
Поднимание
пуговиц
.
С
помощью
двух
пальцев
разных
рук
переложить
пуговицы
из
коробки
на
стол
,
при
этом
в
процессе
должны
участвовать
все
пары
одноимённых
пальцев
обеих
рук
(
по
очереди
).
Усложнение
:
сочетать
в
парах
разные
пальцы
обеих
рук
,
например
пара
–
казательный
палец
правой
руки
и
мизинец
левой
руки
.
Игра
на
время
:
кто
за
определенное
время
соберет
больше
пуговиц
?
Расти
,
пальчик
!
Большим
пальцем
двигаем
пуговицу
по
фаланге
пальца
от
ногтя
к
ладони
и
обратно
,
заставляя
«
расти
»
каждый
пальчик
.
Усложнение
:
выполнение
упражнения
двумя
руками
одновременно
.
Кто
быстрее
?
Положите
пуговицу
на
указательный
палец
ребенка
.
Задача
его
товарища
будет
в
том
,
чтобы
переложить
пуговицу
на
свой
палец
без
использования
других
.
Проигрывает
тот
,
кто
уронил
предмет
.
Если
детей
достаточно
много
,
можно
разделить
их
на
команды
и
устроить
соревнования
.
Передай
пуговицу
.
Передавать
пуговицу
из
рук
в
руки
по
кругу
.
Усложнение
:
менять
способ
передачи
пуговицы
.
Подбери
пуговицу
.
Подобрать
пуговицу
по
размеру
и
цвету
к
соответствующему
ей
месту
на
картинке
–
шаблоне
.
Криотерапия
.
Криотерапия
дословно
—
это
лечение
холодом
.
Но
в
нашем
случае
,
положительный
эффект
дает
не
столько
холод
,
сколько
контраст
температур
,
т
.
е
.
воздействие
на
кисти
рук
холода
и
тепла
попеременно
,
контрастная
терапия
.
От
холода
происходит
сокращение
мышц
,
а
от
тепла
–
расслабление
.
Нормализуется
мышечный
тонус
,
сократительная
способность
мелких
мышц
кисти
возрастает
.
Всё
это
способствует
совершенствованию
более
тонких
движений
кисти
руки
,
ведёт
к
выполнению
чётких
дифференцированных
движений
,
соответственно
развивается
двигательная
зона
коры
головного
мозга
и
,
как
следствие
,
улучшает
процесс
развития
речи
.
Проведение
криотерапии
не
требует
специального
оборудования
.
Необходимы
кусочки
льда
,
которые
заранее
готовят
.
Проведение
криотерапии
с
детьми
имеет
свои
противопоказания
и
свою
методику
.
Противопоказания
.
Нельзя
проводить
криотерапию
детям
с
эписиндромом
;
Осторожно
применять
криотерапию
с
длительно
и
часто
болеющими
детьми
.
Криотерапия
проводится
в
три
этапа
.
1.
Криоконтраст
.
Дети
берут
кусочки
льда
из
миски
и
перебирают
их
10-15
секунд
.
Затем
разогревают
руки
,
это
делается
в
тазу
с
тёплой
водой
или
на
пластиковых
бутылках
с
горячей
водой
.
Снова
опускают
руки
в
лёд
.
Криоконтраст
проводят
три
раза
.
Затем
насухо
вытирают
руки
полотенцем
.
Эту
работу
можно
разнообразить
,
добавив
в
лед
аромомасло
,
цвет
.
2.
Пальчиковая
гимнастика
(
в
основном
на
растягивание
мышц
).
3.
Развитие
тактильной
чувствительности
:
-
массаж
руки
с
помощью
шишек
,
Су
-
Джок
шариков
,
щеток
,
поглаживание
предметов
разных
фактур
.
Методы
развития
мелкой
моторики
–
криотерапия
,
иглотерапия
и
пуговичная
терапия
позволили
достичь
определенных
результатов
:
-
дети
легче
усваивают
и
самостоятельно
выполняют
сложные
пальчиковые
упражнения
и
их
комбинации
;
-
у
детей
легче
происходит
развитие
изобразительных
и
графических
умений
;
-
развиваются
внимание
и
память
,
которые
тесно
связаны
с
речевым
развитием
;
-
повышается
интерес
детей
к
занятиям
с
логопедом
,
психологом
.
Кроме
того
,
оба
эти
методы
изначально
имеют
медицинскую
направленность
.
А
это
значит
,
что
положительный
эффект
от
их
использования
подтвержден
не
только
в
процессе
педагогического
наблюдения
,
но
и
в
процессе
различных
медицинских
исследований
.
Я
представила
вашему
вниманию
совсем
малую
часть
игр
,
которые
использую
в
своей
работе
.
Провожу
работу
по
совершенствованию
сенсорного
восприятия
и
развитию
руки
на
прогулке
.
Это
,
конечно
же
,
игры
с
песком
и
снегом
.
Нравится
ребятам
рисовать
палочкой
на
песке
,
но
и
ставить
отпечатки
ладошками
,
изображая
цветочки
или
бабочки
.
Рисовать
следы
животных
,
автомобильные
дороги
,
мир
,
который
видит
ребенок
своими
глазами
.
Это
разнообразно
,
интересно
и
поучительно
.
Заключение
Таким
образом
,
развивая
мелкую
моторику
и
координацию
движений
рук
у
детей
дошкольного
возраста
через
различные
виды
деятельности
,
совершенствуя
условия
для
развития
мелкой
моторики
пальцев
рук
детей
дошкольного
возраста
,
я
добилась
следующих
результатов
:
улучшилась
координация
и
точность
движений
руки
и
глаза
,
гибкость
рук
,
ритмичность
;
мелкая
моторика
пальцев
,
кистей
рук
;
улучшилось
развитие
воображения
,
логического
мышления
,
произвольного
внимания
,
зрительного
и
слухового
восприятия
,
творческая
активность
;
создана
эмоционально
-
комфортная
обстановка
в
общении
со
сверстниками
и
взрослыми
..