Автор: Каркина Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №4
Населённый пункт: г. Артемовский Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Деятельность воспитателя по развитию связной диалогической речи детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Разработка
научной
статьи
по
теме
выпускной
квалификационной
работы по следующей структуре:
Каркина О.С.,
специальность 44.02.01 Дошкольное образование,
ГБПОУ СО «Ирбитский гуманитарный колледж»,
г. Ирбит
Деятельность воспитателя по развитию связной диалогической речи
детей старшего дошкольного возраста
Развитие
связной
речи
является
центральной
задачей
речевого
воспитания
детей,
поскольку
от
степени
ее
сформированности
зависит
дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе
школьного
обучения.
Кроме
того,
речь
является
средством
общения
и
орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения, которое
оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует
личность в целом.
Проблема детей состоит в испытании больших трудностей в усвоении
родного языка, его звуковой системы, грамматического строя, лексического
состава.
Проблема также заключается в поиске методов успешного развития
связной диалогической речи
детей старшего дошкольного возраста. Для
развития диалогической речи детей необходимо обогатить содержание
речевого воспитания и совершенствовать формы и
методы речевой работы.
Целью является изучение и формирование диалогической речи детей. В
соответствии с целью были поставлены следующие задачи
1. Изучить литературные источники по проблеме
2. Разработать мероприятия для воспитателей по развитию связной
диалогической речи детей старшего дошкольного возраста
Основным методом формирования диалогической речи в повседневной
жизни
и
на
занятиях
является
разговор
воспитателя
с
детьми
(непосредственный диалог).
Я разговариваю с детьми по любому поводу, в разное время, коллективно
и индивидуально. Для коллективных разговоров лучшим временем является
прогулка. Для индивидуальных лучше подходят утренние и вечерние часы.
Иногда разговоры возникают по инициативе ребенка, который подходит ко
мне с каким-нибудь вопросом или сообщением, но не надо ждать этого.
Воспитатель
должен
быть
сам
инициатором
интересных
разговоров.
Разговоры
могут
быть
преднамеренными
и
непреднамеренными.
Преднамеренные
разговоры
планируются
воспитателем
заранее,
непреднамеренные - воспитатель не планирует, они возникают по инициативе
детей или его самого во время прогулок, игр, режимных процессов.
Для разговоров с детьми я использую все моменты жизни детского сада.
Тематика
и
содержание
разговоров
определяется
задачами
воспитания
и
зависит от возрастных особенностей детей.
Для формирования диалогической речи используется прием словесных
поручений. Можно дать ребенку поручение – попросить передать что-либо
родителям и т.д. Я прошу повторить поручение, что необходимо для усвоения
информации и ее лучшего запоминания. После выполнения поручения надо
узнать у ребенка, как он с ними справился.
Особое
внимание уделяю
составлению
рассказа
на
понравившуюся
ребенку тему. Ребенку предварительно дается план рассказа, состоящий из 5
вопросов – заданий. Предлагается рассказать о том, что находится на участке,
чем занимаются на участке дети; в какие игры они играют; назвать свои
любимые игры и занятия; рассказать о занятиях и играх на участке зимой
(летом и т.д.). После этого ребенок составляет свой рассказ по отдельным
фрагментам,
перед
каждым
из
которых
соответствующий
вопрос
задания
повторяется. Второй вариант - один ребенок начинает рассказ, второй его
продолжает,
а
третий
завершает.
Дети
сами
выбирают
партнеров,
договариваются о содержании, об очередности рассказывания. Это может
быть сочинение по картине, по серии картин, по набору игрушек. Рассказы
можно
записать
и
оформить
альбом
детского
словесного
творчества.
Замечательным
приемом,
создающим
почву
для
диалога
детей,
является
совместное рисование иллюстраций к рассказам.
Одним из методов формирования диалогической речи является чтение
литературных
произведений.
Чтение
дает
детям
образцы
диалогического
взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют
дошкольникам
освоить
не
только
форму
различных
высказываний,
но
и
правил очередности, усвоить различные виды интонации, помочь в развитии
логики разговора.
Игровые
упражнения
в
диалоге
могут
быть
классифицированы
как
заученные литературные диалоги и как литературные диалоги в свободной
передаче.
Заученные
литературные
диалоги,
передаваемые
детьми
в
инсценировании
стихов
(чтение
стихов
по
ролям),
в
театрализованных
представлениях,
в
подвижных
играх,
формируют
в
их
сознании
образ
«участника»
диалога,
обобщают
формы
диалогических
реплик
и
правил
ведения диалога.
Чтение стихов по ролям – один из методов подобного плана. Подбираю
для
этого
стихи,
потешки
с
различными
функциональными
репликами,
способствует
усвоению
разнообразия
этих
высказываний.
Чтение
стихотворений по ролям позволяет детям с ОНР освоить не только форму
диалога, но и правила очередности высказываний, усвоить вопросительную,
повествовательную, побудительную и другие виды интонации.
Игра-драматизация –
является
благодатным
полем
для
закрепления
и
формирования диалогических умений. Ролевые диалоги в игре-драматизации
являются показателем не только развития диалога детей, но и показателем
развития самой игры-драматизации. Чем богаче, разнообразнее диалог в игре,
тем выше уровень игрового творчества детей.
Тематика игр оказывается самой разнообразной: она касается жизни
детского
сада
и
семьи,
отражает
сюжеты
из
жизни
людей,
животных
и
растений,
в
качестве
персонажей
игр
используются
игрушки,
овощи
и
фрукты, предметы мебели, посуды и пр. Одновременно игра-драматизация
прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру
как виду искусства.
Игры-инсценировки –
это
свободный
пере сказ
л и т е р ат у р н ы х
произведений
по
ролям.
Организации
таких
игр
предшествует
этап
ознакомления с произведением, его, возможно, неоднократный пересказ по
ролям под руководством педагога, а затем прямое и косвенное содействие
возникновению таких игр по инициативе детей. Ценность игр-инсценировок и
в том, что дети черпают формы разнообразных реплик из литературного
образца,
подражая
которым
они
их
присваивают,
вкладывают
их
в
свой
активный
речевой
багаж. Режиссерские
игры –
разновидность
игр-
инсценировок по мотивам литературных произведений. В этих играх ребенок
может
«озвучить»
роли
нескольких
персонажей
один
или
с
товарищем.
Передвигая фигурки настольного кукольного театра (или действуя другими
видами кукол), дети разыгрывают спектакли, упражняясь в воспроизведении
литературных
диалогов
или
сочиняя
свои
«пьески».
Воспитатель
может
руководить
усвоением
той
или
иной
стороны
диалога
через
подбор
литературных произведений, при помощи подсказок, советов. А если дети не
возражают против «зрителей» своих режиссерских игр, то педагог, проявляя
внимание и заинтересованность, стимулирует детей к речевому творчеству.
Эффективным
методом
развития
диалогической
речи
являются
разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные)
Игры с мячом: «Закончи предложение» (воспитатель, бросая ребенку
мяч задает вопрос «За цифрой 5 стоит цифра. . . . Ребенок отвечает на вопрос
и бросает мяч педагогу»), «Мяч передавай – цифру (время года, день недели)
называй», «Скажи наоборот» (ребенок подбирает слова антонимы к словам,
которые называет воспитатель: высокий - низкий, широкий - узкий ), «Мяч
поймай цвет фрукта (форму, вкус) называй»
Дидактические
игры
- лото,
домино,
маршрутные
(лабиринтные),
разрезные картинки. Все они строятся на взаимодействии играющих. Роль
взрослого, организующего взаимодействие, когда дети осваивают эти игры,
велика. Потом дети начинают управлять играми самостоятельно. Появляются
указания: твой ход, ходи, ставь фишку, не подглядывай; возникают вопросы:
яблоко – какой формы? Что бывает красным? Жираф высокий, а кто может
быть низким.
Очень результативны игры парами («Я знаю…», «Отгадай предмет,
который я загадала», «Закончи предложение», «Съедобное - несъедобное» и
др.),, в которых:
- закрепляются и уточняются способы работы с языковой информацией,
полученные в ходе специально организованной деятельности в групповой
форме (активизация словаря, развитие грамматического строя речи, звуковой
культуры речи и т.д.);
- дети ориентируются на партнера-сверстника, его практические и
речевые умения.
Сначала
дети
овладевают
правилами
общения
в
играх:
соблюдение
очередности игровых и речевых действий; уже сказанное не повторять; в
случае затруднения задавать уточняющие вопросы; вежливо обращаться друг
к другу с просьбой по имени, использовать «волшебное слово «пожалуйста».
Использую
в
работе
дидактические
игры:
«Чудесный
сундучок»
(«Чудесный мешочек»), «Найди пару» - данная игра способствует работе над
усложнением
синтаксических
конструкций
(односложные
ответы,
двухсловные
предложения,
предложения
из
3-5
слов),
«Закрытая
книга»
(взрослый
показывает
перевернутую
картинку
и
объясняет,
что
здесь
нарисовано
что-то
очень
интересное.
Затем
просит детей: сделай то же
самое, что делает девочка и т.д.), «Телефон», «Сказочный зверь»,«расскажу –
не расскажу»
Таким образом, диалог для ребенка является первой школой овладения
родной
речью,
школой
общения,
он,
по
существу,
является
основной
развивающейся личности. Через диалог дети усваивают грамматику родного
языка, его словарь, фонетику, черпают полезную информацию. Как форма
речевого
взаимодействия
с
другими
людьми
диалог
требует
от
ребенка
особых
социально
–
речевых
умений,
освоение
которых
происходит
постепенно.
Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различному рода
искажениям
личностного
развития,
росту
проблем
взаимодействия
с
окружающими людьми. Необходимо отметить, что практические работники
не всегда в полной мере к осуществления речевого общения с детьми в
повседневной
жизни.
Общение
носит
формальный
характер,
лишенного
личностного
смысла.
Многие
высказывания
воспитателя
не
вызывают
ответной реакции ребенка, не хватает ситуаций способствующих развитию
диалогической речи. Поэтому во время наблюдений за детьми на занятиях,
видно,
что
детям
неинтересно,
не
внимательны.
По
результатам
констатирующего
эксперимента
выяснилось,
что
дети
мало
владеют
диалогической
речью
не
умеют
высказываться.
На
основе
этого
был
составлен
комплекс
работ
по
развитию
диалогической
речи,
которая
включает: игры, занятия, беседы, игры – инсценировки. Целью работы было:
научить
отвечать
на
вопросы
взрослого,
но
и
самому
их
задавать,
инициативно высказываться, налаживать взаимодействие. Обучение носит
игровую
коммуникативную
мотивацию.
Это
обучение
дает
возможность
устанавливать контакты между детьми, формируют коллектив, что ведет к
развитию
диалогического
общения
Предлагаю
использовать
новое
содержание диалогическоговзаимодействия
через
с т и м у л я ц и ю
высказываний
детей
из
личного
опыта;
организацию
словесного
коллективного
творчества
(сотворчество);
обучение диалогу:
умению
слушать
и
слышать
партнера,
поддерживать
речевое
и
игровое
взаи-
модействие, отвечать на высказывания партнера, рассуждать, аргументи-
ровать
высказывания.
К
новым
формам
организации
диалога
детей
со
сверстниками относятся: работа с подгруппами; организация пространства
общения; не дисциплинарные формы привлечения и удержания внимания;
игровая
и
коммуникативная
мотивация
занятий.
Методами
и
приемами
развития диалога являются групповые беседы; деятельность кооперативного
типа (совместное рисование, аппликация, конструирование. художественный
труд); театрализованные игры (игры-драматизации, инсценировки); дидак-
тические игры. Целесообразно чаще организовывать дидактические игры
парами с соблюдением следующих игровых правил: соблюдать очередность
игровых и речевых действий; слушать партнера; сказанного не повторять;
дополнять высказывания партнера: задавать вопросы, вежливо высказывать
предположения,
пожелания,
несогласие;
рассуждать,
обосновывать
свои
суждения.
После проделанной работы можно сделать вывод:
Для
развития
диалогической
речи
детей
необходимо
обогатить
содержание
речевого
воспитания,
совершенствовать
формы
и
методыречевой работы.
Список литературы
1.
Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со
сверстниками/ Дошкольное воспитание.-2014.-№5
2.
Бизикова
О.
Игра
как
фактор
развития
диалога/
Дошкольное
воспитание.- 2016. – С. 299.
3.
Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -
М.: Просвещение, 2012. – С.327.
4.
Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дош. воспитание - 2015.
- N 1.
5.
Гербова
В.В.
Составление
описательных
рассказов
//
Дошкольное
воспитание. - 2016. - N 9.
6.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи.- М.: Просвещение, 2013. –
С. 184.
7.
Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы
общей теории речевой деятельности. - М., 2015. – С. 190.
8.
Ладыженская
Т.А.
Характеристика
связной
речи
детей.
-
М.:
Педагогика, 2016. – С. 234.
9.
Методика
развития
речи
детей
дошкольного
возраста:
Учебн.
пособие. / Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П.
Николаичева. -2-е изд. дораб. –М.: Просвещение, 2014. – С. 312.
10.
Развитие
речи
детей
дошкольного
возраста:
Пособие
для
воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.:
Просвещение, 2014. – С. 207.
11.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 2009.
12.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.:
Просвещение, 2015. – С. 194.
13.
Ткаченко Т.А. Учимся правильно говорить.- 2013. – С. 213.
14.
Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду
(старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание,
2014. - N 11.