Автор: Лысяк Наталья Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 26
Населённый пункт: город Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Способы оценки метапредметных результатов в образовательном процессе"
Раздел: полное образование
Комментарии к докладу "Способы оценки метапредметных
результатов в образовательном процессе"
Слайд 1.
В концепции ФГОС нового поколения указаны требования к результатам освоения
основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым
задачам общего образования и включают в себя следующие 3 основных компонента
результатов: предметные результаты, метапредметные результаты и личностные
результаты.
Предметные результаты обучения заключаются в усвоении обучаемыми конкретных
элементов и методов отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений, навыков и
опыта в решении проблем, присущих конкретной предметной (вообще говоря, научной)
области и не более того. Эти результаты традиционно прописываются во всех
методических пособиях, в большом количестве издающихся по любой школьной
дисциплине. Предметные знания проверяются в тестах ЕГЭ и ГИА, и поэтому именно им
учителя привыкли уделять наибольшее (хорошо, если не единственное) внимание.
Далее. Метапредметные результаты, которым будет посвящена основная часть данного
доклада, основаны на понятии метапредметности, т.е. того, что есть, говоря простым
языком, «над предметами». К «надпредметности» относится сам процесс обучения и
освоения нового материала, новых методов и приёмов в решении задач из реальной
жизни, сюда же относится всё то, что помогает применять полученные предметные знания
в решении реальных жизненных задач (неразрывность реальной практической
жизнедеятельности и научных знаний, которые получает ученик). Кроме того, сюда же
можно отнести и самоосознание учащимся своих учебных успехов, ошибок и
самостоятельная корректировка совершённых ошибок. Иными словами, метапредметные
результаты учащихся - это их «умение учиться».
И наконец, личностные результаты посвящены психологической составляющей
образовательного процесса, которая включает в себя в первую очередь мотивацию к
обучению и самоопределение учащегося, его умение самостоятельно ставить, понимать и
достигать цели обучения, а также использовать свои коммуникативные навыки в учебном
процессе. Подробно на данных результатах останавливаться в данном докладе не будем.
Слайд 2.
Рассмотрим традиционный подход в образовательном процессе и имеющиеся в нём
проблемы. Традиционный подход подразумевает нацеленность педагога на исключительно
предметные результаты обучения. Это вызывает ряд проблем.
Первая и наиболее важная из подобных проблем заключается в получаемой в сознании
учащегося разобщённости или расколотости различных учебных предметов, а именно – в
отсутствии понимания межпредметных связей. Приведём несколько примеров:
1.
Учащийся освоил предметную часть дисциплин математики и географии, однако не
способен решить реальную практическую задачу на стыке двух данных наук: даны
графики рождаемости и смертности в российских федеральных округах за
последние 30 лет, оценить средний коэффициент прироста населения в России и
построить прогноз населения на ближайшие 5 лет.
Для решения данной проблемы потребуются некоторые знания из обоих дисциплин
в совокупности и взаимодополнении. Если у учащегося навыки по математике и
географии строго категоризированы жёсткими рамками, и он никогда не применял
их в совокупности с другой частью своей жизни (кроме уроков математики, в т.ч.
при решении своих реальных жизненных проблем), то такого типа задача поставит
его в тупик.
Другой пример.
2.
Учащийся понимает термин рефлексивности в математике, в физике и в
обществознании по-разному (предметно), хотя данное понятие имеет обобщение
(универсальное значение) на уровне всех дисциплин.
Слайд 3.
Далее. Следующей проблемой исключительно предметного подхода в образовании
является неспособность к самостоятельной постановке целей и самостоятельному
усвоению больших объёмов информации. Данная проблема естественным образом следует
из того факта, что учитель не уделяет никакого внимания тому, как ученики учатся, т.е.
каким именно образом они подходят к запоминанию материала, каким образом пытаются
его осмыслить и понять, а требуют лишь конечный результат, который в итоге такой
работы зачастую оставляет желать лучшего.
Кроме того, важной проблемой является также проблема неспособности учащихся к
самоанализу, самокритике и как следствие – к самостоятельному корректированию своих
ошибок.
Всё это приводит к явной необходимости в разработке нового подхода к обучению, а
точнее –в разработке дополнения к существующим образовательным стандартам. Данное
дополнение уже разработано и содержится в описании стандартов ФГОС 2-го поколения в
виде «метапредметных результатов», к которым нужно стремиться. Опишем
первоначально, в чём заключается смысл метапредметности.
Слайд 4.
Метапредметность соединяет в себе идею предметности и одновременно
«надпредметности». Что это означает? Обычно учащийся, работая с материалом физики,
математики, химии, истории и т. д., запоминает важнейшие определения понятий. Попадая
же на метапредметные уроки (будем их так называть), ученик делает другое. Он не
запоминает, но промысливает, прослеживает происхождение важнейшиих понятий,
которые определяют данную предметную область знания: задумывается над тем, почему
термин так назван, встречался ли он ранее в других дисциплинах и если да, то как
определялся, что есть общего между понятиями в этих дисциплинах. Он, если можно так
сказать, заново открывает эти понятия. Он «переоткрывает» открытие, некогда сделанное
ранее, восстанавливает и выделяет форму существования данного знания. Но это только
первый уровень работы ученика. Осуществив работу на разном предметном материале
(например, на материале математики, биологии и литературы), он делает предметом своего
осознанного отношения уже не определение понятия, но сам способ своей работы с этим
понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик
начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно
проделал, как он мыслительно двигался, когда восстанавливал генезис того или другого
понятия (из биологии или из химии, из истории или из физики). И тогда ученик
обнаруживает, что, несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал
одно и то же, потому что он работал с одной и той же организованностью мышления. В
данном случае — знания. Это означает, что в метапредметной форме обычный учебный
материал переорганизуется в соответствии с логикой и структурой данного предмета, его
приёмами и способами мышлениям и логического вывода, т.е. в соответствии с
«надпредметными» вещами.
Конечно же, в метапредметность входит и составляющая самоконтроля, самоанализа и
само корректировки, о которой говорилось ранее.
Общий же смысл метапредметности состоит в удалении внимания универсальным
подходам и приёмам в обучении и в научном исследовании, не зависящим от конкретных
дисциплин.
Слайд 5.
В новом стандарте ФГОС основного общего образования содержатся требования по
метапредметным результатам. В соответствии с данными требованиями, метапредметные
результаты освоения основной образовательной программы должны включать следующие
навыки учащихся (перечислим результаты в сокращённом и более конкретизированном
виде):
Умение самостоятельно определять цели своего обучения (как учебно-
теоретического, так и прикладного характера), ставить и формулировать для себя
новые задачи (аналогично как чисто учебного, так и практического плана, понимая
взаимосвязь практики и теории).
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей (освоение нового
материала, понимание способа решения интересующих практических проблем
учебно-научными методами и т.д.).
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией (т.е. проводить самоанализ и самокорректировку).
Владение основами самоконтроля, самооценки и принятия решений.
Слайд 6.
Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Приведём пример. Учащийся должен понимать, каким образом в описании
экономической ситуации какого-либо государства помогают математические
модели и математические методы, т.е. он должен уметь строить умозаключения в
экономической географии, используя мат. методы (к примеру, требуется
спрогнозировать развитие какого-либо экономического процесса по его средней
динамике или найти точку безубыточности при известных начальных данных
работы предприятия и т.д.).
Умение работать как индивидуально, так и в группе: общаться в рамках решаемой
задачи; находить совместно с группой решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать свое мнение.
Развитие компетентности в области использования информационных технологий в
процессе обучения. Т.е. умение учащихся эффективно использовать компьютеры,
включая сеть Интернет, для быстрого поиска и освоения информации в рамках
учебного процесса.
Слайд 7.
Рассмотрим методы оценки описанных метапредметных результатов у учащихся
непосредственно во время учебного процесса.
Стандарт ФГОС для этой цели предлагает провести классификацию всех метапредметных
результатов по 3 группам, называемым универсальными учебными действиями (или
сокращённо УУД), после чего стандарт ФГОС предлагает контролировать УУД в каждой
из групп неопределёнными в стандарте методами (никакой конкретики они не
предлагают). При этом имеется 3 группы УУД: регулятивные, познавательные и
коммуникативные. Подробнее о них расскажем чуть далее. После этого авторами доклада
предлагается осуществлять контроль навыков учащихся по каждому УУД одними из
следующих 4 способов:
1.
Индивидуальные и групповые решения задач на уроке, в процессе которых
учитель обращает внимание на способы взаимодействия между учащимися,
уровень их коммуникативных навыков, умение общаться, слушать и
перенимать опыт других и прочие навыки подобного рода.
2.
Предметные проверочные работы.
Данным способом учитель контролирует как общий уровень предметного
освоения программы, так и уровень самостоятельности учащегося, динамику
его "роста" и умение исправлять совершённые ранее ошибки (при грамотном
построении системы проверочных работ).
3.
Задания по самостоятельному освоению новой темы.
Данным типом контроля учитель проверяет умение учащегося самостоятельно
читать и перерабатывать большие объёмы новой информации, умение выделять
важное и отбрасывать ненужное, общее умение самостоятельной работы с
учебным материалом, умение составлять план работы и ставить цели (при
наличии соответствующих требований учителя), а также ряд других полезных
навыков, о которых будет сказано далее.
4.
Письменные и устные опросы по самоанализу (внеучебная работа).
Данный способ оценки метапредметных результатов не входит в основной
(предметный) учебный процесс и выделен во внеучебную работу, которая
должна реализовываться учителем (классным руководителем) с некоторой
периодичностью. Сам же способ контроля подразумевает проведение
некоторых устных либо письменных опросов, бесед с учащимися на тему
метапредметности, т.е. способов запоминания информации, о взаимосвязи
теории и практики, а также различных дисциплин между собой, об умении
планировать своё время и свои действия в рамках учебного процесса, в умении
обрабатывать большие объёмы информации и так далее. Конечно,
подразумеваются не лекционные беседы, а именно диалоги, в которых учитель
в том числе опрашивает учащихся и понимает их уровень в метапредметности,
в "умении учиться".
Слайд 8.
Рассмотрим УУД и соответствующие им способы контроля:
Регулятивные.
умение составлять план работы, ставить цели ;
Способы контроля: 1, 3.
умение следовать требованиям учителя;
Способы контроля: 1, 2.
Навыки и привычка регулярного самоанализа и самоконтроля.
Способы контроля: 1, 2, 4.
умение осуществлять корректировку выявленных самостоятельно проблем.
Способы контроля: 2, 3.
Познавательные.
Умение работать с большим количеством информации (различными
учебниками) и самостоятельно осваивать нужную тему; умение выделять
значимое.
Способы контроля: 3.
Слайд 9.
Проявление инициативы при обучении.
Способы контроля: 1.
Умение строить модели и графики ситуации в решаемой прикладной задаче.
Способы контроля: 1, 2.
Коммуникативные.
Умение использовать общение со сверстниками и с учителем при решении
учебных проблем; умение вести конструктивный диалог.
Способы контроля: 1, 4.
Умение участвовать в группе и эффективно в ней работать; понимание
коллективного подхода.
Способы контроля: 1, 4.
Слайд 10.
Подводя итоги, можно сделать ряд важных выводов, которые стоит иметь в виду при
построении в том числе своих собственных учебных программ:
Традиционный (исключительно предметный) подход обладает рядом проблем и не
позволяет эффективно построить образовательный процесс, получив на выходе
готового к самостоятельной эффективной работе человека, способного полноценно
использовать полученные в школе знания и навыки.
Метапредметный подход к обучению позволяет развить в учащихся необходимые
навыки самостоятельности в обучении, даст понимание и умение использовать
полученные знания в реальной практике, научит групповой коллективной работе, а
также позволит понять учащимся универсальные принципы научного знания с
учётом межпредметных взаимосвязей, а также эффективные способах получения,
выделения и анализа этого знания.
Способы же оценки метапредметных результатов сводятся к регулярному контролю
ряда навыков у учащихся как в процессе обучения, который должен быть
соответствующим образом перестроен, так и во вне учебной работе.
Слайд 11.
На этом я заканчиваю наш доклад. Благодарю всех за внимание. :)
Вопросы в порядке очереди. :)