" Метод проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста"
Автор: Чернова Елена Олеговна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ №7 "Сказочная полянка" Населённый пункт: г.Заринск, Алтайский край Наименование материала: Статья Тема: " Метод проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
« Метод проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»
В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные
образовательные учреждения перестраивают свою работу в соответствии с новыми
регламентирующими документами: Стратегия инновационного развития России на период
до 2020 года; Приоритетный национальный проект «Образовaние»; Национальная
образовательная инициатива «Наша новая школа», ФЗ «Об образовании», Федеральный
государственный Стандарт и другие. Становление новой системы образования держит
ориентир на мировое пространство и требует существенных изменений в педагогической
теории и практики ДОУ, а также педагогических технологиях. Следовательно,
педагогический процесс в ДOУ должен быть организован через выбор наиболее
эффективных средств обучения и воспитания, что, в свою очередь, требует широкого
внедрения инновационных форм и способов в образовательную деятельность, которая
осуществляется в стенах детского сада.
Любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе
выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе
адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит
продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей,
формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной
деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой
проблемы, является метод проектной деятельности.
В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов
интеграции (интеграция на основе единого проекта). Использование метода проектов в
обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его
реализации на следующей ступени образования.
Суть метода проекта заключается в стимулировании интереса детей к определенным
проблемам, для решения которых необходимо владеть знаниями, а через проектную
деятельность показать применение этих знаний на практике. Это позволяет рассматривать
данный метод как инновацию в дошкольном образовании, деятельность между педагогом
и дошкольниками будет носить характер сотрудничества, где участие могут принимать и
другие субъекты образовательного процесса, например, родители. Следовательно, метод
проектов делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия
педагогов, детей и их родителей, а основной его целью является развитие свободной
творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами
исследовательской деятельности детей, где взрослые являются помощниками и
направляют эту деятельность.
Прежде чем приступить к работе над использованием технологии проектирования,
педагогическому коллективу дошкольного учреждения необходимо решить ряд проблем:
- низкий уровень осведомлённости педагогов об особенностях проектного метода;
- нежелание воспитателей отступать от сложившейся стереотипной системы занятий в
детском саду;
- недостаточная оснащённость предметной среды в дошкольном учреждении для
реализации творческих проектов;
- низкая мотивация родителей на активное участие в жизни детского сада.
Участникам проектной деятельности следует придерживаться определённых принципов
взаимодействия:
- системность;
- последовательность;
- комплексность;
- соответствие возрастным и индивидуальным возможностям;
- адекватность требований и нагрузок;
-- индивидуализация темпа работ.
Проекты могут осуществляться внутри одной возрастной группы, в контакте с
другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры,
общественными организациями (открытый проект).
Наиболее распространено проектирование внутри одной возрастной группы. Однако
замыкаться в своем коллективе не следует. Контакты с другой возрастной группой
необходимы ребенку для его социального развития, расширения сферы общения. Участие
в совместном проекте с другой группой обогащает детей новыми впечатлениями,
позволяет пережить новые эмоции, завоевать симпатии у окружающих людей.
Аналогичный процесс происходит и в смешанной по возрасту группе. Младшие
дошкольники в таких условиях получают возможность осваивать окружающий мир при
участии старших, а старшие дети приобретают опыт социально одобряемого взрослыми
поведения.
Более трудны в организации контакты и проекты внутри ДОУ (например, «День смеха»,
«Неделя сказки»). Они требуют высокого уровня развития управленческих
(творческих, организаторских) умений у педагогов, поскольку необходимо
определить актуальную проблему, продумать условия и форму детских или детско-
взрослых проектов.
Наиболее сложны открытые проекты, реализующиеся в контакте с семьей,
учреждениями культуры, общественными организациями. Но именно они дают
высокий результат в развитии ребенка.
Существенной чертой психологической характеристики любого человека является
умение участвовать в коллективной деятельности, совместно находить пути
решения задач.
Дети учатся объединяться в подгруппы, вместе обсуждать пути осуществления
замысла, поэтапно планировать и согласовывать свои действия, распределять между собой
обязанности и задания, помогать друг другу, беспокоиться о качестве не только своей
части работы, но и всей в целом.
Опыт коллективного творчества приобретается на фоне совместных
положительных эмоциональных переживаний, способствующих развитию дружеских
взаимоотношений между детьми.
Особое внимание педагогам ДОУ необходимо уделить организации предметно-
развивающей среды в группах и в дошкольном учреждении в целом.
В пространстве групповой комнаты воспитатель сосредотачивает документы на
различных носителях: книги для чтения, видеофильмы, аудиокассеты, позволяющие
детям активно осваивать разные способы познания окружающего мира («Полочка
умной книги», «Дуб мудрости» и т.д).
В ДОУ можно оборудовать и детскую библиотеку, включающую абонемент и читальный
зал для дошкольников, аудио-видео центры. Здесь дети с помощью взрослого
находят необходимые справочники, доступные для их понимания энциклопедии.
Воспитатели заботятся о том, чтобы воспитанники могли воспользоваться
видеомагнитофоном и посмотреть художественные, учебные фильмы и
мультфильмы, получить навыки работы с компьютером, освоить электронные,
развивающие игры. Если информационного поля ДОУ недостаточно, возможно выход
за пределы учреждения: совместная поисковая деятельность взрослых и детей в
библиотеках, музеях и других культурных центрах.
Конкретным результатом работы для дошкольников могут быть рисунки, поделки,
аппликации, альбом, книга, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль. В ходе
совместной работы над проектом улучшается микроклимат в детском саду, повышается
творчество.
Научить ребенка проектировать может педагог, владеющий методом проектов
как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального
пространства. Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать
средства дальнейших целевых действий.
Реализация проектирования в практике работы ДОУ начинается с ориентации на
актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомство с циклами
проектирования. В разработке и процессе проектирования участвуют творческие
группы ДОУ.
Условием освоения каждого этапа является коллективная мысль деятельности педагогов,
что позволяет:
- ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве
детского сада;
- освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;
- уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;
- объединять усилия всех субъектов педагогического процесса, в том числе
родителей.
Коллективно проектировать можно: утренники, вечера развлечений, дни
творчества разной тематики и образовательной направленности, творческие недели,
проведение каникул и т.д.
Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к
родителям, поездки, походы, наблюдения и экскурсии, занятия в кружках и студиях по
интересам и пр. Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами
деятельности: собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, шьют,
мастерят, стряпают, экспериментируют, изобретают и сочиняют. При этом очень важно,
чтобы взрослые ничего не делали за детей, не лишали их возможности проявлять
максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества.
Согласно программе педагог, планируя образовательную деятельность, объединяет серию
занятий по нескольким дисциплинам, связанным следующим единым проектом.
Таким образом, проект, начатый на занятии, прослеживается во всех остальных видах
деятельности в конкретный период времени, что соответствует цельности детского
восприятия мира, создаёт полную и разностороннюю его картину.
В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и
творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими
видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется
целостное видение картины окружающего мира.
Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» на все образовательные области,
предлагаемых как в ФГТ, так и ФГОС, и на все структурные единицы образовательного
процесса, через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается
целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку
«прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от
предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между
предметами и явлениями.
Что касается педагогов, то деятельность в творческих группах помогает научиться
работать в команде, вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику
воспитания и обучения детей. Педагоги свободны в выборе способов и видов
деятельности для достижения поставленной цели, им никто не навязывает свою точку
зрения.
Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма.
Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, побуждает к
самообразованию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку
(самооценку) развивающую пространство и себя в нем.
Умение пользоваться проектным методом – показатель высокой квалификации
педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей.
Таким образом, проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном
подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию
индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и
технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию
воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный,
инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в
системе дошкольного образования.