Автор: Серячкова Марина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №3
Населённый пункт: г. Артемовский Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Укрепление и сохранение здоровья детей старшего дошкольного возраста посредством организации утренней гимнастики"
Раздел: дошкольное образование
Серячкова М.С.,
специальность 44.02.01 Дошкольное образование,
ГБПОУ СО «Ирбитский гуманитарный колледж»,
г. Ирбит
Укрепление и сохранение здоровья детей старшего
дошкольного возраста посредством организации утренней
гимнастики
С
каждым
годом
возрастает
процент
детей,
имеющих
отклонения
в
здоровье,
наблюдается
тенденция
непрерывного
роста
общего
уровня
заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений
современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим
неблагополучием,
низким
уровнем
развития
института
брака
и
семьи;
массовым
распространение
алкоголизма,
курения,
наркомании;
слабой
системой
здравоохранения
и
воспитательной
базы
образовательного
учреждения и семьи.
Здоровье – это то, что желает каждый человек, но быть абсолютно
здоровым не может никто. Не иметь никаких отклонений в работе организма
–
невозможно.
Сложившиеся
социальные
условия,
научно-технические
преобразования
не
способствуют
сохранению
здоровья.
Но
можно
противостоять
этим
влияниям,
приостановить
разрушения
организма,
не
страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности. Стоит только
изменить свой образ жизни, и человек сможет чувствовать себя здоровым.
От
уровня
психического
и
физического
положения
населения,
от
состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому
проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей
представляется в современном обществе актуальной.
Обозначенная
особенно
значима
в
дошкольный
период
детства
–
наиболее благоприятный для активного развития познавательных процессов
и личности ребенка, его представлений об образе жизни.
Актуальность темы исследования: Тема курсовой работы очень
актуальна.
В
настоящее
время
повышение
уровня
физического
развития
детей,
улучшение
состояния
их
здоровья
являются
основными
направлениями
в
работе
любого
детского
сада,
т.к.
данные
статистики
красноречиво
показывают
о
снижении
этих
показателей
среди
детей
дошкольного
возраста.
Поэтому
я
считаю,
актуальной
проблемой
физического развития и сохранения здоровья является приобщение детей к
здоровому образу жизни, охрана и укрепление здоровья, повышение уровня
физического
развития.
Вырастить
ребенка
здоровым
можно
только
при
условии
достаточной
двигательной
активности,
полного
удовлетворения
потребности ребенка в движениях.
Когда-то
традиционные
занятия
утренней
гимнастикой
у
большинства
родителей
выпали
из
распорядка
дня.
Бешеный
ритм
расписывает наше утро вплоть до минут, и зарядка под самыми разными
предлогами
откладывается
–
«не
успеваем»,
«торопимся»,
«опаздываем»,
«начнем с понедельника». В итоге – умываемся, одеваемся и бежим в сад или
в школу. И все эти манипуляции проделываем с сонным ребенком, который
спит (иногда в буквальном смысле) на ходу.
Зарядка для детей - это важный этап в развитии ребенка, на который
необходимо обращать внимание. Многие мамы спрашивают, в каком возрасте
лучше начинать делать зарядку? Специалисты считают, что делать простые и
несложные упражнения со своим малышом можно в самом раннем возрасте,
едва
только
он
начнет
делать
свои
первые
шаги.
Даже
простейшие
упражнения помогают развивать двигательные навыки, развивают чувство
координации и ловкость, гибкость.
Утренняя
гимнастика
–
комплекс
специально
подобранных
упражнений,
нацеленных
настроить,
«зарядить»
человека
на
весь
предстоящий день. Ее оздоровительная польза заключается в воздействии на
организм с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей
детей.
Во
время
утренней
гимнастики
решаются
задачи
физического,
умственного,
нравственного,
эстетического
и
трудового
воспитания;
формируются
необходимые
двигательные
навыки,
красота
и
точность
движений; развиваются быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость;
укрепляется здоровье.
Утренняя гимнастика в детском саду важна не только как средство
пробуждения,
а
еще
и
как
организованное
общение
детей
в
процессе
двигательной деятельности. При этом повышается эмоциональный тонус,
являясь
результатом
«мышечной
радости»
от
движений
в
коллективе
сверстников,
снимается
психологическое
напряжение
от
расставания
с
родителями, дисциплинируется поведение.
В сборнике будут представлены комплексы утренней гимнастики
разного вида. Сюжетная утренняя гимнастика с элементами корригирующей
гимнастики;
гимнастика с гимнастическими
палками;
дыхательной
гимнастики;
гимнастика
с
использованием
методов
с н я т и я
психоэмоционального напряжения. Все направлено на то, чтобы утренняя
гимнастика вызывала у дошкольников желание заниматься физическими
упражнениями,
участвовать
в
подвижных
играх,
совершенствовать
свои
движения, проявлять настойчивость, смелость, решительность.
Данный сборник утренней
гимнастики не только сохраняет и
укрепляет
здоровье
детей,
обеспечивает
их
полноценное
физическое
развитие,
формирует
интерес
к
занятиям
физкультурой
и
спортом,
но
и
поддерживает
положительное
эмоциональное
состояние
каждого
воспитанника.
Цель
сборника:
Развивать
физические
качества
детей
посредствам
утренней
гимнастики. Способствовать укреплению здоровья детей, создать
радостный эмоциональный подъем, «разбудить» организм ребенка.
Таким образом, перед утренней гимнастикой стоят, совершенно
особенные, задачи, а именно:
- «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад;
- разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему;
-
активизировать
деятельность
сердечной,
дыхательной
и
других
функций организма;
- стимулировать работу внутренних органов и органов чувств;
- способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки;
- предупреждать возникновение плоскостопия.
В практической части будут представлены формы и методы такие,
как:
-Практические
-Словесные
-Наглядные
Утренняя
гимнастика
ценна
и
тем,
что
у
детей
вырабатывается
привычка, и потребность каждый день по утрам проделывать физические
упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь.
Утренняя гимнастика позволяет организованно начать день в детском саду,
способствует четкому выполнению режима дня.
Применение традиционных методов организации двигательной
активности
детей,
форм
проведения
занятий
и
утренней
гимнастики,
традиционного оборудования не обеспечивает необходимой эффективности
данного направления работы. Интерес воспитанников к занятиям угасает, они
отказываются выполнять утреннюю гимнастику.
Все упражнения представленные, в сборнике направлены на развитие
гибкости и физических способностей у детей. С помощью этих занятий по
утрам, воспитатель прививает детям любовь к спорту, ведь упражнения и
игры по гимнастике очень увлекательные. Содержание сборника понятно для
воспитателя и педагогу по физкультуре, ход занятий изложен доступным
языком, что облегчает работу педагога. Именно утренняя гимнастика дает
детям бодрость на весь день, укрепляет мышцы ребенка, развивает гибкость.
Проводя утреннюю гимнастику, мы развивали физические качества детей.
Способствовали
укреплению
здоровья
детей,
создавали
радостный
эмоциональный подъем, для пробуждения организм ребенка. Способствовали
укреплению мышечной системы. Активизировали деятельность сердечной,
дыхательной
и
других
функций
организма.
Стимулировали
работу
внутренних
органов
и
органов
чувств.
Способствовали
формированию
правильной
осанки,
хорошей
походки.
Предупреждали
возникновение
плоскостопия.
Утренняя
гимнастика
ценна
и
тем,
что
у
детей
вырабатывается
привычка, и потребность каждый день по утрам проделывать физические
упражнения.
Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в
виде природных задатков, которые необходимо развивать, совершенствовать.
А
когда
процесс
естественного
развития
приобретает
специально
организованный, т.е. педагогический характер, то корректнее говорить не
«развитие», а «воспитание физических качеств».
В
процессе
физического
воспитания
приобретается
также
широкий
круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического,
медико-биологического и методического содержания. Знания делают процесс
занятий физическими упражнениями более осмысленным и в силу этого
более результативным.
Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс
решения
определенных
воспитательно-образовательных
задач,
которому
присущи
все
признаки
педагогического
процесса.
Отличительной
же
особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает
системное формирование двигательных умений и навыков и направленное
развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей
мере определяет его физическую дееспособность.
Все упражнения представленные, в сборнике направлены на развитие
гибкости и физических способностей у детей. С помощью этих занятий по
утрам, воспитатель прививает детям любовь к спорту, ведь упражнения и
игры по гимнастике очень увлекательные. Именно утренняя гимнастика дает
детям бодрость на весь день, укрепляет мышцы ребенка, развивает гибкость.
Проводя утреннюю гимнастику, мы развивали физические качества детей.
Способствовали
укреплению
здоровья
детей,
создавали
радостный
эмоциональный подъем, для пробуждения организм ребенка. Способствовали
укреплению мышечной системы. Активизировали деятельность сердечной,
дыхательной
и
других
функций
организма.
Стимулировали
работу
внутренних
органов
и
органов
чувств.
Способствовали
формированию
правильной
осанки,
хорошей
походки.
Предупреждали
возникновение
плоскостопия.
Подводя итоги работы, можно сделать вывод, что, хорошее здоровье,
полученное
в
дошкольном
возрасте,
является
фундаментом
общего
и
развития
человека.
В
работе
подробно
описаны
способы
организации
оздоровления
детей,
такие
как
гимнастика,
оздоровительный
бег,
физкультурные занятия, закаливание.
Исходя из выше изложенного можно сделать выводы:
1.
Анализ
психолого
–
педагогической
литературы
показал
необходимость оздоровления детей дошкольников;
2.
Включение
физкультурных
упражнений
в
целенаправленный
педагогический
процесс
способствует
оздоровлению
детей
старшего
дошкольного возраста, что и подтверждает нами выдвинутую гипотезу.
3.
Специально
организованная
деятельность
(физические
занятия,
игры,
упражнения)
являются
практически
значимый
для
положительного
результата по оздоровлению в ДОУ;
4.
Большое
значение
в
развитии
и
воспитании
детей
старшего
дошкольного возраста имеют режимные моменты.
5. На основе передового опыта дошкольных учреждений и достижений
педагогической
науки
выработан
примерный
режим
дня
для
каждой
возрастной группы, который включен в «Программу воспитания в детском
саду». Режим дня – это определенная продолжительность и чередование
различных
занятий,
сна,
отдыха,
регулярное
и
калорийное
питание,
выполнение
правил
личной
гигиены.
Систематическое
выполнение
необходимых условий для правильной организации режима дня способствует
хорошему
самочувствию
детей,
поддержанию
на
высоком
уровне
функционального
состояния
нервной
системы,
положительно
влияет
на
процессы роста и развития организма.