Автор: Лазарева Елена Александровна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 40"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирования УУД через игровые технологии на уроках английского языка в рамках ФГОС."
Раздел: начальное образование
Формирования УУД через игровые технологии на уроках
английского языка в рамках ФГОС.
Особенность федерального государственного образовательного стандарта -
деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.
Современное образование отказывается от традиционного представления результатов
обучения в виде знаний, умений и навыков. Образовательный стандарт нового поколения
ставит перед учителем новые цели: формирование универсальных учебных действий;
формирование мотивации к обучению.
Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в условиях
системно-деятельностного подхода в рамках реализации ФГОС, существенно меняется его
функция, форма организации. Урок должен подчиняться не сообщению и проверке знаний
(хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому
содержанию. Для этого на своих уроках стремлюсь создать атмосферу заинтересованности
каждого ученика в работе класса.
А чем интересуется современный ребенок? Чем он живет? В чем происходит реализация
его личности? Конечно в игре. В младшем школьном возрасте происходит постепенная
смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра
еще сохраняет свою ведущую роль. Исходя из этой особенности, использование игр и
игровых ситуаций на уроке раскрывает способности детей, их индивидуальность,
повышает мотивацию учащихся к изучению английского языка, способствует созданию
доброжелательной атмосферы на уроке.
Обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры. Игра
на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а основной
способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У игры должен быть
мотив, цель и результат. Поэтому такой метод обучения как игра может способствовать
формированию УУД.
Самоценность игры в том, что она осуществляется не под давлением. Игра – это
проявление желания действовать. Она открывает новые возможности в сфере интеллекта,
познавательной деятельности, творчества, активности.
Определения игры:
1. Игра - самостоятельный вид развивающей деятельности детей.
2. Игра – свободная форма деятельности детей, которая создает широкий простор для
личного творчества, самовыражения, самопознания.
3. Игра – равноправная деятельность младших школьников.
4. Игра – практика развития.
5. Игра – свобода самораскрытия.
6. Игра – главная сфера общения детей, в которой решаются проблемы межличностных
отношений.
Таким образом, игра является мощным стимулом для детей в овладении иностранным
языком.
Игровые формы работы на уроках английского языка могут нести на себе ряд функций:
· Обучающая функция – развитие памяти, внимания, восприятия.
· Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы урока, превращение
урока в увлекательное действо.
· Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, возникающего в
результате интенсивного обучения на уроке.
· Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего состояния
для более эффективной деятельности и усвоения большего объема материала.
· Развивающая функция – развитие личностных качеств.
· Воспитательная функция – психотренинг и психокоррекция проявления личностных
качеств в игровых моделях жизненных ситуаций.
· Коммуникативная функция – сплочение коллектива, установление эмоциональных
контактов и вербального общения.
Последняя функция в наибольшей степени отвечает принципам урока английского языка,
а именно его коммуникативной направленности.
Например, введение лексики в начальных классах может сопровождаться такими играми,
как «Что исчезло?», «Догадайся», «Удачная рыбалка», «Что лишнее» и др. Для проведения
этих игр нередко использую различную наглядность: игрушки, флэшкарты или
мультимедийные презентации.
В обучение грамматических структур ученикам предлагаю такие игры, как «Волшебный
мешочек» (в непрозрачный мешок складываю игрушки, ученики отгадывают, что в этом
мешке, используя структуру is it?), «Что он/она делает?» (ученик или ученица выходит к
доске и показывает какое-либо действие, остальные должны назвать что он/она делает,
используя Present ProgressiveTense).Ученикам также нравятся разные вариации игры
«Правда/ложь», которую можно использовать и при обучении лексике, и при обучении
грамматике.
Нередко у детей начальных классов возникает проблема с произношением звуков.
Фонетические игры («Поймай звук»), фонетические сказки способствуют постановке
правильной артикуляции органов речи учащихся при произнесении отдельных английских
звуков.
Орфографические игры («Собери слово», «Вставь пропущенную букву», «Исправь
ошибку» и др.) помогают научить правильно писать слова.
Игра является действительным инструментом преподавания, который активизирует
мыслительную деятельность обучения, позволяет сделать учебный процесс
привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Это
мощный стимул к овладению языком.
Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть.
Это обостряет мыслительную деятельность учащихся. Развивающее значение игры
заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции – там
активность, там внимание и воображение, там работает мышление.
Таким образом можно сказать, что игра – это наиболее эффективное средство
формирования УУД учащихся на уроках английского языка на начальном этапе обучения.
Список использованных источников:
1.
Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном
этапе в средней школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1988.- 224с.
2.
Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка: (из опыта работы).
Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1981
3.
Барашкова Е.А. Грамматика английского языка. Игры на уроке: 2-3 классы: к
учебникам М.З.Биболетовой и др. «Enjoy English. 2 класс», «Enjoy English. 3 класс»
- М.: Изд-во «Экзамен»,2008.
4.
Артамонова Л.Н. Игры на уроке Английского языка и во внеклассной работы. //
Английский язык, №4, 2008 – с.36