Автор: Щербакова Ирина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №4
Населённый пункт: г. Артемовский Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Изобразительные способности детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования"
Раздел: дошкольное образование
Щербакова И.С..,
специальность 44.02.01 Дошкольное образование,
ГБПОУ СО «Ирбитский гуманитарный колледж»,
г. Ирбит
Изобразительные способности детей старшего дошкольного возраста
посредством нетрадиционной техники рисования
Старший дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития не
только образного мышления, но и воображения, психических процессов,
составляющих основу творческой деятельности. Поэтому развитие детского
творчества
–
одна
из
главных
задач
дошкольного
воспитания.
Большой
потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной
деятельности
дошкольников,
так
как
освоение
изобразительной
деятельностью ребенком означает овладение им основными ее структурными
компонентами:
мотивами,
целеполаганием,
действиями
и
основными
операциями мышления и воображения.
Проблема развития детского творчества становится все более и более
актуальной,
так
как
в
современной
педагогической
науке
еще
остается
недостаточно
изученным
этот
вопрос.
В
практике
работы
дошкольных
учреждений
программное
содержание
и
методика
работы
с
детьми
на
непрерывно
образовательной
деятельности
и
вне
их
ориентированы
в
основном только на формирование изобразительных умений и навыков, то
есть носят узкодидактический характер. Потому о формировании творческих
способностей у детей говорить не приходится, его развитие в основном
стихийно, бессистемно.
С
психологической
точки
зрения
дошкольное
детство
является
благоприятным
периодом
для
развития
изобразительных
способностей
потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть
огромное
желание
познавать
окружающий
мир.
Использовать
можно
следующие
методы:
словесные
(объяснение,
описание,
разъяснение),
наглядные
(наблюдение,
иллюстрации,
видеометод),
практические
(упражнения, синхронное рисование, самостоятельный показ), игровые.
Так же исследования в области развития изобразительных способностей
у детей занимались: Т.С Комарова (доктор педагогических наук), И.Я. Лернер
(педагог, академик, развил теорию проблемного обучения)
Н.П. Сакулина
(педагог, специалист в области художественного воспитания дошкольников,
доктор
педагогических
наук),
Б . М .
Т е п л о в
(профессор,
доктор
педагогических
наук),
Е.А.
Флерина
(первый
доктор
наук
п о
дошкольной педагогике),
В.В.
Давыдов
(доктор
психологических
наук,
профессор),
А.В.
Запорожец (психолог, доктор
педагогических
наук,
профессор),
Н.Н.
Поддьяков (российский учёный, доктор психологических
наук, профессор). Все эти ученые занимались изучением изобразительных
способностей детей дошкольного возраста.
Из
вышесказанного
проявляется противоречие:
между
необходимостью
развитию
изобразительных
способностей
детей
и
недостаточным педагогическим опытом по данному направлению.
Отсюда вытекает проблема: какое содержание деятельности воспитателя
обеспечит
развитие
изобразительных
способностей
детей
старшего
дошкольного возраста посредством техники рисования.
В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность
специальных
навыков,
способов
и
приемов
посредством
которых
исполняется
художественное
воспроизведение.
Под
техникой
рисунка
понимают владение материалом и инструментами, способы их использования
для целей изображения художественного выражения.
Одно
из
наиболее
важных
условий
успешного
развития
детского
творчества — разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях.
Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные
материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность
выбора и еще многие другие факторы — вот что помогает не допустить в
детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает
живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Нетрадиционные
техники
рисования
–
это
техники,
позволяющие
создавать
рисунок
при
помощи
разнообразных
средств
и
материалов,
находящихся под рукой и отличающие эти рисунки от традиционных по
выполнению. (3, 63)
Большинство
нетрадиционных
техник
относятся
к
спонтанному
рисованию, когда изображение получается не в результате использования
специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции.
При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен
по
результату
и
тем
самым
усиливает
интерес
дошкольников
к
изобразительной
деятельности,
стимулируют
деятельность
воображения.
Кроме
этого,
нетрадиционные
техники
расширяют
изобразительные
возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой
жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в
позитивной позиции “творца”.
Для старших дошкольников 5-7 лет предлагаются следующие техники:
Таблица. Нетрадиционные техники рисования
Название
техники
Описание техники
К а к и е
и з о
способности
развиваются
Образец техники
Кляксогр
афия
В
основе
этой
техники
рисования лежит обычная
клякса. В
п р о ц е с с е
р и с о в а н и я
с н а ч а л а
получают
спонтанные
и з о б р а ж е н и я .
З а т е м
ребенок
дорисовывает
детали,
чтобы
придать
законченность и сходство
Развивает
и н т е р е с
к
изобразительн
ому
творчеству,
воображение,
мышление,
память,
способствует
с реальным образом.
развитию
наглядно-
действенного
и
н а гл я д н о -
образного
мышления
Фотокоп
ия
Для
основного
рисунка
и с п о л ь зу е т с я
л ю б о й
водоотталкивающий
материал:
свеча,
кусок
с у хо го
м ы л а ,
б е л ы й
восковый
мелок. Невидимые
к о н т у р ы
н е
б у д у т
о к р а ш и в а т ь с я
п р и
нанесении
поверх
них
акварельной
краски,
а
будут проявляться, как это
п р о и с х о д и т
п р и
проявлении фотопленки.
Развивает
и н т е р е с
к
изобразительн
ому
творчеству,
мелкую
моторику рук,
Граттаж
Л и с т
б е л о й
б у м а г и
раскрасить акварельными
к р а с к а м и .
П о т о м
н е о бход и мо
п о к р ы т ь
с в е ч о й .
З а т е м
закрасить черной
гуашью
( е с л и
к р а с к а
п л о х о
л о ж и т ь с я ,
м о ж н о
добавить
в
нее
мыльной
пены).
Затем
после
того
как лист бумаги высохнет
с помощью ручки можно
выцарапать рисунок.
Развивает
и н т е р е с
к
изобразительн
ому
творчеству,
нетрадиционн
ому
рисованию,
способствует
развитию
стимуляции
познавательно
го
и н т е р е с а
ребенка,
развивает
мелкую
моторику.
Набрызг
Набрать краску на кисть и
ударить кистью о зубную
щётку
окунув
в
краску
п е р е в е р н у т ь
в в е р х
щ е т и н о й
д е р ж а
н а д
листом бумаги движением
указательного
пальца
по
направлению
к
себе
по
щ е т и н е
к р а с к а
р а з б р ы з г и в а е т с я
н а
бумагу.
Воспитывает
и
н т е р е с
к
нетрадицион
ному
рисованию
доставляет им
множество
положительны
х эмоций,.
Рисовани
е крупой
Сначала рисуем картинку
к а р а н д а ш о м .
П о т о м
аккуратно
покрываем
клеем ПВА часть рисунка,
н а
к о т о р у ю
б у д е т
н а с ы п а т ь с я
к р у п а .
Сыплем крупу на листок,
лишнюю стряхиваем.
Развивает ме
лкую
моторику
руки,
зрительно-
моторную
координацию,
творческие
способности,
позволяет
выразить в
рисунке свои
чувства и
эмоции, дает
свободу
фантазии и
вселяет
уверенность в
свои силы
Монотип
ия
Д а н н а я
т е х н и к а
и с п о л ь з у е т с я
д л я
изображения
зеркального
отражения
объектов
на
водной
глади
( п руд а ,
озера,
реки
и
т.д.).
Эта
т е х н и к а
с х о ж а
с
кля кс огра фие й:
л и с т
бумаги
с к л а д ы в а е т с я
Воспитывает
и
н т е р е с
к
нетрадицион
ному
рисованию,
воображение,
мелкую
моторику.
п о п о л а м ,
н а
о д н о й
п ол о в и н ке
р и с у ю т с я
о б ъ е к т ы
б у д у щ е г о
п е й з а ж а
и
раскрашиваются
красками,
а
после
лист
складывается
пополам
и
проглаживается.
После
п о л у ч е н и я
о т т и с к а
и с х о д н ы е
о б ъ е к т ы
р и су н ка
о ж и в л я ю т с я
красками повторно, чтобы
они
имели
более
четкие
к о н т у р ы ,
ч е м
и х
отражения
на
«водной
глади» водоема.
Таким образом:
1) дети старшего дошкольного возраста уже достаточно развиты, чтобы
воспринимать окружающий мир. У детей в этом возрасте достаточно хорошо
развито воображение и фантазия, поэтому у многих детей в этот период
открываются
различные
способности
и
изоспособности
тоже.
В
этом
возрасте дети очень активны и общительны, они готовятся к школе и задачи
воспитателя
как
можно
тщательные
помогать
раскрывать
те
или
иные
способности детей;
2) воспитание изобразительных способностей детей будет эффективным
лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный
процесс,
в
ходе
которого
решается
ряд
частных
педагогических
задач,
направленных на достижение конечной цели;
3)
изобразительные
способности
–
это
особые
навыки
в
изобразительной деятельности. Воспитание творческих способностей детей
будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой
целенаправленный
процесс,
в
ходе
которого
решается
ряд
частных
педагогических
задач,
направленных
на
достижение
конечной
цели.
Мы
рассмотрели
подходы
к
изучению
изобразительных
способностей
детей
разных ученых-педагогов;
4)
в
педагогическом
процессе
воспитатель
применяет
в
единстве
разнообразные
методы
(объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный,
исследовательский, эвристический, частично-поисковый, метод проблемного
изложения материала) и приёмы обучения (показ иллюстрации или предмета,
уточнение
последовательности
действий,
напоминание,
вопросы,
художественное слово, сравнение и другие, игровые приемы). Продумывая
методику
проведения
занятий,
педагог
должен
учитывать
особенности
организации и проведение занятий по изобразительной деятельности. Только
такой подход сделает обучение эффективным, позволит развить творческие
способности каждого ребёнка;
5)
детскими
работами
можно
оформить
альбомы,
группы,
выставки
детских работ.
Существенное
значение
для
успешного
формирования
изобразительных
способностей имеет своевременное их выявление и дальнейшее развитие.
Структуру изобразительных способностей составляют ведущие (основные) и
опорные (вспомогательные) свойства способностей.
Важнейшие показатели изобразительных способностей:
- умение передавать в изображении сходство с изображаемым объектом,
быстрота
успешного
усвоения
специальных
знаний,
умений
и
навыков;
наличие выразительной композиции, умение увидеть в предметах и явлениях
основное, наиболее характерное;
- умение образно мыслить, легкость изображения каких-либо сцен, событий,
отдельных
людей,
пейзажа,
цельность
изображения,
большая
любовь
к
изоб ра зит е льной
д е я т е льно с т и,
с опровожд а юща я с я
в ы с о ко й
работоспособностью.
Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста – это
естественный способ развития способностей к изобразительной
деятельности, а декоративное рисование – это один из эффективных
способов развития изобразительных способностей.
Например конструкт НОД:
«Чудесные превращения кляксы»
Цель: Научить детей использовать в рисовании не традиционные формы
Задачи: - развитие творческого воображения
- создать условия экспериментирования с разными материалами
инструментами
- вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных
форм (клякс)
- развивать творческое воображение, фантазию в оформлении работы.
- воспитывать эстетическое отношение в работе.
Обучающая:
-формировать умения рисовать;
познакомить с новой техникой рисования
Развивающая:
-С
помощью нетрадиционной
техники
рисования развивать
у
детей
стойкий интерес к изобразительной деятельности.
-Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев
рук и кистей.
-Развивать творческое воображение, фантазию.
Воспитательная:
-Воспитывать
интерес
к нетрадиционному
рисованию,
творческие
способности.
-Воспитывать аккуратность, культуру труда.
Материалы и оборудование:
Акварель, гуашь, мягкие кисточки разных размеров, тряпочки, баночки с
водой.
Этапы
(последовател
ьность)
деятельности
Содержание деятельности
Действия,
деятельност
ь педагога
Действия,
деятельность
детей,
выполнение
которых
приведет к
достижению
запланированн
ых результатов
Планируе
мый
результат
Предваритель
ная работа
- Дети давайте посмотрим на
что похожи облака
Наблюдения на прогулке и
беседа о том, на что похожи
облака, на что похожи лужи?
Чтение И. А.
Лыковой «Цветные ладошки»
Концентрир
ует
внимание
Задает
вопросы
Читает
Дети
рассказывают о
своих
предположения
х
Развивает
ся
фантазия,
мышлени
е у детей
Мотивация
Читает детям стихотворение
стихотворение Д. Чиарди «О
том, кто получился из
кляксы
»
Читает
Дети
внимательно
слушают,
проявляю
т интерес
Актуализация
знаний
Ребята, а вы знаете, что
такое клякса? Да, это пятно
неопределенной формы,
которое получается, если
разлить цветную жидкость
или краску. Из-за того, что
пятно не имеет точной формы,
его можно превращать в кого
или во что угодно.
Дети, как вы думаете, как
можно поставить или
получить, или нарисовать
кляксу.
Молодцы, а вот посмотрите,
как мы с вами будем делать
наши кляксы
Задает
вопросы,
стимулирую
щие процесс
мышления
Пятно
Дети
высказывают
свои
предложения.
Стимулир
ует
процесс
мышлени
я
Находят
свои
решения
Стимулир
ует
процесс
мышлени
я
Объяснение
показ
Берем листок бумаги, сминаем
его в комок, обмакиваем в
краску и ставим отпечаток
Педагог
показывает
последовате
Дети
внимательно
смотрят,
Обучение
Формиров
комком бумаги
льность
действий
запоминают,
слушают
ать
умения
Физминутка
«Дружные ребята» Дружат в
нашей группе
Девочки и мальчики
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики
Раз, два, три, четыре, пять…
Начинай считать опять
Раз, два, три, четыре, пять…
Мы закончили считать.
Читает и
показывает
действия
Слушают
пальцы
ритмично
сжимают
в «замок» и
разжимают
одновременно
дотрагиваются
подушечками
пальцев одной
руки до
пальцев другой
руки.
поочередно
соединяют
одноимённые п
альцы:
большой с
большим;
указательный с
указательным и
т. д.
одновременное
касание
подушечками
пальцев двух
рук
кисти рук
опустить в низ,
встряхнуть
Развиваю
т мелкую
моторику
Самостоятель
ная
деятельность
А теперь, ребята, проходите к
столам и самостоятельно
изобразите на отдельных
листочках кляксы разными
способами. В
ваших кляксах самое главное
их неопределенность,
неожиданность, необычность
формы.
Наблюдает
за детьми во
время
выполнения
задания,
помогает
детям
Дети подходят
к столам, берут
бумагу, мнут в
комочки,
обмакивают в
краску и
делают кляксы
формируе
тся
воображе
ние,
фантазия
Рефлексия
А в кого превратятся ваши
кляксы?
Воспитатель тихо, на ушко
спрашивает у каждого ребёнка
о его замыслах, ассоциациях.
Нерешительным помогает
советом или косвенным
вопросом.)
Что вам больше всего
понравилось в занятии?
Задает
вопросы
Рассказывают
свои
предположения
Делятся
впечатлениями
Отрытый
конец
Какие чудесные работы
получились у нас. Давайте все
наши рисунки выложим на
выставку «живых» клякс и
полюбуемся своими работам
Предлагает
место, где
дети могут
выставить
свои работы
Выкладывают
рисунки на
выставку
Методические рекомендации по организации непрерывно образовательной
деятельности
Весь материал готовится заранее.
1.
В
соответствии
с
видом
рисования,
темой
непрерывно
образовательной деятельности
подготовить бумагу разного формата, фона
(можно
использовать
цветной
полукартон
или
тонировать
бумагу
акварельными, гуашевыми красками, тушью и т.п.).
2. Гуашевые краски разводятся водой до густоты жидкой сметаны,
для того, чтобы краски не обсыпались после высыхания, их можно разводить
молоком.
Для непрерывно образовательной деятельности
с детьми младшей
группы гуашевые краски разливаются в небольшие баночки, чтобы вода не
испарялась, можно накрыть их бумагой, газетой смоченными водой. (10,83)
3. Воду для промывания кистей наливают в прозрачные стаканчики,
или небьющиеся баночки.
Если дети рисуют краской одного цвета, воду не готовят. Банок может
быть больше, чем одна на стол, чтобы дети могли по мере загрязнение воды
поменять банку с водой. Это целесообразно делать и в старших группах,
чтобы дети не отвлекались и не нарушали творческий процесс.
4. Бумагу для рисования необходимо подписать: в нижнем правом углу
карандашом написать имя ребенка и начальную букву фамилии.
5. Кисти для рисования ставят в подставки; в младшей группе дети
рисуют одной толстой круглой или флейцевой кистью среднего размера, а в
старшей и подготовительной к школе группах дети рисуют двумя кистями:
толстой и тонкой. Их должно быть больше, чем детей в группе.
6. Карандаши необходимо хорошо заточить; в младшей группе их можно
поставить в стаканчики, подставки, позже предлагать в открытой коробке для
карандашей; в средней группе карандаши даются в коробке. Для рисования
карандашами в старших группах необходимо использовать 18 – 24-цветные
коробки
карандашей.
В
этой
же
коробке
или
отдельно
у
старших
дошкольников должен быть простой карандаш.
7. Весь материал для рисования (изобразительные материалы, банки с
водой, салфетки для осушения кистей, поставки для кистей) выставляются на
отдельный стол, оттуда его берут дети перед началом рисования. Туда же
ставят чистые банки, кисти, салфетки. Следует помнить о том, что часть
изобразительных
материалов
хранится
в
столах
у
детей,
поэтому
до
непрерывно образовательной деятельности
необходимо вместе с детьми
проверить в каком состоянии эти материалы.
8.
Особое
внимание
необходимо
уделить
размещению
наглядного
дидактического материала для непрерывно образовательной деятельности,
подготовить подставку для натуры, продумать место размещения натуры или
несколько натур. (5, 29)
9.
По
окончании
непрерывно
образовательной
деятельности
организуется просмотр и анализ рисунков детей, поэтому следует продумать,
где будут размещены рисунки (на специальном столе, на мольбертах, на доске
и т.п.).
10.
Современные
требования
к
проведению
н е п р е р ы в н о
образовательной
деятельности
изобразительной
деятельностью
предусматривают
связь
изобразительной
деятельности
с
другими
видами
деятельности
детей:
с
игровой,
музыкальной,
речевой,
театрализованной,
поэтому педагог не говорит, что непрерывно образовательная деятельность
закончена, он создает условия для перехода к другому виду деятельности.
Таким образом,
с уверенностью можно сказать, что разнообразие техник
способствует
выразительности
образов
в
детских
работах.
Овладение
техникой
изображения
доставляет
детям
истинную
радость,
если
оно
строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Дети смело
берутся
за
художественные
материалы,
их
не
пугает
их
многообразие
и
перспектива
самостоятельного
выбора.
Им
доставляет
огромное
удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить
то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим
удовольствием
они
его
повторяют,
как
бы
демонстрируя
свой
успех,
и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Список литературы
Основная литература
1. Г. И. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»,
Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.
2. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва,
изд-во «Карапуз-Дидатика», 2007 г.
Дополнительная литература
3.
А.
А.
Фатеева «Рисуем
без
кисточки»,
Ярославль,
изд-во «Академия
развития-Академия холдинг», 2004 г.
4. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных
способностей
старших
дошкольников»,
Санкт-Петербург,
изд-во «Детсво-
Пресс», 2004 г.
5
Комарова
Т.
С.
Изобразительная
деятельность
в
детском
саду.
—
М.:
Мозаика- Синтез, 2005г.
6. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники»
под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера»,
2005 г.