Автор: Курышкина Оксана Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия"
Населённый пункт: станица Каневская Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ"
Раздел: начальное образование
Настоящий учитель
«Педагог не тот, кто учит; такого народу на свете полно. Педагог тот, кто
чувствует, как ученик учится. У которого в голове и светло - потому что он
учитель, и темно – потому что он ученик. Только понимая, чувствуя эту темноту,
можно пробиться через неё и вывести ребёнка к свету - осветлить его ум,
п р о с в е т и т ь
е г о . . . »
(С. Соловейчик)
Главная профессиональная задача педагога - думать «навек вперёд».
Ведь в руках настоящего учителя
будущее не только
человека, но и целого
государства. Поэтому, очень важно помнить, как будет выглядеть педагог в
глазах своих учеников. Ведь от этого многое зависит.
Настоящий учитель - это педагог, который учит своих учащихся в
соответствии с законами, которые существуют в современном мире. Это педагог,
который использует не только традиционную форму обучения, но и создает свою
собственную универсальную модель обучения в соответствии с требованиями
сегодняшнего дня.
Настоящий учитель – это, конечно же, педагог, который шагает в ногу со
временем и принимает современные достижения. Главной задачей настоящего
учителя, должно быть убеждение, а не принуждение. Да, настоящий педагог
обязан
применять современные инновационные технологии, но не в ущерб
лучшим человеческим качествам. Главное, что нужно помнить - учитель всегда
остается для ребёнка «наставником души».
Настоящий учитель – человек высокой нравственной культуры, ее
носитель. К педагогу всегда предъявляют
высочайшие
требования, ведь он
готовит к жизни культуру личности, создаёт культуру последующих поколений.
«Педагог изобретает нацию». В этом древнем изречении можно увидеть
социальный и гуманистический смысл учительского труда.
Давайте попробуем определить современный образ учителя.
Какой он настоящий учитель?
«
Педагогика» появилась около 625 лет до н.э. Это слово
греческого
происхождения. В его состав входит два слова: «pais» - дитя и «ago» - веду,
воспитываю. Подробный перевод - «детовождение» или искусство воспитания.
Раба, водившего за руку в школу ребенка своего хозяина, называли в
Древней
Греции
педагогом.
А
вот
другой
раб,
который
был
образованный,
являлся учителем. Прошло немало лет и это слово стали употреблять в более
широком смысле - учить ребенка, вести его по жизни и воспитывать.
На Руси первые школы появились в городе Киеве в 988 году. Об этом
можно узнать из знаменитой летописи «Повесть временных лет». После того,
как
князь
Владимир
Святославович
начал
проводить
крещение
народа
и
началось
зарождение
в
Киевской
Руси
образование.
Именно
имя
князя
Владимира
было записано
в летописи, как основателя первой школы в
Киевской Руси. Владимир Святославович
повелел в
боярских и дворянских
семьях собрать всех ребятишек и отправить их в школы обучаться книжному
делу.
Школа, которую создал князь Владимир, носила название «Книжное
учение». Она была настоящим учебным заведением при дворце. В этой школе
учили не только грамоте, но и другим наукам. Там обучалось примерно
300
учеников,
которые
были
разбиты
на
мелкие
группы,
в
каждой
из
которых
преподавал свой учитель. Такие школы, в - последствии, можно было увидеть
п р и
х р а м а х
и
м о н а с т ы р я х .
В училищах Древней Руси изучались следующие предметы:
диалектика,
риторика,
геометрия,
грамматика,
арифметика,
астрономия,
музыка.
Такие
предметы изучаются и в настоящее время в современной школе. О педагогах
высказывалось много выдающихся людей. Вот познакомьтесь с некоторыми
высказываниями:
1.
Выдающийся русский публицист XIX века В.К. Белинский считал, что:
«Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью –
человечность».
2.
«Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный
учитель». (Л.Н. Толстой)
3.
«Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать
свой труд». (В.А. Сухомлинский)
4.
«Как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно
больше уважения к нему». (А.С. Макаренко)
5.
Тот, кто, обращаясь к старому способен открывать новое, достоин
быть учителем. (Конфуций)
6.
«Чем
совершеннее
воспитание,
тем
счастливее
народы».
(К.А.
Гельвеций)
7.
«Чтобы
изменить
людей,
их
надо
любить.
Влияние
на
них
пропорционально любви к ним». (И.Г. Песталоцци)
8.
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. ( А.
Дистервег )
Какими же важными профессиональными качествами должен обладать
настоящий учитель?
Учитель должен обладать:
ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СПОСОБНОСТЯМИ, которые характеризуют
как умственную, так и эмоционально – волевую сторону личности. Все эти
качества тесно взаимосвязаны друг с другом, влияют друг на друга и
образуют
единое
целое.
(за
основу
взята
схема,
предложенная
Ф.Н.Гоноболиным).
ДИДАКТИЧЕСКИМИ
СПОСОБНОСТЯМИ,
т.е.
уметь
адаптировать
учебный материал, трудное делать легким, сложное – простым, неясное –
понятным.
АКАДЕМИЧЕСКИМИ СПОСОБНОСТЯМИ. Он должен знать предмет
не
только
в
объеме
учебного
курса,
а
значительно
шире
и
глубже,
постоянно
следит
за
открытиями
в
своей
науке,
свободно
владеет
материалом, проявляет интерес к исследовательской работе.
ПЕРЦЕПТИВНЫМИ
СПОСОБНОСТЯМИ.
Педагог
должен
уметь
проникнуть
во
внутренний
мир
ученика,
п с и хо л о г и ч е с ка я
наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося.
ЭКСПРЕССИВНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ. Учитель должен ясно и
четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и
пантомимики.
ОРГАНИЗАТОРСКИМИ СПОСОБНОСТЯМИ, т.е. уметь организовать
ученический коллектив, сплотить его.
СУГГЕСТИВНЫМИ
СПОСОБНОСТЯМИ.
Педагог
должен
иметь
эмоционально-волевое влияние на учеников.
КОНСТРУКТИВНЫМИ
СПОСОБНОСТЯМИ,
т . е .
у м е т ь
прогнозировать развитие тех или иных качеств обучающегося.
СПОСОБНОСТЬЮ
К
РАСПРЕДЕЛЕНИЮ
внимания
одновременно
между несколькими видами.
КОММУНИКАТИВНЫМИ
СПОСОБНОСТЯМИ.
Педагог
должен
уметь общаться с детьми, найти правильный подход к учащимся и их
родителям.
СПОСОБНОСТЯМИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ТАКТА
–
у м е н и е
воздействовать на учащихся, результат духовной зрелости педагога.
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и
любить тех, кому преподаёшь...»
(В. Ключевский)