"Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду"
Автор: Карнаухова Наталья Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ детский сад №8 Населённый пункт: г. Острогожск Наименование материала: Статья Тема: "Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду" Раздел: дошкольное образование
С самого рождения ребенок является первооткрывателем,
исследователем того мира , который его окружает. Ребенок настроен на
познание окружающего мира. Его интересует все новое, неизведанное.
Этот мир он открывает для себя каждый день: впервые узнает, что
сосулька,
зажатая
в
руке,
превращается
в
воду,
что
бумага
рвется,
мнется, шелестит,что камень, брошенный в воду тонет, а дерево плавает
на поверхности. Что только мы не найдем в его карманах, какие только
не
услышим
от
него
вопросы.
Маленький
человек
охвачен
жаждой
познания и освоения огромного мира.
Китайская
пословица
гласит:
«
Расскажи
-и
я
забуду,
покажи-и
я
запомню, дай попробовать- и я пойму.» Так и ребенок усваевает все
прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
Современные ученые доказали:
То, что мы слышим запоминаем на 10%
То, что видим-на 50%
То, что делаем сами-на 90%
В современном мире жизнь быстро меняется, и эти изменения требуют от
ребенка не только владения знаниями, но и умения их добывать самому
и оперировать ими.
Дети
очень
любят
экспериментировать.
Порой
не
в
состоянии
справиться с самым простым заданием,
они быстро выполняют его,
если оно переводится в практическую деятельность или игру.
Экспериментирование является самой доступной и интересной формой
поисковой
деятельности.
Именно,
детское
экспериментирование
претендует на роль ведущей деятельности в дошкольном возрасте.
Чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментируют, исследуют,
ощущает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, тем
быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается
познавательная активность.
В результате организации детского экспериментирования у детей:
- развивается познавательная активность;
-появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности;
- расширяется кругозор;
-появляются навыки планирования своей деятельности;
-развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность,
коммуникабельность, познавательная активность и целеустремленность.
Детское
экспериментирование
достаточно
легко
интегрируется
во
многие виды деятельности детей:
игра;
развитие речи;
формирование элементарных математических представлений;
чтение художественной литературы;
музыкальное воспитание;
физическое воспитание;
наблюдение;
труд.
Мифы об исследовательской деятельность:
Трудно найти и сформировать проблему исследования.
Любое
исследование
требует
больших
ресурсов
и
временных
затрат.
В образовательных учреждениях нет хорошей материальной базы.
Слишком
много
«
непонятных»
моментов
для
юного
исследователя: цель, гипотеза, объект.
Работа юного исследователя не имеет научной ценности.
Одним из условий решения задач по экспериментальной деятельности в
детском
саду
является
организация
развивающей
среды.
Это
мини-
лаборатории.
Из опыта работы.
А у нас в саду дела - эксперименты снова,
Сам волшебник никогда не творил такого!
То растопим снег и лёд, то смешаем краски,
Изменяем вкус воды, как в волшебной сказке!
1) Растворяли разные в воде мы вещества.
Изучали внимательно все ее свойства.
Так на газ поймешь не с ходу
Что в стакане растворил,
Ты лизни, попробуй воду-
Что за вкус определил?
2) Нам в песок подуть сказали.
Мы песчинки разгоняли.
Был песок пока сухой-
Двигался он, как живой.
Из ложки водичкой смочили чуть-чуть –
Бесполезно стало дуть.
3) Камни и вовсе песка тяжелее-
С места их сдвинуть мы не сумели.
4) Из чего состоит наша почва
Мы уже знаем точно.
Листья, палочки, травинки
С лупой видно все как на картинке.
5)
А
что
за
свойство
инерция
и
когда
она
проявляется,
мы
узнали
прокатив мишку в автомобиле. От резкой остановки мишка наклонился
вперед, а когда водитель резко тронулся – медведь упал назад. Вот какой
упрямый мишка! Никак сидеть не хочет!
6) А теперь рассмотрим поверхность мыла. На что оно похоже? Есть ли
разница между поверхностью хозяйственного мыла и детского? Влияет
ли это шероховатость и пористость на намыливание? Мы теперь знаем.
А вы?
Понимая,
значение
детского
экспериментирования
в
развитии
интеллектуальных способностей,
мы стремимся создать условия для
исследовательской
активности
детей.
«Самое
лучшее
открытие-то,
которое ребенок делает сам». У. Эмерсон.
В
одной
притче
говорится:
«
Жил
мудрец,
который
знал
все.
Один
человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях
бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках:
мертвая или живая? А сам думает: Скажет живая- я ее омертвлю скажет
мертвая- выпущу. » Мудрец, подумав, ответил: Все в твоих руках!» В
наших
руках,
чтоб
ребенок
чувствовал
себя
любимым,
нужным,
а
главное, успешным.
Я желаю вам большого творческого вдохновения, интересных занятий с