Напоминание

Навыки чтения с листа и принципы его формирования


Автор: Кучерявенко Наталья Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО Детская музыкальная школа №3
Населённый пункт: г.Альметьевск
Наименование материала: реферат
Тема: Навыки чтения с листа и принципы его формирования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Детская музыкальная школа№3»

Альметьевского муниципального района Республики Татарстан

Реферат

Тема: «Навыки чтения нот с листа и принципы его формирования

в классе фортепиано»

Выполнила: Кучерявенко Н.М.

Преподаватель по классу фортепиано

Альметьевск, 2017

Оглавление

1.

Введение

2.

Глава первая

3.

Глава вторая

4.

Заключение

5.

Список литературы

2

ВВЕДЕНИЕ

Многие музыканты, которые сами превосходно

читают с листа, нередко

говорят: лучший способ научиться читать – это как можно больше читать.

Бесспорно, ни один навык не может быть освоен без постоянной тренировки,

но дело не только в этом.

С психологической точки зрения развитый навык игры с листа представляет

собой сложную высокоорганизованную систему, основанную на теснейшем

синтезе зрения, слуха и моторики. Действие этой системы осуществляется

при

активном

участии

внимания,

воли,

памяти,

интуиции,

творческого

воображения исполнителя. И методика обучения чтению должна учитывать

основные элементы навыка, обеспечивающие высокий уровень его развития.

Есть два предварительных, исходных условия свободной игры по нотам:

1-

Уверенное знание «языка нот», системы нотных обозначений.

2-

Ускоренное чтение, ускоренное восприятие нотной графики.

Техника ускоренного чтения базируется, во-первых, на чётком представлении

пространственных

дистанций

между

нотными

звуками,

которое

является

основой

относительного

чтения

и

во-вторых

на

умении

мгновенно

распознавать наиболее распространённые ритмоинтонационные комплексы,

типичные

мелодические

и

гармонические

обороты:

гаммы,

арпеджио,

аккорды, последования аккордов и т.д.

3

Глава первая

На

следующем,

более

высоком

уровне

находится

умение

быстро

анализировать

и

синтезировать

музыкальный

текст,

определяя

его

структурно - смысловую логику.

Нетрудно

заметить,

что

структурное

чтение

текста

ставит

перед

пианистом более сложные задачи, чем скажем перед скрипачом или

виолончелистом.

Это

связанно

с

тем,

что

фортепианная

ткань

как

правило

многомерна,

многослойна

и

требует

осмысления

по

нескольким линиям одновременно, по горизонтали и вертикали.

Основная методическая проблема состоит в постепенном укрупнении

единицы

восприятия

нотного

текста,

что

по

существу

означает

совершенствование

мышления

музыканта,

развитие

такой

сложной

формы аналитико-синтетической деятельности, как быстрый охват и

декодировка всё более протяжённых фрагментов текста.

Как

показывает

опыт,

навык

структурного

зрительно-слухового

восприятия

текста

одновременно

по

нескольким

параметрам

в

большинстве

случаев

не

возникает

само

собой,

а

требует

направленного

педагогического

воздействия

или

длительного

самовоспитания. Причем охват текста по горизонтали даётся более

естественно и легко (может быть в связи с привычкой читать словесный

текст). Поэтому целесообразно разделить проблему ускоренного охвата

текста на два относительно самостоятельных вопроса: восприятие по

горизонтали и восприятие по вертикали.

Наиболее специфичным для чтения с листа фортепианной музыки (так

же как для ансамблевых, хоровых и оркестровых партитур) является

навык

быстрого

охвата

вертикали.

Он

приобретается

при

помощи

специальной тренировки.

4

Например:

1-

Аккордовая

последовательность

исполняется

в

форме

быстрой

гармонической фигурации, начиная от баса.

2-

Текст

изложенный

в

виде

гармонической

фигурации

играется

сомкнутыми

аккордами,

то

есть

«сжимается».

При

этом

вырабатывается умение быстро определять гармоническую логику

арпеджированного

текста,

ускоряя

восприятие

«развёрнутой

вертикали».

3-

Ученик

записывает

фортепианную

пьесу

гомофонного,

полифонического или аккордового склада на трёх-четырёх нотных

станах и играет её по «партитуре».

Предпосылкой

структурного

восприятия

горизонтали

является

умение

быстро

определять

синтаксическое

строение

текста.

Развитие этого навыка наталкивается на трудности, связанные с тем,

что

в

нотной

записи

отсутствуют

знаки

членения,

аналогичные

знакам препинания и промежуткам между словами в литературном

тексте. В то же время существуют многообразные средства, которые

могут служить достоверным признаком расчленённости, а именно:

точные

или

варьированные

повороты,

вопро со-ответное

соотношение

фраз,

ритмические

остановки,

контрастные

сопоставления и т.п.

Среди упражнений, развивающих навык ускоренного восприятия

текста

по

крупным

смысловым

членениям,

укажем

на

так

называемое

«фотографирование».

Ученику

предлагается

на

несколько

секунд

посмотреть

отрывок

текста

(мотив,

фраза,

предложение) и тут же закрывается листом бумаги, который он

должен

запомнить,

мысленно

представить

в

звучании,

а

затем

сыграть.

В

момент

исполнения

читается

и

запоминается

уже

следующий фрагмент. И так до конца произведения.

5

В процессе этого упражнения постепенно увеличивается скорость

восприятия и объём запоминаемых фрагментов.

Важнейший компонент навыка чтения нот с листа – быстрая и

точная двигательная реакция исполнителя на «сигналы» нотного

текста.

Это

весьма

сложное

умение

определяется

во-первых

свободной

ориентировкой

рук

и

пальцев

на

клавиатуре

без

постоянного

зрительного

контроля,

во-вторых

аппликатурной

техникой, позволяющей мгновенно, почти автоматически выбрать

наиболее удобный аппликатурный вариант.Существует способность

предвосхищать развёртывание музыкального текста, предугадывать,

предчувствовать хотя бы в самых общих чертах его ближайшие

элементы. На определяющую роль предугадывания в процессе игры

с листа указывал И. Гофман: « Чтение с листа в значительной

степени

сводится

к

предугадыванию,

как

вы

можете

убедиться,

проанализировав своё чтение книг».

В свою очередь возможность предугадать ближайшее продолжение

текста

зависит

от

двух

взаимосвязанных

факторов.

Первый

относится к объекту чтения и характеризует меру сложности текста,

степень упорядоченности его элементов. Второй фактор относится к

субъекту

и

связан

с

«начитанностью»

музыканта,

то

есть

с

его

музыкально-исполнительским опытом.

По мере расширения исполнительского опыта в сознании музыканта

происходит обобщение всех основных компонентов музыкальной

ткани.

Чтобы

развить

у

учащегося

способность

заранее

представлять возможное продолжение текста, необходимо помочь

ему

последовательно

освоить

закономерности

фортепианной

музыки, охватывающие различные стилевые направления. Владение

стилем при чтении с листа, имеет решающее значение. В рамках

стиля получают индивидуальное, конкретное преломление: лад,

6

мелодика, ритм, фактура, форма, жанр. Поэтому предугадывание

определяется именно начитанностью музыканта в данном стиле.

Ещё

один

существенный

элемент

навыка,

который

связан

с

эмоционально-

волевыми

моментами

процесса

чтения.

Это

установка на неожиданное, готовность к внезапным поворотам и

сдвигам в развитии текста, идут ли они по линии метра, ритма,

ладотонального

развития,

фактуры,

регистра,

динамики,

артикуляции

или

по

нескольким

линиям

одновременно.

«Скачкообразное»

развитие

текста

значительно

увеличивает

сложность

его

передачи

с

первого

взгляда.

Здесь

приобретают

особое

значение:

внимание,

воля,

подвижность

и

сила

нервных

процессов исполнителя.

7

Глава вторая

Основные принципы формирования навыка игры с листа.

Навык

чтения

должен

быть

заложен

в

структуре

обучения

и

направленное развитие его необходимо проводить с самых первых

уроков,

до

того

как

успевает

укорениться

вредная

привычка

разбирать текст «по складам».

Развитие слуховых представлений постоянно опережает обучение

чтению нот: новые для ученика элементы ритма, лада, мелодики и

т.д. осваиваются сначала слухом и только потом в нотной записи.

Причём

знаки

ритма

и

высоты

изучаются

раздельно.

Первым

осознаётся и осваивается ритмический элемент записи: внимание

обучающегося

фиксируется

на

ритмической

структуре

песен,

которые

он

слушает,

напевает

или

подбирает

на

рояле.

Для

закрепления первых зрительно-слуховых связей вводятся звуковые

символы, ритмо-слоги доступные для ребёнка, благодаря близости к

миру детского словотворчества. Приминение таких ритмо-слогов

снимает необходимость в арифметическом исчислении, при котором

пониманиеритма остаётся чисто внешним. Двигательная реакция на

ритмический

рисунок

развивается

при

помощи

упражнений,

состоящих в воспроизведении остинатных ритмических фигур по

нотной записи. Звуковысотный элемент записи вводится сразу же в

форме простейших интонационных оборотов, состоящих из двух-

трёх звуков. В качестве исходной мелодической ячейки может быть

выбрана малая терция. Её изображение на нотном стане становится

графическим

знаком-символом

данной

интонации,

мгновенно

вызывающим

в

сознании

ученика

ясный

звуковой

образ

и

одновременную, быструю и точную двигательную реакцию.

8

Расширение

звукоряда

и

одновременное

освоение

нотного

стана

может осуществляться различными путями. Важно чтобы любой из

избранных

путей

отвечал

нескольким

методическим

условиям,

с вя з а н н ы м

с

л а д о в ы м и

р и т м и ч е с к и м и ,

ф а к т у р н ы м и ,

аппликатурными

и

композиционными

особенностями

пьес

и

упражнений. Наиболее существенное из этих условий – как можно

раньше

ввести

в

текст

специфические

элементы

фортепианной

фактуры, используя два нотных стана: в скрипичном и басовом

ключах и предусматривая равноправное участие обеих рук.

Параллельно с развитием слуховых представлений воспитывается

свободная двигательная ориентировка рук на клавиатуре («слепым

методом») и аппликатурная техника. Аппликатурные упражнения

помогают

выработать

быструю

и

точную

реакцию

пальцев

на

нотную

картину.

Особое

место

при

разработке

и

выполнении

упражнений

отводится

мысленному

представлению

предстоящих

действий.

Ученик

как

правило

осваивает

нотную

графику

в

процессе

активного

музыцирования:

пения,

подбора

по

с л у ху,

транспонирования,

импровизации,

сочинения

и

з апис и

осмысленных ритмоинтонационных фигур.

Очень

полезно

на

всех

этапах

обучения

широко

использовать

ансамблевые формы музыцирования. Такая игра приобщает ученика

к сравнительно сложным звучаниям, которые ещё не доступны ему в

сольном исполнении, дисциплинирует его волю, помогает острее

ощутить метроритмическое развёртывание музыки.

С ерьёзно е

внимание

надо

уделить

а рт и кул я ц и о н н ы м ,

динамическим,

агогическим

и

другим

характеристикам

текста,

имеющим

непосредственное

отношение

к

выразительности

и

осмысленности исполнения.

9

Заключение

Эффективность

занятий

во

многом

зависит

от

того,

удаётся

ли

педагогу вызвать у учащегося

живой интерес к игре по нотам.

Результатом этих занятий должна явиться воспитанная потребность

познавать

новое,

постоянно

музицировать,

знакомиться

с

музыкальной

литературой.

Подбор

и

расположение

нотного

материала должны подчиняться двусторонней задаче: обеспечить

достаточную

начитанность

музыканта

в

разных

стилях

фортепианной

музыки

и

с

другой

стороны

развить

у

него

динамическое

мышление,

то

есть

воспитать

внимание

к

всевозможным

неожиданностям

в

музыкальном

тексте.

Эти

два

фактора и определяют в конечном счёте искусство чтения нот с

листа.

P.S. Ф. Лист исполняя незнакомые произведения, пробегал глазами нотный

текст на восемь(!) тактов вперёд.

10

Список используемой литературы:

1.

Г.М. Цыпин «Обучение игры на фортепиано» Москва – 1984

2.

Вопросы фортепианной педагогики, вып.4 М., «Музыка»,1976

3.

Вопросы фортепианной педагогики, вып3 М., «Музыка»,1971

4.

«Ребёнок за роялем» «Музыка», 1981

11



В раздел образования