Автор: Кучерявенко Наталья Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО Детская музыкальная школа №3
Населённый пункт: г.Альметьевск
Наименование материала: реферат
Тема: Навыки чтения с листа и принципы его формирования
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Детская музыкальная школа№3»
Альметьевского муниципального района Республики Татарстан
Реферат
Тема: «Навыки чтения нот с листа и принципы его формирования
в классе фортепиано»
Выполнила: Кучерявенко Н.М.
Преподаватель по классу фортепиано
Альметьевск, 2017
Оглавление
1.
Введение
2.
Глава первая
3.
Глава вторая
4.
Заключение
5.
Список литературы
2
ВВЕДЕНИЕ
Многие музыканты, которые сами превосходно
читают с листа, нередко
говорят: лучший способ научиться читать – это как можно больше читать.
Бесспорно, ни один навык не может быть освоен без постоянной тренировки,
но дело не только в этом.
С психологической точки зрения развитый навык игры с листа представляет
собой сложную высокоорганизованную систему, основанную на теснейшем
синтезе зрения, слуха и моторики. Действие этой системы осуществляется
при
активном
участии
внимания,
воли,
памяти,
интуиции,
творческого
воображения исполнителя. И методика обучения чтению должна учитывать
основные элементы навыка, обеспечивающие высокий уровень его развития.
Есть два предварительных, исходных условия свободной игры по нотам:
1-
Уверенное знание «языка нот», системы нотных обозначений.
2-
Ускоренное чтение, ускоренное восприятие нотной графики.
Техника ускоренного чтения базируется, во-первых, на чётком представлении
пространственных
дистанций
между
нотными
звуками,
которое
является
основой
относительного
чтения
и
во-вторых
на
умении
мгновенно
распознавать наиболее распространённые ритмоинтонационные комплексы,
типичные
мелодические
и
гармонические
обороты:
гаммы,
арпеджио,
аккорды, последования аккордов и т.д.
3
Глава первая
На
следующем,
более
высоком
уровне
находится
умение
быстро
анализировать
и
синтезировать
музыкальный
текст,
определяя
его
структурно - смысловую логику.
Нетрудно
заметить,
что
структурное
чтение
текста
ставит
перед
пианистом более сложные задачи, чем скажем перед скрипачом или
виолончелистом.
Это
связанно
с
тем,
что
фортепианная
ткань
как
правило
многомерна,
многослойна
и
требует
осмысления
по
нескольким линиям одновременно, по горизонтали и вертикали.
Основная методическая проблема состоит в постепенном укрупнении
единицы
восприятия
нотного
текста,
что
по
существу
означает
совершенствование
мышления
музыканта,
развитие
такой
сложной
формы аналитико-синтетической деятельности, как быстрый охват и
декодировка всё более протяжённых фрагментов текста.
Как
показывает
опыт,
навык
структурного
зрительно-слухового
восприятия
текста
одновременно
по
нескольким
параметрам
в
большинстве
случаев
не
возникает
само
собой,
а
требует
направленного
педагогического
воздействия
или
длительного
самовоспитания. Причем охват текста по горизонтали даётся более
естественно и легко (может быть в связи с привычкой читать словесный
текст). Поэтому целесообразно разделить проблему ускоренного охвата
текста на два относительно самостоятельных вопроса: восприятие по
горизонтали и восприятие по вертикали.
Наиболее специфичным для чтения с листа фортепианной музыки (так
же как для ансамблевых, хоровых и оркестровых партитур) является
навык
быстрого
охвата
вертикали.
Он
приобретается
при
помощи
специальной тренировки.
4
Например:
1-
Аккордовая
последовательность
исполняется
в
форме
быстрой
гармонической фигурации, начиная от баса.
2-
Текст
изложенный
в
виде
гармонической
фигурации
играется
сомкнутыми
аккордами,
то
есть
«сжимается».
При
этом
вырабатывается умение быстро определять гармоническую логику
арпеджированного
текста,
ускоряя
восприятие
«развёрнутой
вертикали».
3-
Ученик
записывает
фортепианную
пьесу
гомофонного,
полифонического или аккордового склада на трёх-четырёх нотных
станах и играет её по «партитуре».
Предпосылкой
структурного
восприятия
горизонтали
является
умение
быстро
определять
синтаксическое
строение
текста.
Развитие этого навыка наталкивается на трудности, связанные с тем,
что
в
нотной
записи
отсутствуют
знаки
членения,
аналогичные
знакам препинания и промежуткам между словами в литературном
тексте. В то же время существуют многообразные средства, которые
могут служить достоверным признаком расчленённости, а именно:
точные
или
варьированные
повороты,
вопро со-ответное
соотношение
фраз,
ритмические
остановки,
контрастные
сопоставления и т.п.
Среди упражнений, развивающих навык ускоренного восприятия
текста
по
крупным
смысловым
членениям,
укажем
на
так
называемое
«фотографирование».
Ученику
предлагается
на
несколько
секунд
посмотреть
отрывок
текста
(мотив,
фраза,
предложение) и тут же закрывается листом бумаги, который он
должен
запомнить,
мысленно
представить
в
звучании,
а
затем
сыграть.
В
момент
исполнения
читается
и
запоминается
уже
следующий фрагмент. И так до конца произведения.
5
В процессе этого упражнения постепенно увеличивается скорость
восприятия и объём запоминаемых фрагментов.
Важнейший компонент навыка чтения нот с листа – быстрая и
точная двигательная реакция исполнителя на «сигналы» нотного
текста.
Это
весьма
сложное
умение
определяется
во-первых
свободной
ориентировкой
рук
и
пальцев
на
клавиатуре
без
постоянного
зрительного
контроля,
во-вторых
аппликатурной
техникой, позволяющей мгновенно, почти автоматически выбрать
наиболее удобный аппликатурный вариант.Существует способность
предвосхищать развёртывание музыкального текста, предугадывать,
предчувствовать хотя бы в самых общих чертах его ближайшие
элементы. На определяющую роль предугадывания в процессе игры
с листа указывал И. Гофман: « Чтение с листа в значительной
степени
сводится
к
предугадыванию,
как
вы
можете
убедиться,
проанализировав своё чтение книг».
В свою очередь возможность предугадать ближайшее продолжение
текста
зависит
от
двух
взаимосвязанных
факторов.
Первый
относится к объекту чтения и характеризует меру сложности текста,
степень упорядоченности его элементов. Второй фактор относится к
субъекту
и
связан
с
«начитанностью»
музыканта,
то
есть
с
его
музыкально-исполнительским опытом.
По мере расширения исполнительского опыта в сознании музыканта
происходит обобщение всех основных компонентов музыкальной
ткани.
Чтобы
развить
у
учащегося
способность
заранее
представлять возможное продолжение текста, необходимо помочь
ему
последовательно
освоить
закономерности
фортепианной
музыки, охватывающие различные стилевые направления. Владение
стилем при чтении с листа, имеет решающее значение. В рамках
стиля получают индивидуальное, конкретное преломление: лад,
6
мелодика, ритм, фактура, форма, жанр. Поэтому предугадывание
определяется именно начитанностью музыканта в данном стиле.
Ещё
один
существенный
элемент
навыка,
который
связан
с
эмоционально-
волевыми
моментами
процесса
чтения.
Это
установка на неожиданное, готовность к внезапным поворотам и
сдвигам в развитии текста, идут ли они по линии метра, ритма,
ладотонального
развития,
фактуры,
регистра,
динамики,
артикуляции
или
по
нескольким
линиям
одновременно.
«Скачкообразное»
развитие
текста
значительно
увеличивает
сложность
его
передачи
с
первого
взгляда.
Здесь
приобретают
особое
значение:
внимание,
воля,
подвижность
и
сила
нервных
процессов исполнителя.
7
Глава вторая
Основные принципы формирования навыка игры с листа.
Навык
чтения
должен
быть
заложен
в
структуре
обучения
и
направленное развитие его необходимо проводить с самых первых
уроков,
до
того
как
успевает
укорениться
вредная
привычка
разбирать текст «по складам».
Развитие слуховых представлений постоянно опережает обучение
чтению нот: новые для ученика элементы ритма, лада, мелодики и
т.д. осваиваются сначала слухом и только потом в нотной записи.
Причём
знаки
ритма
и
высоты
изучаются
раздельно.
Первым
осознаётся и осваивается ритмический элемент записи: внимание
обучающегося
фиксируется
на
ритмической
структуре
песен,
которые
он
слушает,
напевает
или
подбирает
на
рояле.
Для
закрепления первых зрительно-слуховых связей вводятся звуковые
символы, ритмо-слоги доступные для ребёнка, благодаря близости к
миру детского словотворчества. Приминение таких ритмо-слогов
снимает необходимость в арифметическом исчислении, при котором
пониманиеритма остаётся чисто внешним. Двигательная реакция на
ритмический
рисунок
развивается
при
помощи
упражнений,
состоящих в воспроизведении остинатных ритмических фигур по
нотной записи. Звуковысотный элемент записи вводится сразу же в
форме простейших интонационных оборотов, состоящих из двух-
трёх звуков. В качестве исходной мелодической ячейки может быть
выбрана малая терция. Её изображение на нотном стане становится
графическим
знаком-символом
данной
интонации,
мгновенно
вызывающим
в
сознании
ученика
ясный
звуковой
образ
и
одновременную, быструю и точную двигательную реакцию.
8
Расширение
звукоряда
и
одновременное
освоение
нотного
стана
может осуществляться различными путями. Важно чтобы любой из
избранных
путей
отвечал
нескольким
методическим
условиям,
с вя з а н н ы м
с
л а д о в ы м и
р и т м и ч е с к и м и ,
ф а к т у р н ы м и ,
аппликатурными
и
композиционными
особенностями
пьес
и
упражнений. Наиболее существенное из этих условий – как можно
раньше
ввести
в
текст
специфические
элементы
фортепианной
фактуры, используя два нотных стана: в скрипичном и басовом
ключах и предусматривая равноправное участие обеих рук.
Параллельно с развитием слуховых представлений воспитывается
свободная двигательная ориентировка рук на клавиатуре («слепым
методом») и аппликатурная техника. Аппликатурные упражнения
помогают
выработать
быструю
и
точную
реакцию
пальцев
на
нотную
картину.
Особое
место
при
разработке
и
выполнении
упражнений
отводится
мысленному
представлению
предстоящих
действий.
Ученик
как
правило
осваивает
нотную
графику
в
процессе
активного
музыцирования:
пения,
подбора
по
с л у ху,
транспонирования,
импровизации,
сочинения
и
з апис и
осмысленных ритмоинтонационных фигур.
Очень
полезно
на
всех
этапах
обучения
широко
использовать
ансамблевые формы музыцирования. Такая игра приобщает ученика
к сравнительно сложным звучаниям, которые ещё не доступны ему в
сольном исполнении, дисциплинирует его волю, помогает острее
ощутить метроритмическое развёртывание музыки.
С ерьёзно е
внимание
надо
уделить
а рт и кул я ц и о н н ы м ,
динамическим,
агогическим
и
другим
характеристикам
текста,
имеющим
непосредственное
отношение
к
выразительности
и
осмысленности исполнения.
9
Заключение
Эффективность
занятий
во
многом
зависит
от
того,
удаётся
ли
педагогу вызвать у учащегося
живой интерес к игре по нотам.
Результатом этих занятий должна явиться воспитанная потребность
познавать
новое,
постоянно
музицировать,
знакомиться
с
музыкальной
литературой.
Подбор
и
расположение
нотного
материала должны подчиняться двусторонней задаче: обеспечить
достаточную
начитанность
музыканта
в
разных
стилях
фортепианной
музыки
и
с
другой
стороны
развить
у
него
динамическое
мышление,
то
есть
воспитать
внимание
к
всевозможным
неожиданностям
в
музыкальном
тексте.
Эти
два
фактора и определяют в конечном счёте искусство чтения нот с
листа.
P.S. Ф. Лист исполняя незнакомые произведения, пробегал глазами нотный
текст на восемь(!) тактов вперёд.
10
Список используемой литературы:
1.
Г.М. Цыпин «Обучение игры на фортепиано» Москва – 1984
2.
Вопросы фортепианной педагогики, вып.4 М., «Музыка»,1976
3.
Вопросы фортепианной педагогики, вып3 М., «Музыка»,1971
4.
«Ребёнок за роялем» «Музыка», 1981
11