Автор: Тимощенкова Ольга Николаевна
Должность: преподаватель психологии
Учебное заведение: ГБПОУ ДЗМ "МК №5" (Филиал №1)
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Взаимосвязь выбора стратегий поведения в конфликтной ситуации и социально-психологического климата в коллективе.
Раздел: высшее образование
Взаимосвязь выбора стратегий поведения в конфликтной ситуации и социально-психо-
логического климата в коллективе.
В условиях современной научно-технической революции постоянно растет интерес к
роли социально-психологического климата коллектива. Актуальность данной проблемы дик-
туется, прежде всего, возросшими требованиями к уровню психологической включенности
индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности лю-
дей, постоянным ростом их личностных притязаний. Совершенствование социально-психо-
логического климата коллектива – это задача развертывания социального и психологического
потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей.
Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального
развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации.
А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов, совершен-
ствование, как организации, так и условий труда.
Социально-психологический климат выступает также в качестве полифункциональ -
ного показателя уровня психологической включенности человека в деятельность, меры пси -
хологической эффективности этой деятельности, уровня психического потенциала личности
и коллектива, масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации психологических
резервов коллектива. Значимость социально-психологического климата определяется также
тем, что он способен выступать в качестве фактора эффективности тех или иных социальных
явлений и процессов. Эффективность совместной деятельности во многом зависит от опти-
мальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в
группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, форми -
рует его новые возможности и проявляет потенциальные. В связи с этим возникает необходи -
мость в оптимизации стиля межличностного взаимодействия.
Таким образом, актуальность данной проблемы диктуется запросами практики, обу-
словленными усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельно-
сти и важными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции
развертывающихся между ними отношений.
Теоретический анализ проблемы исследования и наблюдения за коллективом позволили
выдвинуть
следующую гипотезу: существует связь между стратегиями поведения членов
коллектива в конфликте и уровнем социально-психологического климата в нем. Практиче-
ская значимость работы заключается в том, что полученные в результате исследования дан-
ные могут быть использованы руководителями коллективов с целью улучшения социально -
2
психологического климата, а так же для формирования коллективов исходя из личностных
особенностей индивидов.
1. Теоретико-методологическое исследование взаимосвязи выбора стратегий поведения
на социально психологический климат в коллективе.
1.1 Понятие конфликта и стратегий поведения.
Конфликты занимали (и продолжают занимать) огромное место в жизни людей.
Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы,
враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, стремление доказать свою право-
ту, обиды.…В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, неже-
лательное для каждого из нас. Конфликты рассматриваются, как нечто такое, чего по возмож-
ности следует избегать. Конфликт или конфликтная ситуация является причиной возникнове-
ния стрессовых ситуаций в процессе коллективной трудовой деятельности. Существуют раз-
личные точки зрения в определении понятия конфликт и его классификации.
«Психологический словарь» определяет конфликт как «трудно разрешимое противо -
речие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями». А. Я. Анцупов предлагает
следующее определение: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения
значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в проти -
водействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями»
i
.
Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность соци-
альных отношений. Конфликт, по сути, является одним из видов социального взаимодей-
ствия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и ма-
лые социальные группы и организации. Конфликтное взаимодействие предполагает противо -
борство сторон, то есть действия, направленные друг против друга.
Личность формируется и развивается в сложном и многогранном процессе взаимодей-
ствия с социумом, в системе общественных отношений, среди которых наиболее значитель-
ными для нее являются ее отношения с другими личностями, т. е. межличностные отноше -
ния. В процессе взаимодействия с другими людьми проявляются две основных тенденции -
устойчивость, стабильность ее позиций, установок, оценок, действий, с одной стороны, и их
изменчивость - с другой.
Повседневная жизнь убеждает нас в том, что конфликты возникают практически во
всех без исключения сферах человеческого общежития. Самым общим социально-психологи -
ческим механизмом их возникновения является ситуационная несовместимость взаимодей-
3
ствующих индивидов, проявляющаяся в несоответствии оценок и действий одного из них
ожиданиям другого (других).
Критерий, на основании которого можно охарактеризовать явление конфликта, - это
наличие субъекта или субъектов как носителей конфликта. Действительно, «столкновение»
как ядро конфликта предполагает осознанную активность сторон. «Конфликт как фаза проти-
воречия возможен лишь тогда, когда его стороны представлены субъектами. Где субъекта нет
– не может быть конфликта».
То, что конфликт требует наличия субъекта или субъектов, представляющих его сторо-
ны, предполагает возможность активных действий со стороны данных субъектов.
Этим конфликт отличается от противоречия, стороны которого не обязательно должны
быть представлены субъектами.
Таким образом, переходя к понятию стратегий поведения в конфликте, стоит отметить,
что в психологии с 70-х годов XX века признано существование следующих пяти стратегий
конфликтного поведения: избегание, приспособление, соперничество, компромисс, сотрудни -
чество.
Метод был разработан К.У. Томасом и Р.Х. Килменном в 1972 году. Система позволяет
создать для каждого человека свой собственный стиль разрешения конфликта.
Стратегия поведения в конфликте – ориентация личности (группы) по отношению к
конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта.
Наша стратегия поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой
мы хотим удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы
другой стороны (действуя совместно или индивидуально). Если представить это в графиче-
ской форме, то получим сетку Томаса — Килменна, позволяющую определить место и назва -
ние для каждой из пяти основных стратегий разрешения конфликтов.
Выбор конфликтного поведения зависит как от интересов участвующих в конфликте
сторон, так и от характера предпринимаемых ими действий. Сама стратегия поведения в кон -
фликте определяется, во-первых, мерой осуществления собственных интересов (личных или
групповых) и степенью активности или пассивности в их отстаивании. Во-вторых, на страте -
гию поведения существенно влияют стремление удовлетворить интересы других сторон,
участвующих в конфликте, а также то, какие действия приоритетны для отдельных лиц, соци-
альных групп – индивидуальные или совместные.
Оценка интересов в конфликте – это качественная характеристика выбираемого пове-
дения. В модели Томаса - Килмена выделяют следующие стратегии поведения личности в
конфликте: соперничество, сотрудничество, компромисс, уступка, уход.
4
Графически двухмерная модель стратегий поведения в конфликте Томаса-Килмена
представлена на рис. 1.
Рис. 1. Двухмерная модель стратегий поведения в конфликте Томаса-Килмена.
5
1.2 Понятие социально-психологический климат в коллективе.
С ходом современного научно-технического и социального прогресса, с его противо-
речащими, социальными и социально - психологическими тенденциями и последствиями не -
разрывно связаны многие острые проблемы социально-психологического климата коллек-
тива.
Данный термин, широко употребляемый, часто принято ставить в один ряд с понятия -
ми духовной атмосферы, духа коллектива и преобладающего настроения. Коллектив является
одним из видов малой группы. Малые группы могут быть разными по величине, по характе -
ру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу,
особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками,
межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Эффективность работы
коллектива во многом зависит от, его социально-психологического климата.
Социально-пси-
хологический климат (СПК) всегда характеризуется специфической для совместной деятель -
ности людей атмосферой психического и эмоционального состояния каждого участника, ин-
дивида и, несомненно, зависит от общего состояния окружающих людей.
В отечественной психологии впервые термин «психологический климат» использовал
Н.С Мансуров, который изучал производительные коллективы В свою очередь атмосферой
той или иной общности или группы проявляется через характер психической настроенности
людей. В психологии утвердилась точка зрения, о том, что структурой образующей СПК яв -
ляется настроение. Существуют несколько определений понятия социально - психологиче -
ский климат. Так, Е.С. Кузьмин считает, что понятие психологический климат отражает ха -
рактер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения,
уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе.
По мнению
К.К. Платонова, социально-психологический климат - это такое свойство группы, которое
определяется межличностными отношениями, создающими стойкие групповые настроения и
мысли от которых зависит степень активности в достижении целей, стоящих перед группой.
По мнению Ю.Л Неймера социально-психологический климат коллектива - это внутреннее
состояние коллектива, отражающее его комплексную способность достигать стоящие перед
ним цели.
Б.Ф.Ломов включает в понятие психологический климат систему межличностных от-
ношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба); психологические ме -
ханизмы взаимодействия между людьми (подражание, сопереживание, содействие) ; систему
взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности,
интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива. На первом этапе становле-
6
ния коллектива эмоциональный фактор играет главную роль (идет интенсивный процесс пси -
хологической ориентации, установление связей и позитивных взаимоотношений). На этапе
же коллективообразования все большее значение приобретают когнитивные процессы, и каж-
дая личность выступает не только как объект эмоционального общения, но и как носитель
определенных личностных качеств, социальных норм и установок.
Существенным элемен-
том в общей концепции социально-психологического климата является характеристика его
структуры, которая определяется системой сложившихся в коллективе отношений между его
членами и может быть охарактеризована элементами, представляющими собой синтез обще-
ственных и межличностных отношений. Через общественные отношения раскрывается соци -
альное содержание личных отношений людей в коллективе.
Межличностные отношения - это организационно-технологические взаимодействия,
статусно-ролевая взаимосвязь, административно-психологическое взаимовлияние, эмоцио-
нально-логическое взаимопознание. Они возникают на основе предметно-практической дея-
тельности коллектива, задаются материально-техническими, организационно-управленчески -
ми и другими условиями его жизнедеятельности. Единство содержания общественных и
межличностных отношений предстает в виде взаимоотношений людей (сотрудничества, со-
ревнования, сплоченности, совместимости, дружбы, согласия), а также в виде качеств лично -
сти, от которых зависят психологические особенности общения людей в коллективе. Суще -
ственным показателем особенностей взаимоотношений в коллективе являются формы об-
ращения как средства вербального общения. Преобладание каких-либо одних форм обраще -
ния - приказов или просьб, предложений или вопросов, обсуждений, советов, споров, кон -
фликтов - характеризует особенности взаимоотношений в коллективе и тем самым служит
показателем социально-психологического климата. Любой человек уже в силу своего присут-
ствия в социальной группе, оказывает влияние на многие сферы жизни коллектива, в том
числе на социально - психологический климат. Люди оказывают положительное или отрица -
тельное воздействие на самочувствие окружающих в зависимости от их социально-психоло -
гических и индивидуально-психологических свойств.
Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя, прежде всего в отноше -
ниях людей друг к другу и к общему делу, этим все же не исчерпывается. Он неизбежно
сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприя-
тии. Климат коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый
психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во
всей его жизнедеятельности. По своему значению социально-психологический климат бли-
зок к понятию сплоченности коллектива, под которым понимается степень эмоциональной
7
приемлемости, удовлетворенности отношениями между членами группы. Взаимоотношения
в коллективе - важнейший индикатор, указывающий на состояние социально-психологиче -
ского климата в коллективе. Часто о взаимоотношениях судят по степени конфликтности в
коллективе на определенном отрезке времени. При этом нежелательны не сами по себе кон-
фликты, без них не может быть жизненного процесса. Главное, чтобы в результате их разре-
шения уходило то, что мешает развитию коллектива и росту людей как личности. А это в
свою очередь может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности являю-
щейся членом данного коллектива, таким образом, климат проявляется определенный об -
разом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе. Отношения человека к
миру формируются в рамках его образа жизни в целом, который никогда не исчерпывается
предметами того или иного, даже самого значимого для него коллектива. Аналогичным об-
разом обстоит дело и с отношением к самому себе.
Самосознание человека складывается в течение всей его жизни, а самочувствие нахо-
дится в существенной зависимости не только от его статуса в трудовом коллективе, но неред-
ко в еще большей мере от семейно-бытового положения и физического здоровья индивида.
На самочувствие личности в коллективе отражаются отношения личности к определенной
группе в целом, степень удовлетворенности своей позицией и межличностными отношения -
ми к группе. Каждый из членов коллектива на основе всех других параметров психологиче -
ского климата вырабатывает в себе соответствующее этому климату сознание, восприятие,
оценку и ощущение своего «я» в рамках данной конкретной общности людей. Самочувствие
личности в определенной мере может служить и известным показателем степени развернуто -
сти ее духовного потенциала. В данном случае подразумевается психическое состояние,
определяемое во многом атмосферой производственного коллектива. С этой точки зрения
само самочувствие личности может рассматриваться как один из наиболее общих показа -
телей СПК. Таким образом, социально-психологический климат - это психологический на-
строй в группе или коллективе. Социально-психологический климат – это результат совмест-
ной деятельности людей, их межличностного взаимодействия. Он проявляется в таких груп-
повых эффектах, как настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оцен-
ки условий жизни и работы личности в коллективе. Психологические особенности личности
способствуют или мешают формированию чувства общности, то есть влияют на формирова -
ние социально - психологического климата в трудовом коллективе.
Таким образом, если говорить о положительном, благоприятном социально психологи-
ческом климате то человек его переживает как состояние удовлетворенности отношениями с
коллегами, товарищами, по работе, руководителями, своей работой, ее процессом и результа -
8
том. Это повышает настроение человека, его творческий потенциал, положительно влияет на
желание работать в данном коллектив. В отличие от благоприятного климата, неблагоприят -
ный в свою очередь переживается, как неудовлетворенность взаимоотношениями в коллекти-
ве, с руководителем. Все это сказывается на настроении как самого человека, его личностных
особенностях, так и на настрой коллектива.
9
Глава 2. Экспериментальное исследование стратегий поведения в конфликте чле-
нов трудового коллектива
1.1.
Формирование выборки и описание этапов исследования
Исследование социально-психологического климата в трудовом коллективе проводи-
лось в два этапа.
На первом этапе путем интервьюирования была выявлена напряженность социально-
психологического климата, преобладание отрицательных эмоций в общении между членами
коллектива. На втором этапе применен метод тестирования, в рамках которого применялись
две методики: диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К.
Томаса и экспресс методика по изучению психологического климата в трудовом коллективе
О.С. Михалюка и А. Ю. Шалыто.
Исследование проводилось в трудовом коллективе праздничного агентства, состоя-
щем из 20 человек, из них 14 женщин и 6 мужчины.
Возрастной состав членов коллектива: от 21 до 38 лет.
Образование: среднее специальное и высшее.
2.2.Описание используемых методов и методик
Для проверки выдвинутых гипотез были применены: метод наблюдения (включенное
наблюдение в естественных условиях), а также метод тестирования. В рамках метода тести -
рования были применены две методики: методика диагностики предрасположенности лично -
сти к конфликтному поведению К. Томаса и экспресс-методика по изучению психологиче-
ского климата в трудовом коллективе О.С Михалюк и А.Ю. Шалыто.
1. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению.
В нашей стране тест адаптирован Гришиной Н.В. для изучения личностной предрас -
положенности к конфликтному поведению. В своем подходе к изучению конфликтных явле -
ний К.Томас делал акцент не только на разрешение конфликтов, а на управление ими. В соот -
ветствии с этим, К.Томас считает нужным сконцентрировать внимание на том, какие формы
поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более
продуктивными или деструктивными, каким образом возможно стимулировать продуктивное
поведение
10
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применяет
двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой
являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлечен -
ных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных ин -
тересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие
способы урегулирования конфликтов: конкуренции (соревнования), приспособления, компро-
мисс, избегание, сотрудничество.
В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каж -
дый из пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении
индивида в конфликтной ситуации. В различных ситуациях они сгруппированы в 30 пар, в
каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наибо -
лее типичным для характеристики его поведения.
2. “Экспресс-методика” по изучению социально-психологического климата в коллек-
тиве.Методика разработана О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто Методика позволяет выявить эмо-
циональные, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве
существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлека-
тельности - на уровне понятий «нравится - не нравится», «приятный - не приятный». При
конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдер-
живался критерий «желание - не желание работать, учиться вместе». Основным критерием
когнитивного компонента избранна переменная «знание - не знание особенностей членов
коллектива».
Обработка и интерпретация полученных данных
В результате проведенного наблюдения было установлено, что социально-психологи-
ческий климат в данном коллективе напряженный.
Для изучения стратегии поведения, которые используют члены данного коллектива,
был применен тест описания поведения К. Томаса. В результате было установлено, что ре-
спонденты используют в своей деятельности практически все стратегии поведения.
Но наи-
большее количество баллов у большинства респондентов приходится на тактику соперниче-
ство, у 5 респондентов преобладает тактика сотрудничество, у 1 респондента компромисс, 5
респондентов выбирают стратегию поведения избегание, и 2 респондента предпочитают при-
способление. Наименьшее количество баллов набрала тактика компромисс. Обобщенные
данные по тесту «описание поведения в конфликте К. Томаса» сведены в таблицу 1.
11
Результаты диагностики по методике Томаса табл. 1
№ респонден-
та
стратегии поведения
сотруд-ниче-
ство
сопер-
ничество
компромисс
избегание
приспособ-
ление
1
3
8
6
2
2
2
7
9
2
4
4
3
2
4
4
5
6
4
1
5
5
4
0
5
1
6
6
6
4
6
5
10
4
3
1
7
6
7
5
7
5
8
4
8
4
9
5
9
8
10
2
3
0
10
7
4
1
2
2
11
7
4
2
9
4
12
0
2
6
10
9
13
8
0
1
4
2
14
2
9
3
4
7
15
0
10
5
4
5
16
5
7
8
6
3
17
4
4
2
8
1
18
1
6
1
4
2
19
6
7
3
2
4
20
5
2
4
3
2
Оценка социально-психологического климата коллектива осуществлялась с помощью
экспресс-методика
по
изучению
социально-психологического
климата
(О.С.
Михалюк
и
А.Ю. Шалыто). Обобщенные данные полученные по социально-психологическому климату
коллектива сведены в таблицу 2.
12
Результаты по Экспресс-методика по изучению социально-психологического кли-
мата в первичном подразделении организации (О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто) табл 2.
№ респонден-
та
компоненты социально-психологического климата
эмоциональный
когнитивный
поведенческий
1
0,34
0,17
0,6
2
0,17
0,3
0,33
3
0,26
0,8
0,28
4
0,7
0,15
0,4
5
0,33
0,16
0,5
6
0,15
0,21
0,7
7
0,28
0,25
0,17
8
0,15
0,14
0,1
9
0,3
0,16
0,2
10
0,22
0,17
0,4
11
0,3
0,18
0,8
12
0,42
0,4
0,4
13
0,7
-0,5
0,7
14
0,8
-0,2
0,25
15
0,38
0,6
0,19
16
0,32
0,4
0,8
17
0,5
0,3
0,32
18
0,45
-0,2
0,5
19
0,41
-0,1
0,18
20
0,32
0,16
0,6
Для выявления взаимосвязи между полученными результатами применялся коэффици-
ент корреляции Спирмена. Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить
тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя
профилями (иерархиями) признаков. Для подсчета ранговой корреляции Спирмена необходи-
мо располагать двумя рядами значений, которые могут быть проранжированы. Такими ряда -
ми значений могут быть:
1) два признака, измеренные в одной и той же группе испытуемых;
2) две индивидуальные иерархии признаков, выявленные у двух испытуемых по одно-
му и тому же набору признаков ;
3) две групповые иерархии признаков;
4) индивидуальная и групповая иерархии признаков.
Вначале показатели ранжируются отдельно по каждому из признаков. Как правило,
меньшему значению признака начисляется меньший ранг.
Коэффициент корреляции Спирмена расчитывается по формуле:
13
r
s
=
1
−
6
∑
d
2
+
Ta
+
Tb
N
(
N
2
-1
)
, где d – квадрат разности между рангами,
N – количество испытуемых,
Та и Тb – поправки на одинаковые ранги.
Ta
=
∑
(
a
3
-a
)
12
Tb
=
∑
(
b
3
-b
)
12
, где а и b –объем каждой группы одинаковых рангов.
Анализ ранговой корреляции по Спирмену стратегии поведения и социально-
психологический климат представлены в таблице (приложение 1)
По таблице критических значений коэффициента корреляции рангов находим r крити-
ческое для N= 20, который равен:
1.
Стратегия поведения сотрудничество и эмоциональный СПК =0.46
2.
Стратегия сотрудничество и когнитивный СПК= -0.13
3.
Стратегия сотрудничество и поведенческий СПК= -0.46
4.
Стратегия соперничество и эмоциональный СПК=0.02
5.
Стратегия соперничество когнитивный СПК=0.07
6.
Стратегия соперничество поведенческий СПК=0
7.
Стратегия избегание эмоциональный СПК= -0.29
8.
Стратегия избегание когнитивный СПК=0.38
9.
Стратегия избегание поведенческий СПК= 0.08
10.
Стратегия приспособления эмоциональный СПК= -0.34
11.
Стратегия приспособления когнитивный СПК=0.27
12.
Стратегия приспособления поведенческий СПК=0.21
13.
Cтратегия комросисс эмоциональный СПК= -0.23
14.
Cтратегия комросисс когнитивный СПК= 0.03
15.
Cтратегия комросисс поведенческий СПК=0.16
Таким образом, можно сделать вывод о том, что гипотеза о взаимосвязи выбора стра-
тегий поведения и социально-психологическим климатом подтвердилась. Явная взаимосвязь
была выявлена между стратегией сотрудничество и эмоциональным компонентом социально-
психологического климата который мы рассматривали по критерию привлекательности на
14
уровне понятий « приятный- не приятный», «нравиться- не нравиться». Полученный ре-
зультат равен 0.46 который говорит о том, что корреляция между А (стратегия сотрудниче-
ство) и В ( эмоциональный компонент СПК) статистически значима. Другими словами члены
коллектива выражают симпатию друг к другу и в ситуации конфликта предпочтут выбрать
стратегию поведения сотрудничество.
Так же была выявлена взаимосвязь между сотрудничеством и поведенческим компо -
нентом СПК, которая в ходе исследования получила показатель -0.46.Поведенческий компо -
нент мы рассматривали на уровне понятия « желание – не желание работать». Таким об -
разом, мы можем сделать вывод о том, что поведенческому компоненту в данном коллективе
дается отрицательная оценка. При всем при этом члены коллектива охотно сотрудничают, но
нежелание работать остается даже при симпатии друг к другу. По окончанию исследования
было проведено интервьюирование с целью уточнения результатов. Были получены сведения
о том, что 16 человек из данного коллектива не довольны своей работой ( но по каким либо
причинам не могут ее оставить), им приходится выполнять обязанности других сотрудников,
так же они не могут наладить положительных отношений с руководством. Из чего можно
сделать вывод, что социально-психологический климат коллектива их вполне устраивает, но
условия труда им бы хотелось изменить. Когнитивный компонент который мы рассматриваем
в рамках «знание - не знание особенностей членов коллектива» статистически не подтвер -
жден, возможно это связано с тем ,что большинство респондентов взаимодействуют только
по вопросам связанным непосредственно с трудовой деятельностью.
15
Заключение
В данной работе был проведен теоретический анализ понятий трудового коллектива,
социально-психологического климата коллектива и конфликта.
Коллектив (от лат. collectifious — собирательный) — группа объединенных общими
целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности
высокого уровня развития. В последние годы слово «коллектив» часто заменяется словом
«команда».
социально-психологический климат коллектива - это внутреннее состояние коллекти-
ва, отражающее его комплексную способность достигать стоящие перед ним цели.
Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противо-
речий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъек -
тов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями».
Стратегия поведения в конфликте – ориентация личности (группы) по отношению к
конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта
Существуют пять типов стратегий поведения индивидов в конфликтной ситуации: со-
трудничества, соперничества, избегания, компромисса, приспособления.
Было проведено экспериментальное исследование, включавшее наблюдение за поведе-
нием членов данного коллектива, диагностику стратегий поведения в конфликтной ситуа -
ции членов трудового коллектива по методике К. Томаса, экспресс методика по изучению
психологического климата в трудовом коллективе О.С. Михалюка и А. Ю. Шалыто.
. Наблюдение выявило напряженность и преобладание негативных эмоций в отноше -
ниях в коллективе. Также было проведено тестирование, которое показало,
наибольшее ко-
личество баллов у большинства респондентов приходится на тактику соперничество, Наи-
меньшее количество баллов набрала тактика компромисс. В результате проведенного Для
выявления взаимосвязи между полученными результатами применялся коэффициент корре-
ляции
Спирмена.
Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту
(силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями
(иерархиями) признаков. В результате корреляционного анализа была обнаружена взаимо -
связь между выбором стратегии и социально психологическим климатом в коллективе.
Таким образом, гипотеза о наличии связи между стратегиями поведения индивидов в
конфликте и социально-психологическим климатом коллектива нашла свое подтверждение.
16
Список используемой литературы
1. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др. – М.,
1983.
2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Проблема конфликта: аналитический обзор, междисципли-
нарный библиографический указатель. – М.,1992.
3. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. – Мн., 2003
4. Бабосов Е.М. Конфликтология. – Минск, ТетраСистемс, 2000
5. Штракс Г.М. Социальное противоречие. – М 1977
6. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. - Л., 1967 г.
7. Платонов Ю.П., Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический ас-
пект. - Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1990.-181 с.
8. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива
и личность.-М.: Мысль, 1983. - 207 с.
9. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология.: Учебник для вузов. Рекомендовано Ми-
нистерством образования РФ. 3-е изд. - СПб: Питер, 2008. - 496с.,
10. Бодалев А.А., Столин В.В. Практикум по психодиагностике. М., 1988
11. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2005.
12. Дружинин В.Н.Экспериментальная психология.: Учебник. Допущено Министерством
образования РФ. 2-е изд.,доп. - СПб: Питер, 2007. - 320с.
13. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. Л., 1967.
14. Гришина Н.В., Закономерности возникновения межличностных производственных кон-
фликтов. Автореферат канд. дисс.- Л., 1978.
i