Автор: Вахрушева Ирина Владиславовна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МАУДО "Эжвинская музыкальная школа"
Населённый пункт: г.Сыктывкар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Работа над пьесой малой формы в младших классах ДМШ"
Раздел: дополнительное образование
1
МАУДО «Эжвинская детская музыкальная школа»
Методические рекомендации на тему: «Работа над пьесой малой формы
в младших классах ДМШ»
Составитель:
преподаватель фортепианного отделения
Вахрушева И.В.
г.Сыктывкар
2016 год
2
Содержание:
Пояснительная записка……………………………………………………….. 3
Работа над пьесами малой формы в младших классах ДМШ………… 4
Методы и приемы работы над пьесами м.ф. в мл. классах ДМШ……. 5
Проблемы при работе над пьесой………………………………………….. 6
Заключение……………………………………………………………………. 12
Список использованной литературы……………………………………… 13
3
Пояснительная записка
Актуальность
темы:
Работа
с
учащимися
младших
классов
над
пьесами
малой формы.
Работа над пьесами малой формы занимает особое место в музыкально-
исполнительском развитии учащихся фортепианного отделения ДМШ. Целью
обучения в ДМШ является подготовка музыкантов-любителей обладающих
навыками
музыкального
творчества,
которые
могут
самостоятельно
разобрать и выучить пьесу любого жанра, свободно владеть инструментом,
подобрать любую мелодию и аккомпанемент. Научить музицировать можно
любого
ученика,
даже
с
небольшими
музыкальными
данными.
Все
это
требует
от
педагога
высокого
профессионализма,
творческого
подхода
к
обучению ребенка любви и уважения к нему.
Цель данного методического
сообщения :- развитие и совершенствование
навыков работы над пьесами малой формы в процессе обучения игре на
фортепиано .Расширение музыкального кругозора детей, формирование их
художественного вкуса. Воспитание музицирующих любителей музыки и
вместе
с
тем
подготовка
наиболее
одаренных
учащихся
к
продолжению
профессионального музыкального образования.
Задачи:
-
Дать
основные
сведения
об
основных
задачах,
связанных
с
разучиванием
учащихся
пьес
малой
формы.
Широкое
эстетическое
и
нравственное
воспитание
учащихся
путем
изучения
лучших
образцов
мировой музыкальной культуры на основе осознанного восприятия музыки.
Развитие
музыкальных
способностей,
приобретение
о сновных
исполнительских
навыков
игре
на
фортепиано,
исполнение
большего
количества произведений различных жанров и стилей. Развитие творческих
способностей
учащихся
и
приобретение
необходимых
навыков
для
самостоятельного музицирования.
4
Работа над пьесами малой формы в младших классах
Пьесы
малой
формы
составляют
значительную
часть
педагогического
репертуара
в
ДМШ,
на
котором
строится
процесс
воспитания
ученика-
пианиста. Согласно программным требованиям ученик младшего звена в
течении
учебного
года
изучает
10-12
пьес,
различного
стиля,
характера,
уровня сложности. Ученики всех классов с большим удовольствием работают
над пьесами м.ф..И это понятно: - удобный формат, разнообразие характеров
и
образов,
что
позволяет
педагогу
выбрать
наиболее
понравившееся
произведение ,которое покажет музыкальные достоинства ученика и даст ему
возможность
почувствовать
себя
исполнителем
[Голубовская
Н.»О
музыкальном исполнительстве»].
Для педагога работа над пьесами - это закрепление навыков приобретенных
при
работе
над
упражнениями
,
этюдами
и
классической
частью
репертуара ,гораздо менее любимой учениками. Огромное количество пьес,
ставшее
классикой
репертуара,
стремительно
пополняется
новыми
произведениями современных авторов. Для ориентации в таком разнообразии
целесообразно условно разделить пьесы м.ф. на основные типы: - Жанровые
пьесы,
кантиленные
пьесы,
программно-характерные
пьесы,
эстрадно-
джазовые.
Начало обучения игры на фортепиано безусловно связано с таким жанром как
марш. Ходить под музыку - занятие понятное и знакомое ребенку с раннего
возраста с музыкальных занятий в детском саду. Именно на этом этапе
происходит
знакомство малыша с «шагами в музыке», осознание пульса,
метра
и
размера.
Это
марши
игрушечных
солдатиков
и
пьесы
маршеобразного
характера
[Баренбойм
Л.»Фортепианно-педагогические
принципы» стр. 74]. В моей педагогической практике я разучиваю с учеником
1-го класса «Марш дошкольников» композитора Лонгшамп-Друшкевичова.
Работа
над
пьесами
этого
жанра
развивают
внутреннюю
пульсацию,
воспитывают метро - ритм, формируют координацию движении [Алексеев
5
А.»Методика
обучения
на
фортепиано»].
Объясняю
,
что
каждая
рука
выполняет свою задачу, левая рука – аккомпанемент, в правой – мелодическое
начало. Помимо выполнения художественно-исполнительских задач ребенок
учится координировать звучность аккомпанемента и мелодии, добивается
независимой работы одной руки от другой.
Методы и приемы работы над пьесами малой формы
в младших классах ДМШ.
В начале обучения, важно заинтересовать маленького ученика , объяснить
ему ,что музыка всегда о чем то рассказывает. Разбирая пьесу «Воробей»
А.Руббаха,
впервые
знакомимся
со
штрихом
стаккато.
Ребенок
пытается
передать своим исполнением образ воробья и кошки.
На своем опыте я
убедилась,
что
дети
очень
любят
пьесу
С.
Галынина
«Зайчик».
В
этом
небольшом произведении сочетается множество пианистических навыков:
игра стаккато, аккордами, быстрая смена рук. Но дети не замечают этих
трудностей,
они
увлечены
образом
прыгающего
зайчика
(лиса
нападает,
зайчик вырывается и убегает). Смена образа (заяц-лиса) определяет штрихи,
динамику. Еще одна образная пьеса «Медведь»- помогает моим ученикам в
изучении басового ключа. Мир образов программных миниатюр подвижного
характера
близок
природе
художественного
восприятия
младших
школьников.
Доступность
технических
средств
сочетается
в
этих
произведениях
с
простотой
и
ясностью
гомофонно-гармонического
изложения. В пьесе «Ежик» Д .Кабалевского слышны осторожные движения
маленького
ежа,
его
пугливые
шажки
и
остановки.
Разбираем
отдельно
каждой рукой ,играем аккордами, ребенок замечает, что все аккорды это
тонические трезвучия, учим штрихом легато, затем работаем штрихом нон
легато обеими руками. Освоив текст, проработав пьесу всеми доступными
вариантами, пытаемся передать образ колючего ёжика играя штрихом на
стаккато. Пьеса Н.Кореневской «Дождик» - очень понятна детям при первом
6
прослушивании.
Ребенок
легко
объясняет
характер
музыки;
анализирует
средства выразительности (штрих стаккато и его изобразительную роль).
Приступая
к
работе
над
этой
пьеской
ученик
уже
владеет
навыками
звукоизвлечения
стаккато и легато, координацией при игре двумя руками.
Исполнительские трудности в овладении материалом касаются разнообразия
штрихов, в том числе одновременного звучания стаккато и легато в разных
руках,
есть
здесь
и
метроритмические
сложности
(наличие
16-х
нот).
Определяем
тонику,
количество
разделов
(простая
3-х
частная
форма).
Капельки дождя в крайних разделах, порывы ветерка, рябь на лужицах в
средней
части.
Разбирая
пьесу,
нужно
подключить
внимание
ребенка
к
разбору
и
анализу
предложений
и
фраз,
подметить
моменты
сходства
и
различия.
Движение
по
устойчивым
звукам
ми
минора
в
1-ой
фразе,
сочетание
мажорных
и
минорных
секвенций
в
средней
части.
Если
в
совместной работе на уроке вводить подобные элементы анализа, то ученик
постепенно привыкает
и вскоре пытается самостоятельно разобраться в
особенностях того или иного текста - это в дальнейшем избавит его от
вредной и бессмысленной моторной работы.
Проблемы при работе над пьесой малой формы
У
начинающих
учеников
вся
трудность
состоит
в
самом
разборе
произведения. На самом раннем этапе в процесс ознакомления входит яркое
исполнение
произведения
педагогом.
Этому
предшествуют
доступные
ученику пояснения. Чем систематичнее обучает педагог ученика навыкам
разбора нотного
текста, тем самостоятельнее ученик работает над ним в
дальнейшем.
Приступая
к
разбору
ученик
должен
уяснить
особенности
мелодии,
сопровождения,
голосов,
раскрыть
смысл
исполнительских
указаний в тексте (динамика, артикуляция и т.д.) [Б.Милич «Воспитание
ученика пианиста» стр. 113]. Разбор партии каждой руки в отдельности не
следует
затягивать.
Нужно
приучать
ученика
слушать
свое
исполнение,
7
запоминать его, и анализировать, что удалось сделать, а что нет, необходимо
выяснить причину неудачи. Лучше выделить сложные построения и работать
над
ними
отдельно.
Если
ребенок
в
данной
пьесе
,не
может
охватить
несколько мелодических голосов ,т.к. этому мешают другие голоса, надо
упростить задачу, проиграв одну мелодию, и наиболее трудные места в ней, а
затем поочередно добавлять и другие голоса. Если не выходит длинный
пассаж в целом, поучить его частями, а затем объединить. Иногда нужно
сосредоточиться
на
какой-либо
одной
стороне
исполнения-
на
звуковой,
метро-ритмической,
на
педализации.
Для
преодоления
различных
трудностей
и
закрепления
разобранного
текста
приходиться
многократно
проигрывать , как отдельные построения и голоса ,так и сочинение в целом. С
каждым
разом
стремиться
сыграть
лучше
прежнего
[Тимакин
Е.М.»
Воспитание пианиста»стр89].
Очень интересные , легкие ,удобные и запоминающиеся пьесы композитора
С.Майкапара
-
излюбленный
репертуар
маленьких
пианистов.
В
своей
практике я постоянно включаю их в репертуар своих учеников. В первом
классе пьеса «Пастушок» очень удобна для исполнения малышей, унисонное
проведение
мелодии
на
расстоянии
2-х
октав.
Ясным
солнечным
днем
маленький пастушок вышел на луг возле реки, светлый наигрыш зазвенел над
лугом. В работе над этой пьесой добиваемся ясного и четкого звучания 16-х,
которые имитируют пение свирели. Также обращаю внимание на изменение
настроения в средней части, работаем над
характером мелодии в низком
регистре,
ученик
должен
постараться
выразить
своим
исполнением
тревожность и сумрачный характер мелодии. Определенную трудность для
ученика здесь представляют терции, которые необходимо сыграть связно и
на
диминуэндо.
Находим
удобную
аппликатуру,
разучиваем
терции
по
голосам в медленном темпе. Во 2-ом классе в репертуар часто включаю пьесу
«Маленький командир», причем любят разучивать ее и девочки и мальчики.
Вместе сочиняем целый рассказ про мужественного и отважного командира.
Громким голосом он отдает четкие и уверенные приказы, акцентируя каждое
8
свое
слово.
В
этой
пьесе
очень
важны
акценты.
Но
надо
остерегаться
статичности, не барабанить каждую ноту, а чувствовать движение к концу
фразы.
Самое
сложное
место
это
с
31
по
36-ой
такты.
Гаммообразное
движение
вниз
необходимо
сыграть
ровно
решительно
и
на
крещендо.
Работаем очень тщательно над этим местом. Проверяю точность аппликатуры
при исполнении, играем разным звуком (левую на форте, правую на пиано,
затем наоборот). Очень важно сделать крещендо к концу. Если подключить
педаль, то она будет прямая, вместе с аккордами.
«Колыбельная» - рассматриваем ее с точки зрения вокала, т.е. проводим
аналогию с пением. Повторение одной и той же мелодической
фигуры
создает впечатление укачивания ребенка.
На
пьесе
«Клоуны»
композитора.
Д.
Б.
Кабалевского
выросло
не
одно
поколение пианистов и мы не исключение. Древние музыканты-скоморохи
бродили от селения к селению пели о жизни народа, веселили людей своими
шутками и прибаутками. Дети любят исполнять эту эффектную миниатюру.
Работаем
на
уроке
каждой
рукой
отдельно,
необходимо
постоянно
контролировать работу кисти при исполнении скачков в партии левой руки,
цепкости кончиков пальцев, верной
аппликатуры.
Работаем
н а д
нюансами и штрихами. Энергичное звучание левой руки, необходимое для
изображения скачущих клоунов требует внимания. Важно сразу уточнить
аппликатуру в партиях обеих рук, это поможет быстрее и лучше усвоить
поставленные задачи. Пьеса имеет 3-х частную форму, где в 1-ой и 3-ей части
партия левой руки дублируется. Используя перенос кисти ,цепкими пальцами
определимся в скачках, они нам напоминают прыжки клоунов. Повторим
несколько раз
штрих стаккато на крышке инструмента и послушаем, как
упруго
прыгают
ножки
артистов.
А
теперь
перенесем
упражнение
на
инструмент и послушаем как звучат эти ноты. Если говорить о2-ой части ,то
здесь появляются аккорды. Обратим внимание, что в них тоже используется
штрих стаккато, но уже будет исполняться по другому, более солидно, но
9
цепкой и собранной кистью. В партии правой руки - другой клоун. Он более
подвижен, и здесь необходимо проследить за беглостью пальцев - это 16-е
ноты
.
Для
четкости
их
выигрывания
можно
сочинить
небольшое
стихотворение.
-Я скачу все быстрей
Веселю всех людей
Это нравиться и мне и всем
Кувырок назад, кувырок вперед
Кувырок еще разок
С этими веселыми словами цепкими пальцами несколько раз
играем по
мотивам, по фразам. Необходимо чтобы при игре рука была естественной и
свободной.
В
качестве
домашнего
задания
предлагаю
нарисовать
своих
клоунов и обязательно потренировать пальцы игрой в разных темпах, от
медленного к более оживленному.
В процессе выбора репертуара обязательно должен принимать участие и сам
учащийся. Любима среди учеников- вальсовая музыка, где общей чертой
является кантиленное начало. («Медленный вальс» Д. Кабалевского, «Вальс»
Б.Дварионоса,
«Лирический
вальс»
Д.Шостаковича
и
т.д.).
Кантиленные
пьесы
лежат
в
основе
педрепертуара
на
протяжении
всего
обучения
и
представляют значительную трудность при исполнении учащимися разного
уровня . Как правило в основе кантиленных пьес лежит красивая мелодия. А
мелодия
предполагает
плавное
и
певучее
исполнение.
Штрих
легато
-основной
прием
игры
на
фортепиано,
и
работе
над
этим
штрихом
необходимо
уделять
внимание
на
протяжении
всего
периода
обучения
в
ДМШ. Легато – это основа звукоизвлечения на фортепиано. Преподаватель
должен помнить о необходимости включения в репертуар учащихся таких
пьес.
Работа
над
ними
дает
возможность
закрепления
приобретенных
звуковых и интонационных представлений, воспитывает слуховой контроль и
10
культуру звукоизвлечения; осознанное отношение к фразировке и «дыханию»
мелодии.
[Шмитц-Шкловская
«О
воспитании
пианистических
навыков»
стр.67].
При
разучивании
кантиленных
пьес
существует
проблема
в
связности звуков. Задача состоит в том, чтобы связать без толчка один звук с
другим, переступая с пальца на палец или передавая «эстафету» от одного
пальца к другому. Шагающие пальцы ведут руку, которая подкрепляет их и в
тоже время сохраняет общее плавное движение. Взаимодействие пальцев и
руки придает звукам глубину, а мелодии – связность. Необходимо следить,
чтобы руки были свободными, а пальцы собранными.
Важным моментом при работе над танцевальной пьесой является работа над
аккомпанементом.
Именно
аккомпанемент
помогает
лучше
понять
произведение,
определить
его
характер
и
дает
возможность
ребенку
познакомиться с простыми приемами сопровождения. А также развивает
внутреннюю
пульсацию,
совершенствует
навык
владения
метро-ритмом
[Баренбойм Л. «Фортепианно-педагогические принципы» стр56]. Например:
«Финский
танец»
композитора
А.
Жилинскиса.
В
данной
пьесе
аккомпанемент построен по схеме бас-интервал. Очень важно правильно
сформировать навык исполнения : опора на бас и легкость 2-ой и 3-ей доли. В
этом
танце
партия
левой
руки
на
протяжении
всего
произведения
исполняется
приемом
«щипком»
на
стаккато
с
опорой
на
бас
4,5-ми
пальцами. Мы считаем вместе с ребенком вслух, ярко выделяя первую долю,
учим отдельно аккомпанемент. Правильный навык этого приема развивает и
укрепляет слабые 4-ый и 5-ый пальцы, вырабатывает навык исполнения
аккордов
и
интервалов,
закрепляется
понятие
аппликатурная
позиция.
В
работе над мелодией определяем предложения ; их два ,отмечаем
начало
каждой
фразы
и
главные
звуки
в
ней.
Затем
проигрываем
их,
выделяя
кульминацию
в
каждой.
Зачастую
именно
на
таких
пьесах
происходит
первичное знакомство с приемом педализации.
11
Важное значение в пьесах танцевального характера имеют штрихи. Именно
они придают каждому произведению особую неповторимость. В этом танце
различные штрихи в партии обеих рук. Тщательно работаем с учеником над
исполнением точного приема «села рука»(опора на первый палец, слежу
чтобы рука не шлепала и и не ударяла по клавишам. На одном движении
отпрыгивала
на
стаккато
посредством
уменьшения
силы.
Во
2-ой
части
необходимо проследить за объединяющими движениями руки. Именно на
одном
движении
ученик
должен
исполнить
целое
предложение
точными
штрихами, активными пальцами, на крещендо, не прерывая мелодию.
Еще одно немалое достоинство пьес танцевального характера- формирование
координации.
Ребенок
должен
научиться
координировать
звучность
аккомпанемента и мелодии, добиться независимой работы одной руки от
другой.
При
этом
каждая
рука
выполняет
свою
специфическую
задачу
[Голубовская Н. «О музыкальном исполнительстве»стр 74].
«Детский альбом» П.И.Чайковского –это превосходный материал для работы
с детьми. Пьеса «Болезнь куклы» - медленная, с грустными интонациями
музыка передает печальное настроение. Прошу ученицу охарактеризовать
музыку.
Показываю,
что
фактура
данной
пьесы
выражена
в
виде
разложенных
4-х
звучных
аккордов,
но
это
не
мешает
услышать
выразительную мелодию, имеющую всегда нисходящее движение. Трудность
исполнения
-
суметь
продолжить
мелодическую
линию
через
паузы,
т.е.
заставить слух ребенка играть мелодию так, как будто пауз нет. В этом
произведении дети чаще всего играют по такту, этого нельзя допустить.
Можно
предложить
поиграть
отдельно
басовую
линию,
выписанную
половинными
нотами
хорошим
глубоким
звуком
на
легато,
а
затем
в
сочетании с мелодией. Чтобы ученик услышал своеобразный диалог 2-х
голосов. Обязательно определить моменты дыхания и кульминации.
Трудно переоценить роль подобного рода пьес для художественного развития
учащихся: именно они, зачастую представляют собой простейшие образцы
программной музыки, в наиболее прямой и доступной форме способствует
12
ощущению
и
пониманию
теснейшей
связи
музыки
с
жизнью
[Б.Милич»Воспитание ученика-пианиста»стр132].
Заключение
Одним
из
залогов
плодотворности
преподавательской
работы
является
тесный
контакт
педагога
с
учеником.
Их
взаимопонимание
основано
на
творческом
интересе
к
познанию
музыки.
Работая
над
музыкальным
произведением
педагог,
учитывая
индивидуальность
ребенка
стремится
натолкнуть
его
на
самостоятельные
поиски
и
решения.
В
работе
над
репертуаром педагог должен добиваться различной степени завершенности
исполнения
музыкального
произведения,
учитывая,
что
некоторые
произведения должны быть подготовлены для исполнения в классе, другие
для ознакомления, третьи для публичного исполнения. Приступая к подбору
репертуара, педагог должен четко понимать с какой целью выбирается то или
иное произведение.
13
Список использованной литературы:
1.Голубовская Н.И. «О музыкальном исполнительстве»Музыка 1985 г.Москва
2.Б.Милич «Воспитание ученика –пианиста» Муз. Украина 1982 год
3.М.Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков»
Музыка
«2 001год Москва
4.Алексеев А. «Методика обучения игры на фортепиано» Москва 1983 год
5.Л.Баренбойм «Фортепианно-педагогические принципы»Ленинград 1982 год