Автор: Мурзина Алла Альбертовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ "Обдорская гимназия"
Населённый пункт: ЯНАО г. Салехард
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Наши духовные ценности"
Раздел: полное образование
Наши духовные ценности.
Воспитывает не только историческая память в своем городе и в
своем селе - воспитывает человека его страна в целом.
Д. С. Лихачев
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Наши духовные ценности» основана на концепции,
согласно
которой
высокий
духовно-нравственный
потенциал
русского
искусства
позволяет
рассматривать
отечественную
художественную
традицию
как
ведущую
в
культурологическом образовании учащихся общеобразовательных учреждений.
Элективный курс «Наши духовные ценности»» имеет интегрированный характер,
включающий в себя сведения о разных видах искусства и литературы.
В основу элективного курса положена история культуры и искусства России со
времени зарождения славянской нации до начала XX в.
Цель
элективного
курса: формирование
у
учащихся
представлений
о
русской
художественной культуре как о величайшей национальной и общечеловеческой ценности,
воплотившей вневременные духовные и нравственные идеалы.
Задачи элективного курса:
1.Показать
русскую
художественную
культуру
как
целостность,
вобравшую
исторический
опыт
русского
народа,
его
миропонимание
и
отразившую
русский
национальный менталитет.
2. Дать представление об истоках и основных этапах исторического развития русской
художественной культуры, выявить закономерности ее эволюции в соотнесенности с
традициями европейской и мировой культуры.
3. На
материале
конкретных
произведений
литературы,
живописи,
музыки,
зодчества,
театра
и
других
видов
искусства
раскрыть
особенности
художественно-
образного мышления великих русских мастеров.
Основные функции элективного курса:
1. Может выступать в роли «надстройки», дополнения содержания профильного
курса.
2. Может развивать содержание одного из базисных курсов, изучение которого в
данной школе осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне.
3. Может быть направлен на удовлетворение познавательных интересов отдельных
школьников в областях деятельности человека, как бы выходящих за рамки выбранного
им профиля.
Актуальность элективного курса «Наши духовные ценности»» определяется тем,
что в современных педагогических теориях все большее значение приобретают идеи
гуманизации
содержания
гражданского
образования
и
воспитания.
Это
получает
подтверждение на практике: в общеобразовательных школах широко развиваются учеб -
ные предметы, связанные с гуманитарной областью знаний.
Русская художественная культура - часть мировой художественной культуры. В
течение
тысячелетней
истории
русское
искусство
утверждало
приоритеты
общечеловеческой
значимости:
милосердие
и
сострадание,
чувство
сопричастности
судьбам простого народа, высокие духовные истины нераздельности красоты, добра и
любви, а также исконно национальные идеалы патриотизма и государственности. Эти
основы
художественной
культуры
могут
сыграть
важную
роль
в
заполнении
мировоззренческого
«вакуума»
в
современной
школе,
сформировать
у
подростков
нравственные установки.
Предназначение программы.
Материал
элективного
курса
рассчитан
на
учащихся
9-10
классов.
Программа
элективного курса может быть использована:
а) в общеобразовательных школах;
б) в
о б р а з о в а т е л ь н ы х
у ч р е ж д е н и я х
с
у гл у б л е н н ы м
и з у ч е н и е м
культурологических дисциплин;
в) в
о б щ е о б р а з о в а т е л ь н ы х
ш ко л а х
к а к
с о с т а в н а я
ч а с т ь
к у р с а
«Мировая художественная культура»;
г) как
школьный
компонент
учебного
плана
в
виде
предмет а
п о
выбору в поддержку предметов гуманитарного профиля.
Содержание элективного курса разработано с учетом Государственного стандарта
общего образования по предметной области «Мировая художественная культура»,
касающейся изучения истории художественной культуры России, произведений искусства
великих русских мастеров.
Обзор содержания программы
Элективный
курс
«Наши
духовные
ценности»»
обобщает
ключевые
межпредметные
знания,
полученные
учащимися
ранее
при
изучении
предметов
гуманитарного цикла (литературы, истории). Вместе с тем содержание данного курса не
повторяет другие гуманитарные дисциплины, имеет ярко выраженную специфику и
новизну, обусловленные интегративным основанием самого предмета.
Элективный
курс
охватывает
достаточно
широкий
круг
проблем,
но
он
не
направлен на освоение всей суммы знаний по истории русского искусства. Беседы о
русской
культуре
предполагают
широкое
знакомство
с
шедеврами
древнерусского
зодчества,
иконописью,
музыкальным
и
театральным
искусством,
творчеством
художников-передвижников,
книжным
делом,
русским
народным
декоративно-
прикладным искусством и т.д.
В основу программы элективного курса « Наши духовные ценности» положены
два принципа - и с т о р и з м а и т е м а т и з м а .
Принцип историзма позволяет выявить
истоки
и
наиболее
значимые
этапы
развития
отечественных
культурных
традиций,
показать эволюцию художественных «стилей эпохи» и выделить на этом пути наиболее
значимые духовно-нравственные основы, запечатленные в шедеврах искусства. Принцип
тематизма
концентрирует
внимание
учащихся
на
«знаковых»
характеристиках
художественной культуры определенного исторического периода, облегчает понимание
особенностей
творчества
великих
русских
мастеров,
закрепляет
представление
об
общности закономерностей развития разных видов искусства в культуре России.
В
программе
представлены
пять
разделов,
охватывающих
материал
развития
русской художественной культуры от древности до конца XIX в. Учитель имеет полное
право на авторское прочтение программы и привнесение в содержание элективного курса
других художественных произведений.
Новизна
программы. Эвристическая направленность на формирование художественной
культуры
учащихся
как
части
культуры
духовной,
приобщение
школьников
к
миру
искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество
учащихся и освоение художественного опыта прошлого.
Методы
преподавания
элективного
курса
«Наши
духовные
ценности»
определяются:
• спецификой интегративного содержания данной дисциплины, что предполагает
целостный
подход
к
освоению
художественных
явлений
и
текстов
в
их
тесной
взаимосвязи и взаимодействии с проблемами духовно-нравственной оценки культуры той
или иной эпохи;
• приоритетной
ролью
творческих
методов
обучения,
позволяющих
включать
школьников в активную деятельность, связанную с анализом и оценкой произведений
искусства прошлого и настоящего.
Структура
программы. Программа состоит из пяти разделов; в каждом из них
выделены темы.
Введение включает в себя ознакомление учащихся с целями и задачами элективного
курса
«Наши
духовные
ценности»,
кругом
вопросов
и
тем,
с
которыми
учащимся
предстоит работать на уроках.
П е р в ы й
р а зд ел знакомит
учащихся
с
истоками
возникновения
русской
художественной культуры, материал объединен проблемой становления идеалов высокой
духовности в искусстве Древней Руси.
Второй
разд ел раскрывает
особенности
русского
народного
декоративно-
прикладного искусства. Учащиеся знакомятся с различными видами народных ремесел и
старинных промыслов.
Третий
раздел дает возможность узнать о русских народных традициях, обычаях,
праздниках,
обрядах,
расширить
представление
о
богатой
духовной
жизни
русского
народа в разные периоды своего существования.
Четвертый
раздел раскрывает
особенности
развития
традиционных
духовно-
нравственных проблем в художественной культуре России эпохи Просвещения.
Пятый раздел посвящен русской художественной культуре ХГХ в. Особое внимание
в разделе уделено рассмотрению влияния литературы на другие виды искусства, в
особенности на становление русской классической музыки.
Содержание программы элективного курса
Любовь к своей Родине - это не нечто отвлеченное, это и
любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее
культуры, гордость своей историей.
Д. С. Лихачев
Введение
«Душа народа - душа России».
Цели и задачи элективного курса «Наши духовные ценности». Русская
художественная культура от Древней Руси до начала XX века.
Раздел I. Русская старина
«Там русский дух, там Русью пахнет».
Искусство восточных славян. Принятие христианства. Искусство Киевской Руси.
Азбука архитектуры. Древнерусское каменное и деревянное зодчество. Основные черты
древнерусской
архитектуры.
Золотое
кольцо
России.
Древние
русские
монастыри.
Искусство
Москвы.
Древнерусская
живопись.
Русская
икона.
Великие
русские
ико-
нописцы.
Письменность
и
книгопечатание.
Колокольные
звоны
-
составная
часть
духовной российской культуры.
Раздел И. Художественный мир русских народных
праздников
«Златые страницы календаря».
Русские народные праздники, традиции, обычаи, обряды. Понятие «праздник».
Понятие «календарный праздник». Связь календарных народных праздников в
Древней Руси со сменой времен года. Самобытность праздников. Русские народные
праздники, традиции, обычаи и обряды в наши дни.
Раздел III. Русское народное декоративно-прикладное
искусство
«Живое дерево ремесел».
Русские народные промыслы. Виды декоративно-прикладного искусства. Искусство
стилизации и манера мастера. Дымковская игрушка, скопинская керамика, хохломская и
городецкая росписи по дереву, роспись по металлу (жостовские подносы), искусство
Гжели.
Изделия
из
кости.
Тканые
изделия
из
природных
материалов.
Вологодское
кружево. Искусство Палеха (искусство лаковой миниатюры). Загорская и семеновская
матрешки.
Раздел IV. Искусство и культура эпохи Просвещения «Век разума».
Искусство
Петровской
эпохи.
Архитектура,
скульптура,
живопись.
Пригороды
Санкт-Петербурга. Петропавловская крепость. Исаакиевский собор. Невский проспект.
Русский классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга: Летний сад, Александро-Невская
лавра. Выдающиеся русские портретисты - Рокотов, Никитин, Матвеев, Боровиковский,
Левицкий, Аргунов.
Раздел V. Искусство и культура XIX века «Век надежды и
пробуждения».
«Золотой век» надежды и пробуждения в русской художественной культуре. Великие
русские художники XIX в. Законы «чистого искусства». Художники-передвижники.
Жанровое разнообразие изобразительного искусства XIX в. Великий русский художник В.
И. Суриков. Русское музыкальное искусство. «Могучая кучка». Вершинные произведения
русского музыкального и изобразительного искусства. История русского театра «Три века
русской сцены». Театр Петрушки. Федор Волков - основатель первого русского театра.
Крепостной театр. Реформаторы русской сцены - К. С. Станиславский и В. И. Немирович-
Данченко. Традиции русского театра в Европе. Великие русские актеры: Мария Ермолова,
М. Щепкин, Мочалов, династия Садовских и др.
Календарно-тематическое планирование элективного курса
№ урока
Кол-
во
часов
Тема урока
Примечание
1
1
Введение. Цели и
задачи элективного
курса «Наши
духовные
ценности»».
2
1
Искусство
восточных славян
3
1
Русская старина.
Искусство Киевской
Руси. Принятие
христианства.
Азбука архитектуры
4
1
Русское каменное
зодчество.
Особенности архи-
тектуры Древней
Руси 1X-XV1 вв.
5
1
Древние русские
города. Золотое
кольцо России
6
1
Искусство Москвы.
«Город чудный,
город древний»
7
1
Колокольные звоны
-составная часть
духовной Российской
культуры
8
1
«Книга для неграмот-
ных». Русская икона
-одна из самых
высоких вершин
мировой художе-
ственной культуры,
величайшее духовное
достояние русского
народа.
Древнерусская
живопись.
Художники Древней
Руси. Письменность
и книгопечатание
9
1
Русские народные
традиции, праздники,
обычаи и обряды.
Этнографическое
творчество русского
народа
10
1
«Живое дерево
ремесел». Русское
народное деко-
ративно-прикладное
искусство. Русские
народные промыслы
11
1
Искусство и культура
эпохи Просвещения.
XVIII в. Искусство
Петровской эпохи.
Архитектура.
Пригороды Санкт-
12
1
Выдающиеся русские
портретисты XVIII в.
-Рокотов,
Боровиковский,
Никитин, Левицкий.
Станковое искусство.
13
1
Искусство и культура
XIX в., «Века
надежды и
пробуждения».
Великие русские
художники XIX в.
14
1
«Мыслю народ как
личность».
Творчество Василия
Ивановича Сурикова
15
1
«Музыка - душа
народа». Русское
музыкальное
искусство XIX в.
16
1
«Театр уж полон...»
История русского
театрального
искусства
17
1
«Путь, длиной в
века...»
Заключительные
занятия. Итоговый
контроль знаний,
умений и навыков
учащихся
Основные умения и навыки учащихся
Учащиеся должны знать:
1.Основные эпохи в развитии русской художественной культуры.
2.
Основные стили и направления в русской художественной культуре.
3.
Роль древнерусского искусства для современности.
4.
Роль и место русского классического наследия в художественной
культуре современности.
5.
Выдающиеся памятники русского искусства и культуры.
6.
Основные
понятия,
определения,
термины,
связанные
с
историей
русской художественной культуры.
Учащиеся должны уметь:
1. Отличать и анализировать произведения русской художественной культуры.
2. Дать самостоятельную оценку различных произведений искусства, характерных
для различных эпох и стилей.
3. Объяснять
роль
и
значение
русской
художественной
культуры
для
духовного
развития современного человека.
4. Пользоваться
словарной
и
справочной
литературой
по
и с ку сству,
художественными произведениями, анализировать и интерпретировать текст.
Учащиеся должны иметь представление:
1.
Что такое культура вообще.
2.
Что такое художественная культура.
3.
Что такое художественный образ.
Об эстетических и художественных ценностях.