Напоминание

Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение условий для её развития на уроках математики


Автор: Мешкова Людмила Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №3
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение условий для её развития на уроках математики
Раздел: среднее образование





Назад




Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение условий для её развития на уроках математики. Мешкова Людмила Викторовна – учитель математики (г. Уфа) « Личность- звено между мотивацией и её реализацией» (З.Фрейд) Мотивация - важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий её сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает удовольствие от самой деятельности, а затем и от её результата. Мотивация – средства, процессы, побуждающие к познавательной деятельности, активному освоению материала. «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным». Б.Паскаль Как построить работу с детьми интересно и творчески? Как вовлечь в активную жизнь класса всех и каждого? Как научить школьников учиться и испытывать удачу и успех в процессе учебы? В методике преподавания математики есть три ключевых вопроса: Что преподавать? Как преподавать? Зачем преподавать? Главный из них последний. Часто подобный вопрос задают дети: «Зачем нужно изучать математику?» От того, как мы ответим на этот вопрос, зависит многое: исчезнет та положительная мотивация, которая необходима для развития интереса к предмету или появится. Поэтому одной из первых работ в 5 классе является сочинение на тему: «Математика в профессии моих родителей» или «За что я люблю и не люблю математику». Ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что «интерес» (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Каждый учитель огорчается, видя на своих уроках скучающие лица; когда же ученики работают увлеченно, азартно, то и учитель испытывает удовлетворение. Умение увлечь учеников работой, и есть, в конечном счете, педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. Изжить скуку на уроке помогают, например, командные математические соревнования. В этом году в 5а и 5г классах прошли турниры смекалистых. В прошлом – «Путешествия по стране чисел». Мы говорим: «Урок - основная форма организации обучения». При этом мы четко знаем, что нужно дать на уроке: перед нами программа и учебник. Но как преподнести учащимся материал? Как же возникает хороший урок? Изложу свою точку зрения. Урок, во-первых, должен быть продуман во всех деталях, чтобы они логично следовали одна из другой, а учащиеся понимали, почему, что и зачем они делают на занятии. Во-вторых, полезно придерживаться принципа «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Всё, что учитель говорит, желательно воплощать в какие-то зримые образы. В-третьих, учащихся необходимо тщательно готовить к осознанию темы урока, а не писать заранее её на доске. Целесообразность изучения темы должна осознаваться постепенно по ходу занятия, а не навязываться извне. В-четвертых, на уроке должно быть интересно. Но без эмоций, без переживаний ум не напрягается. Интерес возникает там, где учителю удается заразить ребят своей эмоциональностью.
Важнейшим фактором успеха в обучении является интерес учеников к предмету. Учитель должен строить свою работу таким образом, чтобы способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, будить их инициативу, фантазию, творческий поиск. Следовательно, и учебник и урок должны быть увлекательными. Интерес школьника к учению надо рассматривать как один из самых мощных факторов обучения. Но игровое обучение – это не уступка ленивому ученику, чтобы позабавить его и тем самым заставить учиться. Обучение должно вызывать удовольствие. Математику надо рассматривать не как систему истин, которые надо заучивать, а как систему рассуждений, требующую творческого мышления. Умение заинтересовать математикой – дело непростое, и в этом смысле личного мастерства учителя или автора учебника нельзя недооценивать. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависят от методических приемов, которые выбирает учитель. С этой целью использую следующие педагогические технологии: проблемное обучение; приемы разноуровнего обучения; идея историзма в обучении математике. Объяснение нового материала веду в ходе диалога «учитель-ученик». 6 класс. Тема «Координатная плоскость». Построение всевозможных фигур: самолет, лебедь, петух, крокодил, кошка и т.д. С годами накапливаются подобные рисунки. Затем ребята придумывают свои. 5-6 классы. Тема «Диаграммы». Изображаем успеваемость своего класса, посещение секций, процесс питания. 9 класс. Тема «Последовательности» приобретает совершенно другое качество после легенды о шахматах, рассказе о Гауссе. 8 класс.Тема «Решение дробно-рациональных уравнений» - деловая игра «Професии». 10 класс. Математический турнир по теме «Тригонометрические формулы». 7 класс. Тема: «Решение задач с помощью уравнений». Задачи из глубины веков. 6 класс. «Путешествие в Страну Дроби. «Удивительный мир рациональных чисел». Бесспорно, ребятам интересно на уроках лабораторных работ. Измеряем площади и объемы фигур, получаем число B , измеряем углы в треугольниках и четырехугольниках, строим симметричные фигуры. Ребятам интересно, когда много наглядности. Геометрия. Тема «Симметрия». Урок провожу в виде выставки работ учеников, накопленных за годы. Это выставка поражает воображение, заставляет сделать ещё лучше. Разбуженное честолюбие, гордость за свой труд – один из сильнейших приемов стимулирования деятельности учащихся. Важно, чтобы всё, что учитель делает на уроке, было значимо ребёнку, а потребности учеников 5-го класса отличаются от потребностей старшеклассников. Пятиклассникам очень важно занять достойное положение в коллективе – это ведущий мотив поведения младшего подростка и поэтому с ним надо организовывать как можно больше коллективных дел, игровых моментов. Хорошие результаты дают уроки, проведенные старшеклассниками. Вместе с ними разрабатываем, выбираем задачи, ребусы. У старших подростков появляются другие потребности – быть популярным, ему важно утвердится в собственном мнении. Вот с этого момента необходимо переходить на уровневую систему обучения, развивающую личность. Эта система даёт право ребенку самому определять уровень знаний, формы самостоятельной работы, самостоятельно разбирать теоретический материал. Я работаю в гуманитарных классах. Ребята увлечены языками, литературой,
историей. Для выступления на Научно-практической конференции подбираю темы интересные им: «Невозможный мир Мориса Эшера», «Паркеты в геометрии» , «Математика в искусстве» , «Омар Хайям – математик и поэт» , «Математические софизмы» , «Геометрия и мода». Для активизации познавательной деятельности учащихся использую игровые уроки, конкурсы решения нестандартных задач, устный счет, тесты, викторины, сказки, исторический материал, конкурс рисунков, стихов о математике, выезжаю с детьми в математические школы в г. Белорецк. Элементы игры, включенные в урок, оказывают заметное влияние на деятельность учащихся. Игры можно использовать на различных этапах урока: при опросе или проверке домашнего задания, при самостоятельном изучении нового материала, при закреплении его. Игра, учение, труд являются основными видами деятельности человека. При этом игра готовит ребенка, как к учению, так и к труду, сама являясь одновременно и учением и трудом. Игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Таким образом, игра оказывает большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение. С целью проверки знаний основных понятий, формул предлагаю учащимся тестирование после изучения разделов, отдельных тем. Одним из путей повышения интереса к изучению школьного курса математики является хорошо организованная внеклассная работа. Тематические предметные недели способствуют развитию личностных качеств учащихся, сближают учителя и ученика. Внеклассная работа по математике с детьми – важная составная часть учебно-воспитательного процесса. Это вотчина самого учителя. Именно здесь раскрываются математические «пристрастия» педагога и способности учащихся. Математические вечера, викторины, игры, КВНы… При их подготовке и проведении ученики и учитель проявляют бурную фантазию, творческие способности. На вечерах проводятся конкурсы, укрепляющие знания учеников, показывающие значение математики в жизни и практической деятельности. Украшением математического вечера становятся пьесы на темы математических открытий, биографий ученых древности. Сказка – это поэзия. Казалось бы, сказка и математика – понятия несовместимые. Яркий сказочный образ и сухая абстрактная мысль! Но математические сказки, сказочные задачи усиливают интерес к математике. Дети 5-7 классов любят их сочинять. На уроках знакомлю учеников с историей развития математических понятий и символов, рассказываю об известных ученых математиках, большое дарование которых сочеталось также с проявлением творческого интереса к музыке, поэзии, прозе. В активизации умственной деятельности учащихся в процессе обучения видное место занимает работа над учебником и учебной литературой. Проведя на уроке объяснение нового материала, прошу найти в тексте параграфа то, о чем не говорилось на уроке. Дома подготовить небольшие сообщения по истории математики непосредственно по изучаемой теме: о появлении отрицательных чисел, нуля, о происхождении алгебры и геометрии, истории процентов, системы координат, об единицах измерения отрезков, площадей у разных народов, о создателе четырехзначных таблиц и т.д.
Большую роль для повышения уровня знаний играют профильные лагеря по математике, информатике, физике, проводимые в каникулы. Несколько лет сотрудничаю с Белорецкой компьютерной школой. Проводимые математические лагеря пользуются у учащихся особой популярностью. К преподаванию в лагерях привлекаются непременно высококвалифицированные специалисты, известные преподаватели – мастера своего дела. Основные цели и задачи лагерей: 1.Организация полноценного отдыха. 2.Повышение уровня знаний участников. 3.Предоставление возможности участникам, увлеченным предметом, пообщаться со сверстниками, разделяющими их интересы, ведущими специалистами и преподавателями в избранной области. 4.Выявление одаренных школьников и их дальнейшая поддержка. 5.Закрепление интереса учащихся к избранному предмету, активизация их познавательной деятельности, расширение кругозора. 6. Развитие у школьников, одаренных в области точных наук, логического мышления и повышения общей и профессиональной культуры. Приемы и методы, позволяющие стимулировать интерес к учебе: 1. Использование проблемных ситуаций. 2. Различные формы работы с книгой. 3. Работа в парах. 4. Использование на уроках элементов историзма, занимательности (уроки-сказки, уроки- путешествия, уроки-кроссворды). 5. Использование всевозможных видов поощрений (Жетоны, звезды, слова, вручение удостоверений «Лучшему математику»). 6. Наглядность, доступность, оригинальность решений различными способами, самостоятельность в получении знаний, выборе метода решения задачи, связь науки с практикой; анкетирование, тестирование. 7. Самостоятельные работы с использованием аналогий, сравнений. 8. Изложение материала блоками. 9. Наблюдение за речью. 10. Творческие задания (составление задач, построение симметричных фигур, т.д.) 11. Разнообразие заданий для устного счета.(блок-схемы, закодированные ответы, эстафеты). Слово «математика» в переводе с греческого означает знание, наука. И, поэтому, если человек был сведущ в математике, то это всегда значило высшую степень учености человека. Выдающийся швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци утверждал, что знание математики позволяет более правильно воспринимать окружающий мир, находить истину, укреплять здравый смысл. Математика – метод и язык познания окружающего мира. Исходя из этого вывода необходимо понимать, что математике нужно научить каждого ученика, различие может быть только в объеме изучаемого материала. Никакие результаты нельзя признать хорошими, как бы высоки они небыли, если ребёнок мог бы достигнуть более высоких. И никакие результаты, как бы они не были малы, нельзя признать плохими, если они соответствуют максимальным возможностям ребёнка.
Моё личное убеждение заключается в том, что «математика ум в порядок приводит». Я верю медикам, что математика продлевает жизнь, давая возможность на долгие годы сохранять голову светлой, а человека работоспособным, энергичным, и моя задача – убедить в этом учеников. «Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и её преподаванием». Вот так и для меня радость - это заниматься математикой, но ещё большая радость, если удается воспитать ученика, любящего математику, или хотя бы такого, который с интересом учит математику.


В раздел образования