Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение условий для её развития на уроках математики
Автор: Мешкова Людмила Викторовна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ Гимназия №3 Населённый пункт: город Уфа Наименование материала: статья Тема: Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение условий для её развития на уроках математики Раздел: среднее образование
Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение условий
для её развития на уроках математики.
Мешкова Людмила Викторовна – учитель математики (г. Уфа)
«
Личность- звено между мотивацией и её реализацией» (З.Фрейд)
Мотивация - важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности
выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий её сформированности. Он
заключается в том, что ребенок получает удовольствие от самой деятельности, а затем и от её
результата.
Мотивация – средства, процессы, побуждающие к познавательной деятельности, активному
освоению материала.
«Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не
упускать случаев делать его немного занимательным».
Б.Паскаль
Как построить работу с детьми интересно и творчески? Как вовлечь в активную жизнь
класса всех и каждого? Как научить школьников учиться и испытывать удачу и успех в процессе
учебы?
В методике преподавания математики есть три ключевых вопроса: Что преподавать? Как
преподавать? Зачем преподавать? Главный из них последний. Часто подобный вопрос задают
дети: «Зачем нужно изучать математику?» От того, как мы ответим на этот вопрос, зависит
многое: исчезнет та положительная мотивация, которая необходима для развития интереса к
предмету или появится. Поэтому одной из первых работ в 5 классе является сочинение на тему:
«Математика в профессии моих родителей» или «За что я люблю и не люблю математику».
Ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что «интерес» (по И. Герберту) –
это синоним учебной мотивации.
Каждый учитель огорчается, видя на своих уроках скучающие лица; когда же ученики
работают увлеченно, азартно, то и учитель испытывает удовлетворение. Умение увлечь
учеников работой, и есть, в конечном счете, педагогическое мастерство, к которому мы все
стремимся. Изжить скуку на уроке помогают, например, командные математические
соревнования. В этом году в 5а и 5г классах прошли турниры смекалистых. В прошлом –
«Путешествия по стране чисел».
Мы говорим: «Урок - основная форма организации обучения». При этом мы четко знаем,
что нужно дать на уроке: перед нами программа и учебник. Но как преподнести учащимся
материал? Как же возникает хороший урок? Изложу свою точку зрения.
Урок, во-первых, должен быть продуман во всех деталях, чтобы они логично следовали
одна из другой, а учащиеся понимали, почему, что и зачем они делают на занятии.
Во-вторых, полезно придерживаться принципа «Лучше один раз увидеть, чем сто раз
услышать». Всё, что учитель говорит, желательно воплощать в какие-то зримые образы.
В-третьих, учащихся необходимо тщательно готовить к осознанию темы урока, а не
писать заранее её на доске. Целесообразность изучения темы должна осознаваться постепенно
по ходу занятия, а не навязываться извне.
В-четвертых, на уроке должно быть интересно. Но без эмоций, без переживаний ум не
напрягается. Интерес возникает там, где учителю удается заразить ребят своей
эмоциональностью.
Важнейшим фактором успеха в обучении является интерес учеников к предмету.
Учитель должен строить свою работу таким образом, чтобы способствовать развитию
мыслительной деятельности учащихся, будить их инициативу, фантазию, творческий поиск.
Следовательно, и учебник и урок должны быть увлекательными. Интерес школьника к учению
надо рассматривать как один из самых мощных факторов обучения. Но игровое обучение – это
не уступка ленивому ученику, чтобы позабавить его и тем самым заставить учиться. Обучение
должно вызывать удовольствие. Математику надо рассматривать не как систему истин, которые
надо заучивать, а как систему рассуждений, требующую творческого мышления.
Умение заинтересовать математикой – дело непростое, и в этом смысле личного
мастерства учителя или автора учебника нельзя недооценивать. Многое зависит от того, как
поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение
сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависят от
методических приемов, которые выбирает учитель. С этой целью использую следующие
педагогические технологии: проблемное обучение; приемы разноуровнего обучения; идея
историзма в обучении математике. Объяснение нового материала веду в ходе диалога
«учитель-ученик».
6 класс. Тема «Координатная плоскость». Построение всевозможных фигур: самолет,
лебедь, петух, крокодил, кошка и т.д. С годами накапливаются подобные рисунки. Затем ребята
придумывают свои.
5-6 классы. Тема «Диаграммы». Изображаем успеваемость своего класса, посещение
секций, процесс питания.
9 класс. Тема «Последовательности» приобретает совершенно другое качество после
легенды о шахматах, рассказе о Гауссе.
8 класс.Тема «Решение дробно-рациональных уравнений» - деловая игра «Професии».
10 класс. Математический турнир по теме «Тригонометрические формулы».
7 класс. Тема: «Решение задач с помощью уравнений». Задачи из глубины веков.
6 класс. «Путешествие в Страну Дроби. «Удивительный мир рациональных чисел».
Бесспорно, ребятам интересно на уроках лабораторных работ. Измеряем площади и
объемы фигур, получаем число
B
, измеряем углы в треугольниках и четырехугольниках, строим
симметричные фигуры. Ребятам интересно, когда много наглядности. Геометрия. Тема
«Симметрия». Урок провожу в виде выставки работ учеников, накопленных за годы. Это
выставка поражает воображение, заставляет сделать ещё лучше. Разбуженное честолюбие,
гордость за свой труд – один из сильнейших приемов стимулирования деятельности учащихся.
Важно, чтобы всё, что учитель делает на уроке, было значимо ребёнку, а потребности
учеников 5-го класса отличаются от потребностей старшеклассников. Пятиклассникам очень
важно занять достойное положение в коллективе – это ведущий мотив поведения младшего
подростка и поэтому с ним надо организовывать как можно больше коллективных дел, игровых
моментов. Хорошие результаты дают уроки, проведенные старшеклассниками. Вместе с ними
разрабатываем, выбираем задачи, ребусы.
У старших подростков появляются другие потребности – быть популярным, ему важно
утвердится в собственном мнении. Вот с этого момента необходимо переходить на уровневую
систему обучения, развивающую личность. Эта система даёт право ребенку самому определять
уровень знаний, формы самостоятельной работы, самостоятельно разбирать теоретический
материал. Я работаю в гуманитарных классах. Ребята увлечены языками, литературой,
историей. Для выступления на Научно-практической конференции подбираю темы интересные
им: «Невозможный мир Мориса Эшера», «Паркеты в геометрии» , «Математика в искусстве» ,
«Омар Хайям – математик и поэт» , «Математические софизмы» , «Геометрия и мода».
Для активизации познавательной деятельности учащихся использую игровые уроки,
конкурсы решения нестандартных задач, устный счет, тесты, викторины, сказки, исторический
материал, конкурс рисунков, стихов о математике, выезжаю с детьми в математические школы
в г. Белорецк.
Элементы игры, включенные в урок, оказывают заметное влияние на деятельность
учащихся. Игры можно использовать на различных этапах урока: при опросе или проверке
домашнего задания, при самостоятельном изучении нового материала, при закреплении его.
Игра, учение, труд являются основными видами деятельности человека. При этом игра
готовит ребенка, как к учению, так и к труду, сама являясь одновременно и учением и трудом.
Игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные
воспитательные и образовательные возможности. В процессе игр дети приобретают самые
различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую
наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные
признаки. Таким образом, игра оказывает большое влияние на умственное развитие детей,
совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.
С целью проверки знаний основных понятий, формул предлагаю учащимся тестирование
после изучения разделов, отдельных тем.
Одним из путей повышения интереса к изучению школьного курса математики является
хорошо организованная внеклассная работа. Тематические предметные недели способствуют
развитию личностных качеств учащихся, сближают учителя и ученика. Внеклассная работа по
математике с детьми – важная составная часть учебно-воспитательного процесса. Это вотчина
самого учителя. Именно здесь раскрываются математические «пристрастия» педагога и
способности учащихся. Математические вечера, викторины, игры, КВНы… При их подготовке и
проведении ученики и учитель проявляют бурную фантазию, творческие способности. На
вечерах проводятся конкурсы, укрепляющие знания учеников, показывающие значение
математики в жизни и практической деятельности. Украшением математического вечера
становятся пьесы на темы математических открытий, биографий ученых древности.
Сказка – это поэзия. Казалось бы, сказка и математика – понятия несовместимые. Яркий
сказочный образ и сухая абстрактная мысль! Но математические сказки, сказочные задачи
усиливают интерес к математике. Дети 5-7 классов любят их сочинять. На уроках знакомлю
учеников с историей развития математических понятий и символов, рассказываю об известных
ученых математиках, большое дарование которых сочеталось также с проявлением творческого
интереса к музыке, поэзии, прозе.
В активизации умственной деятельности учащихся в процессе обучения видное место
занимает работа над учебником и учебной литературой.
Проведя на уроке объяснение нового материала, прошу найти в тексте параграфа то, о чем не
говорилось на уроке. Дома подготовить небольшие сообщения по истории математики
непосредственно по изучаемой теме: о появлении отрицательных чисел, нуля, о
происхождении алгебры и геометрии, истории процентов, системы координат, об единицах
измерения отрезков, площадей у разных народов, о создателе четырехзначных таблиц и т.д.
Большую роль для повышения уровня знаний играют профильные лагеря по
математике, информатике, физике, проводимые в каникулы. Несколько лет сотрудничаю с
Белорецкой компьютерной школой. Проводимые математические лагеря пользуются у
учащихся особой популярностью. К преподаванию в лагерях привлекаются непременно
высококвалифицированные специалисты, известные преподаватели – мастера своего дела.
Основные цели и задачи лагерей:
1.Организация полноценного отдыха.
2.Повышение уровня знаний участников.
3.Предоставление возможности участникам, увлеченным предметом, пообщаться со
сверстниками, разделяющими их интересы, ведущими специалистами и преподавателями в
избранной области.
4.Выявление одаренных школьников и их дальнейшая поддержка.
5.Закрепление интереса учащихся к избранному предмету, активизация их познавательной
деятельности, расширение кругозора.
6. Развитие у школьников, одаренных в области точных наук, логического мышления и
повышения общей и профессиональной культуры.
Приемы и методы, позволяющие стимулировать интерес к учебе:
1.
Использование проблемных ситуаций.
2.
Различные формы работы с книгой.
3.
Работа в парах.
4.
Использование на уроках элементов историзма, занимательности (уроки-сказки, уроки-
путешествия, уроки-кроссворды).
5.
Использование всевозможных видов поощрений (Жетоны, звезды, слова, вручение
удостоверений «Лучшему математику»).
6.
Наглядность, доступность, оригинальность решений различными способами,
самостоятельность в получении знаний, выборе метода решения задачи, связь науки с
практикой; анкетирование, тестирование.
7.
Самостоятельные работы с использованием аналогий, сравнений.
8.
Изложение материала блоками.
9.
Наблюдение за речью.
10. Творческие задания (составление задач, построение симметричных фигур, т.д.)
11. Разнообразие заданий для устного счета.(блок-схемы, закодированные ответы,
эстафеты).
Слово «математика» в переводе с греческого означает знание, наука. И, поэтому, если
человек был сведущ в математике, то это всегда значило высшую степень учености человека.
Выдающийся швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци утверждал, что знание
математики позволяет более правильно воспринимать окружающий мир, находить истину,
укреплять здравый смысл. Математика – метод и язык познания окружающего мира. Исходя из
этого вывода необходимо понимать, что математике нужно научить каждого ученика, различие
может быть только в объеме изучаемого материала.
Никакие результаты нельзя признать хорошими, как бы высоки они небыли, если
ребёнок мог бы достигнуть более высоких.
И никакие результаты, как бы они не были малы, нельзя признать плохими, если они
соответствуют максимальным возможностям ребёнка.
Моё личное убеждение заключается в том, что «математика ум в порядок приводит». Я верю
медикам, что математика продлевает жизнь, давая возможность на долгие годы сохранять
голову светлой, а человека работоспособным, энергичным, и моя задача – убедить в этом
учеников.
«Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и её преподаванием». Вот так и для
меня радость - это заниматься математикой, но ещё большая радость, если удается воспитать
ученика, любящего математику, или хотя бы такого, который с интересом учит математику.